Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял делегацию Сербской Православной Церкви 3 февраля 2009 г. 12:30 3 февраля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял делегацию Сербской Православной Церкви . В делегацию, которую возглавил председательствующий в Священном Синоде этой Церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , также вошли архиепископ Охридский Иоанн, епископ Зворничко-Тузланский Василий, представитель Сербской Церкви при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний , Представитель Русской Православной Церкви при Сербском Патриархе протоиерей Виталий Тарасьев, сотрудник Сербской Патриархии священник Небойша Тополич. Во встрече также участвовали заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Обращаясь к сербским иерархам и священнослужителям, которые прибыли в Москву на состоявшуюся 1 февраля интронизацию нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Благодарю вас сердечно, дорогой Владыка, дорогие братья, за возможность вместе с вами помолиться в очень важный для меня день. Благословение и молитвы братской Сербской Церкви, с которой у нас во многом общая судьба, имеют очень большое значение. Сожалеем, что Святейший Патриарх Павел по состоянию здоровья не мог приехать, но мы радуемся тому, что Вы, Ваше Высокопреосвященство, представляли Святейшую Церковь Сербскую на этих торжествах». Его Святейшество отметил, что присутствие на торжествах сербской делегации — это живое проявление добрых чувств сербского народа к Русской Церкви и к русскому народу. «Конец XX столетия был очень трудным для вашей страны, он был также трудным и для России, — сказал далее Святейший Патриарх Кирилл. — Произошедшие перемены повлияли в том числе и на внутреннюю церковную жизнь. Русская Церковь пострадала от раскола на Украине. Люди страдают также от канонических недоразумений, которые возникли в Эстонии. Сербская Церковь тоже прошла и проходит ныне через полосу трудностей. Вам хорошо известна позиция нашей Церкви по вопросу Косова и Метохии. Мой блаженнопочивший предшественник Святейший Патриарх Алексий II неоднократно возвышал от имени Русской Православной Церкви свой голос в защиту территориальной целостности Сербии, что соответствует и международному праву, и принципам, положенным в основу международных отношений, и что самое главное, соответствовало всей истории многострадальной Сербии, для которой Косово являлось и является историческим духовным центром».

http://patriarchia.ru/db/text/549564.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Костаки) (20.12.1768, Рошиешти, жудец Васлуй - 18.12.1846, мон-рь Слатина), митр. Молдавский в 1803-1842 гг. В крещении Василий. Родители В.- Григорий Костаки и Мария Канта - принадлежали к древней и знаменитой в истории Молдавии фамилии Болдур. Получив начальное домашнее образование, Василий продолжил учение в греч. школе при мон-ре Трех святителей в Яссах. Г. Костаки, видя устремленность сына к монашеской жизни, отдал его на попечение еп. Хушского Иакова (Стамати), к-рый постриг его в 1783 г. в монашество с именем Вениамин в честь младшего сына ветхозаветного патриарха Иакова. Спустя три года В. был рукоположен во иеродиакона. В 1788 г. митр. Молдавский Леон (Геукэ) призвал В. на службу в митрополию, в Яссы, рукоположив во иеромонаха и сделав его великим экклисиархом кафедрального собора. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и в марте 1789 г. назначен игуменом в мон-рь св. Спиридона в Яссах. 26 июня 1792 г. был выбран во епископа Хушского вместо еп. Иакова, ставшего Молдавским митрополитом. Хиротония В. состоялась 27 июня в монастырском храме св. Спиридона. После смерти правящего архиерея Романской епархии В. был избран 1 июня 1796 г. на вдовствующую кафедру. 18 марта 1803 г. еп. Романский В. был выбран митр. Молдовы и Сучавы. Он управлял митрополией ок. 40 лет вплоть до 18 янв. 1842 г., за исключением периода 1808-1812 и 1821-1823 гг. В. был также гос. деятелем: в 1807 и 1821 гг. являлся наместником господаря, председателем Государственного совета Молдавского княжества, затем - Общественного собрания. Последние годы жизни провел в мон-ре Слатина, где и был похоронен. 30 дек. 1886 г. его останки были перенесены в новый кафедральный собор в Яссах. Митр. Вениамин (Костаки) Митр. Вениамин (Костаки) В. способствовал изданию духовной и богослужебной лит-ры, реорганизовал типографию митрополии в Яссах и открыл в 1807 г. в Нямецком мон-ре новую типографию. Всего было напечатано ок. 130 книг, более 100 из них - при материальном содействии В. (труды св. отцов Афанасия Великого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, более поздних богословов Феофилакта Охридского и Никифора Каллиста (Ксанфопула), греч. богословов XVIII в. архиепископов Никифора (Феотоки) и Евгения (Булгариса) , проповедника еп. Илии (Миньятиса) и др.). Были переведены и увидели свет богословские и богослужебные книги. После кончины В. были опубликованы его переводы Толковой Псалтири Евфимия Зигабена (в 2 т. Яссы, 1852-1862), «Церковной истории» Феодорита Кирского (Бухарест, 1894), «Толкования на Послания св. ап. Павла» Феофилакта Охридского (в 3 т./Пер. с новогреч. текста Никодима Святогорца. Бухарест, 1904-1906).

