— Нечего с нечистым церемониться, послал его к свиньям, и все. В 1927 году умер бывший настоятель Нового собора, отец Павел Попов, встретивший в 1923 году только что посвященного епископа-обновленца Николая Амасийского словами: «Дверьми ли входишь, владыко?» и переведенный за это в село. Все городское духовенство участвовало в его отпевании. Служба была длинная, отец Василий измучился. — Меня так не хороните, — наказывал он во время поминок. — Меня поскорее отпевайте. — Ишь вы какой, отец Василий, — возразил отец Сергий, стараясь безобидной шуткой развеять обычное на похоронах тяжелое настроение. — И сейчас вы во главе, и тогда хотите распоряжаться. Нет уж, тогда лежите да слушайте, мы вам будем петь! Парадоксов живо обернулся к нему: «А ты что, меня хоронить собрался? — спросил он своим обычным добродушно-грубоватым тоном. — Ишь какой хитрый! Я еще тебя переживу!» Отец Василий не раз отвечал так тому, кто намекал на возможность его близкой смерти, и не раз его предсказания оправдывались. Оправдалось оно и по отношению к отцу Сергию. Парадоксов лет на шесть пережил его. Глава 14. Авилкин дол — Иван Александрович, что вы знаете об Авилкином доле? — Вопрос был задан как раз тому человеку, от которого легче всего можно было получить исчерпывающий ответ. Иван Александрович Вавилов являлся как бы живой летописью города. Он знал биографии чуть ли не всех жителей до их отцов и прадедов и помнил все мало-мальски примечательные события, связанные с городом и его окрестностями. Это и послужило точкой соприкосновения между ним и отцом Сергием, который всегда интересовался прошлым родных мест и часто нуждался в отчетливой характеристике то одного, то другого прихожанина, с которыми ему приходилось иметь дело. Правда, к характеристикам Ивана Александровича отец Сергий относился осторожно, проверяя их по другим источникам, а вначале и его самого немного сторонился — была в нем какая-то легковесность, и настораживало то, что Иван Александрович, один из немногих прихожан Нового собора, был в свое время активным сторонником обновленчества.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Переславский «корсунский» крест, имея весьма внушительные размеры, производит монументальное впечатление. Его высота – 208 см (с рукоятью – 239 см), ширина – 135 см. Ветви креста неодинаковой длины, нижняя – заметно длиннее, чем три остальных. Деревянная основа произведения обита золоченой медью и украшена тридцатью серебряными дробницами-мощевиками (по 15 с каждой стороны), обведенными серебряными же картушами. Кроме того, по полю креста, как с лицевой, так и с оборотной стороны, разбросаны касты с ограненными цветными стеклами и полудрагоценными камнями-кабошонами, а также небольшие крестики из полудрагоценных камней – яшмы, лазурита и др. По периметру крест обведен обнизью из крупного речного жемчуга и стеклянных бусин изумрудно-зеленого цвета. На лицевой стороне креста дробницы с гравированными на них изображениями расположены следующим образом: в средокрестии – Распятие с Богоматерью и Иоанном Предтечей; н концах – Рождество Христово, Сошествие Святого Духа, Положение во гроб и Сошествие во Ад; на ветвях – Дмитрий Солунский, Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча, Святой Василий пресвитер Анкирский, Великомученик Георгий, Апостол Павел, Федор Тирон, Великомученик Виктор, Федор Стратилат, Федор Смоленский и чада его Давид и Константин. На оборотной стороне: в средокрестии – Вознесение Христово; на концах – Въезд в Иерусалим, Благовещение, Успение Богоматери, Сретение Господне; на ветвях – Мученица Христина, Мученик Евстратий, Святой Василий епископ Амасийский, Святой Агафоник, Святой Меркурий, Великомученица Марина, Великомученик Орест, Святой Игнатий Ростовский, Святой Исайя Ростовский, князь Василий Ярославский. К сожалению, еще до поступления креста в музей дробницы были грубо вскрыты и находившиеся в них мощи перечисленных выше святых утрачены. При этом часть дробниц повреждена, а некоторые целиком оторваны от креста и ныне хранятся отдельно (например, центральная композиция лицевой стороны «Распятие с предстоящими» лишь недавно была обнаружена хранителями музея среди других предметов прикладного искусства неизвестного происхождения) 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

