«Под монастырём монастырская слободка Скучилиха; в ней всего: семь дворов служкиных, три двора детёнышевых, пять дворов портных мастеров, четыре двора плотниковых, три двора бочарниковых, девять дворов конюхов, три двора поваровых, два двора котельников, два двора кузнецов, три двора свешниковых, два двора пивоваровых, два двора токаревых, два двора каменщиковых, двор коновалов, двор часовников, двор оловянников, двор коновалов, двор сапожников, два двора дьяковых, двадцать восемь дворов бобыльских, два двора вдовьих, двор седельников, двор пуст, два места пустых, а всего восемьдесят пять дворов, а людей в них тож». «В Суздале ж, на посаде, Покровской девичий монастырь; на монастыре церковь Покров Пресвятой Богородицы, да в приделе Василий Парийский, да тёплая церковь Зачатия Святой Анны, да под колокольницею Происхождения Честного Креста, да на святых воротах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да в приделе собор Архангела Михаила; церкви каменные; половина ограды монастырской каменная, а другая половина деревянная. – В монастыре тридцать семь келий, и в них Игуменья Елена да келария старица Евпраксия, да сто двадцать девять стариц». При монастыре шесть священников. «Под монастырём же монастырская слободка Никольская, и на ней церковь Николая чудотворца, да тёплая церковь Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, деревянны клетцки, строенье мирское. «Всего в Никольской слободке: две церкви, двор монастырской гостин, двор конюшенный, двор воловий, два двора игуменьиных, восемь дворов старицыных, шесть дворов поповых, два двора дьяконовых, девять дворов служкиных, три двора монастырских конюхов, тридцать дворов детёнышев, девять дворов плотников, семь дворов каменщиковых, четыре двора сторожей, три двора портных мастеров, шесть дворов кузнецовых, два двора коновалов, пять дворов дворниковых, двор овчинника, двор обручника, двор полщика, два двора свешников, двор токаря, двор пивовара, двор часовника, двор ситника, двор пильника, двор церковного дьячка, семьдесят восемь дворов бобыльских да два двора вдов бобылих, всего сто девяносто дворов».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Блаженный святитель недолго управлял Рязанскою паствою. Он, как видно, созрел в жизни духовной и до поступления на кафедру. Блаженная кончина его последовала 3 июля 1360 года 616 . Надгробная надпись давнего времени говорит: «перенесены мощи иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского и Му­ромского чудотворца, из старого Острога, от церкви святых страстотерп­цев Бориса и Глеба, в новопостроенную церковь Успения Пресвятыя Богородицы, преосвященным Феодоритом, архиепископом Рязанским и Муромским» 617 . Это происходило 10 июня 1609 года. С того времени каж­дый год праздновали июня 10 память святителя Василия, епископа Ря­занского, как видно по записям кафедры; на водосвятной чаше 1653 года, устроенной архиепископом Мисаилом, упоминается «святитель Василий епископ Рязанский чудотворец» вместе с князьями Борисом и Глебом; а на серебряном кресте 1655 года святитель Василий изображен со свя­тителем Ионою митрополитом 618 . Указом Синода 1814 года дозволено праздновать апреля 12-го чудотворной иконе Муромской, прославившей невинность святителя, а его память – в неделю всех святых 619 . О нем же вспоминается мая 21 вместе с святым князем Константином Муромским 620 . Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла ( Пс. 104, 15 ). Слушающий вас (иерархов) Меня слушает, и отвер­гающийся вас Меня отвергается ( Лк. 10, 16 ). Эти слова Господа сами собой становятся в заключение истории святителя Василия. Память святителя Василия Исповедника, епископа Парийского Епископ Пария (napiov) в Геллеспонте, близ Кизика; в царствова­ние Льва Армянина за несогласие с иконоборцами изгнан с престола и скрывался в разных местах, по смерти же его (826 г.) возвращен на ка­федру и мирно скончался (после 830 г., в котором посвятил Игнатия, будущего патриарха, в пресвитера). Преподобного Акакия Нового, Кавсокаливийского, подвизавше­гося на Афоне и многих напутствовавшего на мученический подвиг за исповедание веры Христовой; мирно преставился 12 апреля 1730 года 621 . День пятнадцатый.