Гектор 283 Гельцер Г. 9 Генесий 588 Генрих I, король английский 587 Генрих IV, германский король 21, 30, 81, 83, 84, 458–460, 486, 488, 489, 502, 503, 530, 578 св. Георгий, Сикеот 166, 307 Георгий, сын Декана 244, 245, 381 Георгий Василаки 330, 331 Георгий Евфорвин 204, 206, 267 Георгий Кедрин 454 Георгий Куцомит 209 Георгий Левун 390, 407, 408 Георгий Манган, Манган 108, 110, 470 Георгий Маниак, Маниак 63, 171, 447, 509 Георгий Месопотамит 245, 546 Георгий Мономахат, Мономахат 88–90, 134, 138, 462, 489 Георгий Палеолог, Палеолог 28, 102, 105, 110–113, 118, 134, 138, 141–144, 146–148, 156, 176, 177, 205, 208, 212, 213, 230, 231,236, 267, 299, 392, 468, 470, 473,495, 534, 535 Георгий Пирр 168, 223 Георгий Торник, Торник 13, 15–19, 33, 34, 36, 37 Геракл 44, 61, 74, 138, 285, 355, 356, 444, 451 Герман, племянник Роберта Гвискара 134, 486, 488 Герман, слуга Никифора III Вотаниата 10, 88, 91, 96, 462, 464 Геродот 18, 556 Гиберт Ножанский 558 Гизульф II, князь салернский 454 Гийан Р. 27, 442, 475, 595 Гилпракт 110, 111 Гиппархия 19 Гирард 460 Глика, см. Михаил Глика Гликаци-Арвайе Г. 557 Голубовский П. 529 Гомер 18, 54, 75, 111,182, 206, 221, 265, 280, 288, 344, 385, 392, 404, 406, 473, 508, 596, 607 Горгона 119, 477 Готфрид IV Бульонский 277, 283, 284, 286–289, 293, 307–309, 560, 565–567, 570, 572, 577, 578, 580, 581 Готфрид Бурель 562 Готье П. 527, 528, 536 Грегуар А. 47, 553, 564 Григорий Бакуриани, Бакуриани 43, 97, 145, 150, 160, 201, 465, 466 Григорий Гавра, Гавра 243–245, 594, 601 Григорий Генесий 131 Григорий VII Гильдебранд, папа 30, 455, 456, 458, 459, 486 Григорий Каматир 259, 550 Григорий Маврокатакалон 205, 208 Григорий Назианский 602 Григорий Таронит 24, 334, 335, 592, 594, 601 Григорий Тарханиот 447 Гроссу Н. 502 Груссе Р. 535, 572, 579, 584 Грюмель В. 501, 502, 552, 621 Гуго, граф 353, 354, 361 Гуго, сводный брат Боэмунда 676 Гуго Вермандуа 279, 280, 286, 536, 560, 562, 563, 577 Гул 72, 164, 209 Даватин 133, 267, 334, 367 Давид, библ. 106, 180, 282, 326, 424

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

для императрицы был здесь μητατριον (Византия, Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 477–479. Дюканжа, Constantinop. christ. Lib. III. p. 32–35). 68 Локоть (=лакъть, лакоть, соотв. Греч. πχυς) – старинная мера протяжения, известная, по нашим письменным памятникам, с XI столетия. Об ней упоминается в Русской правде (Рус. достоп. ч. I. стр. 54; сн. ч. II. стр. 106 и прим. 30); в Остромировом Евангелии (л. 62. в; 210, а); в Летописи под 1074 г. (Полн. собр. Рус. лет. I. 82). В Уставе ратных дел (1607–1621 г.) сказано, что локоть имеет 10 2 / 7 верш., а в Цыфир. счет. мудр. и в Торг. книге (нач. XVIII в.) – 10 2 / 3 верш.; в Словаре Росс. Академии локоть означен как и в Уставе, и уравнен 1 1 / 2 футу (См. П. Буткова, Объясн. стар. Рус. мер и проч. в Ж. М. Вн. Д. 1844. кн. II. ч. VIII. стр. 247–248). 69 Император Алексий III Ангел, лишивший престола брата своего Исаака II, царствовал с 8 апреля 1195 по 1203 г. 70 Иоанн X Каматир, по смерти патриарха Георгия Ксифилина, возведен на патриаршеский престол в 1198 году и правил церковию 5 лет 8 месяцев и 7 дней, до самого взятия Царьграда крестоносцами. 71 По свидетельству Византийских и Русских летописцев, Волынский князь Роман Мстиславич, по просьбе императора Алексея III Ангела, в 1202 году, вторгся, вместе с другими Русскими князьями, в землю Половцев, опустошавших Фракию и угрожавших самому Царьграду. Этим вторжением Роман отвлек опасных врагов от нападения на Царьград (Карамз. Ист. Госуд. Росс. т. III. Спб. 1842. ст. 66). Для предварительных переговоров по этому случаю, вероятно, и было отправлено им в Царьград посольство, о котором говорит наш паломник, но молчат летописи. 