Обличая их, Он говорит так: прочие люди величаются своей властью, но любить власть — это страсть языческая; для Моих же учеников вся честь в смирении; посему кто хочет быть большим, тот должен служить слабейшим: в этом и состоит самое великое смирение; пример этого являю Я на Себе Самом: будучи Владыкою и Царем Небесным, Я смирил Самого Себя, чтобы послужить вашему спасению, и настолько, что душу Свою отдаю для избавления многих, — ибо все суть многие. И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышавши, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же умилосердившись, прикоснулся к глазам их, и они пошли за Ним. И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышавши, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же умилосердившись, прикоснулся к глазам их, и они пошли за Ним. Слепые по молве узнали о Господе и, узнавши, что Он проходит мимо, воспользовались удобным временем. Они уверовали, что Иисус, происшедший от семени Давидова по плоти, может исцелить их. Имея такую пламенную веру, они не молчали, а когда их заставляли умолкнуть, еще громче кричали. Посему Господь и не спрашивает их, имеют ли они веру в Него, но спрашивает только, чего они хотят, чтобы кто-либо не подумал, что слепцы хотели одного, а Он им дал другое. Вопросом обнаруживает и то, что они кричали не для получения серебра, а для исцеления. Он исцеляет их прикосновением, дабы мы знали, что каждый член Его Святой плоти есть член животворящий и божественный. Далее, хотя Лука и Марк говорят об одном слепце, однако в этом нет разногласия с Матфеем: они упомянули о более известном. Объясняется и иначе: Лука говорит, что Господь исцелил слепого до входа в Иерихон, а Марк — что по выходе из Иерихона, Матфей же, предпочитая краткость, о том и другом повествует одновременно. Под слепыми разумей уверовавших во Христа из язычников: они исцелены Христом, так сказать, по пути. Христос пришел главным образом не ради язычников, а ради потомков Израиля. Как слепцы узнали о Христе по слуху, так и язычники от слышания уверовали и познали Христа. Заставлявшие слепых замолчать и не произносить имени Иисусова — это гонители христиан. Они силились заградить уста церкви, но она еще явственнее исповедовала имя Христово. За то она и исцелена: она ясно узрела свет истины и стала следовать Христу, подражая Ему в своей жизни.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 32-я по Пятидесятнице 19.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 32-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 48 зач., 10, 46—52 Когда выходил Иисус из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Для Господа конец этой дороги был недалеко. Он уже приближался к Своим Крестным страданиям. Эта встреча заканчивается радостной надеждой для всего человечества. Впервые мы видим Господа, восходящего в Иерусалим, не только с учениками, но и со «множеством народа». Все являются свидетелями этого события. Оно было столь впечатляющим, что в Евангелии от Марка дается имя исцеленного человека. Вартимей — арамейское имя, которое Евангелист спешит перевести для своего греческого читателя — «сын Тимеев». Его предельная отверженность миром точно обозначена: «слепой сидел у дороги». Но этот человек, сидящий в одиночестве и беспросветной тьме, чего-то ищет и ждет. С потрясающей внезапностью он начинает звать проходящего мимо Господа. Его вопль — выражение великого горя, но также невероятного доверия. Парадокс заключается в том, что этот слепой видит, Кто есть Иисус из Назарета. Он называет Его Сыном Давидовым. Он взывает: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Это не просто слова, это именование Мессии, как свидетельствует Евангелие, когда Господь приводит мнение книжников: «Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?» (Мк. 12, 35). Неизвестно, каким образом Вартимей уже имеет точное представление о Нем. Незадолго до этого Петр в Кесарии Филипповой сказал Своему Учителю: «Ты Христос» (Мк. 8, 29).

http://moral.ru/седмица-32-я-по-пятидеся...

