Словом, удельный князь - владетельный подданный государя и больше ничего. Но дело было в самом звании удельного князя, а не в степени его подчинения государю по завещательным отеческим наставлениям, не имевшим никакого практического значения. Когда старший сын Грозного погиб, второй заступил его место наследника, а родившемуся незадолго до смерти отца царевичу Димитрию назначен был маленький удел - Углич. Но отец не успел еще закрыть глаз, а у колыбели этого удельного князя уже завязалась смута, которая, долго тлея, наконец разгорелась в такую беду, едва не разрушившую всех плодов 300-летней терпеливой работы московских Давидовичей. Так до конца династии в Кремле не могли оторваться от мысли, что каждый член владетельного рода должен иметь удел, хоть маленький и хоть с призрачной властью, но все же свой удел, и такой смелый мыслитель и преобразователь, как Иван Грозный, остался верен фамильной московской логике и политике - логике полумыслей и политике полумер. Сведем все сказанное, чтоб видеть, как сложилась верховная власть в Московском государстве к концу изучаемого периода. СОСТАВ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ. Одному из маленьких уделов Окско-Волжского междуречья счастливое сочетание различных условий помогло расшириться на всю область тогдашнего распределения великорусского племени. Столь успешное расширение побуждало владетелей этого удела постепенно расширять и свой взгляд на себя, на свою власть, чтобы привести ее в меру все улучшавшегося положения. Разнообразные пособия вовлечены были в эту работу московской политической мысли: общехристианские воззрения и византийские предания, туземные исторические воспоминания и уроки, выносимые из переживаемых событий, даже чаяния будущего. Из такого материала выработался довольно сложный, но недостаточно определенный образ верховной власти, в котором с некоторой ясностью обозначались три черты: божественное происхождение, вселенское представительство православия на основе церковно-исторической связи с павшей Византией в национальное всероссийское значение на основе прямого преемства от великого князя Владимира Мономаха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

И вот урок, который Петр Великий передал россиянам, он благотворен во всех отношениях. Виновата ли книга в том, что ученик ошибся, отдавая отчет в уроке, и, оробев, уронил книгу из рук? Он должен поднять ее и сказать про себя: «Homo sum» – и учиться. Петр Великий устрашился ли ошибок, трудов, иждивений, потерь, огорчений, каких стоило ему создание войск сухопутного и морского? Преемники его каких трудов не понесли, каких сумм пожалели, каких ошибок устыдились, каких потерь не потерпели, каких неприятностей убоялись, чтоб совершить начатое Петром Великим? И вот Россия имеет наконец отличное воинство и грозный флот. Она хотела, молилась Богу, трудилась, ничего не жалела, ничего не страшилась, ничего не стыдилась и получила плод от великих усилий и увенчалась великою славою. Кажется, что весьма благоприятным делом занялось бы Миссионерское общество, если бы приступило к изданию Корана Магометова на арабском языке с обличительными примечаниями, где была бы в полном свете представлена ложность сказаний его, несогласная с истинною историею Библейскою, несообразность учения его с чистотою и святостию Евангелия, недостаточность и бессилие морали его в деле оправдания и спасения человеков. Не рассудится ли также напечатать Коран в два столбца, чтобы с одной стороны шел текст Корана, а с другой – текст ветхозаветных повествований, предсказаний о Мессии, избранных псалмов Давидовых и всего Нового Завета, чтобы с одной стороны говорил Магомет, а с другой – истинные пророки Божии и самая Истина – Иисус Христос; чтобы всякий грамотный, сколько-нибудь рассудительный и добросовестный магометанин мог восчувствовать различие между языком лжи и языком истины и чтобы само Слово Божие открывало в таких душах брань с обольстительным словом отца лжи и древнего человекоубийцы. Миссионерское общество собрало бы все, что в древние и новейшие времена было написано в опровержение магометанства и в уверение слепотствующих иудеев, издавало бы и от себя воззвания и увещания к сим племенам заблуждающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Этого одного примера достаточно, чтобы снять с писателя подозрение в преднамеренном ослаблении изображения политического быта народа и царей в пользу изображений или выставки напоказ деятельности пророческой, и происходящих от такого подозрения следствий. Из беспристрастного и добросовестного изучения этих книг открывается, что писатель, при своем труде, не преследовал никакой