Собственно между светскими лицами XII в. редко было высокое научное образование; чаще встречаются подобные примеры в среде духовных лиц. Между ними Евстафий Солунский занимает, одно из первых мест. Никита так говорит об его образовании: «Евстафий был знаменит ораторским талантом и отличался всеми добродетелями.... в особенности же он превосходил других убедительностью речей и знанием всякой мудрости, как христианской, так и языческой» 229 . Считая словесное образование существенным признаком лучших людей, Никита, из скромности, так выражается в одном месте: «архипастырь Афинский, Михаил Хонский-мой родной брат; я горжусь этим родством и радуюсь, что в нас течет одна и та же кровь, но сознаюсь, я совсем не похож на него ни по добродетели, ни по красноречию» 230 . С понятием об образованном человеке почти всегда соединяется еще – ораторский талант и известная доля остроумия и находчивости. Последнее качество может стать уделом и не римлянина, хотя и оно возвышает одного человека над другими. У протостратора Алексея с острым умом соединялся прекрасный дар слова 231 ; человек, наделенный подобным даром, составляет предмет зависти для других и не редко гибнет жертвою подозрительности императоров 232 ; выражениями: με γας ε ν λο γοις характеризуется Евфимий, епископ Новых Патр 233 , βαθυ νους, πολυ μητις – император Андроник 234 ; за ораторским талантом Евстафия Солунского признается сила, могущая действовать на камень 235 ; епископ афинский Михаил мог бы огонь свести на нечестивых, ос наслать на лагерь врагов 236 ; за Федором Стиппиотом признается остроумие, глубокомыслие и сообразительность 237 ; Логофет дрома I. Каматир, хотя и не отличался особенною любовью к высшим наукам, однако обладал непринужденностью в разговоре: речь его лмлась подобно прекрасному потоку, текущему по покатости, за что и приобрел он великую славу 238 . Он был незаменимый собеседник на веселом пиру; когда он разгорячался, остроты и рассказы его сыпались без конца. Таким образом, красноречие ценилось не только в делах общественных, но и в жизни частной.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Рассказанные события ставили для крестоносцев совершенно новые задачи и цели. За смертью царевича Алексея они теряли прямую цель похода на Константинополь, вопрос об уплате денежных обязательств теперь получал новое значение. Согласится ли Алексей Дука выполнить обязательства царей, на место которых он избран? По всем внешним признакам нет, потому что новый царь старался заслужить доверие населения и деятельно занимался укреплением стен, восстановлением разрушенных частей города, на предложение же уплатить деньги по контракту и ратифицировать другие статьи договора отвечал отказом. В марте 1204 г. имел место весьма любопытный договор между Бонифацием и Дандоло, имеющий предметом план раздела империи. Если предыдущие действия крестоносцев еще могут иметь для себя какое-нибудь оправдание, то с марта всякий вид легальности был уже оставлен. Акт, заключенный в это время, обращает на себя внимание именно тем, что он представляет зрело обдуманный план действий, от которого крестоносцы ни на йоту не отступили. Этим актом было решено: За подписанием этого договора последовал подробный план распределения частей империи. Можно заметить, что этот план составляли хорошо знающие империю люди: на долю Венеции выпал самый лакомый кусок: приморские области, важные в торговом, промышленном и военном отношении. Так написана была история ближайших судеб империи. Эти три дня грабежа при зареве пожара превосходят всякое описание. По истечении многих лет, когда все уже пришло в обычный порядок, греки не могли без ужаса вспоминать о пережитых сценах. Отряды крестоносцев бросились по всем направлениям собирать добычу. Магазины, частные дома, церкви и императорские дворцы были тщательно обысканы и разграблены, безоружные жители подвергались избиению. Счастливыми почитали себя те, кто успел в общей суматохе пробраться к стенам и бежать из города; так спаслись патриарх Каматир [ 1 ] и сенатор Акоминат, который впоследствии картинно описал ужасные дни грабежа. В особенности нужно отметить варварское отношение латинян к памятникам искусства, к библиотекам и святыням византийским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Нашедши номисму испорченною его предшественниками, он стал ее выделывать из меди и употреблять такую