«Погибель твоя в том, еще раз разъясняет Господь Израилю, что ты против Меня, против заступника твоего». В чем же Израиль проявил это восстание против Господа, это противление Господу? А в том, что отпал от богоизбранного царского дома давидова, а вместе с тем отпал от Иеговы и Его храма в Иерусалиме, избрав себе своего царя Иеровоама, – и, презревши Иегову, всю свою надежду стал возлагать на избранного царя и его советников. Но эти цари и эти советники не сильны оказать ожидаемой от них помощи и уже никак не могут заменить собой в этом отношении всемогущего Иегову. «Где же царь твой теперь? – вопрошает Господь. Пусть он спасет тебя во всех городах твоих! И где судьи твои», где эти царские советники и министры, «о которых ты говорил: дай мне царя и князей?» Вот теперь время для Израиля самое опасное, враги ассирийские угрожают царству погибелью, они уже производят временные опустошения в царстве, каково напр. опустошение Фулы, опустошение Феглафелассара. Что же? Спасают ли вытребованные, через отпадение от царского дома давидова и советников его, Израилем свои цари и советники? – Нет. Израиль не имеет такого царя и таких советников, которые бы спасли его от врага, от Ассура, когда бы тот сделал нападение на него во всех городах его. Почему же цари израильские, вытребованные народом от Бога и упорно, несмотря на частые перемены царских династий, поддерживаемые им, не сильны спасти его от грозного врага его? А потому, что Господь неверным коленам, восставшим против Иеговы и избранного Им царского дома давидова, дал царей в гневе своем, дал затем, чтобы наказать народ: «Я дал тебе царей, говорит Господь Израилю, во гневе моем». В таком же гневе Господь и возьмет от них данных им царей, – разумеется, ни того или другого собственно царя, а вообще царя, вообще царскую власть: " и беру их, говорит Господь, в ярости моей» ( Ос.13:9–11 ). От этого-то в царстве Израильском постоянные и быстрые смены царей, частые убийства царей. Все же это, разумеется, разрушительно действует на царство, все это есть не что иное, как излияние гнева Божия на народ, отпадший от Господа и избранного Им царского рода давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 32-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 48 зач., 10, 46–52 Когда выходил Иисус из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Для Господа конец этой дороги был недалеко. Он уже приближался к Своим Крестным страданиям. Эта встреча заканчивается радостной надеждой для всего человечества. Впервые мы видим Господа, восходящего в Иерусалим, не только с учениками, но и со «множеством народа». Все являются свидетелями этого события. Оно было столь впечатляющим, что в Евангелии от Марка дается имя исцеленного человека. Вартимей – арамейское имя, которое Евангелист спешит перевести для своего греческого читателя – «сын Тимеев». Его предельная отверженность миром точно обозначена: «слепой сидел у дороги». Но этот человек, сидящий в одиночестве и беспросветной тьме, чего-то ищет и ждет. С потрясающей внезапностью он начинает звать проходящего мимо Господа. Его вопль – выражение великого горя, но также невероятного доверия. Парадокс заключается в том, что этот слепой видит, Кто есть Иисус из Назарета. Он называет Его Сыном Давидовым. Он взывает: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Это не просто слова, это именование Мессии, как свидетельствует Евангелие, когда Господь приводит мнение книжников: «Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?» ( Мк.12:35 ). Неизвестно, каким образом Вартимей уже имеет точное представление о Нем. Незадолго до этого Петр в Кесарии Филипповой сказал Своему Учителю: «Ты Христос» ( Мк.8:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Савл был гонитель христиан, участвовал в избиениях, расширил гонения на христиан от Иерусалима до Дамаска, а Бог его избрал. Соделал сего жидовина Савла первоверховным апостолом Павлом. Вот загадка, вот тайна духовной жизни! И как это понять – одних Бог избирает, других отвергает? Поистине, последние будут первыми, а первые будут последними. В древнем патерике есть такая повесть: один монах был очень нерадивый, и