«Вот я поставил тебя, – говорит Господь Иеремии, – укрепленным городом и железным столпом и медной стеной на всей этой земле, против царей Иуды, против царей его, против священников и против народа земли сей». И действительно, пророки были такими несокрушимыми столпами, вехами и маяками на том пути, по которому должен был по их мысли идти народ. Они провозглашали новые идеи и новые точки зрения. Вместо господства культа, они учили чистоте сердца, преданности Богу, вместо узко-националистической тенденции прежней религии у них видна универсальная точка зрения. Иегова, по их воззрениям, не есть Бог только евреев; он – Бог Саваафов, т.е. Бог вселенной, «благословен народ Мой Египтяне, и дело рук Моих Ассирияне», – говорит Бог устами Исайи; вместо ожидания политического господства дома Давидова, они готовили народ к духовному царству грядущего Мессии. Илия (около 860 г.) был первый из великих пророков, открыто и определенно ставший в оппозицию царю (Ахаву) и народу. Он увидал ясно, как никто в его народе, неизмеримое превосходство и особенный характер Иеговы и со всей ревностью восстал против смешения культа истинного Бога с культом Ваала. «Долго ли вам хромать на оба колена, – говорил он евреям, – если Господь есть Бог , то последуйте ему, а если Ваал, то ему последуйте». Это был суровый и грозный пророк, настоящий служитель грозного ветхозаветного Иеговы, у которого одежда красна от крови, потому что Он топчет народ в гневе своем, как виноград в точиле. Это Илия избил 450 вааловых пророков («беззаконных царей обличил и священников уморил», как поется о нем в церковных песнопениях), он истребил огнем посланных царя Охозии, он наслал засуху и голод на всю Палестину. Жил он часто в пустыне, в уединении, спасаясь от преследованй. Православный народ недаром отождествил его с Перуном и отдал в его распоряжение заведывание огнем небесным – громом 3 . Конец Ильи был достоин его жизни – он вознесся на небо на огненной колеснице. Его преемник Елисей «не жил в таком одиночестве, как Илия; он был в близких отношениях с целым рядом пророков. Он приобрел значение в мирских делах и пользовался большим уважением со стороны царей. Правда, ему случалось резко выступать против них, но он сопровождал их в походах и предоставлял свой авторитет к их услугам и к услугам их народа» (Вельгаузен).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Город Вефиль, на южной границе Иеровоамова царства, имел несколько другой характер. Здесь царь соорудил жертвенник и лично священнодействовал при совершении идолопоклоннических обрядов. Священники из левитов были устранены, и должность левитов отправляли простые израильтяне, не принадлежавшие к колену Левия. Таким образом, священнодействие было открыто каждому ( II Nap. XI, 15 ). Он установил праздник, подобный празднику Кущей, только не в седьмой, а в восьмой месяц свящ. года. Но вот явился грозный обличитель идолослужения, некто пророк из Иудеи. В первый же языческий праздник он внезапно предстал перед Иеровоамом, совершавшим тогда, в качестве первосвященника, идолослужение перед тельцом Вефильским, и громко воззвал к алтарю: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот родится сын дому Давидову, имя ему – Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. Возьмите его, воскликнул Иеровоам, протягивая руку, но рука его иссохла, а жертвенник, по слову пророка, распался. Только по молитве пророка он получил исцеление. Впрочем, обличение пророка, болезнь руки и чудесное исцеление оной нисколько не подействовали на Иеровоама. Он продолжал ходить в нечестии, и вот ему было ниспослано новое грозное вразумление Божие. Заболел Авия, сын Иеровоамов, и он послал свою жену в переодетом виде к пр. Ахии, теперь уже седовласому и полуслепому старцу, посоветоваться и узнать о ходе болезни отрока. Несмотря на то что царица была переодета и на свое слабое зрение, пророк тотчас же распознал посетительницу. Он предсказал ей скорую смерть отрока, падение династии Иеровоама и разрушение царства Израильского. Дитя действительно умерло, как предсказал Ахия, лишь только царица возвратилась в Фирцу и переступила через порог своего дома. И похоронили его и оплакали его все Израильтяне, говорит свящ. историк ( III Цap. XIV, 1–18 ). Общественная скорбь по сему случаю указывает на то, с какими надеждами на будущность ожидал народ продолжения новой династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

