– «Послал я письма к великому государю с греком Дмитрием Кувиди 203 , но он по своей глупости не довез их до государя, а если бы довез, то и без нас бы давно дело было окончено». Нектарий видимо уклонялся от поездки в Москву и говорил: «я за православную веру и за великого государя рад и голову свою положить, только из Молдавии через Черкасы пройти мне никоими мерами нельзя, Грамоту от великого государя мне присланную я прочту и ответ напишу». Весь этот разговор происходил 2-го Января 1665 года 204 . На другой день Стефан и Василий были позваны к патриарху и Нектарий расспрашивал их о подьячем Порфирии: точно ли он от великого государя? Василий говорил, что подьячий послан был от великого государя с Мелетием до Киева, куда прислана была царская грамота к Мелетию, чтоб подьячего отпустить с Стефаном к нему патриарху. 4-го Января, также ночью, все они Стефан, Порфирий и Василий были позваны к патриарху и Нектарий говорил им, что он к великому государю в Москву пойдет, хотя бы случилось ему и умереть, – так как он считает великого государя за вселенского царя, который их надежда, – и дал Стефану письмо к великому государю, а подьячему велел известить царя, что он поедет в Грузно на корабле после Св. Пасхи, а из Грузии поедет в Астрахань, чтобы великий государь велел его там встретить и отпустить в Москву без задержания; письмо, посланное от него к великому государю прежде сего с греком Василием и нынешнее, посылаемое с Стефаном, чтобы великий государь приказал перевести и сверить, а подлинные послать к Никону патриарху с Василием греком, которому патриарх наказал о чем Никону говорить, и, по прочтении, письма представить великому государю. Амасийского митрополита Косму чтобы отпустить; если же он нужен, то как великий государь изволит. Иконийскому митрополиту Афанасию чтобы великий государь притеснения не делал, а из Москвы до его патриаршего приезда не отпускал 205 . Второй приезд Мелетия в Константинополь произвел не малое смятение между греками. Лишь только он показался еще в Молдавии, как стали уже говорить, что это один предлог, что он приехал получить от патриарха другие грамоты, но что он приехал с другой, политической целью. Турецкие сановники, узнав о вторичном приезде Мелетия, предупреждали патриарха, чтоб он был осторожен и не принимал у себя такого дьякона. Вследствие этого, когда явился Стефан Юрьев к константинопольскому патриарху с царскими грамотами, то Дионисий испугался, почуяв приезд Мелетия, и потому патриарх у себя не принял Стефана, а велел ему прийти тайно в другой дом, куда патриарх с некоторыми архиереями пришел и там читал присланные ему грамоты. Узнав, что Афанасий иконийский назвал патриаршие правила ложными, Дионисий опечалился и сказал, что других грамот послать не может, так как он получил предостережение по этому предмету, и потому, что в Константинополе все говорили, что Мелетий пришел вместе с Стефаном. Но кроме того английский посол грозил патриарху еще за первые грамоты 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Ареопагитики — наиболее известное собрание христианских псевдоэпиграфов, состоящее из четырех трактатов и десяти посланий и подписанное именем ученика апостола Павла Дионисия Ареопагита . Прот.  Георгий Флоровский назвал его одним из «самых загадочных памятников христианской древности» 14 . Об Ареопагитиках не сохранилось упоминаний раньше VI в. Кроме того, согласно мнению ряда исследователей, их неизвестный автор владеет терминами Четвертого Вселенского Собора, знает о возникшей лишь в IV в. организации монашеской жизни и элементах богослужения, появившихся позже апостольского века, показывает осведомленность о сочинениях неоплатоников, например, Прокла, который умер в 485 г. Сборник появился, таким образом, на рубеже V и VI в. Ученые предприняли множество попыток установить имя автора. Вследствие его знакомства с антиохийской литургией и афинским неоплатонизмом многие считают, что это некий сирийский монах, связанный с Афинской школой, что и определило выбор им псевдонима 15 . Вместе с тем, историческое значение «Ареопагитик» огромно. Они пользовались высоким авторитетом и оказали существенное влияние на развитие богословской мысли. В их подлинности до