[lxxiii] См.: Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. С.89. [lxxiv] О том, что «наши паломники» (в том числе, Антоний) были руководимы, «очевидно, греками-гидами» писал еще тот же Н. П. Кондаков (Там же. С. 98). После него о «рассказах греческих проводников» постоянно упоминал Хр. М. Лопарев (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). Спб., 1899. С. XXV, XXXII и др.), который даже подчеркивал, что «Антоний во многих случаях руководился показаниями греческих проводников, заносил в свою книгу не только то, что он видел лично, но и то, о чем он только слышал». О «византийском гиде» Добрыни Ядрейковича, «несколько спрямившим историю» при рассказе о гробнице мучеников Карпа и Папила в константинопольском мартирии (он приписал его строительство Константину Великому, тогда как, «согласно господствовавшей легенде», тот был построен его матерью, императрицей Еленой по образцу храма Гроба Господня), пишет и современный византинист. См.: Иванов С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 392. [lxxv] Кондаков Н. П. Византийские церкви ... С. 97. [lxxvi] См.: Савваитов П. И. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. Спб., 1872. [lxxvii] Кондаков Н. П. Византийские церкви ...С. 99. [lxxviii] Там же. С. 122. Замечания и поправки Хр. М. Лопарева к топографии Константинополя у Антония Новгородского и ее интерпретации у Н. П. Кондакова см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. XXVIII-LXIV. [lxxix] Речь идет о византийском императоре Алексее III Ангеле (ок. 1153-1211). [lxxx] Имеется в виду патриарх Иоанн Каматир (1198-1206). [lxxxi] «В 1200 году Пасха праздновалась 9 апреля, - отмечает Хр. М. Лопарев, - 21 мая действительно приходилось на воскресенье (день недельный), тогда (7-е воскресенье по Пасхе) праздновался и собор 318 отцев Первого Вселенского собора» (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. CXXVI). «Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия (Спасского) (М., 1997. Т. II. С. 151-152; Т. III. С. 190-191) относит память Первого Вселенского (Никейского) собора 325 г., в котором участвовал император Константин и 318 епископов, среди которых были свт. Николай Чудотворец, свт. Спиридон Тримифунтский и др. святые отцы, не к 21, а к 29 мая, когда она и отмечается по сию пору. День памяти св. равноапостольного царя Константина и матери его Елены всегда отмечается 21 мая.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Из редакции этого определения видно, что Михаил в данном случае подтверждает распоряжение, сделанное на этот счет при патриархе Луке Хризоверге . 418 Патриарх Михаил решился уничтожить еще беспорядок, касающийся преимущественно священноиночества. Встречалось, и встречалось нередко, в практике Византийской церкви следующее явление: некоторые из белых священников (Ιερων λακν) делались монахами и однако же, несмотря на то, потом как будто бы они оставались бельцами, брали на себя различные церковно–административные должности 419 и почти ничем не отличались от обыкновенных белых священников. Патриарх отменил этот стародавний обычай, находя, что церковно–административные должности могут принимать на себя только обыкновенные священники, а монахи должны знать только свои монастыри . 420 Патриарху Михаилу принадлежит несколько постановлений по части брачного права . 421 Наконец, Михаил Анхиал известен деятельностью в области искоренения народных суеверий. В Константинополе и некоторых других приморских городах было обыкновение под праздник «Ивана Купалы» (24 июня) устраивать разного рода гадания, причем ради ворожбы зажигались костры и допускалось много другого крайне суеверного. Михаил обратил внимание на этот «демонский обряд» и вступил в борьбу с ним. Он распорядился, чтобы впредь ничего такого не происходило. Распоряжение патриарха имело успех – вероятно, временный. Суеверие скрылось. Успеху патриаршего распоряжения содействовало то, что Михаил приказал ближайшим к месту суеверных гаданий начальникам и священникам всячески заботиться о прекращении нехристианского обычая . 422 Из прочих патриархов, управлявших Константинопольскою церковью в XII в. до завоевания Константинополя крестоносцами, заслуживают внимания только двое: Феодосий I и Иоанн Каматир. Феодосия (1178–1183) едва ли можно причислять к мужам, блещущим умом и образованием. Но зато несомненно – это была высоконравственная личность. О нем справедливо отзывались как «муже, выросшем среди добродетелей и дышавшем добром, как воздухом ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

