Отличительной особенностью состава Грозненских гробниц является наличие в них святых, соименных членам царской семьи. Человек в древней Руси имел два имени: по дню рождения и по святому, в честь которого был крещен. Иван IV родился 25 августа, на апостола Тита — поэтому назывался Титом , крещен был в честь Иоанна Предтечи (29 августа — Усекновение честные главы Иоанна Предтечи) — и обе эти гробницы имеются в Грозненском окладе. Царица Анастасия Романовна, по данным Кормовой книги Кирилло–Белозерского монастыря, родилась 2 октября (на Устинью), крещена в честь Анастасии Римляныни (29 октября)  —гробница с изображением той и другой помещена на окладе. Брат Ивана Грозного Юрий Васильевич родился, по данным большинства летописей, 30 октября, но по сведениям компетентного Постниковского летописца — 31 октября, на апостола Стахия . гробница с изображением Стахия расположена на левом боковом поле оклада, а напротив — муч. Ульяния, соименная жене Юрия Васильевича. Мы, таким образом, узнаем, что в царской семье днем рождения Юрия признавалось 31 октября. Юрий Васильевич был крещен в честь св. Георгия (3 ноября — обновление храма Георгия в Лидде)  , исчезнувшая гробница с изображением св. Георгия, как мы предположили, находилась на верхнем поле оклада иконы «Троицы». Отец Ивана Грозного Василий III по дню рождения назывался Гавриилом, имел крестильное имя в честь Василия Парийского, на смертном одре принял монашество под именем Варлаама. гробницы с изображениями всех отмеченных святых располагались на окладе. Мать Ивана, княгиня Елена, была крещена, судя по Кормовой книге, в честь императрицы Елены , следовательно, гробница с изображением Константина и Елены была посвящена ей. Отсутствует гробница, посвященная отцу царицы — Роману Юрьевичу Захарьину, который по данным Кормовой книги Ново–Спасского монастыря, крещен в честь Романа Сладкопевца (1 октября). Мать царицы звали Ульяной  , и упоминавшаяся гробница с муч. Ульяной могла быть посвящена также и ей (хотя это и мало вероятно). Наконец, дед Грозного, Иван III, родился в день ап. Тимофея, крещен в честь Иоанна Златоуста—гробницы с изображениями обоих святых украшали оклад «Троицы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Говоря об организации, Правлении, он приводил, какими силами кто обладал и – если бы эти силы пошли бы на другое дело, на службу народу?! „Вот Чуков – человек высокого ума, блестящий оратор, так тонко и красиво умевший показать здесь перед Трибуналом ход дела, что когда он садился на место, я задал себе вопрос, да за что же обвиняют этого человека? ... И вот такими силами обладала эта организация“... Рисунок 66. На первом судебном процессе по делу о «сопротивлении изъятию церковных ценностей», который проходил в Петрограде летом 1922 года в здании бывшего «Дворянского собрания» (ныне Большой зал филармонии). Снимок сделан в последний день суда 5 июля Справа налево: 1-й ряд – 1. настоятель Троице-Измайловского собора протоиерей Михаил Павлович Чельцов; 2. настоятель Исаакиевского собора протоиерей Леонид Константинович Богоявленский; 3. проф. Военно-Юридической академии Огнев Д. Ф.; 4. епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников Виктор Васильевич); 5. митрополит Петроградский Вениамин (Казанский Василий Павлович); б. настоятель Казанского собора протоиерей Николай Кириллович Чуков, впоследствии митрополит Ленинградский Григорий. 2-й ряд – 1. мирянин Елачич Николай Александрович; 6. мирянин Парийский Лев Николаевич; 11. протоиерей Федор Григорьевич Тюменев. Рисунок 67. Процесс Петроградского духовенства. Оглашение приговора 5 июля 1922 года После, вечером, Гиринский сообщил мне, что он беседовал с Красиным Крастиным и спросил, как понимать его – в худую или хорошую сторону? „Как угодно, – ответил он и добавил, – Вот действительно светлая личность, вот кому бы быть митрополитом, тогда не было бы таких процессов“... Вот где нашел себе почитателя и защитника! Сегодня речи защитников, а там и наше последнее слово. Вчера определенно сказал некоторым священникам – Тихомирову, Петровскому, – что ради спасения Церкви надо признать ВЦУ, надо принять резолюцию благочинных, надо войти в новый строй церковный. Просил пропагандировать. Трибунал долго читал обвинительный приговор. Уже по началу, по мотивировке было вино, что осудят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако монахи одного из скитов, занятые в течение седмицы постройкой церкви, перенесли заупокойную службу на воскресенье. Их поступок вызвал осуждение некоторых фанатических групп. Никодим и Макарий выступили на защиту монахов, поминавших усопших по воскресеньям. Они доказывали, что