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2 Иеромонах Иннокентий, преподаватель ЛДС, УржумцевП., кандидат богословия ЛДА. Заслуженный профессор протоиерей Михаил Кронидович Сперанский (Некролог). ЖМП 1984. 12, С. 38–40. 3 Бронский В., пом. инспектора ЛДА. Профессор Лев Николаевич Парийский (Некролог). ЖМП 1973. 2. с.26–27. 4 Nicolas Zernov, The Russian Religious Renassaince of the Twentieth Century, Great Britain, Aberdeen, pp. 98, 173. 6 Родители Владыки Феофана: священник Димитрий Николаевич Быстров (скончавшийся 16 января 1911 года) и Мария Ивановна Быстрова (скончавшаяся в декабре 1926 года) похоронены на Волховом кладбище г. Ленинграда. Кроме Владыки Феофана у них были еще один сын и три дочери. Протоиерей Михаил Димитриевич Быстров. Служил в храме села Лубино (в 6 километрах от станции Уторгош). Репрессирован во второй половине 30-х годов. Елизавета Димитриевна Сыренская (урожд. Быстрова). Жена протоиерея Василия Ивановича Сыренского, служившего в Ораниенбаумской Пантелеимоновской церкви, затем в Ораниенбаумской церкви во имя святителя Спиридона, еп. Тримифунтского, и наконец в храме во имя св. Иоанна Предтечи на Каменном острове в Ленинграде. Протоиерей Василий Сыренский был репрессирован в 30-х годах. Время и место кончины неизвестны. Елизавета Димитриевна скончалась в 50-х годах. Александра Димитриевна Преображенская (урожд. Быстрова). Жена протоиерея Георгия Васильевича Преображенского, настоятеля храма во имя свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Вырице, репрессированного в январе 1930 года. Умер в 1932 году. Александра Димитриевна скончалась в 1943 году. Вера Димитриевна Воронова (урожд. Быстрова). Была замужем за Аркадием Васильевичем Вороновым (ум. в 1942). Вера Димитриевна скончалась в 1945 году. 7 Архиепископ А в е р к и й. Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. Джор данвилль. Нью-Йорк. США. 1974. С. 6. 8 Список студентов 4-го курса С.-Петербургской духовной академии, составленный Советом академии 3 июня 1896 года: 1. Быстров Василий, 2. Сагарда Николай ,.. 6. Тихомиров Сергий, иеромонах – Удостаиваются степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания. (Из журнала заседания Совета С.-Петербургской духовной академии за 1895/96 учебный год. СПб, 1900. С. 338) Данные о проф. Н. И. Сагарде см.: Богословские Труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной академии. М., 1986. С. 31. Примечание 44-е к статье архиепископа Кирилла (Гундяева) «Богословское образование в Петербурге – Петрограде – Ленинграде». Данные о митрополите Сергии (Тихомирове) см.: ЖМП 1946. 8. С. 55– 56; 1951. 7. С. 41–53; 1960. 7. С. 58; 1960. 8. С. 58–68; 1961. 10. С. 20; и в статье прот. Иоанна Кондрашова «Архиепископ Николай Касаткин – апостол Японии». ЖМП 1972. 11. С. 72–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Своими воспоминаниями о Владыке Феофане делился со своими коллегами и б. Инспектор Ленинградской Духовной академии профессор Лев Николаевич Парийский, окончивший в Петербурге в 1911 году Духовную семинарию и в 1915-м – Духовную академию. Одним из источников этих воспоминаний могли быть рассказы Высокопреосвященного митрополита Петроградского и Гдовского ВЕНИАМИНА (Казанского), хорошо знавшего Владыку Феофана, поскольку они были соучениками по академии, а в годы ректорства епископа Феофана в академии архимандрит (а затем епископ) Вениамин занимал должность ректора С.