Для приведения: «в исполнение воли и желания благочестивейшего Государя Высопреосвященнейший владыко вызвал в Москву настоятеля Николаевской Берлюковской пустыни, известного путешественника по святым местам, обратившегося из раскола и обратившего потом многих заблудших к Церкви Православной. Передав волю Монарха, архипастырь приказал отцу Парфению нимало не медля отправиться в Гуслицы, объехать всю страну эту и избрать место, удобное для сооружения монастыря… Хотя время было зимнее, февраль месяц, и снега глубокие, но старец Парфений, которого сердце горело ревностью и усердием, несмотря ни на какие препятствия, пустился в неведомую страну… О. Парфений сколько возможно было изучил Гуслицы и осмотрел почти все местности, где было бы можно устроить монастырь» 154 . Так начинаются титанические труды отца Парфения по устроению и основанию Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря. Свои поездки по Гуслицкой местности он тщательно и подробно описывал в доношениях на имя митрополита Филарета. И вот на берегу реки Нерской была им обнаружена старинная деревянная церковь во имя Спасителя на Мошеве, рядом с которой проживали в избах священник и малочисленные прихожане. В самой церкви Спасителя сохранялся Образ Христа Спасителя, чтимый проживавшими рядом старообрядцами. У отца Парфения зародилось желание основать именно здесь монастырь, у этого храма с его святыней, в местности уединенной и тихой. Митрополит Филарет одобрил желание и передал сие решение на волю императора Александра Николаевича. Труды отца Парфения по основанию обители разделил отец иеромонах Иероним, имевший уже также опыт руководства монастырем. Братию для будущего монастыря по благословению митрополита Филарета подбирал купец города Павловский Посад Василий Иванович Грязнов. Василий Иванович был давним духовным другом Николаевской Берлюковской пустыни и ее бывшего настоятеля архимандрита Венедикта, указавшего жизненный путь для него. Предсказав Василию Ивановичу жизнь в миру для спасения многих от расколоучений и греховной жизни, в ответ на желание его самого жить в монастыре, настоятель Берлюковской пустыни отец Венедикт стал его наставником. Тогда Василий стал жить чистой безбрачной христианской жизнью, был ревностным проповедником веры Христовой, образцом благочестия, обратившим к Церкви немало раскольников. Василий Иванович с упованием на Промысл Божий принялся за сие Богоугодное дело и вскоре подобрал двадцать человек для будущей братии Гуслицкой из купцов, мещан и крестьян. Сделать это было для него не сложно, так как рядом с ним было много сторонников аскетического образа жизни. Василий Иванович Грязнов сам лично посещал места, выбранные для строительства монастыря, и нашел их весьма пригодными для этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Факт 2: Преуспевающий купец Еще будучи отроком, Василий Муравьев возжелал стать монахом. Однако в 14 лет получил от старца Александро-Невской лавры благословение сначала богоугодно пожить в миру, а уже потом, вырастив детей и реализовав себя в делах милосердия, думать о постриге. Купец 2-й гильдии Василий Николаевич Муравьев входил в пятерку наиболее состоятельных мехоторговцев Санкт-Петербурга. Нажил капитал, наработал связи в России и Европе, абсолютно честно, много и добросовестно трудясь. Годовой доход Василия Муравьева составлял около 90 000 рублей. Когда Василию было 10 лет, умер от чахотки отец, и они с матерью остались без средств к существованию. Доброхот-родственник, который работал в Петербурге приказчиком в Гостином дворе, взял Васю в столицу и устроил посыльным. Вася трудился не покладая рук, большая часть заработанного пересылалась матери. К 16 годам Василий Муравьев уже так хорошо разбирался в делах, что его назначили приказчиком, через год - старшим приказчиком. Затем он начал торговать самостоятельно. Муравьев " богател в Бога " . Много денег тратилось на благотворительность: он устраивал обеды для неимущих, делал регулярные пожертвования храмам и богадельням, больницам для бедных. Факт 3: Жена и двое детей Открыв свое дело, молодой купец Василий Николаевич Муравьев женился на Ольге Ивановне Нетрониной, тоже из крестьян Ярославской губернии. В супруге он обрел верную помощницу в делах и единомышленницу. В 1895 году у Муравьевых родился сын Николай, затем дочь Ольга; она умерла во младенчестве и после этого по обоюдному согласию Муравьевы жили как брат с сестрой. Николай Васильевич Муравьев получил достойное воспитание; окончил Царскосельскую Императорскую Николаевскую гимназию; учился на Юридическом факультете университета. Николаю, а через него и родителям, выпало много испытаний: у него не складывались семейные отношения, не получалось найти стабильную работу, он переживал всяческие борения и гонения. Революция поставила всех перед выбором. При богатстве и связях Муравьевых можно было перебраться за границу, наладить бизнес там. Но они остались на Родине. Василий Николаевич закрыл дело, дал хорошие выходные пособия всем, кто на него работал, и три года (1917-1920) жил в своем доме в поселке Тярлево под Павловском.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Павлово-Посадский, св. - житие Житие святого праведного Василия Павлово-Посадского. Святой праведный Василий родился в 1816 году в деревне Евсеево Богородского уезда Московской Губернии. Его отец Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием своих детей. Село Вохна (ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры, и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому. Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири. Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивъш отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост, В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию ; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя грязным, это прозвище и осталось за ним навсегда. То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его : «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», - отвечал он. Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того , что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все , что в мире : похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15-16).