О мытарях 23 , грешниках и тому подобных личностях и говорить уже нечего: как на отверженных Богом и людьми смотрел на них весь этот учено-тщеславный люд. А новый, галилейский учитель? Весь – любовь, весь – милосердие к народу. Да и как еще: строгий обличитель Их – книжников и фарисеев, относившийся к ним как к «роду лукавому и прелюбодейному» ( Мф.12:39 ); случалось, прямо называвший их «порождениями ехидны» ( Мф.12:34 ) – Он «друг мытарям и грешникам» ( Лк.7:34 ); к самым блудницам обращается Он не как грозный судья, не как беспощадный обвинитель – фарисей, а с невиданной дотоле, с непонятной для еврейских законников кротостью. Могло ль и это не поднимать бури в душах завистливых и фанатических учителей народа? «Фарисеи и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Зачем Учитель ваш ест с мытарями и грешниками?» – с негодованием говорили они ученикам ( Лк.15:2 ). Т. е., по их разумению, учителю народа уж никак не следовало сближаться с такими личностями. При таком разумении, что кроме раздражения мог произвести в них ответ Иисуса: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; подите – научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы, и Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:11 и дал.). И когда к этому врачу, так доступному и милосердому, повсюду стекались толпы страждущих и обремененных, и все находили покой своим душам; когда в среде народа, дивившегося словам и делам необыкновенная Учителя, не раз проносился вопрос: «не это ли Христос – сын Давидов», т. е. ожидаемый мессия, насколько тогда должно было возрастать это раздражение, и на чем могло остановиться? Таков был смысл борьбы между «пророком из Галилеи пришедшим», и между тем, что было наиболее сильного и влиятельного среди еврейства. То была не простая борьба, какая велась между сектами еврейскими и, разрешаясь в спорах и ссорах, не уничтожала самых сект, а борьба на смерть. Тут дело шло не о тонкостях книжников, не об ученых спорах между фарисеями и саддукеями – все это могло сталкиваться, спорить, бороться без конца, и все-таки существовать одно возле другого: тут дело шло о более важном и существенном, что должно было вызвать наружу самые темные страсти фарисейской души, самую ожесточенную вражду, самую беспощадную ненависть этой души, и без того незнакомой с любовью: вопрос ставился на – «быть иль не быть»!!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

священномученик Ипполит Римский «Яко же ему (антихристу) сести в церкви Божией. В какой же церкви? Разумеется, разоренный иудейский храм. Да не будет же того, чтобы разумелся сей храм, в котором мы! Но для чего говорим это? Да не подумают, что мы говорим из лести себе. Если антихрист придет к иудеям, как Христос, и от иудеев восхощет поклонения, то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие к их храму, внушая о себе ту мысль, что он рода Давидова, и что ему должно создать храм, сооруженный Соломоном. Придет же он, когда в Иудейском храме не останется камня на камне, по определению Спасителя». святитель Кирилл Иерусалимский «Апостол открыл то, на что и я не раз указывал, что в Иерусалиме храм был построен по распоряжению Истинного Бога… В нем-то и будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом». священномученик Ириней Лионский «Сделает он (антихрист) во время своего царства; переселит царство в этот город (то есть Иерусалим) и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос». святитель Кирилл Иерусалимский «Злочестивый и грозный тать придет прежде, в свое время, с намерением похитить, заклать и погубить избранное стадо Истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не похож на голос Истинного Пастыря, но язвителен: голос татя притворен и вскоре делается известным, каков он…». преподобный Ефрем Сирин «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего только он не наделает в то время! Все придет в смятение и в замешательство, как посредством повелений, так  и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях: и своею властью, и жесткостью, и беззаконными повелениями… Апостол называет антихриста человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу (сатаны). Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога и будет восседать в храме Божием, не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах… Не сказал, что он будет называть себя богом, но что будет стараться показать себя богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения».