появления филологической критики мало кто сомневался, что обусловлено высокими достоинствами памятника 16 . Псевдоэпиграфы неправославных авторов Частым явлением в христианской традиции было приписывание произведений неправославных и раскольнических авторов их более благонадежным современникам. Так тексты Новациана, римского раскольника середины III в., основателя одноименной секты, сохранились как труды его противника, борца с расколом, сщмч. Киприана Карфагенского . Были они обозначены также именем Тертуллиана , хотя также неправославного автора, но все же более авторитетного христианского писателя, к которому к тому же свт. Киприан относился с особенным почтением. С именем Анфима Никомедийского, мученика, пострадавшего при Диоклетиане 17 , в заголовках сохранились произведения Маркелла Анкирского, епископа, осужденного в IV в. за свое близкое к монархианскому учение. Известный арианин Астерий Софист превратился в надписаниях в Астерия Амасийского , а хотя и не осужденный, но непоследовательный Василий Анкирский — в свт. Василия Великого . В последнем случае дополнительной причиной смешения имен могло послужить наличие трактата Анкирского епископа «О девстве» в архиве свт. Василия. В корпусе творений свт. Василия оказались также сочинения Дидима Слепца , великого схоларха Александрийского училища, и Евагрия Понтийского , знаменитого аскетического писателя. Оба они были осуждены за оригенизм на Пятом Вселенском Соборе 18 .

http://azbyka.ru/psevdoepigrafy

– Брат мой! Ты Богом избран на служение странникам и за любовь свою получишь на небе вечную награду. Поручаю тебе этих двух детей моих духовных, не покидай их, но раздели их скорбь. Когда же Бог призовет тебя на служение Свое, то потрудись усердно. Когда святой отпустил от себя Елпидифора и обоих учеников, царь призвал его к себе на допрос и прежде всего стал обвинять, что он, приняв к себе Глафиру, скрыл ее, а не донёс об ней царю. Святой епископ тотчас дал достойный ответ с такою смелостью, что разгневал царя и снова был отведен в тюрьму. Тогда Ликиний послал к нему трибуна 2791 с обещанием не только забыть случай с Глафирой, но осыпать почестями, даже назначить старшим над всеми жрецами города, если епископ принесет жертвы богам. Угодник Божий Василий ответил трибуну: – Передай мои слова царю. Если бы ты захотел дать мне даже всё царство, то и это не сравнится с тем, что хочешь отнять у меня: ты соблазняешь меня отступить от истинного Бога и служить бесам – губителям души, отказаться от бессмертной славы и насладиться временными и скоропреходящими почестями, блеск которых для меня противен, которые ведут не к свету, а к тьме беспросветной. Но если хочешь послушать моего доброго совета. то лучше ты повинись мне в своем преступлении и возвратись, как прежде, ко Христу, от Которого ты отвергся. Со смирением припади к стопам Его, Бога милостивого, праведного Спасителя нашего. Покайся, отступи от своего нечестия, чтобы не покарал тебя за твое безумие праведный Судия, Которого ты называл Богом и от Которого ты отрёкся. Услышав от трибуна такие слова святого, Ликиний приказал снова увещевать епископа повиноваться царю, а, если откажется, то бросить в море, отсекши голову. «Тогда посмотрим, – сказал он, – спасет ли его Галлилеянин 2792 ». Трибун снова пришел ко святому и сказал ему: – Выбирай между жизнью и смертью; послушайся царя и поклонись его богам, или ты немедленно будешь обезглавлен и брошен в море. Услышав такие угрозы, святой с радостью воскликнул: – Я хочу послужить только моему бессмертному Царю и Богу, и только Его заповедям повинуюсь. А кого вы называете богами, это – бесы, которые вместе со своими почитателями, истинным и единым моим Богом, Владыкой всех, ввергнуты будут в день праведного суда в неугасимый адский огонь, в тьму беспросветную, где будут плакать и скрежетать зубами. Делайте со мною, что хотите. Я готов принять за Христа не только усекновение мечом и потопление в море, но и бесчисленные другие муки. До последнего вздоха я не отрекусь от Бога, Создателя моего и не буду повинен огню вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Для перевода письма отданы газскому митрополиту Паисию – РГАДА,ф.27,оп. I, д. 140, ч. 5; Гиббенет 2, 99 – 107, 669 – 700; Фонкич 1997, 167. На следующий день, 31 мая, иконийский митрополит Афанасий заявил, что подписи на греческих грамотах ненастоящие и просил царя примириться с патриархом Никоном – Гиббенет 2, 705 – 706. Алексей Михайлович созвал собор – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6; Гиббенет 2, 669, 706 – 708. 