Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сщмч. Василий Амасийский. Икона. XIX в. [греч. Βασιλες, Βασλειος] († ок. 322), сщмч. (пам. 26 апр., 30 апр.- перенесение мощей), еп. Амасийский, пострадал при восточнорим. имп. Лицинии. Был избран на Амасийскую кафедру в нач. IV в., присутствовал на Соборах в Анкире и Неокесарии в 314 и 315 гг. ( Le Quien. OC. T. 1. Col. 524-525). В. вызвал гнев Лициния тем, что скрывал от его домогательств девицу Глафиру, служанку его жены имп. Констанции. Благочестивая девица, происходившая из благородной итал. семьи, с гневом отвергла ухаживания императора, попросив заступничества у своей госпожи. Констанция, переодев Глафиру в муж. платье, велела тайно вывести ее из Никомидии, дав ей с собой много золота, серебра и драгоценных камней, по дворцу же пустили слух, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. После долгого путешествия Глафира оказалась в г. Амасия , где нашла приют в доме благочестивого христианина Квинтия. Там ее и посетил В., к-рый посоветовал ей вести уединенную жизнь, чтобы не навлечь беды на местных христиан со стороны правителя города. В то время В. вел строительство храма, и прав. Глафира пожертвовала ему все свои деньги. Она написала Констанции, где скрывается, сообщила о строительстве храма, попросив прислать еще золота для окончания работ. Та с радостью исполнила просьбу, однако письмо Глафиры случайно попало в руки имп. Лициния. Он потребовал от правителя Амасии доставить В. и Глафиру в Никомидию. Но святая скончалась прежде, чем приказ дошел до амасийского правителя (пам. 26 апр.), поэтому к императору был отправлен один В. Вместе с ним в Никомидию последовали 2 диакона - Парфений и Феотим. В Никомидии В. был заключен в тюрьму, а диаконы поселились у христианина Елпидифора. Накануне суда В. виделся с Елпидифором и диаконами и рассказал о ночном явлении Господа, объявившего, какая кончина ожидает В. Диаконов он просил не скорбеть о нем и возвратиться в Амасию. Елпидифору В. предрек за служение странникам награду на небесах. На суде император обвинил епископа в сокрытии Глафиры, но обещал прощение и почести, если В. принесет жертвы богам. Ничего не добившись, Лициний приказал избить святого, а затем отрубить ему голову. После казни тело и главу мученика воины положили в лодку и, отплыв далеко в море, бросили в воду в разных местах, как об этом было возвещено В. в темнице. Ночью Елпидифору трижды являлся ангел с известием, что В. ожидает своих друзей в Синопе. На пути в Синоп ему снова явился ангел с указаниями, где в море следует искать тело В. По просьбе Елпидифора рыбаки сетью вытащили неповрежденное тело святого, лишь на шее остался шрам от меча, от мощей исходило чудное благоухание. Христиане отвезли их в Амасию и погребли в храме, построенном святым. |
Насколько известно, арианство не приобрело среди здешнего епископата видных сторонников. Каппадокия, для которой, правда довольно поздно, пришло время чем-либо отличиться, явилась тогда рассадницой значительного числа авантюристов в церковной жизни, которые прославились за её пределами, пользуясь покровительством императорской полиции: таковы Григорий и Георгий, александрийские антипапы, и Авксентий миланский, Астерий, читавший лекции во времена Ария, а также Евномий, последний оракул арианской секты, тоже были уроженцами Каппадокии. Однако эти знаменитости, по-видимому, не стяжали себе больших симпатий на родине. Лица, которые по народному избранию занимали здесь епископские кафедры, были менее передового образа мыслей. Во время Никейского собора епископы анкирский и кесарийский, Маркелл и Леонтий, показали себя решительными противниками Ария. В тианской, амасийской, неокесарийской, севастийской церквах и вообще в Понте и средней Малой Азии соблюдалось единство вероучения 578 . После Маркелла анкирского, перешедшего меру в понятии об единосущии, на анкирскую кафедру был избран Василий, который сначала находился в рядах противников св. Афанасия, но в конце концов сделался главой реакции против арианства и подвергся за то преследованию. Его преемник, другой Афанасий, воспользовался первым случаем, чтобы заявить о своей преданности никейской вере, и никогда не изменил этой позиции. В Кесарии епископ Леонтий был замещен одним из своих клириков, Гермогеном 579 , – тем самым, которому была поручена в Никее редакция знаменитого символа 580 . Дианий, который наследовал ему (до 340 г.), был человеком слабохарактерным, в сущности православным, но неспособным отказать в своей подписи, когда у него требовали ее от имени господствующей партии или правительства. Он находился во главе тех «Восточных», которые в 340 году написали из Антиохии дерзкое послание к папе Юлию и низложили его на схизматическом соборе в Сардике 581 . Не видно, чтобы Дианий выступал за или против Василия анкирского в 358 году, но два года спустя он подписал, подобно многим другим, риминийско-константинопольскую формулу. Один из подведомственных ему епископов, тоже прекраснейший человек, епископ назианский Григорий, отец того Григория, который обессмертил имя этого местечка, имел слабость поступить так же. |
