Трулльский Собор суммирует правотворчество Церкви эпохи Вселенских Соборов. В своем 2-м правиле он перечисляет каноны, принятые на Вселенских и поместных Соборах, а также правила Святых Отцов. На первое место в перечне канонов поставлены «нам преданные именем святых и славных апостолов осмьдесят пять правил.» II Никейский Собор. Этот Собор был созван императрицей Ириной в 787 г. и заседал под председательством Константинопольского Патриарха Тарасия. Вальсамон писал о нем: «Святый и Вселенский VI Собор был в 6296 г., индикта 11, в царствование Константина и матери его Ирины (а этот Константин был сын Льва, сына Копронимова), когда 367 Святых Отцов собрались во второй раз в Никее Вифинской против иконоборцев или клеветников на христианство. Он постановил покланяться и благоговейно лобызать иконные изображения.» Собор восполнил к тому времени уже сложившийся в своей основе канонический кодекс 22 правилами. Западная Церковь приняла их лишь в конце IX века, когда они вместе с деяниями Собора были переведены на латинский язык библиотекарем папы Иоанна VIII Анастасием. Правила Поместных Соборов. Два Поместных Собора, чьи правила вошли в канонический кодекс Православной Церкви, состоялись до I Вселенского Собора. Первый из них, Анкирский, был созван в период между Пасхой и Пятидесятницей 314 г. в главном городе Галатийской провинции. Зонара писал о нем: «На сем Соборе собрались Священные Отцы, среди коих первенствующим был Виталий, епископ Антиохии сирийской, Агриколай, епископ Кесарии Каппадокийской, и мученик Василий, епископ Амасийский. Во время гонения против христиан, когда многие не могли до конца вытерпеть мучений, но уступали мучителям и приносили жертвы идолам, потом некоторые из таковых раскаивались и приходили в Церковь на покаяние, возник вопрос, как должно принимать отрекшихся от Христа, и об них-то Собор сей изложил правила.» Как считает епископ Петр Л " Юилье, к 19-ти правилам, принятым в Анкире, в древних и новых канонических сборниках присоединяются 6 канонов, именуемых правилами Анкирского Собора, - правила 20-25, которые были приняты на Соборе в Кесарии Каппадокийской, состоявшемся в том же 314 г. Сведения о Кесарийском Соборе и его правилах сохранились в древних латинских, сирийских и армянских рукописях.

http://sedmitza.ru/lib/text/432356/

Убедившись из этих слов, что увещания бесполезны, трибун приказал бить святого, а потом обезглавить его и бросить в море. Таким же образом очень многие христиане, особенно пастыри стада Божия, предавались смерти и делались добычей рыб. Мученик Христов Василий принял удары с радостью и восклицал: – Никакие мучение, ни боль, ни темница, ни огонь, ни меч, ни самая смерть не могут отлучить меня от всемилостивого Бога. Он силен избавить меня от всех мучений. По пути на место казни святой мученик пел псалмы Давидовы. Вслед за ним шел Елпидифор с диаконами и некоторыми христианами. Когда все дошли до назначенного места, Елпидифор дал воинам несколько монет и стал их просить, чтобы они дозволили Василию поговорить немного с друзьями. Воины согласились. Приклонив колена на морском берегу и воздев руки, верный служитель Христов стал молиться такими словами: – Господи, Боже мой, сотворивший небесные бесплотные силы, простерший, как кожу, небо, установивший на водах землю, создавший море, везде и всегда пребывающий, милостивый к боящимся Тебя и исполняющим заповеди Твои, услышь молитвы мои и сохрани верное стадо Твое, пастырем которого Ты поставил меня, ничтожного раба Твоего, от всякой напасти, от еллинского нечестия, от злоречия людей, хулящих Тебя. Уничтожь, Всемогущий, служение идолам, разори козни диавола, а Церковь Твою святую возвеличай и приумножь. Этот город и все окрестные приведи к единомыслию и единодушию, чтобы все исповедовали Тебя, истинного Бога. Сделай всех людей ревностными к добру и служению Тебе, чтобы во всех было прославлено имя Отца, Сына и Святого Духа, и ныне, и всегда, во все века. Аминь. Окончив молитву, святой обнял и поцеловал Елпидифора и обоих диаконов, обратившись к ним с теми же словами, которыми некогда великий Апостол Павел приветствовал Ефесских священников (См. Деян.20:28–36 ): – Благословен Бог, не допустивший нас сделаться добычей невидимых врагов, но сокрушивший их козни и избавивший нас; теперь враги не посмеют искушать нас. Поклонитесь от меня моим братиям и детям духовным. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Семейных вопросов касается святой Астерий также в Слове о пророке Данииле и Сусанне, в котором, раскрывая смысл библейского повествования, призывает своих пасомых извлечь из ветхозаветного сказания назидательные для себя уроки. «Любители прекрасного и добродетели,–обращается он к своим слушателям,–обновим в памяти тот древний суд, поразим примером древнего целомудрия вновь явившееся невоздержание настоящего времени, выставив на позор отроческую старость и воздав дань удивления убеленной сединами юности» 41 . Раскрыв затем преступность беззаконных старейшин и торжество правосудия, проповедник побуждает христиан отнестись с подобающим вниманием к слышанному и воспользоваться этим для устроения своей жизни: «Жены, подражайте Сусанне, храните верность своим мужьям так, как она своему; предпочитайте страдать и подвергаться опасности, нежели распутством прогневлять Бога, бесчестить мужа, разрушать дома и семейства и производить сомнительных детей. Старцы, презирайте таких старцев; власти, устрашитесь гибелью беззаконных судей; юноши, подражайте подобному по возрасту юноше (Даниилу.– В. С.)» 42 . В проповедях святого Астерия заметно стремление показать пасомым генетическую связь пороков. Одна страсть, по его словам, рождает другую, а та–следующую. В особенности это касается плотских страстей, в основе которых лежит сластолюбие, подавляющее духовные устремления человека. Вот почему «трудно одному и тому же человеку быть сластолюбцем и боголюбцем» 43 . Если в душу вселилась хотя бы одна страсть, то она вытеснит всё доброе и откроет доступ множеству других пороков. «Плотолюбивый по необходимости будет и любостяжательным, а любостяжательный–несправедливым; впав же в неправду, легко преступит правила благочестия и нарушит законы премудрых, спокойно примется за недозволенное, собирая себе отсюда материал для наслаждения и всю эту добычу неправды принося в дар похоти, как повелительнице» 44 . Эти наставления были весьма необходимы сластолюбивым амасийцам, которые дерзали предаваться «пиршествам и наслаждениям в течение Четыредесятницы» 45 , придумывая для оправдания своего поведения различные извинения. В обличение их проповедник говорит: «Не лги на Четыредесятницу, как причину болезней; напротив, она есть источник здоровья. Не выдумывай извинений в грехах... только вследствие дурной привычки воздержание представляется противным, а не по существу оно тяжело... Приучи себя к воздержанию, и со временем оно сделается вовсе необременительным для тебя сожителем» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Я должен быть извержен вместе с отцами. Я защищаю догматы отцов; ни в чем не отступаю от них. Свидетельства их не просто, не мимоходом, а в книгах имею. Как все просили, так и я прошу прочитать остальное». – Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка. 113 Василий, боголюбезнейший епископ метрополии Селевкии (в Исаврии), сказал: кто может порицать слова блаженного отца нашего Кирилла, который своею мудростию обуздал нечестие Нестория, готовое наводнить вселенную, и который, – когда Несторий разделял единого Господа нашего и Спасителя Христа на два лица и двух сынов, – показал, что в одном лице – Сына, Господа и Владыки твари, должно признавать совершенное божество и совершенное