http://pravicon.com/info-1940

После смерти отца в 1876 году десятилетним отроком Василий отправляется на заработки в Санкт-Петербург. Здесь он обращается в Александро-Невскую лавру и просит принять его в монастырь. В ответ же слышит наставление, оказавшееся пророческим: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Во исполнение этого благословения в 1890 году Василий женился на молодой девушке Ольге. В 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. Деятельность общества отличалась патриотической направленностью. Его члены считали своим долгом, прежде всего, всемерно содействовать Императору и правительству в области национального экономического развития. Государь, со своей стороны, также находил работу общества весьма полезной и своевременной, и в 1896 году выделил из личных средств 100 тыс. рублей на его развитие. После революции 1917 года семья Муравьевых, всегда готовая разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, выехала за город и проживала по большей части в поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. В 1920 году Василий по обоюдному согласию с женой принял монашество в Александро-Невской Лавре с именем Серафим. После тяжелых подвигов и трудов во славу Божию, будучи уже старцем, иеросхимонах Серафим стал ее духовником. С 1930 года и до своей кончины в 1949 году он жил в Вырице. За любовь к людям Господь даровал вырицкому подвижнику великую духовную мудрость, слово врачевания немощных душ, слово истинного провидения и пророчества. Подражая своему небесному учителю преподобному Серафиму Саровскому, вырицкий старец принял на себя новый подвиг – он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. С началом Великой Отечественной войны старец усилил свой подвиг – стал совершать его ежедневно. И достигали Престола Божия молитвы незабвенного старца – Любовь отзывалась на любовь!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/03/de...

В 1858-1861 годах церковь перестраивалась, была поставлена на каменный фундамент, а с северной стороны был устроен придел во имя всех святых усердием чиновника Зиновия Ильина. Богослужение совершалось в храмовые праздники, а также летом по заказу для поминовения погребенных при церкви. В 1885 г. приход был включен в состав Холмогорско-Курейского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). В 1888 г. архиепископское благословение получила холмогорская мещанка Анисья Панфиловна Третьякова за ее усердный труды по сбору пожертвований для строительства причтового дома при соборе. Спасо-Преображенский собор служил усыпальницей епархиальных архиереев, и в нем были погребены тела 4-х Холмогорских и Важеских архиепископов: Афанасия 12.11.1702, Рафаила в ноябре 1711 г., Варнавы 28.11.1730 и Германа в 1735 г., а также 6-ти Архангелогородских или Архангельских и Холмогорских архиереев: Аарона 1-го в 1738 г., Варсонофия в 1759 г., Иоасафа в 1769 г., Аполлоса в 1801 г., Парфения 2-го в 1819 г. и Неофита в 1825 г. Протоиереи: Петр Афанасьев в 1679 г.; Василий Карнисиев с 1683 до начала 1700-х; Иов Иванов, из ключарей, был в 1726 г.; Алексий Либеровский из учившихся в академии, умер в 1778 г.; Феодор Шешенин (упом. в 1786 и 1799 г.г. ); Андрей Романов 1811-1813 г.г.; Иоанн Петров Невдачин, кандидат богословия, умер в 1835 г.; Петр Алексеев Павловский с 1839 г. Священники: Алексий Венедиктович Золотарев, был ключарем в 1686 г.; Андрей; Стефан; Афанасий; Прокопий Иванов; Феодор Стафуров; Иаков Иванов; Симон Васильев; Иоанн Логинов; Кирилл Ивановский; Иоаким Замошкин, в 1782 г. переведен в Богоявленский Ухтостровский приход; Гавриил Шешенин; Андрей Тырыданов, в 1807 г. перешел в Емецкий приход; Иоанн Козмин 1810-1829 г.г.; Кирилл Титов 1829-1834 г.г.; Василий Назарьин 1829-1842 г.г.; Александр Николаевич Титов 1839-1843 г.г.; Козма Семенович Морщихин с 1842 г.; Михаил Никифорович Смирнов 1849-1851 г.г.; Иаков Федорович Гурьев 1851-1852 г.г.; Афиноген Николаевич Титов с 1851 г.; Александр Аникитич Колчин 1855-1861 г.г.; Василий Кремлев 1859-1860 г.г.; Екзакустодиан Титов 1861-1865 г.г.; Александр Васильевич Новиков с 1861 г. (в 1865 г. поступил в СПб ДА и был впоследствии архимандритом посольской миссии в Афинах и Риме); Николай Александрович Истомин 1865-1868 г.г.; Иоанн Прокопьевич Иванов 1865-1871 г.г.; Василий Александрович Ивановский в 1872 г.; Козма Семенович Морщихин (вторично) 1872-1879 г.г., после чего вакансия была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=22321

