Марково, село. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1902. Адрес: Владимирская область, Петушинский район, с. Марково Координаты: 55.8651, 39.3073 Проезд: По трассе М7 до г. Покров, на перекрестке со светофором возле высокой белой Покровской церкви поворот на юг, 4км до ж/д станции. Не доезжая 100м путей свернуть направо, проехать 0,5км до ж/д переезда, пересечь пути, двигаясь по главной проехать Старое Перепечино, далее дорога отворачивает на юг. Чер ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По трассе М7 до г. Покров, на перекрестке со светофором возле высокой белой Покровской церкви поворот на юг, 4км до ж/д станции. Не доезжая 100м путей свернуть направо, проехать 0,5км до ж/д переезда, пересечь пути, двигаясь по главной проехать Старое Перепечино, далее дорога отворачивает на юг. Через 2км временный разборный (на период ледохода) мост через р. Клязьма. За мостом асфальт заканичивается, 5км щебеночной дороги до с. Марково. В конце Марково дорога выводит из села к мостику через речку Верхулька в дачную местность, к Дому охотника и рыбака (указатель). С свернуть влево, через 0,5 км песчаной колеи в лесу церковь. Проезд сезонный. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты До 1868 г. деревня относилась к Багаевскому приходу. Весной, во время разлива Клязьмы, Марково бывало отрезано от храма. Священник Багаевского прихода о. Лев Миловзоров предложил верующим из-за Клязьмы построить свой храм и дал официальный ход делу. Но не смог довести его до конца, так как 24 апреля 1866 г. скончался от чахотки. Хлопоты легли на плечи нового багаевского священника о. Василия Малиновского. Ходатаями по делам построения церкви были крестьяне дер. Чаща Василий Сидоров и дер. Богдарня В.Н. Грыцкин. В Марково был перевезен старый храм с иконостасом и многими иконами из с. Власовского (теперь Власово Шатурского района Московской области). Местный благочинный, священник с. Крутец о. Афанасий Левитов освятил его на новом месте во имя почитаемой в Марково Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04416

Скачать epub pdf Слово в день пренесения образа Христа Спасителя Б ывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная ( Еф. 5:1 ). Богомерзкое и крайне нечестивое дело творить и боготворить идолов: потому что идолы суть изображения и подобия ложных богов, то есть, богов несуществующих на самом деле, а вымышленных человеком, по его ослеплению. Посему-то апостол Павел, говоря об идолах, сказал: вемы, яко идол ничтоже есть ( 1Кор. 8:4 ); ничтоже, впрочем, как изъясняет св. Златоуст, не вещию, но знаменованием: ибо знаменует Богом того, который не есть Бог; по веществу же идолы и кумиры не суть ничто, но суть злато или сребро, древо или камение, или, лучше сказать, суть демоны. Напротив благочестивое и богоугодное дело есть писать честные иконы и воздавать им должное почтение: потому что оне суть изображения того, что действительно существует и в таком именно виде, в каком представляется на иконах, изображения Бога истинного и святых угодников Его, и потому воздаваемое им почтение естественно переходит на первообразное, изображаемое на них, как богословствует св. Василий великий . Вот причина, почему Бог премудрый в тоже самое время, как изрек свою заповедь: не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, елика в водах и под землею, да не поклонишися им, и да не послужиши им ( Исх. 20:4 ), дал Моисею следующее повеление: виждь, да устроиши по образу, показанному ти на горе ( Исх. 25:49 ), и Моисей, повинуясь гласу Божию, устроил на земле образную вещей небесных скинию. Вот также причина почему законодатель Израиля, тот, которой вещал к сонму левитов: не сотворите себе образов рукотворенных, ниже изваянных ( Лев. 26:1 ), одною