для христиан нет несовместимости между смертию и воскресением. Смерть для них более не печальное событие, и потому ее можно вспоминать и в радостный день. Их противники вскоре прозвали их насмешливым прозвищем «колливады» (от слова «коливо» – кутья из пшеничных зерен, приносимая в церковь и благословляемая в память усопших). Это ироническое прозвище, данное сторонниками более высокой жизни, напоминает прозвище «омфалоскопы», данное Варлаамом исихастам XIV века. В защиту частого приобщения Макарий Коринфский издал в Венеции в 1777 г. книгу, за которой последовали другие писания Никодима и Афанасия Парийского. Все они были сторонниками более частого причащения, чем это было обычно принято среди монахов и мipckux того времени. Другие лица, однако, например Неофит Кавсокаливский, тоже афонский монах, отвечали в противоположном духе. Вселенская Патриархия заняла скорее нерешительное положение в этом споре. Сначала она одобрила книгу Макария, но позже осудила ее, а под конец отменила свое осуждение и оставила вопрос открытым. Великий патриарх св. Григорий V (повешенный турками в 1821 г.) был убежденным сторонником частого причащения и всегда поддерживал это движение. Он был тесно связан со Святой Горой, где прожил много лет в изгнании. Он много потрудился над восстановлением в больших афонских монастырях общежительного порядка, который во время турецкого владычества был в сильной мере заменен своеобразной системой, называемой «идиоритм». Основные монашеские обеты – послушания и бедности – были ощутительно ослаблены в этом неканоническом строе, разрешающем монахам владеть личной собственностью. «Идиоритмизм» во многом содействовал духовному упадку Афона. До наших дней он составляет одну из самых слабых сторон Святой Горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Хотя мне и неприлично было бы писать к тебе об этом, потому что я сам грешен, неприлично было бы мне восхищать учительский сан, не имея ума и смысла очищенного; но да ведает твое боголюбие, что эти мысли не мои, а взяты от божественного писания. Писание повелевает рабов, как братию, миловать, питать и одевать и о душах их заботиться, научать на всякие добрые дела; если же рабы и сироты у тебя в такой тесноте, то не только им добрых дел делать, но, умирая с голоду, они не могут удержаться от злых обычаев. Так ты, господин, бога ради побереги себя, потому что и малое небрежение к великим бедам приводит. Бог на тебе свою милость показал, и государь тебя князь великий пожаловал; так и тебе следует своих слуг пожаловать, милость к ним показать, пищею и одеждою удовольствовать и на благие дела наставить. Прости меня, господин, что твое жалованье и любовь сделали меня бесстыдным и дерзким; а написал я к тебе как по слухам, так и потому, что сам их нужду видел " . От времен Иоанна III дошли до нас летописи, принадлежащие разным составителям, в разных местах жившим. В рассказе о падении Новгорода слышатся голоса различных летописцев; один говорит: " Так великий князь укрепил Великий Новгород под властию московскою; написал бы я что-нибудь и еще, но не могу от сильной кручины " . А другой оканчивает свой рассказ с чувством полного довольства и с чувством нерасположения к новгородцам: " Везде пособил бог и пречистая богородица государю нашему великому князю Ивану Васильевичу над новыми отступниками и над своими изменниками и над вечниками, над новгородцами " . Современность летописца ясно видна из такого, например, известия: " Того же лета, месяца июня в 5 день, с субботы на неделю в 3 час нощи, преставися великого князя дьяк Василий Момырев и положен у Троицы в Сергиеве монастыре, июня в 7, за церковью против Никонова гроба; а жил лет 60 без дву и полшестидесят день, а в диачестве был 20 лет без осми месяц, а именины его апреля 12 Василия Парийского " . Внутренний признак современности летописца виден в сильном негодовании его на малодушные советы Ощеры и Мамона во время Ахматова нашествия, как мы уже заметили в своем месте; рассказ об этом событии летописец оканчивает так: " О храбрии, мужественнии сынове Русьстии! Потщитеся сохранити свое отечество, Русьскую землю, от поганых; не пощадите своих голов, да не узрят очи ваши пленения и грабления св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Поэтому лишено всякого основания предположение отца Павла Флоренского о литургическом оформлении Троичного дня в творчестве преподобного Сергия, о том, что «праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового праздника Троицкого собора», и т. п. (см. статью П. Флоренского «Троице–Сергиева Лавра и Россия»). Некритически воспринял эти положения Флоренского А. И. Клибанов, см.: Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 94 и след. 105. Вкладная книга Троице–Сергиева монастыря. С. 27. 