Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большую роль в становлении Православия в Болгарии сыграли ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии латинскими миссионерами. Среди них можно отметить святых Климента, Наума, Горазда и других. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса – Симеона (893–927), покровителя богословия и литературы. Очевидно, именно в Болгарии и рождается окончательный вариант славянской азбуки – кириллица. По личному указанию князя Симеона был составлен сборник «Златоструй», в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста . 8.1.2. Установление автокефалии. Охридская архиепископия и Тырновский Патриархат В Х в. Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию. Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону значительно расширить пределы своих владений и объявить себя «царем болгар и ромеев». В 919 г. Церковный собор в Преславе объявил Болгарию самостоятельной в церковном отношении (автокефальной) и возвел ее в ранг Патриархата, однако Константинополь признал эти деяния только в 927 г. при царе Петре, заключившем с Византией мирный договор. Глава Болгарской Церкви – архиепископ Доростольский Дамиан – был признан Патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно после того, как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием в 971 г. Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать. Первоначально патриарший престол находился в Доростоле, после покорения части Болгарии кафедра была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу, и, наконец, в Охриду – столицу западноболгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976–1014).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, — как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, — послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области» . В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская. Сирмийская митрополия была основана сразу после издания Миланского эдикта. Она состояла из приходов, находившихся на территории между притоками реки Дунай — Дравой и Савой — и дальше вниз по течению Дуная. В юрисдикции ее были такие известные города, как Сингидун (ныне Белград), Сисак, Целе, Эмона (ныне Аюбляна) и др. Салонийская архиепископия (кафедра в Салонах, позднее — Сплит) охватывала приходы римской провинции Далмации. На юго-восток ее юрисдикция простиралась до реки Дрин. Вторгшиеся в VI веке на Дунай авары во время своих опустошительных набегов уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII века, по просьбе византийского императора Ираклия (610 — 641), папа Римский прислал священников, которые многих сербов обратили в христианство. До 732 года сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В 732 году император Лев Исав-рянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в IX веке, когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 году послал к сербам греческих священников, которые с усердием потрудились в деле благовестия Слова Христова. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужения на непонятном для народа латинском или греческом языке. Христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826 — 869) и Мефодий (ок. 820 — 885) начали свою проповедь на народном — славянском — языке. Вероятно, святые братья, направляясь из Константинополя в Великую Моравию, прошли через сербские земли. Влияние святых братьев еще более сказалось после того, как их ученики святые Климент, Наум и др., будучи изгнаны из Моравии, поселились в Охридском крае в Македонии. Здесь быстро начали расцветать славянская письменность и монашество, возникла и первая славянская — Величская — епархия. Первым епископом этой епархии в 893 году стал святой Климент.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Третий период (нач. XIb.- 1767) В конце IX - начале XI в. Албания входила в Болгарское царство Самуила. В 1018г., после завоевания Византией Болгарского царства, император Василий II для управления Церковью на присоединенных к империи болгарских землях создал Охридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32 церковные епархии на территории современных государств Болгарии, Македонии, Юж. Сербии и Албании. На территории современной Албании в нее вошли пять епископий: Акрокеравнийская (Главеница), Пульхериопольская (Берат), Церникская, Адрианопольская, Бутротская. Диррахийская митрополия в XI-XIN вв. по-прежнему входила в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Среди окормлявших ее архиереев известны: Лаврентий (1025), Константин Кавасила (1180), Роман (1240). Последнее упоминание митрополита Диррахийского в юрисдикции Константинполя относится к 1280 г., позднее он числится в юрисдикции Охрида. Как произошел переход в др. юрисдикцию - неясно. Родом из Диррахия был византийский музыкант св. Иоанн Кукузель (XII или XIII в., пам. 1 окт.), который жил на Святой горе. На Афоне подвизались