Когда отец Василий узнавал о проблемах в какой-то христианской семье, то начинал за неё ежедневно молиться, пока навалившиеся трудности окончательно не преодолевались. Как добрый пастырь, а не наёмник, он бодрствовал и молился за свою паству. Он просил даже за здравие скотины своих прихожан. Брал епитрахиль, молитвенник, икону святого Модеста и молился до тех пор, пока животное не исцелялось от охватившего его недуга. Благодарные люди несли ему в дар нехитрые приношения: два яйца, килограмм муки и т. д., но денег с них он никогда не брал. Когда была засуха, в деревню привозили мощи святых Симеона Столпника и Климента Охридского. С первым звуком колокола навстречу святым мощам выходили все местные жители. Начинался крестный ход. Когда процессия приближалась к храму Святых Константина и Елены, начинался дождь. У людей с собой были зонтики, так как дождь всегда лил как из ведра. Одна семья с большим трудом засеяла табаком участок из шести стремм 46 . Двадцать дней они издалека возили воду для полива, но, когда пришли окучить табак, увидели, что весь он съеден червями. Узнав об этом, сердобольный отец Василий сжалился над их трудами. Он прочитал молитвы, совершил молебен и осенил поле крестным знамением. Через неделю всё оно было покрыто молодыми зелёными побегами. Владельцы участка рассказывают, что их посадки с тех пор больше никогда не подвергались нападению вредителей. Внук батюшки Иоанн трижды находился на грани жизни и смерти и каждый раз выздоравливал по молитвам отца Василия. Впервые это случилось, когда ему было полтора года: у него начались спазмы, изо рта пошла пена. Отец Василий усердно стал молиться, хотя мама и тётя ребёнка подумали, что мальчик, который уже не проявлял никаких признаков жизни, мёртв. Но отец Василий накрыл его головку епитрахилью и сделал им знак, чтобы они оставили ребёнка в покое. (Когда он молился, то ни с кем не разговаривал.) Когда батюшка прочитал над ним молитву в третий раз, ребёнок поднялся как ни в чём не бывало. В другой раз, когда мальчик занемог, даже начали траурно звонить в колокола. После приступа судорог он уже не двигался. Родные зажгли свечу и уже собирались обрядить его к погребению. Отец Василий, не обращая на это внимания, продолжал молиться. Мальчик поднялся с постели и поспешил во двор к своим сверстникам.

http://azbyka.ru/otechnik/books/16250-po...

4. Преп. Василий Новый . Сначала жил в лесу, без крова и огня. Когда схватили его [проезжавшие мимо царские служители] и спросили, кто он, Василий ответил: «Один из обитающих на земле». Подумав, что это лазутчик, они сильно его измучили. В конце концов, был он освобожден и прожил много лет в Царьграде. Прозирал во все людские тайны, предсказывал будущее, творил великие чудеса. Его послушницей была старица Феодора, которая по кончине явилась Григорию, послушнику Василия, и описала ему 20 мытарств, через которые надлежит пройти каждой душе. Святой Василий мирно преставился 25 марта 944 года и переселился в дивные обители горнего. Один житель Царьграда видел его по смерти в великой славе на небесах. Рассуждение Когда [узнаешь] ты о каком-то свершившемся чуде, пусть тебя это не смущает, а веселит. Это Бог обнажил Свой перст, чтобы или наградить, или наказать, или ободрить Своих верующих либо вывести грешников на путь спасения. Этот люди часто сравнивают с паровозом. Когда ты видишь его, ты знаешь, что в нем сокрыт машинист. И ничуть тебя не удивит – не так ли? – если машинист высунет из кабины свою голову, или махнет рукой, или протянет шест, или засигналит платком, или бросит вам записку, или сделает какой-нибудь другой жест. Ты знаешь, что всё это нисколько не нарушает хода паровоза и не повреждает в нем ни малейшей детали. Почему тогда неверные говорят, что Бог Своими чудесами вносит дисгармонию в движение этого локомотива? Потому что они тупоумны. А верные радуются Божию знамению – как ребенок, устрашенный громадиной огнедышащего паровоза, начинает улыбаться, когда человек – такой же, как и он сам – высунется из кабинки. О, как приятно нам, когда из-за этой глухонемой вселенной, грохочущей вокруг нас, выглянет Некто, подобный нам, и к тому же знающий нас и любящий! Когда свершится чудо, знай, что Подобный нам приветствует нас и говорит: «Не бойтесь! За всем этим – Я!» Преподобный Василий Новый творил многие чудеса: молитвой исцелял больных, читал людские судьбы, как открытые книги. Через [этого] Своего угодника, как и всегда, Бог являл человекам Свою любовь и силу – дабы верующие еще крепче в вере утверждались, а неверующие посрамлялись и обращались в веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. В 8-ми т. М.: Изд-во Мартис, 1999. Т. 1. Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского , 1879. Борисовский П. Догматические основы христианской морали по творениям св. Григория Богослова (окончание)//Вера и Разум. Харьков, 1894. 8. С. 509–525. Бриллиантов А. И. Varia. Рукопись. 1912–1913//ОР РНБ. Ф. 102 ( А. И. Бриллиантов ). Оп. 1. Ед. хр. 53. Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб.: Тип. А. П. Лопухина , 1901. Будагов Р. А. История слов в истории общества. М.: Изд-во Просвещение, 1971. Булгаков С. , прот. Агнец Божий. Париж: Изд-во YMCA PRESS, 1933. Булгаков С. , прот. Ипостась и ипостасность//Он же. Труды о троичности. М.: Изд-во ОГИ, 2001. С. 19–52. Булгаков С. , прот. Труды о Троичности. М.: Изд-во ОГИ, 2001. Булгаков С. , прот. Утешитель. М.: Изд-во Общедоступный православный университет, 2003. Булгаков С. , прот. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. Сергиев Посад: Путь, 1917. Буржуазная педагогика на современном этапе/Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М.: Изд-во Педагогика, 1984. Буфеев С. В. Православное понимание личности//Развитие личности. 2004. 2. С. 97–111. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI–XVII вв. М.: Изд-во Мысль, 1992. Бычков В. В. Эстетика отцов Церкви. М.: Изд-во Ладомир, 1995. Варнава (Дамьянович), архидиак. Жизнь и творения свт. Николая еп. Охридского и Жичского. Диссертация. СПбПДАиС, 2007. Василий (Кривошеин) , архим. Нам его не хватает больше чем когда-либо//Вестник Русского Западно-европейского Патриаршего Экзархата. 1979. 101–104. С. 98–99. Василий (Кривошеин) , архиеп. О богословии В. Лосского //Богословские труды. 1985. 26. С. 156–158. Василий (Кривошеин) , архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов . М.: Изд-во NBI, 1995. Василий (Кривошеин) , архиеп. Св. Григорий Палама . Личность и учение по недавно опубликованным материалам//Вестник Русского Западно-европейского Патриаршего Экзархата. 1960. 33–34. С. 101–114.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

«О том, что болгарский Архиепископ в древние времена не зависел ни от Римского, ни от Константинопольского Патриархов»). Охридская Болгарская Архиепископия являлась правопреемницей некогдашней Первой Юстинианы и Болгарской Патриархии Первого болгарского Царства. Предстоятели Болгарской Охридской Архиепископии всегда ревностно защищали автокефалию своей Церкви. Тремя грамотами – Сигиллионами (1019 г., 1020 г. и 1020/25 гг.) Император Василий II подтвердил существование автокефальной Болгарской Церкви в границах диоцеза Болгарской Патриархии. Василий II реорганизовал захваченные болгарские земли в фему (область) Болгария, с главным городом Скопие. По отношению к болгарам Василий действовал осторожно, сохранив болгарскую аристократию и оставив за болгарами болгарское самоуправление, доверив болгарской знати местное управление, видимо с надеждой, что она, как и Болгарская Архиепископия, со временем роменизируется. Действительно, высшая болгарская знать довольно скоро слилась с высшей византийской аристократией, а второй Охридский Архиепископ Болгарской Церкви, после смерти болгарина Иоанна Дебрского (1037 г.), Лев Охридский, уже не был болгарином. Согласно официальной историографии, в правление энергичного Императора Василия II в 989 г. приняла крещение Русь. Уместно выяснить вопрос о том как попали болгарские богослужебные книги с переводами на древнеболгарском языке св. Писания на Русь. Обычно указывают, что русский князь Святослав причастен к грабежу болгарских книг из болгарских государственных и духовных центров в северо-восточной Болгарии – Плиски и Преслава. Но это сомнительно. Для дикого норманна-язычника эти книги не имели никакой ценности, кроме своих богатых украшений. Переводы св. Кирилла хранились в Константинополе еще со времени его пребывания и службы там. Свои переводы книг Ветхого Завета на древнеболгарском языке привез в Константинополь св. Мефодий при своем последнем возвращении в Византию в 881/2 гг. Известно, что Император Василий I задержал эти книги в Константинополе (Житие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этой победы Василий II получил прозвище Болгаробойца, с которым и вошел в историю. Болгария была вновь включена в Византийскую империю. С побежденными Василий вел мягкую политику: он облегчил для них налоговое бремя и ввел ряд торговых и экономических льгот. Патриархат был преобразован в автономную Охридскую архиепископию, что, с одной стороны, не