190 Скурат КЕ. Указ. соч. Т. 2. – С. 70–76. Статус раскола, в котором пребывала Элладская Православная Церковь с 1833 по 1850 гг., недвусмысленно очерчен в деянии Собора Константинопольского Патриархата, проходившего в 1850 г. под председательством Вселенского патриарха Анфима IV: «...некоторые из бывших под церковной властью Патриаршего Апостольского Вселенского престола Константинопольского святейшие митрополии, архиепископии и епископии, составляющие ныне богоспасаемое и богохранимое Королевство Греческое, по обстоятельствам времени отделились (хотя и сохраняя благодатью Божией единство веры) от церковного и канонического единения с Православной своей Матерью, Константинопольской Великой Церковью, от коей зависели, и со всеми прочими Православными Церквями...» (Соборное деяние Святого и Священного Константинопольского Синода от 8 июня 1850 г.//Христианское чтение. – 1851. – Ч. 2. – С. 55–56). 192 Более подробно об украинском расколе: Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине. (Вехи истории). – К.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2002. – 288 с.; Свинарьов в у XX Дисс. ...канд. богословия. – КДА, 2001. – 158 с.; Феодосий (Процюк), митрополит. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). Материалы по истории Церкви. Кн. 36. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2004. – 640 с.; Фотиев К.В. Попытки Украинской Церковной Автокефалии в XX веке. – Мюнхен, 1955. – 80 с.; Ярема Ростислав, священник. Церковные расколы в Украине. – К., 2007. – 96 с. 193 Ведерников А. Восстановление патриаршества в Болгарии//ЖМП. – 1953. – 6. – С. 38–45; Верюжский Василий , профессор- протоиерей. Болгарский народ под греческой церковной властью преимущественно в XIX веке. Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы. (Опыт церковно-исторического исследования): Дисс. ...магистр, церк. истории. В 2-х т. – М.: МДА, 1954; Т. 1. – 390 с.; Т. 2. – 392–757 с.; Верюжский Василий , профессор-протоиерей. Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы//ЖМП. – 1948. – 7. – С. 23–32; 11. – С. 47–59; 12 – С. 31–44; Николай (Севастиянов), иеромонах. Каноническая оценка современного раскола в Болгарской Православной Церкви: Дисс. ...канд. богословия. – Сергиев Посад: МДА, 1996. – 169 с.; Скурат К.Е. Указ. соч. Т. 1. – С. 251–268; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. Т. 1.: От основавнето и до завладяването на Балканския полуостров от турците. – София: Академично издателство, 1995. – 368 с.; Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.). – СПб.: Алетейя, 2004. – С. 40–42, 54–84; Христов И. Русско-болгарские церковные отношения в период так называемой «Болгарской схизмы»: Дисс. ...канд. богословия. – Загорск: МДА, 1957. – 145 с.; Hopkins L. James. The Bulgarian Orthodox Church... P. 105–188, 219–239, 262–263.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

1. Священномученик Василий, епископ Амасийский . Ликиний, зять императора Константина, на сестре которого он был женат, разыгрывал из себя христианина пред великим царем, но, получив от него в управление весь Восток, начал сначала тайно, а потом и явно преследовать христиан и насаждать идолопоклонство. Его супруга сильно скорбела по этому поводу, но не смогла отвратить своего мужа от нечестия. Предавшись идолослужению, Ликиний отдал себя в рабы всем необузданным страстям, а паче всего – женонеистовству. При очередном приступе этой нечистой страсти захотел он осквернить девицу Глафиру, находившуюся на царской службе. Та пожаловалась царице, а царица втайне отослала ее из царского дворца в Никомидии в область Понтийскую. Девица достигла города Амасия, где получила сердечный прием у епископа Василия и прочих христиан. Глафира вся сияла от радости, что Бог спас ее девство, и писала об этом царице. Радовалась и царица и высылала ей средства на содержание амасийского храма. Но одно из писем