Но Иезекииль не выдвигает вперед только потомков Садока, а и вообще всех священников, стоявших на страже дома Господня ( Иез. 40:45 ). С этим согласны даже некоторые из ученых, видящие в Иезекииле реформатора, например, Баудиссин 227 . Притом послепленная история далеко не оправдывает того взгляда, который усваивается отрицательной критикой Иезекиилю. Никель 228 высказывает мнение, что левитов вообще было мало в плену, так как они, благодаря отсутствию земельной собственности и рассеянию по всей стране, естественно и не могли быть уведены в плен в таком количестве, в каком были уведены привратники, постоянно находившиеся при храме. При том и из уведенных в плен левитов могли многие не пойти в Палестину в силу того, что не считали выгодным для себя менять более обеспеченные средства к существованию на менее надежные и достаточные. По приходе же каравана в Палестину оставшиеся от плена левиты, конечно, могли пополнить незначительный комплект своих возвратившихся собратий. Так как объяснить факт возвращения малого количества левитов за отсутствием прямых данных нет возможности, а предположения Никеля на этот счет очень вероятны, то, бесспорно, в данном случае возможно согласиться с мнением этого ученого. Со своей стороны, лишь заметим, что если к возвратившимся левитам причислить возвратившихся певцов и привратников, которые, бесспорно, как увидим ниже, принадлежали к ним, то общий % левитов, по отношению к % пришедших в Палестину священников, не может поражать такой непропорциональностью, какая бросается в глаза отрицательной критике при принятии ею цифры 74, как цифры исключительно обозначающей число возвратившихся левитов. О том, при каких обстоятельствах иудеи заняли страну и разделили ее между собою, ничего не известно. На основании допущения конвоя всадников, сопровождавшего караван ( 2Ездр. 5:2 ), можно предполагать, что этот отряд должен был не только охранять караван в пути, а и оказывать ему помощь при занятии земли, окруженной с севера самарянами, с юга эдомлянами, которые, конечно, проникали и в самую древнюю область страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Василий (Левитов), еп. Пензенский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Василий (Левитов), еп. Пензенский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Левитов Михаил Васильевич; 1824, с. Ст. Келец Скопинского у. Рязанской губ.- 12.02.1892, г. Раненбург Рязанской губ. (ныне г. Чаплыгин Липецкой обл.), еп. Пензенский и Саранский. Род. в семье причетника (впосл. диакона) церкви в с. Ст. Келец. Обучался в Скопинском ДУ. В 1844 г. окончил Рязанскую ДС и был направлен в МДА. 11 окт. 1848 г. завершил академический курс со степенью магистра и был назначен профессором богословия в Костромскую ДС. 31 мая 1850 г. рукоположен во иерея к соборной церкви Раненбурга. 30 окт. 1857 г. возведен в сан протоиерея. Благодаря усилиям о. Михаила в городе было открыто ДУ. Одновременно исполнял должность законоучителя уездного и приходских уч-щ. 23 июля 1869 г. прот. Михаил был назначен смотрителем Рязанского ДУ. После смерти жены и детей 18 июля 1870 г. принял монашество с именем Василий, 15 авг. возведен в сан архимандрита. 18 янв. 1873 г. назначен и 11 февр. хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. 11 янв. 1880 г. переведен на Тобольскую кафедру. Занимался благоустройством жен. епархиального уч-ща, строительством нового здания для ДУ, начал издавать «Тобольские епархиальные ведомости» , организовал центральную духовную б-ку. 9 марта 1885 г., согласно прошению, был уволен по болезни на покой в московский Донской иконы Божией Матери мон-рь . В 1886 г. по собственной просьбе переведен на родину, в раненбургскую Петропавловскую пуст . Рязанской губ., с правом управления ею. 22 апр. 1889 г. благодаря тому, что здоровье его значительно улучшилось, получил назначение на епископскую кафедру в Пензу. Но болезнь вновь обострилась, и 12 июля 1890 г. архиерей вернулся в раненбургскую Петропавловскую пуст., где и скончался. Похоронен в Успенской кладбищенской ц. Раненбурга. Соч.: Поучение при открытии действий мировых судей в г. Раненбурге, 15 нояб. 1866 г.//Рязанские ЕВ. 1866/67. 8. С. 271-273; Слово перед открытием в г. Раненбурге ДУ//Там же. 1868/69. 10. С. 228-231; Слово ... при наречении во епископа//Там же. 1872/73. 14. С. 383-385; Слово по случаю собрания братства св. Василия, еп. Рязанского//Там же. 1879. 1. С. 2-5; Слово в храмовый праздник в семинарской церкви 23 июня 1879 г.//Там же. 13. С. 342-344; Слово к жителям г. Михайлова//Там же. 18. С. 461-465; Речь при основании храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Рязанской пригородной Троицкой слободе 30 авг. 1879 г.//Там же. 19. С. 481-483; Слово при освящении храма в с. Пустыне//Там же. 20. С. 507-511; Слово, сказанное в Михайловском жен. мон-ре//Там же. 22. С. 527-531; Речь перед благодарственным молебном о спасении жизни имп. Александра Николаевича 19 нояб. 1879 г.//Там же. 23. С. 571-572.

