Отрок более не видел старца. Преподобный Корнилий с любовью принял отрока и тогда же постриг его в иночество 248 ; ему было тогда около 20 лет. 249 Молодой инок с горячей любовью начал совершать подвиги иночества, послушание, пост, молитву. После молитвы общей, со всем усердием трудился то в пекарне, то на другой службе. В свободное от трудов время поучался житию святых, читал св. книги, особенно псалмы Давидовы. Чистая, духовная, жизнь его радовала всех, живших с Корнилием. Родители блаженного, без пользы искав сына долгое время, начали уже считать его умершим, как спустя 7 лет комельский инок сказал им, что в их пустыни ведет высокую жизнь молодой инок, неизвестно откуда пришедший. Отец отправился в пустынь с богатыми пожертвованиями и не узнал в строгом постнике Кирилле сына своего. Сын продолжал молить Господа о спасении родителей. Наконец отец, узнав сына, объявил преподобному Корнилию, что сам желает иночества, и его постригли с именем Варсануфия. Спустя 8 дней получено известие, что мать блаженного скончалась инокиней Еленой. По распоряжению Кирилла оставшееся имение роздано было бедным и слугам дана была свобода. Отец прожил в обители около трех лет, в посте и молитвах, и сын покоил старость его до гроба. Первым учеником его на острове был Дионисий: потом стали приходить к нему и другие. – Не мало искушений встречалось для новой обители молитвенников. Но преп. Кирилл был уже тверд. Рыболовы, приезжавшие на остров, для своего острова видели в Кирилле своего врага, – они делали ему разные оскорбления, домогаясь согнать его с острова. Блаженный переносил оскорбления их терпеливо. – Не так принял он людей, живших бесчестным, бесчеловечным ремеслом (в тогдашнее врем таких людей было довольно). Шайка разбойника, грабившего берега Нового Озера, досадовала уже и на то, что поселились на острове люди, которые могут знать о ее делах. Хищники приплыли на челнах к Красному Острову. Сыны беззакония, грозно сказал преподобный при встрече с ними! Вы забыли, что есть грозный суд правды Божьей, и на пустой остров явились вы для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть? Что вы делаете?...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Содержание Первая часть книги пророка Осии, прелюбодеяние Израиля (гл. I–III) Первое отделение первой части книги пророка Осии: (1, 2–2, 1) Второе отделение первой части книги пророка Осии (2, 2–23) Третье отделение первой части книги пророка Осии, гл. III Вторая часть книги пророка Осии гл. IV–XIV Первое отделение второй части книги пророка Осии. IV–VI, 3 Второе отделение второй части книги пророка Осии. VI, 4–XI, II а) Неизлечимость нравственного растления Израиля (6, 4–7, 16) б) грозный суд за отпадение от Бога (8–9, 9) в) Изначальная испорченность Израиля и погибель его царства (9, 10–77, 11) Третье отделение второй части книги пророка Осии. Вероломство Израиля и Божия верность, гл. 12–14 а) Уклонение Израиля от пути праотца своего Иакова и восприятие в себя естества ханаанского б) Глубокое падение Израиля гл. 13–74, 1 . в) Обращение Израиля и облагодатствование его (14, 2–9).     Воцаренный над десятью, отложившимися от дома давидова, коленами израилевыми, Иеровоам, сын Наватов, по сказанию ( 3Цар.12:26–33 ), думал: «теперь царство может возвратиться к дому давидову, если этот народ будет ходить для принесения жертв в дом Иеговы в Иерусалим, и обратится сердце этого народа к своему господину Ровоаму, царю иудейскому и убьют меня и возвратятся к нему». И вот, чтобы религиозную пропасть между обоими царствами сделать наиболее великой и вообще религию образовать в своем царстве по своему произволу, он ввел богопротивное почитание в Израиле Иеговы под символом тельцов, таким образом нарушил основной закон завета, заключенного между Богом с одной стороны и Израилем с другой при горе Синае и совершил формальное отпадение от Иеговы, истинного Бога ( Исх. 20:4 ). Но Иеровоам, сын Наватов этим не удовольствовался, он изгнал из своего царства законных левитов, которые противились его нововведению, и избрал себе для совершения богослужения священников из массы народа, следовательно, вопреки закону ( Чис.3:6–13 ), избрал таких лиц, которые не были сынами Левия, праздник кущей своевольно перенес с седьмого месяца ( Лев.23:24 ) на восьмой ( 3Цар.