Col. 464 A; Ephraemius. P. 408; Γεδεν. Σ. 365); Василий II Каматир (1183–1187) – диакон и хартофилакс Великой Церкви (Choniata. P. 339; Callistus. Col. 464 В; Ephraemius. P. 408); Никита II Мунтанис (1187–1190) – диакон и великий сакелларий Великой Церкви (Choniata. P. 530; Nicephorus Callistus. Col. 464 В; Ephraemius. P. 408); Георгий II Ксифилин (1192-июнь 1199) – диакон и великий скевофилакс патриархии (Choniata. P. 533; Callistus. Col. 464 D; Ephraemius. P. 409); Иоанн X Каматир (5 авг. 1199-февр. 1206) – диакон и хартофилакс Великой Церкви (Callistus. Col. 464 D; Ephraemius. P. 410); Михаил IV Авториан (20 мар. 1206–26 авг. 1212) – диакон и великий сакелларий Великой Церкви (Acropolites. P. 11; Callistus. Col. 464 A; Ephraemius. P. 410); Феодор II Приник [сент. 1212-февр. 1215] – диакон и хартофилакс Великой Церкви, ипат философов (Acropolites. P. 32; Callistus. Col. 465 А; Ephraemius. P. 410); Мануил I Сарантинос [дек. 1215-сент. 1222] – диакон патриархии, философ (Acropolites. P. 32; Callistus. Col. 465 С; Ephraemius. P. 411; Γεδεν. Σ. 383); Мануил II (1244-авг. 1255) – состоял в клире Большого царского дворца и был протопресвитером ( πρωτοπαπς) императора (Acropolites. P. 100; Callistus. Col. 465 D; Ephraemius, 411; Γεδεν. Σ. 388); Иоанн XI Векк (2 июн. 1275–26 дек. 1282) – хартофилакс Великой Христовой Церкви (Gregoras. Т. I. Р. 128, 130; Pachymeres. Т. I. P. 225: των αρχιερων τνες ευδοκον πι τω Βκκω. μα μν χαρτοφλακι ντι, μα δε και μεγλω σκευο– φλακι; Callistus. Col. 468 Β; Ephraemius. P. 414); Иоанн XIV Калека (1334–8 янв. 1347) – пресвитер Большого царского дворца (Gregoras. Т. I. Р. 496; Cantacuzenus. Т. I. Р. 432–433); Григорий III Мамма (1443–1450) – духовник и протосинкелл патриархии (Georgius Phrantzes. P. 200; Historia politica [c]onstantinopoleos. Bonnae, 1849. P. 10; Γεδεν. Σ. 466). 172 Именно: Стефан II [авг. 925–928 г.] – митрополит Амасийский, евнух (Continuatus. Р. 410; Cedrenus. Т. II. Р. 307; Zonaras. Т. IV. Р. 60; Symeon Magister.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Иоанн Кантакузин 507 Иоанн Комнин, сын Исаака Комнина 27, 240–242, 245, 252, 253, 279, 328, 488, 502, 544, 545 Иоанн Комнин, отец Алексея I 7, 10, 90, 146, 294, 439, 444, 463, 475, 476 Иоанн II Комнин, император 14, 16, 17, 35, 54, 328, 364, 365, 372, 439, 440, 522, 549, 550, 589, 601, 606, 609–611, 626–629 Иоанн VIII Ксифилин 120, 437, 477 Иоанн Мавропод 437, 484 Иоанн Скилица 447, 484, 543, 604, 613 Иоанн Соломон 174, 330–332, 512, 590 Иоанн Таронит 267, 334, 335, 341, 554, 593, 594, 597 Иоанн Таронит, куропалат 597 Иоанн Хрисостом 481 Иоанн Цец, Цец 17, 33, 472, 598 Иоанн I Цимисхий 395, 396, 425, 515, 613, 626 Иоаннаки, см. Василий Куртикий Иоанникий 71–73, 450, 451 Иоанну П. 613 Иов 417 Иосиф Траханиот 463 Ипатия 19 Иречек К. 48, 554, 556 Ирина, дочь Анны Комниной 17, 18 Ирина, см. Пирошка Ирина, жена Исаака Комнина 464, 467 Ирина, севастократрисса 33, 34 Ирина Дукена, жена Алексея I 10, 14–17, 43, 44, 53, 106, 118, 120–122, 206, 326, 433, 439, 452, 468, 469, 478, 534, 535, 589, 591, 609, 613, 627–630 Ирина Комнина, сестра Алексея I 554 Ирод 84, 460 Исаак II Ангел, император 494 Исаак I Комнин, император 7, 61. 106, 131, 132, 294, 439, 444, 463. 467, 470, 484, 485, 550, 554, 570, 598 Исаак Комнин, севастократор, брат Алексея I 10, 43, 90–95, 101, 104–106, 122, 124, 145, 158, 159, 175, 241–243, 266, 279, 327, 332, 362, 420, 441, 442, 451, 462–464, 470, 476, 478, 480, 488, 502, 544, 589, 592, 593, 621 Исаак Комнин, сын Алексея 116, 628 Исаак Контостефан, Контостефан 335–337, 341, 355, 356, 592, 595 Исангел, см. Раймунд Тулузский Исмаил 305, 306, 545 Исмаил, сын Агари 557 Исмаил, сын Бэрк-Ярука 305, 306 Исократ 392, 552 Итал, см. Иоанн Итал Италик, см. Михаил Италик Иуда Маккавей 613 Йорга Н. 529, 556 Кавасила, см. Александр Кавасила Кавасила Синадин 464 Кавасилы 538 Каждан А. 49, 484, 537, 565, 619 Калликл, см. Николай Калликл Каллиника 395, 515 Каллиопа 226, 392, 539 Каллипарий 250 Каматир, см. Григории Каматир Каматиры 12, 550 Камир, военачальник 166, 506 Камир 272