http://pravenc.ru/text/150719.html

Поэтому и апостол Павел также напоминал христианам в Солуни: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ). То, чему учил св. апостол Павел в своих словах или в своих речах, это было изустным преданием, Священным Преданием; то, чему он учил своими посланиями, это является учением письменным и является частью Священного Писания. То, что христианская вера распространялась главным образом посредством устного Предания, весьма понятно. Это ясно из Второго послания апостола Павла к Тимофею, где говорится: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). Почти полных двадцать лет по Вознесении Господа Иисуса Христа Церковь еще не имела ни одной книги Нового Завета и принуждена была пользоваться только устным Преданием, но несмотря на это она жила, совершала богослужения, трудилась и распространялась повсюду, придерживаясь устного Предания, храня его как небесное сокровище. Весьма убедительно пишет о Священном изустном Предании святой Василий Великий в своем 91-м правиле. II. В Священном Писании Ветхого Завета содержатся следующие книги: 1 . Книга Бытия. В ней говорится о сотворении мира и людей, о жизни первых людей, об их грехопадении и о жизни и трудах их потомков, вплоть до смерти Иосифа в Египте (сокращенное название этой книги: Быт.). 2 . Книга Исхода. В ней описывается тяжелая жизнь евреев в Египте, борьба Моисея с фараоном, исход евреев из Египта под предводительством Моисея, их жизнь в пустыне, получение скрижалей Завета на горе Синае и сооружение скинии (Исх.). 3 . Книга Левит. В ней написано об обязанностях старозаветных священников и левитов, о богослужениях и о нравственном и гражданском законе (Лев.). 4 . Книга Чисел. В ней описывается, как в пустыне проводилась всеобщая перепись народа израильского, при которой, кроме левитов, было насчитано 603 550 взрослых мужчин; далее там подробно объясняются обязанности левитов и рассказывается о ропоте народа против Моисея и о смерти Аарона (Чис.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

1) Иеромонах Анастасий, 2) Никифор Алексеев, 3) Иван Прокофьев, 4) Иван Федоров, 5) Максим Федоров, 6) Игумен Иона, 7) Яков Семчевский, 8) Герасим Липяцкий. 9) Егор Покорский, 10) Стефан Орнатский, 11) Андрей Редриковский, 12) Иван Иванович Красовский, 13) Иван Кунин (старший), 14) Иван Сидоровский, 15) Егор Агриколянский, 16) Михаил Драницын, 17) Егор Казанский, 18) Николай Копылов, 19) Феодор Мартыновский, 20) Иван Купин (младший), 21) Иван Иподиаконов, 22) Петр Орнатский, 23) Алексей Косьмодамиановский, 24) Алексей Клериков, 25) Василий Филоматицкий, 26) Тимофей Суворов, 27) Герасим Костылев, 28) Ефим Третьяков, 29) Родион Флеров, 30) Никифор Зырин, 31) Алексеи Рябинин, 32) Иван Санин, 33) Алексей Куликов, 34) Иван Назоров, 35) Василий Смирнов, 36) Иерей Петр Белугин, 37) Даниил Левитский, 38) Егор Семеновский, 39) Иван Васильевич Красовский, 40) Григорий Лаговский, 41) Андрей Красовский, 42) Иван Горицкий, 43) Василий Попов, 44) Лев Высоцкий, 45) Василий Перебаскин, 46) Николай Борков, 47) Герасим Иорданский, 48) Михаил Воинов, 49) Алексей Клиентов. 50) Петр Соколов, 51) Павел Орнатский, 52) Василий Розанов , 53) Николай Лубкин, 54) Василий Юницкий, 55) Дмитрий Муравьев, 56) Василий Горский, 57) Николай Виноградов , 58) Михаил Соболев, 59) Василий Груздев, 60) Священник, Яков Ласкин, 61) Юнич, крещеный еврей, 62) Яков Реформатский, 63) Андрей Горский, 64) Василий Горский, 65) Косьма Преображенский, 66) Иван Горчаков, 67) Иван Ласкин, 68) Информатор Феодор Голубинский, 69) Афанасий Скворцов, 70) Иван Талызин, 71) Иван Санин, 72) Андрей Горский, 73) Павел Знаменский, 74) Николай Соснин, 75) Парфений Муравьев, 76) Павел Докучаева, 77) Павел Розов, 78) Иван Алякритский, 79) Василий