С основания первой Благовещенской церкви по 1805 год состав причта был одноклирный, по 1885 г. двуклирный, а затем по настоящее время опять одноклирный. При церкви сей служили Свяшенники: Иоанн Тимоееев Селецкий с 1715 по 1722 г., о. Гавриил по 1742 г., Иоанн Васильев по 1750 г., Иоанн Резанов по 1753 г., Иоанн Коротаев по 1756 г., Василий Клерин по 1764 г., Артемий Калиновский по 1766 г., впоследствии поступивший в монашество в Михайло-Архангельский монастырь, где и скончался в глубокой старости; Михаил Телов по 1770 г., Кирилл Ивановский, живописец, овдовев в 1771 г. постригся в монашество, Стефан Резанов по 1772 г., Василий Григорьев Шилов по 1796 г., Василий Титов с 1796 до 1808 г., Афанасий Рожин с 1808— 1820 г., служивший совместно с Алексеем Ключаревым с 1806. г., (впоследствии епископ Екатеринославский). С 1805 года увеличение состава причта (два Священника, диакон и два причетника) произошло вследствие просьбы Архангельскаго купца Василия Алексеевича Попова „для ежедневнаго поминовения родителя его Алексея Попова“; но Епархиальное Начальство дало свое согласие на такое увеличение состава причта лишь с обязательством из его В. Попова средств „на обоих священников и церковнослужителей каждогодно давать по 150 рублей и сверх того стараться о приращении их доходов каковую сумму он действительно и продолжал выдавать до 1819 г. За сим, совместно служили священиики: Василий Тырыданов с 1819--1835 г., и с ним последовательно Михаил Калиновский 1820—1823 г., Павел Знаменский (кандидат С.-Петербурской Дух. Академии) 1824—1828 г. и Петр Павловский 1828—1832 г. В 1832 году прихожане Благовещенской церкви купцы Петр Маляхинский, Афанасий Амосов, Матеей Первушин, Иван Демидов и Михаил Непенин с церковным старостою Афанасием Плотниковым вошли к Преосвященному Георгию с прошением „при сей церкви оставить одного священника, а другаго вовсе излишняго куда либо переместить, так как скудный доход недостаточен для содержания другаго священника Просьба была удовлетворена и при церкви остался один Священник.

