Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Языкознание ЕККЛЕСИАСТА КНИГА библейская книга; в христ. традиции входит в число учительных книг; в иудейском каноне - в разд. «Писания» (агиографы) ЕЛАНСКАЯ Алла Ивановна (1926 - 2005), коптолог, специалист в области грамматики копт. языка, издатель копт. текстов ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (1890 - 1966), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЖУКОВСКАЯ Лидия Петровна (1920 - 1994), палеограф, лингвист, исследовательница церковнослав. памятников, член бюро Археографической комиссии АН СССР ЗАЙОНЧКОВСКИЙ Николай Чеславович [псевдоним Николай Нахимов] (1859 - 1920), церковный деятель, переводчик богослужебных текстов ИСТРИН Василий Михайлович (1865-1937), российский филолог, лингвист, историк древнерус., древнеслав. и визант. лит-ры КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901 - 17.07.1982), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат КОПТСКИЙ ЯЗЫК последняя стадия развития египетского языка, который образует самостоятельную группу внутри семито-хамитской (афразийской) языковой семьи МААЛУЛА сел. в Центр. Сирии, христианский культовый центр и один последних очагов бытования арамейского языка МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений ОБОЛЕНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич (1918-2001), британский славист и византинист русского происхождения, иностранный член РАН (с 1994); подданный Великобритании с 1948 г. ОРБЕЛЬСКАЯ ТРИОДЬ среднеболгарская пергаменная рукопись 2-й пол. (кон.?) XIII в., памятник болг. извода церковнослав. языка, древнейшей слав. гимнографии, западноболг. муз. и художественной культуры ОХРИДСКИЕ ГЛАГОЛИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ (Оннб, 1/2 532), памятник старославянского языка XI в., 2 неполных обветшавших пергаменных листа, написанные глаголицей ОХРИДСКИЙ АПОСТОЛ краткий апостол-апракос (Ргб. Григор. 13/М. 1695), созданный в 1225-1227 гг., важнейший памятник Охридской книжной школы

http://pravenc.ru/rubrics/123302_3.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 20 , С. 501 опубликовано: 25 марта 2014г. ИАКОВ архиеп. Силимврийский (сер. XI в.). Биографические сведения о нем отсутствуют. Известен как автор Жития Константина и Елены, изданного в 1884 г. в Венеции как анонимное произведение. В Национальном нумизматическом музее в Афинах в собрании визант. печатей и моливдовулов (грамот, скрепленных свинцовыми печатями) сохранилась печать И., имеющая на лицевой стороне крест с испорченной надписью: «Пресвятая Богородица, помоги», на оборотной стороне: «Иаков, архиепископ Силимврии». Лит.: Κωνσταντινπουλος Κ. Ικωβος Αρχιεπσκοπος Σηλυβρας//Θρακικ. 1928. Τ. 1; Ικωβος Αρχιεπσκοπος Σηλυβρας//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 638-639. Рубрики: Константинопольская Православная Церковь Константинопольская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Архиепископы Константинопольской Православной Церкви Иаков, архиепископ Силимврийский (сер. XI в.) См.также: АДРИАН (2-й пол. XIII в.?), архиеп. Охридский К-кого Патриархата АЛЕКСАНДР I († ок. 337), архиеп. К-польский, свт. (пам. 30 авг., 2 июня, 31 или 28 авг.) АРЕФА (ок. 850 - после 932), архиеп. Кесарии Каппадокийской ВАСИЛИЙ († до 869), архиеп. Фессалоникийский, свт. (пам. греч. 1 февр.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/200257.html