—155— торые должны иметь двойной и непререкаемый авторитет в его глазах. В одном месте своего творения, укоряя меня в незнании монашеского общежития, он дает некоторое основание предполагать в нем монаха; наше православное греко-российское монашество есть монашество по уставу Василия Великого , так что Василий Великий должен быть признаваем нашими монахами за их учителя по преимуществу и по превосходству. Итак, пусть же знает аноним, что Василий Великий назначает крайне строгое наказание монаху, который клевещет на своего ближнего (Творений Василия Великого в русск. переводе т. V, изд. 3-го стр. 208, вопр. – отв. 26), – что ложные речи на ближнего по лукавым побуждениям, как это позволяет себе аноним в отношении ко мне, он причисляет к грехам самым тяжким (ibid., стр. 320, вопр. – отв. 273) и что о брани из-за угла, если позволяет себе прибегать к ней не только монах, но и мирянин, то отзывается с величайшим презрением (т. VII стр. 65). Пасквиль на меня мог быть написан по двум побуждениям, – или по фанатической вражде к моим убеждениям и моему направлению или по личной вражде ко мне самому. Пасквиль на меня, как на историка русской церкви, мог быть написан по фанатической вражде к моим убеждениям; но кто читал мою книгу о преп. Сергии, тот знает, что нет в ней совершенно ничего, что могло бы вооружить против меня и самого дикого фанатика, так что побуждением к пасквилю против меня, как против историка преп. Сергия, должна быть предполагаема личная вражда ко мне самому. Действительно, своей книгой о преп. Сергии я мог возбудить личную вражду к себе некоего писателя: в одном частном вопросе относительно жизни преп. Сергия, на который даются два ответа и в котором мы с писателем оказались несогласными, он должен был уступить победу мне; затем, отвечая на его полемику против меня по этому вопросу (анонимную, без названия меня по имени), я позволил себе в своей книге несколько посмеяться над его невежеством (также анонимно, не называя его по имени). Но если справедливы мои подозрения на счет автора пас-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Священномученик Василий, епископ Амасийский . Ликиний, зять императора Константина, на сестре которого он был женат, разыгрывал из себя христианина пред великим царем, но, получив от него в управление весь Восток, начал сначала тайно, а потом и явно преследовать христиан и насаждать идолопоклонство. Его супруга сильно скорбела по этому поводу, но не смогла отвратить своего мужа от нечестия. Предавшись идолослужению, Ликиний отдал себя в рабы всем необузданным страстям, а паче всего – женонеистовству. При очередном приступе этой нечистой страсти захотел он осквернить девицу Глафиру, находившуюся на царской службе. Та пожаловалась царице, а царица втайне отослала ее из царского дворца в Никомидии в область Понтийскую. Девица достигла города Амасия, где получила сердечный прием у епископа Василия и прочих христиан. Глафира вся сияла от радости, что Бог спас ее девство, и писала об этом царице. Радовалась и царица и высылала ей средства на содержание амасийского храма. Но одно из писем Глафиры, адресованное царице, попало в руки царского евнуха, который показал его Ликинию. Царь, узнав, где находится Глафира, немедленно послал [воинов], чтобы [те] привели в Никомидию и ее, и епископа. Глафира тем временем умерла, так что воины привели в оковах лишь епископа Василия. После мучений и темницы сей блаженный муж был в 322 году усечен мечом и брошен в море. Его клирики, по указанию Божия Ангела, нашли его тело близ города Синоп, извлекли его из воды с помощью рыболовных сетей и перенесли в Амасию, где с честью погребли в храме, воздвигнутом его же собственными трудами. Царь Константин собрал войско против Ликиния, победил его, пленил и отправил в заточение в Галлию, где [тот и] скончал свою богомерзкую жизнь. [Епископ] Василий во темницу ввержен – За Крест Честной и за Христову веру; Псалмы воспевает, Бога славословит: Господь его за правду пострадать сподобит. Трибун вещает царский лукаво, словно змей: – Послушай, старец, слово царя из царей: Ликиний опекаем богами неспроста,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