также святые Нифонт (1330), пам. 14 июня) из Люковы близ Хи-мары и Нил Эрихиот (Ерикусийский) (1350, пам. 10 или 16 авг.) из Канины. Захват Византийской империи латинянами (1204) привел к тому, что в регионе современной Албании, особенно в северном районе (Шкодер, Круя), было сильно влияние католической Церкви. В 1273 г., после гибели во время землетрясения православного митрополита, на Диррахийскую кафедру был поставлен католический епископ. Возникновение первого государственного объединения - Арберийского княжества, или принципата,- относится к кон. XII в. В дальнейшем части территории Албании в разное время входили в состав Эпирского деспотата, Византии, Болгарского и Сербского царств. В 1335 г. византийский император Андроник III предпринял поход из Константинополя и достиг Диррахия, восстанавливая византийское господство на территории Албании, но империя потеряла контроль над этими территориями уже в 40-х гг.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ты, давший закон человеку и всему, Ты Сам, о Творец, подчинился закону сему, Других – Своей властью, Себя – добровольно связал, Обрезанье плотью Своей на восьмой день принял. Исполнив закон – заменил его Новым Заветом, Плотское обрезанье стало духовным – в крещении Светом: Все скверные страсти должны мы в себе отсекать И в духе всечистом на образ Твой дивный взирать, И волю плотскую в душе угнетать и теснить, А волю Твою, о Спаситель, всем сердцем творить. Обрезанье это все люди святые подъяли, Пример своей правды нам в духе любви преподали. Василий предивный, сияющий светло вовек, Такому обрезанью учит тебя, человек. Василию – слава, великому Церкви служителю, Смиренному, кроткому в сонме святых небожителю. Себя умалил он и сузил, о Господи, видя величье Твое, Преславно в Тебе просиял – [и] да славится имя Твое 1 . Рассуждение Почему необходимо слушать Церковь , а не одного человека, мыслящего противно Церкви, даже если его и называют величайшим мыслителем? Потому что Церковь основал Господь Иисус Христос и потому что Церковью, вдохновляя [ее], руководит Дух Божий Святой. И еще потому, что Церковь знаменует собой державу святых, вертоград возделанных плодов. Если же кто-то восстает против державы святых, значит – он чужд святости, – зачем тогда его слушать? «Церковь – это ограда, – говорит премудрый Златоуст. – Если ты внутри, волк не входит; но стоит тебе выйти из нее – звери тебя тотчас схватят... Не удаляйся от Церкви: ведь нет ничего сильнее Церкви. Церковь для тебя – надежда, Церковь – спасение. Она выше небес, тверже камня, пространнее земли; она никогда не стареет, а [напротив неизменно] делается всё моложе». Созерцание Да созерцаю обрезание Господа Иисуса, а именно: 1) Его славу в Небесном Царстве, где Херувимы служат Ему со страхом и трепетом; 2) Его уничижение и смирение в чине обрезания, предназначенном для грешников. Да созерцаю и свое сердце: насколько обрезал я его от греховных помыслов, пороков и страстей. Проповедь о том, что нужно удаляться от зла и творить добро

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Даже завоевание Болгарии оказалось в сущности большой ошибкой и принесло громадный вред при той неспособности привязать к себе славянское население, которою отличалось как греческое чиновничество, так и греческое духовенство. Завоевание Болгарии только нарушило ту систему византийского равновесия на севере, которая некогда приводила в восторг кабинетную политическую мудрость Константина Багрянородного. Центром этого равновесия были Печенеги, господствовавшие в X веке между Днепром и Дунаем. Если Византия находится в дружбе с Печенежской ордой, то, объясняет Константин Порфирогенит своему сыну, никто из ее врагов не осмелится даже пошевелиться. Русские совсем не могут предпринять никакого похода вне своих границ, если они не находятся в мире с Печенегами; без позволения Печенегов они не могут приходить в Константинополь ни для торговли, ни с войною. Мадьяры, столько раз испытавшие поражение от Печенегов, продолжают питать к ним самую почтительную боязнь. Итак, если византийский император будет находиться в мире с Печенегами, то ни Русские, ни Мадьяры не страшны для него, – они даже не посмеют тогда просить слишком больших подарков от Греков за свое мирное поведение. Иначе им можно погрозить Печенегами. То же самое и в отношении Болгарского царства. Если византийский император хочет быть страшным для Болгар, он легко достигнет этого посредством Печенегов. Все это было так, пока Печенеги сами не были соседями империи, пока свободная Болгария заслоняла византийскую державу от напирающего из Азии варварского мира. Когда отношения изменились, когда плотина была не только прорвана, но совсем разрушена, – Византия оказалась так же мало способною удерживать волны турецкого наводнения в Европе, как и в Азии. Правда, что придунайская и черноморская Болгария как будто истощилась и омертвела еще ранее борьбы Василия и Самуила; центр тяжести болгарской державы Самуила был перенесен от Балкан и Дуная на берега Охридского озера, в Македонию и Албанию. Но города Дерстр (Силистрия), Бдынь (Видин), Месемврия все-таки сохраняли свое прежнее значение, они не сделались бы такой легкой добычей Печенегов и сбродной дунайской вольницы, если бы за ними оставалась живая народная сила, окончательно убитая только Болгаробойцей и византийским управлением. Если бы поля Болгарии не обезлюдели после византийского погрома, то не было бы необходимости делать опыты неудачной колонизации с дикими кочевниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

