До нашего времени сохранились образцы русского лицевого шитья, - удивительные многофигурные композиции работы самой Соломонии - пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию» с праздниками и «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Сохранились и однофигурные композиции - пелены «Богоматерь Петровская» и «Митрополит Петр» (напомню, что как и Сабуровы, святитель был галицко-волынского происхождения и по преданию его судьба тесно связана с ними), «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Кирилл Белозерский», «Преподобный Пафнутий Боровский», «Преподобный Леонтий Ростовский», «Преподобная Евфросиния Суздальская». Последняя работа говорит о внимании великокняжеской четы к суздальским святыням и монастырям - в 1509 году Василий Третий посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. К 1518 году были построены надвратная церковь Благовещения, храм Происхождения Честного Древа Креста Господня и Покровский собор, которые сохранились до нашего времени. Наряду с работами, вышедшими из мастерских других потомков Захарии Чета - Сабуровых, Годуновых и Пешковых, - лицевое шитье из мастерской великой княгини Соломонии постоянно упоминается в трудах искусствоведов - как наиболее яркие образцы русского искусства 16 века. Известно несколько икон этого столетия, с изображениями покровителей великокняжеской семьи - мученицы Соломонии, Василия Парийского и Василия Великого. Это икона «Василий Великий и великий князь Василий», благодаря которой мы знаем, как выглядел муж Соломонии - он изображен в полный рост напротив святого. Это икона «Братья Маккавеи, учитель их Елеазар и их мать Соломония», которая является вкладом великокняжеского дома в один из монастырей. И наконец, это образ «Богоматерь Владимирская с Василием Великим и Соломонией», который принадлежал роду Сабуровых. Что касается последней иконы, то эта копия знаменитой чудотворной иконы выполнена на высочайшем уровне, вероятно, царским иконописцем, который обращался непосредственно к иконе XII века (Владимирская икона Божией Матери вплоть до 1514 года сохранялась в первоначальном виде, без поновлений). В 17 веке в память о семейном союзе Василия и Соломонии, на полях иконы были изображены святые Василий и Соломония, а в 19 веке на обороте образа была нанесена надпись: " 1508 [года]. Из рода бояр великой княгини Соломонии перешла в род Денисовых, из рода Денисовых в род Кошутиных " .

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

Из-за гонений на церковь богоборческой власти мальчика крестили тайно. Имя дали в честь преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (день памяти 25 апреля). За первенцем в семье родились две дочери. Детские годы прошли в яркой многонациональной культурной среде. Украинц ы, русские, болгары, евреи, живя рядом, сохраняли особенности своей народной индивидуальности. Национальная пестрота края расширяла кругозор, побуждала учиться понимать и уважать разные мировоззрения и традиции. Родители между собой говорили по-болгарски, с детьми по-украински. Взрослые непрестанно трудились. В колхозе работали за «трудодни». Чтобы выживать, необходимо было иметь приусадебное хозяйство. Требовалось также сдавать сельскохозяйственные продукты по обязательному контракту государству. Детям, кроме обычных игр, приходилось помогать старшим. Отец Василий вспоминает, как подростком ходил с мамой собирать вишню в деревню, расположенную за восемнадцать километров. Нужно было ещё сделать крюк, чтобы вброд перейти реку. Специально выбирался погожий день. Выходили утром затемно, возвращались поздно вечером. Ходили, конечно, босиком. За помощь в уборке урожая хозяева разрешали набрать ягод себе. Мама на коромысле несла два ведра, а Василий - одно. Назад домой шли четыре часа. И по возвращении надо было как можно быстрее переработать ягоды. Кроме материальных забот семью объединяла и освящала духовная жизнь. Красный угол в доме был полон икон. Каждый день утром и вечером во время молитвы зажигалась лампада. Теплилась она и во все дни церковных праздников. Несмотря на шквал антирелигиозной пропаганды, дома постоянно звучало слово Божие. Вслух читали Евангелие и имевшиеся в доме православные книги на славянском, русском и болгарском языках. Часто чтецом был Василий. В войну Одесская область оказалась в оккупации. Немцы вошли в село в сентябре 1941 года. Вскоре открыли храм в прежнем здании церкви, которая богоборцами использовалась как кинотеатр. Престол храма был освящён в честь святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Священник пригласил мальчика помогать в качестве пономаря. Так с двенадцати лет началась служба Василия Стойкова в церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/22/ve...