показали Византии и КПЦ, что возможность заключения церковного союза вслед за политическим скорее призрачна, чем реальна. В эти годы на захваченных крестоносцами землях, к-рые входили в юрисдикцию Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей, была создана параллельная лат. иерархия, к-рую возглавил лат. Иерусалимский Патриархат. Кроме того, византийцы вскоре начали подозревать, что европ. рыцари могут захватить империю под предлогом паломничества. Тем не менее в течение XII в. продолжались контакты, обмен посольствами и диспуты на различные темы о вероучении латинян и КПЦ. Полемические сочинения против латинян писали богословы КПЦ Евстратий Никейский, патриархи Николай IV Музалон , Никита Сеид, еп. Николай Мефонский, Никита, митр. Фессалоникийский, Михаил Глика , Феодор Продром (см.: Бармин. 2006). Диспуты позволили обеим сторонам уточнить свои позиции и накопить большое число новых аргументов для отстаивания своей правоты. Тем не менее существенных положительных результатов в деле церковного примирения эти контакты не дали. Более того, к кон. XII в. соперничество Византии и Запада обострилось и переросло в открытый многолетний конфликт К-поля с итал. торговыми республиками, к-рых поддерживали Римский престол и норманнские гос-ва Италии. Военное противостояние завершилось захватом К-поля участниками 4-го крестового похода в 1204 г. И. Н. Попов Поздневизантийский период (1204-1453) В 1206 г. в занятой болгарами фракийской крепости Дидимотих умер патриарх-изгнанник Иоанн X Каматир. К-поль находился под контролем лат. императора, а в соборе Св. Софии расположился патриарх-католик венецианец Томмазо (Фома) Морозини . Однако мало кто из греков признавал светскую и духовную власть латинян, к-рые в свою очередь почти не пытались заручиться поддержкой местного населения, не скрывая своего презрительного отношения к «схизматикам» (см. Латинская империя ). На руинах распавшейся Византийской империи основными очагами военного сопротивления захватчикам стали Никея (см. Никейская империя ), Эпир (см.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Предания. В это время после многовекового перерыва в КПЦ возобновилась работа над составлением компендиумов теоретических знаний о ересях и сектах - «всеоружия» для обострявшейся борьбы с иноверцами. Такие трактаты составили Евфимий Зигабен, Андроник Каматир (сер. XII в.) и Никита Хониат (нач. XIII в.). Переживает расцвет и школа канонического права КПЦ. В кон. XI - нач. XIII в. в Византии созданы 3 свода толкований на номоканон, которые приобрели наибольшее значение для позднейшей православной традиции; их авторы - к-польские юристы Алексей Аристин , Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон. Крупнейшей проблемой для КПЦ с кон. XI в. стало крестоносное движение западноевропейцев (см. Крестовые походы ), которое в значительной мере охватило и Византию и повлияло как на дальнейшее развитие связей КПЦ с Римско-католической Церковью, так и на отношения широких слоев христиан Востока и Запада друг к другу. Патриархия КПЦ, имп. правительство в К-поле и Римская курия постепенно осознали сложность положения, в к-рое попало все христ. сообщество после схизмы 1054 г. Обмен посольствами между Римом и К-полем был возобновлен в 1089 г. Легаты папы Урбана II объявили византийскому правительству и Церкви «отеческое порицание» за запрет литургии на опресноках. Ответное Соборное послание КПЦ содержало уверения в необходимости восстановления церковного общения с Римом, после того как от папы будет получено приемлемое исповедание веры. Тем самым стороны несколько смягчили свои позиции, не повторяли анафем и соглашались в необходимости дальнейших переговоров. Начало крестовых походов в 90-х гг. XI в. дало импульс для знакомства большого числа выходцев из Зап. Европы с византийцами и возможность для их постепенного сближения. Между Византией и участниками 1-го крестового похода был заключен военно-политический союз; в период завоеваний крестоносцев в Сирии и Палестине многие и византийцы и европейцы рассчитывали на дальнейшее скорое окончательное примирение Церквей. Тем не менее события 1098-1100 гг.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