30 апреля косовская делегация и хор вместе с послом побывали в городе Жодине, где посетили новый храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Гостей встречали настоятель храма отец Валерий и председатель жодинского горисполкома Василий Грищенко. Хор выступил с небольшим концертом перед учениками и наставниками средней школы 9 Жодина, а вечером совместно с грузинским и армянским хорами — в переполненном Дворце культуры Белорусского автозавода. 1 мая в малом зале Минской филармонии состоялось конкурсное выступление хора из Косово перед международным жюри. 2 мая, после вечерней службы в храме Покрова Пресвятой Богородицы, хор из Сербии пропел несколько духовных песнопений прихожанам этого храма, а затем в доме причта прошла встреча с организаторами проекта «Беларусь — сестре Сербии» с проф. Иваном Чаротой во главе, направленного на сбор средств на восстановление храма святой Параскевы-Петки в селе Дрснике возле Клины. В воскресенье 3 мая в кафедральном соборе Минска Божественную литургию совершили митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший экзарх всея Беларуси, и епископ Артемий. Митрополит Филарет, выразив своему гостю благодарность за посещение и за совместное служение во дни Пасхальной радости, подарил епископу Артемию митру. В этот день также отмечался праздник святителя Николая, епископа Охридского и Жичского — Слава Русско-Сербского братства святых царя Николая и владыки Николая. В связи с этим из Москвы в Минск прибыла Мария Мелькова, один из основателей Братства, для которой владыка Артемий преломил славский колач. Молящиеся в соборе имели возможность — вероятно, впервые — видеть этот церковный обряд, свойственный исключительно православным сербам. В честь посещения Белоруссии епископом Артемием посол Сербии доктор Сречко Джукич с супругой Верой устроили в воскресенье торжественный прием в своей резиденции, на котором присутствовали митрополит Филарет, профессор И. Чарота, священники белорусской столицы. Вечером того же дня в большом зале Белорусской государственной филармонии состоялся заключительный гала-концерт Фестиваля с награждением лауреатов.

http://patriarchia.ru/db/text/642261.htm...

К Бельгийской архиепископии Константинопольского Патриархата относятся 29 приходов, 5 приходов находится в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов. Русская Православная Церковь [ править править код ] Первый приход Русской Православной Церкви в Бельгии был открыл в 1862 году при Российской императорской миссии в Брюсселе. Число приходов и православных верующих в Бельгии заметно возросло после революции 1917 года. В 1936 году Константинопольский Патриарх, которому тогда подчинялся Западноевропейский экзархат русских приходов, учредил Бельгийскую епархию. Первым её архиепископом стал Александр (Немоловский) (1936—1960), в 1945 году вместе с епархией перешедший в Московский Патриархат. В 1960—1985 архиепископом Брюссельско-Бельгийским был Василий (Кривошеин), с 1987 года по сей день — Симон (Ишунин). К Брюссельской и Бельгийской епархии Московского Патриархата относятся 12 приходов (4 — в Брюсселе, а также в городах Антверпен, Лёвен, Шарлеруа, Остенде, Льеж, Намюр, Оттиньи, Монс , Турне ) и 2 монастыря. Богослужение ведется на церковно-славянском, нидерландском, французском, английском языках. Кроме того, в Бельгии действуют 2 прихода Русской Православной Церкви Заграницей, относящиеся к Женевской и Западно-Европейской епархии. Грузинская Православная Церковь [ править править код ] К Грузинской Православной Церкви относятся 2 прихода — в Брюсселе и Антверпене. Болгарская Православная Церковь [ править править код ] В Брюсселе находится приход святого Климента Охридского, относящийся к Западноевропейской архиепископии БПЦ. В Брюсселе находится приход святого Саввы Сербского, относящийся к Западноевропейской епархии СПЦ. Румынская Православная Церковь [ править править код ] Румынская Православная Церковь имеет 13 приходов на территории Бельгии, находящихся под юрисдикцией Митрополита Парижского и Западноевропейского. Святыни [ править править код ] Мощи древнехристианских святых в Бельгии находятся в католических храмах. Храмы [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Видео [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Бель...