Зарин, 80) Василий Попов, 81) Николай Гусев, 82) Александр Доцилевский, 83) Иван Куняев, 84) Алексей Мухин, 85) Иван Веселовский, 86) Сильвестр Воскресенский, 87) Михаил Вертоградов, 88) Николай Андроников, 89) Владимир Владимиров, 90) Дмитрий Прилуцкий, 91) Иван Приклонский, 92) Семен Ширский, 93) Ксенофонт Бронзов, 94) Павел Богословский, 95) Петр Недригайлов, 96) Петр Виноградов, 97) Гавриил Пернаткин, 98) Иван Островский, 99) Яков Беневоленский, 100) Николай Радковский, 101) Александр Невоструев, 102) Дмитрий Ковалев, 103) Иеромонах Хрисанф, 104) Феодор Виноградов, 105) Иван Спасский, 106) Феодор Альбов, 107) Николай Махоткин, 108) Семен Зверев, 109) Михаил Левитов, 110) Варсонофий Донский, 111) Ефим Соловьев, 112) Иван Соколов , 113) Афанасий Давыдовский, 114) Павел Кремлев, 115) Александр Серафимов, 116) Иеромонах Иустин, 117) Андрей Любославский, 118) Иван Вознесенский, 119) Митрофан Смирнов, 120) Александр Любимов, 121) Петр Попов, 122) Алексей Рейпольский, 123) Александр Ваникин (кандидат Московского университета), 124) Протоиерей Иван Последов, 125) Иеромонах Мефодий, 126) Гавриил Гусев, 127) Петр Панов, 128) Дмитрий Соловьев, 129) Александр Горицкий, 130) Гавриил Преображенский. Учители медицины:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий, епископ Пензенский и Саранский (Левитов Михаил Васильевич) Родился в семье диакона села Старый Келец Скопинского уезда Рязанской губернии. С 1838 по 1844 год учился в Рязанской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии. 11 октября 1848 года окончил курсакадемии со степенью магистра и определен профессором богословия Костромской духовной семинарии. 31 мая 1850 года рукоположен во священника. 30 октября 1857 года возведен в сан протоиерея. С 1869 года – смотритель Рязанского духовного училища. 18 июля 1870 года пострижен в монашество; 15 августа того же года возведен в сан архимандрита. 11 февраля 1873 года хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. С 11 января 1880 года – епископ Тобольский. В Тобольской епархии он особенно заботился о повышении нравственного уровня подведомственного ему духовенства и о благоустройстве духовной семинарии. 9 марта 1885 года уволен на покой в Московский Донской монастырь. В 1886 году назначен управляющим Петропавловской пустынью Рязанской епархии. Особенное внимание обращал он на внутреннее преуспеяние обители и ее братии. Им была установлена ежемесячная раздача милостыни бедным. 22 апреля 1889 года назначен епископом Пензенским. 12 июля 1890 года уволен на покой. Скончался 12 февраля 1892 года. Погребен в Успенском соборе Петропавловской пустыни. Епископ Василий отличался великим благочестием, смирением, подвижнической жизнью, молитвенным настроением. В отношении ко всем людям он был доступен, приветлив и ласков. Бывший ректор Московской духовной академии, профессор протоиерей А. В. Горский, так выразил свое впечатление после свидания с ним: «Преосвященный Василий нисколько не изменился сравнительно с тем, как я его знал студентом: каким он был смиренным, таким и остался». Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408, 1411, 1415. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 430. Церковные ведомости. – 1889, 18. – С. 189. – 1890, 31. – С. 351. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1892, 8. – С. 313–314. Русский паломник. – 1889, 19. – С. 230. Русский инок. – 1912, вып. 52. – С. 41–42, 58, 60. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 37, 54. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1790, 2168. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Он говорит: „первосвященнику дано свое служение (λειτουγαι), священникам назначено свое место (τπος) и на левитов возложены свои диаконии“ (διαοναι – 40). Что, описывая службу левитов, Климент имел очевидно в виду обязанности христианского диакона, это очевидно 371 . Точно так же выражение τπος является характерным для христианских пресвитеров. Оно усвояется им у самого Климента (44), у Ерма (Вид. III, 1: τος πεσβυτους πτον αϑσαι Cp. ΙΙΙ, 9), в Откр.4:4 Иоанн Богослов в последнем месте представляет пресвитеров сидящими вокруг епископа во время воскресного богослужения (υλϑεν πεσβυτους αϑημνους). Игнатий Антиохийский называет их ποαϑμενοι (Магн. 6) и венцом епископа (Магн. 13), указывая на обычай, по которому пресвитеры сидели при совершении евхаристии вокруг епископа. Ясное описание этого обычая мы находим в Церковных Канонах (2 гл.). Что Климент, описывая права ветхозаветных священников, в действительности применялся к положению христианских пресвитеров, это видно из того, что выражение τπος, характерное для последних, не принимавших при епископе активного участия в совершении евхаристии, было нехарактерно и даже неточно в отношении к ветхозаветным священникам, которые по закону должны были приносить сами жертвы. Наконец λειτουγαι первосвященника (40) видимо соответствует λειτουγα поставленных апостолами епископов (44, 1–3), хотя в широком смысле оно обозначает служение всей иерархии одинаково и в Ветхом (Клим. 41) и в Новом Завете (44, 6 ср. 44, 5). До сих пор мы говорили о правах и положении христианской иерархии, как представляет то и другое Климент. Каковы же были по нему церковные права мирян? На этот вопрос мы находим у него мало данных, так как его задачей было выяснить не права, а обязанности их. Однако некоторые, хотя немногие указания на права общины в церковных делах мы находим и у него. Так прежде всего поставление епископов совершается по словам Климента с согласия всей общины (συνεσοησσης τς λησας πσης). Не ясно, что разумеется здесь под согласием общины, имеет ли она право лишь вотировать согласие, соглашаться с избранием кандидатов, выставляемых „достоуважаемыми мужами“, или более значительное право избирать кандидатов по предложению этих достоуважаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Михаил Германов – воронежской. Александр Иванов – тульской. Иван Александровский – московской. 10 Михаил, в мон. Василий, Левитов – рязанской. Димитрий Языков – вифанской. Василий Озеров – костромской. Константин Снитко – литовской. Павел Волхонский – вифанской. 15 Андрей Смирнов – московской. Димитрий Доброхотов – владимирской. Николай Барский – ярославской. Петр Делицын – вифанской. Евлампий, в монаш. Григорий, Медиоланский – костромской. 20 Василий, в монаш. Вениамин, Карелин – рязанской. Николай Волков – тверской. Иван Поспелов – костромской. Николай Ленардов – тульской. С правом на получение степени магистра без повторения испытания по выслуге в духовно-училищном ведомстве двух лет с одобрением начальства. Григорий Успенский – той же. Кандидаты: 25 Иван Одров – орловской. Иван Салтыков – рязанской. Филипп Крымский –могилевской. Семен Шимкович –полоцкой. Михаил Шкляревич – могилевской. 30 Фавст Ржаницын – вологодской. Яков Соколов – орловской. Иеромонах Моисей Рыбальский – киевской. Матвей Архангельский – владимирской. Павел Семилиоров – вологодской. 35 Аполлон Сероцинский – литовской. Николай Пухидинский – вологодской. Александр Троицкий – смоленской. Феодор Комаров – калужской. Николай Виноградов – рязанской. 40 Василий Крыжановский – калужской. Александр Петрашень – полоцкой. Александр Беляков – костромской. Михаил Елизбаров – тифлисской. Киприан Авраамов – полтавской. 45 Петр Клиентов – московской. Иван Соколов – смоленской. Арсений Сергиевский – калужской. Давид Тиников – тифлисской. Вадим Лествнцын – ярославской. 50 Петр Петропольский – воронежской. Андрей Холуйский – владимирской. Семнадцатого курса (1846–1850) Магистры: 1 Григорий Смирнов-Платонов – из московской Семинарии. Василий Лебедев – рязанской. Василий Холминский – калужской. Григорий Быстрицкий – владимирской. 5 Илья Беляев – московской. Сергей Терновский – московской. Иеромонах Игнатий Рождественский – той же. Иеромонах Порфирий Попов – вологодской. Феодор Попов – ярославской. 10 Иеромонах Савва Тихомиров – владимирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

