Фото 7: у забора, окружающего постамент памятника И.В. Сталину. А во дворе дома, где жил С.П. Королев сохранился полуразрушенный постамент, на котором по слухам был еще один памятник Сталину. Впрочем, две бабульки, которые тут сидели на скамеечке заявили нам, что тут был памятник Ленину , а памятник Сталину недалеко, там, где мы были и видели полуразрушенный постамент памятника Орджоникидзе. Фото 8: разрушенный постамент еще одного памятника Сталину. Следующий пункт нашей экскурсии - дом, в котором жил в казанской ссылке генерал Василий Иосифович Сталин. Вот подъезд, где находится квартира. Фото 9: подъезд дома, в котором жил В.И. Сталин. А это - окна той квартиры, в которой жил Василий Иосифович последний год своей жизни. Он прибыл к месту ссылки в Казань в конце апреля 1961 года, а 19 марта 1962 года, не дожив 5 дней до 41-го своего рождения, скончался. По официальной версии от отравления алкоголем, по версии близких ему людей был отравлен ядом. Из этой квартиры он отправился в свой последний путь на Арское кладбище Казани. Фото 10: окна квартиры, в которой жил Василий Сталин в Казани. Судьба Василия Иосифовича Сталина поистине трагична. В первые же дни после кончины вождя его сыну предложили покинуть Москву и отправиться на службу в дальний округ. Он отказался. Василий Сталин был убежден, что его отца отравили, о чем публично заявил, чем подписал себе приговор. Уже в конце апреля он был арестован. Придумали расходование средств не по назначению, а главное антисоветскую пропаганду, - так определили его слова об отравлении Сталина. Почти семь лет провел Василий Иосифович во Владимирском централе, где подорвал свое здоровье. В январе 1960 года его «милостиво» выпустили, попытались подкупить генеральской пенсией и квартирой в Москве. Он пошел искать правду о смерти отца в китайское посольство. Последовал новый арест и год в Лефортовской тюрьме. Наконец в апреле его выслали в Казань, где, не прожив и года, он скончался. На Арском кладбище сохранился кенотаф его могилы, в 2002 году по желанию родственников его последней жены прах сына вождя был перенесен на Троекуровское кладбище Москвы. У надгробного памятника на Арском кладбище всегда живые цветы.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/01/...