106. Николаева Т. В. Оклад с иконы «Троица» письма Андрея Рублева//Сообщения Загорского музея–заповедника, вып. 2. Загорск, 1958. С. 31—38. 107. Плугин В. А. О происхождении «Троицы» Рублева//История СССР. 1987. 2. С. 64—79. 108. Маясова Н. А. О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Сообщения Загорского музея–заповедника, вып. 3. Загорск, 1960. С. 170—174. 109. ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 202. 110. Вкладная книга Троице–Сергиева монастыря. С. 29. 111. В рукописи Стоглава РГБ, Троиц. 215 на л. 12 об. — 13 об. почерком начала XVII в. вписан текст письма царевича Федора Борисовича старцу Варсонофию Якимову, где тот сообщает, что ко дню памяти Сергия 25 сентября 1599 г. царь не сможет приехать по причине болезни. 112. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 289. Л. 3—8 об., 21—23. 113. РГАДА, ф. 237 (Монастырский приказ), оп. 1, д. 27. Л. 2—7, 15 об. 114. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 50. Л. 24 об. 115. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 3. Описание иконы 44. 116. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 41. Л. 18 об. 117. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 2. Л. 44 об. 118. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 805. Кн. 1. Л. 81—81 об. гробницу с надписью «Святая Троица» Ю. А. Олсуфьев позже расценил как «новую»: Олсуфьев Ю. Опись икон Троице–Сергиевой Лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев, 1920. С. 23. Но Олсуфьев повторил в своем описании овибочное утверждение прежних описей о вкладе этой иконы царем Иваном Грозным. 119. Изображения 6 гробниц из всего комплекта опубликованы в альбоме: Бал–дин В. И., Манушина Т. Н. Троице–Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV—XVII вв. М., 1996. Илл. 411—416. 120. В современном виде расположение гробниц на Годуновском окладе таково. Верхний ряд: 1) Тимофей, 2) Три святителя, 3) Ульяния, 4) Вознесение, 5) Новозаветная Троица, 6) Сошествие во ад, 7) Еммануил, 8) Василий Парийский и Стахий, 9) Тит. Пары гробниц на боковых полях: 1) Петр — Павел, 2) Иоанн Богослов—Андрей, 3) митр. Петр — митр. Алексий, 4) Федор Стратилат—Леонтий Ростовский, 5) митр. Иона — царь Константин, 6) Сергий Радонежский — Феодот Анкирский, 7) Георгий — Глеб, 8) Борис—Мария Магдалина. Нижний ряд: 1) Варла–ам и Кирилл, 2) Анастасия и Устиния, 3) Михаил, 4) Богоматерь, 5) Спас Нерукотворный, 6) Иоанн Предтеча, 7) Гавриил, 8) Афанасий и Кирилл, 9) Ксения.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Сразу же по окончании этого труда преподобный Никодим через отца Агапия направил его в Константинополь. Годом позже Патриарх Константинопольский Неофит, получив хороший отзыв о книге от находившегося в Хиосе митрополита Коринфского Макария и митрополита Парийского Афанасия, дал синодальное одобрение на издание книги. Однако преподобный Никодим за неимением средств не смог издать Кормчую. Был организован сбор средств среди монахов Святой Горы и собранные деньги вместе с рукописями поручены архимандриту Феодориту из Яннин с просьбой позаботиться о напечатании Кормчей в Венеции (книга вышла в 1800 году в Лейпциге). Преподобный Никодим впоследствии поселился в монастыре Пантократор у старца Сильвестра Кесарийца, имевшего келью «Святой Василий», где продолжил свои духовные подвиги и писательскую деятельность. Там он написал «Христоифиан» (Добронравие) – книгу духовных назиданий и нравоучений, научающую воздерживаться и удаляться от всякого заблуждения, магии и духовной прелести. Он исправил также похвалы Чина погребения. Вскоре он отбыл из монастыря Пантократора и поселился в небольшой исихастской каливе напротив келлии Святого Василия, где подвижнически жил как странник и пришелец на земле, охраняемый своими духовными братьями. Аскетическое и равноангельское житие преподобного Никодима поражало всех. Его пищей был вареный на воде рис или мед с водой. В этой каливе он исправил и улучшил «Молитвослов», второй «Эксомологитарий», написал Толкование на послания святого апостола Павла, перевел и прокомментировал «Пространное толкование Псалтири» инока XII века Евфимия Зигабена (Константинополь, 1819–1821 гг.) и девять песней, назвав книгу «Сад благодатный». В подвиге добродетели, составляя под водительством Святого Духа свои книги, преподобный Никодим терпел зависть и искушения от невежественных братий, а также от мысленных врагов. С Божией помощью он достойно вел «невидимую брань» с духами преисподней, отражая их козни. Преподобный Никодим укреплялся в