Видение исчезло, но сердце грешника еще было преисполнено радости и священного ужаса. Припав к образу Владычицы, со слезами и рыданиями он благодарил Пресвятую Богородицу и молил пребывать к нему всегда такою же милостивою, какою он видел Ее в ужасном видении. С того времени исправившись, он начал жить богоугодно. Итак, смотри, каково усердие нашей Ходатаицы о прощении наших согрешений. – Слава милосердию Ее, слава неизреченному благоутробию Ее, слава богатству щедрот Ее, ныне и присно и во веки веков Аминь. Об иконе, явившейся трем Охридским братьям Об этой иконе существует следующий исторический рассказ 1 . В царствование Льва Мудрого , императора Греческого, в 6427 г. (919), три родные брата, по имени Моисей, Аарон и Василий, родственники Юстиниана Великого , родом из Охриды, в чувстве особенной любви к Богу, решились оставить мир, славу и знаменитость рода своего и принять на себя ангельский образ. Чтобы вернее отразить от себя приражения демонских искусов и умертвить страсти собственной плоти, они избрали для того глубокое уединение, и водворились в Афонской пустыне, именно, близ нынешнего Зографа. Вскоре по прибытии своем сюда, они устроили небольшую церковь и не знали, кому и в чье имя посвятить ее, потому что каждый из них предлагал такого из святых, к которому имел особенное усердие. В предупреждение несогласия и споров братской любви, они, наконец, решились обратиться с молитвою к Богу и просить, чтобы Он Сам назначил, кому посвятить их небольшую церковь , и чью икону написать на приготовленной доске. Вследствие сего, все трое встали они на молитву с вечера, каждый в своем затворе; и во время самой их молитвы необычайный свет, ярче солнечных лучей, разлился от новоустроенного ими храма по соседственным высотам их кельи. В недоумении и страхе, они всю ночь пробыли в молитвенном подвиге, и утром, сошедшись при храме, с крайним удивлением увидели, что там на приготовленной доске написан лик святого великомученика Георгия Победоносца, от которого в ту ночь исходило небесное сияние и освещало их скромную пустыню. Так Господь исполнил их молитву и чудесным образом явил того, которому должна посвятиться их церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

По свидетельству Димитрия Хоматиана в письме Василию Педиадиту, митрополиту Керкирскому , Петр и Асень заставили трех греческих иерархов рукоположить во епископа иерея (или иеромонаха) Василия, который венчал на царство Петра Асеня . Увеличению епископии эпохи первых Асеней способствовали завоевания, в результате которых от Охридской архиепископии были отторгнуты Видинская, Браничевская, Средецкая, Вельбуждская, Нишская, Белградская, Призренская и Скопская кафедры. После ряда поражений в 1203 году византийский император Алексей III Ангел (1195–1203) и патриарх Иоанн X Каматир (1198–1206) были вынуждены признать Тырновского епископа и даровать ему право рукоположения епископов, то есть фактически автокефалию, чем тот немедленно воспользовался также для назначения епископов на вдовствующие кафедры Охридской архиепископии. Однако для Иоанна Калояна (1197–1207), младшего брата Петра и Асеня, этого было недостаточно, поскольку он стремился к царскому титулу, а для царя был необходим патриарх или, в крайнем случае, архиепископ. Поэтому он обратился к Римскому папе Иннокентию III с просьбой о царской короне. Условием коронации Калояна папа ставил церковное подчинение Риму . Вначале епископ Василий в сентябре 1203 года был возведен в сан примаса, а 7 ноября 1204 года уже помазан как примас и получил от кардинала Льва знаки высшей церковной власти и «Привилегиум», определявший каноническое состояние Тырновской архиепископии и полномочия ее главы . Следует отметить, что в результате унии предстоятель Болгарской Церкви так и не получил желанного титула патриарха. Существует научная дискуссия: насколько уния реально повлияла на церковную жизнь Болгарии? В пользу такого влияния как будто говорит антибогомильский процесс в царствование царя Борила , однако большинство источников свидетельствует о том, что по большому счету почти ничего не изменилось не только в богослужебной, но и канонической жизни Болгарии. По мнению Б.Н. Флори, по-видимому, только примас поминал папу, остальные епископы, не говоря уже о священниках, не обязаны были делать этого .