405 Патриарх имел право ставропигии, т.е. право устроять в Крыму церкви, доходы которых поступали в патриаршую казну. 408 В греческой рукописи московской синодальной библиотеки, напечатанной в VII т. Зап. Од. Общ., на стр. 120–131, он назван не Basileiov, a Basileuv, так он назван и в греческом wrologion to mega, 1857 г., под 7 числом марта, так назван в том же wrologion и св. Василий Амасийский, под 26 ч. апреля, т.е.: Basileuv; прочие же святые с именем «Василий» пишутся, по моим справкам, Basileiov а не Basileuv. 411 Ч. мин. 7 марта. Зап. Од. Общ. VII, 121. Струк. 18–19. По Родионову, стр. 12, он скончался после 15-летних трудов, след. в 325 г. 414 Эти воины, числом до 500, с военачальником Феоной сопровождали св. Капитона из Константинополя в Тавриду. Зап. Од. Общ. VII, 128. 415 Военачальнику Феоне разрешено было императором Константином жить со всем родом при св. Капитоне, которому херсонитяне отдали во владение часть города до горы Парфенон. С этого времени местность, прилегавшая к церкви св. ап. Петра, потому и называлась участком Феоны. Зап. Од Общ. VII, 130. Сведения о св. священномучениках заимствованы из Ч. минеи, под 7 марта, ист. преосв. Макария 62–64, Зап. Од. Общ. VII, 121–131, Родион. 11–13, Струкова – житии святых 16–23. 417 Иеремия подписался под патриаршим актом 83, без означения года: здесь изложены обещания, данные им патриарху при назначении его на херсонисскую кафедру. Зап. Од. Общ. VI, 447. О поименованных херсонисских владыках упоми­нается в «Памятниках Христианства», Струкова, стр. 10–14; История христ. пр. Макария, стр. 62–65 Зап. Од. Общ. VI, 447, 455, 469, 471. Описании тавр. епархии прот. Родионова, стр. 15–17, где прибавлены только два лица: Андрей, о котором другие писатели не упоминают, и Ефрем II, которого у других также нет. 418 Именно в феврале и сентябре 1364 г., в сентябре 1382 г., в январе 1383г., в ноябре 1384 г., в августе 1385 г., в марте 1386 г., в августе 1390 г., в сен­тябре 1392 г., в феврале и сентябре 1393 г. и в январе 1394 г. Зап. Од. Общ. VI, 456, 458–461, 466, 468, 472 и 473.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

—71— профессору Григорию Воскресенскому в 422 р. – двойной премии покойного Епископа Курского Михаила. Определили: 1) Дать знать студенту Светозару Радовановичу о последовавшем ему разрешении жить на частной квартире с оставлением за ним той стипендии, которою он пользуется. 2) О выдаче премий профессорам: Е. Голубинскому и Г. Воскресенскому и Инспектору Архимандриту Григорию сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. III. Отношения Канцелярии Г. Обер-Прокурора Св. Синода: а) от 18 Марта сего года за 1321: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором, 12 текущего марта, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определены на духовно-учебную службу: кандидат Московской Духовной Академии Николай Брянцев и действительный студент оной Сергей Добров учителями в духовные училища, первый в Смоленское по арифметике и географии и последний в Задонское (в 1-й класс) по русскому языку». б) От 18-го числа того же месяца за 1323: «Кандидат Московской Духовной Академии Василий Георгиевский, по определению Святейшего Синода от 1/12 текущего марта, определен Помощником Смотрителя в Ефремовское духовное училище». в) От 24 марта за 1463: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 19-го текущего марта, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определены преподавателями кандидаты Московской Духовной Академии: Тихон Рождественский, состоявший доселе надзирателем за учениками в Тамбовской Духовной Семинарии, в Воронежскую Духовную Семинарию по гомилетике и соединенным с нею предметам, Михаил Шувалов в Данковское духовное училище по русскому языку (в старшие классы), Василий Греков в Александровское Осетинское духовное училище и Алексей Сосновский помощником инспектора в Новгородскую Духовную Семинарию». К сему Канцелярия присовокупляет, что об ассигновании поименованным лицам следующих им, по положению, денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справка: По распоряжению О. Ректора Академии всем вышеозначенным лицам дано знать о назначении их на духовно-учебную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

