Отрывки очень малы и кратки для того, чтобы их стиль и содержание могли служить решительным основанием для такого суждения. Остается только один авторитет Фотия 270 . Его мнение разделяют и другие биографы св. Астерия, как-то: Du-Pin 271 , Tillemont 272 , Paniel 273 , Ceillier 274 . Вторую группу произведений Астерия составляют слова и речи, которые мы назвали бы просто приписываемыми ему. Это – „Похвальное слово Василию, еп. Амасийскому», приписываемое Астерию в типике св. Саввы 275 , под 26 апреля. На латинском и греческом языке сохранившиеся отрывки его изданы Henschenius " ом в Acta Sanctorum под 26 апреля 276 . Этот Василий, еп. Амасийский, был замучен Лицинием в Никодимии около 322 или 323 года. Афанасий Великий хвалит его вместе с Мелетием Савостийским, как главным противником Ариан. Из Никодимии останки Василия были перенесены потом в Амасию. В Римских Мартилогах память его обозначена 26 апреля. В Греческих Меналогиях под 26 апреля творят память его мученичества, а под 30-м обретение мощей 277 . Нет ничего удивительного в том, что Астерий мог сказать похвалу св. Василию, в день ли его мученичества, или при перенесении мощей, что могло случиться в дни епископства Астерия, хотя с решительностью утверждать это у нас нет оснований. Равно как и нет поводов и для серьезного отрицания, хотя автор краткого очерка о св. Астерии и его творениях в издании Миня почему-то замечает, что это слово принадлежит позднейшему автору 278 . Sirmund приписывает Астерию еще речь о Марии, Марфе и Лазаре 279 , считавшуюся тогда в числе бесед Златоуста. По поводу ее Paniel говорит: „вообще не невероятно, что некоторые речи, принадлежащие нашему превосходному Астерию, с течением времени были приписаны его славному современнику Златоусту. Однако последний не должен считать себя от этого посрамленным» 280 . Tillemont 281 приписывает Астерию две речи Григория Нисского – „о любви к бедным» и „против блудодеев». Основанием ему служит сходство этих речей по духу со словом Астерия „на начало поста», а также и тот факт, что первоначально все эти три речи были помещены между творениями Григория Нисского , в таком порядке, что речь „о любви» предшествовала слову „на начало поста», а речь „против блудодеев» следовала за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Отчего же дух наш возмущается против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога как Бога. Ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием». Далее – стихира, отзвук только что совершившегося иноческого пострига: «Что за чудо зрю в себе бесплодном? Душа окамененная рассекается, очи пустые слезы источают. Се бо благодать коснуся души моея и сотвори мя чудом своим, яко да имею в себе свидетельство об истине превечной и обличение недостоинства моего». Великий пост в 1990 году начался 26 февраля (по н. стилю). 23 марта, когда на утрени совершается поклонение Кресту и он уносится в алтарь, о. Василий пишет покаянную стихиру «Всюду зрю Тя, Господи Боже мой, но не вижу Тя, Владыко, в сердце моем затворенном. Что за место сие презренное? Что за темница сия отверженная? Ты же, Господи, тьму адову облиставший сошествием Своим, сойди во мрачные бездны сердца моего – да не будет местом смертным душа моя, но селением славы Царствия Твоего, Господи». 7 апреля, в Лазареву субботу, был праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а на следующий день – Вход Господень в Иерусалим. В этот день о. Василий был рукоположен владыкой Калужским Илианом во диакона. 25 апреля, на память исповедника Василия, епископа Парийского (и других святых), о. Василий записал: «Первый раз служил самостоятельно Литургию. Читал Евангелие от Ин. 5:17-24 ». 9 мая, на Преполовение Пятидесятницы (память священномученика Василия, епископа Амасийского и других святых), о. Василий отметил: «По благословению о. наместника после акафиста Казанской Божией Матери говорил проповедь. Впервые в жизни». К этому времени о. Василий стал и канонархом. О. Василий хорошо знал службу, с большим вниманием и трепетом относился к богослужебным текстам, которые он произносил осмысленно, сохраняя все оттенки (об этом вспоминали многие оптинцы). 