рукою сокрушает тельца златого – кумир, созданный буйством народа, и без пощады поражает безумных служителей его, а другою воздвигает в самом святилище новосозданной скинии златых херувимов – рукотворенные образы служебных духов Вышнего, и повелевает первосвященнику воскурять пред лицем их фимиам. Вот причина, почему в новой благодати сам Господь Иисус, сый сияние славы Отчия и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ), благоволил напечатлеть свой пречестный образ на убрусе и передать оный, в лице едеского князя Авгаря, всем верующим в Него для их пользы душевной, да видяй Его в вещественном изображении видит и Бога Отца ( Иоан. 14:9 ), которого Он есть образ ипостасный, и которого никтоже виде нигдеже, точию Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той Его исповеда ( Иоан. 1:18 ). Вот, наконец, причина, почему христианская Церковь с самых первых дней бытия своего всегда имела святые иконы и свято чтила оные.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Преосвященнейший Виссарион, в мире Василий Петрович Нечаев, сын диакона Тульской губернии, Крапивенского уезда села Коледина, родился 13 марта 1822 года. Получив начальное и среднее образование в пределах Тульской епархии, он в 1844 году выпущен был из Тульской духовной семинарии студентом, с засвидетельствованием от семинарского начальства о способностях его, как «очень хороших», прилежании – «постоянно ревностном» и поведении – «весьма честном». Как один из лучших воспитанников семинарии, он в том же году, вместе с двумя товарищами своими – Гр. Як. Успенским и Александром Никаноровичем Ивановым 1 , – послан был на казенный счет, для получения высшего богословского образования, в Московскую духовную академию. Здесь, сдав приемные экзамены весьма хорошо 2 , он был принят и затем во все четыре года академического образования стоял в числе лучших студентов. Курсовое сочинение о св. Димитрии Ростовском , которое он писал на четвертом году этого образования, завершило дело и окончательно решило участь его: отличные достоинства этого сочинения доставили В. П. Нечаеву третье место по списку в числе магистров XVI курса (выпуска 1848 года), давшего России многих доблестных деятелей на поприщах церковном и гражданском, по большей части уже скончавшихся, а частию и доселе здравствующих. Так, из 24-х магистров сего курса 3 три были архиереями: Василий (Левитов), епископ Пензенский († 1892 г.); Григорий (Медиоланский); епископ Пензенский же († 1881 г.) и Вениамин (Карелин), епископ Рижский († 1874 г.). Затем протоиереи Московские: В.М. Сперанский – первенец курса, весьма даровитый, обладавший обширными и основательными познаниями, но в то же время весьма скромный (сконч. в 1878 г.); – С. Г. Вишняков († 1892), М.С. Боголюбский, И.Н. Александровский († 1886 г.), Д.И. Языков, Π.М. Волхонский († 1893 г.); иногородние: Г.П. Первухин, с честию подвизающийся на церковно-общественном поприще в Твери, в сане кафедрального протоиерея; М.А. Германов, бывший уже в 1850-х годах кафедральным протоиереем в Томске; A. Н. Иванов , выше упомянутый; Н.А. Барский, И.Г. Поспелов и иные. Заслуживают упоминания также – Η.П. Гиляров-Платонов, кончивший курс вторым магистром, бывший бакалавром академии (в 1848–1855 годах), впоследствии редактор Современных Известий (сконч. в 1887 г.); К. И. Снитко, бывший директором Виленских народных училищ и членом Виленской археографической комиссии и публичной библиотеки; В.И. Лествицын, известный писатель-археолог (сконч. в 1890 г.) 4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О некоторых царях Израильских и Иудейских Иеровоам царь Израильский. Чтобы отвлечь подвластные себе десять колен от религиозного центра Евреев, – Иерусалима, Иеровоам поставил в своём царстве двух идолов 765 . «Иеровоаму приятно было это отступление (Израильтян от истинного Богопочитания), потому что, если бы оно уничтожилось, то всё бы возвратилось под власть одного царя (Ровоама).... (А) Израиль не мог воспротивиться (приказанию Иеровоама), страшась их (т.