унижало побежденных, а с другой - выводило Болгарию из-под непосредственного контроля Патриархии и давало императору право контролировать назначение архиепископа. Итак, весь Балканский полуостров вновь вошел в состав Империи. В Азии Василий присоединил к Империи часть Армении. В 1025 г. император начал готовить поход по отвоеванию у арабов Сицилии. Но в середине военных приготовлений он скончался. К моменту его смерти Империя простиралась от Армении до Адриатики и от Дуная до Евфрата. Одно великое славянское царство (Болгария) было полностью аннексировано Византией, а другое, еще более великое (Русь), было под ее духовным влиянием. Византийский историк XIII в. Михаил Хониат назвал Ираклия и Василия II величайшими императорами Византии. Эти два великих имени могут символизировать начало и конец героической эпохи византийской истории. 8. После Василия II империя была сильнее чем когда-либо. Казна ее ломилась от избытка, население процветало. Но Василий II не оставил, к сожалению, наследников. После него остались только две его племянницы, Зоя и Феодора . Обе были старыми девами. Но покуда они были живы, народ сохранял верность популярной Македонской династии. После смерти Василия II Зоя выходила замуж три раза. В первый раз - за Романа Аргира, который оказался очень слабым императором. После свержения Романа она вышла замуж за молодого красавца Михаила IV, который, наверное, был бы способным правителем, если бы не страдал эпилепсией. После его смерти Зоя усыновила и короновала его племянника Михаила V, но тот вскоре попытался ее свергнуть. Однако попытка не удалась: народ возмутился и сверг его самого. Править стали совместно Зоя и Феодора. Чтобы ослабить влияние Феодоры, Зоя вышла замуж в третий раз. Ее новым избранником стал слабохарактерный и уже довольно пожилой Константин IX Мономах (1042-1054) . Вскоре после его воцарения патриархом стал Михаил Керуларий.

http://sedmitza.ru/lib/text/434799/

1. Св. Василий Острожский . Родом из Попова Села в Герцеговине. Его родители были людьми простыми, но благочестивыми. С малых лет был он исполнен любовью к Божией Церкви, а когда подрос, то ушел в Требиньский монастырь Успения Пресвятой Богородицы и принял иночество. За свою серьезную и чрезвычайно строгую подвижническую жизнь вскоре стяжал известность. Ибо как монах налагал на себя один за другим всё более тяжелые подвиги. Впоследствии, вопреки своей воле, был избран и рукоположен во епископа Захумского [(Захолмского)] и Скендерийского. Как архиерей сначала проживал в монастыре Тврдош, откуда как добрый пастырь утверждал свою паству в православной вере, сохраняя ее от свирепства турецкого и лукавства латинского. Когда же притеснения от врагов превзошли всякую меру, а Тврдош был разрушен турками, святой Василий Переселился в Острог, где усердно [в серб, букв.: твердо. – Ред.] подвизался, ограждая стадо Христово своими теплыми и непрестанными молитвами 42 . Мирно упокоился в Господе в XVII веке, оставив целыми свои целебные мощи, и по сей день нетленные и чудодейственные. Бесчисленны чудеса, совершающиеся на гробе святителя Василия. К его мощам приходят как христиане, так и мусульмане – и обретают исцеления от своих самых тяжелых болезней и скорбей. В день Святой Троицы в Остроге ежегодно проходит Великий народный собор. Василий, великий Божий святитель, От всякого недуга дивный целитель, Силою Христа Его же возлюбил, Больных самых тяжких ты исцелил. И поныне каждого ты врачуешь щедро, Кто в живого Бога верует усердно. Всяк тебя чтущий, светоч Православия, От тебя приемлет благодать и здравие. Помогай и впредь нам, слава рода сербского, Нас избавь от всякого греха богомерзкого. Ты, святой в славе небесной, Моли Господа о нас, Духом здравый, благочестный, Помоги нам в смертный час. Лицезрим в тебе мы человека истинного, От греха свободного целителя присного; Духа Всесвятого огнем ты пылаешь, Господа воскресшего любовью сияешь. Славим мы тебя и Бога всесильного, Чрез тебя дарующего милость изобильную,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1. Три иерарха . Святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст имеют каждый в отдельности свой день празднования в январе, а именно: Василий Великий – 1 января, Григорий Богослов – 25 января, а Иоанн Златоуст – 27 января. А этот их совместный праздник установлен в XI столетии, в правление императора Алексия Комнина. Как-то раз в народе вспыхнула распря, кто из этих трех святителей самый великий. Одни возносили святого Василия за его чистоту и мужество; другие – святого Григория за его