http://azbyka.ru/antixrist

Другая разность. В славянском с греческого читается Иерусалим, а в русском с еврейского „Израиль». Почему так различно читается в греческом и еврейском, ничего нельзя сказать, говорит автор. Впрочем, добавляет он: „может быть, это – намеренное изменение в соответствие второму стиху, в коем упоминается Иерусалим» (См. примеч. 3-е). Но об Иерусалиме, как главном городе всего народа Божия, так же естественно было упомянуть пророку в начале своей книги, как он упоминает о восстановлении падшей скинии Давидовой в конце книги (9, 1), и в первом стихе ему всего естественнее было упомянуть об Иерусалиме потому, что грозный голос Иеговы исходил от Иерусалима, с горы Сиона (2 ст.). Так и понимает блаж. Феодорит, говоря, что „Амос сподобился призвания в Кариафиариме и произносил слова об Иерусалиме». (См. у автора в тексте стр. 7). На основании толкования бл. Феодорита, мы склоняемся к тому предположению, что семьдесят толковников имели в еврейск. рукопис, подлинное чтение как о происхождении пророка из Аккарима, так и то, что в видении он созерцал Иерусалим, с вершины которого, с горы Сиона, исходил грозный голос Иеговы, возвещающий погибель сначала языческим царствам, а потом иудейскому и израильскому. Все они в очах Божиих – одинаково преступны и Господь Бог не пощадит их 1 . Из языческих народов суд Божий, прежде всего, изрекается на жителей Дамаска и всей Сирии (3–5 ст.): «и пошлю огонь на дом Азаила, и поест он чертоги Венадада... истреблю жителей с долины нечестия и ... издома веселия, и пленен будет народ арамейский в Кир, говорит Иегова». Этот перевод далеко не согласуется с славянским. Вместо Венадада в славянском читается: сын Адера. В пятом примечании (14 стр.) автор говорит: «чтение семидесяти Αδερ вместо нынешнего еврейского, вероятно имеет в основе своей древнее предание, потому что такое же точно отступление от этого имени находится у семидесяти и в 3Цар. 20, 1–32 ст.». Но к этому он тотчас же прибавляет соображение Митчеля, по которому чтение семидесяти имеет параллель в ассирийских памятниках, называющих Венадада сыном Адера, а также и некоторые еврейские рукописи оправдывают чтение семидесяти. Догадка о поправке этих рукописей по семидесяти едва ли справедлива.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

- Грипп не знал, что я лечился. Думал, просто выпивал. Но у него и в мыслях не было предлагать свой опус в качестве детского произведения и вообще для печати. А сегодня, и здесь Кузнецова права, многие «одноглазые» шедевры попадаются в детских книгах. Статья в «МК» заканчивается тем, что, якобы, в Федеральном агентстве по печати жалуются, что на них «обрушился шквал просьб от детских писателей, которые просят включить свои произведения в списки запрещенных книг». Вот, оказывается, как выгодно быть гонимым, при этом сытым да еще купаться в лучах славы. В наши, глубоко либеральные по духу времена, критика подобной той, что прозвучала из уст омбудсмена - это, действительно, ласковая трель кузнечика. Не то, что грозный львиный рык в подзабытую уже эпоху. А к месту будет напомнить, как тогда велись идеологические бои на литературном фронте. Еще с дореволюционных времен весьма критический и неравнодушный к творчеству уже известного, хотя тогда еще очень молодого литературного критика Чуковского, Лев Троцкий в 1923 году выпустил книгу «Литература и революция». В ней он выступает с безжалостным разоблачением на этот раз автора детского «Тараканища», коего причисляет почему-то к «мужиковствующим попутчикам»: «... Чуковский и ставит между собой и революцией старого заиконного национального таракана в качестве примиряющего начала. Стыд и срам! Стыд и срам!» Чуковский и подобные ему, настаивает Троцкий , «убежище для национального духа открыли в самом темном тараканьем углу мужицкой избы». И еще он настаивает, что тем самым протаскивается «реванш лаптя над сапогом». Да, неистов и жесток был Лев Давыдович, сумевший в детском стихе про тараканище разглядеть чуждый и контрреволюционный по сути подтекст. Правда, в том же году Чуковский еще смеет ответить пока всесильному Троцкому в своем «Мойдодыре»: А нечистым Трубочистам - Стыд и срам! Стыд и срам! Наиболее прозорливым современникам тогда было понятно, кто выведен в образе умывальников начальника и мочалок командира. Однако вскоре всесильному прежде Троцкому стало не до идеологически-критических баталий с приобретающим всё большую популярность детским писателем - шла борьба за власть. Его место с успехом заняли вдовы и жены вождей. И удары свои они наносили никак не слабее, чем грозный Лев Давидович. Так, Клавдия Свердлова, вдова Якова Михайловича, пишет по поводу вышедшей книги» «Чудо-дерево» в журнале «На посту»: «Помогает подобная книга организовать детское сознание в желательном направлении?.. Дает ли правильное представление о труде, социальных задачах в форме, соответствующей возрасту читателя?.. В рабоче-крестьянском государстве такие книжки не должны иметь места».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/05/ka...

