Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях Церковь Покрова в Филях Знаменитая, потрясающая своей красотой церковь Покрова в Филях лишь недавно вернулась к церковной жизни. Возведенная во времена Петра I, она стала настоящим символом русской истории и московской культуры. Однако и в наши дни она переживает нелегкие времена, оставаясь наполовину закрытым храмом. «Покровское, Фили тож» История Филей восходит к очень древним временам. Традиционно считается, что название местности произошло от маленькой речушки Хвильки, в просторечии Фильки, правого притока Москвы-реки. Согласно словарю В.И. Даля «хвиля» означает «мокреть», «непогода», «жижа» – то есть сырую, нездоровую («хилую») болотистую местность. Другая версия сложней: топоним Фили произошел от финно-угорского «веле» – «поселение» и восходит к тем далеким домосковским временам, когда здесь жили финно-угорские языческие племена. Достоверно известная история Филей началась с XVI века, когда великий князь Василий III пожаловал местные земли в вотчину своему боярину Федору Михайловичу Мстиславскому, прибывшему на русскую службу из Литвы. Его сын Иван Мстиславский удержал вотчину при Иване Васильевиче Грозном, ибо был первым воеводой в походе на Казань, но при Борисе Годунове ему не повезло: Иван Мстиславский с дочерью Ириной участвовали в боярском заговоре против Годунова и после его воцарения оказались в опале. Мстиславский был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и пробыл до самой смерти, а Ирину постригли в инокини московского Вознесенского монастыря в Кремле. Однако филевская вотчина не ушла из родового владения Мстиславских и была передана сыну Ивана Мстиславского – Федору, которому суждено было не раз появиться на страницах русской истории. Он приходился правнуком Василию III – так повелось, что Фили издревле принадлежали родственникам правящих династий. Поэтому Федор Мстиславский даже претендовал на русский престол, соперничая с Годуновым и Романовыми. Обычно Годунов подобного не прощал, но, тем не менее, при нем Федор Мстиславский возглавлял Боярскую думу, выходил с войском против Лжедмитрия I, а после падения царя Василия Шуйского, в 1610–1612 годах, в «безгосударево время», именно он возглавлял боярское правительство из семи знатнейших бояр, то есть был главой знаменитой Семибоярщины. А затем успешно вошел в окружение первого Романова.

http://pravoslavie.ru/597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_12.html

П.В. Долгоруков Князья Друцкие отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святый Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Великий Князь Всеволод Ярославич † 1093 КОЛЕНО VII: Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах † 1125 КОЛЕНО VIII: Великий Князь Мстислав Владимирович Великий, рождение 1076 † 1132 КОЛЕНО IX: Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович, князь Новгородский † 1138 Князь Святополк Мстиславович, князь Новгородский † 1154 Князь Изяслав Мстиславович, князь Галицкий и Волынский † 1154 Князь Ростислав-Михаил Мстиславович, князь Смоленский † 1166, родоначальник князей Вяземских, Смоленских и Ярославских Князь Владимир Мстиславович, князь Дорогобужский † 1171 8. Княжна Мальфрида Мстиславовна, 1) за королём Норвежским Сигурдом; 2) за королём Датским Эриком Эдмундом Княжна Рогнеда Мстиславовна Княжна Евфросиния Мстиславовна, за королём Венгерским Гейзою Княжна NN Мстиславовна, за Канутом, королём Оботритским Княжна NN Мстиславовна, за греческим царевичем Алексеем, сыном Императора Иоанна КОЛЕНО X: Князь Иоанн Всеволодович † 1128 Князь Мстислав Всеволодович † 1168 Князь Владимир-Дмитрий Всеволодович † 1136 Княжна Верхуслава Всеволодовна, за князем Польским Князь Мстислав Изяславович Галицкий † 1170 Князь Ярополк Изяславович Волынский † 1167 Князь Ярослав Изяславович Луцкий † 1175, родоначальник угасших князей Луцких КОЛЕНО XI: Князь Роман Мстиславович, великий князь Галицкий и Русский † 1205 Князь Святослав Мстиславович Галицкий † 1173 Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович Галицкий † 1195 Князь Василий Ярополкович Волынский † 1182 КОЛЕНО XII: Князь Василий Романович Галицкий † 1269; женат на княжне Суздальской Дубраве-Елене Юрьевне Князь Даниил Романович, Король Галицкий и Русский † 1266; женат на княжне Анне Мстиславовне, внуке князя Мстислава Храброго

