Учреждение О. а. связано с завоеванием Болгарского царства Византией (см. в ст. Болгария , Византийская империя ). В 971 г., после взятия Дрыстыра (греч. Доростол, ныне Силистра, Болгария), визант. имп. Иоанн I Цимисхий низвел находившегося в городе патриарха Болгарского Дамиана . Но Болгарская Церковь (см. Болгарская Православная Церковь ) продолжила существование, а возглавлявший ее архиепископ по мере завоевания болг. земель переносил свою кафедру в свободные от византийцев города (Средец, Воден (ныне Эдеса), Моглен (Моглена), Преспа), пока не поместил ее в Охриде. Город известен с III-II вв. до Р. Х. как античная колония, возникшая на месте поселения илирийского племени дасарети. В 148 г. до Р. Х. Лихнид (в пер. с греч. яз.- «светлый», «сияющий»; как считается, название отражает прозрачность воды озера, на берегу к-рого город расположен) вошел в рим. пров. Македония (см. в ст. Македония , историческая обл.), при имп. Диоклетиане (284-305) - в пров. Нов. Эпир. Начало христ. проповеди в кон. I в. связано с расположением Лихнида на рим. дороге Via Egnatia. Согласно преданиям, в Лихниде проповедовал сщмч. Еразм († между 303 и 305), буд. покровитель города. Лихнид стал епископской кафедрой в 1-й пол. IV в.: еп. Зосим участвовал в Сардикийском Соборе (343), еп. Антоний - в Халкидонском Соборе (451), известно о контактах еп. Лаврентия с Римскими папами св. Геласием I (492-496) и Анастасием II (496-498) и о его вызове в 515 г. в числе 5 епископов Иллирии на суд в К-поль ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 552). Во 2-й пол. VI в. в Лихниде началось расселение славянских племен, к 30-м гг. VII в. здесь проживали племена верзитов (берзитов). Слав. название Охрид, вероятно, восходит к слову «рид» (горная цепь) и появилось при заселении этих земель славянами или после вхождения города в Болгарское государство (1-я пол. IX в.) - впервые оно упоминается в титуле еп. Гавриила, участника IV К-польского Собора (879-880). В IX в. город находился в обл. Кутмичевица, куда кн. равноап. Борис направил на служение равноап. Климента Охридского , который вместе с равноап. Наумом Охридским и др. учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия основали Охридскую книжную школу . В кон. Х в. Охрид являлся столицей болг. царя Самуила (997-1014), после смерти к-рого перешел под управление кн. св. Иоанна Владимира (1014-1016), разместившего в нем казну. В 1018 г. визант. имп . Василий II Болгаробойца взял Охрид и включил его в состав фемы Болгария со столицей в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Епископ Василий (Родзянко)      Епископ Василий (Родзянко) (1915–1999) — выдающийся пастырь, человек необычайной доброты, кротости и истинной веры. Русский человек, нашедший свою вторую родину в Сербии, изгнанный из нее, гражданин Великобритании и в течение 20 лет епископ Американской Автокефальной Церкви, он всегда бесконечно любил Россию. Он всюду сеял семена просвещения, добра, любви. Книга познакомит читателя с его жизнью и воспоминаниями знавших его близко людей. Будущий владыка Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в дворянской семье. Дедом новорожденного по отцовской линии был Михаил Владимирович Родзянко, председатель Государственной думы Российской империи третьего и четвертого созывов (1911–1917). Его мама происходила из древнего рода князей Голицыных и Сумароковых. Многие знатные русские семьи состояли в близком или дальнем родстве с Родзянко. В 1920 году дед и отец будущего владыки вместе со своими семьями были вынуждены покинуть родину и поселиться в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия), поскольку деду «удалось узнать, что по решению революционного правительства «вся семья бывшего председателя Государственной думы до последнего внука” была приговорена к смертной казни». Володе было всего пять лет. Родзянки осели в Белграде, где будущий владыка и вырос. Духовными наставниками Владимира Родзянко были иеромонах Иоанн (Максимович), будущий архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, святитель и чудотворец, прославленный в лике святых в 2008 году, и выдающийся первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). В 1951 году отец Владимир был вынужден покинуть Югославию, он с семьей выехал в Париж. Позже, по приглашению епископа Охридского и Жичского Николая (Велимировича), ныне прославленного в лике святых, проживавшего тогда в Лондоне, отец Владимир переехал в Англию и служил в сербском кафедральном соборе во имя святителя Саввы Сербского в Лондоне. В Лондоне отец Владимир начал работать на радио Би-би-си, стал вести церковные передачи на Россию, из которых несколько поколений граждан СССР узнавали о Боге, православной вере, об истории Церкви.