497 ...приказа... царство... Московское сыну своему Василию Ивановичю. – Василий III стал наследником престола после того, как Иван III изменил свое решение оставить престол внуку Дмитрию Ивановичу. Дмитрий был сыном старшего сына Ивана III от первого брака. Назначение наследником престола Василия нарушило принцип старшинства при наследовании. 498 ...брата своего князя Дмитрея Углецкого, Жилку по реклому... – Дмитрий Иванович (1480–1538), второй сын Ивана III от второго брака, брат Василия III. Участник походов на Смоленск (1502), Казань (1506). Его неожиданный уход из Казани через три дня после удачного приступа (25 июня 1506 г.) привел к тому, что более во главе войск Василий III Дмитрия не ставил. Участвовал в походах на Смоленск (1513 и 1514 гг.). 499 И посла к Москве послы своя... – В 1512 г. Мухаммед-Эмин вызвал к себе в Казань из Москвы «человека своего верного» – М. А. Челяднина, которому объяснил причины, заставившие его в 1505 г. устроить русский погром. Переговоры привели к важным дипломатическим результатам: в феврале 1512 г. казанский посол Сеид Шах-Хусейн подписал в Москве от имени Казани договор об установлении вечного мира. 500 И Махметь-Аминь житие свое скончав, жив червьми снеден бысть, яко детоубийца Ирод... – Мухаммед-Эмин умер в 1518 г. Ирод – сын идумейского князя Антипатра, современник Марка Антония и Октавиана Августа. В 40 г. до н. э. царь всей Иудеи; в глазах населения был узурпатором (так как не являлся потомком царя Давида). Согласно Евангелию, узнав от волхвов о рождении «истинного царя» – Христа, приказал умертвить всех новорожденных в Вифлееме. О смерти Ирода автор повторил одну из средневековых легенд. 501 Тако же и царица та... борзо по нем того же месяца с печали умре... – Вдова Мухаммед-Эмина стала женой следующего казанского хана – московского став-ленника Шах-Али (Шигалея). О ее смерти в русских летописях не упоминается. 502 ...вдаде им на царство по прошению их служимого своего царя Шигалея Шахъяровича Касимовского... – Шах-Али (Шигалей) родился в России в 1505 г. и с шестилетнего возраста жил в Касимове. Его отцом был Касимовский хан Шейх-Аулиар, матерью – дочь ногайского князя Ибрагима Шаги-Салтан. После смерти отца в 1516 г. касимовский удел перешел к Шах-Али. После смерти Мухаммед-Эмина, последнего из династии Улу-Мухаммеда, встал вопрос о кандидате на казанский престол. Послы восточной партии, отправленные в Крым, чтобы пригласить хана оттуда и династически объединить Казань с Крымом, были перехвачены русскими пограничными отрядами. Московская группировка в Казани поддержала кандидатуру тринадцатилетнего касимовского хана Шах-Али. В марте 1519 г. Шах-Али был провозглашен в Москве казанским ханом, в апреле был торжественно возведен на казанский престол. Казанцы присягнули в верности как хану, так и союзу с Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как можно увидеть на фотографиях, сохранившихся до наших дней, молодой священник был роста выше среднего, худощав и строен. В облике о. Василия, полном спокойного достоинства и смирения, явственно проступали его незаурядный ум и душевное благородство. В апреле 1904 года Сатрапинский был перемещен на вакансию священника к Александровской церкви Омутнинского завода Глазовского уезда. Там о. Василий снова становится законоучителем в двух земских училищах, двухклассном училище Министерства народного просвещения, Омутнинской женской прогимназии, а также заведующим и законоучителем школы грамоты. В храме священник читает проповеди «своего сочинения», «по сборникам поучает неопустительно», «вере и благолепию обучает прихожан усердно». Благодаря своему усердию и благочестию, молодой проповедник всего за 9 лет удостаивается нескольких наград: набедренника, скуфьи и камилавки, а в 1907-м году получает грамоту с благословением Святейшего Синода . В 1906-м году он становится духовником второго благочиннического округа уезда . Молодой проповедник удостаивается нескольких наград: набедренника, скуфьи и камилавки В 1908-м и 1910-м годах о. Василий избирается депутатом епархиальных съездов от второго благочиния. Известно, что на одном из заседаний съезда 1910 года, 6 сентября, было заслушано особое мнение священника Сатрапинского, объявившего о своем несогласии с решением депутатов отказать причту села Зюздино-Афанасьевское в ходатайстве о выплате им казенного пособия. Напомнив собравшимся о скудных доходах причта соседнего села, о. Василий заявил: «В том же заседании Съезд уравнял в получении пособия причты села Бурмакина, а здесь отклонил. Это несправедливо». Но епископ Вятский и Слободской Филарет (Никольский) ограничился лишь краткой резолюцией на протоколе: «Читал» . 12 октября 1912 года о. Василий распоряжением попечителя Казанского учебного округа переводится в уездный город Глазов на должность законоучителя Александровской женской гимназии и 4-классного городского училища. С 1913 года, по предложению директора народных училищ Вятской губернии, священник также преподает Закон Божий в недавно открывшемся Глазовском высшем начальном училище .