916 л. 91–92. См. старопечатный сборник 1642 г. 230–231. В подлиннике послания, изданном Савелием, процитованного здесь места не находится. 917 л. 87–90. Подлинник творений Никона, писателя XI в., до сих пор не издан, исключая самой незначигельной части их, изданной Минеем. Pamrol. curs. complem. ser. graec. tom, CXXVII. Подлинник сочинений Никона находится в рукописях и только описан Кардиналом Маем. Записки Импер. Акад. Наук. т. XX. 149–156. том XXI. 193–198. Сведения и заметки о малоизвестных и о неизвестных памятниках. С. П.-Б. 1876 г. т. 2. Две статьи Срезневского о пандектах Никона Черногорца. Сочинения Никона были в большом распространении в древней Руси. Горский и Невоструев. Описание рукоп. Моск. Син.биб. отд. II. кн. 3. На слав. языке сочинения Никона (его пандекты) издавались несколько раз, именно в 1670 г. изд. Густина Прилуцкого монастыря и в 1795 года изд. Почаевской Лавры. Последнее издание есть простая перепечатка первого. 918 л. 73–74. Полное заглавие слова такое: «Послание к некоему иноку впадшу в отчаяние о Павликанстей ереси». С таким именно названием оно встречается и в других рукописях (Рукоп. Моск. Син. библиот. (не разборчиво), л. 1–68 и (не разборчиво), л. 1–109. Горский. Описан. Рук. Син. биб. II, 2, 648–652. Имя автора указывает на епископа Емесского, но ни у Фабриция, ни у Миня не издано ни одного сочинения с именем Василия Емесского или Амасийского. Василий Амассийский называется также автором жития св. Феодора Едесского. Рук. Соф. 1398 л. 242. 919 л. 74. «Криницею» называлась в то время хроника Георгия Амартола. В подлиннике сочинений Георгия Амартола, действительно, есть краткая характеристика учения Павликиан. Migne, Patrolog. curs. complet. ser. graec. tom. CX. Georgius monachus cognomento Hamartolus, Chronicon, lib. IV, p. 933–934. 925 Рассужд. Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. и древн. Рос. 1859 г., кн. III. отд. III, 13. 926 Рукоп. Имп. Пуб. биб., Q. I, 225. Из собр. гр. Толстого, отд. II, 402, л. 442–443. Послание издано в Правосл. Соб. 1863 г., ч. I, 337–348.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Анатолий, архиепископ Константинополя (нового Рима), определивши вместе со святым собором осуждение Диоскора, подписал. Максим, епископ великого города Антиохии, определивши вместе с святым собором осуждение Диоскора, подписал. Квинтилл, епископ Ираклийский (в Македонии), занимавший место Афанасия, святейшего архиепископа Фессалоникского, определивши вместе с святым собором осуждение Диоскора, подписал. И прочие все, в таком же порядке и последовательности, определивши, подписали. Стефан, (епископ метрополии) Ефесской (подписал). Диоген, (епископ метрополии) Кизической (подписал). (Лукиан, епископ Бизский, вместо Кириака, почтеннейшего епископа Гераклеи Фракийской, подписал). Юлиан, смиренный епископ Косский и легат апостольского престола (церкви Римской, определивши, подписал). Петр, (епископ) Коринфский, (в области Ахаии, подписал). Иоанн, (епископ метрополии) Севастийской, (подписал). Селевк, (епископ) Амасийский, (подписал). Константин, (епископ метрополии) Мелитинской, (подписал). Патрикий, (епископ) Тианский, (подписал). Феодор, (епископ метрополии) Тарсской, (подписал). Феодор, (епископ города) Дамаска, (подписал). Петр, (епископ) Гангрский, (подписал). Василий, (епископ метрополии) Траянополя, (подписал). Елевферий, (епископ) Халкидонский, (подписал). Василий, (епископ) Селевкии Исаврийской, (подписал). Амфилохий, (епископ метрополии) Сидской (в области Памфилии, подписал). Кир, (епископ метрополии) Аназарвской, (подписал). Калогир, (епископ метрополии) Клавдиополя, (подписал). Евномий, (епископ метрополии) Никомидийской, (подписал). Роман, (епископ метрополии) Мирской, (подписал). Константин, (епископ метрополии) Бострской, (подписал). Франкион, (епископ метрополии) Филиппополя, (подписал). Мелетий, (епископ) Ларисский (говоривший и за Домна, епископа Апамеи Сирийской, подписал). Стефан, (епископ) Иерапольский, (подписал). Флоренций, (епископ метрополии) Сардийской (в области Лидии, подписал). Пергамий, (епископ метрополии) Антиохии (в области Писидии, подписал).