23 августа состоялся постриг о.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Александр Сергиевский – вифанской. Иван Богоявленский – той же. Александр Александровский – московской. 5 Иван Рождественский – владимирской. Павел Беневоленский – той же. Сергий Платонов – вифанской. С правом на получение степени магистра по выслуге двух лет с одобрением мест ного начальства. Василий Сахаров – московской. Виктор Вишневский – казанской. 10 Николай Жданов – вологодской. Иван Лисицын – тульской. Константин Сокольский – пензенской. Иеродиакон Палладий Виноградов– из учителей нижегородского дух. училища. Николай Спасский –вятской. 15 Иван Кедров – вятской. Александр Воскресенский – московской Иеродиакон Сергий Клиров – рязанской. Иеродиакон Иннокентий Некрасов – тульской Кандидаты: Михаил Глоголевский – из тульской Семинарии. 20 Андрей Разумовский – владимирской. Петр Казаринов – из учителей тотемского духовного училища. Иван Синайский – вологодской. Василий Зарин – костромской. Федор бБлагонравов – владимирской. 25 Василий Сахаров –калужской. Александр Высоцкий – костромской. Давид Селянинов – вологодской. Иван Лапенский – московской. Михаил Золотов – калужской. 30 Егор Лужетский – калужской. Василий Амасийский – костромской. Павел Говнорский – тульской. Алексей Розов – ярославской. Иван Аристов – той же. 35 Андрей Сахаров –тульской. Иван Тихомиров – рязанской. Леонтий Тихонравов – владимирской. Николай Величкин – из послушников Сергиевой лавры. Стефан Орестов–из рязанской Семинарии. 40 Алексей Ушаков–вифанской. Егор Львов – из учителей нижегородского духовного училища. Алексей Сокольский – из Владимирской Семинарии. Студент: Михаил Логовский – из костромской Семинарии. Шестого курса (1824–1828) Магистры: 1 Иеромонах Евграф Казанцев-Платонов – из вифанской Семинарии. Михаил Богданов – калужской. Василий Примеров – пензенской. Иван Поморцев – тульской. 5 Павел Птицын – костромской. Иеродиакон Иоанн Чистяков – калужской. Константин Успенский – вифанской. Петр Покровский – московской. Иеромонах Амвросий Николаевский – вологодской. 10 Козьма Левитский – пензенской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Иконописец П. Б. вспоминает: «После пострига мы пришли поздравить о. Василия в его келью. Он предложил нам чаю и тихо сказал: „Видел сам не раз постриги и даже слезу пускал. Но это все иное“. Он был в особом состоянии благодати и той молчаливой сосредоточенности, когда мы без слов почувствовали – ему нельзя мешать, и быстро молча ушли». Немного о. Василий сказал братии, но в дневнике в этот день и в следующие появились новые выписки и собственные размышления, основанные на прочитанном. Это выдержки из Евангелия о «гневе» и «скорби» Христа, слова из святителя Игнатия, из книги преподобных Варсануфия и Иоанна. Далее – стихира, отзвук только что совершившегося иноческо го пострига: «Что за чудо зрю в себе бесплодном? Душа окамененная рассекается, очи пустые слезы источают. Се бо благодать коснуся души моея и сотвори мя чудом своим, яко да имею в себе свидетельство об истине превечной и обличение недостоинства моего». Великий пост в 1990 году начался 26 февраля (по н. стилю). 23 марта, когда на утрени совершается поклонение Кресту и он уносится в алтарь, о. Василий пишет покаянную стихиру: «Всюду зрю Тя, Господи Боже мой, но не вижу Тя, Владыко, в сердце моем затворенном. Что за место сие презренное? Что за темница сия отверженная? Ты же, Господи, тьму адову облиставший сошествием Своим, сойди во мрачные бездны сердца моего – да не будет местом смертным душа моя, но селением славы Царствия Твоего, Господи». 7 апреля, в Лазареву субботу, был праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а на следующий день – Вход Господень в Иерусалим. В э тот день о. Василий был рукоположен владыкой Калужским Илианом во диакона. 