http://pravoslavie.ru/132478.html

Материальное положение семьи Зеленцовых тогда было не­легким. Отец-священник, прослуживший тридцать восемь лет в селе Зимарово, собирался выходить за штат. С ним жила старень­кая его супруга. На их иждивении находилась дочь, учившаяся на высших женских курсах в Москве, а также жена покойного сына с шестью сиротами, старшему из которых едва минуло десять лет. В этих условиях Василий Иванович становился единственным по­мощником семьи, и 1 мая 1912 года он обратился в Учебный коми­тет с просьбой перевести его на службу в Рязанскую епархию. «При этом прошу позволения высказать, – писал он, – что больше всего желал бы, в случае моего перевода, занять кафедру Священ­ного Писания (знакома мне настолько, что в 1912 году я свобод­ные часы отдаю публичной борьбе с мариупольскими сектантами: штундистами и адвентистами-субботниками), или церковной ис­тории, или гомилетики...» Просьба Василия Ивановича не была удовлетворена, но 15 ав­густа 1912 года епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский) назначил его на должность окружного миссионера Екатеринославской епархии. 28 августа 1913 года Василий Иванович получил место преподавателя обличительного богословия, истории и обли­чения раскола в Екатеринославской Духовной семинарии. Однако необходимость помогать племянникам-сиротам вынудила его просить Учебный комитет перевести его преподавателем в одно из учебных заведений Центральной России, и 24 декабря 1913 года он был назначен преподавателем в Казанскую Духовную семинарию. К этому времени епископ Агапит вполне оценил образованного, ревностного и энергичного миссионера и, не желая терять усердного труженика на ниве Христовой для своей епархии, предложил ему удовлетворительные условия службы, и 11 января 1914 года Василий Зеленцов был назначен Мариупольским окружным мис­сионером Екатеринославской епархии . Как миссионер, он принимал самое активное участие во время богослужений в качестве проповедника. Когда в епархии устраи­вался крестный ход с чудотворной иконой, время прохождения которого иногда растягивалось на несколько месяцев, Василий Иванович, как епархиальный миссионер, становился его участни­ком и проповедовал, бывало, за каждым богослужением утром и вечером.

http://fond.ru/kalendar/91/vasiliy/

Окончив Мариупольское духовное училище, а затем Екатеринославскую духовную семинарию, Василий поступил в Киевскую духовную академию. Казалось, беды предыдущих лет и постоянная нужда оставили Василия, и он вышел на счастливый путь служения Богу. Но вот тут и произошло грустное и непредвидимое событие: в 1894 году Василий, окончивший только первый курс академии, был отчислен из нее без права поступления в другие академии. Это был период первых стихийных выступлений студентов, еще пока не направляемых разработанными программами революционеров, но уже имеющих дерзновение заявить свое мнение о недостатках администрирования и обучения в академии. Именно среди этих студентов и оказался честный, но неопытный, не имеющий никакой опоры юный Василий. Форма протеста студентов была, прямо скажем, смешной: не пошли на ужин в академическую столовую, но в объяснительной записке о таком поведении Василий, не кривя душей, назвал причину своего поступка. С полученной характеристикой найти работу бывшему студенту, не имевшему авторитетных ходатаев, было нелегко. С трудом устроился он учителем в сельскую школу села Прядивки Новомосковского уезда Екатеринославской губернии. Молодой учитель, для которого получение академического образования оказалось недостижимой мечтой, всею душой отдался делу сельского образования. Об этом он писал своим друзьям, студентам Казанской духовной академии: Айвазову, Базарянинову, Кочиевскому и другим. С ними он делился и своими мыслями о духовной и церковной жизни, им рассказал о том, что произошло тогда в Киевской духовной академии, и о причине своего отчисления из нее. Истинно по-товарищески поступили его друзья, показав эту переписку, во многом оправдывающую Василия, своему любимому ректору отцу Антонию (Храповицкому, † 1936). Ознакомившись с этими искренними, безыскусными письмами, Антоний, уже к этому времени владыка, немедленно добился отмены Святейшим Синодом постановления Совета Киевской духовной академии, и студент Максименко был принят на 2-й курс в Казанскую духовную академию. Владыка Антоний вошел в жизнь молодого Василия Максименко истинным благодетелем, проявив отеческую любовь и заботу, и в последующие годы их связывали самые теплые взаимные чувства.