монету для расплаты по казенным покупкам, между тем как поступления в казну обязательно взимались полновесной золотой монетой» 100 . Пущенный в обращение сплав, долженствовавший иметь принудительный курс номисмы, или 12 милиарисиев, на самом деле стоил лишь 4 милиарисия, т. е. в три раза был ниже настоящей номисмы. Мы не можем допустить, чтобы правительство совершенно не принимало к уплате своей низкопробной монеты, но все ведет к мысли, что принудительный курс плохой монеты оплачивался именно теми, кто имел дело с казенными учреждениями. Есть весьма любопытный финансовый памятник, относящийся ко времени Алексея Комнина, в котором наглядно, в таблицах, представлена господствовавшая система взимания налогов и податей 101 . Прежде чем представить картину того, каким тяжелым бременем был принудительный курс, приведем образец самой обычной раскладки. Если принять за норму податной итог в 100 номисм, какой требовался с той или другой сельской общины, то при фактической уплате сборщику указанный податной налог выражался в следующей величине. На 100 номисм следовало добавочных статей: дикерата 100 милиарисиев, или 8 и 13 ном., эксафолла (6 фоллов) 25 милиарисиев, или 2 и 112 номисмы, так называемого обычного 3 номисмы и погонного 1 ном. Всего вместо 100 номисм с плательщиков собиралось 114 с лишком номисм, т. е. увеличение было на 14%. Но если принять в расчет не такой большой итог, как 100 номисм, а меньшую сумму, например 1 номисму, то подлежащая уплате сумма со всеми надбавочными статьями увеличивалась почти вдвое (1 56 ном.). Еще хуже стояло дело при сборе податей новой монетой, введенной в обращение царем Алексеем. По-видимому, в одно и то же время практиковались две системы в разных частях империи. Во Фракии и Македонии собирали по старому образцу, с надбавкой 14% накладных. Но на 1090 г. некто Димитрий Каматир подрядился собрать с этих фем вдвое более против обычного.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Для многих средневековых городов как Востока, так и Запада такой показатель был не меньше 200 жителей на гектар. Херсон охватывал 339 тыс. м2, и, похоже, в периоды благополучия, подобные тем, что были в VIII в. и наступили вновь к концу IX в., он имел от 5 до 7 тыс. населения и около 700–1200 домохозяйств (при площади жилой застройки в 20 га и числе обитателей в каждой усадьбе не менее 6 человек, ниже которого маловероятен уровень обеспечения даже простого воспроизводства) 2082 . Вероятно, уточнение о «знаменитости и многолюдстве» было включено прославленным агиографом в редакцию первоначального текста епифаниева жития в 970-е гг., когда он создавал свой «Менологий», но отражало облик города предыдущих десятилетий. Симеон, родившийся при Льве VI Мудром, и, возможно, занимавший до своего монашества пост императорского протоасикрита при императоре Константине VII Багрянородном, а с 968 г. – магистра и логофета дрома, ведавшего внешними сношениями, организацией дипломатических акций и разведывательной службой, знал об этом не понаслышке 2083 . К слову, Херсон не имел серьезного военного значения для Империи, однако он был исключительно важен именно для логофесии дрома, поскольку через этот город поступала информация о движении в степях Северного Причерноморья, в направлении Дуная, где византийцы привыкли ожидать новые, подчас неожиданные появления кочевых племен (аваров, протоболгар, венгров) 2084 . Ловившие рыбу в устье Днепра были одновременно наблюдателями, разведчиками, доносившими в Херсон о приближении как купеческих речных караванов, так и военных судов русов 2085 . Об их устойчивом присутствии здесь свидетельствуют частые находки херсоно-византийских монет, а также поселения на о. Березань, на долговременность которого указывают следы развитого металлургического производства 2086 . Выгодное стратегическое положение города позволяло его стратигам оставаться бдительным «оком» Империи 2087 . Как некогда Петрона Каматир, они активно занимались сбором самой разнообразной шпионской информации, видя в этом одну из главных задач своей службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Ганнибал 58, 442, 443    Гвемар V, князь салернский 454    Гвидо, сын Роберта Гвискара 182, 184, 349—351, 353, 361, 362, 517, 518, 600, 601    Гвидо Бьяндрате 581    Гвискар, см. Роберт Гвискар    Гектор 283    Гельцер Г. 9    Генесий 588    Генрих I, король английский 587    