Никто не смей говорить, и всякий молящийся пусть молится про себя, пусть все стоят со страхом и молча. Мир да будет с нами». Пока диакон читает только что изложенное, священник про себя произносит следующее: «Господи, Боже великий! (дважды). По своей милости подкрепляющий нашу немощь, и по своей благодати соделавший нас способными принести Тебе это приношение для того, чтобы оно могло быть на пользу всему этому собранию и во славу Твоей славной Троицы, Отца, Сына и Св. Духа. Аминь». Возглас: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и причастие Св. Духа да будет со всеми вами». (Говоря это, священник творит крестное знамение на веществах – хлебе и вине). Чтец: " Аминь». Священник: «Горе, в высоту высот и в священное место хвалы, где не прекращается махание крыльев херувимских и где не бывает перерыва херувимскому «аллилуия» или песни серафимов: «Свят, Свят, Свят», – туда вознесите ваши сердца». Чтец: «К Тебе, Боже Авраама, Исаака и Иакова, Царю славы». Священник: «Живое и умное приношение первородного из нас бескровная и приятная жертва Сына рода нашего, таинственно предизображенная пророками, открыто возвещенная апостолами, запечатленная кровью мучеников, истолкованная в церквах мудрыми людьми, освященная священниками на св. престоле, принесенная руками левитов и принятая мирянами в отпущение грехов их, да принесется она Богу Вседержителю за весь род человеческий». Чтец: «Достойно и праведно». Диакон: «Припомним дивное промышление Христа Господа нашего, явленное Им к нам, как Он своим Телом превратил нашу печаль в радость и своею Кровью окропил наши сердца. Бодрствуйте и молитесь искренно. Мир нам». Священник про себя читает следующие молитвы. Молитва первая: «Господи, покланяюсь благоутробию Твоему (дважды) и благодарю Твои щедроты, потому что Ты, по своему милосердию, сподобил меня, недостойного, привести Тебе достопокланяемые и божественные тайны. Молю Тебя, Господи, и прошу, чтобы, по Твоей благодати, они послужили в пользу миру, в успокоение творения и в воскресение Твоей верующей церкви, во благо священникам Твоим, в назидание всех, верующих в Тебя, и в сохранение оправданных Тобою, в прощение и отпущение грехов кающегося, на обращение заблуждающихся, во спасение всех людей и, по Твоей благостыни и милости, на устранение невежествий всего Твоего народа и служащих ныне предстоящих пред Тобою, во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Как знакома нам эта радость о находке потерянного. Вот мать семерых живых детей проводит в слезах бессонные ночи над больным ребенком. Она забыла о здоровых, и все помыслы ее сосредоточены над больным. Что же, разве это дитя одно только и любимо матерью? Нет, она всех равно любит, да здоровые безопасны, а больной внушает опасения. Быть может и надежда на благополучный исход болезни значительно ослабела. И предположим, сверх ожидания больное дитя выздоравливает. Можно представить, какая радость будет для матери. Возьмите другой пример. Богатому купцу случилось потерпеть убыток. Много добра осталось, у него, а он скорбит о потере. Но и очень рад он бывает, когда убыток скоро покрывается счастливо. «Вождь на войне, говорит Святитель Григорий, больше того воина любит, который после побега возвратился и храбро сражается с неприятелем; нежели того, который никогда не бегал к неприятелям. Так и земледелец больше любит ту землю, которая после терния и волчцов приносит изобильные плоды, нежели ту, которая никогда не имела терния». Таково сердце человека. Неизвестность и безнадежность томят его. Но они же увеличивают радость в случае неожиданного благополучия. Но раскроем приточный покров. Пред нами воссияет радостная истина, как светлый луч. Прииде бо Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго ( Мф.18:11 ). Господь наш Иисус Христос есть Пастырь. Он Сам благоволил сказать о Себе: Аз есмъ Пастырь добрый ( Ин.10:2 ). Где и какое же стадо