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Виталий, епископ Могилевский и Мстиславский (Тречулевич Василий Васильевич) Родился 1 января 1822 года в селе Аннополе Брацлавского уезда Подольской губернии в семье священника. В 1843 году окончил Подольскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1847 году со степенью магистра. По окончании академии почти до хиротонии во епископа был законоучителем в различных женских учебных заведениях. Даже будучи архимандритом, некоторое время безмездно преподавал Закон Божий в Петербургском епархиальном женском училище. 7 августа 1849 года рукоположен в сан священника. С 13 апреля 1862 года – протоиерей. В 1864 году на собранные им пожертвования открыл на своей родине училище для девиц духовного звания. 9 мая 1875 года избран членом Петербургского цензурного комитета. Овдовев, 8 октября 1876 года пострижен в монашество. С 22 октября 1876 года – архимандрит. 13 мая 1879 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. 6 октября 1882 года переведен в Могилев. Скончался 14 мая 1885 года в Могилеве, в Печерске – загородном архиерейском доме. Погребен в Спасской церкви этого дома около северной стены храма под солеею. Епископ Виталий – образованнейший человек своего времени. Он получил известность как истинный поборник и распространитель религиозного просвещения в духе Православной Церкви среди интеллигенции и простых людей. Благодаря неутомимой деятельности в этой области, им за два года открыто 268 школ и подготовлено к открытию еще 340. Своими поучительными проповедями, личной добротой и способностью к доброму назиданию других епископ Виталий бдительно охранял религиозно-нравственные основы общественной жизни. В 1860 году он основал и издавал журнал «Странник». Впоследствии издавал и другие духовные журналы: «Современный листок» и «Мирское слово», через которые сообщал пастве свои назидательные наставления. Труды: О молитве Манассии (магистерская диссертация). – СПб., 1848. Размышление о Честном Кресте Господнем. – СПб., 1848; и 2-е изд. – СПб.. 1853.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

П.В. Долгоруков Глебовы Есть несколько фамилий имени Глебовых: из них две принадлежат к древнейшему русскому дворянству. Одна из этих двух фамилий, вписанная в бархатную книгу, происходит от касожского князя Редеги, убитого, в 1022 году, князем Мстиславом Владимировичем Тмутараканским. Мстислав, взяв в плен двух сыновей Редегиных, окрестил их под именами: Романа и Юрия: от Юрия Редегича род не пошёл, а Роман Редегич женился на дочери князя Мстислава Владимировича, внуке Святого Владимира Равноапостольного, и от него происходят многие дворянские роды. В старинных родословцах сказано, что у Романа Редегича были: сын Василий, внук Юрий, и правнук Михаил, по прозвищу Сорокоум. Таким образом Михаил Сорокоум, живший в четырнадцатом веке, был-бы потомком в пятом колене князя Редеги, убитого в 1022 году! Тут явная ошибка. Происхождение Михаила Юрьевича Сорокоума от князя Редеги было принято за достоверное в древней России, и потому мы оное вовсе не отрицаем, и признаём вполне, но вместе с тем мы уверены, что в восходящей поколенной линии Сорокоума пропущено несколько поколений. – В следствие этого мы начинаем нисходящую поколенную роспись с самого Сорокоума. отцовский КОЛЕНО I: Михаил Юрьевич Сорокоум, потомок князя Редеги КОЛЕНО II: Яков Михайлович Сорокоумов-сорока Глеб Михайлович Сорокоумов КОЛЕНО III: Михайло Яковлевич Сорокоумов Кузма Яковлевич Сорокоумов Никифор Яковлевич Сорокоумов Василий больший Глебович Сорокоумов Кузма Глебович Сорокоумов Иван Глебович Сорокоумов Илья Глебович Сорокоумов Василий меньший Глебович Сорокоумов КОЛЕНО IV: Василий Михайлович Сорокоумов Григорий Васильевич Глебов-криворот Иван Васильевич Глебов-ощера, окольничий † 1486 Пётр Васильевич Глебов-третьяк Полуехт Васильевич Глебов-море Дмитрий Васильевич Глебов-бобр, окольничий Леонтий Васильевич Глебов Алексей Васильевич Глебов-бурун Семён Васильевич Глебов-голова Василий Васильевич Глебов-кокошка, родоначальник Кокошкиных Андрей Кузмич Глебов-дурный Борис Кузмич Глебов-крюк Яков Кузмич Глебов