http://pravoslavie.ru/4409.html

Василий Розанов. «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти» 14 фактов о философе и почему его можно назвать первым русским блогером 5 февраля, 2019 14 фактов о философе и почему его можно назвать первым русским блогером Сто лет назад умер Василий Васильевич Розанов. Его наследие настолько разнообразно и противоречиво, что споры о месте этого мыслителя в истории русской религиозной философии не только не утихают, но порой разгораются с новой силой. Листая страницы его трудов, вы будете соглашаться и спорить, негодовать и удивляться, откладывать чтение и начинать снова. Вот только равнодушным точно не останетесь. 1. Розанов рано стал сиротой и воспитывался старшим братом . «Нет сомнения, что я совершенно погиб бы, – рассказывал Василий Розанов, – не «подбери» меня старший брат Николай, к этому времени закончивший Казанский университет. Он дал мне все средства образования и, словом, был отцом». Родительской любви будущий философ почти не знал, с самых ранних лет он чувствовал себя оставленным и забытым. «Страшное одиночество за всю жизнь. С детства. Одинокие души суть затаенные души. А затаенность – от порочности. Страшная тяжесть одиночества. Не от этого ли боль?», – признавался Розанов. 2. В молодости был атеистом и социалистом По его собственным воспоминаниям, «учился всё время плоховато, запоем читая и скучая гимназией, каковую кончил «едва-едва», – атеистом (в душе), социалистом, и со страшным отвращением, кажется, ко всей действительности, из которой любил только книги». Но с поступлением на историко-филологический факультет Московского университета ситуация стала иной. То ли лекции С.М.Соловьева и В.О.Ключевского так подействовали, то ли взгляд на мир изменился по другим, более глубоким причинам, но атеизм Розанова улетучился. «Скука родила во мне мудрость… – вспоминал он, – и уже с I-ro курса университета я перестал быть безбожником. И не преувеличивая скажу: Бог поселился во мне. С того времени…, каковы бы ни были мои отношения к церкви…, что бы я ни делал, что бы ни говорил и ни писал, прямо или в особенности косвенно, я говорил и думал, собственно, только о Боге: так что Он занял всего меня, без какого-либо остатка…». 3. Был женат на возлюбленной Ф.М.Достоевского – Аполлинарии Сусловой

http://pravmir.ru/vasiliy-rozanov-moya-d...

Указатель. – Т. 1, вып. 1. – М., 1983. -С. 50–57. 79 . Титов А. А. Книгописные собрания в провинции: 1. Собрание преосвященного Амфилохия. епископа Угличского//Библиогр. зап. – 1892. – 4. – Прил. То же. – М., 1892. – 16 с. 80 . Титов А.А. Преосвященный Амфилохий как ученый и палеограф. – СПб.: Тип. Скороходова, 1894. – 21 с. 81 . Троицкий И. Е. О сочинении архимандрита Амфилохия под названием «Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки»/Рец. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1881. – 24 с. – Отт. из: Отчет о присуждении наград графа Уварова... – СПб., 1881. 82 . Языков Д.Д. Учено-литературные труды епископа Угличского Амфилохия//Библиогр. зап. – 1892. – 10. – 5 с., л. портр. Богородский Яков Алексеевич (1841–1919) Яков Алексеевич Богородский родился в 1841 году в Нижегородской губернии. По окончании Казанской Духовной Академии в 1868 году со степенью магистра богословия был назначен преподавателем словесности Казанской Духовной семинарии, в 1870 году – утвержден инспектором. В том же году по прочтении двух пробных лекций «Об Аврааме», «Об идолопоклонстве евреев в период Судей» и по представлении труда «О фарисеях» он был избран доцентом Казанской Духовной Академии по Библейской истории, а в 1882 году – профессором по этой кафедре. В 1873 году он временно преподавал в Академии гражданскую историю, с 1874 по 1881 год был преподавателем русского языка в Родионовском институте благородных девиц. В 1884 году за диссертацию «Еврейские цари» Яков Алексеевич был удостоен степени доктора богословия и премии митрополита Макария. Как сказано в «Протоколах» заседания Совета Академии, «история еврейских царей рассмотрена полно, всесторонне, строго научным образом». Ценный материал содержит также труд Я.А. Богородского «Начало истории мира и человека по первым страницам Библии». Много сил Яков Алексеевич отдавал критическим отзывам на сочинения, представленные на соискание премии митрополита Макария. Яков Алексеевич Богородский скончался в 1919 году. Печатные труды