http://pravenc.ru/text/150295.html

Собор Церкви одноголосно благословив Церкви — 25 травня 2022 р. 18:52 24 мая 2022 года, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, Святейший Патриарх Сербский Порфирий возглавил в кафедральном соборе святителя Климента Охридского в Скопье Божественную литургию, в которой приняли участие Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский Стефан, а также иерархи Сербского Патриархата и Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии: митрополиты Черногорско-Приморский Иоанникий, Преспанско-Пелагонийский Петр, Повардарский Агафангел, Брегальницкий Иларион, Кумановско-Осоговский Григорий, епископы Сремский Василий, Бачский Ириней, Зворницко-Тузланский Фотий, Крушевацкий Давид, Ремезьянский Стефан, Топлицкий Иерофей (избранный Шабацкий), Положско-Кумановский Иоаким и Брегальницкий Марк. За Литургией молились Блаженнейший Архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн, а также епископы Стобийский Давид, Гераклейский Климент, Стобийский Иаков и Антанийский Парфений. Богослужение прошло при большом стечении верующих. В слове по окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Сербский Порфирий тепло приветствовал Блаженнейшего Архиепископа Охридского и Македонского Стефана, а также принимавших литургическое и молитвенное участие в богослужении архиереев, клириков, монашествующих и мирян. «Вся Церковь, небо и земля радуются, когда братья любят друг друга, братски во Христе Господе лобызают и обнимают друг друга, когда славят имя Божие, — сказал Патриарх. — Радуемся и мы, что впервые после пятидесяти пяти лет вместе отслужили Божественную литургию в Белграде, а сегодня — и в Скопье… Радуемся о Господе, ибо у нас на глазах совершается чудо, а мы, недостойные, являемся участниками этого чуда. Господь удостоил нас исцеления разделения, сохранявшегося с 1967 года». «Дорогие братья и сестры! Приехав сегодня к вам, мы принесли радостную весть. Священный Архиерейский Собор единогласно и единодушно пошел навстречу ходатайству Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии и благословляет, принимает, одобряет и признает ее автокефалию», — эти слова Предстоятеля Сербской Православной Церкви были встречены громкими и продолжительными аплодисментами молившихся. «В то же время Священный Собор нашей Церкви обязал Синод Сербской Православной Церкви и Патриарха сообща и в сотрудничестве с Архиепископом Стефаном и его Синодом проработать все технические организационные детали, после чего обеспечить торжественное провозглашение [автокефалии] соответствующим официальным актом», — сказал Святейший Патриарх Порфирий, отметив, что затем об этом будут извещены все Поместные Православные Церкви «с призывом, чтобы и они признали автокефальный статус Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5929767...

