Святой Астерий вступил в клир в пору своей зрелости непоколебимо убежденным в правоте намеченного жизненного пути. Местом его пресвитерского служения можно считать Амасию 8 , в которой тогда епископом был Евлалий, человек доброго сердца, твердо державшийся Никейской веры. Состояние Церкви в период пресвитерского служения святого Астерия было тяжелым. Арианство, несмотря на свое идейное поражение и внутренние разделения, продолжало волновать церковное общество. Находясь под покровительством государственной власти, ариане занимали храмы, изгоняли не согласных с ними епископов. По проискам ариан был лишен кафедры и епископ Евлалий. Можно думать, что после заточения архипастыря святой Астерий, будучи одним из влиятельных пресвитеров, принимал участие в руководстве общиной подобно тому, как в Антиохии после изгнания арианами епископа Мелегия православных возглавили Флавиан (впоследствии епископ) и другие пресвитеры 9 . Вероятно, поэтому после кончины епископа Евлалия на Амасийскую кафедру был возведен святой Астерий. Произошло это между 380–390 гг. 10 . Новому епископу пришлось приложить немало трудов, чтобы умиротворить Амасийскую Церковь , чтобы искоренить плевелы соблазна, посеянные еретиками, укрепить колеблющихся в вере, исправить худые нравы. Основную задачу своего проповеднического служения он видел не в отвлеченном догматствовании, а в практическом осуществлении евангельских правил жизни. В постоянных заботах о своей пастве святой Астерий достиг преклонного возраста и скончался в начале пятого века 11 . Святой Астерий не упоминается ни в мартирологах, ни в древних месяцесловах. Но его духовное наследие оказалось в центре внимания защитников православной веры. Седьмой Вселенский Собор в своих деяниях несколько раз ссылается на святого Астерия и для обоснования своих суждений об иконопочитании дважды приводит его Слово о святой мученице Евфимии 12 . Этот факт свидетельствует о том, что святой Астерий был известен в древности как человек, отличавшийся святостью жизни и чистотою веры. О том же говорит и высокое наименование, которым отцы Собора почтили Амасийского святителя, назвав его блаженным и богоносным 13 . Авторитетным также является свидетельство папы Адриана I (772–795), который в одном из своих посланий отмечает, что весь Восток почитал Астерия святым 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Переписка эта была открыта при дворе Ликиния, и когда ему было донесено о ней, то он приказал немедленно привести в Никомидию Глафиру и епископа Василия. Но случилось так, что, прежде чем дошло его повеление до Амасии, Глафира скончалась. Василия же в оковах повезли в Никомидию; за ним последовали туда преданные ему клирики: Парфений и Феотим. По прибытии в Никомидию, Василий был немедленно заключён в темницу, а клирики его поселились по близости от неё, в доме одного христианина, по имени Ельпидифора. Этот благочестивый человек успел с помощью денег уговорить тюремного сторожа допускать его и клириков во всякое время к Василию, и таким образом, беспрепятственно проводя вместе дни и ночи, эти люди укреплялись и услаждались беседой и молитвой. Накануне того дня, когда епископ должен был явиться на суд, он в присутствии своих друзей провёл всю ночь в молитве и чтении псалмов. «Аще вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит меня и удержит меня десница Твоя» ... – повторял он, как-то особенно останавливая своё внимание на этих словах... Излив душу свою в слёзной молитве, Василий сказал своим друзьям: «братия, испытание приближается... Не страшитесь, не изнемогайте от предстоящей скорби, но оставайтесь мужественны и непоколебимы в вере; возводите очи душевные к Тому, Кто может спасти нас. На Него неуклонно взирайте, Он один может превратить печаль в радость и труд в покой. Знайте, друзья мои, что в эту ночь Господь открыл мне, каков будет мой конец и какую славу дарует Он мне, рабу Своему. Вы