Глафиры, адресованное царице, попало в руки царского евнуха, который показал его Ликинию. Царь, узнав, где находится Глафира, немедленно послал [воинов], чтобы [те] привели в Никомидию и ее, и епископа. Глафира тем временем умерла, так что воины привели в оковах лишь епископа Василия. После мучений и темницы сей блаженный муж был в 322 году усечен мечом и брошен в море. Его клирики, по указанию Божия Ангела, нашли его тело близ города Синоп, извлекли его из воды с помощью рыболовных сетей и перенесли в Амасию, где с честью погребли в храме, воздвигнутом его же собственными трудами. Царь Константин собрал войско против Ликиния, победил его, пленил и отправил в заточение в Галлию, где [тот и] скончал свою богомерзкую жизнь. [Епископ] Василий во темницу ввержен – За Крест Честной и за Христову веру; Псалмы воспевает, Бога славословит: Господь его за правду пострадать сподобит. Трибун вещает царский лукаво, словно змей: – Послушай, старец, слово царя из царей: Ликиний опекаем богами неспроста,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

878); Леонтий, Димитрий, Сергий, Григорий (занимали кафедру в кон. IX - 1-й четв. X в.) Патриархи: Дамиан (2-я четв. Х в.- после 971); Герман (кон. Х в.); Филипп (кон. Х - нач. XI в.); Давид (1016-1018); Иоанн (1018, с 1019 - архиепископ Охридский). Архиепископы Тырновские (кон. XII - 1-я пол. XIII в.): Василий I (1186-1233/34); Виссарион. Патриархи Тырновские (1235-1393): свт. Иоаким I (1235-1246); Василий II (1246 - ?); Иоаким II (ок. 1265); Игнатий (до 1273 - после 1277); сщмч. Макарий; Иоаким III (80-е гг. XIII в.- 1300); Дорофей; Роман; Феодосий I (ок. 1337); Иоанникий I; Симеон (ок. 1346); Феодосий II (ок. 1348 - ок. 1360); Иоанникий II (70-е гг. XIV в.); свт. Евфимий (1375-1393). Экзархи Болгарские: Анфим I (1872-1876); Иосиф I (1877-1915); вдовство кафедры (1915-1945); Стефан I (1945-1948). Патриархи: Кирилл (Марков; 1953-1971); Максим (Минков; 4 июля 1971 - 6 нояб. 2012); Неофит (Димитров; с 24 фев. 2013) Лит.: Theiner A. Vetera monumenta historica Hungariam sacram illustrantia. R., 1859. T. 1; Исторически преглед на Българската църква от самото й начало до днес. Виена, 1869; Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории Православных Церквей - Болгарской, Сербской и Румынской или Молдовалашской. М., 1871; Курганов Ф. Исторический очерк греко-болгарской распри//ПС. 1873. 1, 2, 5-7, 9, 10; Муравьев А. Переписка с восточными иерархами по греко-болгарскому делу//ТКДА. 1873. Т. 1. С. 105-148; Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2. S. 22-72; Карапетров П. П. Кратка история на българската черкова. Средец, 1894; Пальмов И. С. Болгарская Экзархийская Церковь: Первоначальное и совр. ее устройство. СПб., 1896; Станимиров Ст. История на българската черква. София, 1898; Euthymius, Patr. von Bulgarien. Werke. W., 1901; Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в.: Опыт ист. исслед. СПб., 1904. Т. 1; Иванов Й. Северна Македония. София, 1906; он же. Българите в Македония. София, 19172; он же. Български старини из Македония.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Все исследователи отмечали, что размещение ктиторской фрес­ки в рукаве центрального креста, открытом непосредственно в под­купольное пространство, необычно для Византии. Впрочем, можно указать одну параллель. В небольшой церкви в Каппадокии (т. н. цер­ковь Старой Голубятни) в северной апсидиоли, соответствующей нормальной апсиде жертвенника, изображена императорская семья: Никифор II Фока с Феофано, и еще три персонажа 86 (может быть, законные императоры Василий и Константин). Ктиторская фреска Софии Киевской всегда трактовалось как свидетельство политичес­ких притязаний или сакрализации княжеской власти. А. Поппе, отме­тив, что здесь воплощена идея апостольской миссии княжеской ди­настии, тем не менее, главным считал утверждение законности власти Ярослава. Та же проблема существовала и для Никифора Фоки, ко­торый в 963 г. захватил власть после смерти императора Романа, от­теснив его сыновей и соправителей Василия и Константина и женившись на его вдове императрице Феофано. М. Б. Свердлов отмечает, что после смерти Святополка у Ярослава уже не было такой необхо­димости. Указав, что ктиторская композиция составляет единое це­лое с Евхаристией апостолов в апсиде, исследователь трактует это как стремление к освящению «единовластия» Ярослава. 