человечество? Итак мы одобряем все им написанное и посланное, как истинное и полное благочестия; и поклоняемся единому Господу нашему Иисусу Христу, в двух естествах познаваемому. Ибо одно естество Он имел в Себе самом прежде веков, как сый сияние славы отчей ( Евр. 1, 3 ); а другое, как родившийся от Матери ради нас, получив от нее, соединил с Собою ипостасно; и называется Он совершенным Богом и Сыном Божиим, и совершенным человеком и сыном человеческим; восхотев спасти нас, Он уподобился нам во всем, кроме греха. Противников этих догматов мы признаем врагами Церкви. – Селевк, почтеннейший епископ метрополии амасийской, сказал: недавно прочитанное учение отца нашего и бывшего епископа Кирилла, мудрость святейшего архиепископа нашего Флавиана и настоящее согласие с ним святейшего епископа Василия, исполнили сердца наши радостию. Посему, так как эти догматы суть апостольские, истинные и благочестивые, то и я согласуюсь и соисповедую. А кто не так мудрствует, того анафематствую и считаю чуждым церковного и православного единения. Ибо мы веруем во единого Господа нашего Иисуса Христа, Слово от Бога, свет от света, жизнь от жизни, в двух естествах после воплощения и воспринятия плоти от святой Марии; так и учим. Кто мудрствует иначе, того объявляем чуждым Церкви». 114 «Святой собор сказал: никто не признает Господа за двух после соединения. Не было епископа амасийского. Не разделяй неразделимого; так мудрствовал Несторий. Не было епископа амасийского, не было амасийского, есть синопский 115 . – Диоскор, епископ александрийский, сказал: помолчите немного; выслушаем другие хулы. Зачем мы обвиняем одного Нестория? Несториев много. – Иоанн, пресвитер и первый нотарий, сказал: из прочитанного мы замечаем, что сказавшие это изложили иную веру, отличную от той, которая изложена в Никее и утверждена здесь прежде. – Олимпий, епископ евазский, сказал: если вера имеет свое начало в этих памятных записках, то анафема тем, которые дали (такое) начало».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Василисса, муч. Егип., с Иулианом и др. ок. 285 года. 8 янв. Василисса, муч. Никомидийская ок. 309 года. 3 сент. Василисса св., жена мученика Мелитинского Евдоксия комита. 6 сент. Василий, еписк. Херсонский, муч. в начале 4 века. 7 марта. Василий, муч. Аполлониадский, с Исавром диаконом и др. 6 июля. Василий, еписк. Амасийский, муч. Никомидийский. 322г. при Ликинии. 20 апр. Василий, пресв. Анкирский, муч. при Иулиане. 22 марта. Василий Анкирский, муч. Кесарийский при Иулиане. 1 янв. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, ум. 379.      1 и 30 янв. Василий, еписк. Парийский, исповедник при Льве Исаврянине. 12 апр. Василий, Стефан, два Григория, Иоанн и др. мучч. Цареградские при Копрониме, в 707 году. 28 ноября. Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, исповедник при Льве Армянине. 28 февр. Василий Новый, преп. Цареградский, ум. 944. 26 марта. Василий преп., живший в гробнице. В субб. с. Василий, преп. Печерский, ум. 1091, с Феодором. 11 авг. Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские 13 века. 3 июля. Василий блаженный, юродивый Московский, ум. 1552. 2 авг. Василла дев., муч. Римская, ок. 253 г., с Евненией. 24 дек. Василько, князь Ростовский, умерщвленный татарами Батыя, позже 1238 года. 4 марта. Васой, из 42 мучч. Амморейских, пострад. от Сарацин ум. ок. 840 года. 6 марта. Васса, мученица Геллеспонтская, и чада ее: Феогний, Агапий и Пист, мучч. Едесские при Максимиане. 21 авг. Вассиан, еп. Лавлийский, ум. ок. 409. 10 июня. Вассиан, преп., Цареградский, ум. ок. 450. 10 окт. Васс, Евсевий и др., мучч. Никомидийские в 303 году. 20 янв. Вата монах, муч. Персидский в 4 веке. 1 мая. Вахтисий, муч. Персидский, с Симеоном. 18 мая. Вафусий пресв., из 26 мучч. Готфских в 4 веке. 26 марта. Вендимиан, или Вендиан, преп. Вифинский, учен. преп. Авксентия, прест. в начале 6 в. 1 февр. Венедикт преп., Римлянин, ум. 543. 