непостижимые глубины и высоты ума в богословии; третьи же – святого Златоуста за его удивительное красноречие и ясность в изложении веры. Таким образом, одни именовались василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами. Но Божиим Промыслом этот вопрос был разрешен во благо Церкви и к еще вящей славе трех святителей. Епископу Евхаитскому Иоанну (память его 14 июня) было видение во сне. Сначала предстал пред ним каждый из этих трех святителей в великой славе и неизреченной красоте, а затем – все три вместе. Тогда засвидетельствовали они ему: «Едино мы у Бога, как видишь, и нет ни в чем меж нами противоречия... Как нет между нами ни первого, ни второго». Посоветовали они епископу Иоанну написать им одну общую службу и установить единый совместный день праздника. Благодаря этому дивному видению, спор был улажен так, что 30 января было определено днем общего чествования всех трех иерархов. Греческий народ считает этот праздник не только церковным, но и самым большим своим национальным и школьным торжеством. Пост и вера – Василий, Богословие – Григорий, Милосердье – Златоуст, Златоуст – уста медоточивые! Труженики дела одного, Три святителя – три Ангела, Трое вкупе – как единый Бог, Нет ни подчиненного, ни главного. В вечности согласье совершенно: Одного попросишь – трое помогают, Одному поешь – все трое подпевают, Одного прославишь – радуются трое. Три человека – как одно целое, Три Иерарха – единое дело, Три имени – слава одна, Всем троим – Христос голова. 2. Священномученик Ипполит, епископ Римский . Пострадал за веру в правление Клавдия II. Когда в Риме девица Хрисия была беспощадно истязуема за Христа, святой Ипполит заступился за нее перед мучителями и обличил их [в жестокости]. За этот свой протест он был приведен в судилище, подвергнут допросу и после долгих мучений приговорен к смерти. Ему связали руки и ноги и утопили в море. [Вместе] с ним и Хрисией пострадали еще 20 мучеников. Это было в 269 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Держава Самуила пережила его смерть всего лишь на несколько лет. Внутренняя смута пришла на помощь завоевателю: сын и наследник Самуила, Гавриил-Радомир, уже в 1015 г. был убит своим двоюродным братом Иоанном-Владиславом. Судьбу царя разделили его жена и зять Иоанн-Владимир Диоклейский. Покорение страны постепенно продолжалось до тех пор, пока смерть Иоанна-Владислава, погибшего во время нападения на Диррахий в феврале 1018 г., не положила конец войне. Василий торжественно вступил в Охрид и принял изъявление покорности со стороны вдовы царя и выживших членов царского рода. Он достиг своей цели: мятежная страна, против которой он более тридцати лет назад начал борьбу, лежала у ног шестидесятилетнего властителя и была присоединена к его державе. Весь Балканский полуостров вновь находился под византийским скипетром: впервые со времен захвата этих земель славянами. Объехав завоеванную страну и повсюду установив свою власть, Василий посетил древние Афины. Вызванные великой победой высокие чувства нашли свое впечатляющее выражение в празднике освящения, который победоносный император справил в Парфеноне, бывшем в то время церковью Богородицы. Насколько страшен и безжалостен был Василий Болгаробойца на поле брани, настолько умеренной и проницательной была его политика по отношению к покоренной стране. Учитывая сложившиеся отношения и обычаи страны, он позволил своим новым подданным, в отличие от населения экономически более развитых частей Империи, платить налоги не деньгами, а натурой. Охридский патриархат был понижен до степени архиепископства, однако это архиепископство было автокефальным и получило значительные привилегии; ему были подчинены все епископы, которые некогда находились в державе Самуила. На практике автокефалия архиепископа Охридского означала, что он со своей епархией был подчинен не Константинопольскому патриарху, но, скорее, воле императора, поскольку тот удержал за собой право назначения архиепископа в Охрид 700 . Этот статус, бывший поистине шедевром имперской политики, предоставлял Византии контроль над церквами южнославянских народов, избегая при этом дальнейшего расширения и без того огромной юрисдикции константинопольского патриарха и в то же время подобающим образом подчеркивая особые права Охрида как церковного центра, автокефальные епископы которого занимали в греческой церковной иерархии значительно более высокое место, чем прочие подчиненные Константинополю иерархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неофит отправил туда по каким-то делам