25 апреля, на память исповедни ка Василия, епископа Парийского (и других святых), о. Василий записал: «Первый раз служил самостоятельно литургию. Читал Евангелие от Ин. 5, 17–24». 9 мая, на Преполовение Пятидесятницы (память священномученика Василия, епископа Амасийского и других святых), о. Василий отметил: «По благословению отца намест ника после акафиста Казанской Божией Матери говорил проповедь. Впервые в жизни».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше. Каждый подвиг благочестия проливает в сердце неизъяснимое утешение, которое заглаждает всякую предшествовавшую скорбь. Каждая победа над соблазном и грехом сопровождается благодатным миром и радостью в сердце; и чем тяжелее была борьба, чем труднее победа, тем выше и совершеннее радость о Дусе Святе, которой преисполняется сердце подвижника. Каждый опыт самоотвержения и самопожертвования во славу Божию приносит такое утешение и такую радость духу нашему, с которой не сравняются все утехи и радости мира. Мнози скорби праведным, и от всех их избавит Господь, исполняя сердца их радостью неизглаголанной и прославленной, так что они радуются и среди самых страданий, хвалят и славословят Господа и в узах и в темницах. (Составлено по Четьи Минеям и проп. Димитрия Херсонского, т. III.). Двадцать шестой день Поучение 1-е. Св. священномученик Василий, епископ Амасийский (О повиновении властям) I. Bocnoмuhaeмый ныне Св. Церковью в священных песнопениях и молитвословиях, св. священномученик Василий был епископом в Понтийском городе Амасии, где и родился. Жил он в начале IV beka; он обличал идолопоклонников и утешал христиан, страдавших от язычников; присутствовал на двух поместных соборах касательно церковного благоустройства и писал обличительные речи против лжеучения Ария. Император Ликиний, зять Константина Великого, воспылал страстью к служанке своей жены, прекрасной собою и благочестивой девице Глафире, и хотел удалить царицу, а на ней жениться. Но Глафира сказала об этом царице и просила, чтобы она спасла себя и ее от позора. Царица отправила Глафиру в Амасию, где святитель Василий принял ее на свое попечение. Царю же сказали, что Глафира умерла. В Амасии строили храм. Глафира, извещая царицу о своем пребывании в Амасии, просила о присылке пособия на храм. Ликиний узнал о переписке царицы с Глафирой и, разгневанный, потребовал к себе святителя и Глафиру. Они отправились, но дорогою Бог послал смерть Глафире. Святитель же был посажен в темницу. Через несколько времени Ликиний требовал, чтобы св. Василий отрекся от Христа. «Доколе будет дыхание в моем теле, до тех пор я буду верен Христу», – говорил святитель царю. Царь приказал отсечь ему голову и тело бросить в море. Перед казнью святитель молился о своем стаде, о возрастании Церкви Божией и рассеянии языческого нечестия. Мощи его, обретенные рыболовами в Синопе, были погребены в Амасии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И какие выгоды мог он получить от обновленцев? Лучший приход? Парадоксов и так был настоятелем Старого собора, прослужил в нем чуть ли не с самого рукоположения и не променял бы его ни на какой другой. От архиерейства он отказался еще в 1922 году, когда в конце концов выбрали Амасийского. Новую награду? Отец Василий уже был награжден митрой, но принципиально не носил даже набедренника. В этом пренебрежении наградами он доходил до крайности, до чудачества, да и вообще был известен своими чудачествами. Взять хотя бы такую подробность: зимой, при служении в холодной церкви или на открытом воздухе, например, когда сопровождают покойника, не только всем священникам, но и диаконам разрешается надевать скуфью, не фиолетовую, которой награждают, а простую, черную; отец Василий не пользовался и ею. Любители торжественных служб серьезно обижались на него, когда он на Крещение возглавлял шествие на иордань, укутав свою лысую голову большой шалью. Обижались, но терпели, мирились с его выходками ради его