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

диакон Мстислав Исламов Скачать epub pdf Начало XX века стало временем сильных потрясений для России. Но, несмотря на эти потрясения, продолжала развиваться церковная наука. Среди известных имен этого времени есть следующие богословы: Николай Никанорович Глубоковский – известный патролог, экзегет, историк Церкви; Николай Васильевич Покровский – известный археолог, директор Археологического института; Николай Иванович Барсов – профессор гомилетики, один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона; Тимофей Васильевич Барсов – доктор церковного права; Василий Васильевич Болотов – историк Церкви, член-корреспондент Императорской Академии наук, и другие. Но, к сожалению, имена многих молодых церковных профессоров, которые трудились в последние годы перед революцией и оставили после себя большой след в церковной науке, часто остаются в тени. Одним из таких забытых имен является имя выдающего литургиста, магистра богословия, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Алексеевича Карабинова . Иван Алексеевич родился 15 октября 1878 года в селе Федоровское Владимирской губернии. Отцом его был протоиерей Алексий Карабинов, который по окончании Владимирской духовной семинарии был отправлен служить в данное село. Детей в семье о. Алексия было немного: «брат, Иван и приемный сирота» – писала в своих дневниках Олимпиада Ивановна Карабинова (матушка о. Алексия). С раннего детства о. Алексий брал своего младшего сына на службы, разные требы. В свою очередь Иван был очень любознательным и старался во всем помогать своему отцу-батюшке, особенно любил пономарить на Божественной литургии. Любовь к храмовому богослужению с каждым годом возрастала в юноше, что оставило отпечаток на всю его последующую жизнь. Перед юным Иваном Алексеевичем не стояло вопроса, куда идти учиться: свою жизнь он хотел посвятить церковному служению. Так вначале он поступил в Суздальское духовное училище, которое с отличием закончил в 1893 году. Окончив обучение в Суздале, он был зачислен во Владимирскую духовную семинарию, которую также с отличием окончил в 1899 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