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Иисус, между тем, оставался на том же месте, откуда отправил учеников. Число народа, Его окружающего, час от часу увеличивалось: жители Иерусалима и богомольцы, пришедшие на праздник, узнав, что Он идет в Иерусалим, шли Ему навстречу многочисленными группами (Ин.12:12–13). Посланные вернулись. По усердию и чтобы удобнее было сесть на осленка, ученики покрыли его своими верхними одеждами. Когда Учитель воссел, прерванное шествие снова продолжалось с медлительностью, которая свойственна этому роду езды. Теперь великий Пророк не скрывался уже в народной толпе, был виден всем, и шествие, при всей простоте своей, являло собой нечто торжественное и священное еще и потому, что в древности животные, не носившие на себе ярма, выбирались для священных обрядов; в частности, осел издревле на Востоке служил символом мира, никогда не участвовал в войне и в сражениях. Поэтому один взгляд на Иисуса Христа вдруг напоминал теперь внимательному человеку слова пророка Захарии, который, описывая царство Мессии, говорит: «Рцыте дщери Сионове: се царь твой грядет тебе кроток, сидя на жребяти осли» (Зах.9:9)42.   Такое согласие Господа с желанием народа как можно скорее видеть Его царем, еще более воодушевило сопровождавших Его людей и придало им смелость выразить перед Ним всю полноту своего усердия самым торжественным образом. В порыве восторга одни начинали срезать пальмовые ветви и, потрясая ими в воздухе, бросали их на дорогу перед Иисусом; другие снимали с себя платье и стелили его под копыта осленка. Один старался превзойти в усердии другого. Подобно этому был встречен в Иерусалиме грозный завоеватель света Александр Великий; почти так же приветствовали некогда царя Агриппу – так хотели почтить теперь и Того, Кто был воплощением всех надежд для бедствующего Израиля. Пальмовые ветви привели на память праздник Кущей, а вместе с ним известный псалом Давидов, который пели в продолжение его. Как поразительно сбывалось содержание этого пророческого псалма в настоящем событии! – Иисус Христос, грядущий в Иерусалим, но отвергаемый синедрионом, видимо, прообразовал Собой тот «камень, пренебреженный зиждущим», который, по слову Давида, должен соделаться во главу угла и быть дивным в очах всего народа иудейского (Пс.117:22–23). Настоящий день, думали, покажет это. Подлинно, «Сам Господь сотворил его, чтобы нам радоваться и веселиться в онь» (Пс.117:24). Среди подобных мыслей любимый псалом, который все знали наизусть, неприметно переходил из уст в уста; особенно некоторые стихи его, так прямо выражавшие настоящее событие. Со всех сторон начали раздаваться слова псалма: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!»

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=594

Иоанн IV Грозный (1530–1584), Великий князь Московский и всея Руси с 1533 г., первый русский царь с 1547 г. Иоанн Златоуст († 407), святитель, архиепископ Константинопольский, один из трех вселенских учителей Церкви. Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич; 1829–1908), святой праведный, протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Иоанн Предтеча, пророк и Креститель Господень. Иоанн, епископ тихоновский Иоанн, святой мученик Виленский. Иоанникий (Соколовский Феодосий Семенович; 1889–1938), архиепископ, григорианский «митрополит». В 1921 г. хиротонисан во епископа Бахмутского, викария Екатеринославской епархии. В 1925 г. перешел сначала в лубенский, затем в григорианский раскол. До 1937 г. григорианский «митрополит Ульяновский». Расстрелян. Иоанникий (Чанцев Иван Иванович; † 1933), епископ. В 1922 г. «хиротонисан во епископа». В 1923 г. обновленческий «архиепископ Московской епархии». В 1924 г. принес покаяние. С 1924 г. епископ Акмолинский, викарий Петропавловской епархии; с 1932 г. епископ Кунгурский, викарий Пермской епархии. Иоанникий, епископ, обновленческий «экзарх Украины» см. Иннокентий (Пустынский), архиепископ, обновленческий «митрополит». Иоасаф (Жевахов Владимир Давидович; 1874–1937), священномученик, епископ. До 1917 г. состоял на государственной службе. В 1924 г. находился в тюрьме Киева. В 1926 г. хиротонисан во епископа Дмитриевского, викария