трудностях и различных искушениях, в которых был испытан, как золото в горниле. В последние годы своей земной жизни он неоднократно менял место своих подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Помните ли, Алексей Егорович, как 17 лет тому назад, блаженной памяти наш покойный архипастырь меня хиротонисал сегодня в Успенском соборе? » И, обращаясь потом ко всем нам, прибавил: «Не было еще примера, чтобы какой-нибудь викарий пробыл в Москве столько, сколько я; правда, всех долее находился преосвященный Августин, но и он жил только 15 лет в Москве, а я 17, следовательно, я превзошел и его». Предчувствовал ли преосвященный, что он уже в последний раз праздновал день своей хиротонии, что скоро его ожидала разлука с Москвой и смерть неожиданная в чужой епархии? Проведши еще сутки на Угреше, преосвященный возвратился в Москву. Мая 26 я получил от него письмо с известием, что по воле Государя Императора, мая 20, он назначен быть архиепископом Ярославским и Ростовским, вместо преосвященного Дмитрия, переведенного в Ярославль в 1874 году. С 1857 года он находился в Херсоне и, привыкнув к теплому климату, просился куда-нибудь где потеплее. В то время не было никого на Волыни по смерти преосвященного Агафангела, незадолго перед тем скончавшегося: на его-то место и перевели Ярославского архиепископа Димитрия. Это известие меня и порадовало и смутило. Действительно, нельзя было не порадоваться за преосвященного, потому что не было еще случая, чтобы викарный епископ переводился в другую епархию, и при том еще Ярославскую, архиепископом. Это было очевидным доказательством особенного к нему монаршего благоволения. Но скорбь, что мы лишились такого святителя, была сильнее радости. Вся Москва с грустью узнала, что преосвященный Леонид, к которому она так привыкла, которого так любила, так светло праздновала в день совершившегося пятнадцатилетия его служения в сане епископа, ее оставляет, переводится в Ярославль. Это радостное известие для Ярославля было весьма прискорбным для Москвы, а для меня и в особенности по расположению преосвященного ко мне. В это время у нас в монастыре готовилась новая церковь к освящению, возле богадельни, внизу, под Казанской. Ее по усердию устраивал один боголюбец из Московского купечества, некто Василий Лукич Васильев, во имя святителя Василия, епископа Парийского, празднуемого в день его ангела. Когда мы совсем изготовились к освящению, я доложил владыке, просил его пожаловать на освящение и назначить день. Но по болезни владыка отказался и поручил совершить освящение преосвященному Леониду, который избрал для этого день 30 мая, вместе с тем и день недели Всех Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Храм иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (Иваново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " был построен в 1879 году на средства купцов Н.В.Лепешкина и Е.В.Меншикова в Дмитриевской слободе. Является архиерейским подворьем. Содержание История [ править править код ] В 1821 году на западных окраинах села Иваново шуйский купец Корноухов приобрел земли у графа Воронцова, пустошь Дмитриевка. А в 1828 году там образовалась Дмитриевская слобода. Слобода отделялась от Вознесенского Посада рекою Уводь на пространстве трёхсот саженей, и граничила с востока с селом Иваново, с юга - с деревней Голинищево, принадлежащей графу Шереметьеву, с запада – граничила с землёй государственных крестьян села Курьяново. В том же 1828 году братья Корноуховы, торговцы красками и москательными товарами (клей, технические масла), выстроили свой первый дом в Дмитровке. Через десять лет на земле Корноуховых поселились Зубковы, Лепешкины и Меньшиковы, построившие ситцевые фабрики. Тогда же появился химический завод Лепешкиных. В 1879 году на средства купцов Меньшикова и Лепешкина в Дмитриевской слободе была построена церковь во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», с приделами апостолов Петра и Павла и свт. Василия Парийского. В 1901 году на средства купца Коновалова к храму была пристроена высокая колокольня, завершенная кокошником и шатром. Автором проекта был владимирский архитектор П.Г. Беген. Он в тоже время является автором проекта Введенского храма в Иваново – Вознесенске. Также был построен дом для священнослужителей. В 1885 году при церкви открыли «Образцовое двухклассное церковноприходское Кирилло-Мефодиевское училище». Кирпичное двухэтажное здание было выстроено на средства «Братства святого благоверного князя Александра Невского» - церковной просветительской и благотворительной организации. Первым настоятелем храма стал отец Василий Якиманский, занимавший этот пост с 1879 по 1903 год. Именно при нём Скорбященская церковь в Иваново – Вознесенске стала духовным центром как Дмитровской слободы, так и всего города.