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (1111 – 1134) Лев Стиппиот (1134 – 1143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (1143 – 1146) Косьма II Аттик (1146 – 1147) Николай IV Музалон (1147 – 1151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/2 – 1153/4) Неофит I (1153 – 1154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (1154 – 1157) Лука Хрисоверг (1157 – 1169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (1178 – 1179) Феодосий Ворадиот (1179 – 1183) Василий II Филакопул Каматир (1183 – 1186) Никита II Мунтан (1187 – 1189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (1189 – 1191) Георгий II Ксифиллин (1191 – 1198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ I († кон. 1233 - нач. 1234), архиеп. Тырновский (в ряде источников назван Патриархом). Участвовал в восстании братьев Асеней в 1185-1187 гг. Осенью 1186 г. (или 1187) был хиротонисан во архиепископа Тырновского. Венчал Феодора Асеня на царство. Поддержал проуниатскую политику царя Калояна . Папой Римским Иннокентием III в сент. 1203 г. был возведен в ранг примаса. Бежавший после падения К-поля Патриарх Иоанн X Каматир был вынужден признать статус В. и Тырновскую автокефалию. В. участвовал в Соборе, созванном царем Борилом в февр. 1211 г., осудившем богомильство. При его участии в 1230-1231 гг. были перенесены мощи св. Петки-Параскевы из Эпивата в Тырново. После перемены курса церковной политики царем Иоанном II Асенем В. оставил престол (после 1230) и ушел на Афон, где виделся с митр. Анкирским Христофором, к-рый считал, что В. должен вернуться на архиепископский престол, но тот отказался. Лит.: Христов Хр. Ив. Патриарх Йоаким I//Векове. София, 1975. К. 5; Събев Т. Самостойна народностна Църква в Средновековна България. София, 1987. С. 301-331; Николова Б. Устройство и управление на Българската православна църква (IX-XIV в.). София, 1997. С. 268. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150773.html

В I. Аксухе «благородство и независимость убеждений много скрывали его незнатное происхождение» 219 ; высокий рост и красивое лицо филадельфйца К. Ангела с избытком вознаграждают незнатность его происхождения 220 ; незнатное происхождение графа Балдуина выкупается его военными способностями 221 . Логофет дрома I. Каматир имел высокий рост, величественную осанку, достойную благородного происхождения его с матерней стороны 222 . I. Дука, при других прекрасных качествах, обладает еще благородным происхождением 223 . Когда Андроник Комнин и севаст Каламан домогались любви Филиппы, последний потерпел неудачу между прочим и потому, что был мал ростом и происходил из захудалого роду 224 . Благородство происхождения и знатность ( γε νους επι ςημον) ставится всегда в противоположности с низким, ничтожным и презренным 225 ; знатность рода и положение различается не только у соотечественннков, но и у латинян и турок; знатные люди противополагаются толпе, ремесленникам, мелким торговцам и т. п. Знатность рода, в соединении с другими высокими качествами, не редко навлекает гонения и возбуждает подозрение в завистливых и не так щедро одаренных императорах 226 . Умственное образование, ораторский талант. При благородном происхождении человек должен обладать другими качествами, чтобы быть вполне высоким и достойным с точки зрения Никиты. Между отличительными качествами хорошаго человека умственное образование и телесная красота занимают самое видное место. Свободные науки и, как высшая степень образования, философия-составляют удел весьма не многих людей. В характеристиках государственных мужей своего времени Никита почти всегда обращает внпмание на образованность или невежество их. Логофет дрома I. Каматир «кончиком пальца только дотронулся до высоких наук, недолюбливал достопочтенную философию и не желал следовать ее правилам» 227 ; напротив, «I. Дука получил хорошее научное образование, был сведущь и в свободных науках», равно Андроник Комнин отличался и знанием изящных наук, и философским образованием 228 ; Исаак Комнин учился ораторскому искусству у Василия Рентакина.