http://pravoslavie.ru/96497.html

Архив Пн На интронизацию Патриарха Московского и всея Руси прибыли Предстоятели и делегации Поместных Православных Церквей 1 февраля 2009 г. 09:39 На интронизации нареченного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будут присутствовать Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор , а также делегации всех Поместных Православных Церквей. От Константинопольского Патриархата в торжестве участвуют архиепископ Критский Ириней, митрополит Мирский Хризостом, митрополит Корейский Амвросий, архимандрит Макарий (Гринизакис), диакон Виссарион Комзиас. В делегацию Александрийской Церкви , возглавляемую Блаженнейшим Патриархом Феодором, также входят епископ Мариотский Гавриил и митрополит Кенийский Макарий. От Антиохийского Патриархата в Москву на торжество прибыли митрополит Хомский Георгий, митрополит Аккарский Василий, митрополит Сайды и Юга Ливана Илия; от Иерусалимского Патриархата — архиепископ Иорданский Феофилакт, архимандрит Галактион (Ауад); архимандрит Стефан (Диспиракис); от Грузинской Православной Церкви — митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор; митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим; архимандрит Давид (Чинчараули); протоиерей Георгий Харазишвили, а также Зураб Абашидзе. Сербскую Церковь представляют председательствующий в ее Священном Синоде митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , архиепископ Охридский Иоанн, епископ Зворничко-Тузланский Василий, священник Небойша Тополич; Румынскую Церковь — митрополит Ардялский Лаврентий, митрополит Тырговиштский Нифонт, епископ Нижнедунайский Кассиан, иеромонах Вениамин (Горяну); Болгарскую Церковь — митрополит Видинский Дометиан, митрополит Великотырновский Григорий, викарий Софийской митрополии епископ Знепольский Иоанн, архимандрит Харлампий; Кипрскую Церковь — митрополит Китийский Хризостом, митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, архимандрит Серафим (Гавриков); Элладскую Церковь — митрополит Закинфский Хризостом, митрополит Мандинийский и Кинурийский Александр, архимандрит Прокопий (Петридис).

http://patriarchia.ru/db/text/546745.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН IV ХЛИАРИН [греч. Κωνσταντνος Χλιαρινς], патриарх К-польский (кон. нояб. 1154 - кон. мая 1157). До возведения на престол был диаконом, занимал пост сакеллария малой сокровищницы Великой церкви в К-поле. Избран на патриаршество по смерти патриарха Неофита, вероятно при участии визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Важнейшие события краткого Патриаршества К. Х. связаны с богословскими спорами в Великой церкви и Константинопольскими Соборами 26 янв. 1156 и 12-13 мая 1157 г. К. Х. активного участия в спорах не принимал, хотя и выступал офиц. инициатором созыва Соборов и председательствовал на заседаниях. На это обстоятельство отчасти указывает то, что К. Х. не руководил полемикой и принятием соборных решений. Патриарх скорее играл формальную роль предстоятеля К-польской Церкви, предписанную ему имп. Мануилом, и был лишь вынужден реагировать на неожиданные для него конфликтные ситуации в среде клира и епископата. В сер. 50-х гг. XII в. возобновились активные контакты между К-полем, папским Римом и Римско-Германской империей по вопросу о воссоединении Церквей, разделенных схизмой 1054 г. Известно, что в 1155-1156 гг. в К-поле было принято посольство папы Римского Адриана IV (1154-1159). Переговоры и переписку с зап. иерархами и политиками в это время вели архиепископы Фессалоникийский Василий Охридский , Эфесский Георгий Торник, еп. Николай Мефонский и сам имп. Мануил (см.: Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006. С. 381-421). О прямом участии К. Х. в переговорах сведений нет. Значимых результатов в церковной сфере переговоры не дали. 15 мая 1155 г. К-польский Синод во главе с К. Х. рассматривал дело о неких воинах, к-рые, преследуя банду разбойников, перебили их во дворе храма св. Василия в К-поле. Синод решил, что солдаты достойны похвалы, но, дабы не поощрять убийств в св. месте, на них следует наложить 3-летнюю епитимию как на воинов, убивших врага в сражении (RegPatr, N 1037).