50 Император Алексий III Ангел, лишивший престола брата своего Исаака II, царствовал с 8 апреля 1195 по 1203 г. 51 Иоанн X Каматир, по смерти патриарха Георгия Ксифилина, возведен на патриаршеский престол в 1198 году и правил церковию 5 лет 8 месяцев и 7 дней, до самаго взятия Царьграда крестоносцами. 52 По свидетельству Византийских и Русскпх летописцев, Волынский князь Роман Мстиславичь, по просьбе императора Алексея III Ангела, в 1202 году, вторгся, вместе с другими Русскими князьями, в землю Половцев, опустошавших Фракию и угрожавших самому Царьграду. Этим вторжением Роман отвлек опасных врагов от нападения на Царьград (Карамз. Ист. Госуд. Росс. т. III. Спб. 1842. ст. 66). Для предварительных переговоров по этому случаю, вероятно, и было отправлено им в Царьград посольство, о котором говорит наш паломник, но молчат летописи. 54 По “Сказанию о създании великыа Божия церкви святыя Софея”: “устье святаго кладязя принесено бысть изь Самариа: того ради именуегся тако, занеже на нем Господь нашь Иисус Христос к Самаряныне беседоваль; и 4 трубы от Ерихона принесены быша, яже есть в образ труб, яже дръжахут тогде Ангели, егда падоша стены Ерихону (Ркп. л. 319; и Летоп.Рус. лит. Тихонр. т. II. стр. 25). Anonymus, de S. Sophia (y Бандури, в Imper. Orient. 1.1. По Синаксарю в неделю Самаряныни (в Цвет. Триоди): “ведомо буди, яко студенца онаго горлище, сиречь устие, царь Иустиниан честне оттуду (т. е. из Самарии) иринес, в.Божия Слова великом храме святыя Софии положи; но и камень, на немже Христос седя Самаряныни беседоваше, и доселе обоя пребывают пред папиертом от востока, в храм входящымь на левой стране”. 56 По Святцам известны два Аверкия: один – мученик (26 мая), другой – епископ Иерапольский (22 октября). По сопоставлению с Григорием Великия Армении (30 сситября), и Сильвестром, папою Римским (2 яиваря), здесь разумеется Авервий, сиятительствовавший в Иераполе (161–180). 57 Дюканж говорит только об одной крестильнице, находившейся блнзь западнаго притвора: neque tantum extra aedem sacram extitit baptisterium, sed etiam versus infimam illius partem, seu haud longe a porticibus occidentalibus, vel narthece, quo statui videtur loco baptisterium Sophianum a Codino etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Тогда Алексей V Мурцуфл решил бежать и, посадив на корабль бывшую царицу Ефросинью и ее дочь, свою возлюбленную Евдокию, отплыл из города. Позднее, в 1205 г., он будет ослеплен бывшим императором Алексеем III, а потом взят в плен латинянами, которые привезут его в Константинополь и там умертвят, вменив ему убийство императора Алексея IV 1022 . Но в Константинополе еще оставались люди, не желавшие добровольно сдаваться латинянам. Некий молодой человек из фамилии Дуков и Феодор Ласкарис, зять императора Алексея III, ночью отправились в Святую Софию, где предложили клирикам выбрать из них царя. После короткого обсуждения епископы остановились на кандидатуре Феодора Ласкариса , и патриарх Иоанн Каматир тут же венчал его императорским венцом. Сразу после этого новый Римский царь попытался собрать последних защитников столицы, но его ждало разочарование – деморализованные византийцы отказывались сражаться. Император обратился за помощью к царской гвардии – варягам, но и те потребовали громадную сумму денег за свои ратные услуги, которых, конечно, у Феодора Ласкариса просто не было в наличии 1023 . Поняв, что все кончено, император Феодор Ласкарис покинул Константинополь и отправился в Никею, надеясь там создать очаг сопротивления латинянам 1024 . Беззащитность мирных жителей только раззадорила крестонос- цев, этих «мужей крови», и с раннего утра они бросились грабить город. Каждый крестоносец захватил себе по произвольному выбору дом и делал с его обитателями и имуществом что хотел. Убийства беззащитного населения, насилие над женщинами, продажа в рабство детей, помноженные на пьянство и грабежи, стали в те дни обычными картинами 1025 . Когда константинопольцы увидели въехавшего в ворота столицы маркграфа Бонифация Монферратского, они бросились к нему с просьбой прекратить разбой. Но тот ответил, что обещал войску отдать Константинополь на разграбление на 3 дня и не намерен отменять своего приказа 1026 . Открылось нестерпимое зрелище, настоящее скотство: врываясь в храмы, латиняне сбрасывали наземь Святые Дары и разбивали иконы, с которых снимали украшения. Как сказал современник, «что претерпел в древности Христос, быв обнажен и поруган, то же самое Он претерпел и теперь». Драгоценности, хранящиеся в храмах, уже не помещались в руках, и тогда туда ввели лошаков (!), на которых грузили награбленное имущество. Некоторые животные, поскользнувшись, падали и ломали ноги