С 1928 по 1936 гг. в церкви служил иерей Василий Парийский, ныне прославленный РПЦ в лике новомучеников Российских. Окончив Переяславское духовное училище, он поступил во Владимирскую Духовную семинарию. Но закончил только один курс и был направлен псаломщиком в родное село Александровского уезда. В 1925 году Василий был рукоположен во дьякона, а через 3 года – во священника к Тихвинской церкви села Титовское. Здесь он прослужил до 1936 года, когда был переведен в Успенский храм села Красное Куровского района Московской области. 27 ноября 1937 года о. Василий был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и 8 декабря того же года – расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой. После ареста последнего настоятеля священника Василия Умнова в 1938 году, храм был закрыт и разорен. В нем было хранилище картофеля, зерна и химических удобрений. К концу ХХ столетия от храма остались руины. Вновь возобновилось богослужение 10 апреля 1993 года, когда в этот храм настоятелем был назначен священник Георгий Кузнецов. В награду за мужество по восстановлению порушенного храма в безлюдном месте, 8 ноября этого же года настоятель и прихожане получили дорогой подарок – прекрасный образ святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя села, переданный настоятелем Успенской церкви Сергиева Посада протоиереем Владимиром Кучерявым. Чудотворный же образ Тихвинской иконы Божией Матери в годы гонений на Русскую Церковь чудом сохранился в Ильинской церкви Сергиева Посада. В 1998 году храмовая святыня вернулась в Тихвинскую церковь и по молитвенным обращениям прихожан продолжает являть благодатную помощь. Трудами настоятеля и прихожан разрушенная церковь уже восстановлена. Прихожанами являются жители г. Краснозаводска, которых привозит и увозит церковный автобус. Богослужения в церкви совершаются регулярно по праздничным и воскресным дням. По материалам сайта Сергиево-Посадского благочиния . Церковь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1758 г. в формах провинциального барокко на средства помещиц Е.А.Киреевской, А.А.Квашниной и Ф.А.Муравьевой. Приделы влкмч.Димитрия Солунского и свв.Захарии и Елисаветы (упразднен в 1833). Закрыта в 1941 г., с 1993 г. возрождается. Из святынь имеется храмовый образ Тихвинской Божией Матери, сохраненный в Ильинской церкви Сергиева Посада.

http://sobory.ru/article/?object=00056

В тот же день архиеп. Василий был назначен временно управляющим Литовской и Белостокской епархиями, однако предоставление ему митрополичьего сана и должности экзарха было признано преждевременным. По резолюции архиеп. Василия от 22 февр. 1945 г. было избрано Белостокское временное ЕУ, управляющим делами к-рого стал прот. Николай Винцукевич, настоятель Рождество-Богородичного собора в Бельск-Подляски и благочинный Бельского окр. В то же время на создание постоянного ЕУ и назначение отдельного епископа РПЦ для Польши патриарх не решился, рассчитывая на урегулирование спорных вопросов с Варшавской митрополией. Возможно, именно поэтому предложение Винцукевича и архиеп. Василия о хиротонии благочинного Хайнувского окр. прот. Иоанна Громотовича в викарного епископа для Белостокской епархии, высказанное в авг. 1945 г., не нашло одобрения у властей. 