http://pravenc.ru/text/2057022.html

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий стал доктором honoris causa СПбПДА февраля 2015 Ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий 11 февраля в академическом актовом зале вручил иерарху Сербской Православной Церкви, митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию (Радовичу) докторский крест и диплом о присвоении почетной степени. Владыка посещает Санкт-Петербург по благословению Святейшего Патриарха Кирилла по приглашению архиепископа Амвросия. Во внимание к заслугам в области богословия, а также в знак глубочайшего уважения к архипастырскому служению во благо Православной Церкви на ученом совете духовной академии 13 июня 2014 года архиепископ Цетиньский, митрополит Черногорско-Приморский, Зетско-Брдский и Скендерийский, экзарх Священного Трона Печского Амфилохий был избран почетным доктором honoris causa СПбПДА. Постановление утвердил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. На церемонии присутствовал иерарх Сербской Православной Церкви архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский), а также почетные гости - Василий Кичеджи, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), ректор РГПУ Валерий Соломин, представители других вузов Санкт-Петербурга, члены ректората и профессорско-преподавательской корпорации, сотрудники и студенты СПбПДА. Митрополит Амфилохий сердечно поблагодарил ученый совет академии за оказанную честь, отметив, что с Санкт-Петербургом православную Черногорию роднят духовные, историко-политические и культурные связи. Архипастырь подчеркнул, что академия духовно принадлежит не только Русской Православной Церкви, но всему Вселенскому Православию, и ему отрадно находиться в ее стенах. На память о знаменательном событии митрополит Амфилохий передал академической библиотеке факсимильное издание первого цетиньского осьмогласника, а также издания его дневника, посвященного трагическим событиям на Балканах конца XX века. Вечером в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополит Амфилохий возглавил служение Всенощного бдения.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=662...

Перед началом отпевания в соборный храм прибыли представители Поместных Православных Церквей. В делегацию Константинопольского Патриархата, возглавляемую Святейшим Патриархом Варфоломеем, входят митрополит Транупольский Герман, архиепископ Американский Димитрий. От Александрийского Патриархата на отпевании почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви прибыли митрополит Аксумский Петр, представитель Александрийского Патриарха при Московском Патриаршем Престоле епископ Киринский Афанасий; от Антиохийской Церкви — представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока в Москве епископ Филиппопольский Нифон, архимандрит Исаак (Баракат); от Иерусалимского Патриархата — митрополит Капитолиадский Исихий и архимандрит Стефан (Диспиракис). В делегацию Грузинской Церкви вошли Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия, митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, архимандрит Давид (Чингараули), протоиерей Георгий Харазишвили. От Сербской Православной Церкви на отпевание Святейшего Патриарха Алексия прибыли председательствующий в Священном Синоде митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, архиепископ Охридский Иоанн, епископ Тузланский Василий, епископ Среднеевропейский Константин, епископ Бачский Ириней, епископ Валевский Милутин, епископ Моравичский Антоний, секретарь Кабинета Патриарха Сербского священник Небойша Тополич. Членами делегации Румынской Церкви, которую возглавляет Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, также являются митрополит Молдовы и Буковины Феофан, диакон Евгений Роготи. От Болгарской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя присутствуют митрополит Видинский Дометиан, митрополит Варненский Кирилл, митрополит Ловчанский Гавриил, епископ Проватский Игнатий, от Кипрской Церкви — митрополит Пафосский Георгий, протоиерей Кириак Хрисанфу; от Элладской Церкви — Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, митрополит Закинфский Хризостом, митрополит Мантинийский Александр, архимандрит Прокопий (Петридис); от Албанской Церкви — Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Аполонийский Николай, от Польской Церкви — архиепископ Лодзинский и Познаньский Симон, протоиерей Александр Шеломов, от Православной Церкви Чешских земель и Словакии — Блаженнейший Митрополит Чешских Земель и Словакии Христофор, викарий Прешовской епархии епископ Комарнинский Тихон, представитель Православной Церкви в Чешских землях и Словакии при Московском Патриаршем Престоле протоиерей Алексий Ющенко; от Православной Церкви в Америке — архиепископ Оттавский и Канадский Серафим, Представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем Престоле архимандрит Закхей (Вуд), протоиерей Леонид Кишковский.

http://patriarchia.ru/db/text/506798.htm...