Календарь Материалы 26 июня 2015 г. [Встреча с Православием/Апологетика] Бывший буддист о том, что искал он в буддизме и так и не нашел, как Христос коснулся его сердца, о личности и безличном, об искусственном «русском буддизме». [Встреча с Православием/Святые и святыни] Роман Савчук Да, Бог может молчать. И часто для нас это загадка. Но может, молчание Создателя на самом деле последняя милость к нам? Жизнь блаженного Августина дает ответ на этот вопрос. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Публикации] Архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) Я был в одной камере с еще 39 заключенными. Многие спали на полу. Большинство людей думает, что тюремная жизнь проходит как в западных фильмах. Но в тюрьме Идризово всё было совсем не так. Василий Анисимов Глава пресс-службы Украинской православной церкви Василий Анисимов рассказал порталу " Интерфакс-Религия " о перспективах объединительных усилий раскольников, которые в последнее время снова начали предпринимать такие попытки. Сергей Худиев Как сообщают новостные ленты, «Мосгордума одобрила проведение референдума по вопросу возвращения памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в центре Москвы... С соответствующей инициативой ранее выступило столичное отделение КПРФ» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 24 июня 2015 года, в день 70-летия исторического Парада Победы на Красной площади, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками парадов на Красной площади 7 ноября 1941-го, 24 июня 1945-го и 9 мая 2015 годов. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. English Edition [News] A man, overstaying his welcome at the monastery, was found to have been growing marijuana in the guesthouse. [News] Bishops of the UOC (MP) are concerned about actions of Constantinople bishops in their canonical territory. [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] Dmitry Lapa As a young man, Nectan decided to become a monk and serve God for the rest of his life, imitating the Holy Fathers of Egypt. So together with a group of his pious relatives, Nectan boarded a boat, promising to lead an ascetic life at the site where his boat would land. Новости 26 июня 2015 г.

http://pravoslavie.ru/archive/150626

Сербская Православная Церковь Описание: Семена христианской веры на территорию современной Сербии принесли святые апостолы. В IV в. здесь находились Сирмийская митрополия и Салонийская архиепископия. Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии (610-641). В 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников. Автокефальной Сербская Церковь стала в 1219 г. Небесным покровителем Сербской Церкви является святой Савва Сербский (†1236), первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви. Патриаршество установлено в 1346 г., первый Патриарх Сербский Иоанникий (†1354) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» — известного в истории Сербии сборника законов. Великими святынями являются мощи святого Симеона (отец святого Саввы), святого Стефана Дечанского (XIV в.), святителя Василия Острожского (XVII в.), сербских князей — мученика Лазаря (†1389) и Стефана Щиляновича (†1515). Из монастырей наиболее известны Хилендарская обитель на Афоне в честь Пресвятой Богородицы-Путеводительницы (основана в 1199 г.), Успенская лавра «Студеница» (основана около 1183 г.) — мать сербских церквей, Жичский монастырь (основан в начале XIII в.), Печский монастырь — «Печская Патриархия» (основан в середине XIII в.). Каноническая территория — страны, входившие в СФРЮ; юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется также на ряд епархий в США, Канаде, Германии, Франции, Венгрии, Румынии, Швеции, Австралии и Новой Зеландии. Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий. Патриаршая резиденция находится в Белграде. Епархии Сербской Церкви 16 мая 2022 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви  принял решение  о восстановлении общения с Македонской Православной Церковью — Охридской Архиепископией . Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс Страна: Сербия Город: Белград Адрес: Српска Петра бр. 5, 11000 Београд, Телефон: (381) 11 3025 101 Web-caйm: www.spc.rs Дочерняя организация: Храм апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот в Москве (подворье Сербской Православной Церкви) Предстоятель: Порфирий, Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий (Перич Првослав) Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/134493.htm...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 26 опубликовано: 10 января 2011г. ГЕОРГИЙ архиеп. Болгарский (ок. 878). Единственное датированное известие о Г. находится в письме папы Римского Иоанна VIII болг. кн. Борису от 16 апр. 878 г. (PG. 126. Col. 758; Laurent . 