Мозаичный пол базилики около ц. св. Патапия. IV-V вв. Мозаичный пол базилики около ц. св. Патапия. IV-V вв. Во время гонений 276-282 гг. в В. пострадала прмц. Иерусалима. К 343 г. относится первое достоверное упоминание епископской кафедры в В. (еп. Веррийский Геронтий участвовал в Сардикийском Соборе - Mansi. T. 3. Col. 39, 42). Веррийская епископия находилась в подчинении архиепископа Фессалоники ( Darrouz è s. Notitiae. P. 278, 299, 316, 358, 371). На протяжении всего визант. периода В. в политическом, экономическом и культурном отношении была тесно связана с Фессалоникой. В В. сохранились остатки церковных построек: баптистерия IV в. и 3-нефной базилики V в. (видимо, служившей кафедральным храмом) с мозаичными полами (ок. ц. св. Патапия), базилики VI в. с мозаичным изображением павлина (ул. Каратасу). Мн. визант. храмы были воздвигнуты на развалинах раннехрист. базилик: Старая Митрополия, ц. Сретения Господня (Панагуда), ц. св. Анны и, возможно, древнейшая часть ц. св. Стефана. В VII в. равнина вокруг города была заселена слав. племенем драгувитов. В кон. VIII в. имп. Ирина отстроила В. и назвала ее своим именем - Иринуполь, хотя нек-рые исследователи относят это известие к В. Фракийской (совр. Стара-Загора) ( Χιονδης. Τ. 2. Σ. 14-18). В 904 г. город был разграблен арабами. В Х в. В. входила в Фессалоникийскую фему. Эскуриальский Тактикон (Х в.) упоминает стратига В. рядом со стратигом Стримона ( Oikonomid è s. P. 265). Икона Божией Матери Одигитрии. Худож. Г. Каллиергис. 1315 г. (Византийский музей. Веррия) Икона Божией Матери Одигитрии. Худож. Г. Каллиергис. 1315 г. (Византийский музей. Веррия) В 985 г. В. была взята болгарами ( Лев Диакон. История. М., 1988. С. 90-91, 222), царь Самуил поставил правителем города Добромира. В результате болг. завоеваний В. вошла в состав Болгарского Патриархата. В конхе алтаря базилики св. Ахиллия, возведенной царем Самуилом в своей столице Преспе, помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата, в т. ч. и Веррийской епархии. В 1001 г. имп. Василий II Болгаробойца вернул В. под власть Византии, но и после завоевания им всего Первого Болгарского царства Веррийская епархия осталась в диоцезе Охридской архиепископии (1018). В Третьем сигиллии (1020) имп. Василия II епископу В. предписывалось иметь в своем подчинении 30 клириков и 30 париков (зависимых крестьян) ( Gelzer. S. 46).