27 дек. 1945 г. митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) доложил на заседании Синода о положении церковных дел в Польше и о желании некоторых православных приходов Белостокского воеводства и других регионов Польши находиться под непосредственным духовным окормлением Минского архиепископа. Синод постановил «для обследования положения церковных дел в Польше путем непосредственного сношения с митрополитом Дионисием и епископом Тимофеем» командировать в Варшаву и Белосток уполномоченных патриарха - протопресв. Николая Колчицкого и секретаря патриархии Л. Н. Парийского. По результатам поездки от к.-л. новых действий в Польше было решено воздержаться. Духовное училище в Слуцке. Фотография. Нач. XX в. Духовное училище в Слуцке. Фотография. Нач. XX в. Уполномоченный СД РПЦ по БССР сообщал, что архиеп. Василий пользуется авторитетом у руководителей Совнаркома БССР, председатель к-рого Пономаренко и его заместитель А. М. Левицкий неоднократно вызывали архиерея для консультаций. Архиеп. Василий в 1945 г. просил власти республики усилить борьбу с католичеством в условиях активизации католич. прозелитизма на западе республики после массового исхода белорус.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

1513 год – освящение надвратной церкви во имя Преподобного Сергия с приделом Василия Парийского в Троице-Сергиевом монастыре. 1515 год – начало игуменства Иакова Кашина – ученика святителя Серапиона (1515–1520). 16 марта 1516 года – кончина святителя Серапиона, Троицкого игумена в 1495–1506 годах. А в 1517 году, 7 апреля, были обретены мощи святителя Серапиона (в настоящее время почивают в Серапионовой палатке). В мае 1518 года Василий III, готовясь к продолжению войны с Литвой, посетил Троицкий монастырь, чтобы «помолитися и благословитися, хотя пойти на Жихдимонта». 1520 год – начало игуменства Порфирия 1-го (1521–1524). Из пустынников Белоезерских, устроивший близ Кириллова Белоезерского монастыря собственную пустыню, которая носила название Порфириевой пустыни. 6 мая скончался уже находящийся на покое игумен Памва (Мошнин). В конце июля 1523 года Василий III побывал в Троицком монастыре перед походом на Казань. В 1524 году, в день Пятидесятницы, игумен Порфирий осмелился просить у посетившего монастырь Великого князя Василия III за внука Дмитрия Шемяки Путивльского князя Василия, за что был изгнан из монастыря и ввергнут в темницу. 1525 год – начало игуменства преподобного Арсения (Сахарусова; 1525–1527) Комельского. Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Его послушанием была переписка книг. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году. Часто он удалялся в уединенную Махрищскую обитель. Великий князь Василий, посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь. Удалился в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды. Там основал две уединенные обители. Скончался в 1550 году в Комельском лесу на реке Кохтыше. 1525 год – вклад в Троицкую обитель великим князем Василием III и его супругой Соломонией пелены «Явление Богоматери Сергию». Великоняжеская чета долгие годы безуспешно молилась о чадородии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Двенадцатый день Поучение 1-е. Преп. Василий исповедник, епископ Парийский (Все религиозные обряды должны быть проникнуты духом веры и любви к Богу) I. Npen. Василий был епископом города Пария, в Малой Азии, почему и называется Парийским. Жил в VIII веке при иконоборце Льве Исаврянине и много пострадал от него за иконопочитание. II. Преп. Василий был ревностным иконопочитателем. И теперь можно найти немало людей, которые заботятся об иконопочитании вообще и благоговении ко всему святому и ревностно исполняют все церковные обряды. Но следует заметить, что одни обряды, без веры, без духа и дел любви, не