иеромонах Агапит (Юрков) Скачать epub pdf Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Древний род Ушаковых, давший России двоих прославленных святых мужей, ведет свое начало от великого князя «Косожския Орды» Редеги 11 , которого сразил в поединке храбрый и воинственный тмутараканский князь Мстислав († 1036) – сын святого равноапостольного Киевского князя Владимира Святославича († 1015, память 15/28 июля). Сыновей поверженного им Редеги Мстислав взял к себе, крестил их и нарек христианскими именами: старшего Юрием, а младшего – Романом. Роман стал мужем дочери Мстислава Владимировича и имел от нее сына Василия. Родоначальник фамилии Ушаковых – Ушак (Павел) был потомком Василия Романовича в шестом колене. Многие из рода Ушаковых служили впоследствии всероссийскому престолу в разных чинах и жалованы были от государей вотчинами. Немир Юрьевич Ушаков в 1577 году назначен был воеводой в немецкий город Болзун, а его родной брат Никон в 1578 году был наместником в Алисте, а затем в Ленаварде. Правнук Немира Юрьевича – Дмитрий Калиныч Ушаков был написан по Разряду в дворянских списках, и за ним значились поместья в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями 12 . Во второй половине XVII века Бурнаково по наследству досталось Василию Дмитриевичу Ушакову, а после него – его сыну Игнатию, определенному по высочайшему повелению к соляным сборам в Ярославской провинции. Несмотря на важность своей должности, «владельцем он был не слишком богатым, хотя жил в полном достатке. Дом в его имении стоял на возвышенности, на добротном каменном фундаменте. … Со всех сторон Бурнаково окружал великолепный хвойный лес с разбросанными в нем островками полей и лугов» 13 . Родословная таблица Игнатия Васильевича Ушакова 14 . Редега Великий князь Косогской орды Василий сын Романа и дочери Великого князя Мстислава Владимировича Михайло Сорокоум Григорий Слепой Ушак (Павел) Родоначальник фамилии Ушаковых Феодор Калина В справках Разрядного Архива за ними состоит имение в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Н.Г. Зверев Дворянский род Лопухиных Твердой опорой и непоколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история. По милости Божией есть в ней добрые общечеловеческие идеалы, светлые, высоконравственные герои и созидатели, трудами которых и строилась великая православная Россия Особое место в череде этих тружеников, людей мудрых, великих и благородных занимает дворянский род Лопухиных. Разными были судьбы его представителей, однако, все они верой и правдой служили Церкви и отечеству. Последняя четверть XIX в. для русской богословской науки является поистине «золотым временем». Можно перечислить десятки имен богословов с мировыми именами, творивших в этот период. Среди них – профессор Александр Павлович Лопухин . Священник Павел Флоренский в своих письмах из лагерей (1933–1937 гг.) неоднократно подчеркивал, что род и семья являются носителями вечности, главной единицей человеческого общества. Каждая неповторимая, уже оформленная личность тысячами нитей связана со своим родом, а через него – с вечностью, ибо «прошлое не прошло». В свою очередь, в семье род обретает равновесие оформленных личностей, неслиянных и нераздельных. Противостоять хаосу можно лишь утверждением личности, вбирающей в себя опыт своего рода, внимающей ему... «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти». 1 Мы коснемся истории только одного рода, который с первых дней стал строителем и оберегателем великой Российской империи. Согласно официальной родословной, предком Лопухиных был сын того самого касожского князя Редеди, которого заколол в 1022 г. князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого. По условиям поединка Мстислав Тмутараканский «крестил сына Редеди православным обрядом и женил его на своей дочери. ... От них и пошло потомство, представители которого положили начало многим русским дворянским фамилиям, в том числе и Лопухиным». По мужской линии среди Лопухиных были новгородские бояре, московские дворяне, стрелецкие полковники, офицеры лейб-гвардии Преображенского полка, адмирал, губернатор, светлейший князь, богослов... 2 Они храбро воевали, были честными чиновниками, судьями, писали книги, строили монастыри и храмы. Многие из них, не попав на страницы учебников, тоже сделали нечто значительное. Федор Авраамович Лопухин в конце XVII в. построил храм Михаила Архангела в Спасо-Андрониковом монастыре... Генерал-аншеф Василий Лопухин геройски погиб при Гросс-Егерсдорфе... Директором Департамента полиции был Алексей Александрович Лопухин. Ротмистр Михаил Сергеевич Лопухин участвовал в неудавшейся попытке освободить из большевистского плена императора Николая II... Перед нами разворачивается реальная жизнь Российского государства за тысячу лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