Его? Ангелы Божии и праведники на небе и все, живущие на земле люди. Но до пришествия Христа люди были заблудшими овцами. За свой грех прародитель наш был изгнан из рая. Он отделился от паствы Божией и начал блуждать в потомках его заблуждения, и пороки увеличились. Люди, точно заблудшие овцы, зашли в дебри идолопоклонства и многоразличных пороков. У язычников уже не было и надежных пастырей. Некому было, хотя немного сдержать людей на пути заблуждений их. Евреи имели пастырей: первосвященника, священников и левитов. Но сии пастыри вознерадели о пастве и не оберегали ее от пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Утверждение, что Христос как Человек приносит, а как Бог принимает Жертву, не может предполагать ни разделения Христа на две ипостаси, ни признания действования безыпостасных природ, поскольку и в случае принесения Жертвы, и в случае ее принятия действие относится к одной ипостаси – Сына, Который действует в каждом случае посредством одной из Своих природ – человеческой или Божественной. Николай указывает на то, что позиция Сотириха имеет своим следствием выводы в духе монофизитского и арианского учения, поскольку Сотирих отрицает, что Сын лишен той чести, которая полагается Отцу, и считает, что Христос не может действовать отдельно как Бог и отдельно как человек. Николай справедливо замечает, что позиция Сотириха предполагает различную направленность воли Лиц Троицы. Здесь Николай обосновывает важнейшее положение, связанное с учением о единстве воли Лиц Троицы, и это связывает полемику Николая с Сотирихом с его богословием Пятидесятницы: принятие Жертвы Сыном по Его Божественной природе, так же как воплощение Сына и схождение Духа в Пятидесятницу не разрывает единства воли Лиц Троицы, но все Домостроительство Божие совершается согласно единой воле Божества, направленность которой не может различаться для Лиц Троицы. Николай показывает, что освящение и примирение – одно, а также что освящающей и примиряемой стороной является Бог-Троица, а не какая-либо одна ипостась Троицы; соответственно, Жертва Христова повторяется на каждой Евхаристии, и нельзя говорить, что она воспроизводится лишь образно и воспоми-нательно. Николай также говорит о неправомерности представления Сотириха о примирении, отмечая, что он отождествляет примирение и обмен. Бог даровал нам усыновление как дар, и Он спасает нас не в обмен на что-либо, но из Собственной благости. ...В это время в Византии случилось следующее: был один из левитов, которых мы называем диаконами, по имени Василий. Он, по возложенной на него обязанности объясняя народу слово Божие на различных службах, позволял себе в этих беседах намеками и прикровенно бесчестить и других, кто хотя немного был с ним не в ладу, и в том числе Михаила и Никифора, по прозванию Василака, из которых первый в то время был преподавателем риторики и в храме Софии объяснял священные евангельские изречения, а последний славился ученостью, писал хорошие сочинения и весьма искусно также обработал многое по части риторики.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Награжден орденами св. Владимира 3-й (1835) и 2-й (1851) степени, св. Анны 2-й (1836) и 1-й (1839) степени. 3 февр. 1877 г. И. был избран почетным членом попечительского правления при Рязанской ДС. В 1-й половине того же года у И. появились признаки водяной болезни, к-рая прогрессировала и стала причиной его смерти. После кончины 28 сент. 1877 г. И. был погребен у юж. стены летнего Троицкого храма рязанского Троицкого монастыря, за правым клиросом. Над могилой была установлена медная плита. Панихиды по усопшему служили Рязанский архиеп. Палладий (Раев) и Михайловский еп. Василий (Левитов) . И. отличался скромностью и бескорыстием, после его смерти осталось лишь несколько десятков книг и 73 р. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 191; Ф. 797. Оп. 11. Д. 28923; Ф. 1473. Оп. 1. Д. 29. Л. 650; ГАРО. Ф. 627. Оп. 235. Д. 222. Св. 25; ГА Тверской обл. Ф. 192. Оп. 1. Д. 139. Л. 7-9; Латвийский гос. ист. архив. Ф. 1. Оп. 12. Д. 254. Л. 74; Оп. 57. Д. 6546; Ф. 7462. Оп. 1. Д. 1-2; Ист. архив Эстонии. Ф. 291. Оп. 8. Д. 543. Л. 4; Национальный архив Респ. Молдова. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4459. Л. 1. Соч.: Беседы о молитве. М., 1860-1863. 2 т.; Беседы и слова на нек-рые праздничные, воскресные и высокоторжественные дни. М., 1868; Беседы на нек-рые воскресные дни. М., 1868; Поучительные слова на воскресные дни. М., 1868. 2 т.; Поучительные слова на воскресные дни св. Четыредесятницы и на разные случаи. М., 1868; Поучительные слова на катихизис правосл. Церкви, как то: на Символ веры, Молитву Господню, заповеди Божии и евангельские блаженства. М., 1868. 4 ч.; Семь слов о вере оправдывающей, о необходимости добрых дел в деле спасения, о расположениях, потребных в молитве, и о нек-рых условиях молитвы. М., 1868; Слова на 9 воскресных дней начиная с Недели пред Рождеством до Недели Всех святых и в Неделю пред Воздвижением. М., 1868; К биогр. архиеп. Рязанского, бывш. еп. Вологодского: Письмо его к редактору «Вологодских епархиальных ведомостей» от 8 нояб. 1874 г.//Вологодские ЕВ. 1877. 21. С. 359; Письма к протоиерею Вологодского кафедр. собора В. И. Нордову из Кишинева, Каменец-Подольска и Рязани (1845-1875 гг.). Вологда, 1886; Письма//Рижские ЕВ. 1889. 15, 16, 24; Беседы на день Толгской иконы Божией Матери//Ярославские ЕВ. 1892. 32. С. 37-50; Общие замечания о состоянии церквей в Греч. королевстве//ХЧ. 1893. 9/10. С. 346-350; Письмо к митр. Московскому Филарету (Дроздову)//Там же. 1898. 7. С. 82-84; Три письма к А. С. Стурдзе. Письмо к А. С. Щекину//Кишиневские ЕВ. 1911. 37. С. 1302-1314.

http://pravenc.ru/text/673977.html

Антоний (Знаменский) архиепископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 13.02.1803 по 25.05.1806 архиеп. Ярославский и Ростовский Амвросий (Келембет) архиепископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский с 25.05.1806 по 21.12.1822 на покое; † 4.07.1825 Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиепископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 28.10.1822 †14.02.1825 Евгений (Казанцев) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский с 30.09.1825 по 1.08.1831 архиеп. Рязанский и Зарайский Павел (Морев) архиепископ, бывший еп. Могилевский и Витебский с 7.08.1831 †18.12.1831 Афанасий (Протопопов) архиепископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 24.01.1832 † 21.09.1842 Владимир (Алявдин) архиепископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 14.11.1842 † 20.05.1845 Георгий (Ящуржинский) архиепископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 30.06.1845 †1.04.1852 Евлампий (Пятницкий) архиепископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 16.06.1852 по 13.06.1853 на покое; † 12.03.1862 Феогност (Лебедев) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский, с 31.07.1856 архиепископ с 8.04.1862 по 27.09.1862 архиеп. Псковский и Порховский Варлаам (Успенский) архиепископ, бывший архиеп. Пензенский и Саранский с 7.10.1862 по 12.04.1872 на покое; † 31.03.1876 Ефрем (Рязанов) епископ, бывший еп. Березовский, викарий Тобольской епархии с 25.05.1874 по 11.01.1880 еп. Курский и Белгородский Василий (Левитов) епископ, бывший еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии с 11.01.1880 по 9.03.1885 на покое, с 22.04.1889 еп. Пензенский и Саранский Авраамий (Летницкий) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 9.03.1885 по 16.12.1889 еп. Саратовский и Царицынский † 24.10.1893 Иустин (Полянский) епископ, бывший еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 16.12.1889 по 17.07.1893 на покое, с 10.12.1894 еп. Рязанский и Зарайский †26.09.1903 Викарии Тобольской епархии Иркутские епископы Викариатство учреждено 15 декабря 