Итак, никто из нас не обездолен, не обделен, не забыт Богом, но каждый получит от Него то, что должен был получить. Зачем же мы часто сетуем и ропщем на Бога? Зачем многие из нас не довольствуются своим состоянием? Бог всем нам дал неоцененные для нас дары его: разум, совесть и свободу, чего Он не дал никакому другому творению Своему в мире видимом, кроме человека. Но мы часто своими страстями и похотями помрачаем свой разум, часто вовсе не слушаемся голоса своей совести и безмерно злоупотребляем своей волей. Вот здесь-то и кроется источник всех наших недостатков и лишений в жизни! Если хотим получить от Бога больших благ, то прежде всего мы должны позаботиться о том, чтобы просветить свой ум познанием света евангельской истины, очистить свою совесть покаянием, слушаться голоса и внушений своего разума и управлять своей волей по заповедям закона Божия; должны заботиться о том, чтобы приумножать и те таланты, которые мы уже получили от Бога. Зачем и те из нас, которые обладают многими временными благами в жизни своей, гордятся пред неимущими и высятся, как кедры ливанские? Наше ли действительно все то, что мы имеем? Все – дар Божий, все поддерживается волей Божьей и во всем помогает нам благодать Божья: одному много, другому меньше, но непременно всем и каждому. Зачем же гордиться тем, что не наша полная собственность, а дар Божий? Помни каждый из нас, что не напрасно, не случайно даны нам от Бога таланты и вверены большие или меньшие временные блага, но для того, чтобы мы развивали и усовершенствовали эти таланты и пользовались дарами счастья на благо себе и своим ближним. Придет время – и Господь потребует от нас строгого отчета в том, куда мы употребили Его таланты и как воспользовались Его дарами. Кому больше дано, с того больше и взыщется. Не дай Бог нам, братья, попасть в число непотребных рабов и услышать грозный приговор: неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом. Господь да избавит нас от сей участи! Аминь. Поучение в неделю 17-ю по Пятидесятнице 70 Помилуй мя, Господи, Сыне Давидов: дщи моя зле беснуется ( Мф.15:22 ) Так некогда хананеянка, вышедшая к Иисусу Христу навстречу в пределах Тирских и Сидонских, умоляла Спасителя об оказании ей помощи в великом ее семейном несчастье, происходившем оттого, что дочь ее люто бесновалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

с раннего утра» ср. с 33:2; 25:34 и 27:8 «народы сильные».... «дыхание тиранов»... «сильным дуновением» ср. 28:2: 29:6; 27:5 – о заключении мира с Египтом, а не с Господом, ср. 30:1; 27:6 «расцветет Израиль», после того как страна будет, «как пустыня», и «плодом будет снятие греха, ср. с 35 гл. 1; 32:17 и др.). Естественно думать, что пророк, возвращаясь к предмету (особенно перечитывая прежние пророчества), о котором говорил раньше, воспроизводил и прежние образы. Этим объясняется, что напр., пророчествуя об Ассуре, пророк употребляет в отношении к нему тот же образ «леса», «сада», «Ливана» (29:17), как и в 10 главе, написанной в царствование Ахаза; что вообще в 10 главе оказывается по местам необыкновенная близость к главам 28–35 (особенно 29:17: «еще немного, очень немного» ср. 10:25; 28:21, 22: «дело Господа на Сионе»... «слышал я от Господа, что решительное истребление определено для всей земли» и 10:22, 23; 29:16: «разве можно считать горшечника, как глину?» ср. 10:15; 33:18 «перепись», ср 10:19 и др.). С другой стороны, главы 28, 29, 32 носят законченный характер (см. конец их) и следовательно, могли быть написаны в разные промежутки времени, – тем более, что существовали разные поводы к их написанию; в 28-й падение Самарии; в 30–31 переговоры с Египтом (ср 30:8: «теперь, пойди напиши об этом» т. е. напрасном искании помощи у Египта; эти слова, по-видимому, указывают на то, что главы 30–31 написаны именно в новый промежуток времени сравнительно с предшествующими...); в 33-ей – опустошение страны Сеннахеримом. – Имея в виду сказанное, нет необходимости относить все главы 28–33 к самому 14 году Езекии, не исключая и пророчества о падении Самарии (в 28:1–4), и понимать это пророчество, как изображение прошедшего события, случившегося в 6-й год Езекии. Гизебрехт, напр., следующим образом думает о времени написания глав 28-й, 10-й и вообще о собрании пророчеств Исаии в книгу. – С начала своей проповеди пр. Исаия выступил, как грозный обличитель, и возвещал бедствие всему Израилю и Иуде, надежду же на спасение видел только в Потомке Давидовом и славном, небольшом, «святом» остатке из Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Беспорядки на царском престоле не могли не сопровождаться беспорядками в обществе. Действительно, не было порядка нигде. Пророк жалуется, что в судах царствуют лихоимство, притеснения ( Ос. 5:11 ); князья или начальники только одними