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Подвиг такой не мог обойтись без борьбы. Излагая факты из его жизни, насколько позволят добытые исторические данные, мы постараемся изложить не только curriculum vitae et operum его, но и найти психологическое объяснение того и другого. Биографы пр.Василия разногласят в определении года его рождения. Проф.Знаменский относит рождение пр.Василия к 1788–1789 г., мотивируя свое мнение тем, что в предисловии к своим запискам, написанным в конце 1866 года, Лужинский называет себя 78-летним старцем 167 . Но профессор забывает, что предисловие к запискам датировано не 1866-м годом, a 20 августа 1870 года 168 . Профессор Коялович в некрологе преосвященного определяет его возраст 92 иди 93 годами и, таким образом, годом рождения считает 1786 или 1787 год 169 . Мнения профессоров основаны только на догадках и не могут быть приняты. Несомненным годом рождения пр.Василия следует считать 1791 год. Этот год прямо указывается в исправленной самим преосвященным биографии, которая помещена в 5 Витебских губернских ведомостей и затем в памятной книжке Витебской губернии за 1865 год 170 . Это же с несомненностью следует из формулярного списка, за подписью самого Лужинского, представленного в Коллегию в октябре 1834 г., где возраст преосвященного определен в 44 года 171 , и, наконец, из собственноручной рукописи пр.Василия, где он говорит, что родился в 1791 году, когда его отец был пресвитером 172 . Для определения месяца и дня рождения пр.Василия мы не имеем точных данных. Но так как он носил имя в честь Св.Василия епископа Парийского, память котораго празднуется 12-го апреля, то надо думать, что день его рождения был недалеко от этого числа. Некоторые польские историки называют пр.Василия «Вилгельмом», но сам он никогда не присоединял этого имени к своему. На первых порах его деятельности в Белорусской епархии встречается другая его подпись: «Василий-Венедикт Лужинский» 173 . Родитель пр.Василия Стефан 174 Лужин-Лужинский происходил из дворян Червонной Руси, сначала «занимался светскими делами» 175 , а потом сделался пастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

В. Головин, человек благочестивый и пользовавшийся значительным влиянием и уважением среди окрестных помещиков построил близ часовни и сторожку, приняв, совместно с генералом Волковым, на свое иждивение содержание сторожа (Проф. Корсунского стр. 16). Враг спасения не потерпел радости тех, которым было дорого упрочение порядка и покоя у могилы старца Зосимы. Проф. Корсунский так описывает дальнейшие скорби Зосимовой пустыни (стр. 16–22): «едва только начало таким образом упрочиваться дело восстановления святыни, места подвигов старца Зосимы, как опять начались и неблагоприятствущие этому делу обстоятельства. Местный благочинный, священник села Долматова о. Василий Парийский, почему-то счел нужным довести до сведения Владимирского Епархиального Начальства о построении, без разрешения последнего, часовни над могилой схимонаха Зосимы, о сборищах богомольцев, отправлении молитвенных служб причтом села Никульского и о рассказах о чудесных явлениях на сем месте, истребовав о том предварительные сведения от приходского священника Илии Громова. Донесение о. Парийского об этом тогдашнему преосвященному епископу Иустину последовало 7 июля 1858 года. А преосв. Иустин сделал такое распоряжение: отнестись, – к Обер-Прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову чрез секретаря Консистории с сведениями по сему делу и с исходатайствованием указаний на дальнейшее его движение и – к Владимирскому губернатору генерал-майору В. Е. Анненкову с просьбой о производстве, чрез его чиновника особых поручений, следствия как о времени, так и о виновниках построения оной часовни, причем депутатом с духовной стороны для этого следствия владыка назначил местного же благочинного о. Василия Парийского. Губернатор для производства следствия назначил своего чиновника особых поручений Ф. И. Желтухина. Началось дело 14 июля 1853 года, а кончилось уже 17 января 1855 года 3 . Следователь Желтухин с благочинным о. Парийским прибыли на место, где стоит часовня, в самый тот день, когда наиболее бывает в ней и при ней молящихся, именно 6 августа 1853 года, в праздник Преображения Господня; нашли здесь толпу молящихся и опросили их о причине их сходбища; богомольцы отвечали на это коротко: «Тут почивает схимонах Изосим» и стало быть они собрались из благоговения к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010