http://pravoslavie.ru/33796.html

Зрится-видится пещера; в ней – ларцы стоят, В тусклом мраке подземелья радужно блестят; Три златых, четвертый – светлый, серебра литого, Полны древние гробницы света неземного. Первый – цветом ярко-алым весело искрится, Роз багряных аромат из него струится. «Первомученик Стефан здесь погребен, За Христа Живого кровь свою пролил он; В двух других златых ларцах – Никодим и я, – Возвестил Гамалиил, радость не тая. – А в ларце четвертом, бело-серебристом, Сын лежит мой, юный и душою чистый. Телом юн, но духом мудр – принял он крещенье, Отошел с земли – в вечное спасенье, Близ апостола Стефана я его похоронил. Первомученик святой нам всегда опорой был; Каждого христианина укрепляет он в сей жизни, Дабы в радость воскресенья к вечной возвести отчизне». 2. Священномученик Стефан, папа Римский, и иже с ним . Возглавлял римскую кафедру с 253 по 257 год. Боролся с еретиками-новатианами. Исцелив Лукию, дочь трибуна Немезия, он крестил [их] обоих. Вместе со своими двенадцатью клириками пострадал в гонение, воздвигнутое императором Валерианом. Был зарублен мечом во время совершения Литургии. 3. Св. блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский . Его отца звали Иаков, а мать – Анна. На 16-м году своей жизни святой Василий предал себя [тяжелому] подвигу юродства, в котором выстоял 72 года. Дожил он до 88 лет. Ходил босой, без головного убора и в лохмотьях. Не было у него никакого постоянного места обитания. Исправлял он грешников, обличал вельмож, произносил истинные прорицания и видел [события, совершающиеся] в далеких краях. Вдоволь натерпевшись от голода, мороза и людских оскорблений, блаженный Василий предал свою святую душу Богу. На его погребении присутствовал царь Иоанн IV с митрополитом. Похоронен он в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы, который впоследствии стал называться Собором Василия Блаженного. Рассуждение Надлежит нам быть терпеливыми и милостивыми ко грешнику, если хотим, чтобы долготерпеливый Бог был милосерд к нам. Великое милосердие блаженного Александра, патриарха Антиохийского, вошло в поговорку. Один его письмоводитель похитил у него несколько золотых монет и убежал в Фиваиду. Но в пустыне схватили его разбойники и увели с собой. Узнав об этом, Александр послал 85 золотых монет разбойникам в качестве выкупа. Оттого-то и говорили: «Александрову милость нельзя победить никаким грехом». А святой Иоанн Милостивый пишет: «Божие долготерпение неподвижно, и милость Его незлобива... Скольких злодеев, которые идут убивать и красть, покрывает Он, чтобы не были они схвачены и преданы истязаниям. Пираты бороздят моря, но не повелевает Он морю их потопить. Сколько из них ложно клянутся Святыми Дарами, однако Он терпит, не воздавая им здесь за зло. Разбойники грабят на дорогах, а Он не предает их зверям на растерзание... Блудники ходят с блудницами, а Он терпит. Отчего всё это? Оттого что ждет Он покаяния и обращения. Ведь и впрямь не желает Бог погибели грешнику... Посему, братья, устыдимся [себя] пред преблагим Господом Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Барсов Н. Очерки из истории христианской проповеди . Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке. Вера и разум. Харьков, 1889. Т. 1. Ч. 1. Башкиров В., прот. Сын Божий – Сын человеческий. Минская ДА, Жировичи, 2006. Бердяев Н. А. Ортодоксия и человечность (прот. Г. Флоровский . «Пути русского богословия»)//Бердяев Н. А. Собрание сочинений: YMCA-Press, 1989. Т. III. Бесирович К. Встреча с архимандритом Иустином//Журнал Московской Патриархии. М., 1996. 1. С. 66–69. Бехтерев В. М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема//Бехтерев В. М. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999 . Бобринский Б., протопр. Наследие Адама с точки зрения о. Иоанна Мейендорфа //Богословский сборник. М.: изд. ПСТГУ, 1999. Вып. 3. С. 9–20. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви/посмертное изд. под ред. проф. А. Бриллиантова. Приложение к «Христианскому Чтению» за 1913–1918 гг. Петроград: третья государственная типография, 1918. Т. II, IV. Болотов В. В. На чем основывается учение о наследственности таланта? Фрэнсис Гальтон. Наследственность таланта, ее законы и последствия//Болотов В. В. Собрание Церковно-Исторических Трудов. М. Мартис, 1999. Т. I. Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов в 8-ми томах. М.: Мартис, 1999. Т. I. Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб., 1879. Бриллиантов А. И. Varia. Рукопись//РНБ. Фонд 102. Оп. 1. Ед. хр. 53. 1912–1913. Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб.: тип. Лопухина А. П., 1901. Буфеев С. В. Православное понимание личности//Развитие личности. М., 2004. 2. С. 102–107. Варнава (Дамьянович), архидиак. Жизнь и творения свт. Николая епископа Охридского и Жичского. Диссертация. СПбПДАиС, 2007. Василий (Кривошеин) , архим. Нам его не хватает больше чем когда-либо//Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата. Paris, 1979. 101–104. С. 98–99. Василий (Кривошеин) , арх. О богословии Владимира Лосского //Богословские труды. М., 1985. 26. С. 156–158.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв. Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв. Второй период (731 до нач. XI в.) начинается с присоединения Вост. Иллирика визант. имп. Львом III Исавром к К-польскому Патриархату и завершается подчинением многих епископий совр. А. Охридской архиепископии. В 3-й нотиции К-польского Патриархата Диррахийская митрополия занимает 15-е место. В нее входят 8 епископий: Фамнис, Скампа, Ликинид (совр. Охрид, Македония), Амантия, Бюлис, Атрад, Авлон и Акрокеравний (Главеница) ( Darrouz è s. Notitiae. P. 236). В 10-й нотиции (нач. Х в.) митрополит Диррахия стоит на 42-м месте (перед Смирнским) с 15 епископами своей юрисдикции, в т. ч. на территории совр. А. в городах Стефаниак, Хуновия (совр. Буррели), Кроа (Круя), Элисс (совр. Лежа), Диоклея (совр. Подгорица), Скодра, Дриваст (совр. Дришти), Палата, Главеница, или Акрокеравний, Авлон, Цериник, Пульхериополь и Градиций (Ibid. P. 330). Приведение этих названий показывает довольно развитую церковную организацию, а также возникновение новых епископий при сохранении старых, хотя и с измененным порядковым номером. Из Диррахийских митрополитов в этот период известны Никифор , упомянутый в актах Всел. VII Собора (787), и Лукиан , подписавший протоколы К-польского Собора 879 г. Сохранились также имена иерархов Дриинопольской епископии, в числе к-рых Косма (754-787), к-рый представлял Эпир на VII Всел. Соборе, и Василий I (822). В Х или в нач. XI в. подвизался и пострадал недалеко от совр. Эльбасана св. князь Иоанн-Владимир (22 мая 1016), св. мощи к-рого сохранились в одноименном мон-ре. Третий период (нач. XI в.- 1767) В кон. IX - нач. XI в. А. входила в Болгарское царство Самуила. В 1018 г., после завоевания Византией Болгарского царства, имп. Василий II для управления Церковью на присоединенных к империи болг. землях создал Охридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32 церковные епархии на территории совр. гос-в Болгарии, Македонии, Юж. Сербии и А. На территории совр. А. в нее вошли епископии Акрокеравнийская (Главеница), Пульхериопольская (Берат), Церникская, Адрианопольская, Бутротская. Диррахийская митрополия в XI-XIII вв. по-прежнему входила в юрисдикцию К-польского Патриархата. Среди окормлявших ее архиереев известны Лаврентий (1025), Константин Кавасила (1180), Роман (1240). Последнее упоминание митрополита Диррахийского в юрисдикции К-поля относится к 1280 г., позднее он числится в юрисдикции Охрида. Как произошел переход в др. юрисдикцию - неясно. Родом из Диррахия был визант. музыкант св. Иоанн Кукузель (XII или XIII в., пам. 1 окт.), к-рый жил на Св. горе. На Афоне подвизались также святые Нифонт († 1330, пам. 14 июня) из Люковы близ Химары и Нил Эрихиот (Ерикусийский) († 1350, пам. 10 или 16 авг.) из Канины.