же не печальтесь, но, возвратившись, укрепляйте братьев своих. Изберите в епископы Евтихия, сына Каллистова». И, благословив скорбящих о нём, с дивным спокойствием Василий отпустил их. Скоро после того он был потребован на суд; с твёрдостью возражал он на все обвинения и отказался от помилования на том условии, чтобы отречься от Христа. Тогда произнесён был над ним смертный приговор. Идя на казнь, он пел псалмы, молился о верующих, о прекращении язычества и повторял слова: – «ни скорбь, ни теснота, ни муки, ни огонь, ни смерть не могут отлучить меня от любви Христовой» ... Потом, обратясь к палачу, сказал: «исполни, друг, приказанное тебе!» – и преклонил под меч свою голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Τ καϑαρν γκμιον состоит из трех главных частей: 1) προομιον (вступление), 2) παινος, как называет Дионисий Галикарнасский, или τα γχμια, как обозначает Менандр, и 3) επλογος – заключение. Главная часть γκμιον, в собственном смысле, состоит из так называемых τποι γκωμιαστικο. Они дают определенный план содержания, указывают рубрики, по которым оратор распределяет имеющийся у него материал. Он говорит о личности и о ее делах. Говоря о личности, оратор начинает от времен ante hominem. Непосредственно после приступа занимается генеалогией восхваляемого. Говорит о его отечестве, родителях, предках. Похвала личности разделяется на похвалу телу, – именно: его здоровью, красоте, силе, величине, стройности, и на похвалу духу, т. е. мудрости, справедливости, мужеству и другим добродетелям. Третью часть в похвале личности составляет прославление „прочих вещей», т. е. дружбы, почета, состояния и др. 410 Все эти τποι или пункты главной части энкомии называются обычно τ γκωμαστικα κεφλαια. Их риторический порядок, их следование, κολουδα, строго определено для каждого вида похвальной речи. Поэтому схему энкомии можно представить в таком виде: I. το προομιον. II. τ κεφλαια γκωμιαστικ: 1) πατρς, 2) τ γνος, 3) γνεσις, 4) φσις, 5) νατροφ, 6) παι δα, 7) τ πιτηδεματα, 8) α πρξεις, 9) τ τς τχης, 10) τελειοττη σγκρισις. III. πλογος. Ηο можно ли ожидать точного выполнения и, так сказать, совершенного применения этой языческой энкомии в какой-нибудь церковной похвальной речи христианского проповедника христианскому святому? Уже заранее нужно сказать, что в христианском похвальном слове святому или мученику евангельское содержание речи не могло примириться с классической формой энкомии. Евангелие Христа и περ πιδεικτικν Менандра никогда не могли слиться и представить гармоничного целого; и не один церковный проповедник IV века, будь то Астерий, Златоуст, Василий Великий или кто иной, не мог писать проповедей и слов, точно следуя законам классической риторики. Служитель Христа не мог быть рабом Менандра. Отсюда обычны уклонения от античной энкомиастической схемы. Отсюда полное игнорирование некоторых пунктов или топиков. Не мог, напр., церковный оратор хвалить тело наравне с душей. „Τπος – φσις» – существовал для христианского энкомиаста только в одной своей части, в отношении к душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Прежде всего, следует остановиться на суждениях святителя, касающихся пастырского служения. В IV веке многие домогались священства, «почитая сей сан не образцом добродетели, а средством к пропитанию, не служением, подлежащим ответственности, но начальством, не дающим отчета» 19 . Такое неверное представление бытовало и в среде амасийских клириков. Поэтому святой Астерий говорит, что «священство не есть властвование... не сан начальнического самоволия, а служение богобоязненному домостроительству» 20 . Пастырь обязан беспокоиться не о своих выгодах, но о пользе своих пасомых; он должен проявлять человеколюбие и всеобъемлющую заботу даже по отношению к уподобившимся бесплодной смоковнице 21 . Напоминая о любвеобильном отце из притчи о блудном сыне, святой Астерий взывает к иерею: «Подражай