Архив Пн Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс 23 августа 2005 г. 11:37 По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература. Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего народа по праву можно назвать свт. Савву, первого Архиепископа Сербского. Растко, так звали в миру будущего святителя, был самым младшим из сыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и с ранних лет проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. В возрасте 17 лет, он тайно ушел из дома на Афон вместе с одним русским монахом. На Святой горе он сначала подвизался в русском монастыре вмч. Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопеде. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников. В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон перебрался к сыну на Афон и жил с ним в одной кельи до своей блаженной кончины. По настоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарской обителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербии начались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился к нему с просьбой о помощи. В это время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих тщеславных целей Вукан подчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила Римской Церкви. Св. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца — св. Симеона Мироточивого — в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

В Александро-Невский собор Софии перенесена частица мощей преподобного Серафима Саровского, переданная в дар Болгарской Церкви 5 января 2016 г. 19:14 2 января 2016 года на подворье Русской Православной Церкви в Софии отметили день памяти преподобного Серафима Саровского — небесного покровителя архиепископа Серафима (Соболева), который упокоен в крипте Никольского храма-подворья. По благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Божественную литургию на подворье возглавили епископ Величский Сионий, игумен Троянского монастыря, и епископ Браницкий Григорий, викарий Патриарха Болгарского. Архипастырям сослужили настоятель подворья архимандрит Филипп , архимандрит Феофан, насельник Троянской обители архимандрит Василий, настоятель Никольского храма-подворья Русской Православной Церкви в Бари (Италия) протоиерей Андрей Бойцов, ставрофорный священноэконом Симеон, протодиакон Иван Петков, протодиакон Александр Нешев и диакон Иван Иванов, доцент Богословского факультета Софийского университета имени святителя Климента Охридского. За богослужением молились настоятель храма-памятника во имя благоверного князя Александра Невского архимандрит Дионисий (Мишев) и иерей Димитрий Тухчиев. После сугубой ектении настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) вознес молитву о мире на Украине. По окончании Божественной литургии от подворья к Александро-Невскому храму-памятнику был совершен крестный ход с мощами преподобного Серафима Саровского. В молитвенном шествии приняло участие духовенство храмов града Софии. В Патриаршем соборе во имя благоверного князя Александра Невского мощи святого Серафима принял Святейший Патриарх Болгарский Неофит. Архимандрит Филипп (Васильцев) обратился к Предстоятелю Болгарской Церкви со словами приветствия, отметив: «Для меня и для всей общины Русской Церкви в Софии большая честь и духовная радость принести в день памяти преподобного Серафима Саровского торжественным крестным ходом ковчег с частицей его святых мощей — дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Болгарской Православной Церкви —— в Патриарший собор благоверного князя Александра Невского, где по решению Священного Синода Болгарской Православной Церкви и будет пребывать эта святыня. Святой Серафим Саровский — не только один из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. Он почитаем во всем православном мире. Преподобный и столпник, старец и богослов, предивный чудотворец, мощами своими почивающий ныне в Патриаршем соборе, да будет молитвенником и духовным покровителем Болгарской Церкви и богоспасаемого града Софии».

http://patriarchia.ru/db/text/4325489.ht...