11 марта. Венедим, муч. Афинский, с Ираклием и Павлином. 18 мая. Вениамин, из 12 патриархов. В нед. Праотец. Вениамин диакон, муч. Персидский, пострадавший при Вараране, ок. 421 года. 13 окт. и 31 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Варадат , подвижник сирийский, 22 февр. Варахисий , муч. персидский, 28 марта. Варахий , (или евр. коего Бог благословил, или греч. снабженный жабрами, βαργχιος) муч. мелитинский, 7 ноября. Варвара (иноземка, грубая, греч.), великомученица илиопольская, 4 дек. Варвар (иноземец, грубый, греч.), воин и муч. фракийский, 6 мая. Варвар св., прежде разбойник, 6 мая. Варипсав (трудноосязаемый, недотрога, греч.), муч. 10 сент. Варлаам (сын народа, халд.), старец антиохийский, 19 ноября. Варлаам и Иоасаф , преподобные индийские, 19 ноября. Варлаам , игумен печер. 19 нояб. Варлаам , пр. новгор., 6 нояб. Варнава (сын утешения, евр.), ап. из 70, 11 июня. Варсава (сын Савы, евр.), ( Иосий, ИосиФ, Иуст ), ап. из 70, 30 окт. Варсис , епископ едесский, 25 авг. Варсанофий , или Иоанн , архиеп. дамасский, отшельник нитрийский, 29 фев. Варула (раб Божий, сирск.), отрок, муч. антиохийский, 18 нояб. Варух (благословенный, евр.), пророк, 28 сент. Варфоломей (сын Толомея, т. е. браздатого, евр.), ап. из 12, 11 июня и 25 авг. Василид (царицын, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек. Василид , муч. никомидийский, 20 янв. Василид , муч. с Геронтием , 1 апр. Василиск (малой царь, царек, греч.), муч., 22 мая и 3 марта. Василисса (царица, греч.), мученица римская, 15 апр. Василисса , мученица коринфская, 16 апр. и 10 мар. Василисса , муч. егип., 8 января. Василисса , муч. никомидийская, 3 сент. Василисса св., жена мученика мелитинского Евдоксия комита, 6 сент. Василий (царский, греч.), еп. херсонский, муч., 7 марта. Василий , муч. аполлониадский, 6 июля. Василий , еписк. амасийский, муч. никомидийский, 26 апр. Василий , пресв. амкирский, муч., 22 марта. Василий анкирский, муч. кесарийский, 1 янв. Василий Великий, 1 и 30 янв. Василий , еписк. парийский, 12 апр. Василий, муч. цареградский, 23 ноября. Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, 28 февр. Василий новый, преп. цареградский, 26 марта. Василий , преп. печерский, 11 авг. Василий князь ярославский с Константином , 3 июля. Василий блаженный московский, 2 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Собор восполнил к тому времени уже сложившийся в своей основе канонический корпус двадцатью двумя правилами. Западная церковь приняла их лишь в конце IX века, когда они вместе с деяниями собора были переведены на латинский язык библиотекарем папы Uoahha VIII Анастасием. 6.7. Правила Поместных Соборов Два Поместных Собора, чьи правила вошли в Канонический кодекс Православной Церкви, состоялись до I Вселенского Собора. Первый из них, Анкирский, был созван в период между Пасхой и Пятидесятницей в 314 году в главном городе Галатийской провинции. Зонара писал о нём: «На сем Соборе собрались священные отцы, среди коих первенствующим был Виталий, епископ Антиохии Сирийской, Агриколай, епископ Кесарии Каппадокийской, и мученик Василий, епископ Амасийский. Во время гонения против христиан, когда многие не могли до конца вытерпеть мучений, но уступали мучителям и приносили жертвы идолам, потом некоторые из таковых раскаивались и приходили в Церковь на покаяние, возник вопрос, как должно принимать отрекшихся от Христа, и об них-то Собор сей изложил правила» 80 . Как считает архиепископ Пётр (ЛЮилье), к 19-ти правилам, принятым а Анкире, в древних и новых канонических сборниках присоединяются 6 канонов (правила 20 – 25), именуемые правилами Анкирского Собора, которые, однако, были приняты на Соборе в Кесарии Каппадокийской, состоявшемся в том же 314 году. Сведения