Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ II КСИФИЛИН [греч. Γεργιος Ξιφιλνος], патриарх К-польский (10 сент. 1191 - 7 июля 1198). Согласно сведениям, содержащимся в «Истории» Никиты Хониата , Г. К. был клириком собора Св. Софии в К-поле; в 1182 г. участвовал в переговорах претендентов на регентство при малолетнем имп. Алексее II Комнине - протосеваста Алексея и буд. имп. Андроника I Комнина . Вероятно, хорошо знал каноническое право; накануне вступления на Патриаршество занимал пост вел. скевофилака. После отречения патриарха Досифея Г. К. был поставлен патриархом по выбору имп. Исаака II Ангела , утвержденному синодом. Избрание Г. К. позволило разрешить конфликт императора с епископатом, вызванный нарушениями канонов при возведении на престол Досифея (1189; был одновременно патриархом К-поля и Иерусалима), к-рого часть епископов отказывались признавать. Г. К. разделял стремления К-поля с помощью уступок сохранить политическую поддержку местного епископата, в 1191 г. он издал распоряжение о переводе всех ставропигиальных мон-рей империи под управлением епархий, тем самым отказавшись от контроля над ними. В период политического кризиса 1195 г. Г. К. поддерживал имп. Исаака II; после его отречения короновал имп. Алексея III Ангела , сохранил престол, но был вынужден отменить прежние постановления о монастырском управлении. Ок. 1198 г. под давлением императора Г. К. вопреки канонам позволил влиятельному придворному Константину Месопотамиту, бывш. митрополиту Фессалоники, занимать одновременно светские и церковные должности. Однако вскоре вслед за этим Константин попал в опалу при дворе и был низложен с митрополичьей кафедры. В период Патриаршества Г. К. в к-польских церковных и придворных кругах активизировалось обсуждение богословского вопроса о нетленности Св. Даров. Это мнение ранее уже высказывалось неким Мироном Сикидитом (возможно, Михаил Глика , сер. XII в.) и было признано еретическим, но при Г. К. вопрос вновь подняли митр. Халкидонский Иоанн Кастамонит и дидаскал Иоанн Каматир. Видимо, в нач. 1198 г. Г. К. издал синодальное определение, вновь осудившее учение Сикидита и его последователей. Традиционно считается, что под давлением оппозиции Г. К. был вынужден отречься от престола в 1199 г. и удалиться в основанный им мон-рь Фригана на Босфоре. Патриархом стал Иоанн X Каматир . Согласно исследованиям В. Грюмеля, Г. К. оставался на престоле до кончины в июле 1198 г.

http://pravenc.ru/text/164291.html

   Св. Трифон 928—931.    Вдовство церкви 931—933.    Феофилакт 933—956.    Св. Полиевкт 956—970.    Василий I 970—974.    Антоний III 974—979.    Вдовство церкви 979—983.    Св. Николай II Хрисоверг 983—996.    Сисиний II 996—999.    Св. Сергий II 999—1019.    Св. Евстафий 1019 или 1020—1025.    Алексий 1025—1043.    Михаил Беруларий 1043—1058.    Константин III Лихуд 1059—1063    Иоанн VIII Ксифилин 1064—1075.    Св. Косма I 1075—1081.    Евстратий 1081—1084    Николай Грамматик 1084—1111.    Иоанн IX 1111—1134.    Св. Лев Стипиот 1134—1143.    Михаил II 1143—1146.    Косма II Аттик 1146—1147.    Николай IV Музалон 1147 или 1148—1151.    Феодот 1151—1153.    Неофит I несколько месяцев.    