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В 1204-1205 гг. титуловался деспотом Никеи. Никейская империя (1204-1261) — государство на северо-западе Малой Азии со солицей в Никее, созданное Феодором Ласкарисом (см. выше) после падения Константинополя. Перестало существовать с воссозданием Константинопольской империи. Регент константинопольский — Генрих Фландрский (ок. 1174-1216), брат императора Латинского Балдуина I, которому наследовал после его смерти в 1206 г. 6. Пятый Крестовый Поход Между тем, с той и другой стороны шли деятельные приготовления к окончательной развязке. В военном совете у латинян решено было сделать штурм со стороны Золотого Рога у Влахернского дворца. Выгода византийского положения заключалась в высоких стенах и рвах. Долго крестоносцы напрягали крайние усилия, чтобы засыпать рвы и подойти к стенам с лестницами, но сверху осыпали их градом стрел и камней. К вечеру 9 апреля была взята башня, и крестоносцы ворвались в город, но не посмели воспользоваться занятым положением и на ночь оставили позицию. В городе произошел третий, начиная со времени осады, пожар, истребивший две трети города. Второй штурм имел место 12 апреля, и это был день взятия Константинополя. Алексей Дука, отчаявшись в благоприятном исходе, бежал; в городе началась паника, народ разбежался по отдаленным кварталам и организовал отчаянную защиту в тесных улицах, устраивая заграждения латинянам. Утром 13 апреля вступил в город Бонифаций, греки просили у него пощады, но он обещал войску трехдневный грабеж и не отменил своего слова. Эти три дня грабежа при зареве пожара превосходят всякое описание. По истечении многих лет, когда все уже пришло в обычный порядок, греки не могли без ужаса вспоминать о пережитых сценах. Отряды крестоносцев бросились по всем направлениям собирать добычу. Магазины, частные дома, церкви и императорские дворцы были тщательно обысканы и разграблены, безоружные жители подвергались избиению. Счастливыми почитали себя те, кто успел в общей суматохе пробраться к стенам и бежать из города; так спаслись патриарх Каматир [ 1 ] и сенатор Акоминат, который впоследствии картинно описал ужасные дни грабежа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Алексей II легкомысленно согласился, и отныне ни одна бумага не могла попасть в его руки без надписи, сделанной протосевастом темно-зелеными чернилами: «Просмотрено». Поскольку весь документооборот начал проходить через руки Алексея, он стал единовластным распорядителем государственных дел и... имуществ. Византийцы никогда не чурались запускать руку в государственную казну, а теперь, когда никто не препятствовал, вся система налогообложения заработала на удовлетворение прихотей Алексея Комнина и царицы Марии 726 . Хуже всего то, что, продолжая и опасно приумножая линию Мануила I на сближение с Западом, протосеваст абсолютно пренебрегал интересами собственного государства, устроив для латинян настоящий рай на земле. Едва ли не каждый европеец без звания и статуса мог прийти к нему и получить высокую должность в государственном управлении. Брезгуя соотечественниками и не доверяя им, протосеваст лишь одним латинянам поручал важные дела, щедро оплачивая самые незначительные услуги. Естественно, европейцы стали относиться к византийцам как к людям «второго сорта», а те возненавидели латинян до крайней степени 727 . Когда действия протосеваста сформировали устойчивую антивизантийскую тенденцию, приход Андроника Комнина стал выглядеть для греков желанным избавлением от иностранного засилья и узурпатора протосеваста Алексея. Первой союзницей и помощницей Андроника стала его двоюродная сестра кесарисса Мария (1152–1182) – дочь императора Мануила I от первого брака, выданная замуж за маркиза Ренье Монферратского (1163–1182). Она искренне ненавидела свою мачеху (обычная картина) и негодовала по тому поводу, что трон ее отца может достаться изнеженному сибариту Алексею Комнину. Не дожидаясь