Иконоборчество А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Вопрос об иконопочитании как-будто не в духе греческого богословского теоретизма и гносиса. Как-будто это вопрос чисто практический. Ho y греков он получил очень углубленную, подлинно богословскую постановку. Логическую связь с прежними ересями для возникновения иконоборчества устанавливать было бы искусственно. И сами иконоборцы как-то неуклюже и бранчливо старались укорять православных иконопоклонников то в несторианстве, то в монофизитстве, не противополагая им ничего принципиально нового. Иконоборчество просто вскрыло и выдвинуло один из назревших и давно существовавших вопросов. Вопрос этот подошел по духу к той очередной культурной и политической программе, которую поставила на очередь новая, исаврийская, династия. Она и сделала его боевым. Отрицание икон существовало издавна. И принятие христианства от иудеев и период гонений не располагали к пышному развитию внешних воплощений христианства. Но и в первый катакомбный период гонений не могло не появиться преднамеренно скрытной символики. И скульптурно, и живописно изображались четырехконечный крест (иногда как буква X), голубь, рыба, корабль — все понятные христианам символы, даже взятые из мифологии, как, например, Орфей со своей лирой или крылатые гении, ставшие затем столь типичными образами ангелов. IV век, век свободы, приводит в христианские храмы уже общепринятые орнаменты стен целыми библейскими картинами и иллюстрациями новых христианских героев, мучеников и подвижников. Св. Василий Великий приглашает в слове, посвященном памяти мученика Варлаама, живописцев зарисовать его подвиги, как дело обычное. Иоанн Златоуст сообщает нам ο распространении изображений — портретов св. Мелетия Антиохийского. Блаж. Феодорит рассказывает нам ο портретах Симеона Столпника, продаваемых в Риме. Григорий Нисский умиляется до слез картиной принесения Исаака в жертву. Астерий Амасийский восторгается изображением мученицы Евфимии. Обычай становится всеобщим. От символики, достаточно отвлеченной, иконография в IV в. решительно переходит к конкретным иллюстрациям деяний и изображению лиц церковной истории. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОКЕСАРИИСКИЙ СОБОР Поместный Собор христ. Церкви, состоявшийся в 315 г. в г. Неокесарии в Понте Полемониакском (ныне Никсар, адм. центр одноименного ильче в иле Токат, Турция). Собор состоялся позже Анкирского Собора , но ранее Никейского, Вселенского I Собора . Различные авторы сообщают разные даты Собора: Ш. Хефеле считает неопровержимым временем проведения Собора период между 314 и 325 гг. ( Hefele. 1907. P. 326), то же - еп. Никодим (Милаш) . Это было время после смерти гонителя христиан Максимина II Дайи (313) и до Никейского Собора (325) (Ibidem). Возможно даже, что его составили те же епископы с председательствующим еп. Виталием I Антиохийским, что и Анкирский Собор, но ни в греч. рукописях, ни у Дионисия Малого такого списка епископов нет. Г. Барди перечисляет имена 18 епископов, выработавших и подписавших 15 правил Н. С., в их числе сщмч. Василий , еп. Амасийский, Нунехий, еп. Лаодикии Фригийской, Сергий, еп. Антиохии Писидийской, и др. ( Bardy G. Néocésarée (council de)//DDC. 1957. T. 6. Col. 996). Историки сомневаются в исторической ценности этих списков. Тем не менее несомненно, что Н. С. имел место именно в указанный период. Обычно, пишет Хефеле, его датируют, как и Анкирский, 314 или 315 г., но, по утверждению этого автора, он происходил спустя неск. лет, когда уже не возникал вопрос о падших, т. е. отступивших от веры (см. в ст. Гонения на христиан в Римской империи ): Анкирский Собор посвятил им 10 канонов, а Неокесарийский вообще не говорит об этом, вероятно потому, что когда он происходил, падшие уже были повсюду в заключении или как-то наказаны, так что не было резонов возвращаться к этому предмету, хотя в то же время имеются утверждения, что часть канонов, касающихся падших, утеряна (Ibid. P. 327). Правила Н. С. были включены в слав. Кормчую книгу (7-я гл.). Дионисий Малый в своих 2 собраниях канонов, из которых первое издал в 500 г. в 2 редакциях, в собственном лат. |