личной, частной цели и судил об истории описываемых времен не по какому-либо личному началу, но имел в виду единственно показать ход развития теократического царства Еврейского, в продолжение избранного им периода, как он совершался, сообразно слову Иеговы, сказанному царю Давиду ( 2Цар.7:12–16 ). Это великое обетование составляет главную мысль, которая проникает всю книгу царей от Соломона до плена; это – руководящая нить во всех повествованиях, как Бог – Иегова, непреложный в Своих обетованиях, исполнил Свое величественное и утешительное обетование, как Он семя Давидово, за его отступление от Иеговы – Бога своего, сначала наказывал различными бедствиями, вразумлял, исправлял, наконец, лишил царства и земли своей, но – не на век и милости Своей не отставил от него, вот, что писатель имел в виду представить в истории царей. Исходя из этого основного положения своего исторического воззрения, он, в истории царствования первого наследника Давидова, Соломона, показывает, как он, не смотря на покушение Адонии на царский трон, является царем всего царства, принадлежащего его отцу, как избранное самим Иеговою семя Давида, и потом, как в начале его царствования, повторил Свое обетование, под условием верного сохранения Его заповедей, и, по молитве Соломона, даровал ему не только мудрое и смыслящее сердце, но еще такое богатство и честь, каких нельзя было найти между всеми народами земли ( 3Цар.1:1–5, 14 ), как потом Соломон, по воле Иеговы, изреченной отцу его, устрояет храм Богу и Господь, по совершении этого дела, еще раз повторяет Свои обетования и обещает исполнить их (5:15–9:4,9); как, наконец, Соломон, после того, как достиг высшей степени своей земной славы и величия, забыл своего Бога – Иегову, даровавшего ему все это, предался роскоши и сладострастию и до того разгневал Бога, что Он произнес ему печальный и грозный приговор ( 3Цар.9:10–11:9,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Первая из сих книг подобна Иезекиилеву свитку, «в немже вписано бяше рыдание,... и жалость, и горе» ( Ueз. II. 10 ); или, точнее, сей грозный свиток есть один лист оный. Естественное положение племени Адамова заключает в себе не токмо «рыдание», но и отчаяние, не токмо «жалость», но и ожесточение, не токмо «горе», но и погибель. «Помышляет человек прилежно на злая» ( Быm. VI. 5 ); за сим необходимо следует целый поток зла, который от мыслей распространяется на все дела, поглощает все способности, и во внешнем даже состоянии ничего не производит, кроме опустошения. Несчастный в сем бурном океане теряет часто самое чувствование потерянных совершенств. Не имея вещественного счастья, он приемлет за него призраки льстивого воображения. «Богат есмь, и обогатих­ся» ( Откр.3:17 ), говорит он, хотя и природа, и закон, и совесть обличают его: «ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг» ( Anok. III. 17 ). Сократим бесконечное рукописание, которое вы не можете не знать, пиша в нем каждый свою участь слезами и кровью. Зачинаться в беззакониях, рождаться во грехах, жить среди страхов смерти, умирать в страхе жизни – «сия книга бытия человеча» ( Быm. V. 1 ). Может ли правосудный Бог без пламенного гнева взирать на ежеминутного преступника? Может ли благий Творец с хладным пренебрежением внимать стоны бедствующей твари? Правосудие пробуждает мстительные громы, благость удерживает руку, готовую пустить их. Милосердие хощет подать страдальцу чашу спасения, бесчувственный сын погибели не терпит и напоминания о врачевании лютой болезни своей. Если бы неограниченная Премудрость не знала средства согласить непостижимые сии противоречия, разрушающие гармонию созданий и союз их с своим Создателем; если бы не умела примирить – да, скажем человечески – Бога с Богом и потом Бога с человеком, то бы никогда не было речено в предвечном совете: «сотворим человека» ( Быm. I. 26 ). В плане бытия мира должно быть назначено «пакибытие» нравственного ничтожества – человека. Раскроем другую книгу, и прочтем чудесное событие сего предопределения. – «Книга родства Иисуса Христа» ( Mamф. I. 1 ). Он есть Сын Божий, «сияние славы отчи и образ ипостаси его» ( Ebp. I. 3 ); Он есть сын человеческий, «приискренне приобщивший ся плоти и крови» ( Ebp. II. 14 ). Он – Бог, чтоб иметь силу понести на себе немощи человеческия; Он – человек, чтобы соделать человеков «причастниками Божественнаго естества» ( 2Nemp. I. 4 ). Он – «Сын... Адамов» ( Лк.3:23, 38 ), дабы вторым быть Адамом новых чад Божиих; – «Авраамов» ( Мф.1:1 ), чтобы по образу Исаака представить себя чистейшею, совершеннейшею жертвою Господу; – «Давидов» ( Мф.1:1 ), чтобы наследовать и восстановить царство благодати. Наконец