Константин IV Лихуд 1154—1156.    Лука Хрисоверг 1156 — 1169.    Михаил III 1169 — 1177.    Харатон 1177—1178.    Феодосий I 1178 — 1183.    Василий II Каматир 1183 — 1186.    Никита II Мунтан 1186 —1189.    Досифей 9 дней.    Леонтий 1190 (месяцов 7).    Домифей втор. 1190 — 1191.    Георгий II Ксифилин 1191—1198.    Иоанн X Каматир 1198 — 1206.    Михаил IV Ставрион 1206 — 1212.    Феодор II Ириник 1213 — 1215.    Максим I 1215 — 1216 (6 месяц.).    Мануил I 1217 — 1222.    Герман II 1222 — 1240.    Мефодий II 1240 — 1240 (3 месяца).    Вдовство церкви 1240 — 1243.    Мануил II 1243 — 1255.    Арсений 1255 — 1260.    Никифор 11 1260 — 1260.    Арсений втор. 1261 — 1266.    Герман III 1266 — 1267.    Иосиф I 1267—1274.    Иоанн XI Векк 1275—1282.    Иосиф I втор. 1282 — 1283.    Григорий II Кипрский 1283 — 1289.    Афанасий I 1289 — 1293.    Иоанн XII 1294 — 1303. Афанасий втор. 1303 — 1311.    Вдовство церкви 1311 — 1313.    Нифонт I 1313 — 1315.    Иоанн XIII Глкис 1316 — 1319.    Герасим 1 1320 — 1321.    Вдовство церкви 1321 — 1323.    Исаия 1323 — 1333.    Иоанн XIV 1333 — 1347.    Исидор I 1347—1349.    Каллист I Святогорец 1350 — 1354.    Филофей 1354 — 1355.    Каллист I опять 1355—1362.    Филофей опять 1362—1376.    Макарий 1376—1378.    Нил 1378—1388.    Антоний IV 1388—1395 или 1396.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

257 Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. 258 Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204—1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. 259 Феодор Ласкарис (ок. 1175—1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела. В 1204—1205 гг. титуловался деспотом Никеи. 260 Никейская империя (1204—1261) — государство на северо-западе Малой Азии со солицей в Никее, созданное Феодором Ласкарисом (см. выше) после падения Константинополя. Перестало существовать с воссозданием Константинопольской империи. 261 Регент константинопольский — Генрих Фландрский (ок. 1174—1216), брат императора Латинского Балдуина I, которому наследовал после его смерти в 1206 г. 262 Патриарх Каматир — Иоанн Х Каматир, патриарх Константинопольский (1198—1206). Отказался признать верховенство католической церкви и созывать собор, посвященный объединению христианских церквей, вне Византии. Во время штурма Константинополя крестоносцами в 1204 г. бежал из столицы. Умер в изгнании. Был известен умом и красноречием. 263 Первая Новгородская летопись старшего извода (XIII в.). Соврем. изд.: Библиотека литературы Древней Руси. СПб. 1997. Т. 5. С. 70—72. 264 Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. 265 Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204—1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. 266 Феодор Ласкарис (ок. 1175—1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела. В 1204—1205 гг. титуловался деспотом Никеи. 267 Никейская империя (1204—1261) — государство на северо-западе Малой Азии со солицей в Никее, созданное Феодором Ласкарисом (см. выше) после падения Константинополя. Перестало существовать с воссозданием Константинопольской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3436...