спасут и нас. Все внешнее в деле веры спасительно только тогда, когда оно служит выражением внутреннего; поэтому каждое наружное религиозное действие должно быть проникнуто духом веры и любви к Богу. Крестное знамение, поклоны, стояние на молитве, посещение храма Божия, целование креста, икон – все это имеет значение, цену спасительного дела, когда бывает выражением тех добрых святых чувствований, верований, желаний, стремлений, которые находятся в душе нашей. Вы изображаете на себе крест, – блюдите при сем, чтобы изображение креста было непременно выражением веры вашей в распятого Христа, знаком непрестанного нашего памятования о Его страданиях, претерпенных за нас. Вы дома становитесь на молитву, или в храм идете молиться, – блюдите, чтобы любовь к Богу, чувство благоговения, благодарности к Нему влекло вас в храм и вообще на молитву, а не на что-нибудь иное лицемерное, нечистое, греховное. Вы поститесь, – это дело доброе; но поститесь не по обычаю только, не по заведенному порядку, не по подражанию другим, не в перемене только одного рода пищи на другой поставляя пост, но в умеренном употреблении и постной пищи; поститесь для усмирения плоти своей. Пусть пост ваш будет выражением любви к Богу, желанием угодить Ему исполнением Его святых Заповедей. Вы говеете, исповедуетесь, причащаетесь Св. Таин, – бойтесь, как бы и это не было одним холодным, мертвым обрядом. Пусть же будут эти великие, спасительные таинства истинным стремлением души к примирению с Богом, к соединению со Христом и к исправлению жизни нашей. Спасает нас вера, любовь к Богу, а не одни наружные действия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

641.             Софроний, патриарх Иерусалимский. 11 марта. 655.             Мартин, папа Р., исповедник. 14 апр. 660.             Зосима преп., еп. Сиракузский. 30 марта. 662.             Максим исповедник, преп. Цареград. 13 авг. 681.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 6-й. 23 янв. 682.             Агафон преп., папа Р. 20 февр. 686.             Феодор, архиеп. Цареград. 27 дек. 8 век Григорий, еп. Акрагантийский. 23 ноября. Фалассий, преп. Ливийский. Субб. с. Антиох, преп. Палестинский. Субб. с. Иоанн Савваит, современник Иоанна Лествичн. Субб. с. Виталий, преп. из обители Серида. 22 апр. Павсикакий, еп. Синадский. 13 мая. Иоанн, преп. Раифский, друг Лествичника. Субб. с. Георгий преп., Хозевит. 8 янв. Анастасий преп., исповедник с преп. Максимом. 21 января. Ок. 730.       Ипатий, еп. Ефесский, и Андрей пресв., мучч. 21 сент. Герман, архиеп. Константинопольский. 12 мая. 740.             Землетрясение в Цареграде. 26 окт. 716–741.       Иулиан, Маркиан, и другие, мучч. при Льве Исаврянине. 9 авг. Георгий Лимнеот, пр. Олимпийский, исповедник. 24 авг. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник. 10 окт. Василий, еп. Парийский, исповедник. 12 апр. Иоанн, еп. Поливота Асийского. 1 дек. Ок. 742.       Петр, пресв. Капетолийский, мученик Дамасский от Агарян. 1 окт. 745.             Стефан исповедник, еп. Сурожский. 15 дек. 761.             Андрей, преп. Критский, муч. Цареград. 17 окт. 767.             Стефан новый, Василий, другой Стефан, два Григория и др., мучч. Цареградские. 28 ноября. 741–775.       Иаков преп., исповедник при Копрониме. 21 марта. Анфуса преп., дочь Конронима. 12 апр. Анфиса преп. и 90 сестер ее, страдавшие за иконы. 27 июля. 780.            Иоанн Дамаскин, Савваит. 1 дек. 781.            Павел, патриарх Цареград. 30 авг. Феофил новый, муч. Кипрский от СарацИн.30 янв. 787.             