87 Соотношению Евхаристии апостолов и ктиторской процессии из Софии Киевской есть ближайшая аналогия, не связанная с земным владычеством. Евхаристия в главной апсиде и изображение Христа-священника впервые появились в двух храмах, построенных одновре­менно на периферии культурной ойкумены Восточной Римской импе­рии – в Софии Охридской и Софии Киевской. 88 В Киеве Христос в образе священника помещен в мозаичном медальоне над предалтар­ной подпружной аркой, 89 в Охриде – в нише дьяконника. Охрид был резиденцией патриарха Болгарии в последние годы существования Первого царства. Уничтожив его, император Василий Болгаробойца, шурин Владимира, превратил Болгарию в фему Империи и учредил в 1019г. Охридскую архиепископию. 90 Строителем нового храма был Лев Пафлагонянин (1037–1056), первый грек во главе Болгарской церк­ви, византийский интеллектуал и прежний хартофилакс Софийского собора в Константинополе. Естественно, он воплощал не болгарские художественные вкусы и политические стремления, а концепции и искания столичного духовенства и монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господи Чудотворче, Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 28 февраля 1. Священномученик Протерий . Этот святой был пресвитером в Александрии в ту пору, когда кафедру патриарха занимал там еретик Диоскор, один из основоположников монофизитской ереси, утверждавшей, что во Христе не два естества, а одно. Царствовали в ту эпоху Маркиан и Пульхерия. Протерий, муж святой и благочестивый, восстал против Диоскора, за что претерпел многие беды. В то время был созван Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, на котором монофизитская ересь была осуждена, Диоскор свергнут с патриаршего престола и сослан в заточение. На его место был избран сей правоверный муж Протерий. Управлял он Церковью с ревностью и любовью истинного Христова ученика. Но сторонники Диоскора не переставали воздвигать в Александрии мятежи. Во время одного такого кровопролитного возмущения Протерий вышел из города с намерением временно удалиться, но на дороге явился ему пророк Исаия и сказал: «Возвратись в город: я жду, чтобы взять тебя». Протерий вернулся и вошел в церковь . Услышав об этом, взбешенные еретики ворвались туда, схватили патриарха и изрезали его ножами. Вместе с Протерием в тот день погибли еще шесть христиан. Так в 457 году принял мученический венец за православную истину сей дивный пастырь Христова стада. 2. Преп. Василий Исповедник . Друг и сподвижник преподобного Прокопия Декаполита, Василий верно следовал своему учителю и в мирное время, и в годину гонений. Претерпел многие муки от иконоборцев. А когда иконоборцы – по Божиему Промыслу – погибли и исчезли, он вместе с преподобным Прокопием вернулся в свой монастырь, где долго подвизался в посте и молитве и мирно скончался в 747 году 23 . 