Генрих IV, германский король 21, 30, 81, 83, 84, 458—460, 486, 488, 489, 502, 503, 530, 578    св. Георгий, Сикеот 166, 307    Георгий, сын Декана 244, 245, 381    Георгий Василаки 330, 331    Георгий Евфорвин 204, 206, 267    Георгий Кедрин 454    Георгий Куцомит 209    Георгий Левун 390, 407, 408    Георгий Манган, Манган 108, 110, 470    Георгий Маниак, Маниак 63, 171, 447, 509    Георгий Месопотамит 245, 546    Георгий Мономахат, Мономахат 88—90, 134, 138, 462, 489    Георгий Палеолог, Палеолог 28, 102, 105, 110—113, 118, 134, 138, 141—144, 146—148, 156, 176, 177, 205, 208, 212, 213, 230, 231,236, 267, 299, 392, 468, 470, 473,495, 534, 535    Георгий Пирр 168, 223    Георгий Торник, Торник 13, 15—19, 33, 34, 36, 37    Геракл 44, 61, 74, 138, 285, 355, 356, 444, 451    Герман, племянник Роберта Гвискара 134, 486, 488    Герман, слуга Никифора III Вотаниата 10, 88, 91, 96, 462, 464    Геродот 18, 556    Гиберт Ножанский 558    Гизульф II, князь салернский 454    Гийан Р. 27, 442, 475, 595    Гилпракт 110, 111    Гиппархия 19    Гирард 460    Глика, см. Михаил Глика    Гликаци-Арвайе Г. 557    Голубовский П. 529    Гомер 18, 54, 75, 111,182, 206, 221, 265, 280, 288, 344, 385, 392, 404, 406, 473, 508, 596, 607    Горгона 119, 477    Готфрид IV Бульонский 277, 283, 284, 286—289, 293, 307—309, 560, 565—567, 570, 572, 577, 578, 580, 581    Готфрид Бурель 562    Готье П. 527, 528, 536    Грегуар А. 47, 553, 564    Григорий Бакуриани, Бакуриани 43, 97, 145, 150, 160, 201, 465, 466    Григорий Гавра, Гавра 243—245, 594, 601    Григорий Генесий 131    Григорий VII Гильдебранд, папа 30, 455, 456, 458, 459, 486    Григорий Каматир 259, 550    Григорий Маврокатакалон 205, 208    Григорий Назианский 602

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

С 1203 г., после начала осады К-поля участниками 4-го крестового похода, И. К. был вовлечен в политическую борьбу вокруг визант. престола. Одни партии требовали от патриарха твердо защищать империю от латинян, другие - вступить с ними в союз и в т. ч. признать примат Папского престола. Патриарх был вынужден искать компромиссные решения. Весной 1203 г. он совместно с имп. Алексеем III направил письмо кор. Калояну Болгарскому с просьбой помочь в борьбе с крестоносцами. Однако ответа не было, летом 1203 г. Алексей III бежал из К-поля. В 1204 г. И. К. стал свидетелем захвата и разорения К-поля крестоносцами; он покинул столицу и удалился в Дидимотих. После признания власти Феодора I Ласкаря визант. городами в М. Азии И. К. весной 1206 г. был приглашен в новую столицу Никею, но отказался от переезда и отрекся от Патриаршего престола По предположению Х. Г. Бека, перу И. К. могут принадлежать 3 небольших анонимных полемических сочинения против латинян, написанные в Византии на рубеже XII и XIII вв. ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 664-665). Однако эта гипотеза представляется необоснованной. Ист.: PG. 119. Col. 889-893; PL. 214. Col. 756-765; Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 464; Georg. Acrop. Chron. P. 11; Nicet. Chon. Hist. P. 514-517. Лит.: Три статьи неизвестного греч. писателя нач. XIII в. в защиту Православия и обличения новостей латинских в вере и благочестии/Изд.: еп. Арсений (Иващенко). М., 1892; Papadakis A., Talbot A. M. John X Camaterus Confronts Innocent III: An Unpublished Correspondence//Bsl. 1972. Vol. 33. P. 26-41; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1977. S. 343, 664-665; Browning R. An Unpublished Adress of Nicephoros Chysoberges to Patriarch John X Kamareros of 1202//BSEtB. 1978. T. 5. 37-68; Spiteris J. La critica bizantina del primato romano nel secolo XII. R., 1979. P. 261-299; RegPatr, N 1193-1202a; ODB. Vol. 2. P. 1054-1055, 1098; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni (1081-1261). Camb., 1995; Gastgeber Chr. Sprachliche und übersetzungstechnische Beobachtungen zu dem in den Kanzleiregistern Papst Innocenz " III. überlieferten Schreiben des Patriarchen Ioannes X. Kamateros von Konstantinopel. 1: Einf., Besonderheiten der Übers., Bibelzitate, Ed.//RHM. 1996. Bd. 38. S. 85-127; Hakkarainen M. Der Rhetor Johannes Kamateros: Eine prosopographische Notiz//BZ. 1996. Bd. 89. N 2. S. 377-378; Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. М., 20012. С. 197-202; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII вв. М., 2006. С. 487-492.