http://sobory.ru/article/?object=34247

В 1894 г. был произведен внешний ремонт храма на 1100 руб., в разное время пожертвованные о. Иоанном Сергиевым (прав. Иоанн Кронштадтский), с добавлением значительной суммы из средств старосты Григория Максимовича Мерзлютина. Население прихода в конце XIX в. состояло в основном из мещан, отставных солдат и крестьян. Из 125 дворов прихода 6 были купеческие. 16 августа 1886 г. была открыта школа грамоты, в 1889 г. переименована в церковно-приходскую школу. Церковно-приходское попечительство открыто в 1884 г. До 1805 г. состав причта был одноклирный, по 1835 г. - двуклирный, затем опять одноклирный. С 1805 г. увеличение причта (до 2 священников, 1 диакона и 2 причетников) произошло по просьбе архангельского купца Василия Алексеевича Попова - для ежедневного поминовения его отца Алексея Попова. Епархиальное начальство дало свое согласие на это при условии, что В. Попов из своих средств будет выдавать ежегодно по 150 руб. на обоих священников и церковнослужителей и, кроме того, стараться о приращении их доходов. Эта сумма выдавалась до 1819 г. В 1832 г. прихожане купцы Петр Маляхинский, Афанасий Амосов, Матфей Первушин, Иван Демидов и Михаил Непенин с церковным старостой Афанасием Плотниковым обратились к Преосв. Георгию с прошением оставить при церкви одного священника, ввиду нехватки средств на содержание причта.Священники: Иоанн Тимофеев Селецкий 1715-1722 г.г.; Гавриил по 1742 г.; Иоанн Васильев по 1750 г.; Иоанн Резанов по 1753 г.; Иоанн Коротаев по 1756 г.; Василий Клерин по 1764 г.; Артемий Калиновский по 1766 г. (впоследствии принял монашество в Михаило-Архангельском монастыре, где и скончался в глубокой старости); Михаил Телов по 1770 г.; Кирилл Ивановский (живописец, овдовел в 1771 г. и принял монашеский постриг); Стефан Резанов по 1772 г.; Василий Григорьев Шилов по 1796 г.; Василий Титов 1796-1803 г.г.; Алексий Ключарев с 1805 г. (впоследствии епископ Екатеринославский); Василий Тырыданов 1819-1835 г.г.; Михаил Калиновский 1820-1823 г.г.; Петр Павловский 1828-1832 г.г.; Николай Петрович Токарев 1846-1859 г.г.Псаломщик: Николай Уаров 1888 г.

http://sobory.ru/article/?object=34247

протоиерей Василий Михайловский (21.03.1834–14.06.1910) Воспоминания История Русской Православной Церкви Литургика Нравственно-аскетические труды Общая церковная история Педагогика Слова Словари Сравнительное богословие протоиерей Василий Михайловский Пастырь, духовный писатель, публицист, поэт, богослов, проповедник, педагог и общественный деятель, магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Автор нескольких учебников Закона Божия. Член Императорского Православного Палестинского Общества. Биография Родился 21 марта 1834 года в Тверской губернии. Окончил курс в Санкт-Петербургской духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании обучения преподавал греческий, латинский и немецкий языки в Казанской духовной академии. После перевода в столицу состоял протоиереем и настоятелем Вознесенской церкви в городе Санкт-Петербурге. Был в числе членов военно-учебного комитета, всех школ Русского технического общества, а также Епархиального училищного Совета. Помимо этого исполнял обязанности законоучителя Павловского военного училища. Приобрёл известность многочисленными изданиями религиозно-нравственного содержания (свыше ста названий, в количестве свыше 500 000 экземпляров) — книг, картин, церковно-исторических карт-листков для народного чтения и т. п. Кроме того, им составлен ряд гимназических учебников по Закону Божьему, например «Библейско-богословский словарь». Среди наиболее известных научно-богословских трудов В. М. Михайловского: «Англиканская церковь и её отношение к Православию», «Святый апостол Павел», «О римско-католической церкви», «Очерк истории христианской церкви», «Нынешние несториане, их учение и богослужение» (в «Духовном вестнике», 1864 и 1865 гг.). Многочисленные церковные поучения его и речи рассеяны по духовным периодическим печатным изданиям. Он также пробовал свои силы в поэзии и издал семь выпусков «Духовных стихотворений». Михайловский активно боролся с пьянством являясь одним из видных деятелей Санкт-Петербургского общества трезвости и некоторое время занимал в нём пост председателя. Василий Яковлевич Михайловский умер 14 июня 1910 года и был погребён на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (21.02.1816, дер. Евсевьево Богородского у. Московской губ.- 16.02.1869, Павловский Посад Богородского у. Московской губ.), св. прав. Павловопосадский (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых). Из гос. крестьян, в детстве обучился грамоте по Часослову и Псалтири. В 30-х гг. работал на фабрике в Павловском Посаде, пристрастился к пьянству, вместе с неск. рабочими занимался грабежом на дорогах. Благодаря знакомству с настоятелем Берлюковской пуст . иером. Венедиктом (Филипповым) раскаялся, начал вести праведную жизнь. В своем доме в Евсевьеве В. устраивал собрания, на к-рых читали Свящ. Писание и творения св. отцов. В 1845 г. по наущению павловопосадского купца Широкова, к-рого святой обличал в тайной приверженности старообрядчеству, на В. был сделан донос о якобы основанной им «фармазонской секте». Праведник был арестован, но вскоре освобожден за недоказанностью обвинения. По преданию, В. неск. раз удостаивался явлений святых - прп. Сергия Радонежского, мучениц Веры , Надежды , Любови , Софии и сщмч. Харалампия , к-рый благословил праведника на старческое служение (см. Старчество ). Приходившие к В. люди получали от него духовные советы даже в самых затруднительных житейских ситуациях. Свт. Филарет (Дроздов) писал прп. Антонию (Медведеву) о том, что В. обратил к Церкви «немалое число раскольников». В 1848 г., во время эпидемии холеры в Павловском Посаде, у святого открылся дар исцеления - никто из обратившихся к нему больных не умер. Св. прав. Василий Грязнов. Портрет. XX в. Св. прав. Василий Грязнов. Портрет. XX в. В кон. 40-х гг. В. сблизился с владельцем платочной фабрики в Павловском Посаде Я. И. Лабзиным, к-рый в 1855 г. женился на сестре В. В 1853 г. В. стал компаньоном Лабзина и купцом 1-й гильдии, в 1863 г. был создан торговый дом-мануфактура «Яков Лабзин и Василий Грязнов» - предприятие, поставившее на промышленную основу производство павловопосадских шалей и платков. Став крупным предпринимателем, В. развернул широкую благотворительную деятельность. В 1858 г. по благословению свт. Филарета он взял на себя попечение о Гуслицком муж. мон-ре . В 1860-1869 гг. являлся старостой в павловопосадской Воскресенской ц., к-рую перестроил и благоукрасил, содержал на свои средства церковный хор.