е. сынов Ефремовых) могущества и силы Иеровоама, возвеличившегося по смерти Соломоновой» 766 . Поставив идолов, «Иеровоам изгнал жрецов и левитов, живших в десяти коленах, а жрецами юниц определял всякого, кого находил, без разбора. И в этом одном поступал разумно, потому что священники Божии не должны были служить тем, которые не боги» 767 ; – «И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение» 768 , и обличил Иеровоама. После этого пророк отправился в обратный путь, но за то, что не исполнил некоторого повеления Божия, был растерзан львом 769 . «Постигшее пророка указует и на воскресение мёртвых. Ибо Предавший живого зверю и сподобивший чести умершего, почтивший же не душу, но одно тело, конечно, не презрит тела распадшегося и сотлевшего, но воскресит и возвратит душе то орудие, с помощью которого служила она Творцу» 770 . Ахав царь Израильский. «Легкомыслен был этот жалкий Ахав, и не трудно было обращать его и туда, и сюда, почему лукавая жена и ввергла его в ров нечестия» 771 . Против усилившегося нечестия, которое, можно сказать, дошло до крайних пределов, выступил пророк 772 Илия. «И сказал Илия пророк, Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сие годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» 773 . Наведя на страну засуху, а с нею вместе и голод, пророк ушёл за Иордан и, по повелению Божию, скрылся при ручье Хорафе, который вливался в Иордан с восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Юсово. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Михайло - Архангельский храм с. Юсово Чаплыгинского района Шестнадцать храмов восстановлены и возрождаются в последние годы на земле чаплыгинской, и к их числу относится одна из старейших в нашем районе церковь Михаила Архангела. Первоначальное построение отдельной церкви в селе Юсово в честь Богоявления Господня относится к концу XVII или к началу XVIII века. В архивных документах встречается известие о «выдаче епитрахильной грамоты под 25 августа 1703 года и под 23 января 1706 года села Усова Богоявленскому попу Никите». Деревянная же церковь в честь Архистратига Божия Михаила построена была в 1769 году. Нынешняя каменная Архангельская церковь с приделом в честь Боголюбской иконы Божией Матери, крестообразной формы, с каменной колокольнею и оградою ведет свое существование с 1849 года. Как сообщают архивы, при церкви имелось неприкосновенного капитала в количестве 1300 рублей. Земли состояло под церковью и кладбищем ½ десятины, во владении причта усадебной 1 десятина и пахотной 49 десятин. План и межевая книга имелись только на 38 десятин; 11 десятин жители села Юсова придали причту в 1830 году, во избежание быть приписными к соборному приходу. В приходе ко Архангельской церкви, состоящем из одного села при 168 дворах, в 1885 году числилось мужского пола 543, женского пола 547. В сороковых годах того столетия среди прихожан открыты были последователи скопической секты, хотя и в незначительном количестве, но они сосланы были в Сибирь в семидесятых годах, а с ними и следы секты исчезли. Кроме земледелия, благодаря близости города, жители Юсова занимаются и местными промыслами: как то валянием сапог, извозничеством и ломкою камня, имеющегося в их дачах. По штату 1873 года в причт Архангельской церкви положены 1 священник и 1 псаломщик. Из священнослужителей означенной церкви известны: Никита, Симон Софроюев, Максим Даншлов, Василий Иаковлев Медведевский, Василий Сергпев Покровский, Алексей Васильевич Левитов».