16 . Такой конец имели для римлян эти итальянские войны. Но и прежде еще, когда они продолжались в Италии, царь сильно озабочивался возникавшими уже тогда беспокойствами в Азии, а теперь всецело предался этим заботам. Персидский султан овладел подвластными римлянам городами Пунурой и Сивилой; Тероз, о котором было уже упомянуто, отнял у римлян весьма много городов в Киликии; а персидский филарх Ягупасан 165 , правитель Каппадокии, делал набеги на два понтийских города – Инеон и Павраю. В таких обстоятельствах царь посылает к султану Алексея Гифарда и упомянутые города возвращает; Ягупасана заставляет прекратить набеги на римские границы и пристать к себе, а в Киликию решается сделать поход сам. В это время в Византии случилось следующее: был один из левитов 166 , которых мы называем диаконами, по имени Василий. Он, по возложенной на него обязанности объясняя народу слово Божие на различных службах, позволял себе в этих беседах намеками и прикровенно бесчестить и других, кто хотя немного был с ним не в ладу, и в том числе Михаила 167  и Никифора, по прозванию Василакий, из которых первый в то время был преподавателем риторики и в храме Софии объяснял священные евангельские изречения 168 , а последний славился ученостью, писал хорошие сочинения и весьма искусно также обработал многое по части риторики. Эти люди огорчались такими поступками и считали делом важным, что, достигнув столь великой мудрости, были осмеиваемы тем человеком и через то как для многих других, так и для самих себя сделались виновниками невыносимых бедствий. Однажды Василий совершал свое обычное служение в храме апостола Иоанна Богослова 169 в предместье города; пришли туда послушать и они, но послушать слухом лукавым и неприязненным. Объясняя, думаю, какое-нибудь отделение Евангелия, Василий сказал, что один и тот же Сын Божий и бывает жертвою, и вместе с Отцом приемлет жертву. Они тотчас схватили эти слова и, идя дорогой, осмеивали их со всех сторон, говоря, что если принести жертву – значит одно, а принять ее – другое, то Василий вводит две ипостаси. К этому мнению присоединились и другие, по учености люди известные, и даже Сотирих 170 , по прозванию Пантевгенос, муж в то время превосходивший других и мудростью, и силою слова и уже избранный на антиохийский престол, только еще не получивший рукоположения 171 . Этот Сотирих пристал к их мнению не только языком и устами, но и написал прекрасную речь, имевшую что-то чрезвычайно сходное с Платоновыми разговорами, только в речи этой наговорил много и нелепостей; так что, когда царь разобрал их спор, и сам писатель лишен был престола, и подверг тому же всех своих соучастников. Василий же, напротив, снова получил свое достоинство, которого было лишился, хотя впоследствии, обличенный, как говорили, в неправославии, опять потерял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—46— святых отцов восточных о свойствах Божиих»; Кантов Владимир: «Русские рационалистические учения и секты XV и XVI вв.»; Коновалов Дмитрий: «Учение св. Кирилла Александрийского о Лице Богочеловека и значение его в истории христологических движений V и VI веков»; Краснопевцев Алексей: «В каких чертах представляются устройство епархий и быт духовенства в изданных постановлениях Св. Синода по ведомству православного исповедания»; Лавровский Феодор: «Апокрифический