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В виду этого представляется крайне сомнительным, поддерживали ли они Ария на Никейском соборе, хотя Григория заносит в число Никейских сторонников Ария и Филосторгий. Подпись под постановлением антиохийского собора составляла такой прецедент, что Григорию и Аетию уже неудобно было защищать Ария в Никее: их могли за это уличить в нетвердости своих собственных догматических убеждений. В Никее, правда, отлученные антиохийским собором епископы присутствовали как полноправные члены собора (что было, впрочем, вполне согласно с постановлением антиохийского собора, который и подверг этих епископов только временному отлучению и окончательное решение о них предоставил «великому собору в Анкире», перенесенному теперь в Никею); но и они едвали открыто поддерживали там сторону Ария. Можно бы конечно предположить, что Филосторгий, как сам арианин, обладал более точными сведениями о том, какие именно епископы были на стороне Ария в Никее. Однако ближайшее ознакомление с его списком этих епископов убеждает, что и его список, хотя и более полный, чем у Феодорита, не может претендовать на историческую достоверность. В числе епископов, которые будто бы были на стороне Ария в Никее, мы встречаем у него 1) лиц, к 325 году уже умерших, как Василий амасийский (пострадавший в гонение Ликиния) 114 ; 2) таких лиц, которые не только не были сторонниками Ария, но были даже выдающимися поборниками православия, как тот же Василий, затем Мелетий севастопольский, Леонтий кесариекаппадокийский и Лонгиан неокесарийский 115 . В виду этого и показание Филосторгия относительно Павлина тирского просто не заслуживает доверия, тем более, что по Никейским спискам в Никее присутствовалъ не Павлин, а Зинон тирский. В показании Филосторгия верно только то, что Павлин был на стороне Ария; о времени же его кончины и Филосторгий не имел точных сведений. Тилльмон указывал еще одно основание за то, что Павлин тирский пережил никейский собор. Евсевий кесарийский посвятил ему 10-ю книгу своей церковной истории. Между тем он писал свою историю после хроники, которая доведена была Евсевием до 326 года 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Евангелист Марк . В слав. минее из разных писателей вообще согласно с Деяниями св. (Apr. III. 344). Издатели Деяний сказание о подвигах и кончине св. Марка в Египте относят к чистым. Не малое исследование о св. Марке у Мазохия (Comment. in vemos Neapol. kalend. 25 апр.). Св. Петр прилежащий . Так назывался храм апостола в Царьграде, неразрывно соединенный с Софиею, созданный одною вдовою при Иустиниане. В нем совершалась память прор. иеремии 1 мая, муч. Мартиниана 13 февр., 16 янв. было празднование вериге ап. Петра, здесь находившейся. Храм во имя апостола назывался вообще апостольством ( ποςλειον), во имя мученика мученичеством ( μαρτρειον), во имя пророка пророчеством ( προφτειον). 26 Св. Василий амасийский . Житие его написано Иоанном пресвитером никомидийским, который сам посещал св. мученика в никомидийской темнице и был очевидцем его кончины, а другия сведения получил от Елпидифора и двух спутников диаконов, близких к святителю. Значительный отрывок сего жития приводится в сочинении Евстратия 6 века «о душах умерших» (Bibl. Patrum ed. 1677. Т. XXVII. 373). Во всем жития писатель показывает себя современником. В слав. минее оно в сокращении, в Деяниях св. (Apr. III, 416 и 50) вполне. В жнтии говорится, что св. Василий усечен 28 марта и брошен в море в Синопе. Мощи обретены в море чрез 25 дней т. е. 21 или 22 апреля, прибыли в Амасию и погребены чрез пять дней т. е. 26 апреля. Итак обретение мощей его в стишном прологе. 30 апреля есть или второе обретение или первое, но неточно в отношении во времени показанное; автором синаксаря около 12 века вместо того, чтобы убавить 5 дней пред 26 апреля, прибавлено 5 дней. Св. Афанасий В. в 1 речи против ариан называет Василия одним из великих защитников православия. Он присутствовал и подписался на двух известных соборах в 314 году гангрском и неокесарийском (Ог. christ. Le-Quien. I. 524). Бутлер кончину его относит в 319, другие в 321, Болландисты в 323. сн. Штадлера I, 406. Св. Стефан пермский . Житие его написано Епифанием вскоре после смерти его. В службе, именно: в рукописном каноне (Опис. Рум. Муз. стр. 595) начальные слова, а в некоторых стихах только начальные слоги и буквы 7, 8 и 9 песней представляют следующий смысл: «повелением владыки Филофия епископа рукою многогрешного и не потребного раба Пахомия сербина». Филофей еп. пермский был в 1472–1501 г. В печатной минее хотя сей же канон помещен, но краегранесия не выходит по причине перестановки и опущения некоторых стихов. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010