-Петербургской Духовной семинарии. Лев Николаевич был близок к митрополиту Вениамину и одно время был сотрудником Епархиального управления Петроградской Митрополии. Естественно, что Владыка Вениамин мог многое рассказать о епископе Феофане своему бывшему воспитаннику по семинарии, а затем и соработнику 3 . Имя Владыки Феофана можно встретить в трудах, посвященных вопросам, связанным с историей русской культуры и духовности. Так, д-р философии и лектор Оксфордского университета Николай Михайлович Зёрнов отзывается о епископе Феофане (Быстрове) как о «известном аскете с необыкновенным духовным настроением, имевшем высокий духовный авторитет» 4 . Даже в светской, и притом далекой от Церкви, литературе встречаются весьма положительные отзывы о Владыке Феофане (Быстрове) . Писательница Зинаида Николаевна Гиппиус (1869–1945), жена Д. С. Мережковского, писала: «Епископ Феофан был монах редкой скромности и тихого, праведного жития. Помню его, маленького, худенького, молчаливого, с строгим личиком... Он смотрел «горе», поверх человека» 5 . Архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился 24 декабря (ст. ст.) 1872 года в селе Подмошье, Лужского уезда, С.-Петербургской губернии. Отец его, Дмитрий Николаевич Быстров, по окончании в 1861 году С.-Петербургской духовной семинарии и вступлении в брак с Марией Ивановной Разумовской стал священником местной Знаменской церкви 6 . При крещении младенца ему было наречено имя Василий в честь святителя Василия Великого , память которого совершается 1 января (ст. ст.). С ранних лет будущий Владыка отличался скромным поведением, беспрекословным повиновением родителям, кротким отношением к окружающим. Подрастая, он избегал детских игр, предпочитая уединение и молитвенную сосредоточенность; полюбил чтение, в особенности Священного Писания и книг духовно-нравственного содержания. В годы начального обучения его смирение и готовность помочь каждому располагали к нему сердца сверстников, и с их стороны никогда не было к нему ни зависти, ни недоброжелательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И вы б ныне и впредь молили Бога и Пречистую Богородицу и великих Чюдотворцев Петра, Алексия и Ионы и Преподобных и Богоносных Отець наших Сергия и Варлаама и Кирилла и всех Святых о многолетном здравии и спасении Господина и Сына нашего смирения Боговенчаннаго Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Росии Самодержца, по Его Благородной и Христолюбивой Царице Анастасии Романовной, чтоб Им Бог умножил лет живота Их и устроил бы Царство Их мирно и вечно в род и род, и на веки. И дал бы Им Господь Бог видети на Своем Царстве Сыны Сынов Своих и возвысил бы Господь Бог Царскую десницу православного Царя надо всеми его недруги и враги. Так же бы есте молили о Его Брате Князь Георгие Васильевиче и о Их болярех и о христолюбивом воинстве и о всех православных христианех от безсерменства и от латинства и помощь и крепость Господь Свою послал православному нашему Царю и всему христолюбивому воинству на наши враги на безсерменства и латынство да пожаловали бы есте и наше смирение поминали во святых своих молитвах» . Почитался святым отец Иоанна Грозного - Великий князь Василий III, его изображение на иконе св. Василия Парийского (XVI в., собрание Государственного исторического музея) было обнаружено в процессе реставрации во второй половине 90-х гг. XX столетия. Великий князь изображен в монашеской одежде, справа от его фигуры надпись: «благоверный князь великий Василий Иоаннович самодержец...» Сомневаться в этом не приходится, так как портрет отца Иоанна Грозного сопровождает подробная надпись с упоминанием его титула и имени . Кроме того, еще в XVII веке существовала и икона святого Царя Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, который почитался и официально почитается сейчас, как местночтимый московский святой. Будучи первым Помазанником Божиим на русском престоле, Иоанн IV, без сомнения, так же почитался в народе после своей кончины, как местночтимый святой благоверный Царь. Не стоит забывать, что перед смертью он принял великую схиму с именем Иона. Это почитание и отражают нимбы на нескольких известных ныне изображениях Государя. До 1917 года на гробницу Иоанна Васильевича в Московском Кремле проходили верующие просить Царя о заступничестве в суде, как небесного предстоятеля перед Праведным Судией .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