1 июня греков допросили об иконийском митрополите: амасийский митрополит Козьма сообщил, что Афанасий не был послан в Москву от константинопольского патриарха Дионисия, а приехал сам, он же рассказал, что Афанасий писал Дионисию, чтобы тот опасался дьякона Мелетия; грек Стефан Юрьев показал, что Афанасий оставил свою епархию и он не является племянником патриарха Дионисия – Гиббенет 2, 708 – 711. Собор признал, что подписи на греческих документах настоящие. Чтобы окончательно рассеять сомнения в подлинности привезенных Мелетием грамот от восточных патриархов, царь принял решение просить иерусалимского патриарха приехать в Москву. Поэтому в Царьград отправляются порознь два грека Василий Иванов и Кондрат Дмитриев с тайным поручением от царя и с грамотами иерусалимскому и сербскому патриархам – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6; Гиббенет 2, 715 – 718; Фонкич 1997, 167. Уже через месяц, 21 августа, стрелецкий голова Никита Десятой, посланный к царю Алексею Михайловичу от гетмана Ивана Брюховецкого, доставил в столицу донесения от греков В. Иванова и К. Дмитриева и рассказал, что слышал в Переяславле от приехавших туда из Ясс купцов, будто иерусалимский патриарх едет к Москве – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6. После 25 сентября иеродьякон Мелетий послал свое первое донесение царю Алексею Михайловичу об отправлении Стефана Юрьева и Порфирия Оловянникова к патриархам Иерусалимскому и Цареградскому; 22 октября Стефан извещал Паисия Лигарида, что Мелетий едет «с великою пышностию и гордо», открыто выдает себя за царского посла и ехать с ним крайне опасно, потому что на любой дороге его могут схватить – Макарий 1996, 235 – 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другой александрийский учитель, Ориген , в вопросе сущности брака солидарен с Климентом Александрийским. Брак, по Оригену, состоит в «любви и расположении между супругами, самом тесном плотском и духовном единении» – резюмирует М. Григоревский . Василий Великий , представитель каппадокийской школы богословия, так характеризует сущность брака: «Человеколюбец Бог, пекущийся о нашем спасении, дал жизни человеческой двоякого рода направление, то есть супружество и девство, чтобы тот, кто не в состоянии вынести подвига девства, вступал в сожитие с женою, зная то, что потребуется от него отчет в целомудрии, святости и уподоблении тем, которые в супружестве и при воспитании детей жили свято» . Как отмечает М. Григоревский, «христианская семья, по учению святителя, должна быть школою добродетелей» . Другой отец церкви раннего периода, Епифаний Кипрский , отмечает, что «зачинаются дети в честном браке, который установил Господь». Так, святитель прямо указывает на особое благоволение Божие в отношении брака. М. Григоревский подчеркнул, что «согласно с Божественным словом, и Святая Церковь, по учению св. Епифания, прославляя девство и похваляя иночество, чистоту и вдовство, – и “честный” брак чтит и приемлет, воспрещая только блуд и распутство» . Муж и жена, взятые в индивидуальном своем существовании, представляются как бы неполными. М. Григоревский, анализируя труды святого Астерия Амасийского , так формулирует определение святым сущности брака: «Брак – союз любви, источник мира, благорасположения и внутреннего единения супругов. Соединенные между собою самыми тесными нравственными узами, муж и жена должны содействовать друг другу на тернистом жизненном пути сердечным отношением к взаимным нуждам» . Добавим цитату из труда святого «Беседа на слова Евангелия от Матфея: “по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею”»: «Само творение … указывает цель в соединении, а не в разделении; и первый устроитель брака есть Творец, сочетавший первозданных людей брачными узами и будущим поколениям давший непререкаемый порядок сожительства, который они должны были чтить как закон Божий» .