http://pravenc.ru/text/64028.html

В начале XV в. большинство районов Албании были покорены турецким султаном или признали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV в. Албания сопротивлялась турецкому завоеванию. Это сопротивление связано с именем национального героя Албании Георгия Кастриоти, прозванного Скандербегом. В 1443 г. он изгнал турок из своих родовых владений в Круе и поставил под свой контроль значительные территории современной Албании, создав союз (лигу) князей. Он успешно отразил карательные походы двух турецких султанов, заручился поддержкой Неаполитанского королевства и папства. После смерти Скандербега в 1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевателям. Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дерреса, османам удалось установить свое господство над всей Албанией. В период пребывания Диррахийской епархии в юрисдикции Охридской архиепископии в источниках упоминается то митрополит, носящий титул предстоятеля Церкви Диррахия и Гора-Мокра, то митрополит Диррахия и епископ Гора-Мокра. О времени основания Белиградской митрополии точных сведений не сохранилось (Белиград – совр. Берат). Название Белиград встречается в начале XIV в. Город был завоеван османами в 1431 г. Упоминаются 20 имен архиереев Белиградской митрополии, из которых наиболее известными являются Игнатий (1691–1693) и Иоасаф (1752–1760 и 1765–1801). При Иоасафе Белиградская митрополия вернулась в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Корчинская область еще до построения самого г. Корча (1490) относилась к Касторийской митрополии (Кастория – современная территория Греции), которая также входила в Охридскую архиепископию. Корчинская митрополия основана в начале XVII в., она объединила Колонийскую, Деволскую и Селасфорскую епископии. Первым известным епископом. Корчинским является Неофит (1624 и 1628). В 1670 г. архиепископ Охридский Парфений, происходивший из Корчи, возвысил свой родной город в ранг митрополии, первый епископ которой носил титул митрополита Корчинского, Селасфорского и Мосхопольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второе Житие И. В. вместе со службой святому было написано на греч. языке в 1689 г. Космой, игум. мон-ря св. Иоанна (впосл. митрополит Китийский), по заказу жителя Эльбасана Папа-Иоанна и было издано в Венеции (1690). Вероятно, оно было создано на основе несохранившегося слав. Жития позднего происхождения, опирающегося в большей степени на устные болг. предания. Так, в Болгарии не позднее кон. XVI в. И. В. стали смешивать с его убийцей Иоанном Владиславом, что отражено в т. н. Дриновском списке Борила царя синодика (София. НБКМ. 432), возможно связанном с Зографским монастырем на Афоне. Эта контаминация перешла в болг. исторические труды 2-й пол. XVIII в.- «Историю славяно-болгарскую» архим. Паисия Хиландарского (1762), «Зографскую историю» (1785) и др. В них св. князь представлен племянником Самуила, призванного к власти болгарами, убийство И. В. приписывается его жене-гречанке и ее брату, впавшим в ересь. Во включенных в труды списках болг. святых И. В. назван «царем болгарским»; эти списки имели и самостоятельное хождение (напр., в афонском сборнике кон. 10-х гг. XIX в.: Ath. Pantel. Собр. скита Ксилургу. 14. Л. 11). В венецианском издании Жития и службы в состав последней включено очень краткое проложное Житие, к-рое вряд ли было написано игум. Космой. В историческом отношении оба греческих Жития малодостоверны (противоположную т. зр. см. в изданиях: Снегаров. 1924. С. 27-28, 31; Он же. 1932. С. 524) и не во всем согласуются друг с другом. В пространном Житии сообщается, что оно было создано более чем через 700 лет после положения мощей И. В. в мон-ре, а в кратком - о его написании через 780 лет после кончины святого. В 1-м святому приписываются военные действия против Византии, инициатором его убийства выступает визант. имп. Василий II, подкупивший Иоанна Владислава, но упомянутый здесь факт причастности к заговору Охридского архиепископа Давида , гарантировавшего И. В. неприкосновенность, подтверждается др. источниками (Historia Królestwa Sowian. 1988. S. 182). Во 2-м святой представлен как сын серб. жупана Стефана Немани (св. Симеон Мироточивый ), а его воспитателем назван Охридский архиеп. Николай, не упоминаемый не только в др. ранних достоверных источниках, но и в пространном Житии.

http://pravenc.ru/text/469846.html

Необходимо сказать также о том, что актуализация смысла иллюстраций кондака «Пение всякое побеждается...» не была обязательна, а зависела от требований создателей. Об этом свидетельствуют два сюжета к строфе υ совершенно иного характера. На фрагменте фрески в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде литургическая тема существует лишь как один из аспектов догматической композиции, в которой апостолы поклоняются Христу, сидящему на престоле в храме. Если этот сюжет прочитывается в последовательности охридского цикла Акафиста, отличающегося от всех прочих тем, что во второй его части предстоящие там, где возможно – апостолы, то он, без сомнения, означает только литургию, совершаемую учениками Христа. Но вне зависимости от текста гимна и соседних изображений такая композиция может быть истолкована иначе. Более определенно представлена строфа υ в Марковом монастыре, хотя и здесь не встречается современных фрескам реалий: сидящего на престоле Вседержителя воспевают ангелы, а книгу-литургию ему приносят ее творцы – Василий Великий и Иоанн Златоуст . В таком сюжете указание на синонимичность понятий «пение» и «богослужение» очевидно, хотя выражено оно в значительно более абстрагированных и догматических образах по сравнению с донаторскими композициями Син. греч. 429 или Псалтири Томича. Характер различий в образных системах иллюстраций кондака «Пение всякое побеждается...» является примером разделения иконографических редакций гимна по их отношению к тексту на константинопольскую и балканскую (см. приложение 2). Для данной строфы υ это сделать сложнее, чем для начальных, потому что актуализация содержания в донаторских композициях и сюжеты символико-повествовательного типа, подобные композициям Охрида и Маркова монастыря, находятся, на первый взгляд, в ином соотношении друг с другом, чем все предшествующие примеры такого рода. Для того чтобы доказать наше предположение об актуализации сюжета строфы υ, придется прежде всего рассмотреть вопрос о донаторских изображениях в циклах Акафиста в целом. 2.2. Композиции циклов Акафиста в клеймах ψ и ω

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010