Барон Сигизмунд фон Герберштейн Записки о Московитских делах, перевод А. И. Малеина, СПБ., 1908г., стр. 56]. 895  Одно имя давалось перед крещением, как это положено (и называлось молитвенным, – 4 Новгородская летопись под 1342г.), другое имя, вероятно, – при самом крещении (при крещении, – Житие преподобного Сергия, лист 19); второе имя давалось, как кажется, не священником, а самими родителями, ибо о великих князьях Иване Васильевиче III и Василии Ивановиче летописные записи выражаются: родися у великого князя Василия (Васильевича) сын Тимофей, а нарекоша ему имя Иван... родися великому князю (Ивану Васильевичу) сын Гавриил, а нарекоша ему имя Василий Парийский (Известий Археологического Общества т. IV, стр. 529. Никоновская летопись V, 153 fin.; VI, 108; Карамзин к т. V, примечание 286 fin.). Одно имя как бы оставалось про самого его носившего, под другим он был известен в обществе (т. е. как бы одно имя про себя, другое обыденное); последним было не в собственном смысле церковное, дававшееся по чину, а дававшееся родителями (ибо о великом князе Василии Ивановиче говорится, что он по осмодневному обрезанию нарицался Гавриил Тимофеевич, – О сочетании второго брака творение Паисеино, – в Чтениях Общества Истории и Древностей 1847г. начало). Собственно церковное имя давалось того святого, на которого кто родился (Иван Васильевич III родился на ап. Тимофея, Василий Иванович на собор архангела Гавриила). – (Дмитрий Константинович суздальский в крещении Фома, – Никоновская летопись IV, 142; сын князя Владимира Андреевича Афанасий, прозванный Ярославом, – ibid., 157). 896  Говорим почти потому, что в Рязани во второй половине XIV века был князь Олег (великий князь Олег Иванович, занимавший престол с 1350 по 1402г.), (в крещении Иаков, – Никоновская летопись, IV, 306). 898  (Игумены восприемниками (Сергий, Никон, – Никоновская летопись IV, 299) вопреки канонам. Архиерейский чин крещения младенцев, – см. Известий Академии Наук, т. VI, стр. 315. По словам католика, 1514г., русские за неимением воды, крестят в яблочном соку, – Monimenta Turgenevii t.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

337 Цитируется с незначительными изменениями: Морошкин М.Я., свящ. Славянский именослов, или Собрание славянских личных имен в алфавитном порядке. СПб., 1867. С. 102. 340 То же самое известие в Ник[оновской] лет[описи], изд. 1 передается так: Месяца Марта в 8 час нощи противу дни Собора Архангела Гавриила родись великому князю Ивану Васильевичу сын у царицы Софии и наречен бысть Василий Парийский (т. VI, стр. 107). первое известие читаем в таком виде: дотоле за год на тойже день, на память св. апостола Тимофея, месяца Генваря 22 день, родися князь великий Иван Васильевич (т. V, стр. 153). Из это[го] сопоставления двух рассказов об одном и том же событии можно, по нашему мнению, делать такое заключение, что одно имя нарекалось в честь того святого, которое праздновалось в день рождения дитяти и тотчас, очевидно, по рождении его. явление это во всяком разе интересное и нуждается в более прочном обосновании на положительных данных, чего мы для лекции настоящей не могли сделать. – А.А.Д. 345 Цитируется: дополнения и прибавления ко второму тому сказаний русского народа, собранных Н. Сахаровым//Архив историко-юридических сведений, относящихся до России/изд. Н. Калачов. М., 1850. кн. 1. отд. IV. с. 2. 365 Ср.: Одинцов Н.Ф. Порядок общественного и частного богослужения... С. 94. У Н.Ф. Одинцова вместо 55 правила – 67, а вместо 18 – 23. 