http://azbyka.ru/semya/voprosy-braka-i-r...

На родине, куда отправлялся Григорий по окончании своего образования (около 239 года), он имел в виду посвятить себя адвокатуре, к чему предназначал его отец, и к чему он сам готовился до своего знакомства с Оригеном . Но видно, что после бесед Оригена о возвышенных и божественных вещах сердце его уже не лежало к этого рода деятельности, и в прощальной речи Оригену он не без грусти говорит о том, что у своего учителя он оставляет самое дорогое и любезное, и меняет это на самое худшее, что он не будет более говорить о божественных вещах, а его речь должна будет служить человеческим вещам и защищать дела и тяжбы худых людей. И нет в исторических документах никаких указаний на то, чтобы он на родине вступил на поприще, прежде казавшееся ему заманчивым, а потом сделавшееся для него малоценным и даже прямо противным, после бесед с Оригеном о возвышенных божественных вещах. Св. Григорий Нисский (в слове о жизни св. Григория Чудотворца ) прямо говорит, что по возвращении в свое отечество с богатством многоразличной мудрости и знания, Григорий Чудотворец уклонился от общественной жизни и всякой публичной деятельности. „Когда весь народ (говорит Григорий Нисский ) обратил на него внимание, и все ожидали, что он обнаружит свою ученость всенародно в общих собраниях, дабы в похвалах и известности получить какой-нибудь плод долговременных трудов своих; сей великий муж... выказывает свою мудрость молчанием, делом, а не словами показывая находящееся в нем сокровище. Удалившись от шума площадей и от всей вообще городской жизни, в уединении пребывал он сам с собою и чрез себя с Богом, мало заботясь обо всем мире и делах его, но распростившись со всем в мире, направил все попечения к тому, как довести до совершенства душу путем добродетели...» 2 . Душу, так настроенную, одаренную богатыми талантами и обладавшую обширными званиями, располагали к служению церкви, так нуждавшейся тогда в сильных деятелях. Об этом более всех старался Федим, предстоятель церкви Амасийской. Но Григорий боялся, как бы заботы священства не послужили ему препятствием в любомудрии, и не давал согласия на предложение посвятить себя служению церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Корыстолюбие, по словам святого Астерия, является корнем всех зол, порождающим бесчисленные пороки и всевозможные преступления. «Это твой плод, скверное корыстолюбие,–обращается вития к страсти, как к обвиняемому на суде,–от тебя получая возбуждение, сын становится врагом родителя. Ты наполняешь землю грабителями и убийцами, море–пиратами, города–мятежами, судилища–лжесвидетелями, доносчиками, предателями, стряпчими, судьями, склоняющимися в ту сторону, в какую ты повлечешь» 30 . Из этого гнилого источника проистекают беспорядок в жизни и неравенство между людьми. Одни страдают от пресыщения, а другие от недостатка в пище; одни живут в роскошных дворцах, а другие вынуждены искать себе пристанища под открытым небом. «Таковы следствия ненасытного корыстолюбия» 31 . Чтобы надлежащим образом обличить эту пагубную страсть, святой Астерий пользуется любым удобным поводом. Так, в одной проповеди, порицая языческие обычаи, связанные с празднованием нового года, он с дерзновением пророка указывает на стяжательность занимающих высокое общественное положение: «Владея величайшими государственными должностями, они беспощадно берут от каждой как можно больше: одни присвояя себе содержание бедных солдат, другие–часто продавая справедливость и истину, а иные–черпая несметное богатство государственной казны и вообще отовсюду тщательно собирая и не пренебрегая никакой корыстью, ни бесчестной, ни неправедной» 32 . Подобные обличения имеются и в Беседе на притчу о богаче и Лазаре, в которой проповедник осуждает стремление к роскоши. Удовлетворение прихотей этой «весьма большой и многоглавой порочности» сопровождается неправедным стяжательством, из-за чего множество бедняков обижено, сироты поруганы, вдовы проливают слезы 33 . Обличая богача из этой притчи, святой