долготерпению Божию, принимай в объятия обращающихся от блуждания и обнимай их; таким образом, ты будешь вождем слепых и учителем заблуждающихся» 22 . В последних словах заключается и наставление епископа своим клирикам и основное правило, которому следовал святитель в своей деятельности. Осуществить это требование было нелегко. Для его претворения в жизнь любовь пастыря должна была сочетаться с непреклонной волей. Нужно было мужественно противостоять тем тенденциям, которые проявились тогда в отношении к еретикам. Епископское служение святого Астерия проходило в то время, когда по эдикту императора Феодосия I (379–395) еретики подверглись повсеместному преследованию. Многие из православных, проявляя крайнюю нетерпимость, настаивали на том, чтобы и церковная иерархия строго наказывала преследуемых законом. Например, в Константинополе святому Григорию Богослову ставили в вину то, что он отказывался действовать против еретиков теми мерами насилия, какими последние пользовались против исповедников Никейской веры. Столь же строгие судьи находились и в Амасии. Не случайно святой Астерий с горечью говорит: «У нас теперь гневающиеся на согрешающих гонят от себя приходящих, проходят без внимания мимо припадающих и не склоняют лица своего к плачущим» 23 . В этой констатации фактов имеется в виду и бессердечное отношение к различного рода кающимся 24 и к обращающимся еретикам, которых проповедник уподобляет отделившейся от стада овце и оставившему родительский дом блудному сыну 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

«Присоединяет же он для опровержения оппонентов ссылки на Божественные Писания Ветхого и Нового [Заветов], а также избранных отцов: Афанасия и трех Григориев, я имею в виду, [Григория] Чудотворца, [Григория] Богослова и божественного [Григория] Нисского, Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Прокла Константинопольского…» ( Патриарх Фотий . Библиотека; IX век). «Великие и пречудные отцы и учителя, светочи Церкви, такие как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, созерцали это удивительное и славное таинство…» (Житие святого Георгия. Видение сарацина; IX век). «Точно так же Петр и Павел, ученейшие из апостолов, преисполнившиеся даров Духа Всесвятого и делами насадившие благодать, всю землю наполнили божественной мудростью. Так и Василий в этом Великий, как и Григорий и впоследствии сам златоустый Иоанн…» (Никита Давид Пафлагон. Энкомий Иоанну Лествичнику; IX–X века). «[Каппадокию прославили] ревнители христианской веры, Григорий Чудотворец епископ Неокесарийский, Федим Амасийский и прославленный Василевс, при Лицинии пострадавший за христианскую веру, и Василиск Команский, архиепископ, и сам принявший мученичество, вместе с которым положены мощи Иоанна Златоуста, и Василий Великий, епископ Кесарийский. А Григорий Богослов, архиепископ Назианзский, в храме Апостолов вместе с патриархами этого города положен благочестивым и христолюбивым царем Константином [VII Багрянородным]» (Константин VII Багрянородный. О фемах; вторая половина X века). Святитель Василий Великий. Фреска в монастыре Сопочаны (Сербия). XIII в. «Тогда воскреснут все пророки и апостолы и будут судить двенадцать колен Израилевых. Воскреснут и учителя Церквей, я имею в виду Василия Великого, вместе с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, и будут судить слышавших их учение и не исправившихся» (Житие Андрея Сальского; X век). «Но зачем мне пытаться изложить все? Ведь всякий раз, когда я вспоминаю и о более ранних [событиях] — о том, что было при Василии Великом, как рассказывает Григорий Великий [то есть Григорий Богослов в надгробном слове], что было при златоречивом Иоанне и последующих святых отцах — я считаю себя несчастным и жалею тех, которые об этом не размышляют» ( Симеон Новый Богослов . 29-е огласительное слово; конец X — начало XI века).

http://blog.predanie.ru/article/sobor-tr...