http://pravenc.ru/text/469596.html

Мы не думаем, что­бы самостоятельно могли появиться подобные споры в Ви­зантии, ибо Греки сами по себе не расположены были вносить эмпирический элемент при решении богословских вопросов. Напротив на Западе не только не чуждались такой разработки религиозных вопросов, но и прямо ста­вили вопрос о „тленности“ и „нетленности» евхаристи­ческих даров. Споры эти давно уже начались на Западе и не прекращались и в конце XII века. В IX веке на Западе появились лжеучители, которые утверждали, что принимаемая нами Евхаристия подлежит тем же процес­сам, как и обыкновенная пища. Против них писал Пасхазий Ратберт 341 . В первой половине XII века про­тив таких же лжеучителей полемизировал Алгер из Люттиха, называя подобное заблуждение: haeresis foedissima stercoranistarum 342 . На Западе не прекращались разбира­емые споры и около того времени, когда они появились и на Востоке. Так, знаменитый папа Иннокентий III (1198– 1216 г.) в сочинении «De mysteriis missae» разрешает между прочим вопрос  и  о том, что происходит с евхаристическим хлебом после того, как он принят нами внутрь, в таинстве; он отвечает, что как скоро «тело Христово принято нами, то оно теряет все признаки чувственности и становится духовным: Христос через уста верующего переходит в сердце верующего " 343 . – Мы полагаем, что споры  о тленности и нетленности евхаристического тела и крови Христовой имеют в Византии внешний характер. Появление крестоносцев на Востоке легко могло служить к ознакомлению греков с такими сторонами латинского богословия, о которых они раньше ничего не знали. Главным представителем учения о «тленности» приемлемой нами Евхаристии был в Византии какой-то сначала маг, а потом монах и писатель по имени Михаил Сикидит 344 . Из кого состояли его при­верженцы-неизвестно. Особенной ревностью в борьбе с лжеучителем Сикидитом и его приверженцами заявил себя тогдашний патриарх Иоанн Каматир 345 . В своих катехизических поучениях Иоанн старался указать на то, что предмет настолько таинствен, что он превышает силы ограниченного разума человеческого; вообще он раскрывал в борьбе с заблуждением, что таинство потому и есть таинство, что его смысл и действие «вышеестественны».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Феофилакт не питал отвращения к тому, чтобы сопровождать свои просьбы скромными дарами. Эти «гостинцы» совсем необязательно расценивать как откровенные взятки – у византийцев было в обычае вместе с письмами посылать подарки. Чаще всего он посылал рыбу – лакомство постное и вполне приличествующее архиепископу и иноку. Правителю Фессалоники кесарю Никифору Мелиссину он, видимо, дважды отправлял дары, в первый раз – пятьдесят рыбин, частью рассольных, частью запеченных в небольших хлебах, во второй – двести некрупных рассольных рыбин. Губернатору и дуке Иоанну Комнину он послал сотню рассольных рыбин. Маленькие партии от­сылал он Константину Дуке, губернатору Вардарского округа, и Ни­кифору Вриеннию, дуке Диррахия. Вероятно, то была знаменитая форель из Охридского озера (Salmo ohridanus), которую гурманы всегда ценили. Каждый раз, упоминая количество отсылаемых рыбин, он с удовольствием раскрывает заключенный в цифрах благоприятный смысл: пятьдесят означает пятью десять, то есть пять чувств, помножен­ных на современнейшее из чисел, двести означает пять чувств, помно­женные на четыре добродетели и помноженные на десять. Письма его в Константинополь были разнообразны и с точки зрения этого исследования более содержательны. Писал он своим друзьям, ученикам, коллегам и тем официальным лицам, снискать благораспо­ложение которых считал необходимым. Самым могущественным из них был Григорий Каматир, начальник имперской канцелярии, и Ад­риан Комнин, брат императора и главнокомандующий византийскими войсками в Европе. Письма Феофилакта к Григорию, одновременно отеческие и почтительные, позволяют предположить, что Григории был либо его учеником, либо духовным сыном. Тон их комплиментарный: новый губернатор, назначенный хлопотами Григория, хорош настоль­ко, что лучше не бывает; некую деревню в нижнем течении Вардара сборщики налогов поставили на грань разорения – Феофилакт благодарит Григория за защиту интересов Церкви, но враги Феофилакта оружия не сложили и стараются убедить императора отменить свое решение, так пусть Григорий будет начеку и держится твердо.