Он есть вечная любовь, низшедшая соединить с собою отчужденных от нея грехом смертных, удовлетворив за них Небесному Правосудию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Восьмой стих естествен в устах современника Езекии. Авв. 1:9 Скончание на нечестивыя приидет, сопротивляющыяся лицам их противу, и соберет яко песок пленники... По-русски: Весь он идет для грабежа; устремив лице свое вперед, он забирает пленников, как песок. Рассеяв надежду евреев на далекое расстояние Халдеи от Палестины, пророк снова продолжает описывать халдеев, как народ грозный и страшный для иудеев. Халдеи, говорит пророк, пойдут 47 исключительно для грабежа, других более благородных целей в своих походах они не имеют, и не будут иметь 48 . Военные походы, сопровождаемые грабежом и насилиями, разовьют злобные инстинкты в халдейском народе. Их гневное лицо 49 будет постоянно устремлено к востоку 50 , их отечеству, и взор их будет выражать желание поскорее вернуться на родину с богатой добычей. Сильно развитые, злобные инстинкты халдеев помогут им одерживать многочисленные победы над мирными и слабыми соседними народами, и набирать пленников, многочисленных, подобно морскому песку. Предрекаемое пророком, халдейское нашествие, вероятно, очень понятно было жителям Европы в период нашествий разных азиатских диких полчищ: гуннов, готтов; оно понятно было и нашим предкам, очевидцам монгольских нашествий. Как халдеи своим гневным взором устрашали врагов, как они влекли пленников, так и дикие монголы были грозны и обладали пленниками многочисленными, подобно морскому песку. И евреям, слушателям Аввакума, было понятно его описание, потому что они не раз видели подобные нашествия, напр., ассирийские ( Ис. 7:17–24; 10:13–14, 18–25 ) 51 . Авв. 1:10 Не менее мрачную характеристику халдеев представляет пророк и в настоящем стихе. Иудейский народ, воспитанный под продолжительным периодом царского правления, с удовольствием всегда вспоминавший о лучших своих царях – избранниках и помазанниках Божиих, – связывавший свои мессианские идеалы с царским Давидовым домом, всегда относился к своим царям с глубоким уважением. История иудейского (а не Изральского) царства не упоминает о мятежах этого беспокойного народа против своих царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Радуйся, Храме одушевленный, Из Нея же произниче Желаемый всеми народами. Радуйся, Колеснице Солнца Умнаго, Радуйся, сокровенная Жена, Семя Которой сотрет главу змия. Радуйся, Дщи Давидова, Давшая Примирителя из колена Иудина Радуйся, Горо несекомая, От Нея же отсечеся Камень нерукосечный – Христос, Радуйся, на веки прославленная Евангельскою женою словами: Обращенными к Сыну Твоему: «Блаженно Чрево, носившее Тя, И сосцы, Тебя питавшие», Радуйся, Нечаянную Радость верным дарующая.   Спаси , Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, Победы православным христианом  На сопротивныя даруя, И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Небесных Воинств Архистратизи, Молим вас присно мы недостойнии, Да Вашими молитвами оградите нас Кровом крил невещественныя Вашея славы, Сохраняющее ны припадающия Прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил Архистратиги Божии, служителие Божественный славы, Ангелов начальницы И человеков наставницы, Полезная нам просите И велия милости, яко безплотных Архистратизи.   Святый Архистратиже Михаиле, Грозный Воеводо сил Небесных, моли Бога о нас. Св. Архангеле Гаврииле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Урииле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Рафаиле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Салафииле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Иегудииле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Иеремииле, моли Бога о нас, Св. Архангеле Варахииле, моли Бога о нас.  -------------------------------- Молите Бога о нас святии Ангели, Архангели, Начáла, Власти, Престол и, Силы, Господствия, шестокрилатии Серафими, Многоочитии Херувими и вси Духи, Не именуемыя в веце сем, Яко мы усердно к Вам прибегаем, Скорым помощникам и молитвенникам О душах наших.   