Анатолий, святейший архиепископ славного Константинополя, нового Рима, и прочие святейшие и почтеннейшие епископы, а именно 338 : Максим Антиохийский, (в Сирии); Стефан Ефесский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Диоген Кизический; Квинтилл Ираклийский (в Македонии), занимавший место Анастасия Фессалоникского; Лукиан Бизский, занимавший место Кириака, (епископа) Ираклии Фракийской; Флоренций Сардийский (в Лидии); Евномий Никомидийский; Евсевий и Константин, пресвитеры, занимавшие место Анастасия, (епископа) Никейского; Мелетий Ларисский, занимавший место Домна, (епископа) Апамеи второй 339 ; Амфилохий Сидский (в Памфилии); Юлиан Косский, занимавший также место апостольского престола: Феодор Тарсский; Кир Аназаврский (во второй Киликии); Константин Бострский; Фотий Тирский (в Финикии); Феодор Дамаскский; Нонн Едесский (в Сирии); Симеон Амидский (в Месопотамии); Иоанн Севастийский (в Армении); Селевк Амасийский; Константин Мелитинский (в Армении); Патрикий Тианский (во второй Каппадокии); Петр Гангрский; Фотин архидиакон, занимавший место Дорофея (епископа) Неокесарийского; Роман Мирский (в Ликии); Критониан Афродисийский, в Карии; Нунехий Лаодикийский (в спокойной Фригии); Мариниан Синнадский; Онисифор Иконийский; Иергамий Антиохийский, в Писидии; Епифаний Пергский (в Памфилии); Аттик Никопольский (в древнем Эпире); Мартирий Гортинский (в Крите); Лука Диррахийский; Константин Димитриадский, занимавший место Вигилянция, епископа Лариссы Фессалийской; Франкион Филиппопольский (во Фракии); Василий Траянопольский (в Родопе); Севастиан Веррийский в Македонии; Феоктист Веррийский в Сирии; Геронтий Селевкийский (в Сирии); Евсевий пресвитер, занимавший место Макария (епископа) Лаодикийского, в Сирии; Евсевий Дорилейский; Савва Палтский (в первой Сирии); Софроний Константинский; Патрикий Неокасарийский; Мара Аназарвский 340 ; Роман 341 Халкидский; Евстафий Беритский (в Финикии); Леонтий Аскалонский (в Палестине); Аниан Капитолийский; Зевенн Пеллский; Иоанн Тивериадский:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Пасхазин и Луценций, досточтимейшие епископы, и Бонифаций, благочестивейший пресвитер, которые занимали место святейшего и досточтимейшего архиепископа древнего Рима, Льва; Анатолий, святейший архиепископ славного Константинополя, нового Рима; Диоскор, досточтимейший архиепископ великого города Александрии и прочие святейшие и благоговейнейшие епископы, а именно: Максим антиохийский, в Сирии; – Ювеналий иерусалимский; Квинтилл ираклейский, в Македонии, занимавший место Анастасия, епископа фессалоникского; Фалассий кесарийский, в Каппадокии; – Стефан ефесский; Лукиан бизийский, занимавший место Кириака, епископа ираклейского, во Фракии; Евсевий анкирский, в Галатии; – Диоген кизический; Елевферий халкидонский; – Петр коринфский; Василий селевкийский , в Исаврии; – Флоренций сардский (в Лидии); Амфилохий сидский (в Памфилии); – Евномий никомидийский; Феодор тарсский (в Киликии); Евсевий и Константин, пресвитеры, занимавшие место Анастасия, епископа никейского; Юлиан косский, занимавший также место апостольского престола древнего Рима, Льва; Мелетий ларисский, занимавший место Домна, епископа апамейского, в Сирии; Константин бострский (в Аравии); Кир аназарбский (во второй Киликии); Фотий тирский (в приморской Финикии); – Феодор дамаскский; Стефан иеропольский (в первой Сирии); Нонн 7 едесский (в первой Сирии); Симеон амидский (в Месопотамии); Епифаний епископ, занимавший место Олимпия, епископа константийского (в Кипре); Иоанн севастийский (в первой Армении); – Селевк амасийский; Константин мелитенский (в Армении); Патрикий тианский (во второй Каппадокии); Петр гангрский (во второй Галатии); Апрагмоний тийский, занимавший место Калогира, епископа клавдиопольского (в области Понтийской); Атарбий