1965. Т. 5.2. N 1491), в к-ром понтифик обвиняет Г. в том, что он обманом присвоил себе сан архиепископа и поставил евнуха Сергия епископом в Белград. Также имя Г. указано на неск. моливдовулах IX-X вв. Лит.: Златарски В. История на Българската държава през средните векове. София, 1927, 1994р. Т. 1. Ч. 2. С. 215-217; Тотев Т. Два новооткрити оловни печата на бълг. архиепископ//Плиска-Преслав. София, 1979. Т. 1. С. 198-199; Андреев Й. , Лазаров И. , Павлов П. Кой кой е в средновековна България. София, 1997. С. 68. Рубрики: Болгарская Православная Церковь Болгарская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Архиепископы Болгарской Православной Церкви Георгий, архиепископ Болгарский (ок. 878) См.также: ВАСИЛИЙ I († кон. 1233 - нач. 1234), архиеп. Тырновский ГРИГОРИЙ (XIV в.), архиеп. Охридский (II) ГРИГОРИЙ архиеп. Охридский (III) (60-70-е гг. XIV в.) ГРИГОРИЙ архиеп. Охридский (IV) (1590) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/164241.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ОХРИДСКИЙ (ок. 1100, Охрид, Македония - ок. 1169 или 1174), архиеп. Фессалоникийский (1145-1169), богослов, ритор и церковный деятель. Был протонотарием Патриарха Михаила II (1143-1146). Как один из наиболее образованных церковных иерархов своего времени дважды принимал участие в диспутах в К-поле с лат. прелатами, с епископами Хафельбергским Ансельмом (2 или 3 окт. 1154) и Генрихом Беневентским (1166). В 1155 г. папа Адриан IV обратился к В. О. с просьбой о посредничестве в переговорах с визант. имп. Мануилом I для заключения унии Церквей (PG. 119. Col. 928-929). В ответе В. О. отклонил претензии Рима на примат и требовал уступок в вопросах Filioque и опресноков . Участник Константинопольского Собора 1157 г., на к-ром были осуждены за ересь Сотирих Пантевген и Никифор Василаки . в 1160 г. написал эпитафию на смерть имп. Ирины-Берты Зульцбахской, первой жены имп. Мануила. Для еп. Сирмия составил каноническое заключение о степенях родства, препятствующих вступлению в брак. Переписывался с поэтом Иоанном Цецем . Соч.: PG. 119. Col. 929-936, 1119-1120; Васильевский В. Неизд. надгробная речь Василия Охридского, архиеп./митр. Фессалоники//ВВ. 1894. Т. 1. С. 105-132; Regel W. Fontes rerum byzantinarum. СПб., 1917. Т. 1, 2. С. 311-330; Schmidt J. Des Basilius von Achrida, Erzbischofs von Thessalonich bisher unedierte Dialoge. Münch., 1901. Лит.: Dr ü seke J. Bischof Anselm von Havelberg und seine Gesandschaftsreisen nach Byzanz//ZKG. 1900. Bd. 21. S. 160-185; idem. Zu Basileios von Achrida//ZWTh. 1905. Bd. 48. S. 112-120; Janin R.//DHGE. T. 4. Col. 1160-1161; Mercati S. Βασλειος Αχριδηνς e non Βασιλες Αχριδηνν, Βασλειος e non Κλος//BZ. 1934. Bd. 34. S. 348-351; Schreiber G. Anselm von Havelberg und die Ostkirche//ZKG. 1942. Bd. 60. S. 354-411; Darrouz è s J. Un faux Théodore de Cyzique//REB. 1967. T. 25. P. 291-292; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/149761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Михайлов Васил; май 1847, Стамбул - 24.01.1927, Русе, Болгария), митр. Доростольско-Червенский. Из семьи болгарина, торговца мехами. В 1861 г. окончил школу при болг. храме св. Стефана в Стамбуле, стал канонархом в храме св. Стефана и помощником еп. Макариопольского Илариона (Стоянова) . В 1861-1865 гг. обучался в гимназии в Белграде, где сблизился с деятелями «1-го болгарского легиона» В. Левским , В. Друмевым (буд. митр. Великотырновский Климент ) и др. В 1865-1866 гг. изучал греч. язык в Стамбуле, в 1872 г. окончил богословское уч-ще на о-ве Халки. 27 июня 1872 г. в храме св. Стефана в Стамбуле пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. После назначения в 1872 г. еп. Илариона митрополитом Великотырновским В. вместе с ним переехал в Болгарию и стал его помощником. В 1875 г., после смерти митр. Илариона, переехал в Русе и до 1879 г. был секретарем митр. Доростольско-Червенского Григория . С 1879 г. изучал богословие и философию в Мюнхене и Лейпциге, в 1884 г. в Гейдельбергском ун-те получил степень д-ра философии. В нач. 1885 г. вернулся в Русе и был рукоположен во иеромонаха, возведен в сан архимандрита и назначен протосинкеллом митр. Григория. 21 янв. 1891 г. был избран митр. Софийским, но 27 марта отказался от избрания и остался помощником митр. Григория. 11 апр. 1899 г. был избран, 4 мая утвержден, а 18 июля в Стамбуле хиротонисан во митрополита Доростольско-Червенского. Был духовником наследника болг. престола кн. Бориса (буд. царь Борис III) и исповедником болг. экзарха Иосифа I . 