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

458 Василий Иванович Беллавин (в монашестве Тихон), псков., канд. СПб. акад. (1888), 1888 – препод. Псков. сем., 1891 – монах, 1892 – инспект. Холмск. сем., рект. Казан. и потом Холм. сем., 1897 – еп. Люблин., 1898 – еп. Алеут., 1905 – архиеп., 1907 – архиеп. Яросл., 1914 – архиеп. Литов., 1917 – по избранию архиеп. Моск. 459 Александр Афанасьевич Тяжелов, тверск., 7-й маг. Моск. акад. (1866), сначала препод. Тверск. сем., потом инспект. ее, в 1888 – инспект. нар. учил. в Бежецке. Сконч. 460 Василий Петрович Сланский и Сергей Иринеевич Миропольский, оба Воронежской сем., магистры XXV к. (1866). В.П. Сланский из преподавателей сем. перешел в Госуд. контроль, где и служил до своей кончины. С. И. Миропольский служил сначала в Воронеж. сем., потом в Петроград., был затем чл.-ревизором Духовно-учеб. ком. при Св. Синоде. Сконч. вице-директором канцелярии Св. Синода. См. о них еще в 1 вып. моих «Воспом.» (1914), стр. 189. 461 «Беляев, Введенский, Заозерский, Казанский, Кантерев, Касицын, Кипарисов, Корсунский, Кудрявцев, Лебедев, Мартынов, Муретов, Смирнов, Андрей Соколов, Татарский, Цветков, Шостьин». Фамилии следуют не по старшинству службы, а по алфавиту. Из них бывшим моим сослуживцем оказался едва ли не один старейший из тогдашних профессоров, высокочтимый проф. В. Д. Кудрявцев, остальные – или мои ученики (Казанский, Касицын, Смирнов, Цветков), или окончившие академический курс уже по выходе моем из Моск. академии. 462 Прошу у читателей извинения, что позволяю себе занимать их внимание этой стороной моей деятельности, имеющей, по-видимому, совершенно частный характер и представляющей личный интерес. Но, как видно будет из дальнейшего моего изложения, история нашей частной типографии тесно связана с тогдашним бытом академических преподавателей и, в частности, с судьбой проф. Ф. Г. Елеонского , это с одной стороны; с другой – что касается моего участия в типографическом деле, то деятельность этого рода имела для меня немалое значение: она отнимала у меня немало времени и сил, значительно отвлекала от занятий по моей профессорской службе, но зато вводила меня в круг тогдашних литературных и, в особенности, церковно-общественных деятелей, близко знакомила меня с книжным делом и с очень интересным миром типографских рабочих