Курской епархии. В 1926 г. арестован, до 1929 г. находился в Соловецком лагере, затем до 1932 г. в ссылке в Нарымском крае. С 1932 г. епископ Пятигорский. С 1934 г. епископ Могилевский, с 1936 г. епископ Минский, проживал в Белгороде на покое. Расстрелян. Иоасаф (Каллистов Павел Дмитриевич; 1851–1920), архиепископ. В 1912 г. хиротонисан во епископа Новогеоргиевского, викария Варшавской епархии. В 1917 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, управлял Московской и Варшавской епархиями. С 1918 г. архиепископ Коломенский и Можайский, Патриарший наместник. В 1919 г. переименован в архиепископа Крутицкого. В конце 1919 г. арестован. В январе 1920 г. был освобожден и вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В утешение несчастных страдальцев пророк даже говорит, что милости Божии по отношению к раскаявшемуся под влиянием плена народу не ограничатся этим. Господь пошлет им более благоприятные условия для жизни, чем это было до плена. В особенности же эти новые условия жизни сделаются благоприятными тогда, когда исполнится обетование, данное некогда царю Давиду. Согласно сему обетованию придет на землю великий Потомок Давида, Который спасет и оправдает народ. Он оснует на земле вечное царство, при посредстве Его люди вступят с Богом в новый завет, члены сего завета будут жить с обновленным сердцем и с готовностью исполнять данные Им заповеди закона. Господь милостив будет к неправдам их и не будет вспоминать прежних грехов их. Установив Новый Вечный Завет между Богом и людьми, славный Потомок Давида даст людям новых истинных руководителей, которые будут заботиться о спасении людей и под благопопечительным пастырским воздействием их никто уже не погибнет из пасомых. Язычников же, как жестоких поработителей и притеснителей еврейского народа, постигнет грозный Суд Божий. Вавилонские народы, которые больше всего сделали зла народу Божию, сами подвергнутся за это тяжелой участи рабства и погибнут. Но и для язычников, по предсказанию пророка, грядущие грозные события бедствий не будут иметь решающего гибельного значения. Им предоставлены будут средства избежать гибели (XII, 14–17 ст.). Хотя многие из них и погибнут во время политических переворотов, но это не попрепятствует некоторым из них сделаться участниками вечных благ в царстве Потомка Давидова (XLVIII, 47; XLIX, 50; XLVI, 26 и др.) 116 То обстоятельство, что память о пророке Иеремии, как о муже великом, долго сохранялась среди иудеев дает основание некоторым предполагать, что Иеремия не был подвергнут насильственной смерти, а умер своею смертью. 117 Смерть и погребение вне земли Обетованной считались у евреев величайшим несчастием. Это объясняется тем, что евреи связывали свою судьбу с Палестиной и думали, что участниками благ, обещанных патриархам, не будут те из них, которые умрут вне земли обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Броди ж с поникшей головою, Доколь тебя настигнет месть! Скитайся, как в ночи злодеи, Гневи Меня! хвали разврат! Я скоро в пепл и весь и град; И засвистят над пеплом змеи! И с коршуном заспорит вран О ваших трупах безмогильных. Я в прах ограды ваших стран! Расстает меч в руках у сильных! Ваш бог – корысть и суета! И всякий вихрем жизни мчится: Но ваши замыслы мечта! И жизни сон вам недоснится... Ты смерть и гибель пьешь, народ! Из чаши золотой порока! Замолкнет скоро глас пророка, Падет на битвах твой оплот! У ваших вод – живую сладость, У хлеба – крепость Я возьму, Одену в язвы вашу младость И жизни день в густую тму... Слепцы надменные, как дети, Скитайтесь вкруг изрытых ям: Везде вам ночь, везде вам сети. Я вас ругателям отдам: Пускай свирепствуют над вами! Земля сзывает с неба гром. Но все Мне мил Давидов дом, И вы, кипящие грехами, Еще Мои все дети вы! Скорее ж пепел на главы! Омойте души слез рекою! Мне в жертву умиленья глас! Тогда отеческой рукою Ваш Бог из ада вырвет вас! Молитвы Покаяние Не гневом, Господи! не гневом, Что в бурях землю обтекал, И двигал твердь, и с страшным ревом, Морей раскаты колыхал; Но милостью неизреченной Я побежден, мой Бог, – и сам, С моей душой разоблаченной, Я кинулся к Твоим стопам! Но я не силе покорился! Меня увлек не грозный страх! Я по любви одной открылся Тебе во всех моих грехах! Смотри же, Отче! как я беден! Как по моей природе слаб; Себе, Тебе и ближним вреден, Рожден господствовать – и раб! Как часто, чуя утра свежесть, Твержу: «Исправиться пора!» Но к вечеру проступки те же, Что были утром и вчера! Я знаю, как сладка безгрешность, Как животворна чистота; Но для меня ее утешность – Недостижимая мечта! О, пощади ж меня, мой Вечный! Огнем грозы не попали, И неотступный глад сердечный Небесным хлебом утоли! 