11 нояб. 1914 г. освятил рус. посольский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Софии. В 1919-1920 гг. был председателем Свящ. Синода и фактически главой Болгарского Экзархата. Похоронен в Русе, в притворе кафедрального собора во имя Св. Троицы. Лит.: Билчев Т. Митр. Василий Доростолски и Червенски - духовният възпитател на цар Борис III//Духовен дом. 1999. 3; Цацов Б. Архиереите на Българската Правосл. Църква. София, 2003. С. 187. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ (Немцов Георги; 1828 - 1898), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/150725.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ II КАМАТИР [греч. Βασλειος Καματηρς], Патриарх К-польский (авг. 1183 - февр. 1186). Происходил из знатного визант. рода, пользовавшегося особенным влиянием в кон. XI-XII в. Близкими родственниками В. были Иоанн, логофет дрома и фаворит имп. Мануила I Комнина , Евфросиния, жена имп. Алексея III Ангела , К-польский Патриарх Иоанн X Каматир (1198-1206), архиеп. Иоанн Охридский (после 1183). При имп. Мануиле I Комнине В. подвизался на дипломатическом поприще. Однако после неудачной поездки в Рим (1169?) он оказался в опале, но в 1183 г. стремившийся к власти Андроник Комнин заставил отречься от престола Патриарха Феодосия I Ворадиота (1178-1183) и на его место поставил В. Новый Патриарх стал во всем поддерживать Андроника и объявил законным брак дочери Андроника Ирины с Алексеем Комнином, внебрачным сыном Мануила I, несмотря на их близкое родство. Осенью 1183 г., после провозглашения императором Андроника I и убийства юного имп. Алексея II Комнина , В. дал разрешение на брак 65-летнего Андроника с 13-летней Марией, вдовой убитого, а также освободил всех участников переворота от их присяги, данной Мануилу I и его сыну Алексею II. В соответствии с пожеланиями имп. Андроника I В. осуществлял и церковную политику, перемещая духовенство с одной кафедры на др. Во время восстания в К-поле В., пытаясь удержаться на патриаршем престоле, короновал нового имп. Исаака II Ангела (12 сент. 1185) при еще не свергнутом Андронике I, но, несмотря на это, спустя неск. месяцев В. был вынужден отречься от престола. В апр. 1186 г. он был отлучен церковным Собором за разрешение неканоничного брака Ирины и Алексея. Ист.: Gré goire Antiochos. Éloge du patriarche Basile Kamatèros/Texte, trad. et comment. par M. Loukaki. P., 1996. Лит.: Grumel V. La chronologie des Patriarches de Constantinople de 1111 à 1206//REB. 1943. T. 1. P. 261-263; RegPatr. Fasc. 3. N 1162-1167; Brand C. M. Byzantium Confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 48-49, 77-78; Kazhdan A., Franklin S. Studies on Byzantine Literature of the 11th and 12th Cent. Camb.; P., 1984. P. 207-211; Успенский. История. Т. 3. С. 232-236. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ И НЕСТОР (IV в.), святители, епископы Тримифунтские (пам. греч. 7 марта, зап. 4 марта). Из краткого греч. жития известно, что они занимали Тримифунтскую кафедру (Кипр), были добрыми пастырями, обратили мн. язычников ко Христу, претерпели ссылки и невзгоды, совершили множество чудес и скончались в мире. Память А. и Н. указывается 7 марта в визант. календарях к-польского происхождения - в Типиконе Великой ц . IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 244), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 518), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 341). Римский мартиролог отмечает их память 4 марта и причисляет к херсонесским святым. Псевдо-Декстер, испан. иезуит XVII в., по своему обыкновению, пытается приписать этих святых Испании, куда они якобы были посланы ап. Иаковом. Согласно этой версии, А. оказался в Рейносе, а Н.- в Паленсии, они претерпели мученичество при имп. Нероне . Наиболее ранним свидетельством почитания А. и Н. у славян является упоминание их памяти 7 марта в месяцеслове болг. Охридского Апостола кон. XII в. (Л. 105). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав к-рого под 7 марта включена память Тримифунтских епископов (древнейший список - РГАДА. Тип. 177. Л. 1об., нач. XIV в.). В ВМЧ содержится память А. и Н. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 10 (2-я паг.)). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь святым (Μηναον. Μρτιος. Σ. 51). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 425-426, 641-642; SynCP. Col. 518; Chronicon Dextri//PL. Т. 31. Col. 129, 186. Лит.: Delehaye H. Les Saints de Chypre//AnBoll. Т. 26. P. 259; Agrain R. Arcadius (4)//DHGE. T. 3. Col. 1487-1488; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 157-158; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 56. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/text/76060.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010