Ангеле Божий, Хранителю мой святый, Живот мой соблюди во страсе Христа Бога, Ум мой утверди во истиннем пути, И к любви горней уязви душу мою, Да тобою направляем, получу от Христа Бога Велию милость. Апостоли, мученицы и пророцы, Святителие, преподобнии и праведнии, Добре подвиг совершившия И веру соблюдишия,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Господь, не хотящий беззакония, давно бы, конечно, одним мановением Своей воли уничтожил все зло, накопившееся в мире; если же Он этого не делает, то, конечно, потому, что это невозможно без насилия существ, сотворенных свободными, по Его же всеблагой воле. Пример Ниневии обнаруживает только то, что, при всем видимом развращении ее жителей, в них целы были некоторые задатки добра, ради которых и на основании которых всевозможным оказалось спасение нечестивого города. Развращение же и политическая гниль народа еврейского оказались столь решительными, что правосудию Божию оставалось только поразить его решительным ударом и подсечь до корени, как испортившееся и погнившее дерево. Может возникать еще вопрос: если Господу известно было конечное и неисцельное развращение Его народа, то к чему направлялись все эти предварительные меры Божия снисхождения и сожаления о Своем народе, и это непрерывное посланничество к нему святых учителей и обличителей, т. е. пророков? Ответ должен быть тот, что сими мерами Господь хотел явить Своему народу, а в его примере – и всем другим народам, и всем, вообще, людям, что Он есть Бог, не хотяй смерти грешников, и, что, если эти несчастные погибают, то, единственно, по своей вине, т. е. по своей нераскаянности и ожесточению. Какой сильный и грозный урок людям и народам, коснеющим во зле. С другой же стороны, меры кротости и милосердия Божия, в среде нечестивых и погибающих, имеют целью спасти хотя некоторых избранных и не утративших возможности спасения. Так, и усеченное до корени, в плену Вавилонском, древо дома Давидова дало свежие и здоровые отпрыски. Сохранился святый остаток Израиля, из которого происшел Обетованный Мессия, как жезл из корене Иессева и цвет от него. Ст. 20. …И переселил Навуходоносор оставшихся от меча в Вавилон; и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского... Под сыновьями Навуходоносора здесь разумеются, собственно, его преемники на Вавилонском престоле, которых до Кира считается пять, и между которыми двое не были потомками Навуходоносора. Именно, после Навуходоносора, царствовавшего 43 года (607–564 г. до Р. X.), управляли Евреями: сын его Евильмеродах (царств. 2 года 564–562), зять его Нериглиссор (муж сестры Евильмеродаховой, царст. 4 года 562–558), сын этого последнего – Лаворосоардох (царств. 9 мес.), затем Набанид, сын Евильмеродаха 815 , Валтассар, сын Набонида (два последних царств. 557–539 г. до Р. X.), и затем уже Кир, царь персидский, который через два года по завладении Вавилонским престолом вступает и на Мидийский престол, после Дария Мидянина, и, таким образом, делается единовластителем Азии в 537 г. до Р. X. В сей-то год кончился плен Вавилонский, когда выдан был указ от царя Кира о возвращении Иудеев на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

375. Слово в день Благовещения (Говорено бакалавром богословия иеромонахом Филаретом в Александроневской лавре; напечатано отдельно.) 1810 И даст ему Господь Бог престол Давида отца его, и воцарится в дому Иаковли во веки ( Лyk. I. 32–33 ). Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Прииди, воцарися, Царь блаженства и славы! Без Тебя – «мир... во зле лежит» ( 1Uoah. V. 19 ); мрак Египетский распространяется и угрожает всей земле; Твои враги рыкают, яко скимны, или беспечно засыпают на трупах добыч своих; остальные капли елея догарают, кажется, в лампадах бдящих рабов Твоих и своим мерцанием освещают повсемественную полночь. Поспешай, Жених чистых душ! взыди, Солнце правды! воцарися, Царь блаженства и славы! Давно уже бедствия человечества призывали таким образом Избавителя. Наконец ожиданный веками день приближается. Сокрушенный скипетр Иуды, совершение седмин Данииловых, молва о предопределенном судьбою новом царстве, имеющем начаться от Иудеи, распространившаяся между самыми язычниками, предварительно возвещают о Нем; Ангел приносит непосредственное о грядущем Семени обетованном предсказание; блаженная Дева готовится быть его материю; чающие избавления во Иерусалиме исполняются нетерпеливости. Но что последует за сим ожиданием! Великий преемник Давидов родится в низком семействе древоделя; возрастет в бедности; проведет чудесную жизнь свою в бедах и напастях; на минуту признают его Царем, и вскоре, вместо престола, воздвигнут для него крест. Он сам едва не отречется, по-видимому, от короны Давида, отца своего: «царство мое несть от мира сего» ( Uoah. XVIII. 36 ). При сем виде, порок снова воздымает чело; малодушие падает; вера и добродетель воздевают руки к небу и призывают утешение. Свете тихий святыя славы! Посли луч твой рассеять мглу безпокойных мыслей, да видим хотя зарю надежды, во тме седящие. Истина, слушатели, не должна быть ужасна любителям истины: поелику «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Uoah. IV. 18 ). Да внемлем любовию; тогда и грозный для слуха глас ее будет сладок для сердца нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Он жил тогда в Москве у благочестивого Графа А.