Святые Церковь чтит память святой мученицы Фомаиды Александрийской Свекор святой Фомаиды, по наущению диавола, пленился ее красотой. Когда его сын ушел ночью на рыбную ловлю, он стал склонять невестку к греху. Напрасно святая Фомаида увещевала обезумевшего старика, напоминая ему о Страшном Суде и о наказании за грех. Церковь чтит память преподобного Василия Исповедника, епископа Парийского Когда возникла иконоборческая ересь, святитель Василий решительно выступил за почитание святых икон и отказался подписать постановление об их уничтожении Церковь чтит память священномученика Антипы Пергамского Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Церковь чтит память священномученкиа Григория V, Патриарха Константинопольского Греческие моряки заметили место, где было брошено тело святителя, нашли его, и на корабле кефалонийского капитана Макри Склавоса под русским флагом доставили в Одессу. Там, в греческой Троицкой церкви, тело святителя было погребено 19 июня 1821 года. Церковь чтит память святителя Евтихия, архиепископа Константинопольского Он решил посвятить себя иноческой жизни. Святой Евтихий удалился в один из амасийских монастырей и принял в нем Ангельский чин. За свою строгую жизнь он был поставлен архимандритом всех амасийских монастырей, а в 552 году возведен на патриарший престол. Церковь чтит память преподобного Иосифа Песнописца Сорок дней со слезами молился преподобный Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре ему явился апостол Варфоломей, возложил ему на грудь святое Евангелие и благословил писать церковные песнопения. В Калуге установят памятники нескольким святым Памятники святому Кукше, просветителю Вятичей и святым князю Симеону и Лаврентию Калужскому планируется установить в центральном парке культуры и отдыха Калуги рядом с Свято-Троицким кафедральным собором. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Александрович Архангельский (1889, с. Жохово Подольского у. Московской губ.- 20.01.1939, Свердловская обл.), сщмч. (пам. 7 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. По окончании в 1908 г. второклассного уч-ща в с. Чашникове Московской губ. поступил учителем в школу в с. Мышецком Московского у., в 1910 г. переведен в школу в дер. Петрищево Верейского у. В 1913 г. рукоположен во диакона к Ильинской ц. в с. Синькове Дмитровского у. В янв. 1919 г. мобилизован в Красную Армию на оборонительные работы, до конца года служил под Серпуховом. В 1920 г. В. был рукоположен во священника к Ильинской ц., в 1926 г. переведен в храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Ассаурове Дмитровского р-на. 27 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации, 29 нояб. следствие было закончено, В. перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Священник виновным себя не признал. По постановлению тройки УНКВД по Московской обл. от 3 дек. 1937 г. В. был приговорен к 10 годам исправительных работ, скончался в лагере. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 15540; Главный информ. центр МВД РФ. Справка за 34/12/3-2097 от 21.10.02. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ Сергеевич Протопопов, свящ., сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Никольский (1898-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Константинович Преображенский (1876-1940), свящ., сщмч. (пам. 1 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Александрович Речкин (1872-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Сергеевич Никольский (10.02.1898, с. Савцыно Кашинского у. Тверской губ.- 3.11.1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. Окончил ДС. Приняв священнический сан, служил в сельских храмах Тверской епархии. Местом служения В. перед арестом в 1930 г. было с. Быково Горицкого р-на. Священник был обвинен в «контрреволюционной пропаганде» и сослан на 3 года. В 1934 г. вернулся из ссылки, служил в храме в с. Ивановском Теблешского р-на. 11 окт. 1937 г. В. вновь был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации против мероприятий советского правительства», в частности, в том, что он «27 сент. 1937 г. с целью срыва уборочной кампании среди колхозников активно высказывался за проведение религиозного праздника «воздвижения», вслед. чего часть колхозников, справляя праздник, не работала 2 дня». В. виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Калининской обл. от 1 нояб. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Арх. УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 20389-С. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ Александрович Архангельский (1889-1939), свящ., сщмч. (пам. 7 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Протопопов, свящ., сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Константинович Преображенский (1876-1940), свящ., сщмч. (пам. 1 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Александрович Речкин (1872-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Сергеевич Протопопов (1886, с. Извольское Юхновского у. Смоленской губ. – 8.07.1940, Темниковский ИТЛ, Мордовская АССР), сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи псаломщика. После окончания Смоленской ДС работал учителем в школе с. Торбеева Сычёвского у. Смоленской губ. В мае 1915 г. рукоположен во иерея к Покровской ц. с. Новопокрове Гжатского у. Смоленской губ. В 1928 г. суд оштрафовал В. за обращение к прихожанам с просьбой собрать средства для уплаты налога на церковь. В 1931 г. за неуплату налогов В. был приговорён Уваровским народным судом к 8 месяцам заключения в ИТЛ и конфискации имущества. После подачи жалобы приговор был отменен. 