о Кесарийском Соборе и его правилах сохранились в древних латинских, сирийских и армянских рукописях. Объединению правил этих двух Соборов способствовала как хронологическая близость Соборов, так и географическое соседство Анкиры и Кесарии, а также и то обстоятельство, что из двадцати отцов Кесарийского Собора пятеро участвовали в деяниях Анкирского Собора 81 . По словам Зонары: «Собор, состоявшийся в Неокесарии, что в Понтийской области, есть второй после Анкирского, но древнее прочих и самого Первого Вселенского Собора, бывшего в Никее. Собравшиеся на нём святые отцы, в числе коих был и святой мученик Василий, епископ Амасийский, изрекли для церковного устроения правила…» 82

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Изображения Христа, Богоматери, апостолов Петра и Павла и другие во времена Константина Великого установились в точных чертах. Теперь Христа стали изображать уже не в смиренном только виде доброго пастыри; но как Царя царей, восседающего на престоле, величаво простирающим благословляющую десницу и окруженным крылатыми ангелами. Священные изображения древней церкви были фресковые, мозаические, были статуи. Священными изображениями украшались не только внутренность храмов, но и площади Константинополя, на одной из коих стояло изваянное изображение царя Константина и матери его Елены, держащих животворящий крест, а другая площадь была украшена статуями доброго пастыря и Даниила со львами. Храмы же теперь украшаются уже не аллегорическими или иносказательными картинами, а историческими из ветхого и нового завета. кк) Из св. отцов церкви четвертого века об апостольской древности употребления св. икон у христиан, о почитании их и поклонения пред ними невидимому Богу свидетельствуют: Василий Великий (см. послания его к Юлиану отступнику), Григорий Богослов , Григорий нисский , Епифаний кипрский , Астфрий амасийский (в Понте), Амвросий медиоланский и др. До какой степени были полезны св. иконы в деле возбуждения религиозных чувств, об этом между прочим святой Григорий нисский , получивший всестороннее философское образование, пишет: «нередко видел я живописное изображение приношения Авраамом сына своего Исаака в жертву Богу и никогда не проходил без слез мимо сего зрелища: так живо эту историю представляет искусство». (Твор. Григория нисс., ч. 8, стр. 200 – 202, рус. перев.). Астерий, епископ амасийский, свидетельствует, что он не мог смотреть без слез на живописное изображение мучений свят. Евфимия (см. Дeяh. VII всел. собора, Казань, стр. 240; сн. брош. свящ. о. Н. Кутепова: «О почитании икон», стр. 23 – 26). д) Пятое доказательство: душеспасительность взирания на святые иконы и вещи. аа) Когда пророк Даниил в плену вавилонском три раза в день молился Богу, он каждый раз отворял в своем доме дверцы окна, обращенного к стороне Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иуды; 24 июня (и 23 сентября) – слово Феодора Студита на Рождество Предтечи (только по Алексеевскому Уставу), 29 июня – похвальное слово Феодора Магистра; 5 июля, быть может, похвальное слово Златоуста Евстафию (только по Алексеевскому Уставу); 6 и 15 августа – слово Андрея Критского ; 29 августа – слово Усекновению «Паки Иродия». Параллельно студийской, позднейшая иерусалимская практика вносит до десятка новых произведений, из которых некоторые (отмеченные буквами Ев.) вошли и в позднейшую студийскую практику: на 14 сентября – Александра монаха (Ев.); на 22 сентября – Астерия Амасийского похвальное Фоке (Ев.); на 21 ноября – послание Климента (Ев.); на 30 января – слово Иоанна Евхаитского; 2 февраля – Амфилохия Иконийского ; 25 – Златоуста: Πλιν χαρς (Ев.) и оглашение Феодора Студита : 20 апреля – Астерия Амасийского похвальное св. Василию Амасийскому (Ев) и 11 июля – Константина, епископа Тийского (VIII века) похвальное св. Евфимии, и кроме