трапезунтский, занимавший место Дорофея, епископа неокесарийского; Фотин архидиакон, занимавший место Феоктиста, епископа пессинунтского (во второй Галатии); Роман мирский (в Ликии); – Критониан афродисийский, в Карии; Нунехий лаодикийский, в (спокойной) Фригии; Мариан 8 синнадский (в спокойной Фригии);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Афанасий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Афанасия Тавенская , прп. (9/22 октября) Афиноген Пидахфойский , Севастийский, еп., сщмч. (16/29 июля) Африкан Петрийский (Африканский), мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Аффоний Персидский , мч. (2/15 ноября) Ахила Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Боголен Черноярский , отрок, прп. (24 июля/6 августа) Борис (в крещении Михаил), блгв. царь, равноап. (2/15 мая) Борис (в крещении Роман) страстотерпец, блгв. князь (2/15 мая; 24 июля/6 августа) Вавила Антиохийский , еп., сщмч. (4/17 сентября) Вакх Римлянин , мч. (7/20 октября) Варахиил , архангел (8/21 ноября) Варвара Алапаевская (Яковлева), инокиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Варвара Илиопольская , вмц. (4/17 декабря) Варлаам Антиохиец , Кесарийский, старец, мч. (19 ноября/2 декабря) Варлаам Индийский , иерей, пустынник (19 ноября/2 декабря) Варлаам Керетский , Архангельский, иеромонах (6/19 ноября; 15/28 января) Варлаам Печерский , прп., игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 19 ноября/2 декабря) Варлаам Пинежский , Важский, Шенкурский, прп. (19 июня/2 июля) Варлаам Хутынский , прп. (6/19 ноября; в 1-ю пятницу Петрова поста) Варнава (Иосия), ап. от 70-ти, еп. Медиоланский, Кипрский, сщмч. (4/17 января ап.]; 11/24 июня) Варнава Ветлужский , прп. (11/24 июня) Варсонофий , еп. Тверской (11/24 апреля; 4/17 октября) Варул Антиохийский , отрок, мч. (18 ноября/1 декабря) Варфоломей (Нафанаил), ап. из 12-ти, (22 апреля/5 мая; 11/24 июня; 30 июня/13 июля ап.]; 25 августа/7 сентября) Василид Критский , мч. (23 декабря/5 января) Василий Амасийский , еп., сщмч. (26 апреля/9 мая; 30 апреля/13 мая) Василий Анкирский , пресвитер, сщмч. (22 марта/4 апреля) Василий Великий , Кесарийский (Каппадокийский), архиеп., Вселенский учитель (1/14 января; 30 января/12 февраля свт.]) Василий Всеволодович Ярославский , блгв. князь (3/16 июля; 8/21 июня; 23 мая/5 июня [Ростов.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Объединению правил этих двух Соборов способствовала как хронологическая близость Соборов, так и географическое соседство Анкиры и Кесарии, а также и то обстоятельство, что из двадцати Отцов Кесарийского Собора пятеро участвовало в деяниях Анкирского Собора. По словам Зонары, «Собор, состоявшийся в Неокесарии, что в Понтийской области, есть вторый после Анкирского, но древнее прочих и самого Первого Вселенского Собора, бывшего в Никее. Собравшиеся на нем Святые Отцы, в числе коих был и святой мученик Василий, епископ Амасийский, изрекли для церковного устроения правила...» На Неокесарийском Соборе председательствовал Виталий Антиохийский, а поскольку он скончался в 319 г., этот Собор мог состояться не позже 319 г. Неокесарийскому Собору принадлежат пятнадцать канонов. Гангрский Собор состоялся в середине IV века; около 340 г., как считает епископ Никодим (Милаш), в 343 г., по мнению епископа Петра Л " Юилье, между 362-370 гг., по датировке профессора А. С. Павлова. О деяниях указанного Собора Зонара писал: «Собор, бывший в Гангре, Пафлагонийской митрополии, был после I Никейского Собора против Евстафия и единомышленных с ним, которые, возводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога... Они заповедовали также поститься и в воскресные дни, а посты, установленные в Церкви, отвергали, гнушались мясом, и в домах женатых людей не хотели ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и