он умер. А старец стал за него молиться – ну куда он попал? И вот старцу приснилось: этот монах стоит в геенне, прямо по шею в огне гееннском. А старец спрашивает: – А как ты стоишь-то, на чем ты стоишь-то? Он говорит: – На голове владыки, на голове нашего архиерея стою. Непонятно, кто там внизу, кто наверху. Там логика другая. Иной мир, все другое. Апостол Павел поднялся до третьего неба, увидел всё, потом сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор.2:9–10 ). То есть, вот в Духе Святом, через изучение слова Божия, мы можем с вами еще как-то приблизиться к пониманию этих тайн. А других возможностей постигнуть эти тайны у нас нет. Итак, мы прочитали с вами: «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов…» ( Откр.3:7 ). «Ключ Давидов» – что означает этот ключ? Владыка Аверкий поясняет: «Сын Божий называет себя имеющий ключ Давидов, в смысле имеющего верховную власть в доме Давидовом, ибо ключ есть символ власти. Дом Давидов или царство Давидово значат то же, что царство Божие, прообразом которого оно и являлось в Ветхом Завете». Смотрите, что святой Андрей Кесарийский пишет об этом ключе: «Ключом Давидовым названо царство его, ибо ключ символ власти, Дух Святой, отверзающий сокровищницу знания, есть ключ книги Псаломской и всякого пророчества. Первый ключ Христу принадлежит по человечеству, а второй по безначальному Божеству. В некоторых древнейших списках, вместо “Давидов”, стоит “адов”, и это свидетельствует о власти Иисуса Христа над смертью и жизнью». Это толкование Андрея Кесарийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf 50. 31 неделя по Пятидесятнице. Об Иерихонском слепом. Просить, благодарить и следовать за Христом (Лк. 18:35–43) «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя» ( Лк. 18:38 ). Много городов было на пути Господа нашего Иисуса Христа, когда он ходил по Галилее, Иудее и Самарии, уча в синагогах, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф. 4:23 ). Нередко, особенно на праздники, Он приходил в Иерусалим. И вот однажды, направляясь в Иерусалим, Он должен был пройти через город Иерихон. Здесь при выходе из этого города Он встретил и исцелил двух слепцов ( Мф. 20:34 ), а в самом городе явил Своё милосердие начальнику мытарей – Закхею, принеся спасение ему и дому его ( Лк. 19:9 ). При входе же в Иерихон Он встретил одного слепца, сидящего при дороге и просящего милостыню у всех мимо идущих, в том числе и у богомольцев, через Иерихон направляющихся в Иерусалим. Сегодняшнее Евангельское чтение, братия и сестры, посвящено исцелению Господом этого слепого. Иисус Христос входил в этот город в сопровождении народа. Прислушавшись к шуму от движения огромной толпы и узнав, что мимо него проходит Иисус Назарянин, слепой стал кричать: Иисусе, Сыне Давидов! Помилуй меня! Почему крича, он назвал Христа не «Иисусом Назарянином», как назвал Его народ, а Иисусом Сыном Давидовым? Слепые люди, как известно, вдумчивые, самоуглублённые люди. На все известные им события они смотрят внутренними очами, давая им оценку по их существу, по их духовному смыслу. Евангельский слепец, как и некоторые из иудеев, уже знал, что появившийся среди народа Христос есть Тот Сын Давидов, Которого от века всякий еврей чаял ( Мф. 22:42 ) как Иисуса – Избавителя от всех зол еврейского народа. Поэтому голосом, полным веры во Христа, в Его силу и власть миловать и помогать, он и кричал: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня. Он так много и сильно произносил эту мольбу, что шедшие впереди заставляли его замолчать ( Лк. 18:39 ), но он не внимал им, продолжая так же громко и настойчиво просить Христа о помиловании. Точно также кричали и молили Христа и два слепца, исцелённые Им при выходе из Иерихона ( Мф. 20:30–31 ). И Господь помиловал и исцелил как этих последних, так и первого слепца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

«Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня» (ст. 39). Видимо, его заставляли замолчать по той причине, что считали такое исповедание неуместным, а может быть, были и не согласны с ним. К этим людям, наверное, можно отнести слова пророка Моисея, которые я приводил в начале проповеди: «Проклят всякий, кто сбивает слепого с пути», ибо они действительно хотели сбить его с пути, конечно, не с обычной дороги, а с духовного пути ко Господу. Но слепой пренебрег их неверием и даже давлением на него, проявив твердость и мужество. Всегда бывает очень трудно идти против всех, даже если точно знаешь, что ты прав. «Но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня». Он словно бы не слышал окрики запрета, обращенные к нему из толпы, и кричал «еще громче», то есть заглушая их. Господь, как Всеведущий Бог, конечно, знал о том, что происходит в душе этого слепого, но позволил ему проявить свою ревность и веру для того, чтобы слепой сам утвердился в своем стремлении приблизиться к Господу Иисусу Христу и получить от Него просимое — зрение телесное и духовное, то есть истинную веру. «Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть» (ст. 40–41). Конечно, это первостепенное желание для человека, лишенного зрения. Но в этих словах видна и его вера: он понимал, что Сын Давидов, Иисус из Назарета, может сделать все. «Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя» (ст. 42). Вера спасла его, потому что даровала зрение и в то же время посредством этого чуда укрепилась в его душе. Перед ним вполне раскрылась тайна воплощения Сына Божия. И, конечно же, если он еще до исцеления так настойчиво выкрикивал это исповедание: «Иисус, Сын Давидов!», то тем более теперь он всей душой поверил в Мессию. «И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога» (ст. 43). Из того, что слепой, прозрев, пошел за Господом Иисусом Христом, славя Бога, можно сделать вывод, что он стал учеником Христовым, Его последователем. Действительно, в таком случае справедливы слова Спасителя, что вера его спасла, — потому что она сделала его христианином. «И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (ст. 43).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Это же обетование еще раз обновил не лживый Владыка через пророка Исаию. Ибо говорит: Изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене Его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия (Ис.11:1-3); и следующие за этим слова имеют тот же смысл. И еще: И будет корень Иессеов, и востаяй владети языки, на Того языцы уповати будут: и будет покой Его честь (10). Ив другом месте говорит: И завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная (Ис.55:3). Ибо исполню, что обетовал Давиду и семенем его спасу вселенную, потому что обетование Мое верно и нелживо. Показывая истинность этих обетовании, Матфей в самом начале Писания благовествует вселенной, что процвело чаяние языков, ибо сказал: Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля (Мф.1:1), потому что обетования о семени были даны обоим. И божественный апостол, пиша к римлянам, в начале послания показал исполнение обетования, данного Давиду, ибо говорит: Павел раб Иисус Христов, зван апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща пророки Своими в Писаниях, о Сыне, бывшем от семене Давидова по плоти (Рим.1:1-3). Присовокупив же по плоти, дал видеть, что Господь наш Иисус Христос - и превечный Бог. А сыном Давидовым назвал Его по естеству человеческому. И яснее научая этому, апостол присовокупил: (о нареченнем) Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых Господа нашего Иисуса Христа (4), т.е. востав от мертвых и духом благодати исполнив апостолов, совершенными через них чудесами Господь явил Себя Богом, потому что Его именем совершали апостолы великие чудотворения. В середине же послания, напомнив иудеям о благах, дарованных древле, апостол присовокупил: Ихже отцы и от нихже Христос по плоти, Сый над всеми Бог (Рим.9:5). И в едином лице показал различие двух естеств, наименовав Господа и рожденным по плоти от иудеев, и, как Бога, сущим над всеми и во веки благословенным Богом. Да и блаженному Тимофею повелевает, говоря: Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова, по благовествованию моему: в немже злостражду даже до уз, яко злодей (2Тим.2:8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