Собор Никейский 2, Вселенский 7. 11 окт. 780–790.       Михаил, преп. Зовийский, и с ним 36 иноков, мучч. от СарацИн.1 окт.; 790.             Исихий, преп. Вифинский. 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Февраль     1 Трифон, 2 Сретение Христово, 3 Симеон старец, 4 Исидор, 5 Агафа, 6 Вукол смирнский, 7 Парфений, 8 Феодор стратилат, 9 Никифор, 10 Харалампий, 11 Власий, 12 Мелетий, 13 Мартиниан, 14 Авксентий, 15 Онисим, 16 Памфил, 17 Тирон, 18 Лев, папа римский, 19 Архипп, 20 Лев катанский, 21 Тимофей, 22 Протерий, 23 Поликарп смирнский, 24 Обретение главы Предтечи, 25 Тарасий, 26 Порфирий, 27 Прокопий, 28 Василий. Март     1 Евдокия, 2 Нестор и Феодот, 3 Евтропий, 4 Герасим, 5 Еонон, 6 сорок два мученика, 7 Ефрем, пастырь херсонский, 8 Феофидакт, 9 сорок мучеников, 10 Кодрат, 11 Софроний, 12 Феофан, 13 Никифор, 14 Александр, 15 Олимп, 16 Савин и Папа, 17 Адексий, 18 Кирилл, 19 Хрисанф и Дария, 20 семь дев, 21 преп. Иаков, 22 Васидий, 23 Никон, 24 Захария, 25 Благовещение, 26 Гавриил, 27 Матрона, 28 Идарион, 29 Варахисий, 30 Иоанн Лечвичник, 31 Иаков (?). Апрель     1 преп. Мария, 2 Тит:3 Никита, 4 Агафопод и Феодул, 5 Клавдий, 6 Евтихий, 7 Георгий, 8 Иродион, 9 Евпсихий, 10 Терентий, 11 Антипа, 12 Василий парийский, 13 Мартин, 14 Аристарх, 15 Крискент, 16 Хиония, Агапия, 17 Симеон персидский, 18 Савва готф, 19 Феодор пергийский, 20 Феодор трихина, 21 священномуч. Ианнуарий, 22 Феодор сикеот, 23 муч. Георгий, 24 Савва стратидат, 25 Марк апостол, 26 Васидий амасийский, 27 Симеон, брат Господень, 28 Иасон апостол иже с ним, 29 Мемнон, 30 Ианов Заведеев. Май     1 Иеремия, 2 Афанасий. 3 муч. Тимофей и Мавра, 4 Флвиан, 5 Ирина, 6 Иов:7 Акакий, 8 Иоанн апостол, 9 Христофор, Исаия, 10 Симон Зидот, 11 Мокий, 12 Епифаний кипрский, 13 муч. Гликерия. 14 Исидор, 15 Пахомий, 16 Адександр, 17 Андроник апостол, 18 Дионисий, 19 Патрикий, 20 Фадалей, 21 Константин и Елена, 22 Василиск, 23 Михаил синадский, 24 Симеон дивногорец, 25 обретение главы Предтечи, 26 Карп, 27 Елладий, 28 (22) Феодосия, 29 (30) Исаакий, 30 (31) Ермий мученик (28 пропущ. Евтихий и числа 31 не достало). Июнь     1 Иустин, 2 Никифор, 3 великом. Лукиллиан, 4 Митрофан, 5 Евстафий, пастырь наилучший, 6 Дорофей, 7 Феодот, 8 Феодор стратилат, 9 Кирилл, 10 Антоний (то есть, Антонина) 11 Варфоломей и Варнава, 42 Онуфрий, 13 Акилина, 14 пророк Елиссей, 15 Амосс, 16 Тихон епископ, 17 Савел, Мануил и Исмаил, 18 Леонтий, 19 Зосим, 20 Иуда, таинник Христов, 21 Иулиан, 22 Евсевий, 23 Агриппина, 24 Рождество Предтечи, 25 Феврония, 26 Давид солунский, 27 Сампсон священнейший, 28 обретение мощей Кира и Иоанна, 29 Петр и Павел, 30 собор двенадцати апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На Росткине храм камен Царь Константин, приделы два: Дмитрий Великомученик да Илья Пророк. На Яневе храм камен Царь Константин, 2 придела: Дмитрий Великомученик и Илья Пророк. На Яневе храм камен, 40 Мученик, а у него два придела: Покров Богородицы да три Отроки, Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп. На Щеркове храм камен ФЕОДОР СТРАТИЛАТ, у него два придела: Феодор Тирон да Игнатий Священномученик. На Розваже храм камен Преображенье Христово да придел Василий Кесарийский. На Розваже ж монастырь мужской, а в нем храм камен Никола Чудотворец; трапеза древяна, а в ней храм Благовестие Богородицы, да придел Антип Священномученик; на воротах храм древян Варлаам Преподобный. На Козмодемьяне храм камен КОЗМА и ДАМЬЯН, да два придела: Покров Богородицы