http://sobory.ru/article/?object=17407

Минусинская Основана в 1923 г. (?) Именование – по г. Минусинск (Красноярский край). Красноярское и Енисейское викариатство. Упразднена в 1937 г. 06(19)03.1923 28.05(10.06)1933 03(16)09.1933 21.12.1933(03.01.1934) 11(24)07.1935 20.04(03.05)1937 Минусинская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Минусинск (Красноярский край). Красноярское и Енисейское викариатство. Упразднена в 1935 г. 08(21)11.1922 23.12.1925(05.01.1926) 23.12.1925(05.01.1926) 07(20)12.1927 Александр Четыркин 21.11(04.12)1927 Александр II Турский 03.1934 09.1934 Михаил Вяткин Сергий Баженов «Митрополия России» (см. Киевская) Михайловская Учреждена 21.08.1868. Именование – по г. Михайлов (Рязанская губерния). Рязанское викариатство. Упразднена в 1924 г. (?) Возобновлена 16(29)11.1987. Упразднена в 1989 г. 06.10.1868 16.08.1871 Иувеналий Корюков 11.02.1873 11.01.1880 Василий Левитов 02.11.1880 27.06.1881 Авраамий Летницкий 23.08.1881 16.10.1882 Августин Гуляницкий 27.01.1885 10.08.1885 16.02.1886 23.08.1892 Феодосий Рождественский 23.08.1892 29.03.1895 Иоанникий Казанский 11.06.1895 22.01.1900 Полиевкт Пясковский 31.01.1900 26.03.1902 05.04.1902 03.11.1906 Владимир Благоразумов 10.11.1906 26.05.1911 31.07.1911 26.05.1917 Амвросий Смирнов 26.05.1917 01.1919 (27.08.1917) 20.04.(03.05)1919 20.04(03.05)1919 (после 01(14)09.1921 05(28)12.1923 15(28)12.1923 в/у о. Виталий Покровский 22.03(04.04)1924 16(29)11.1987 23.06(06.07)1989 Михайловская, обн. Даты учреждения и закрытия неизвестны. Именование – по г. Михайлов (Рязанская губерния). Рязанское викариатство. 2662 Будучи нареченным во епископа Минусинского, Димитрий (Вологодский), вследствие нахождения в заключении Святейшего Патриарха Тихона, остался не хиротонисанным. В поисках епископов, могуших его хиротонисать, он прибыл в г. Архангельск, где в то время находились архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) и епископ Ладожский Иннокентий (Тихонов). Эти два иерарха и рукоположили архимандрита Димитрия (Вологодского) во епископа Минусинского, в (ликвидированной позже) церкви Архангельского женского монастыря. (Сообщение архиепископа Тихона [Шарапова]). Вторая дата – дата приговора к 5 годам концлагеря. Срок отбывал в Минусинском ИТЛ. Освобожден досрочно в 1935 г. и возвращен на ту же кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Василий (Левитов), еп. Пензенский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Василий (Левитов), еп. Пензенский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Левитов Михаил Васильевич; 1824, с. Ст. Келец Скопинского у. Рязанской губ.- 12.02.1892, г. Раненбург Рязанской губ. (ныне г. Чаплыгин Липецкой обл.), еп. Пензенский и Саранский. Род. в семье причетника (впосл. диакона) церкви в с. Ст. Келец. Обучался в Скопинском ДУ. В 1844 г. окончил Рязанскую ДС и был направлен в МДА. 11 окт. 1848 г. завершил академический курс со степенью магистра и был назначен профессором богословия в Костромскую ДС. 31 мая 1850 г. рукоположен во иерея к соборной церкви Раненбурга. 30 окт. 1857 г. возведен в сан протоиерея. Благодаря усилиям о. Михаила в городе было открыто ДУ. Одновременно исполнял должность законоучителя уездного и приходских уч-щ. 23 июля 1869 г. прот. Михаил был назначен смотрителем Рязанского ДУ. После смерти жены и детей 18 июля 1870 г. принял монашество с именем Василий, 15 авг. возведен в сан архимандрита. 18 янв. 1873 г. назначен и 11 февр. хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. 11 янв. 1880 г. переведен на Тобольскую кафедру. Занимался благоустройством жен. епархиального уч-ща, строительством нового здания для ДУ, начал издавать «Тобольские епархиальные ведомости» , организовал центральную духовную б-ку. 9 марта 1885 г., согласно прошению, был уволен по болезни на покой в московский Донской иконы Божией Матери мон-рь . В 1886 г. по собственной просьбе переведен на родину, в раненбургскую Петропавловскую пуст . Рязанской губ., с правом управления ею. 22 апр. 1889 г. благодаря тому, что здоровье его значительно улучшилось, получил назначение на епископскую кафедру в Пензу. Но болезнь вновь обострилась, и 12 июля 1890 г. архиерей вернулся в раненбургскую Петропавловскую пуст., где и скончался. Похоронен в Успенской кладбищенской ц. Раненбурга. Соч.: Поучение при открытии действий мировых судей в г. Раненбурге, 15 нояб. 1866 г.//Рязанские ЕВ. 1866/67. 8. С. 271-273; Слово перед открытием в г. Раненбурге ДУ//Там же. 1868/69. 10. С. 228-231; Слово ... при наречении во епископа//Там же. 1872/73. 14. С. 383-385; Слово по случаю собрания братства св. Василия, еп. Рязанского//Там же. 1879. 1. С. 2-5; Слово в храмовый праздник в семинарской церкви 23 июня 1879 г.//Там же. 13. С. 342-344; Слово к жителям г. Михайлова//Там же. 18. С. 461-465; Речь при основании храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Рязанской пригородной Троицкой слободе 30 авг. 1879 г.//Там же. 19. С. 481-483; Слово при освящении храма в с. Пустыне//Там же. 20. С. 507-511; Слово, сказанное в Михайловском жен. мон-ре//Там же. 22. С. 527-531; Речь перед благодарственным молебном о спасении жизни имп. Александра Николаевича 19 нояб. 1879 г.//Там же. 23. С. 571-572.