неиссякаемого доброжелательства к людям. А ведь жизнь его была не из легких. Он рано потерял жену, его младший сын покончил с собой — для верующего это одно из наиболее тяжелых несчастий. Сам отец Василий в молодости болел туберкулезом, врачами был приговорен к смерти. Выжил он с третьей частью легкого и изуродованным рубцами пищеводом, так что несколько десятков лет не мог глотать ничего твердого, он питался только полужидкой пищей. И вот доживал уже восьмой десяток и собирался жить еще. Только длинные богослужения были ему не под силу, и он старался по возможности сократить их. И регенты в Старом соборе так налаживались, и при совершении треб отец Василий оставлял только самое главное. Во время крестин, например, полагается прочитывать три заклинательные молитвы, а он читал только одну, самую короткую, в которой говорится о том, как Спаситель послал бесов в стадо свиное. — А ты, наверное, полностью все молитвы вычитываешь? — спрашивал он несколько лет спустя молодого батюшку, отца Константина.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Особенно он обращал внимание на грех курения. «В курящего человека, -говорил он, — как в решето, Господь благодать наливает, а она вся выливается». Батюшка очень любил тишину. Как-то на Страстной Седмице, в Великий Четверг, за несколько дней до своей мученической кончины, отец Василий после трапезы подошел к одному из братии и сказал: «Ты обратил внимание, какая тишина была на трапезе? — Сегодня все причащались. Какая тишина!» Совершенен закон и безмерен, Коим Бог обновляет людей, И в Своих откровениях верен, Коль мудрейшими ставит детей. Монах и пастырь На Вход Господень в Иерусалим, 8 апреля 1990 года, отца Василия рукоположили в иеродиаконы. А на Преполовение Пятидесятницы, 9 мая (память священномученика Василия, епископа Амасийского), ему впервые поручили произнести проповедь. Многие были приятно удивлены глубиной его проповеднического слова. Проповедь имела духовную силу, ибо сказана была от любящего сердца. Теперь отец Василий все чаще и чаще говорил слово Божие к народу. Как одному из лучших проповедников, ему поручали проповеди на праздничные дни. Слова, сказанные Батюшкой так просто и убедительно, нередко побуждали людей к перемене жизни, ибо воспламеняли души их ревностью по Бозе. Батюшка в своих проповедях не обличал, но раскрывал корень греха и показывал его пагубность, сожалея о согрешающих и молитвенно обращаясь к Богу о прощении их. Он старался сохранить древний молитвенный дух церковно-славянского языка, чтобы в полноте донести до людей слово Божие и пробудить покаяние в их душах. Отец Василий всегда искренне радовался успехам ближних. И радовался так, словно был уверен, что и он получит воздаяние за их добродетели и подвиги; а о тех, которые согрешали словом или делом, сокрушался и скорбел так, будто ему самому надлежало дать ответ за них на Страшном Суде и быть ввергнутым во ад. После рукоположения во иеромонахи, которое состоялось 21 ноября того же года на Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, отец Василий составил для себя краткие обязанности священника, чтобы всегда благоговейно предстоять Престолу Божию. В жизни монаха с рукоположением во священство обычно начинается тонкая духовная брань между монашеством и священством: часто желание безмолвствовать и уединяться влечет к уклонению от пастырского служения, а многопопечительность о духовных чадах мешает несению монашеского подвига и сеет в душе суетность и смущение. Только любовь к Богу, подвиги терпения и смирения помогают душе достичь благодатной гармонии между пастырским служением и монашеским житием. И чем более человек преуспевает в молитве, тем более он обретает опыт борьбы с врагом, и, быв искушен… может и искушаемым помочь . Подобно тому как садовник много ухаживает за деревьями, поливая и окучивая, а когда созреют плоды, тогда собирает их, так и Господь все подвиги монашеского жития обращает на пользу и укрепление Своей Святой Церкви.