злодействами увеселяют царей и простирают руки с губителями ( Ос. 7:3 ); не было безопасности на дорогах, крепость Ефрема была крепостью морского разбойника ( Ос. 6:9 ), он любил грабить и обижать слабых ( Ос. 7:1 ). Все такие и подобные беспорядки в обществе были результатом религиозно-нравственного состояния израильтян. Это состояние, главным образом, навлекало на израильтян грозный суд Божий, который и возвращает пророк Израильскому народу, желая вразумить и обратить его на путь истины. Для изображения сего состояния пророк не щадит красок, самых сильных образов и выражений. Главной причиной гнева Божия на Израильтян, началом и источником их развращения и всех пороков св. прор. Осия представляет их блужение, т.е. идолослужение, которое в существе есть неверность союза с Богом, измена, неблагодарность пред Ним, и вместе величайшее оскорбление Богу, потому что принадлежащее Единому Богу у Него отнимается и приписывается твари. Началом отступления от Бога и развращения народа было поклонение тельцам, известное ему по Египту, где поклонялись быку Апису. Иеровоам 1-ый, по отделении от Иудейского царя Ровоама, боясь, что «царство его может возвратиться к дому Давидову, если народ будет ходить приносить жертвы в дом Иеговы в Иерусалиме, и обратится сердце сего народа к прежнему господину Ровоаму, царю Иудейскому» ( 3Цар.12:25 ), приказал сделать двух золотых тельцов и сказал народу: «довольно вам ходить в Иерусалим. Израиль! Вот боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской» ( 3Цар.12:28 ), и поставил одного тельца в Вефиле, другого в Дане, построил жертвенники перед тельцами для принесения им жертв, учредил некоторые праздники, которые бы напоминали народу Иудейские торжества, учредил служение на высотах, и поставил священников, которые не принадлежали к потомству Левия.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 82 В виду грозного нашествия врагов – соседних народов, решивших истребить народ израильский, псалмопевец молить Бога о поражении и рассеянии оных, – к их позору и к славе имени Божия. 1. Песнь псалма Асафу. Псалом сей, как и песнь, исполняемая при богослужении только пением без музыки, принадлежит одному из потомков Асафа, певца-левита, современника Давидова. Вероятно, это был боговдохновенный Иозиил, современник царя Иосафата, при котором произошло нашествие грозных врагов на Иудею ( 2Пар.20:14 ). 2–3. Боже, кто уподобится Тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже: яко се врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу. Псалмопевцев исповедует величие Бога Израилева и несравненное превосходство Его над всеми другими богами или царями: и, с признанием этого превосходства, просит Господа о заступлении. – Боже, не премолчи – не оставляй без ответа, когда враги шумят; ниже укроти – не укрощай своего гнева, когда враги столь гордо и дерзновенно воздвигли главу: разумеется, наоборот, прояви и Ты громкий и грозный глас гнева Твоего, порази их, разбей на-голову, уничижи их за их гордость (ст. 14–19). 4–5. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя. Реша: придите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому. Народы, совершившие нашествие на Иудею – враги Божия, ибо они суть враги народа Божии и – в высшей степени ожесточенные. – Псалмопевец молит Господа не укрощать гнева своего, ибо, говорит он, враги лукавноваша волею на народ Твой, иначе – произвольно, без всякой достаточной причины составили лукавый – коварный замысел против Твоего народа. – И совещаша на святыя Твоя – составили враждебный совет на погибель народа Твоего, который свят, потому что, избранный и хранимый Богом, он просвещается Законом Божиим и освящается всеми средствами очищения грехов по закону во храме, строго точно храня завет с истинным Богом. – Составленный врагами злой совет зол в крайней степени злости. Они реша – постановили решение, сказав: «пойдемте, и истребим их из числа народов», – так, чтобы между ними, как народами, вовсе не было отдельного народа Божия, – «чтобы не вспоминалось более имя Израиля», – чтобы израильский народ не оставался даже и в рассеянии между другими народами, т. е. был бы совершенно истреблен весь до последнего человека и забыт так, чтобы не поминалось даже и самое имя его... Между тем, по обетованию Божию ещё прапраотцу народа, Аврааму, его потомство должно было размножиться, как песок народа, морской и звезды небесные, и – по обетованию праотцу Иакову, его потомство должно было сохраниться до конца времен – до пришествия в мир Мессии, Спасителя мира. Посему, Господь, верный своим обетованиям, и не должен умолчать (ст. 2), напротив, должен сохранить святое племя патриархов-избранников, с именем его благословенного родоначальника, Иакова – Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010