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Известная веселость нрава, приятный характер-отличаются как дорогое преимущество некоторых людей 239 . Эти качества уважались при дворе и в обществе. Остроумие уважал император Иоанн, веселыми людьми окружал себя Исаак 240 . I. Каматир, который умел и пропеть под звуки лиры и кифары, и проплясать кордак, был не только любимым гостем у императора Мануила, но и с успехом был употребляем в сношениях с иностранными властителями, которых он умел обворожить своим веселым нравом 241 . Эти качества, между прочим, упоминаются Никитою в числе таких, которые не дают покоя и мешают спать царям. Императоры считали для себя особенною честью, чтобы подданные признавали в них и философское образование и ораторский талант; для этого лучшие из них почетными дарами привлекали к своему двору людей образованных 242 . Образованность, красноречие и общительность признаются как бы отличием благородного римлянина: варвар не может усвоить себе этих плодов цивилизации 243 ; варвары не имеют, по крайней мере в одном лице, соединения подобных качеств. Телесная сила, хитрость, находчивость, крепость, свойственная «мужу кровей», придается в частности некоторым из них 244 . Непривлекательные черты человека недоступного, несообщительного, молчаливого и сосредоточенного в себе самом соединяются с таким нравственным уродством и бесчеловечием, что невольно заставляют предполагать соответствие между теми и другими в представлении писателя. Таким у него выведен I. Пуца, уничтоживший флот, поборами скопивший себе несметные богатства, обременивший государство непосильными налогами 245 . Любовь к интригам, двуязычие, хитрость, коварство и притворство уподобляют человека библейскому змию искусителю 246 ; сострадание, доступность и открытый нрав, напротив, делают его любимцем всех 247 . Мужество на войне и телесная красота. С совершенством нравственным соединяется совершенство физическое. Мужество на войне и красота суть характеристические черты сочувственных лиц в истории Никиты. Обыкновенный способ обозначать военные дарования у Никиты краток и точен: Просух – ου χ δρις τα πολε μια 248 , I.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Большими считались корабли в 20–35 тысяч модиев (120–210 per. т), длиной 28–35 м (90–114 локтей) и высотой 2–3,5 м (6,5–11 локтей) 1788 . Херсон, как и раньше, несомненно, имел свои собственные суда, лодки, а значит, должен был располагать базой для их строительства, содержания, ремонта, оснастки. Отправляясь из города в дальнюю морскую и речную экспедицию, связанную с постройкой Саркела, императорский посланец Петрона Каматир не мог полагаться только на случай застать в порту Херсона достаточное для задуманного предприятия число грузовых, торговых судов, приплвших сюда по делам из столицы и побережья Южного Понта. Зная, что выделенные ему хеландии императорского флота и катепана Пафлагонии придется заменить на иные, менее крупные, пригодные для плавания по мелководью, он был осведомлен, что найдет у самих херсонитов два необходимых ему класса транспортных кораблей: часть так называемых «круглых» парусных судов (strongila сравнительно тихоходных, с закругленной передней частью, широким устойчивым корпусом, и, очевидно, все потребное количество гребных судов (kamatera karabia), рабочих, грузовых кораблей малой осадки, каждый из которых с помощью нескольких десятков гребцов мог двигаться на веслах против речного течения 1789 . Через 10–15 лет такие контакты с Хазарией затруднились на некоторое время в силу политических причин, но не исчезли совсем, а значит, можно подозревать сохранение в составе херсонесского городского флота не только strongyla но и другого, гребного, более дорогостоящего вида водного транспорта. Следовательно, херсониты имели не случайные суда. Знакомство с их разными типами свидетельствует о том, что местные корабелы усвоили представление о значении оптимальных форм обводов корпуса, о соотношении главных размерений, интерферренции волн, главных точках законченной корабельной конструкции (центре тяжести, общем центре и мегацентре), достигали прочности, плавучести, остойчивости своей продукции, то есть постигли опыт умелого кораблестроения. Морские суда той далекой эпохи не имели рангоутно-такеллажного оборудования (рей с брасами), парус крепили прямо к мачте и управление им было ограничено, что не мешало широко использовать этот вид транспорта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010