1:24), т. е. (скорбей) Церкви, ибо в скорбях Христовых не было никакой неполноты, и, притом, для ученика достаточно, чтобы он был как его учитель. Таким образом, следовательно, мы должны понимать пришествие Христово сообразно с местом. Также мы знаем, и в Исходе все сыны Божии являются как один Сын Божий, и все египетские первенцы как один первенец, по слову Божию: (сия) «возглаголеши фараону: сия глаголет Господь... сын мой первенец Израиль. Рех... тебе: отпусти люди моя, да ми послужат, (ты же) не хощеши отпустити их. По сему (се) аз убию сына твоею первенца» (Исх. 4:22—23). И Давид говорит о винограднике Господнем как об одном Сыне, в таких словах: «Боже сил, обратися..: призри с небесе и виждь, и посети виноград сей, и соверши и, его же насади десница твоя, и на сына человеческаю, его же укрепил еси себе» (Псал. 79:15—16). И Апостол называет сыном Божиим того, кто соединился с Сыном Божиим. «Павел, раб Иисус Христов, зван апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща пророки своими в писаниях святых о сыне своем, бывшем (Ему) от семени Давидова по плоти, нареченнем сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых Иисуса Христа, Господа нашего» (Рим. 1:1—4). Если бы Апостол сказал: « " о Сыне Своем, каков Он чрез воскресение из мертвых, то указывал бы на одного Сына; но он говорит: о сыне Своем (сделавшемся таковым) чрез воскресение от мертвых Иисуса Христа, Господа нашего. Однако, кто сделался сыном Божиим чрез воскресение Христа, это яснее показывает (в словах): «о сыне своем, бывшем (Ему) от семени Давидова по плоти, нареченнем сыне Божии». Ибо не Господь (Iucyc Христос) наш предназначен в Сына Божия, так как Он Бог и равен Отцу, и кто из чего создан, тот то и есть. — Но тот, которому Бог говорит в крещении, по свидетельству Луки: «сын мой еси ты, аз днесь родих тя»; тот от семени Давидова, кто соединился с начальствующим Духом и сам соделался сыном Божиим, чрез воскресение Господа нашего Иисуса Христа, т. е. пока воскресает во Христе семя Давидово, — а не Тот, о Котором сам Давид сказал: «рече (так говорит) Господь Господеви Моему» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

22. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. (И дам ему славу давидову, и обвладеет, и не будет противоглаголющаго: и дам ему ключь дому давидова на рамо его, и отверзет, и не будет затворяющаго, и затворит, и не будет отверзающаго). Домоправитель царский, это первое лицо после царя: в его власти сосредоточено было все, чем славился царский дом Давида, все драгоценности дворца, оружейная палата, темницы и даже сама крепость городская, все это было под ключом домоправителя. Если Сомнан пользовался полным доверием царя и огромной властью, то несравненно достойнейший его Елиаким будет совершенно неограниченным властителем, по доверию к нему царя и народа. 23. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. (И поставлю его князя на месте верне, и будет на престоле славы дому отца своего). Очень вероятно, что Елиаким происходил из благословенного Богом племени Давида; и теперь получил место высшего правителя во дворце. Это место «твёрдо», потому что соединенная с ним деятельность правителя служит славе рода и престола Давида, утвержденного Богом до века. Потерять это место можно только по причине личного не достоинства. Но, при своих личных высоких достоинствах, Елиаким будет «князем на твёрдом месте», которое ему не изменить, – к славе рода Давидова, к обеспечению самостоятельности царского престола. 24. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий. (И будет уповаяй на него всяк славный в дому отца его, от мала даже до велика: и будут зависяще на нем). И светлый разум, и добрая воля Богом поставленного Елиакима будут надежным основанием для всех в славном роде Давида и все будут находиться от него в добровольной зависимости, по взаимному доверию и согласию. 25. В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, которая на нем: ибо Господь говорит. (В той день, сия глаголет Господь Саваоф, подвигнется человек утвержден на месте верне, и отъимется, и падет, и потребится слава, яже на нем, яко Господь глагола).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010