http://pravenc.ru/text/158188.html

После перехода Охрида в 1018 г. под визант. власть имп. Василий II Болгаробойца, желая заручиться лояльностью болгар, сохранил автокефальный статус Болгарской Церкви. Хрисовулом 1019 г. он назначил Охридским архиепископом мон. Иоанна из Дебара (см. Иоанн I ), что ознаменовало создание О. а. Тремя хрисовулами (1019-1020) император утвердил список ее епархий, большинство к-рых (кроме Драча (ныне Дуррес, Албания), Лариссы, Навпакта, Преслава, Провата, Девелта, переданных в подчинение К-польскому патриарху) ранее входили в Болгарскую Церковь: первоначально помимо Охрида в нее вошли Костур (ныне Кастория), Главиница (Кефалиния, ныне Балши, Албания), Моглена, Вутелий (ныне Битола, Республика Македония), Струмица, Моровизд, Вельбужд (ныне Кюстендил, Болгария), Триадица (ныне София), Ниш, Браница, Белград, Срем, Скопье, Призрен, Липлян, Сервия, Стаги, Веррия, чуть позже - Доростол, Бдин (ныне Видин, Болгария), Раса, Орея, Черник, Химара, Адрианополь (Дриинополь, ныне Либохова), Вела, Ботрот, Янина, Козел, Петра, Ригон (Роги) ( Gelzer. 1893. Bd. 2. S. 42-46; RegImp. N 806, 807). Утверждение Охридского предстоятеля приравнивалось к поставлению Болгарского и К-польского патриархов, запрещалось вмешательство светских властей в дела архиепископии. О. а. разрешалось иметь 745 клириков и 715 приходов, а селяне, подвластные ее епархиальным иерархам, освобождались от гос. повинностей. Хотя исследователи сомневаются в аутентичности сохранившихся в списках XVI-XVII вв. хрисовулов, утверждавших права О. а. ( 1908. С. 2-3; Станев. 2017), их позднее происхождение маловероятно (см.: Тъпкова-Заимова. 1995; Она же. 2000; Eadem (Tapkova-Zaimova). 2008; Божилов. 2011. С. 77-80). Об автокефальном статусе О. а. упоминают визант. канонисты Нил Доксопатр (XII в.) и Феодор IV Вальсамон ( Theodorus Balsamon. In canonem II synodi Constantinopolitanae oecumenicae secundae commentarium//PG. 137. Col. 1017) и Матфей Властарь ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. 1859. Τ. 6. Σ. 258). Кафедральный собор Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в. Фотография. 2013 г. Фото: А. Ю. Виноградов

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Между 1025 годом, когда скончался Василий II, и 1089–1090 годами, когда Феофилакт стал архиепископом Охридским, в Болгарии многое изменилось. Хотя она и сохранила еще викарные епархии в Македонии, Албании, Греции и Центральной Болгарии, территория архиепископства весьма сократилась. Еще более зловещим было то обстоятельство, что преемники Василия II отказались от его умеренной политики по отношению к завоеванным землям. Византия обложила их немилосердными налогами, что явилось причиной вооруженного мяте­жа в 1040 году, за которым в 1072 году последовал второй, значитель­но более опасный и поддержанный сербами. Он также был жестоко подавлен византийцами, и ко времени прибытия Феофнлакта в Охрид растущее недовольство славян стало еще очевиднее. Архиепископ был главным представителем византийских властей на завоеванных землях после военного губернатора (начальника) бол­гарской провинции, или фемы, который обычно пребывал в Скопле. Хотя император Василий II назначил первым архиепископом Охрида болгарина, все его преемники были греками. Льва, следующего архи­епископа Охридского, император Михаил IV выбрал из дьяконов Св. Софии. Он печально прославился тем, что спровоцировал раскол между Константинопольской и Римской Церквами, выявившийся в 1054 году. По воле патриарха Михаила Керулария Лев Охридский направил представителю патриархии в Риме послание для вручения Папе и всем епископам Западной церкви. В своем послании Лев безоговорочно осуж­дал Латинскую Церковь за употребление опресноков в евхаристии и за субботние посты. В Риме послание вызвало раздражение и гнев, и меж­ду двумя Церквами разгорелся яростый спор, приведший к тому, что 16 июля 1054 года папские легаты положили буллу об отлучении от Цер­кви Льва Охридского и Михаила Керулария на алтарь Св. Софии. На долю Феофилакта, четвертого преемника Льва, выпала задача смягчить последствия правления фанатичного начетчика. Около 1090 года или, возможно, в 1112 году он писал своему бывшему ученику по имени Николай, дьякону Св. Софии, пространный ответ на письмо с вопросами «о заблуждениях латинян в церковных делах». Ясно, что Феофилакт был связан своим положением. Однако он отверг заявле­ние Николая о том, что заблуждения эти были многочисленны. Мно­гие обвинения греков против латинян, писал он, касаются мельчайших расхождений в обрядах и обычаях и носят ребяческий, несерьезный характер. Два же обвинения – употребление опресноков в евхаристии и субботние посты – намного серьезнее. Однако и эти заблуждения, столь сурово заклейменные предшественником его Львом, но мнению Феофилакта, хотя и достойны порицания, все же не столь важны, что­бы разрывать из-за них единое тело Христовой Церкви. В обоих этих вопросах, подчеркивал Феофилакт, прежде всего необходимы терпи­мость и милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010