http://pravenc.ru/text/150665.html

Есть в городе мастеровые всякого рода, хотя и не много иных; а другие приходят из чужих городов, особливо лучшие каменщики и плотники из Владимира и Галича. Герб старинный города Воронежа, как видно по старым печатям губернским, был сидящая на пушке ворона. Со времени же учреждения наместничеств дан герб сему городу щит, разделенный надвое, в верхней части оного на золотом поле двуглавный черный орел; а в нижней части на красном поле опрокинутая на косогоре урна, из коей вытекает река Воронеж. Сей герб внесен во все гербы уездных городов Воронежской губернии в верхнюю часть щитов их, кроме только герба города Павловска. Мундир наместнический был красный с черным бархатным воротником и разрезными обшлагами, с четырьмя по разрезу пуговицами; подбой и камзол палевые, пуговицы желтые. Нынешний мундир с 1797 года есть общий темно-зеленый, воротник и обшлага палевые, а подбой и исподнее платье белые, пуговицы желтые с губернскими гербами. Что касается до начальников сего города, то не только давних, но и новейших за сгоранием архива в 1748 году полного списка отыскать не можно. Однако же сколько можно было найти оных по историческим запискам и оставшимся архивным делам, предлагается здесь следующие: Воронежский воевода князь Иван Андреевич Долгоруков-Шебановский убит в Воронеже малороссийскими казаками в 1590 году. Воевода князь Василий Петрович Щербатов упоминается в 1632 году. Воевода Мирон Вельяминов с 1638 по 1б41 год. Воевода князь Андрей Сонцов-Засекин в 1641 году. Воевода Василий Ромодановский с 1642 по 1644. Воевода Афанасий Бабарыкин в 1644 году. Воевода Воронежской и Елецкой вместе, Никифор Леонтьевич в 1645 году. Воевода Андрей Васильевич Клепиков-Бутурлин в 1646 году. Воевода Василий Тимофеевич Грязной в 1647 и 1648 году. Воевода Василий Михайлович Еропкин с 1649 по 1651, Воевода князь Василий Петрович Кропоткин с 1651 года. После всех сих воевод, означенных в дворцовых записках 123 , какие были другие, того не отыскано. А в некоторых старых грамотах значатся еще следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010