Митрополит Будапештский Иларион принял участие в торжественной канонизации святителя Бачского Иринея и мучеников Бачских 3 октября 2022 г. 19:06 2 октября 2022 года в городе Нови-Сад (Сербия) за Божественной литургией, которую возглавил Святейший Патриарх Сербский Порфирий , состоялась торжественная канонизация святителя Иринея, епископа Бачского, исповедника веры, и святых мучеников Бачских. Предстоятелю Сербской Православной Церкви сослужили митрополит Аккарский Василий ( Антиохийский Патриархат ), митрополит Будапештский и Венгерский Иларион (Русская Православная Церковь), митрополит Керкирский Нектарий ( Элладская Православная Церковь ), архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ), митрополит Преспано-Пелагонийский Петр и митрополит Дебарско-Кичевский Тимофей ( Македонская Православная Церковь ), архиепископ Охридский Иоанн, епископ Бачский Ириней и иные многочисленные иерархи Сербской Православной Церкви. На малом входе епископ Далматский Никодим огласил решения Священного Архиерейского Собора Сербской Церкви о причислении мучеников Бачских и епископа Бачского Иринея (Чирича) к лику святых. Далее Патриарх Порфирий под пение тропаря Бачским мученикам крестообразно осенил народ их честной иконой. Епископ Бачский Ириней (Булович) осенил верующих иконой своего предшественника по кафедре — святителя Иринея (Чирича). После чтения Евангелия Святейший Патриарх Порфирий произнес проповедь, в которой рассказал о жизненном подвиге святителя Иринея и мучеников Бачских, поделившись личными воспоминаниями о родном городе: «Я сам вырос в Чуруге, где в 1941-1942 годах за веру погибли мученики нашего народа. Все в тех местах запечатлено ими, их страданием, но и их победой, потому что это страдание и их крест были Крестом Христовым. Я никогда не забуду рассказы из Чуруга, в которых старики рассказывали мне о том, как после расправы над людьми, брошенными полуживыми под лед в Тисе, те на коленях приходили к святому храму, к святой Литургии, и снега было выше пояса. Чуруг и сегодня не такой уж маленький городок, а тогда он был еще больше — около двенадцати тысяч жителей. Четвертая часть от числа жителей погибли. В то же время у тех, кто кого-то потерял, — а этого не понять тем, кто не Христов, — я никогда не слышал ни одного слова ненависти по отношению к тем, кто сделал зло. Бесчисленное количество раз, когда мы были в гостях у одиноких бабушек, я слышал: " Сынок, да смилуется над ними Господь " . Не это ли, братья и сестры, Церковь Христова?»

http://patriarchia.ru/db/text/5964622.ht...

Пн Митрополит Будапештський взяв участь в святителя Бачського та Бачських 3 жовтня 2022 р. 19:06 2 октября 2022 года в городе Нови-Сад (Сербия) за Божественной литургией, которую возглавил Святейший Патриарх Сербский Порфирий , состоялась торжественная канонизация святителя Иринея, епископа Бачского, исповедника веры, и святых мучеников Бачских. Предстоятелю Сербской Православной Церкви сослужили митрополит Аккарский Василий ( Антиохийский Патриархат ), митрополит Будапештский и Венгерский Иларион (Русская Православная Церковь), митрополит Керкирский Нектарий ( Элладская Православная Церковь ), архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ), митрополит Преспано-Пелагонийский Петр и митрополит Дебарско-Кичевский Тимофей ( Македонская Православная Церковь ), архиепископ Охридский Иоанн, епископ Бачский Ириней и иные многочисленные иерархи Сербской Православной Церкви. На малом входе епископ Далматский Никодим огласил решения Священного Архиерейского Собора Сербской Церкви о причислении мучеников Бачских и епископа Бачского Иринея (Чирича) к лику святых. Далее Патриарх Порфирий под пение тропаря Бачским мученикам крестообразно осенил народ их честной иконой. Епископ Бачский Ириней (Булович) осенил верующих иконой своего предшественника по кафедре — святителя Иринея (Чирича). После чтения Евангелия Святейший Патриарх Порфирий произнес проповедь, в которой рассказал о жизненном подвиге святителя Иринея и мучеников Бачских, поделившись личными воспоминаниями о родном городе: «Я сам вырос в Чуруге, где в 1941-1942 годах за веру погибли мученики нашего народа. Все в тех местах запечатлено ими, их страданием, но и их победой, потому что это страдание и их крест были Крестом Христовым. Я никогда не забуду рассказы из Чуруга, в которых старики рассказывали мне о том, как после расправы над людьми, брошенными полуживыми под лед в Тисе, те на коленях приходили к святому храму, к святой Литургии, и снега было выше пояса. Чуруг и сегодня не такой уж маленький городок, а тогда он был еще больше — около двенадцати тысяч жителей. Четвертая часть от числа жителей погибли. В то же время у тех, кто кого-то потерял, — а этого не понять тем, кто не Христов, — я никогда не слышал ни одного слова ненависти по отношению к тем, кто сделал зло. Бесчисленное количество раз, когда мы были в гостях у одиноких бабушек, я слышал: " Сынок, да смилуется над ними Господь " . Не это ли, братья и сестры, Церковь Христова?»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5965019...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010