П. Толстого, в крайнем изнеможении сил и чрезвычайном напряжении духа. Однажды, во время моего проезда через Москву, Гоголь даже нарочно ко мне приезжал для свидания, но, увидев много экипажей на дворе; не решился взойти в первый раз в дом, где ему казалось, что встретит много чужих, ибо уже страдал тою духовною болезнью, которая свела его скоро в могилу. Действительно, чрез несколько времени, он скончался и, пред смертью , бросил в пылающий камень одно из своих последних произведений. – Из новейших поэтов, двух только изредка встречал я в столице, которые оба также сошли уже с земного поприща: это Бенедиктов, лирическою своей поэзией, напоминавший легкий стих Баратынского, и Кукольник, посвятивший себя отечественной драме. Со знаменитым же автором «Князя Серебряного» и великолепной трилогии «Грозный, Феодор и Годуновы», Графом Толстым, мне случилось только ехать по железной дороге из одной столицы в другую, и вот все наше знакомство. Но обратимся к минувшему, потому что я не хочу забегать в сию вторую, уже не столь поэтическую половину нашего века. На Кавказе поклонился я уединенной могиле Грибоедова, на горе Св. Давида, но мне не пришлось посетить могилы Лермонтова на водах, в виду снежного Эльбруса, которого заоблачную беседу с Шат-горою, столь поэтически он подслушал и передал нам в чудных стихах. Мир душе обоих великих поэтов! С одним встретился я на заре моей жизни, с другим уже в знойный ее полдень, но их память доселе живет в моем сердце. Обоих осенил, безмолвным своим величием Кавказ, на котором положили огненное свое клеймо Пушкин, Лермонтов, и Марлинский; вдохновенными поэмами и рассказами они еще более его сроднили с Русскою землею. В моем описании «Грузии и Армении» старался я, и со стороны церковной, ознакомить соотечественников с этой чудною колыбелью человечества, где прямо, как бы из ковчега, выходит племя Гайканское, а царственный род Багратионов Грузинских, касается венца Давидова. После Грузии устремился я опять на дальний Восток, который был началом моего юношеского странствия и последнею его гранью в зрелом возрасте там я мог поверить, опытом жизни, свежие впечатления молодости.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Итак, если видите, что дети ваши так поступают, то и вы будьте сообщниками их святости и Божия промышления. Если же вы так животолюбивы и ненавидите добро, то отпустите к нам детей ваших с честью, и мы возликуем с ними, совершим с ними праздник, воспоем с ними ангельскую богопреданную, богоугодную песнь. И они начнут нам, они воспоют новую песнь, которой научил их Господь: поскольку это есть честь настоящего дня. Ибо некогда Симеон старец сретил Христа и принял на руки превечного Бога, как младенца, и исповедал Его Богом. Сегодня же, вместо старца, неразумные дети сретили Спасителя, подобно Симеону, и подстилали ветви, и как Бога прославили Того, Кто сидел на жребяти, как на престоле херувимском, восклицая: Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне. Благословен Бог от Бога, предвечный Царь славы, обнищавший между Своими неоскудно ради нас, чтобы обогатить нас; благословен пришедший в смирении и опять грядущий во славе, сначала на жребяти из Вифании, а потом на облаках с неба, сначала кроткий и восхваляемый младенцами, а потом – грозный и окруженный ангельскими Силами. Благословен грядый во имя Господне. – Кто есть сей, наученные Богом отроки? (Ибо уже время сказать об этом и сделаться нам соучастниками тайн, как и вы соделались чрез нас). Это – слова Давида, верного царя Израилева; это – бряцания духовных гуслей того, кто духовными словами и разумом восхваляет происходящего от него Царя и Господа. Посему и мы поем и воспеваем медоточивые песни, говоря: Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне. Он писанием прикрывал сокровище, говоря: о Господи, спаси же: о Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь, и явися нам ( Псал. 117:25–27 ). Мы находим сокровище, и письмена открываем верно, неложно, просто, не хищнически, и всем проповедуем богатство. Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне: Бог во имя Божие, Сын во имя Отца, Царь истинный во имя истинного Царя, а не самозванец. Пастырь добрый, благий, не облеченный только в овечью одежду, внутри же волк и хищник, но истинный Пастырь, бодро и неусыпно пасущий Израиля: Сын Давидов на земле по плотскому происхождению, Сын Божий на небе по естественному пребыванию всегда со Отцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010