http://pravenc.ru/text/150719.html

Василий, епископ Пензенский и Саранский (Левитов Михаил Васильевич) Родился в семье диакона села Старый Келец Скопинского уезда Рязанской губернии. С 1838 по 1844 год учился в Рязанской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии. 11 октября 1848 года окончил курсакадемии со степенью магистра и определен профессором богословия Костромской духовной семинарии. 31 мая 1850 года рукоположен во священника. 30 октября 1857 года возведен в сан протоиерея. С 1869 года – смотритель Рязанского духовного училища. 18 июля 1870 года пострижен в монашество; 15 августа того же года возведен в сан архимандрита. 11 февраля 1873 года хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. С 11 января 1880 года – епископ Тобольский. В Тобольской епархии он особенно заботился о повышении нравственного уровня подведомственного ему духовенства и о благоустройстве духовной семинарии. 9 марта 1885 года уволен на покой в Московский Донской монастырь. В 1886 году назначен управляющим Петропавловской пустынью Рязанской епархии. Особенное внимание обращал он на внутреннее преуспеяние обители и ее братии. Им была установлена ежемесячная раздача милостыни бедным. 22 апреля 1889 года назначен епископом Пензенским. 12 июля 1890 года уволен на покой. Скончался 12 февраля 1892 года. Погребен в Успенском соборе Петропавловской пустыни. Епископ Василий отличался великим благочестием, смирением, подвижнической жизнью, молитвенным настроением. В отношении ко всем людям он был доступен, приветлив и ласков. Бывший ректор Московской духовной академии, профессор протоиерей А. В. Горский, так выразил свое впечатление после свидания с ним: «Преосвященный Василий нисколько не изменился сравнительно с тем, как я его знал студентом: каким он был смиренным, таким и остался». Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408, 1411, 1415. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 430. Церковные ведомости. – 1889, 18. – С. 189. – 1890, 31. – С. 351. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1892, 8. – С. 313–314. Русский паломник. – 1889, 19. – С. 230. Русский инок. – 1912, вып. 52. – С. 41–42, 58, 60. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 37, 54. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1790, 2168. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пензенская Учреждена 16 октября 1799 года Саратовская и Пензенская Кафедра в Пензе Гаий (Такаов) епископ, бывший еп. Моздокский, викарий Астраханской епархии c 16.10.1799 по 4.12.1803 переименован еп. Пензенский и Саратовский Пензенская и Саратовская С 4 декабря 1803 года Гаий (Такаов) епископ, бывший еп. Саратовский и Пензенский, викарий Астраханской епархии с 4.12.1803 по 10.12.1808 Архиеп. Астраханский и Моздокский Моисей (Близнецов-Платонов) епископ, рукоположен с 25.03.1808 по 28.05.1811 еп. Нижегородский и Арзамасский Афанасий (Корчанов) епископ, рукоположен с 15.09.1811 по 8.02.1819 на покое; † 14.12.1825 Иннокентий (Смирнов) епископ, свт., рукоположен с 22.03.1819 † 10.10.1819 Амвросий (Орнатский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 9.11.1819 по 4.09.1825 на покое; † 26.12.1827 Ириней (Нестерович) епископ, рукоположен с 31.01.1826 по 3.10.1828 переименован еп. Пензенский и Саранский Пензенская и Саранская С 3 октября 1828 года Ириней (Нестерович) епископ, бывший еп. Пензенский и Саратовский с 3.10.1828 по 26.07.1830 архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Иоанн (Доброзраков) епископ, рукоположен с 17.08.1830 по 19.01.1835 еп. Нижегородский и Арзамасский Амвросий (Морев) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 19.01.1835 † 15.10.1854 Варлаам (Успенский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 4.12.1854 архиепископ с 22.04.1860 по 7.10.1862 архиеп. Тобольский и Сибирский Антоний (Смолин) епископ, бывший еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 9.11.1862 по 21.08.1868 еп. Пермский и Верхотурский Григорий (Медиоланский) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 21.08.1868 † 24.04.1881 Антоний (Николаевский) епископ, бывший еп. Енисейский и Красноярский с 15.05.1881 † 15.04.1889 Василий (Левитов) епископ, бывший еп. Тобольский и Сибирский с 22.04.1889 по 12.07.1890 на покое; † 12.02.1892 Митрофан (Невский) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургский епархии с 12.07.1890 по 13.11.1893 еп. Астраханский и Енотаевский † 23.05.1899 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вследствие таких постоянный перемен в епархиальном управлении пределы епархий были перепутаны до крайности, и ближайшие церкви состояли под ведением разных архиереев. Город Краснослободск с определением в Тамбов епископа Пахомия вошел в состав Тамбовской епархии, но некоторые села Краснослободского уезда, как-то: Куликово, Ямская слобода, Уреи, Рыбкино, состояли под ведением нижегородского епархиального начальства, а одно из краснослободских сел, Каменный Брод, числилось во Владимирской епархии. Город Наровчат по назначении в Тамбов Пахомия приписан был к Тамбовской епархии, но наровчатский Сканов монастырь был в зависимости от Нижегородских епископов. Из сел Наровчатского уезда некоторые тоже состояли в Нижегородской епархии. В 1764 г. из всех сел Пензенского уезда одна Бекетовка была в ведении Нижегородского епархиального начальства, прочие же села этого уезда принадлежали к епархии Тамбовской 6 . То же было и в прочих уездах. 16 октября 1799 г. учреждена была самостоятельная Саратовская епархия, причем епископу ее назначено было пребывание в Пензе, а именоваться положено Саратовским и Пензенским 7 ; но в 1803 г. последовало изменение: епархия стала называться Пензенскою, а епископы ее – Пензенскими и Саратовскими. 12 ноября 1828 г. произошло разделение этой епархии на две: на Пензенскую и Саратовскую, причем первая осталась в тех пределах, в каких мы видим ее и теперь. С этого времени Пензенскому епископу усвоен был титул Пензенского и Саранского. Начиная со времени учреждения в Пензе архиерейской кафедры до вступления на эту кафедру настоящего Владыки, Преосвященнейшего Павла, Пенза имела 14 архипастырей, которые управляли епархиею в таком порядке: Гаий Такаов – с 1799 г. по 1808-й, Моисей Близнецов-Платонов – с 1808 по 1811-й, Афанасий Корчанов – с 1811 по 1819-й, Иннокентий Смирнов – с 1819-м, Амвросий Орнатский – с 1819 по 1825-й, Ириней Нестерович – с 1825 по 1830-й, Иоанн Доброзраков – с 1830 по 1835-й, Амвросий Морев – с 1835 по 1854-й, Варлаам Успенский – с 1855 по 1862-й, Антоний Смолин – с 1862 по 1868-й, Григорий Медиоланский – с 1868 по 1881-й, Антоний Николаевский – с 1881 по 1889-й, Василий Левитов – с 1889 по 1890-й, Митрофан Невский – с 1890 по 1893-й. Таким образом, дольше всех пребывали на кафедре Пензенской Амвросий Морев и Григорий Медиоланский, а меньше всех – Иннокентий Смирнов (его управление епархией продолжалось менее полугода: 21 июня 1819 г. Иннокентий прибыл в Пензу, а 10 октября того же года скончался). Первый из архипастырей стал именоваться Пензенским и Саранским Ириней Нестерович. Один из Пензенских владык, Варлаам Успенский, носил титул архиепископа (с 1860 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010