Мы уже упоминали, анализируя триадологию св. Василия Великого , что, согласно этому великому светильнику Церкви, сущность Божия не есть некий субстрат или «четвертый элемент» помимо Лиц Троицы. Она сливается с Ними от века благодаря тринитарной перихорезе 180 . С другой стороны, согласно базовому для Церкви учению св. Максима Исповедника , Ипостась Христа не есть нечто третье помимо двух Его естеств (из которых, в которых и которые есть Он Сам 181 ). В этом случае речь идет о христологической перихорезе естеств 182 (образом чего является раскалённое железо, которое колет и жжет). Более того, оба этих понятия – единство сущности Божией в трех Лицах и единство двух природ в Ипостаси Христа – тесно связаны между собой (восходя к Слову 39, 11 св. Григория Богослова ), как показал Ф. Хайнцер 183 . Каматир как знаток патристики не мог не знать данного Слова и подобных ему классических текстов. Удивительным образом и сам Иоанн Х Каматир в своем раскрытии догмата о Церкви следует основным линиям раскрытия в Церкви тринитарного и христологического догматов. Поэтому его письма, особенно Второе письмо Иннокентию III, следует признать весьма ценными источниками по истории раскрытия догмата о Церкви в позднем византийском богословии. Каковы же основные доводы Иннокентия III в пользу всемирного владычества папы и необходимости для греков (и вообще православных) подчиняться его тиаре? Вчитаемся в основные мысли, изложенные в начале письма: «Примат апостольского престола, учрежденный не человеком, но Богом, а еще точнее – Богочеловеком, был, в свою очередь, подтвержден многими свидетельствами Евангелия и апостолов, которые затем дали жизнь каноническим постановлениям, каковыми согласно возвещается, что святейшая Римская Церковь , освященная в блаженном Петре, главе апостолов, превосходит прочие Церкви как Наставница и Мать» 184 . Это обосновывается ссылкой на Мф.16:18–19 . О проблемах с признанием первенства Иерусалимской Церкви и значения таинств мы уже говорили. Сейчас же отметим, что доказательство приведенных положений потребовало от Иннокентия III обращения к достаточно своеобразной экзегезе новозаветных текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Чувство справедливости до известной степени удовлетворено тем, что крестоносцы жестоко поплатились за свою неправду против греков. Неужели в начале XII в. деяние латинян не представлялось никому зазорным? Во время осады и взятия Константинополя был там один новгородец, который потом и сообщил свои впечатления летописцу. В Новгородской летописи " подвиг " крестоносцев сведен с пьедестала и представлен как возмутительное злодеяние. Русская точка зрения выдвигает нравственные мотивы и клеймит эту авантюру, называемую крестовым походом, как позорное дело. " Крестоносцы возлюбили злато и серебро, пренебрегли наказом папы и сплели темную интригу, вследствие которой царство греческое погибло жертвой зависти и вражды к нему со стороны Запада " . Если изучение истории должно сообщать полезные уроки, то представленный в новгородской летописи урок гуманности, терпимости и любви к человеку нельзя не рекомендовать как национальное воззрение, которое тем больше ценно, что стоит совсем одиноко и оказывается в полном противоречии с хвалебными латинскими и французскими описаниями Четвертого похода. Патриарх Каматир — Иоанн Х Каматир, патриарх Константинопольский (1198-1206). Отказался признать верховенство католической церкви и созывать собор, посвященный объединению христианских церквей, вне Византии. Во время штурма Константинополя крестоносцами в 1204 г. бежал из столицы. Умер в изгнании. Был известен умом и красноречием. Первая Новгородская летопись старшего извода (XIII в.). Соврем. изд.: Библиотека литературы Древней Руси. СПб. 1997. Т. 5. С. 70-72. Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204-1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. Феодор Ласкарис (ок. 1175-1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Мурзуфл был провозглашен императором. Крестоносцы, потеряв со смертью Алексея IV всякую надежду получить обещанное, решились сами вознаградить себя взятием и разграблением Константинополя. К этому же подстрекало их и латинское духовенство в видах подчинения Восточной Церкви папе. Они вторично осадили Константинополь и скоро взяли его. Алексей Мурзуфл, патриарх Иоанн Каматир и тысячи греков бежали. Крестоносцы же эти, по выражению одного современного описываемому событию историка 266 , мужи крови, предали