да Екатерина Мученица. Другой храм камен Савва Освященный да придел Собор Иоанна Крестителя. На Холопье храм камен, Козма и Дамьян, да 3 придела: Преображенье Христово, Никола Чудотворец, Екатерина Мученица. На Боркове храм камен Георгий Мученик, да трапеза древяна, а в ней храм Рождество Христово. На Яковле улице три храмы каменны: ЯКОВ АПОСТОЛ, а придел Покров Богородица; храм НИКОЛА Чудотворец, храм ПАНТЕЛЕЙМОН Мученик, а в нем Чудотворец Никола Кочанов лежит. На Дославе храм камен МИНА Великомученик, да храм древян, Преподобная Мария Магдалина. В городе Земляном, на Лукинской, Лука Апостол, камен. На Здвиженской Воздвиженье Честного Креста, камен. На Рядетине Троица, камен. На Новинке: Василий Парийский древян Василий Кесарийский камен, Образ Нерукотворен камен, Введенье Богородицы камен, Иоанна Усекновение, да Никола Чудотворец, каменны – Архистратиг Γαвриил, камен. Монастырь девич Варварин, а в нем храмы: Варвара, да все Святые, каменны. На Волосове храм ВЛАСИЙ, камен. На Добрыне храм Иаков Апостол, камен. Монастырь девич на ДЕСЯТИНЕ – храм Успение Богородицы, камен. В Козмодемьянском Заполье храм древян Пречистой Богородицы Успенье. В Чудинцовском Заполье монастырь мужской, а в нём храм камен, Никола Чудотворец; трапеза каменная, а в ней храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

13 ноября пострадал священномученик протоиерей Василий Архангельский, с 1885-го по 1891 год служивший в храме села Ахтырка. 8 декабря был расстрелян священномученик Василий Парийский, с 1928 по 1936 год служивший в Тихвинском храме села Титовское. Священномученик Василий Архангельский 26 февраля 1938 года пролила свою кровь за Христа преподобномученица монахиня Ирина (в миру Ирина Михайловна Хвостова). Она родилась в 1882 году в деревне Агинтово Сергиево-Посадского района, приняла постриг в Московском Новодевичьем монастыре, с 1910 по 1917 год проживала при Троице-Сергиевой лавре. В 1938 году была арестована в селе Никульское Константиновского (ныне Сергиево-Посадского) района. 23 сентября 1937 года была расстреляна мученица Татиана Гримблит . Эта удивительная подвижница и талантливая поэтесса всю свою жизнь посвятила служению находящимся в узах священнослужителям. С 1926 по 1937 год жила в селе Константиново, где в свое время служил священномученик Феодор Дорофеев, там же и была арестована. Десять лет минуло с тех пор, как было установлено празднование Собору новомучеников и исповедников Радонежских. В Собор тогда вошли имена 24 святых. За прошедшие десять лет были открыты новые имена и страницы истории подвижничества на Радонежской земле, и сегодня Собор включает уже 81 подвижника. Мы имеем возможность засвидетельствовать подвиги и мученичество людей, еще совсем недавно ходивших по Радонежской земле В увековечивании памяти пострадавших за веру особое участие принял насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Георгий (Тертышников; 1941–1998). Являясь членом Синодальной комиссии по канонизации святых, он подготовил материалы для прославления преподобномученика Кронида и других новомучеников и исповедников Церкви Русской. Благодаря отцу Георгию и продолжателям его дела мы имеем возможность засвидетельствовать подвиги и мученичество людей, еще совсем недавно ходивших по Радонежской земле. Уже сейчас известно, что в годы гонений и репрессий ХХ века в Сергиевом Посаде и его окрестностях за веру пострадало около пятисот православных христиан.

http://pravoslavie.ru/143346.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010