3. Священномученик Нестор, епископ Магиддийский . Отличался великой кротостью. В правление Декия был выведен на судилище и жестоко мучим за Христа. Перед смертью лицезрел в видении жертвенного агнца, что истолковал как знамение своей скорой жертвы. Претерпел мучения от епарха Публия и, наконец, в 250 году был распят на кресте в Пергии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Да и сам он пусть себе не верит. Пусть, как в зеркале, посмотрит на тех, у кого есть средства, но не хотят они творить вообще никаких добрых дел. Таким стал бы и он, если бы скопил денег. И паки мудрый Иоанн поучает: «Не говори, что надобно тебе собирать (деньги) для бедных – дабы, оказав им эту помощь, получил ты Царство. Ведь Царство можно купить и за две лепты». Действительно, евангельская вдовица приобрела его за две лепты, а богач, у дверей которого лежал Лазарь, не мог купить его и за несметные свои сокровища. Если нечего тебе дать убогому, то помолись Богу, чтобы Он подал ему, – этим ты уже сотворил милостыню и приобрел Небесное Царство. Когда преподобный Василий Новый предвестил царице, супруге императора Константина Порфирородного, что родит она сперва дочь, а потом сына, царица предложила ему много золота. Святой отказался, но царица закляла его Святой Троицей, чтобы он его взял. Тогда преподобный Василий взял только три златницы и отдал служившей ему бедной Феодоре со словами: «Не нужно нам много этого терния, потому что [уж] очень [сильно] оно колется». Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса, распятого на Кресте, а именно: 1) голову Его, изъязвленную терновым венцом; 2) глаза Его, смежившиеся от боли; 3) уста Его, иссохшие от жажды. Проповедь о Первом и Последнем, Живом Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. Откр. 1:17–18 Так возвестил Господь Иисус Своему возлюбленному ученику Иоанну в видении на острове Патмос. Не бойся – чего? Не бойся гонений на Церковь со стороны язычников. Не бойся мучителей, истязающих Моих верных во всех концах Не бойся царей, воздвигающих гонения на христиан. Не бойся вельмож – насильников сего, ослепляющих людей страстями – [лишь] бы не видели они истины, которую принес Я в Не бойся ничего! Как не бояться мне, Господи!? Ведь весь вооруженный до зубов ополчается против нас, малочисленных и безоружных; как не бояться? Не бойся , ибо Я есмь Первый и Последний, Альфа и Омега . А все эти воинства, вооружающиеся против вас, суть не что иное, как мимолетный вихрь мертвецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Епархии терновского патриархата. По образовании терповского патриархата, к нему принадлежали 12 епархий: преславская, вельбуждская, скопиииская, приштинская, нишавская или нишская, браничевская, виддинская, и еще 5 неизвестных по названию в северной части западной половины нынешнего сербского княжества. Потом были прибавлены к нему еще 5 епархий: червенская или рущукская, ловечская или ловчанская, средечская или софийская, овечская или проватская, доросгпелъская или дристрская (силистрийская). При Асене II терновскому патриарху принадлежали: солунская митрополия вместе с своими епископиями, все фракийския митрополии константинопольского патриархата и 5 епархий в нынешнем сербском княжестве. Но по смерти Асени II число епархий стало сокращаться: терновскому патриарху принадлежало 14 епархий: преславская, вельбуждская, скопийская, приштинская, нишская, браничевская, белградская, виддинская, червейспая, ловчанская, софийская, проватская, дристрская и месемврийская. Эти же епархии были и в год упразднения патриархата. Ныне в бывшем терновском патриархате считается 14 митрополий: 1) терновская, имеющая под своею властию епископии лцвчсаискую и врсичанскую, 2) виддинская, 3) дристрская, 4) софийская, 5) преславская (кафедра в Шумле), 6) червенская или рущукская, 7) нишавская (кафедра в Пироте), 8) нишская, 9) скопийская или ускюбская. 10) кюстендилъская и истибская, 11) самоковская, 12) мессмврийская, 13) анхиалъская и 14) варнская 402 . Патриархи терновские Терновскую автокефальную кафедру в продолжение 150 лет преемственно занимали 15 святителей. 1) Василий I (с 1185 г.): он вступил в сношения с папою Иннокентием III и получил (1204 г.) от него титул примаса. 2) Иоаким (у 1237 г.) первый получил патриарший титул, который стали носить и все его преемники. 3) Василий II. 4) Иоаким II 5) Игнатии. 6) Макарий. 