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

" Байки из склепа " по-казански Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > " Байки из склепа " по-казански Новые " откровения " официальных татарских историков о тысячелетии Казани Василий Осипов   Новости Москвы   06.10.2005 332 Время на чтение 5 минут С того момента, как в июне 1999 года совет Института истории Академии наук Татарстана (ИИ АНТ), руководимого государственным советником при президенте республики по политическим вопросам (а в прошлом - одним из главных идеологов местного " суверенитета " ) Рафаилем Хакимовым, постановил " признать аргументы и доводы исследователей о времени возникновения города Казани на рубеже X - XI вв. научно достоверными и целым рядом независимых экспертиз " , " утвердив " " наиболее вероятной датой возникновения Казани " " границу 1004 - 1005 годов " , не на день не смолкают споры об истинном возрасте " 1000-летней Казани " . Образумить многочисленных " маловеров " , сомневающихся в подлинности сделанных в " установленные сроки " сенсационных открытий, не смог даже известный Указ президента России Бориса Ельцина от 1 сентября того же года " О праздновании 1000-летия основания города Казани " , первым пунктом которого значилось: " Принять предложение органов государственной власти Республики Татарстан о праздновании 1000-летия основания г. Казани в августе 2005 г. " . " Предложение " , понимаешь, приняли, а сомнения равно остались. Озаботившись тем, что не все не только в целом по России, но и в самом Татарстане, прониклись сей " непреложной " истиной, местные идеологи " миллениума " , (перековавшиеся, как правило, из бывших идеологов " суверенитета " ) это время не переставали " с лопатой в руках " доказывать правоту своих аргументов. Продолжают делать они это и сейчас, когда уже, казалось бы, " вся прогрессивная мировая общественность " признала Казань " городом-миллениумом " , а выстроенный русскими зодчими из Пскова Казанский Кремль - единственной в мире сохранившейся " татарской крепостью " . Видимо, столько местные " исследователи " по этому поводу нагородили " неопровержимых " истин, что и самим в них уже верится с трудом.

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/06/...

Подробнее о нем см.: Игнатьев А.П.//Исторический вестник. 1907. С. 393–394; Петергофское совещание о проекте Государственной думы 1905 г. Пг.; М., 1917; Климаков Ю.В. Кровавая свобода//Молодая гвардия. 1996. С. 206–221; Из архива С.Ю. Витте. Т. 2. С. 591–592.) 603 (В.М. Скворцов – Скворцов Василий Михайлович (12.01.1859–03.05.1932) – миссионер, церковный публицист, участник монархического движения. Родился в семье священника. Выпускник КДА, преподаватель Казанской ДС. С 1890 г. чиновник особых поручений при киевском генерал-губернаторе А.П. Игнатьеве со специальным назначением заниматься сектантскими делами. С 1895 г. чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода. В 1896–1916 гг. редактор-издатель журнала «Миссионерское обозрение». В 1906–1917 гг. издавал церковно-политическую газету «Колокол». В 1915 г. вышел в отставку в чине тайного советника; один из основателей Отечественного патриотического союза, выступал за равноправие евреев. После революции 1917 г. в эмиграции, жил в Сербии. В 1921 г. член Карловацкого Всезаграничного Церковного Собора. Преподавал в Сараевской ДС. Подробнее о нем см.: Русские писатели эмиграции: Биографические сведения ибиблиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. 1921–1972/Сост. Н.М. Зернов. Бостон, 1973; Рожков В., прот. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004. С. 531; электр. ресурс: www.rusinst.ru/) 604 (Василий Мелиоранский – Мелиоранский Василий Петрович (11.08.1882–13.10.1903) – студент МДА. Родился в семье личного почетного гражданина с. Верхнего Якимца Раненбургского уезда Рязанской губернии П.Л. Мелиоранского. Окончил Рязанскую ДС (1902). В 1902 г. поступил в МДА. См.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2340. Личное дело студента МДА В.П. Мелиоранского.) 605 (...директора Синодального училища... – Имеется в виду Орлов Василий Сергеевич, директор Синодального училища церковного пения, подробнее см. Примеч. к л. 61.) 606 («Господи, силою» – видимо, имеется в виду четырехголосный концерт Д.С. Бортнянского «Господи, силою Твоею» на второй и шестой стих20-го псалма: «Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Славу и велелепие возложиши на него». Традиция исполнять авторские песнопения известных церковных композиторов или любимые обиходные песнопения во время причастия духовенства, когда в древности по уставу пелся причастен знаменного роспева, укоренилась в XVIII в. и существует по сей день. См.: Партитурное собрание четырехголосных и трехголосных мелких духовных песней с переложением на фортепиано, употребляемых на литургии и других церковных службах при Высочайшем Дворе: Муз. Бортнянского и др. сочинителей. Кн. 1. СПб., 1845. С. 113–115.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010