того, на 8 мая – Апокалипсис Иоанна Богослова. Если представленный сейчас первоначальный состав чтений древней иерусалимской практики лег в основу студийской практики чтений, то это случилось уже не позже времени св. Феодора Студита , так как в его творениях «чтения» выступают уже как более или менее прочно утвердившийся и довольно широко развившийся элемент богослужебного строя. А так как св. Феодор Студит является началоположником студийского богослужебного строя, то очевидно, что заимствование иерусалимской практики чтений в студийскую было сделано именно им. Это же, в свою очередь, фактически подтверждает предположение об иерусалимском происхождении студийской практики вообще и основных элементов, тождественных у последней с первой, в частности 1059 . Св. Феодор в своих оглашениях довольно выразительно дает понять, что монастырский строй вообще и богослужебный в частности он ввел не по собственному произволению, а «по преданному от святых отцов законоположению (κατ τν παραδεδομνην μν π τν γων πατρων νομοθσιαν) 1060 , по древнему образу»: я плачу, сетую и разрываюсь сердцем, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

йй) Со времени Константина Великого , когда христианская вера объявляется господствующею, и живопись изменяется. Изображения первобытной христианской живописи, прикровенные и отличавшиеся простотою, сменяются настоящими изображениями, и иконопись теперь приобретает более великолепия. Историческая верность требует точных подробностей, касающихся великих деятелей первоначальной истории христианства. Собираются тщательные сведения о внешнем их виде, чертах лица и даже их одежде. По свидетельству святого Иоанна Дамаскина , Константин Великий изобразил Христа с бровями сходящимися, с прекрасными очами, длинным носом, длинными волосами, со станом слегка согбенным, по возрасту юным, с черною бородою, с лицом цвета пшеницы, как и у Матери Его. Изображение Христа, Богоматери, апостолов Петра и Павла и другие во времена Константина Великого установились в точных чертах. Теперь Христа стали изображать уже не в смиренном только виде доброго Пастыря; но как Царя царей, восседающего на престоле, величаво простирающим благословляющую десницу и окруженным крылатыми ангелами. Священные изображения древней Церкви были фресковые, мозаические, были статуи. Священными изображениями украшались не только внутренность храмов, но и площади Константинополя, на одной из которых стояло изваянное изображение царя Константина и матери его Елены, держащих Животворящий Крест, а другая площадь была украшена статуями доброго Пастыря и Даниила со львами. Храмы же теперь украшаются уже не аллегорическими или иносказательными картинами, а историческими из Ветхого и Нового Завета. кк) Из Святых Отцов Церкви четвертого века о апостольской древности употребления святых икон у христиан, о почитании их и поклонении пред ними невидимому Богу свидетельствуют: Василий Великий (см. Послания его к Юлиану Отступнику), Григорий Богослов , Григорий Нисский , Епифаний Кипрский , Астерий Амасийский (в Понте), Амвросий Медиоланский и другие. До какой степени были полезны святые иконы в деле возбуждения религиозных чувств, об этом, между прочим, святой Григорий Нисский , получивший всестороннее философское образование, пишет: «Нередко видел я живописное изображение приношения Авраамом сына своего Исаака в жертву Богу и никогда не проходил без слез мимо сего зрелища: так живо эту историю представляет искусство». (Творения Григория Нисского , ч. 8, стр. 200–202, рус. перев.). Астерий, епископ Амасийский, свидетельствует, что он не мог смотреть без слез на живописное изображение мучений святого Евфимия (см. « Дeяhuя VII Вселенского собора», Казань, стр. 240; см. брошюру свящ. о. Н. Кутепова «О почитании икон», стр. 23–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010