7) Иоаким III: папа Николай IV писал ему о соединении болгарской церкви с римскою, но не имел успеха; сын болгарского царя Тертерия. Святослав, по подозрению, будто Иоаким сносится с татарами, чтоб отдать во власть их Болгарию, велел (1294 г.) сбросить его со скалы. 8) Дорофей 9) Роман. 10) Феодосий. 11) Иоанникий. 12) Симеон. 13) Феодосий II, бывший на терновском соборе против иудействующих и богомилов. 14) Иоанникий II. – 15) Последний терновский патриарх был Евфимий. Из похвального слова, написанного ему Григорием Цимвлахом, видно, что Евфимий, ученик преп. Феодосия Терновского, принял монашество в монастыре параорском, но по случаю вторжения сюда турок удалился в пустыню близ Тернова, а отсюда около 1356 г. переселился в Константинополь, потом на Афон. Здесь он оклеветан был в корыстолюбии и, по приказапию императора, -заточен на о. Лемнос; по оправданный возвратился в Болгарию и стал заниматься исправлением богослужебных книг, сличая славянския книги с греческими. Наконец получил сан терновского патриарха. Когда Тернов взят был турками, Баязет послал Евфимия в заточение, где он и скончался 403 . Б) Охридская архиепископия (1185– 1767 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Нектарий I, 90-е годы XVI в.; около 1604 г. очутился в России, с 25.VI. 1613 г. Вологодский Архиепископ, с 1616 по 1621 г. в заточении в Кирилло-Белозерском монастыре, снова на Вологодской кафедре с 1625 по †3.VI.1626 г. Пройдоха. Митрофан, ок. 1614 г. Нектарий II, ок. 1616–20-е годы XVII в. Порфирий, 20-е годы XVII в. Георгий, ок. 1617 г. Иоасаф, ок. 1628 г. Аврамий, 30-е годы XVII в. Мелетий, ок. 1637–ок. 1645 г. Харитон, ок. 1643 г., вторично ок. 1651 г. Даниил, ок. 1650 г. Дионисий 1652 г. Афанасий II, ок. 1653–ок. 1657/8 гг. Игнатий, 60-е годы XVII в. Пафнутий, ок. 80–90-е годы XVII в. Арсений I, 60-е годы XVII в. Зосима, ок. 1663 – после 1670 г. Панарет, 70-е годы XVII в. Нектарий II, ок. 1673 г. Игнатий II, ок. 1676 г. Феофан, похититель Охридского престола в 1676 г. Григорий III, ранее 1679 г., вторично в 1683–88 гг. Мелетий II, 1676–7 г. Парфений II, 1677–1683 гг. Герман, 1688–91 гг., вторично в 1699–1702/3 гг. Григорий, 1691–95 гг. Игнатий III, 1693–95 гг., вторично в 1703–6 гг. Зосима II, 1695–99 гг., вторично в 1707–8 гг. Рафаил, 1699–1702 гг. Мефодий, 1708 г. Дионисий II, 1706–7 гг., вторично в 1709–14 гг. Филофей, 1714–18 гг. Церковный проходимец, «подвизался» в России. Иоасаф II, 1719–1745 гг., †1746 г. Иосиф, 1746–1751/2 гг. Дионисий III, 1752–1756 гг. Мефодий II, 1757–8 гг. Кирилл, 1759–1762 гг. Иеремия, †1763 г. Ананий, 1763 г. Арсений II, по происхождению болгарин, по фамилии Баласчев из охридского рода Баласчевых, 1763–1767 гг. (Список составлен по Ив. Снегаров, История на Охридската Архиепископия, т. т., C., 1924, 1932 г.) ВЕЛИКО ТЕРНОВСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ Архиепископ: Василий I, 1186, с 7.XI.1204 г. примас, †30-е годы XIII в. ВЕЛИКО ТЕРНОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ Великотерновские патриархи : Иоаким I, 18/31.I.1235–1237 или 1246 г. Василий II, XIII в. Виссарион, XIII в. Иоаким II, XIII в. Игнатий, 1272–77 гг. Свщмученик Макарий, 80-е годы XIII в. Иоаким ок. 1283-†l 301 г. Дорофей, XIV в. Роман, XIV в. Феодосий I, †ок. 1337 г. Иоанникий I, после 1337 г. – после 1346 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полная церковная независимость Болгарии, так или иначе не признаваемая Вселенской патриархией, была окончательно утрачена после подчинения Болгарского царства Византии, достигнутого в результате пяти завоевательных походов (986–1019 гг.) императора Василия II Болгаробойцы. Василий, завоевав в 1018 г. Болгарию, издал три указа о церковном управлении на завоеванных территориях, в которых признал преемственность между Охридской архиепископией и Патриархатом, который был учрежден при Симеоне и Петре, но лишил ее достоинства Патриархата. При этом автокефальное достоинство охридского архиепископа