Константинополь огню и мечу. Они убивали поголовно всех греков, не различая ни пола, ни возраста, грабили церкви и монастыри, расхищая драгоценные церковные сосуды, оклады с икон и одежды; грабили даже святые мощи, древние рукописи и книги, которые затем переправляли на Запад. К такого рода насилиям и жестокостям крестоносцы присоединили еще поругания – бесчестили монахинь, вводили в церкви лошаков, бросали иконы на землю и, сидя на них, пиршествовали и играли в карты. Латинское духовенство не только не останавливало буйных крестоносцев, но даже помогало им в грабеже и поругании святыни. Словом, латиняне на этот раз поступили с Константинополем так же варварски, как впоследствии поступили с ним османские турки. Еще до взятия Константинополя между крестоносцами и привезшими их венецианцами заключен был договор как относительно раздела добычи, так и устройства новой империи, избрания императора и патриарха. Поэтому вскоре по разграблении Константинополя они устроили в нем свою, так называемую латинскую, империю; императором выбран был Балдуин, граф фландрский, а патриархом один венецианец, Фома Мозорини. Папа Иннокентий III, прежде угрожавший крестоносцам отлучением от Церкви за нападение на греческие города, когда ему донесли о взятии Константинополя, благословил дело крестоносцев и приказал как им, так и латинским епископам вводить в Константинопольской Церкви латинство. Таким образом Церковь Константинопольская попала в руки ла­тинян. В ней учреждено было несколько латинских митрополий и епископий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАТФЕЙ Матфей, еп. Крутицкий, совершает отпевание кн. Юрия Васильевича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 962. Л. 509) Матфей, еп. Крутицкий, совершает отпевание кн. Юрия Васильевича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 962. Л. 509) († 19.08.1220), митр. Киевский (не ранее 1199 - до 1210-1220). М. был поставлен на Киевскую митрополию после кончины митр. Никифора II (не ранее 1199). Между Никифором II и М. в перечнях рус. митрополитов, сохранившихся в летописных сводах XV-XVI вв., указаны Дионисий и/или Гавриил, в др. источниках не упомянутые. Как показал А. Поппе ( Поппэ. 1996. С. 463. Прим. 10), их имена представляют собой искусственную вставку, внесенную русскими книжниками для восполнения временного пробела между зафиксированной в летописании деятельностью Никифора II и М. О происхождении и деятельности М. до его поставления на Киевскую кафедру ничего не известно. Хиротонию М. мог возглавить К-польский патриарх Иоанн Х Каматир (1198-1206), к-рый после взятия столицы Византии крестоносцами в 1204 г. во время 4-го крестового похода и до самой своей кончины, последовавшей в 1206 г., пребывал во Фракии. Возможно также, что М. был поставлен Никейским патриархом Михаилом IV Авторианом (1208-1212). По мнению Поппе, «вполне допустимо предположение, что вследствие крушения Византии Киевская кафедра несколько лет пустовала» ( Поппэ. 1996. С. 463). Матфей, митр. Киевский, поставляет инока Кирилла во епископа Ростовского. Миниатюра Лицевого Летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 775 об.) Матфей, митр. Киевский, поставляет инока Кирилла во епископа Ростовского. Миниатюра Лицевого Летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 775 об.) Не позднее 1210 г. М. прибыл в Киев. За неск. лет до этого, 1 янв. 1203 г., вероятно в т. ч. из-за отсутствия на Руси митрополита, к-рый мог и должен был способствовать примирению князей, Киев был захвачен и разорен кн. Рюриком Ростиславичем с половцами. По словам новгородского летописца, большой урон был нанесен Церкви: «...а кого доидеть рука, цьрньца ли, цернице ли, попа ли, попадье ли, а ты ведоша в поганыя», т. е. монахов, монахинь, священников с семьями уводили в плен к половцам; кроме того, были ограблены купцы-иноземцы, искавшие убежища в церквах, «а что по манастырем и по всем церквама, вся узорочья и иконы одраша и везоша погании в землю свою, а град пожгоша» (НПЛ. С. 45, 240). По владимирскому летописцу, «такого зла не было от Крещенья над Кыевом... Не токмо одино Подолье взяша и пожгоша, ино Гору взяша, и митрополью Святую Софью разграбиша, и манастыри вси...» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 418). Поэтому одной из первых задач М. должно было стать восстановление разоренного митрополичьего двора и киевских мон-рей; кроме того, вероятно, необходимо было организовать выкуп духовных лиц, монашествующих и мирян, уведенных половцами.