http://pravmir.ru/ob-otce-vasilii-roslya...

Посетил их и епископ города, по имени Василий, о котором нам предстоит говорить, человек красноречивый, одаренный добродетелями духовными. Он спросил странников, кто они и откуда пришли. Целомудренная Глафира рассказала всю правду — что она родом из Италии, исповедует христианскую веру, была служанкой сестры царя Константина, супруги царя Ликиния, рассказала и о причине своего странствования. Выслушав ее рассказ, святой епископ Василий и Квинтий запретили ей и ее слугам выходить куда-либо из дому и разговаривать с кем-нибудь, чтобы о ней не узнал правитель города, и не потерпели из за нее беды все Амасийские христиане. В то время святой епископ Василий строил внутри города храм, так как христиане имели только небольшую церковь за городом. Блаженная Глафира отдала епископу на церковное строение много золота и серебра, всё что ей дала царица, ничего себе не оставив. Она написала царице, где скрывается и в чьем доме живет; написала и о постройке церкви, прося прислать еще золота на окончание работ и украшение храма. Царица с радостью исполнила просьбу, послала обильные дары церкви и епископу и в письме поручила целомудренную Глафиру заботам святого Василия. Через короткое время, кознями диавола, случилось, что письмо Глафиры к царице попало в руки постельнику Венигну, который таким образом узнал, что девица, которую все считали умершей, жива и находится в Амасии. Всё это Венигн передал Ликинию, который в страшной ярости написал правителю города Амасии приказ заковать христианского епископа Василия и рабыню царицыну Глафиру в оковы и немедленно прислать в Никомидию. Но волею Божиею блаженная и святая дева Глафира скончалась прежде, чем приказ дошел до Амасийского правителя. Тогда правитель заковал и послал в Никомидию одного Василия, а о Глафире сообщил, что она уже умерла. Вместе с епископом пошли из Амасии два диакона, Парфений и Феотим, претерпевая на пути много страданий от нечестивых и жестоких воинов. В Никомидии раб Божий Василий был заключен в тюрьму, а Парфений и Феотим поселились недалеко от темницы у одного страннолюбивого христианина, по имени Елпидифора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

То же. – СПб.: Тип. Монтвида, 1907 (обл. 1908). – 111, 428 с. – Прил. к журн. «Странник». Переводы 1037 . Слова и Беседы св. Астерия Амасийского /Пер. с греч. с примеч.//Богослов, вестник, 1892. -Т. 1. – С. 1–18, 457–484; Т. 2.-С. 379–412; 1893.-Т. 1. -С. 1–17; Т. 2.-С. 383–395; Т. 4.– С. 1–17; 1894.-Т. 1. -С. 1–14; Т. 2.– С. 169–182. 1038 . Святого отца нашего Ефрема Сирина Толкование на Послания св. Апостола Павла/Предисл., пер. и примеч.//Творения св. Отцев в рус. пер., издаваемые при Моск. Духов. Акад. – Т. 60. – Сергиев Посад, 1895. 1039 . Святого отца нашего Ефрема Сирина Толкование на Четвероевангелие/Предисл., пер. и примеч.//Творения св. Отцев в рус. пер., издаваемые при Моск. Духов. Акад. -Т. 61. – Сергиев Посад, 1896. 1040 . Святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Творения: Ч. 9–10/Пер. и примеч.//Творения св. Отцев в рус. пер., издаваемые при Моск. Духов. Акад. -Т. 66. – Сергиев Посад, 1898. 1041 . Святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Толкования на Евангелие от Иоанна/Пер. и примеч.//Богослов, вестник. – 1902. – Т. 1. – С. 1–32, Т. 2. – С. 33–64, Т. 3. -С. 65–112; 1903.-Т. 1. -С. 113–144, Т. 2.– С. 145–176, Т. 3. – С. 177–208. 1042 . Святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Толкование на пророка Аггея/Пер. и примеч. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1897. – 46 с. 1043 . Святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Толкования на пророка Малахию/Пер. и примеч. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1898. –104 с. 1044 . Творения святого отца нашего Максима Исповедника . – Сергиев Посад, 1915. Мышцын Василий Ннклнорович (1866–1936) Василий Никанорович Мышцын родился в 1866 году. По окончании Московской Духовной Академии в 1894 году был оставлен в Академии, где преподавал Священное Писание, а затем церковное право. За сочинение «Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры» Василий Никанорович был удостоен степени магистра богословия, а в 1909 году за сочинение «Устройство христианской Церкви в первые два века» – ученой степени доктора церковного права. В своем отзыве об этой научной работе профессор по кафедре Библейской истории А. И. Покровский отмечал у В.Н. Мышцына «серьезное и глубокое знание идей и языка Священного Писания». Он писал: «В обращении с первоисточниками автор проявил высокую критическую осторожность и показал хорошие научные приемы... Во всех отношениях выдающийся труд, заполнивший давно чувствовавшийся у нас пробел по начальной истории канонического права».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

380 ...Варламъ Сабакинъ... – Речь идет, очевидно, о родиче одной из жен Ивана IV, Марфы Собакиной, Василии-Варлааме Собакине, постриженном после смерти Марфы в 1572 г. в Кирилловом монастыре, – неизвестно, был ли это ее отец Василий Большой или дядя Василий Меньшой. 381 Василий Амасийский – великомученик IV в., епископ г. Амасии в Передней Азии, казнен при преследователе христиан императоре Ликинии, его послания в славянской письменности в настоящее время неизвестны. 382 ...Сергие, и Кирилъ, и Варламъ, Димитрей и Пафнотей... – Основатели крупнейших монастырей того времени – Сергий Радонежский (XIV в.), Кирилл Белозерский (конец XIV–haчaлo XV в.), Варлаам Хутынский (XII в.), Дмитрий Прилуцкий (XIV в.) и Пафнутий Боровский (XV в.). 385 ...надъ Воротыньскимъ церковь есть поставили... – Речь идет о приделе к главному храму кирилловского Успенского монастыря, в 1555 г. построенном вдовой воеводы князя В. И. Воротынского над его могилой. 389 ...вельможа Авенира царя индскаго... и самъ Иоасафъ... – Персонажи из популярной в Древней Руси переводной повести о Варлааме и Иоасафе (см. наст. изд., т. 2.). 390 Елизвой Ефиопъский – эфиопский царь (негус) Элесбоа, по легенде, сохранившейся в Великих Минеях Четьях, принял монашество после победы над царем-иудеем Дунасом (Зу-Нувасом) и жил в монашестве чрезвычайно суровой жизнью. 391 ...Сава Сербъский... отец его Неманя... с материю его Мариею... – Савва – славянский святой, сын сербского царя Стефана-Немани, принял монашество в юности, был архиепископом Сербии; Стефан-Неманя под влиянием сына отрекся от престола и постригся в монахи под именем Симеона в 1195 г. 392 ...великий князь Святоша... – Черниговский князь начала XII в. Святослав Давидович; рассказ о Святоше содержится в Киево-Печерском патерике (наст. изд., т. 4.). 393 ...Игнатия блаженнаго патриарха Цариграда... – Речь идет о патриархе константинопольском Игнатии (IX в.), сыне императора Михаила I Рангава (ср. Хронограф – ПСРЛ, XXII. С. 344–345). 394 ...ни видяща, яко есть чернецъ, не токмо инокъ... – Подчеркивая, что инок выше чернеца, Иван IV обозначает, очевидно, этими терминами две степени монахов, имея в виду под чернецами «новоначальных» (монахов, не имеющих степени), а под иноками – «малосхимников» (первая степень монашества; признаком малосхимников являлась мантия).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010