прихода Андроника в столицу, она успела организовать заговор против протосеваста, причем в число заговорщиков вошли представители самых известных семей Византии: Алексей Комнин, незаконнорожденный сын императора Мануила I, Андроник Лапард, оба сына Андроника Комнина Иоанн и Мануил, городской эпарх Иоанн Каматир и многие другие. Предполагалось, что 17 февраля 1181 г., во время выхода при торжественном богослужении в первую неделю Великого поста, заговорщики нападут на протосеваста и убьют его. Однако в силу невыясненных обстоятельств заговор провалился, и все указанные выше лица были арестованы. Впрочем, никакого суда не было – подсудимым не дали сказать ни слова в свое оправдание и отправили в тюрьму 728 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(либо осень 840) на возведение стен (по крайней мере их нижних частей), после чего нужда в опытных византийских мастерах, ремесленниках отпала и Петрона Каматир отправился с докладом в столицу. Это не могло произойти раньше весны-лета 840 г., после открытия моря, или, вероятно, случилось осенью 840 г., незадолго до закрытия навигации. Едва ли спафарокандидат, видя, что задача в целом выполнена, стал бы задерживаться в хазарских землях еще на одну зиму. К. Цукерман и В. Е. Науменко отметают возможность отправки Петроны в путь в последние месяцы 839 г., считая нереальным работу в достаточно суровых зимних условиях. И тот, и другой исследователь полагают, что экспедиция византийцев прибыла на место только к лету 840 г. и продолжала трудится всю осень и зиму 840–841 гг. Поэтому лишь летом 841 г. Петрона и его люди вернулись в Константинополь (см.: Цукерман К. К вопросу о ранней истории фемы Херсона. – С. 315; Науменко В. Е. К вопросу о названии и дате учреждения фемы... – С. 690). 801 Протевон (греч. «первенствующий») – выборное должностное лицо в Византии или синоним влиятельного, облеченного властью человека. В раннее средневековье – провинциальный чиновник, городской магистрат, в широком смысле архонт – «начальник». Протевоны в городах были первыми, наиболее знатными и состоятельными гражданами, которые осуществляли по поручению или под контролем императорской чиновной администрации руководство населением города (или его отдельных кварталов) при выполнении им городских обязанностей имперского значения (см.: Зубарь В. М., Сорочан С. Б. О положении Херсона в конце V–VI вв.: политический и экономический аспекты//X. сб. – 1998. – Вып. 9. – С. 122–123; Алексеенко Н. А. Новые находки печатей представителей городского управления Херсона//МАИЭТ. – 1996. – Вып. 5. – С. 165–169). Из их числа утверждался василевсом протополит, архонт города, который являлся представителем имперской администрации. 802 «Отец города» (греч. pater tes poleos; лат. pater civitatis) – поначалу не регулярная, почетная высшая муниципальная должность в некоторых греко-римских полисах II–II вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Считается, что о низком положении фемы в IX в. свидетельствует «крайне низкий» ранг званий, а значит, и статуса стратигов Херсона этого времени (протоспафарий Петрона Каматир, ипат Зоил, императорский спафарий Карп (?), императорский спафарий Фока, императорский спафарий Константин, императорский спафарокандидат Иоанн, императорский спафарокандидат и протоспафарий Никифор, императорский протоспафарий Феофаний – титулы чиновников соответственно 11, 7, 8 и 9 рангов), тогда как с рубежа вв. преобладали моливдовулы стратигов преимущественно с саном спафарокандидатов или протоспафариев (9 и 11 ранги, второй и первый класс чинов) 2529 . На таком уровне, как правило, находились протонотарии, турмархи, начальники штаба (komites tes kortes), архонты, то есть чиновники средней руки. Однако в IX столетии и другие, более крупные и важные фемы возглавляли стратиги с подобными «низкими» званиями 2530 . В этом плане показательны приводимые Н. и В. Зайбт сведения о спафарии Фоке, который в середине IX в., кроме должности стратига Херсона, занимал в том же сане важнейший пост друнгария фемы Эгейских