презирали как нечистые те места, в которых находились мученические останки, и осуждали тех, которые имели деньги и не отдавали их, как будто бы спасение было для них безнадежно. Итак, против них-то Священные Отцы, собравшись, изложили помещенные правила, почему и прилагали к каждому правилу анафему...» Этих правил, изреченных против евстафиан Гангрским Собором - 21. За ними в каноническом сборнике следуют 25 правил Антиохийского Собора. Традиционно, начиная с V века, эти правила приписывались Собору «на обновление,» состоявшемуся в 341 г. по случаю освящения новой «Золотой» церкви в Антиохии под председательством Антиохийского епископа Плакета. Но названный Собор, осудивший св. Афанасия, имел полуарианское направление. Установление принадлежности ему правил, общепринятых в Церкви, представляло бы трудную экклезиологическую проблему. Однако, как считает епископ Петр Л " Юилье, в действительности эти двадцать пять канонов принадлежат Антиохийскому Собору 330 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/432356/

Святитель постоянно защищает человеческое достоинство. Решительно выступая против социального неравенства и несправедливости, он неоднократно призывает к братским взаимоотношениям между людьми. И это он делает не только при обличении корыстолюбия со всеми его проявлениями, но и при освещении вопросов, связанных с семейной жизнью. На основании проповедей святого Астерия можно видеть, что амасийцы часто не дорожили святостью брака. В Беседе на Мф. 19:3 «проповедник обращается к нарушителям брачных уз с таким обвинением: «послушайте вы... которые легкомысленно переменяете жен, как одежды, устрояете брачные чертоги так часто и быстро, как ярмарочные палатки, женитесь на имениях и берете жен для своей прибыли, даже при небольшом раздражении пишете разводное письмо и еще при жизни оставляете многих вдовами. Уверьтесь, что брак расторгается только смертью и прелюбодеянием» 36 . Святой Астерий не мог безразлично смотреть на это. Любое проявление несправедливости не могло не волновать его. Так как в данном случае причиной принижения прав женщины является гражданский закон, то святитель считает своим долгом указать на противоречие последнего Божественным установлениям. Он предупреждает, что пагубно оправдывать несправедливость, «ссылаясь на римские законы», ибо каждому надлежит дать ответ перед лицом Праведного Судии 37 . Проповедник выступает в роли обвинителя и очень искусно опровергает все доводы, приводимые мужьями для обоснования своей мнимой правоты 38 . Он подчеркивает, что жена не только свободна и равна мужу по достоинству, но имеет также несомненные преимущества, как верный друг и заботливая мать. Жена «есть часть тела твоего,–внушает святитель мужьям, презирающим своих супруг,–помощница, сотрудница в провождении жизни, в рождении детей; она–поддержка в болезни, утешение в скорбях, страж дома, сокровищница имущества. Она печалится твоими печалями и радуется твоим радостям. Вместе с тобою владеет она богатством, если есть таковое, тяготу бедности облегчает экономией; искусно и твердо противостоит неприятностям, на нее направляющимся; постоянно трудится над воспитанием детей, закрепощенная сожительством с тобой. А если случится какое-либо несчастное стечение обстоятельств, она погружается в скорбь и заботу; между тем, как те, кто считаются друзьями, измеряя дружбу временем счастья, отстают в опасностях» 39 . Эти слова звучат как гимн жене и матери, а вся Беседа в целом производит сильное впечатление глубиной мысли, убедительностью суждений и стремлением проповедника внедрить христианские начала во взаимоотношения супругов. Архимандрит Модест называет данную Беседу «христианской апологией женщины и жены» 40 , и с этим нельзя не согласиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010