элемент в произведениях древнерусских паломников»; Левитов Павел: «Истина, добро и красота, как триединое откровение Бесконечного (религиозные основы науки, нравственности и искусства)»; Мишин Александр: «Догматическое учение Евсевия Кесарийского »; Невский Михаил: «История антиохийской схизмы»; Овчинников Василий: «Значение женщины в истории раскола и сект»; Отрезов Иван: «Митрополит Платон (Левшин) , как проповедник»; иеромонах Платон: «Законник царя Стефана Душана и его значение для изучения современного ему состояния сербской Церкви»; Покровский Василий: «О погребальных обрядах в древней Руси по письменным известиям»; Покровский Михаил: «Литературные защитники православия в юго-западной России в XVI в.»; Покровский Сергей: «Христианская любовь и альтруизм»; Поспелов Николай: «Св. Тихон Задонский , как проповедник»; Постников Петр: « Александр Васильевич Горский, как историк русской церкви»; Романов Виктор: «Идеал нравственного воспитания по мыслям Пирогова и Ушинского»; Саригиани Евангел: «Отношения турецкого правительства к правам и преимуществам константинопольского патриарха»; Титов Михаил: «Нравственное учение св. Василия Великого »; Триумфов Александр: «Деятельность Св. Синода по благоустройству Русской Церкви»; Троицкий Иван: «Внутренняя история поповщины»; Холмогоров Дмитрий: « Феофан Прокопович , как проповедник»; Чистилин —47— Дмитрий: «Светлые и темные стороны в устройстве и быте монастырей XVI века, обнаружившиеся в полемике Заволжских старцев и Иосифлян»; Яворский Василий: «Призвание пророка Осии (объяснение первых трех глав книги пророка Осии)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Cacouros M. Eustrate de Nicée//DPhA. 2000. T. 3. P. 378-388; Dr ä seke J. Zu Eustratios von Nikäa//BZ. 1896. Bd. 5. S. 319-336; Joannou P. Das Semeioma gegen Eustratios von Nikaia: Der Nominalismus und die menshliche Psychologie Christi//BZ. 1954. Bd. 47. S. 369-378; idem. Le sort des évêques hérétiques réconciliés: Un discours de Nicétas de Serres contre Eustrate de Nicée//Byz. 1958. Vol. 28. P. 1-30. А. В. Бармин Собор 1156-1157 гг. Относятся к числу наиболее изученных Соборов эпохи династии Комнинов (XI-XII вв.). Рассматривавшийся на них богословский спор - одно из самых известных событий религиозной жизни в Византии XII в. Византийский историк Иоанн Киннам уделяет основное внимание предыстории спора и причинам его возникновения ( Cinnam. Hist. 1836. P. 176-178): «Был один из левитов, которых мы называем диаконами, именем Василий. Будучи поставлен изъяснять народу божественные речения на богослужениях в разных местах, он имел обыкновение неявно и прикровенно поносить в своих проповедях других, кто хотя бы немного его обидел, и в их числе Михаила и Никифора по прозванию Василаки… Оба мужа тем временем тяжело это переживали и были возмущены тем, что, столь преуспев в делах мудрых, были осмеиваемы таким человеком, отчего все это причиняло невыносимые страдания как им самим, так и мн. другим. Поэтому, когда Василий однажды совершал обычное свое служение в храме апостола Иоанна Богослова за пределами города, пришли и они послушать, но слухом злонамеренным и исполненным неприязни. И когда, при разъяснении, думаю, какого-то евангельского зачала, тот сказал, что один и тот же Сын Божий оказывается и самой жертвой и с Отцом принимает приношение, они тут же ухватились за эти слова и, идя по пути оттуда, осмеивали их со всех сторон, понимая так, что Василий вводит тем самым две ипостаси, раз «принесен в жертву» - одно, а «принял приношение» - другое». Далее Киннам, не упоминая о Соборах, кратко сообщает об исходе спора - спорный вопрос был решен лично имп. Мануилом I Комнином .

http://pravenc.ru/text/2057126.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010