370 Время, когда происходил этот Собор, доселе с точностью не было известно, но на основании того обстоятельства, что в рукописях с этим Собором соединялось имя митр. русского Максима, правившего митрополией с 1283–1305 г., оно обозначалось 1301 годом. Все историки называли предстоятелем этого Собора патр. Константинопольского Иоанна, который правил патриархией с 1294–1303, но это совершенно неверно. В 1301 году уже не был жив епископ Сарайский Феогност, а его место занимал Измаил, упоминаемый в летописях под 1296 и 1312 годом, следов[ательно], еп. Феогност и не мог предлагать эти вопросы Константинопольскому [Собору] 1301 года. Недавно открытые еп. Порфирием (бывш[им] Чигиринским) подлинные акты устанавливают тот факт, что Собор этот был не в 1301 году, а в 1276, что оправдывается и Никоновской летописью. Под 1279 годом здесь записано: того же лета прииде Феогност епискуп Сарайский в третие из греческие земли из Царяграда, посылал убо его преосвященный Кирилл митрополит и царь ордынский Менгутемир к патриарху и царю Михаилу Палеологу. Упоминаемый в актах Иоанн есть не кто иной, как патр. Иоанн Векк (1275–1282 г.) – А А.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Палевая — Полевая, московская благотворительница — 262 Палладий (Раев Павел Иванович) (1827–1898) — выпускник (со степенью магистра) Казанской Духовной академии (1852); преподаватель (с 1852 г.) и инспектор (с 1861 г.) Нижегородской Духовной семинарии; архимандрит (с 1862 г.), инспектор (с 1863 г.), ректор и профессор (с 1864 г.) Санкт–Петербургской Духовной семинарии; епископ Ладожский (с 1866 г.), Вологодский (с 1869 г.), Тамбовский (с 1873 г.) и Рязанский (с 1876 г.); архиепископ Рязанский (с 1881 г.), Казанский (с 1887 г.), экзарх Грузии (с 1887 г.); митрополит Петербургский и первенствующий член Святейшего Синода (с 1892 г.) (см.: Царевский А. А. Памяти в бозе почившего митрополита С.-Петербургского высокопреосвященного Палладия. Казань, 1899) — 86, 160, 177, 178, 194, 196, 209, 220, 238, 240 Парвов Алексей Иванович (Иоаннович) (1834–1897) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1857); протоиерей (с 1869 г.), настоятель церкви Святого архистратига Михаила в Инженерном (Михайловском) замке в Петербурге; протоиерей церкви училища Правоведения, законоучитель Мариинской женской гимназии (с 1865 г.); член (с 1871 г.) и председатель (с 1883 г.) Учебного комитета при Святейшем Синоде и настоятель синодальной церкви; профессор Санкт–Петербургской Духовной академии — 112, 117, 128, 151, 178 Парвова Анна Ивановна — Парвова Анна Петровна (? –1905) — жена А. И. Парвова — 128 Парийский Николай Михайлович (1819–1886) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1843); священник (с 1843 г.), протоиерей и настоятель (с 1867 г.) петербургской церкви Рождества Христова на Песках — 152, 156 Пассек — вероятно, речь идет о жене чиновника Министерства иностранных дел Н. П. Пассека — 274, 286 Пассен — см. Пассек Паша, болгарская девочка, воспитанница московского Страстного монастыря — 246 Пашков, священнослужитель — 164, 184, 280 Певцов Василий Герасимович (1836–1908) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); священник церкви Марии Магдалины при Мариинском институте (с 1862 г.) и законоучитель в нем, священник церкви Святых Константина и Елены и законоучитель в Первой военной гимназии (с 1865 г.); в 1871 г. организовал народные чтения в Соляном городке в Петербурге; протоиерей (с 1880 г.), позже — настоятель церкви Училища правоведения (с 1883 г.) и заслуженный профессор церковного права этого училища (с 1893 г.) — 129, 172, 178, 195

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Вышивали пелену, несомненно, русские мастерицы. Здесь обычные швы, преобладают цветные шелка с золотными прядеными нитями в деталях. Знаменщик также был русским. Однако на пелене сказалось «замышление» великой княгини-«римлянки», как ее именуют летописи. Одежду, архитектуру, позём на пелене покрывают разноцветные пятнышки, вышитые поверх основного шитья. Тот же, необычный художественный прием присущ и другим произведениям, связанным с великой княгиней. Единственную параллель исследователи обнаружили в итальянском лицевом шитье вв. 98 Вполне вероятно, что в приданом Софьи находились подобные вышивки, которые по-своему интерпретировали русские мастерицы. С богомольным походом в Троице-Сергиев монастырь предание связывает появление у княгини сына – будущего великого князя Василия III. Его святые покровители (Василий Парийский и архангел Гавриил) изображены на пелене рядом со святыми его отца ( Иоанном Златоустом и апостолом Тимофеем). Вероятно, этим вкладом Софья Фоминична отметила победу в борьбе со своей невесткой Еленой Волошанкой за престол для своего сына, будущего Василия III, вопреки недавнему торжественному венчанию Дмитрия-внука. 8. Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь пелены «Праздники и святые» вклада великой княгини Софьи Палеолог. 1499. Сергиево-Посадский музей Следует сказать, что произведения, вышедшие в 90-е гг. XV в. из великокняжеских светлиц и носящие отпечаток личностей двух княгинь-иноземок, не имели значительного влияния на ход развития древнерусского шитья. Сохранившиеся произведения мастерской времени княжения Василия III генетически ближе к работам этих светлиц 80-х гг. XV столетия. Не случайно один из первых исследователей искусства шитья Н.М. Щекотов считал упоминавшуюся выше пелену из этой группы «Неопалимая Купина с избранными святыми» 1480-х гг. примером становления национального стиля 99 . Несмотря на то, что в памятниках времени Василия III нет таких характерных особенностей, как в шитье 90-х гг. XV в., их можно разделить на две группы, связанные с двумя его женами 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   На жизнь Московских духовных школ благотворно влияло их пребывание в стенах великой святыни — Троице-Сергиевой лавры; в 1953 г. решено было организационно объединить хозяйство обители и духовной школы. Студенты участвовали в монастырских богослужениях как певцы, пономари, чтецы, окормлялись у лаврских духовников. Полумонашеский уклад жизни Московских духовных школ, тесная связь их с обителью углубляли веру воспитанников, многих побуждая к постригу. Поначалу академия и семинария не располагали своим храмом, но в 1956 г. Патриархия и администрация академии добились передачи им той части помещений старой академии, которую ранее занимал Педагогический институт; благодаря этому открылась возможность для устроения в Чертогах, на прежнем месте, академического Покровского храма. Освящение его состоялось 21 мая 1955 г. Святейшим Патриархом Алексием I.    В Ленинградской Духовной Академии в 1956/57 учебном году обучалось 58, через 2 года — 62 студента, а в семинарии — 112 и 126 воспитанников соответственно, примерно в 1,5 раза меньше, чем в Московских духовных школах. В 50-е гг. Ленинградские духовные школы возглавлял протоиерей Михаил Сперанский, выпускник Петербургской Духовной Академии 1913 г. Ближайшим помощником ректора был инспектор академии и семинарии Лев Николаевич Парийский, тоже выпускник старой Петербургской Академии. В 22 года он был приговорен по делу митрополита Петербургского Вениамина к пяти годам лишения свободы. Своей строгой требовательностью инспектор компенсировал великодушную снисходительность ректора, поэтому Л. Н. Парийского любили далеко не все, но все ценили за преданность делу духовного просвещения, за богословскую эрудицию и высокую культуру. Профессор протоиерей Василий Верюжский преподавал в возрожденной академии с 1951 г. до своей кончины, последовавшей 28 августа 1955 г. конце 50-х гг. новые гонения на Церковь подорвали возрождавшуюся систему духовного образования. Уже в 1959 г. был ограничен прием абитуриентов в духовные семинарии и академии. Молодых людей, подавших прошения о принятии в духовные школы, вызывали через военкоматы для беседы с уполномоченными Совета, их не просто пытались переубедить, им угрожали, срочно отправляли на военные сборы на время вступительных экзаменов, комсомольские организации устраивали судилища и разборы; шантажировали и запугивали священников, давших рекомендации абитуриентам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010