1707 года Кафедра в Иркутске Варлаам (Косовский) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вследствие таких постоянный перемен в епархиальном управлении пределы епархий были перепутаны до крайности, и ближайшие церкви состояли под ведением разных архиереев. Город Краснослободск с определением в Тамбов епископа Пахомия вошел в состав Тамбовской епархии, но некоторые села Краснослободского уезда, как-то: Куликово, Ямская слобода, Уреи, Рыбкино, состояли под ведением нижегородского епархиального начальства, а одно из краснослободских сел, Каменный Брод, числилось во Владимирской епархии. Город Наровчат по назначении в Тамбов Пахомия приписан был к Тамбовской епархии, но наровчатский Сканов монастырь был в зависимости от Нижегородских епископов. Из сел Наровчатского уезда некоторые тоже состояли в Нижегородской епархии. В 1764 г. из всех сел Пензенского уезда одна Бекетовка была в ведении Нижегородского епархиального начальства, прочие же села этого уезда принадлежали к епархии Тамбовской 6 . То же было и в прочих уездах. 16 октября 1799 г. учреждена была самостоятельная Саратовская епархия, причем епископу ее назначено было пребывание в Пензе, а именоваться положено Саратовским и Пензенским 7 ; но в 1803 г. последовало изменение: епархия стала называться Пензенскою, а епископы ее – Пензенскими и Саратовскими. 12 ноября 1828 г. произошло разделение этой епархии на две: на Пензенскую и Саратовскую, причем первая осталась в тех пределах, в каких мы видим ее и теперь. С этого времени Пензенскому епископу усвоен был титул Пензенского и Саранского. Начиная со времени учреждения в Пензе архиерейской кафедры до вступления на эту кафедру настоящего Владыки, Преосвященнейшего Павла, Пенза имела 14 архипастырей, которые управляли епархиею в таком порядке: Гаий Такаов – с 1799 г. по 1808-й, Моисей Близнецов-Платонов – с 1808 по 1811-й, Афанасий Корчанов – с 1811 по 1819-й, Иннокентий Смирнов – с 1819-м, Амвросий Орнатский – с 1819 по 1825-й, Ириней Нестерович – с 1825 по 1830-й, Иоанн Доброзраков – с 1830 по 1835-й, Амвросий Морев – с 1835 по 1854-й, Варлаам Успенский – с 1855 по 1862-й, Антоний Смолин – с 1862 по 1868-й, Григорий Медиоланский – с 1868 по 1881-й, Антоний Николаевский – с 1881 по 1889-й, Василий Левитов – с 1889 по 1890-й, Митрофан Невский – с 1890 по 1893-й. Таким образом, дольше всех пребывали на кафедре Пензенской Амвросий Морев и Григорий Медиоланский, а меньше всех – Иннокентий Смирнов (его управление епархией продолжалось менее полугода: 21 июня 1819 г. Иннокентий прибыл в Пензу, а 10 октября того же года скончался). Первый из архипастырей стал именоваться Пензенским и Саранским Ириней Нестерович. Один из Пензенских владык, Варлаам Успенский, носил титул архиепископа (с 1860 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Еп. Василий (Левитов ; 1889-1890) прибыл в Пензу 10 мая 1889 г., однако вслед. обострившейся болезни был освобожден Синодом от управления епархией и покинул Пензу 2 авг. 1890 г. Вскоре по прибытии на Пензенскую кафедру еп. Митрофан (Невский; 1890-1893) с целью ограничения частой смены мест службы клириками запретил им просить новые места без предварительной 3-летней отработки на назначенных им приходах. В 1891 г. архиерей распорядился учредить должности духовных следователей в благочиннических округах, а также приказал в каждом благочинии иметь духовника местных клириков и членов их семей, исповедоваться у которого надлежало не реже 2 раз в год. Во время голода 1891-1892 гг. еп. Митрофан организовал помощь пострадавшим. В 1892 г. в епархии на действительной службе состояли 22 протоиерея, 758 священников, 407 диаконов и 715 псаломщиков. За штатом состояли протоиерей, 19 священников, 10 диаконов и 27 псаломщиков. При еп. Митрофане в епархии начали открываться приходские об-ва трезвости. По распоряжению архиерея в каждом благочинническом округе ввели должность