1819 Псалом 133 Хвалите Бога, Божьи слуги, Все на колени перед Ним! Мраз, зной, ветр, тишь и звездны круги Он водит все перстом Своим. Воздвигните, с любовью, руки И всю тоску, все сердца муки, О, братья! вы к Его стопам

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Дети Грозного не менее щедры. В 1570 (7078) году 31 марта, при игумене Кирилле, царевич князь Иван Иванович дал один образ для своей келлии, деньгами на келлии 200 рублей и 1000 рублей по себе на кормы заздравные, а по смерти – заупокойные, и на случай возможного пострижения 537 . В тот же самый день (31 марта 1570 года) другой царевич князь Феодор Иванович дал один образ для келлии своей, 600 рублей на келлии, на кормы и вместо вклада за пострижение, если-бы оно состоялось 538 . В феврале 1571 года сам Иоанн пожертвовал «игумену Кириллу з братьею 100 пуд меду» 539 на 200 рублей (мед был тогда «по 2 пуда за рубль»). В июне того же года царь дал на подворье, принадлежавшее Кириллову монастырю, «ко Афонасию Великому на Москву на церковное строение и на двор 200 рублев» 540 . Все эти пожертвования делались за «самого» царя. «За упокой» в 1571 году он сделал только 2 вклада: в 15 день декабря (7080) от него было прислано по царице Марфе 200 рублей 541 , и в том же (7079) году по лекарице Ульянье Константинове, жене Ананьина, – 50 рублей 542 – Тревожное состояние за здоровье свое и семьи не покинуло царя и в 1572 году. 13 февраля он дал «в свою богомолию Пречистой Богородицы Успениа чюдотвоца Кирилла Кириллова монастыря вкладу 2000 рублев для своего здравия и детей своих здравия», а в случае смерти и за поминовение заупокойное. (Деньги эти «по государеву приказу прислал» «князь Борис Давидович Тулупов с Вологды с Леонтием с Семеновым сыном Вахрамеевым да с Ильею с Федоровым сыном Судимантовым») 543 . В последнее десятилетие своей жизни Грозный жертвовал почти исключительно по опальных. Вклады его за это время превысили десять тысяч рублей. В 157 3 / 4 (7082) году царь прислал 70 рублей по княгине иноке Александре «княжь Юрьевской Васильевича» 544 , в 157 4 / 5 (7083) году по князе Василие Владимировиче (сыне Владимира Андреевича) – 50 рублей 545 ; в 157 6 / 7 (7085) году по князе Богдане Волосском – 100 рублей 546 ; в 157 7 / 8 (7086) году по душе Феодора, сына Иоасафа Хабарова, – 50 рублей 547 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Скитайся, как в ночи злодеи, Гневи Меня! хвали разврат! Я скоро в пепл и весь и град; И засвистят над пеплом змеи! И с коршуном заспорит вран О ваших трупах безмогильных. Я в прах ограды ваших стран! Расстает меч в руках у сильных! Ваш бог – корысть и суета! И всякий вихрем жизни мчится: Но ваши замыслы мечта! И жизни сон вам недоснится… Ты смерть и гибель пьешь, народ! Из чаши золотой порока! Замолкнет скоро глас пророка, Падет на битвах твой оплот! У ваших вод – живую сладость, У хлеба – крепость Я возьму, Одену в язвы вашу младость И жизни день в густую тму… Слепцы надменные, как дети, Скитайтесь вкруг изрытых ям: Везде вам ночь, везде вам сети. Я вас ругателям отдам: Пускай свирепствуют над вами! Земля сзывает с неба гром. Но все Мне мил Давидов дом, И вы, кипящие грехами, Еще Мои все дети вы! Скорее ж пепел на главы! Омойте души слез рекою! Мне в жертву умиленья глас! Тогда отеческой рукою Ваш Бог из ада вырвет вас! Молитвы Покаяние Не гневом, Господи! не гневом, Что в бурях землю обтекал, И двигал твердь, и с страшным ревом, Морей раскаты колыхал; Но милостью неизреченной Я побежден, мой Бог, – и сам, С моей душой разоблаченной, Я кинулся к Твоим стопам! Но я не силе покорился! Меня увлек не грозный страх! Я по любви одной открылся Тебе во всех моих грехах! Смотри же, Отче! как я беден! Как по моей природе слаб; Себе, Тебе и ближним вреден, Рожден господствовать – и раб! Как часто, чуя утра свежесть, Твержу: «Исправиться пора!» Но к вечеру проступки те же, Что были утром и вчера! Я знаю, как сладка безгрешность, Как животворна чистота; Но для меня ее утешность – Недостижимая мечта! О, пощади ж меня, мой Вечный! Огнем грозы не попали, И неотступный глад сердечный Небесным хлебом утоли! 