П.В. Долгоруков Князья и дворяне Лопухины Касожский князь Редедя или Редега, владетель Тмутаракани, был разбит, в 1022 году, князем Мстиславом Владимировичем, сыном Святого Владимира Равноапостольного. Редега был убит в сражении, а его княжество, жена и оба сына достались во власть князю Мстиславу, который занял Тмутаракань, построил там храм во имя Пресвятыя Богородицы, наложил дань на Касогов, и крестил обоих сыновей Редегиных: старшего под именем Юрия, второго под именем Романа. Юрий Редегич умер бездетным, а Роман Редегич женился на дочери князя Мстислава Владимировича и от него произошли многие дворянские роды. Полное родословие потомству его помещено будет в четвёртом томе российской родословной книги, а здесь скажем только, что один из потомков Романа Редегича, Михаил Юрьевич Сорокоум, живший в первой половине XIV века, имел сына Глеба Михайловича, внука Илью Михайловича, правнука Григория Ильича Глебова по прозвищу Слепый, и праправнука Варфоломея Григорьевича по прозвищу Лапоть. Сей последний имел двух сыновей: Есипа, родоначальника Лаптевых, и Василия, по прозвищу Лопуха, родоначальника Лопухиных. отцовский КОЛЕНО I: Василий Варфоломеевич Лаптев-Лопуха (см. выше), родоначальник Лопухиных. КОЛЕНО II: Алферий Васильевич Денис Васильевич КОЛЕНО III: Яков Алферьевич Иван Алферьевич Тимофей Алферьевич Григорий Алферьевич КОЛЕНО IV: Василий Яковлевич Григорий Яковлевич Иван Яковлевич Владимир Яковлевич Иван Иванович Григорий Тимофеевич Иван Тимофеевич Влас Григорьевич Никифор Григорьевич Ефим Григорьевич КОЛЕНО V: Никита Васильевич Иван Григорьевич Потап Григорьевич Григорий Григорьевич Авис Иванович Фёдор Григорьевич Михайло Иванович Дмитрий Никитич КОЛЕНО VI: Авраам Никитич, думный дворянин, потом схимонах Александр † 2 августа 1685 Фаддей Иванович Андрей Потапович Харитон Потапович Яков Потапович Павел Ависович Лазарь Фёдорович Прокофий Михайлович Фёдор Фёдорович Давыд Фёдорович Василий Фёдорович Авраам Никитич, думный дворянин, потом схимонах Александр † 2 августа 1685

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архимандрит Павел: Я впечатлен благочестием перед святынями русского народа Дары волхвов доставлены в Санкт-Петербург 15.01.2014 1683 Время на чтение 3 минуты Во вторник, 14 января, делегация афонского монастыря святого Павла во главе с архимандритом Парфением доставила из Москвы в Санкт-Петербург христианскую святыню — Дары волхвов, сообщает Патриархия.ru. В аэропорту Пулково святыню встречали вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи и епископ Царскосельский Маркелл с духовенством Санкт-Петербургской епархии. «Мы благодарим Бога и Богородицу, что Они благословили привезти святыню в Санкт-Петербург. В Москве Дары были встречены хорошей погодой, мы молимся, чтобы и в вашем городе все прошло благополучно, и это будет благословением и для нашей Святой Горы. Я впечатлен как приемом Русской Православной Церкви, так и благочестием перед святынями русского народа», — сказал архимандрит Павел. От имени губернатора и правительства города организаторов принесения Даров поблагодарил Василий Кичеджи. Из аэропорта Дары волхвов были привезены в Новодевичий монастырь, где под колокольный звон и молитвенное пение их встретили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. В Казанском храме обители был совершен молебен. Глава митрополии приветствовал делегацию монахов афонской обители святого Павла и их настоятеля. В архипастырском слове владыка сердечно поздравил петербуржцев со знаменательным событием принесения в город на Неве великой христианской святыни. Он пояснил значение поклонения честным Дарам: «Прикасаясь с трепетом к древней святыне, мы, подобно волхвам, совершаем поклонение Богомладенцу, свидетельствуя о нашей православной вере и любви». Митрополит Владимир особо поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, благословившего принесение Даров в Санкт-Петербург, и всех, кто сопровождал и встречал святыню. «Желаю, чтобы молитвы каждого перед честными Дарами волхвов были благоприятны Господу. Да приимет Он наше благоговение и благословит нас на многая и благая лета», — сказал глава митрополии.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/15/ar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010