73 По «Сказанию о създании великыа Божия церкви святыя Софея»: «устье святаго кладязя принесено бысть из Самариа: того ради именуется тако, занеже на нем Господь наш Иисус Христос к Самаряныне беседовал; и 4 трубы от Ерихона принесены быша, яже есть в образ труб, яже дръжахять тогда Ангели, егда падоша стены Ерихону (Ркп. л. 319; и Летоп. Рус. лит. Тихонр, т. II. стр. 25). Anonymus, de S. Sophia (у Бандури, в Imper. Orient. t. 1, p. 75): τ δ στομδιον το φρατος χϑη πο Σαμαρας· τοτου χριυ κλϑη γιου φραρ, διτι ν ατ μλησεν Χριστς τ Σαμαρετιδι. α δ τσσαρες σλπιγγες α χαλκα, ς στησευ ν τ φρατι τ γ, π ’Ιεριχ κομσαντο ατς, ς εχον ττε ο γγελοι ες μμησιν, τε πεσον τ τεχη ’Ιεριχ. По Синаксарю в неделю Самаряныни (в Цвет. Триоди): «ведомо буди, яко студенца онаго горлище, сиречь устие, царь Иустиниан честне оттуду (т.е. из Самарии) принес, в Божия Слова великом храме святыя Софии положи; но и камень, на немже Христос седя Самаряныни беседоваше, и доселе обоя пребывают пред папертом от востока, в храм входящим на левой стране».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Когда перед смертью он изъявил желание принять пострижение, то не могли найти монашеской одежды, которая бы прикрывала все его исполинское тело 263 . На высокий рост Андроника постоянно делаются указания там, где, по мысли автора, должна выйти отчетливее картина, эффектнее противопоставление 264 . Такой же рост и исполинское сложение имел I. Каматир, который при том обладал благородной осанкой и величественным видом 265 . За высокий рост и красивое лицо К. Ангел попал в зятья к императору Мануилу, получив руку его дочери Феодоры 266 . Πλα σις σω ματος α ξι α ου σα τυραννεν, το» ει δος σεμνο ν – возбуждают зависть и подозрение императоров, лишенных такого дара 267 , ибо с понятием о подобных качествах связывалось понятие о царственности и величии. Чтобы доказать приведенные положения и закончить этот отдел, мы приведем два свидетельства, весьма ярко рисующие взгляды византтийцев на телесную красоту Когда созрел заговор против Андроника Комнина и в церкви св. Софии предложен был царский венец Исааку Ангелу, он не изъявлял особенной охоты принять царскую власть. Присутствовавший при этом I. Дука, прося возложить на него корону, снял с головы шапку: череп его был без волос, и плешь светилась, как полная луна. Простой народ заявил решительное несогласие на его просьбу: «мы не хотим, раздавались голоса, чтобы над нами царствовал старик. И то уже много бедствий мы понесли от седовласого Андроника; по-этому в нас возбуждает ненависть и отвращение всякий старик, в особенности если у него длинная и остроконечная борода разделяется на две половины» 268 . В дополнение к этому можно указать еще на следующий случай. Спустя три месяца по воцарении императора Алексея Комнина – Ангела III, в азиатских провинциях государства явился самозванец, выдававший себя за Алексея II, сына Мануила, которого умертвил Андроник. Лже-Алексей нашел поддержку в анкирском сатрапе, увлек некоторые города и угрожал новому императору; явилась необходимость царю лично предпринять поход против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Соколов Н., Восточная политика венецианской плутократии в XII в., – «УЗ Горьковского ун-та, сер. ист.-фил.», вып. 18, 1950. Соколов Н., Образование венецианской колониальной империи, Саратов, 1963. Стенли Лэн-Пуль, Мусульманские династии, пер. В. Бартольда, СПб., 1899. Сыркин А., Об историчности, персонажей «Дигениса Акрита», ВВ, 18, 1961. Успенский Φ., Богословское и философское движение в Византии XI- XII вв., – ЖМНП, 277, 1891. Успенский Φ., Военное устройство византийской армии, – ИРАИК, 6, 1900. Успенский Φ., История Византийской империи, III, М.-Л., 1948. Успенский Ф., Образование второго болгарского царства, Одесса, 1897. Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1892. Шандровская В., Григорий Каматир и его печать в собрании Государственного Эрмитажа, – ВВ, 16, 1957. Шанидзе А., Страница из историята на грузино-българските културни взаимоотношения, – «Исторически преглед», XIV, 4, 1958. Шестаков С., Три поэта византийского ренессанса, – «УЗ Казанского ун-та», VI-VIII, 1906. Юзбашян К., К истории павликианского движения в Византии, «Вопросы истории религии и атеизма», IV, М., 1956. Яковенко П., Исследования в области византийских грамот, – «УЗ Юрьевского ун-та», VI, 1917. Adontz N., âge et origine de empereur Basile I, (867–886), – Byz., 9, 1935. Adontz Ν., archevèque Théophylacte et le Taronite, – Byz., II, 2, 1936. Adontz Ν., Les Taronites à Byzance, – Byz., 11, 1936. Alexandrides К., Über die Krankenheiten des Kaisers Alexios/ Ι Komnenos, – BZ, 55, 1962. Alexandris, La puissance maritime de Empire byzantine, Athènes, 1957(на греч. яз.). Alföldi Α., Insignien und Tracht der römischen Kaiser, – «Mitteil. des deutsch. archeol. Instit., Roem. Abt.», 50, 1935. μντος Κ., ασιτας– Διασιτ ς, λληνικ, 3, 1930 μντος Κ., αδηνς, λληνικ, 3, 1930. Andressohn I. С., The ancestry and life of Godefroy of Bouillon, Bloomington, 1947. ντονιδης Σ., περιγραφικ στ ν " λεξιδα». Π ς ’ Αννα Κομνην βλπει κα ζωγραφζει προσωπα κα χαρακτ ρες, " λληνικ, 5, 1932.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо Господь Иисус сказал: «Будьте милосерды, и к вам будут милосерды, ибо какою мерою вы будете мерять, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). Сказав это, Иоанн отпустил Хрисиппу с сыном ее к игемону, ее мужу, а мы остались в доме Мирона. На другой день Мирон принёс сокровище свое к ногам апостола Иоанна и сказал: «Возьми, господин мой, деньги эти и раздай бедным». Но Иоанн сказал ему: «С благодарностью принимаю предложение твое, ибо знаю, что оно происходит от любви к Богу. И ныне оставляю собственность твою на твоем попечении: раздай ее нуждающимся своими руками». Мирон, исполняя заповедь апостола, раздал свое бедным и нуждающимся. И умножил у него Бог все, что было в доме его; и все с благодарностью радовались о Господе, потому что всякому раздавали столько, сколько нужно было. XXII. Трибун Василий верует вместе с женою, которая из неплодной делается плодоносною. В городе был один богатый человек. Имя его было Василий, а имя жены его – Харис. Харис была неплодною. Василий пришел к Родону, внуку Мирона, и сказал ему: «Отчего это дед твой так благоволит к оному чужестранцу, что не сидит с нами, не принимает нас и не имеет общения с нами в беседах»? Родон отвечал ему: «Мы знаем здравое учение его, и со многими охотно слушаем его». Василий сказал: «Поскольку слышу о нем таковое, то пусть скажет, чтобы жена моя родила сына». Родон сказал ему: «Говорю тебе, Василий, что он в силах сделать это о имени Бога своего». Слыша это, Василий поспешил отправиться в дом Мирона, чтобы видеть Иоанна, и спросил, там ли имеет пристанище апостол Христов. Когда ему сказали, что там, он сказал отроку, что хочет говорить с Иоанном. Отрок известил об этом Мирона, а Мирон – Иоанна, говоря: «Некто трибун Василий, стоящий за дверьми, желает говорить с тобою». Слыша это, Иоанн тотчас встал и пошел навстречу к Василию. Василий поклонился ему. Иоанн сказал ему: «Да исполнит Бог все прошения сердца твоего во благое. И блажен человек, который не искушает Бога в сердце своем. Израильтяне искусили Господа при водах распри ( Чис.20:13 ); Господь извел из камня воду, как реку, и маловерные пили ее, также хлеб ангельский дал им в пищу, а они, неблагодарные, гнушаясь этою пищей, просили мясо для еды, и Господь услышал голос их и дал им, неблагодарным и жестокосердым, мяса в таком изобилии, что оно обратилось им в мерзость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Астрахани, несмотря на столь серьезную занятость по службе в семинарии и епархиальной газете, о. Василий Сокольский продолжал заниматься просветительством, выступал с лекциями и печатными трудами на богословские темы и общественно-значимые, злободневные темы. В Астрахани, помимо упомянутого исследования о семье, была издана его работа о благотворительности, помощи нищим и бездомным. 