на гладких полах православных храмов, и их закалывали тут же; кровь заливала церкви. Желая развлечься, крестоносцы посадили на сопрестолие храма Святой Софии продажную женщину. Им не уступало и западное духовенство, соблазнившееся легкой возможностью резко поправить финансовые дела своих аббатств 1027 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. XII в. правящий клан Комнинов постепенно стал наиболее могущественным в империи и постепенно расширялся за счет сложной политики династических браков между ближайшими родственниками императоров и представителями других влиятельных феодальных семей. Кроме того, заключались брачные союзы с иноземными правящими домами. Ок. 1122 г. царевич Алексей, наследник И. К., женился на дочери русского кн. Мстислава Владимировича Добродее (Евпраксии), к-рая приняла имя Ирина. Старшая дочь И. К. Мария была выдана замуж за Иоанна Рожера Далассина, члена норманнского герцогского дома, правившего в Юж. Италии. Остальные дочери вышли замуж за представителей менее влиятельных визант. фамилий, ставших благодаря этому приближенными Комнинов: Анна - за Стефана Кондостефана, Феодора - за Мануила Анему, Евдокия - за Феодора Ватаца. При такой политике нек-рые семьи, ранее претендовавшие на участие в управлении и бывшие союзниками Комнинов в кон. XI в. (Дуки, Вриеннии), частично утрачивали свое влияние. Подобно Алексею I, И. К. опирался на своих ближайших родственников, к-рые занимали наиболее важные должности при дворе, в военной и гражданской администрации. Брат И. К. Исаак получил титул севастократора, его двоюродные братья Иоанн Комнин и Григорий Таронит заняли посты паракимомена и протовестиария. В то же время некоторые важные гражданские посты получили лично преданные И. К. лица, не связанные с кланом Комнинов, такие как великий логофет Иоанн Аксух (выходец из тюрк. племен, принявший крещение), логофет секретов Григорий Каматир. И. К. мало интересовался церковной политикой, и его правление не отмечено к.-л. крупными событиями в жизни Византийской Церкви. С меньшей интенсивностью продолжалась в эти годы и греко-лат. полемика, бывшая одной из важнейших проблем церковной жизни как на рубеже XI и XII вв., так и во 2-й пол. XII в. В 1136 г., во время пребывания германского посольства в К-поле, в храме Св. Ирины состоялся публичный диспут об исхождении Св. Духа между еп. Ансельмом Хафельбергским и митр. Никитой Никомидийским.

http://pravenc.ru/text/469754.html

В Византийской империи А. воспринималась как пережиток язычества. Занятие А. сохранялось лишь в нек-рых очагах античной культуры, среди неоплатоников. Проклу Диадоху (V в.) приписывали авторство комментариев к «Четверокнижию» Птолемея. Его ученик Марин (V в.) снабдил биографию учителя его гороскопом. В 529 г. имп. Юстиниан I одновременно с запрещением преподавать языческие дисциплины запретил и деятельность астрологов. С угасанием античной цивилизации и распространением христианства массовая А. пришла в упадок, однако в период с IX по XII в. астрологи состояли при дворах мн. императоров. Благосклонно относились к А. Лев Математик , архиеп. Солунский (IX в.), и Иоанн X Каматир , Патриарх К-польский (XII в.), изложивший в 2 астрологических поэмах учение Птолемея. Однако отрицательное отношение Церкви к А. оставалось неизменным. Критиковали А. и визант. ученые. Михаил Пселл (XI в.), изучив методы и технику А., счел ее «суетной наукой», опасной для тех, кто, «обратившись к ней, забыл о нашем [христианском] учении» (Хронография. М., 1978. С. 134). Михаил Атталиат (XI в.) называл астрологов обманщиками (Historia/Rec. I. Bekker. Bonnae, 1853. P. 257). Анна Комнина (XI-XII вв.) указывает, что имп. Алексей I Комнин «объявил вражду астрологическому учению», потому что «оно побуждало многих наивных людей отрешиться от надежд на Бога и глазеть на звезды» (Алексиада. М., 19962. С. 186). В поздней Византии усиливаются эсхатологические настроения и сопутствующий им интерес к А. С кон. XIV по сер. XV в. в Византии действовала астрологическая школа Иоанна Аврамия (XIV в.), занимавшаяся собиранием, систематизацией и изданием трудов античных астрологов. Помимо последних в Византии к тому времени уже получили широкое хождение астрологические тексты, переведенные с араб. языка (см.: Pingree D. The Astrological School of John Abramius). Визант. астрологические рукописи составляют бóльшую часть «Корпуса рукописей греческих астрологов» (Catalogus codicum astrologorum Graecorum: In 12 vol. Brux., 1898-1936).