1819 Псалом 133 Хвалите Бога, Божьи слуги, Все на колени перед Ним! Мраз, зной, ветр, тишь и звездны круги Он водит все перстом Своим. Воздвигните, с любовью, руки И всю тоску, все сердца муки, О, братья! вы к Его стопам С мольбой, с сердечным тихим стоном – И Он, владеющий Сионом,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

См. Тв. Св. Оо Т. 22, стр. 281 и Т. 28 стр. 29. 1160 По другим спискам: κατ το λγου, ο γραψεν, как и в нашем славянском переводе: «по словесех, якоже писано есть». 1164 Как Таргум и переводы сирский, арабский, латинский и др. (См. Bibl Polygl) и Оо и учители церкви: св. Афанасий, Иларий, Евсевий, бл. Феодорит и др. 1174 Замечаем это потому, что некоторые толкователи принимают отношение рассматриваемых нами псалмов к Халдейскому нашествию только в смысле пророчества об этом событии, а самое написание их, на основании надписаний именем Асафа, приписывают пророку и певцу Асафу, современнику Давидову (Cramer, Einleit in Die Psalmen 3, Grotis, – см Scr S enrs compl T 15 p 847). Справедливо, что Господь для предостережения народа своего от уклонения в нечестие и идолопоклонство, заранее предвозвещал ему чрез пророков грозный суд свой, который Он совершил потом над ним в Халдейском нашествии и пленении. Таково напр. пророчество Ис.69:17–19 и 64:1–11, представляющее некоторые очень сходные черты с рассматриваемыми псалмами. Но во всяком случае нельзя допустить изречения пророчества о разрушении Иерусалима и храма в Давидово время, когда Иерусалим только что начинает свое религиозно-гражданское существование, а храм существовал лишь в мысли царя Давида, которую ему не суждено было привести в исполнение. О будущем разрушении храма Иерусалимского в первый раз возвещает Господь только после построения и освящения его царю Соломону ( 3Цар.9:7–9 ), но из последующего хода событий видно, что эта угроза Божия и после сего долго еще не была известна народу иудейскому, чего, конечно, не могло бы быть при существовании пророчествующих о том псалмов, которые, как известно, имели общественное употребление. 1175 Мнение это встречается у бл. Феодорита (на Пс. 73 ) и было принимаемо многими последующими толкователями (Scr S curs compl T. 15 p 846–7 et coet); но как псалмы по форме изложения своего представляют молитвы об избавлении от предвозвещаемых так образом бедствий, то уже бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

27 И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. 28 Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла. 29 И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. 30 И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой! 31 После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; 32 ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских. 33 И после сего события Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжал ставить из народа священников высот; кто хотел, того он посвящал, и тот становился священником высот. 34 Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли. 14 1 В то время заболел Авия, сын Иеровоамов. 2 И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься, чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом. Там есть пророк Ахия; он предсказал мне, что я буду царем сего народа. 3 И возьми с собою [для человека Божия] десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком. 4 Жена Иеровоама так и сделала: встала, пошла в Силом и пришла в дом Ахии. Ахия уже не мог видеть, ибо глаза его сделались неподвижны от старости. 5 И сказал Господь Ахии: вот, идет жена Иеровоамова спросить тебя о сыне своем, ибо он болен; так и так говори ей; она придет переодетая. 6 Ахия, услышав шорох от ног ее, когда она вошла в дверь, сказал: войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе. 7 Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождем народа Моего Израиля, 8 и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010