20 ноября 1913 года о. Василий Сокольский был назначен ректором Черниговской духовной семинарии и возведен в сан протоиерея. В Чернигове о. Василий сотрудничал с братством святого Михаила, князя Черниговского, под эгидой которого были изданы отдельными брошюрами его статьи: «Для ищущей Бога интеллигенции» (1913), «Счастье и вечность» (1914), «Изложение и разбор учения социализма» (1914). В Чернигове о. Василий прочитал лекцию «Человек и обезьяна» на тему дарвинского учения 10 февраля 1913 года в Чернигове, в зале Николаевского Епархиального дома, о. Василий прочитал лекцию «Человек и обезьяна». Лекция на тему дарвинского учения и христианского взгляда на происхождение человека затрагивала одну из важнейших проблем русского общества начала XX века – как предостеречь человека от падения в «скотское состояние». По сути, именно этот процесс превращения человека в зверя, о котором говорил о. Василий и другие русские богословы и который несколько лет спустя так живо и страшно опишет Ф. Кафка, и есть главная причина трагедии XX века. «Мы люди, а не безответственные животные. Не участвуйте в жизни как звери в борьбе за существование, объявляя войну всем и каждому, лишь бы обеспечить себе материальные блага жизни. А вместо этого “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”», – призывал в своей лекции о. Василий.

http://pravoslavie.ru/150917.html

Ефрем же, отвечая Василию чрез переводчика, сказал ему все, что было у него на сердце, и причастился с своим спутником Пречистыми Тайнами из святых рук Василия. Когда они после в доме Василия сели за трапезу, преподобный Ефрем сказал святому Василию: — Отче святейший! Одной милости прошу я у тебя — соблаговоли мне дать ее. Василий Великий сказал ему: — Скажи, что тебе нужно: я в большом долгу у тебя за труд твой, ибо ты для меня предпринял столь далекое путешествие. — Я знаю, отче, — сказал достопочтенный Ефрем, — что Бог дает тебе все, что ты просишь у него; а я хочу, чтобы ты умолил его благость о том, чтобы Он подал мне способность говорить по-гречески. Василий отвечал: — Прошенье твое выше сил моих, но так как ты просишь с твердою надеждою, то пойдем, достопочтенный отец и пустынный наставник, в храм Господень и помолимся ко Господу, Который может исполнить твою молитву, ибо сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19). Избрав удобное время, они начали молиться в церкви и молились долго. Потом Василий Великий сказал; — Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его? — Потому что я грешен, владыка! — откачал ему Ефрем чрез переводчика. — О, если бы и я имел грехи твои! — сказал Василий и прибавил, — сотворим земной поклон. Когда же они поверглись на землю, святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении во диакона. Потом он сказал преподобному: — Повели теперь подняться нам с земли. Для Ефрема же внезапно стала ясна греческая речь, и он сказал сам по-гречески: «Заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, своей благодатью» [ 54 ]. Все прославили Бога, давшего Ефрему способность понимать и говорить по-гречески. Преподобный же Ефрем пробыл со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его во диакона, а переводчика его в пресвитера, и потом с миром отпустил их. В городе Никее [ 55 ] однажды остановился нечестивый царь, и представители арианской ереси обратились к нему с просьбою о