http://pravenc.ru/text/76752.html

определили после соединения одну природу Бога Слова, те (т. е. отцы Халкидонского собора), пренебрегши всеми этими отцами, осмелились провозгласить две природы после соединения» 674 . В VI веке κατ μρος πστις переведено было на сирийский язык, как произведение Григория Чудотворца . Выдержки из него часто встречаются в монофизитских рукописных сочинениях на сирийском языке и в переводах греческих монофизитских сборников отеческих свидетельств 675 . Исправление текста κατ μρος πστις, именно в том месте, на которое ссылались монофизиты, в соответствии с православным учением (в § 30: κα στι θες ληθεινς σαρκος ν σαρκ φανερωθες ... ο δο πρσωπα. λλ [ ΒΜ. οδε] δο φσβις), произведенное неизвестно кем и в какое время, открыло этому произведению свободный доступ в среду православных, и мы видим, что и православные церковные писатели, как Анастасий Синаит и вслед за ним Евфимий Зигавин, признают его подлинным творением св. Григория Чудотворца 676 . Другое применение, чем в начальной своей истории, κατ μρος πσης нашло во время униональных переговоров и споров между восточною и римскою церквами: в литературных произведениях, возникших в связи с выдвинутым вопросом об исхождении Св. Духа, обращено было внимание на заключающиеся в κατ μρος πστις выражения относительно третьего Лица Св. Троицы, которые были использованы преимущественно защитниками унии для доказательства учения об исхождении Св. Духа и от Сына. При этом православные полемисты не отрицали подлинности κατ μρος πστις, а только старались вложить в его выражения православное понимание. Названным произведением, как творением св. Григория Чудотворца , в это время пользовались: Андроник Каматир, Иоанн Векк, Георгий Метохита, Константин Мелетонит, Димитрий Кидоний, Иосиф Вриенний 677 . Таким применением, данным κατ μρος πστις, объясняется и появление этого произведения в рукописи Московской Синодальной Библиотеки, где оно стоит в ряду произведений, связанных с Флорентийским собором. Таким образом, этот ряд свидетелей удостоверяет, что до очень позднего времени κατ μρος πστις, по крайней мере, в известных кругах без всяких сомнений усвоилось св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   Успенский Φ., Военное устройство византийской армии, — ИРАИК, 6, 1900.    Успенский Φ., История Византийской империи, III, М.-Л., 1948.    Успенский Ф., Образование второго болгарского царства, Одесса, 1897.    Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1892.    Шандровская В., Григорий Каматир и его печать в собрании Государственного Эрмитажа, — ВВ, 16, 1957.    Шанидзе А., Страница из историята на грузино-българските културни взаимоотношения, — «Исторически преглед», XIV, 4, 1958.    Шестаков С., Три поэта византийского ренессанса, — «УЗ Казанского ун-та», VI-VIII, 1906.    Юзбашян К., К истории павликианского движения в Византии, «Вопросы истории религии и атеизма», IV, М., 1956.    Яковенко П., Исследования в области византийских грамот, — «УЗ Юрьевского ун-та», VI, 1917.    Adontz N., âge et origine de empereur Basile I, (867—886), — Byz., 9, 1935.    Adontz Ν., archevèque Théophylacte et le Taronite, — Byz., II, 2, 1936.    Adontz Ν., Les Taronites à Byzance, — Byz., 11, 1936.    Alexandrides К., Über die Krankenheiten des Kaisers Alexios/Ι Komnenos, — BZ, 55, 1962.    Alexandris, La puissance maritime de Empire byzantine, Athènes, 1957(на греч. яз.).    Alföldi Α., Insignien und Tracht der römischen Kaiser, — «Mitteil. des deutsch. archeol. Instit., Roem. Abt.», 50, 1935. μαντος Κ., ασιτας-Διασιτ ς, λληνικα, 3, 1930 μαντος Κ., αδηνς, λληνικα, 3, 1930.    Andressohn I. С., The ancestry and life of Godefroy of Bouillon, Bloomington, 1947. ντονιαδης Σ., περιγραφικ στ ν «λεξιαδα». Π ς ’Αννα Κομνην βλπει κα ζωγραφζει προσωπα κα χαρακτ ρες, " λληνικα, 5, 1932.    Avenarius G., Lukians Schrift zur Geschichtsschreibung, Meisenheim, 1956. Βαγιακακος Δ., κ το τοπωνυμικο τ ς θακης, ΕΕΒΣ, 29, 1959.    Bailly Α., La serénisime rèpublique de Venise, Paris, 1946.    Banescu N.. Ein ethnographisches Problem am Unterlauf der Donau, — Byz., 6, 1931/.    Banescu Ν., Un duc byzantin du/Χ/I-еsièclë Katakalon Kékauménos, — ARBSH, XI, 1924.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010