островов, а затем и стратига одной из самых старейших и больших азиатских фем империи – Анатолика 2531 . Моливдовулы стратигов VIII–X вв. убедительно демонстрируют самые разные чины этих чиновников, имевших звания не обязательно патрикиев, но и протоспафариев, спафарокандидатов, спафариев, кандидатов, даже если они принадлежали стратигам крупных, важных фем (Анатолик, Армениак, Вукелларии, Македония, Эллада, Сицилия). Мало того, сан стратига не зависел ни от ранга фемы, ни от давности ее создания. К концу же IX в. особенно распространенным стало как раз звание не патрикия, а протоспафария, тогда как для второй половины VIII – первой половины IX в. таковым являлось звание спафария 2532 . Так что «сановный индикатор» оказывается не самым надежным для определения истинного места фемы и важности ее стратигов. Тонкий знаток византийской титулатуры Ф.И. Успенский, сравнивая тексты тактиконов IX в., заметил, что порядок перечисления в них зависел не только от старшинства чинов, то есть того, что ромеи обозначали термином taxis или lamprois axiomasi – «постановление», «порядок», «степень», «титул», «ранг», «сан», но и от должностей, занимаемых разными чиновниками различных ведомств, отчего служащие высших ведомств (таких как стратигии) иногда оказывались в этих номенклатурных списках впереди даже в тех случаях, когда они обладали сравнительно невысокими санами 2533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Това разбиране на първенството във Вселенската Църква и мястото на Константинополския Патриарх в семейството на Поместните православни църкви влиза в радикално противоречие с православното църковно Предание и се отхвърля категорично от Руската православна църква, която остава вярна на буквата и духа на църковните канони. Светоотеческата традиция и православното учение за Църквата утвърждават равенството на Предстоятелите на светите Божии църкви и не обличат първия измежду тях с каквито и да е властови пълномощия. Освен всички други, за това са свидетелствали в течение на много векове светейшите Източни Патриарси, в това число и Константинополските. Константинополският Патриарх Йоан X Каматир (1198-1206) в посланието си до Папа Инокентий настоява, че Римската църква не може да бъде майка на останалите църкви, защото «има пет велики църкви, почетени с патриаршеско достойнство, и тя [Римската църква] е първа измежду равночестни сестри»; «по отношение на тези велики престоли смятаме, че Римската църква е първа по ред и се почита само по силата на това си достойнство, бидейки първа сред другите църкви като сред сестри равночестни и равноотечески, породени от единия Небесен Отец, “от Когото се именува всяко отечество на небесата и на земята” (Еф. 3:15), а на това, че тя е учителка и майка на другите [църкви], ние по никакъв начин не сме научени» . Изповеданието на вярата от 1623 г. на Александрийския Патриарх Митрофан Критопул, подписано също и от Константинополския Патриарх Йеремия ΙΙΙ, Антиохийския Атанасий V, Йерусалимския Хрисант и неколцина архиереи на Константинополската църква, определя: «Между четиримата Патриарси съществува равенство, каквото наистина подобава на християнски пастири. Никой от тях не се превъзнася над другите, и никой от тях ни най-малко не се смята за достоен да се нарича глава на Съборната Църква… Такъв глава на Съборната Църква е Господ Иисус Христос, Който е глава на всички, от Когото цялото тяло се съзижда (Еф. 4:15-16)… Знаейки това, светейшите и блаженейши четирима Патриарси на Съборната Църква, приемници на Апостолите и застъпници на истината, не искат изобщо никого да наричат глава, задоволявайки се с речения обожен и всемогъщ Глава, седящ отдясно на Отца и наглеждащ всички. А самите те се отнасят един към друг във всичко като равночестни. Освен катедрата, между тях няма никаква друга разлика. Председателствува Константинополският, подир него е Александрийският, след туй Антиохийският, до него Йерусалимският» .

http://mospat.ru/bg/news/90540/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010