том, чтобы он изгнал из соборной церкви того города православных, а церковь отдал их арианскому сборищу. Царь, сам будучи еретиком, так и сделал: силою отнял церковь у православных и отдал ее арианам, а сам отправился в Царьград. Когда все многочисленное общество православных было погружено в великую печаль, в Никею пришел общий предстатель и заступник всех церквей, святой Василий Великий; тогда вся православная паства пришла к нему с воплями и рыданиями, и поведала ему о причиненной им от царя обиде. Святой же, утешив их своими словами, тотчас пошел к царю в Константинополь и, представ пред ним, сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но ты, Василий, не искушай Господа, а твердо веруй в Него, и Он посетит неплодную жену твою и исполнит все прошения твои». Василий, видя, что Иоанн открыл все, бывшее в сердце его, изумился и весьма удивился. Потом Иоанн сказал ему: «Сын Василий! Веруй во Иисуса Христа, Сына Божия, и Он даст тебе за веру твою все, чего хочешь». Василий отвечал: «Верую, как сказал ты; но и теперь прошу тебя: попроси Бога своего, чтобы у жены моей был сын». Иоанн сказал ему: «Я сказал тебе: веруй, и узнаешь славу Божию». Когда он хорошо наставил его, Василий вышел из дома Мирона, пошел, радуясь, в дом свой и рассказал жене своей все, слышанное им от Иоанна. Спустя немного, она пришла с мужем своим к Иоанну и вместе с ним почтила его поклоном. Иоанн сказал жене Василия: „Харис! Благодать Божия да просветит сердце твое и сердце мужа твоего, и даст тебе хороший зачаток утробы твоей». Когда он укрепил их многою проповедью из божественных Писаний, на них почила благодать Божия, и они попросили крестить их. Иоанн крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа. И попросил Василий Иоанна, чтобы мы пошли в дом его и жили у него; но Мирон не позволил нам отойти от него; он согласился только на то, чтобы Иоанн благословил дом Василия и просил нас по-прежнему возвратиться в дом его. Таким образом, по молитвам Иоанна жена Василия родила ему сына; его назвали именем учителя моего Иоанна, и сделалась большая радость во всем семействе Василия. Но прежде, нежели родился отрок, Василий и жена его Харис принесли Иоанну много денег, чтобы раздал нуждающимся. Иоанн сказал ему: «Иди, сын мой, в дом свой, продай все имение свое и будешь иметь сокровище на небе». XXIII. Родон, сложив с себя игемонство, принимает крещение. Муж Хрисиппы, дочери Мирона, пробыв игемоном два года, сложил с себя игемонство и передал управление другому. Пришедши в дом тестя своего, он сказал Иоанну: «Непостоянство вещей мира сего расстроило мою душу и лишило меня множества золота, серебра и весьма многих благ; прошу святую душу, чтобы ты простил меня и очистил меня от преступлений моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василий! разве ты не слышал слов Господа: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9); и: «кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10:41). Доброе дело замыслил сын мой Георгий; с ним и тебе, за твой труд, предстояло увенчаться, и такую славу не всякий получит, какой ты имел быть сообщник с Георгием. Теперь же ты всего лишился; но всё-таки не отчаивайся в своей жизни, хотя ты не можешь исцелиться другим образом, кроме как покаявшись в своих согрешениях. Прикажи внести себя в печерский монастырь, в церковь Пресвятой Богородицы, и пусть положат тебя на мою раку и будешь здоров; золото же и серебро, издержанное тобою, найдешь в целости. Это сказал преподобный Феодосий Василию, явившись явно, а не во сне. На утро же пришел к Василию со всеми боярами князь Георгий Владимирович; увидев его в сильном недуге, он с печалью удалился. Василий же, уверовав в видение святого, приказал вести себя в печерский монастырь. Когда они были у берега, вошел кто-то