цензора для прочтения и оценки проповедей и поучений клириков епархии. В 1892 г. Иннокентиевское братство преобразовали по новому уставу и слили с епархиальным училищным советом. При еп. Павле (Вильчинском; 1893-1902) в 1895 г. епархиальный училищный совет и Иннокентиевское братство разделили на 2 структуры. В 1900 г. отмечалось 100-летие Пензенской ДС. В 1894/95 уч. г. в епархии насчитывалось 304 церковные школы с более 10,5 тыс. учащимися, ко времени отъезда еп. Павла из епархии в 1902 г. их количество возросло до 412, а число их учеников превысило 17 тыс. чел. 13 мая 1894 г. открылось местное отд-ние имп. Палестинского православного общества . В 1902 г. при Пензенской ДС начал действовать церковный историко-археологический и статистический комитет, его 1-м председателем стал ректор семинарии прот. П. А. Позднев (впосл. старообрядческий архиеп. Никола (Позднев)). Целью орг-ции являлось «подробное описание Пензенской губернии в ее прошлом и настоящем состоянии, равно отдельных приходов епархии, храмов и различных достопримечательностей в отношениях церковно-историческом, археологическом и статистическом» (Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907. С. 59). При комитете было создано церковное древлехранилище. Комитет тесно сотрудничал с Пензенской губ. ученой архивной комиссией.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Иннокентий Сельнокринов 1840–1840. Архп. Евлампий Пятницкий 1840–1844. Смарагд Крыжановский 1844–1858. Архп. Поликарп Радкевич 1858–1867. Макарий Миролюбов 1867–1876. Ювеналий Карюков 1875–1882. Симеон Линьков 1883–1889. Мисаил Крылов 18891896. Митрофан Невский 1896–1899. Никанор Каменский 1899–1902. Ириней Орда 1902–1904. Кирион Садзагелов 1904–1906. Серафим Чичагов 1906–1908. Александр Головин 1908–1910. Григорий Вахнин 1910. Елецкое викариатство, учр. в 1906 г. Епископы: Митрофан Афонский 1906–1910. Митрофан Земдянский 1910. Пензенская, учр. в 1799 г. Кафедра в Пензе Епископы Пензенские и Саратовские (до 1803 г. „Саратовские и Пензенские“): Гаий Токаов (грузин) 1799–1808. Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811. Афанасий Корчанов 1811–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Амвросий Орнатский 1819–1825. Ириней Нестерович (серб) 1826–1830. Пензенские и Саранские (с 1828 г.): Иоанн Доброзраков 1830–1835. Амвросий Морев 1835–1854. Варлаам Успенский 1854–1862. Архп. с 1860. Антоний Смолин 1862–1868. Григорий Медиоланский 1868–1881. Антоний Николаевский 1881–1889. Василий Левитов 1889–1890. Митрофан Невский 1890–1893. Павел Вильчинский 1893–1902. Тихон Никаноров 1902–1907. Митрофан Симашкевич 1907. Краснослободское викариатство, учр. вт. 1910 г. Епископы (в Пензе): Григорий Соколов 1910. Пермская 39 Кафедра в Перми Епископы Пермские: Св. Стефан Храп 1383–1396. Исаакий 1397–1416. Св. Герасим; упом. 1441; † 1447. Св. Питирим 1447–1456. Св. Иона 1456–1471 . Амфилохий; упом. 1471. Филовей 1471–1501. Никон 1502–1508. Стефан 1508–1514. Протасий 1514–1520. Пимен Ходыкин 1520–1524. Алексий 1525–1543. Афанасий 1543–1547. Киприан 1547–1558. Епископы Пермские и Екатеринбургские (до 1833 г.) Арсений Москвин 1799. Иоанн Островский 1800–1801. Иустин Вишневский 1802–1823. Дионисий Цветаев 1823–1828. Мелетий Леонтович 1828–1831. Епископы Пермские и Верхотурские (с 1833–1885 г.): Аркадий Федоров 1831–1851. Архп. с 1831. Неофит Соснин 1851–1868. Архп. с 1854. Антоний Смолин 1868–1876. Архп. с 1872. Вассиан Чудновский 1876–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Епископы Рязанские и Муромские: Сильвестр Холмский 1723–1725. Гавриил Бужинский 1726–1731. Лаврентий Горка 1731–1733. Алексий Титов 1733–1750. Архп. Димитрий Сеченов 1752–1757. Палладий Юрьев 1758–1764. Рязанские и Шацкие: Палладий Юрьев 1764–1778. Симон Логов 1778–1779. Рязанские и Зарайские: Симон Логов 1779–1804. Архп. с 1792. Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809. Феофилакт Русанов 1809–1817. Сергий Крылов-Платонов 1817–1821. Архп. с 1819. Филарет Амфитеатров 1825–1828. Архп. с 1826. Григорий Постников 1828–1831. Евгений Казанцев 1831–1837. Гавриил Городков 1837–1858. Смарагд Крыжановский 1858–1863. Иринарх Попов 1863–1867. Алексий Ржаницын 1867–1876. Палладий Раев 1876–1882. Архп. с 1881. Феоктист Попов 1882–1894. Архп. с 1885. Иустин Полянский 1894–1896. Мелетий Якимов 1896–1900. Полиевкт Пясковский 1900–1902. Аркадий Карпинский 1902–1906. Никодим Боков 1906–1911. Димитрий Сперовский 1911. Михайловское викариат., учр. в 1868 г. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871. Василий Левитов 1873–1880. Авраамий Летницкий 1880–1881. Августин Гуляницкий 1881–1885. Иустин Полянский 1883–1885. Феодосий Рождественский 1886–1892. Иоанникий Казанский 1892–1895. Полиевкт Пясковский 1895–1900. Иосиф Соколов 1900–1902. Владимир Благоразумов 1902–1906. Исидор Колоколов 1906–1911. Амвросий Смирнов 1911. Самарская, учр. в 1850 г. Кафедра в Самаре Епископы Самар. и Ставропольские: Евсевий Орлинский 1850–1856. Феофил Надеждин 1857–1865. Герасим Добросердов 1866–1877. Серафим Протопопов 1877–1891. Владимир Богоявленский 1891–1892. Гурий Буртасовский 1892–1904. Константин Булычев 1904–1911. Симеон Покровский 1911. Уральское викариатство, учр. в 1908 г. 45 Епископы: Тихон Оболенский 1908. С.-Петербургская 46 Кафедра в С.-Петербурге Архиепископы: Никодим Сребницкий 1742–1745. Еп. Феодосий Яиковский 1745–1750. Сильвестр Кулябка 1750–1761. Еп. до 1760. Вениамин Пудек-Григорович 1761–1762. Гавриил I Кременецкий 1762–1770. Еп. до 1762. Митрополиты: Гавриил II Петров 1770–1799. Архп. до 1783.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и Иисус... и прочие братья их... положили начало и поставили левитов от 20 лет и выше для надзора за работами дома Господня. Шрадер в доказательство своей теории указывает на то обстоятельство, что свидетельство 1Ездр. 3:8 опускает замечание о дне основания храма, как оно проходится молчанием и в 3Цар. 6:1 ; очевидно, хронограф комбинировал свой рассказ об основании храма по 3Цар. 6:1 . Но принимая во внимание точку зрения Шрадера, мы имеем право сделать и обратное заключение: в свидетельстве хронографа не упоминается о царе и годе его царствования, падавшего на год основания 2-го храма, тогда как в свидетельстве в 3Цар. мы встречаем упоминание о Соломоне и годе его правления, следовательно, хронограф не составлял своего рассказа по схеме рассказа 3Цар. Впрочем, нужно сказать, что, если бы в 1Ездр. 3:8 и было упомянуто о дне закладки храма, то Шрадер, конечно, приписал бы подобное свидетельство «добавлению» самого хронографа, как хронограф, по мнению Шрадера, и вносил в текст своего рассказа, от себя, названия географических пунктов (Яффа) и продуктов (вино и т. д.). Совпадение месяцев основания 1-го и 2-го храмов некоторые ученые 427 объясняют преднамеренным соображением строителей поставить в соотношение 2-й храм с первым через закладку 2-го храма в тот же 2-й месяц, в который было положено начало и первому храму. Признавая вероятность такого объяснения на почве суждения о живучести традиционных начал в культовом быте народа, мы можем склониться и к другому, более естественному объяснению об основании 2-го храма во 2-й месяц. Если мы примем во внимание то, что подготовительные работы к постройке храма начались сейчас же по сооружении жертвенника и праздновании кущей, т. е. вскоре после 15-го дня 7-го месяца 538 года, то естественно предположить, что ко 2-му месяцу 537 года эти подготовительные работы могли закончиться в той степени, чтобы возможно было приступить к постройке, тем более, что 2-й месяц являлся очень удобным временем для начала больших построек. Конечно, это объяснение не исключает предшествующего, но относится к нему как подчиняющее к подчиненному.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010