монастырского послушника Василия. Сей Василий однажды встал перед статуей и дивился загадочности выгравированной надписи. При этом забрезжил рассвет, и статуя отбросила свою тень к западу. Василий взял камень и ударил им по голове тени, а затем начал в том месте копать и нашел котел, полный золотых монет. Немедленно побежал он и сообщил об этом игумену Неофиту. Игумен назначил троих достопочтенных монахов отплыть вместе с Василием на монастырском кораблике и принести золото. Итак, эти монахи нагрузили золото на суденышко и поплыли назад. Но когда переплывали они море, диавол вложил им в голову помысел самим завладеть этими монетами. И вот трое сих с виду самых благочестивых монахов, прельстившись наветом сатаны, связали Василия веревкой, повесили ему на шею камень и бросили его в море. Когда Василий стремглав опустился на дно моря, внезапно явились ему Архангелы Михаил и Гавриил в виде двух светоносных юношей. Взяли они его, перенесли в Дохиарскую церковь и положили в запертом храме пред царскими вратами. Наутро монахи, войдя в храм, нашли связанного Василия, лежащего перед алтарем. Игумен расспросил его и узнал о [свершившемся] с ним чудесном событии. В эту минуту вошли и те три монаха, которые, увидев Василия живым, были точно сражены громом. Игумен примерно наказал их, а золото взял и окончил строительство большой церкви, однако посвятил он ее не святителю Николаю, а святым Архангелам Михаилу и Гавриилу. Вот почему древний храм, построенный святым Евфимием в Дохиаре, именуется церковью святителя Николая, а новый храм – церковью святых Архангелов Михаила и Гавриила. Созерцание Да созерцаю чудесное спасение [апостола] Павла от змеи (Деян. гл. 28), а именно: 1) как [апостол] Павел, набрав хвороста, клал его в огонь; 2) как ядовитая змея, выскочив из жара, вцепилась ему в руку; 3) как он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Проповедь о единственном мире и Примирителе Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно . Еф. 2:14 Между израильтянами и язычниками зияла пропасть, которую никто из смертных не был способен ни заполнить, ни выровнять.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Но в каком теле воскреснут мертвые?» – спрашивают неверующие. В таком, в каком хочет Бог. Есть у Бога несметное число тел. Однако все тела апостол подразделяет на две группы: на земные и на небесные. Итак, жившие в земных телах облекутся в тела небесные: нетленное придет на смену тленному, бессмертное – смертному, прекрасное – безобразному. Впрочем, и в небесном теле человек узнает себя и других вокруг себя, как узнаёт он себя и когда одет в лохмотья нищего, и когда облечен в царскую порфиру. Господи пребогатый, не предай нас вечному истлению, но как сынов царских облеки в одеяние бессмертия. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 9 апреля 1. Св. мученик Евпсихий . Был благородного происхождения и получил тщательное [наставление и] воспитание в благочестивой вере. В правление царя Юлиана Отступника, когда в Кесарии Божией Церковью управлял святитель Василий Великий , сей Евпсихий вступил в брак со знатной девушкой. Но не было ему дано ни одного дня прожить в этом браке. Ибо его свадьба совпала по времени с языческим праздником, на котором совершались жертвоприношения идолу Фортуны. Евпсихий с друзьями пошел и побил всех идолов в храме, а самый храм разрушил. Услышав об этом, царь Юлиан весьма разгневался и приказал обезглавить виновных, рекрутировать массу христиан в армию, обложить [оставшихся] христиан огромной данью, чтобы за их счет воссоздать храм Фортуне, и, отняв у города почетное название Кесария (данное ему кесарем Клавдием), вернуть ему прежнее название: Маза. Святой Евпсихий был сначала привязан к дереву и люто мучим, а потом усечен мечом. [Случилось сие] в 362 году. Немного позднее злочестивый царь Юлиан посетил этот город на своем пути в Персию, против которой воевал. Святитель Василий вышел ему навстречу и вынес три ячменных хлеба в знак почета и гостеприимства. В качестве ответного подарка царь повелел дать святому горсть сена. Тогда святой Василий сказал царю: «Издеваешься ты над нами, о царь. Мы приносим тебе хлеб, которым и сами питаемся, а ты даешь нам скотскую пищу, которую ты не можешь своей властью претворить в пищу человеческую». На это царь ответил: «Знай же, что этим сеном я буду кормить тебя, когда вернусь из Персии!» Однако злобный отступник никогда уже не возвратился из Персии живым, потому что погиб там заслуженной и неестественной смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010