незнакомый к игумену печерскому и сказал: — Иди скорее на берег, приведи Василия и положи его на гробе преподобного Феодосия; когда он вручит тебе сокровище, обличи его пред всеми, что он взял пятую часть из него; и если покается, прости его. С этими словами сказавший стал невидим. Игумен Тимофей стал доискиваться относительно человека, пришедшего к нему; но никто не видел его входящим и выходящим. Игумен пошел к Днепру, привел Василия и положил его на раке святого Феодосия; и Василий восстал цел и здрав. Он стал давать игумену порученное ему сокровище, говоря: — Вот, ты найдешь здесь четыреста гривен серебра и сорок золота. Игумен же сказал ему: — Чадо! а где еще сто гривен серебра, и десять золота? Василий начал каяться и сознался: — Это я взял и издержал; потерпи, отче, и всё возвращу тебе; думал я утаить это от всевидящего Бога. Тогда высыпали золото и серебро из сосуда, где оно находилось под печатью, сочли пред всеми и нашли в целости, — пятьсот гривен серебра и пятьдесят золота; и все прославили Бога и святого Феодосия. Тогда Василий начал по порядку рассказывать о явлениях ему святого и о его деяниях о нем. Утром князь, взяв с собою врачей, пришел к месту, где видел больного Василия, желая лечить его, и не нашел Узнав, что Василий отвезен в печерский монастырь и подумав, что он уже умер, князь с поспешностью отправился в обитель и здесь нашел Василия, — точно он и не болел. Услышав от него о дивных чудесах, князь и ужаснулся и исполнился духовной радости; он пошел поклонился чудотворному гробу преподобного отца нашего Феодосия и удалился. Услышав об этом, Георгий Симонович, тысяченачальник, еще более возгорелся любовью к пресвятой Богородице и к святому Феодосию; к своему великому дару он присоединил еще гривну которую сам носил и в которой было сто гривен золота; при этом он написал следующее:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Отец Василий взялся ей помочь. Поскольку все паломники у отца Василия не только молились и постились, но и несли какой-то посильный труд, то надо было найти какое-то занятие и для этой женщины. Слушая отца Василия, я тут же попробовал представить, что можно делать со скрещенными руками: мыть или подметать полы? – ни швабру, ни метёлку не удержишь; стирать? – много не настираешь; готовить? – едва ли. Что же придумал для неё отец Василий? Он поставил её перебирать картошку. Услышав это, я рассмеялся, в который раз отдав должное его находчивости. Сколько эта женщина «прогостила» у отца Василия, я не знаю, но однажды, после усиленной молитвы, он «развязал-таки» руки этой несчастной и… чуть не поплатился за это жизнью. Ночью отец Василий проснулся от удара об пол какого-то предмета. Он открыл глаза. Перед ним, в комнате, слабо освящённой первыми лучами утреннего солнца, стояла та самая женщина, а прямо перед ней на полу валялся большой кухонный нож. «Ты зачем пожаловала?» – спросил её отец Василий. «Я хотела тебя убить», – ответила женщина упавшим голосом. «А чего ж не убила?» – опять спросил отец Василий. Перед ним стояла та самая женщина, а прямо перед ней на полу валялся большой кухонный нож «Жалко стало, ты ведь отчитываешь нас», – сказала женщина и заплакала. Я слушал отца Василия и понимал, что для него освободить чью-то душу от зловредных «квартирантов» не было самоцелью. Свято место, как гласит пословица, пусто не бывает. Не о душе ли здесь идёт речь? В самом деле! Какое место святее души, или какое место более, чем душа, не терпит пустоты? Стало быть, если, освободившись от тёмных сил, душа не станет жилищем Духа Божия, то с ней может случиться то самое, о чём как раз предостерегает Евангелие: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.

http://pravoslavie.ru/140143.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010