http://pravenc.ru/text/2562670.html

Составив опровержение, он позволил себе распространиться сверх должной меры и заслужил порицание за многословие. Вследствие чего учение проклятого Сикидита и епископа Пафосского сделалось предметом соблазна и образования партий, так что великое и страшное таинство стало обсуждаться на улицах и перекрестках сбродной толпой. Ο πολς ν μσ χρνος α ϑνσει μν , Ξιφιλνος Γεργιος ρχιερατεσας τη πτ, προχειρζεται δ μετ’ ατνπατριρχης Καματηρς ωννης α γνεται μ μνον τς ρχιερατις αϑδρας διδοχος λλ α τς δξης προστετης, ν Ξιφιλνος π τος ϑεοις δροις εσφερεν, ρτο τονυν α πλιν τ ντδοξα μρη ϑερμτερα πρς διλεξιν. Скоро умер Георгий Ксифилин, пробыв семь лет на патриаршем престоле, вместо него избирается Иоанн Каматир, который был не только преемником кафедры, но и мнения Ксифилина относительно таинства евхаристии, при нем религиозные партии опять вступили в жаркую борьбу. ς δ’ ντισται τ βασιλε λεξ τ χδην οτω α σχεδν παρ πσιν χαλινωττ γλττ διαλαλομενα, μεταλητν τϑησιν τν πατριρχην α τν παρατυχοσαν τ πλει τν ρχιερων μγυριν τος νατροις τ ϑεα πεμητο λγια, απολλνατρωϑεν λγων,.. μδοξος βασιλες α σμψηφος γνεται τος φϑαρτα λγουσιν τ ϑεα μυστρια α τν ρχιερων ο πλεους α λογιμτεροι, οτε σλλογος τν διανων α ξμπαν τς συγλτου τ πλρωμα, α υροται μ προβναι περαιτρω τν περ τν ϑεων μυστηρων συζτησιν, λλ’ ρεσθαι πντας τ ληϑς σμα α αμα Χριστο α εναι τατα α νομζεσϑαι πρ τς μν αινοπρεπς σωτηρας α λμενα α χεμενα, αϑς ατς πσταται μνος τελσας τατα... Ποιν δ πρς βασιλως α τς συνδου πσης π τος μ στοιχοσι τος υρωϑεσν ριστο τος μν ερωμνος αϑαρεσις, τος δ’ τς τρας μερδος δμευσις τν ντων α λασις σματος. Κα τ μν τς διλαλς τατης α τς υρσεως εσεβ α φιλϑεα α τν ρατς χντων πρς διαλξεις νασειρασμο α ταφρεαι δυσπρσοδοι. Когда же дошло до сведения царя Алексея, что так открыто и почти всеми без всякой осторожности обсуждаются религиозные вопросы, он приглашает патриарха и случившихся в столице архиереев во дворец... и после продолжительных с той и другой стороны объяснений царь заявил себя на стороне тех, которые признавали нетленными тело и кровь Христову в евхаристии, на этой стороне было большинство ученых архиереев, собор диаконов и весь сенат. Было определено не продолжать далее исследования о божественной тайне, но всем довольствоваться признанием, что это есть нетленное тело и кровь Христова, ради нашего спасения чудесно ломимое и изливаемое, как сам ведает, совершивший это. Наказание от царя и собора положено тем, которые не примут этого определения, следующее: людям священного сана – извержение, светским – конфискация имущества и телесное наказание. Таковы-то были благочестивые и боголюбивые плоды разговоров этих и определения, они послужили к обузданию людей невоздержных в состязаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Алтарь находился в середине здания, как в ранних мартириях. Поэт Константин Родосский (X в.) с восторгом писал о мозаичных изображениях семи чудес Константинополя и многофигурных сцен из священного писания, украшавших интерьер. В IX в. при церкви св. Апостолов была основана школа, в которой обучали предметам тривиума (грамматика, риторика, диалектика), арифметике, геометрии, музыке, физике и медицине. Предполагают, что в ней преподавал один из создателей славянской письменности Константин (Кирилл) после своего возвращения из миссии к хазарам. Школа приобрела большую популярность при патриархе Иоанне X Каматире (11981206). В ней не преподавалось богословие и студенты обучали себя сами, проводя дискуссии по каждому предмету. Фунцию арбитра выполнял Иоанн Каматир. В 847 г. в этой церкви был погребён