24 нояб. 1937 г. В. был снова арестован по обвинению в «антисоветской деятельности среди населения, распространении контрреволюционной клеветы против советской власти», виновным себя не признал. 5 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. В. был приговорён к 10 годам заключения в ИТЛ, которое отбывал в Мордовской АССР. Умер в лагере, похоронен на лагерном кладбище. Имя В. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 25 марта 2004 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49362. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 3. С. 59-61; ЖНИР. Июнь. С. 502-503. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Александрович Речкин (1872-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАСИЯ [греч. Αμσεια] (совр. Амасья, Турция), город в Каппадокии (М. Азия), древняя митрополия в составе К-польского Патриархата. Об истории возникновения А. достоверных сведений нет; легенды приписывают ее основание богу Гермесу или Амасию, дяде Александра Македонского. С VI в. до Р. Х. город входил в состав державы Ахеменидов, в 306 или 302-183 гг. до Р. Х. был столицей Понтийского царства. С 70 г. до Р. Х. А. переходит во владение римлян и становится важным адм. ц. пров. Понт . Описание А. рим. эпохи оставил Страбон (ум. ок. 26 по Р. Х.), родившийся в этом городе (Геогр. XII 3. 39). При имп. Диоклетиане (284-305) Понт был разделен на 3 более мелкие провинции, и А. стала митрополией одной из них, Диоспонта, переименованного Константином Великим в честь его матери в Еленопонт . В 1-й пол. VI в. имп. Юстиниан I присоединил к Еленопонту часть соседней пров. Понт Полемониакский. В VI-VII вв. эти области подвергались опустошительным нашествиям персов, в 712 г. овладеть А. удалось на короткое время арабам. Отвоеванный византийцами, город стал одной из важнейших крепостей фемы Армениак . В 1064 г. А. была передана в вотчину бывш. царю Карса Гагику Багратуни; в 1074/75 г. захвачена турками-сельджуками; в 1246 г.- монголами. С 1386 г. А.- один из городов Турции, в наст. время центр одноименного вилайета. Христ. община существовала в А., по-видимому, с апостольских времен, и первым проповедником христианства, по преданию, был «апостол Понта» св. Андрей Первозванный . В Похвальном слове свт. Василию Амасийскому говорится, что ап. Петр , «пробыв много дней в Амасии, первым научил и освятил ее»; это отчасти подтверждает и 1-е соборное Послание ап. Петра, направленное «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Первым епископом предание называет Никития, поставленного самим ап. Петром (Vita sancti Basilei//ActaSS. Apr. T. 3. P. XLVII). В источниках упоминания о епископах А. встречаются с III в. В IV в. в городе уже насчитывалось множество храмов (Евсевий. Церк. ист. X 8. 15; Жизнь Константина. II 2. 1). О суровых гонениях при имп. Диоклетиане напоминает надпись на стене амасийского храма вмч. Георгия: «Христов подвижник и небесный гражданин Феодор, града сего хранитель, Анастасия убеждает благочестивого победителя создати престол таинств священноименитый. Его же улучив Мамант, чистейший таинник, боготочныя песни источает...» Эта надпись повествует о пострадавшем в 306 г. в А. вмч. Феодоре Тироне (пам. 17 февр.), в честь к-рого имп. Анастасий I в кон. V в. построил храм. При Лицинии мученический венец принял епископ этого города св. Василий (пам. 26 апр.). |
О Великом посте — народная мудрость и святые отцы Пост не в брюхе, а в духе 23 февраля, 2015 Пост не в брюхе, а в духе Протоиерей Владимир Вигилянский собрал 10 пословиц и 10 святоотеческих цитат о Великом посте. 10 поговорок о посте: Одно спасенье – пост да молитва. Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их. Мил гость, да велик пост. Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай! Пост не в брюхе, а в духе. Хлеб да вода – здоровая еда. С поста не мрут, а с обжорства дохнут. Больному да дорожному закон не писан. Все посты постимся, а никуда не годимся! Во время поста и пища проста. Святые отцы о посте: Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христа. св. Игнатий Богоносец Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения. св. Астерий Амасийский Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. свят. Василий Великий Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. преп. Амвросий Оптинский Мы должны быть, по учению святых отцов, не телоубийцами, но страстоубийцами, то есть истреблять в себе страсти. преп. Макарий Оптинский Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, – здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, – пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей. |
| |