в отношении Константинопольского Патриархата было сохранено: назначать его должен был лично император своим указом. Правящий патриарх Давид (1015–1018) по инициативе императора Василия был низложен. Так закончилась так называемая первая автокефалия Болгарской церкви (870–1018, с 919 г. – в статусе Патриархата). В литературе обращается внимание на то, что указы Василия II исходили из факта полиэтничности: «согласно им, восстанавливалась территориальная организация церкви на основе поместных епархий, включающих всех верующих той или иной области. Если не считать конечного верховенства Византии, то культурный плюрализм, характерный для Балкан в эпоху Средневековья и при этом отличный от секулярных националистических конфликтов Нового времени, оставался основным принципом в церкви как до византийского завоевания 1018 г., так и после него». Фактически Охридская архиепископия (1019–1767 гг.) стала частью византийской церкви: с этого времени архиепископы Охридские были греками (за исключением первого – болгарина Иоанна, поставленного при Василии II) и сотрудничали с византийской гражданской администрацией. Титул правящего архиерея «архиепископ Болгарский» означал епархиальную принадлежность (в отношении охридской автокефалии в литературе существуют различные мнения). Как указывал Василий II, единственным основанием для признания de facto автокефалии Охрида был тот факт, что предстоятель этой кафедры повсеместно признавался главой Болгарской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После завоевания Болгарии в 1018 г. император Василий II опубликовал три грамоты о церковном управлении на вновь входящих в Империю территориях. В этих документах признается прямая каноническая преемственность между «архиепископом» Охридским и основанным Симеоном и Петром патриархатом. Тем не менее предстоятель более не называется патриархом, но «святейшим архиепископом». Однако его автокефалия от Константинопольского патриарха была полностью сохранена. Архиепископ назначался лично императором. Его юрисдикция должна была распространяться на все территории, бывшие частью Болгарии во время Петра и Самуила, в том числе и грекоязычные районы, районы, заселенные влахами (румынами) и мадьярами (называемыми «турками»). Архиепископия также включала в себя большинство сербских регионов. Василий II даже пошел на то, чтобы назначить первым архиепископом Охридским болгарина Иоанна. На самом деле контролируемая императором архиепископия Охридская должна была сотрудничать с созданной Василием военной администрацией Болгарии, реорганизованной в три фемы. Все преемники Иоанна на охридском престоле будут греками, зачастую тесно связанными с двором в Константинополе. Архиепископия в качестве автокефальной Церкви доживет до 1767 г., когда ее подомнет под себя Константинопольский патриархат. Так как это будет односторонним действием, поддержанным турецкими властями, болгары его никогда не признают. В 1870 г. болгары использовали древний статус Охрида для оправдания создания независимого Болгарского экзархата, что было сделано, естественно, без согласия Вселенского патриархата. Однако болгары будут ссылаться на то, что это восстановление исконного канонического устройства, но отнюдь не нововведение. Вполне объяснимо, время между 1018 и 1204 гг., когда Охрид находился под непосредственным греческим контролем, воспринимается многими болгарскими историками как мрачный период «византийского ига». Многие говорят о подавлении тогда славянского языка и кирилло-мефодиевской культурной традиции. Этот взгляд вроде бы подтверждается снобистскими высказываниями самого выдающегося из всех греческих архиепископов Охридских блж. Феофилакта Болгарского (1090-1126), писавшего константинопольским друзьям о своей пастве как о «нечистых варварах, рабах, воняющих овчиной» и даже как о «чудовищах».

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010