патриарх Никифор, автор «Летописца вкратце» и «Бревиария». По образцу церкви св. Апостолов были построены церковь св. Иоанна в Эфесе, собор св. Марка в Венеции и St Front в Периге, во Франции. На месте константинопольской церкви, разрушенной турками, была сооружена мечеть Мехмеда II Завоевателя. Церковь св. Апостолов в Фессалонике – была основана, согласно сохранившейся надписи, константинопольским патриархом Нифонтом и монахом Павлом в 13121315 гг., хотя некоторые искусствоведы связывают с этими именами лишь восстановление храма. Это было пятикупольное, близкое в плане к квадрату сооружение с просторными угловыми и боковыми помещениями и низким обходом с северо-западной и южной стороны, отделенным от подкупольного пространства стенами. Центральный купол на высоком барабане был укреплен парусами, высокие арки которых опирались на четыре свободно стоящие колонны. По углам обхода располагались четыре купола меньших размеров. Барабаны всех пяти куполов были расчленены тремя уступами оконных ниш, украшенных тонкими колонками; стены с трехчастными окнами под низким обходом были отделаны, как и барабаны, узорной кирпичной кладкой; апсиды – орнаментальными полосами. Предполагают, что мозаики церкви были выполнены ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время он с особенной настойчивостью стал преследовать представителей родовитого дворянства, отнимая у них должности и по доносам и подозрениям лишая свободы и подвергая изгнаниям и казням. Из сопровождавшего его и прибывшего с ним в столицу отряда пафлагонцев он устроил как бы своего рода опричнину, из членов которой выбирались заместители высших должностей и которая составляла верную стражу Андроника. Первой жертвой был Иоанн Кантакузин , который был лишен зрения и заключен в темницу по подозрению в том, что сносится с двором царя Алексея II и поддерживает связи с своим шурином Константином Ангелом, в котором Андроник стал подозревать опасного для себя врага. Смелый удар был затем нанесен царской семье: цесаревна Мария, бывшая в замужестве за маркграфом Райнером, была отравлена, а вскоре за ней погиб и ее муж. Никто не сомневался, что отрава была дана по приказанию Андроника. Слишком встревожила высшее дворянство политика Андроника, начались попытки вооруженной борьбы. Первый опыт обнаружился в восстании Иоанна Комнина-Ватаци, великого доместика, который из Филадельфии начал движение против Андроника. Неожиданная смерть Ватаци на время прекратила смуту, но скоро был обнаружен заговор, в котором приняли участие высшие чины: Андроник Ангел, начальник флота Контостефан, логофет дрома Каматир. Но заговор был открыт, и виновников постигли страшные наказания и конфискация имущества. Чувствуя под собой твердую почву, Андроник принял затем меры к удалению правительницы Марии. Сначала против нее возбуждено было народное раздражение как против иностранки, под влиянием которого патриарх должен был дать согласие на удаление ее из дворца. Не довольствуясь этим, Андроник, чтобы окончательно погубить ее, пустил в народ слух, что она состоит в сношениях с угорским королем и подстрекает его на войну с империей. Над царицей было наряжено следствие, и напуганные самовластными действиями Андроника судьи присудили ее к смерти по обвинению в государственной измене. Верхом жестокого издевательства, на которое едва ли был способен царь Иоанн Грозный и подобие которого можно указать разве в отношении афинянки Ирины к своему злосчастному сыну, было то, что судебный приговор о казни царицы поднесен был для подписи сыну ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010