Астерий наделяет его чертами, характерными для быта сановных амасийцев, и смело бросает им справедливый упрек в бессердечии и жестокости: «О, злодей и презритель! И псы едят от крох, падающих со стола господ их. Ты же брата своего единоплеменного не удостоил сего дара. Но собаки заботливо кормились, особо сторожевые, отдельно ловчие, удостаивались и ложа и крова, и прислужников имели, старательно отобранных; а образ Бога брошен наземь, презираемый и попираемый» 34 . Проявляя крайнюю скупость в отношении к нуждающимся, богатые амасийцы щедро расточали большие средства на себя. При этом они изобретательно прикрывались показным благочестием, украшая свои дорогие одежды изображением различных евангельских событий. Святой Астерий порицает такое «горделивое одеяние» и повелевает вместо этого украшать себя добродетелями. «Не на одеждах имей расслабленного,–наставляет он,–но отыщи лежащего в немощи. Не историю кровоточивой напоминай (изображением на одежде), но вдове утесняемой окажи милость... Не слепца повсюду носи на одежде, но живого и лишенного зрения (человека) утешь благодеяниями» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Понтийская культура в целом также сохранила множество архаичных – древнегреческих и византийских — черт. Но это обширная тема, требующая отдельного глубокого исследования. 2. Геноцид — как это было К началу 20 века османское правительство всерьез опасалось выхода Понта из-под своей власти, как это уже произошло с Грецией, Сербией и Болгарией. К тому же среди понтийцев было немало высокообразованной интеллигенции и успешных предпринимателей, занимавших видное положение в обществе и оказывавших значительное влияние на османскую экономику. Поэтому «решительные меры» по искоренению греческого элемента готовились турецкими властями уже давно — и воплотились в жизнь после 1908 года, когда к власти пришла партия «младотурок», провозгласивших лозунг «Турция — для турок!». В сентябре 1911 года на младотурецкой конференции открыто обсуждался вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств страны, к которым в первую очередь относились греки и армяне. «Турция решила обьявить своим христианским подданным войну на уничтожение». Сефкер-паша, премьер-министр Турции, 1909 г. (Цитата приведена послом Германии в Турции Вангенхаймом в донесении канцлеру Германии от 24 июня того же года) Крестный путь понтийского народа начался в 1914 году, после вступления Османской империи в Первую Мировую войну на стороне Германии. Под предлогом «неблагонадежности» множество мужчин-понтийцев от 18 до 50 лет под конвоем отправили в т.н. «рабочие батальоны» («амеле табуру») вглубь Малой Азии. На деле это были концентрационные лагеря, где людей заставляли трудиться в нечеловеческих условиях, практически без пищи, воды и медицинской помощи. Наказанием за малейшую провинность был немедленный расстрел. В «амеле табуру» погибли тысячи понтийцев, а также представителей других христианских народов. Но, вопреки ожиданиям младотурок, репрессии не сломили понтийцев — напротив, они подтолкнули понтийских патриотов к решительным действиям. Многие мужчины Понта ушли в горы, где организовали партизанские отряды; а среди понтийской интеллигенции Кавказа (почти полностью принадлежавшего России) окончательно созрело решение о создании независимой Понтийской республики. Главными вдохновителями этой идеи были Константин Константиниди из Марселя, Василий Иоанниди и Феофилакт Феофилакту из Батуми, Иоанн Пасалиди из Сухуми, Леонид Ясониди и Филон Ктениди из Екатеринодара, а также митрополит Трапезундский Хрисанф (Филиппидис), будущий Архиепископ Афинский, а также митрополит Амасийский Герман (Каравангелис). Кроме партизанского движения, надеялись и на помощь Российской империи, ведшей боевые действия против Турции как союзника Германии.

http://pravmir.ru/pontijskij-genocid/

5. Констанций 1019 , отец Константина Великого 1020 , по словам Филосторгия, за доблесть был провозглашен правителем Верхней Галатии, где расположены так называемые Альпы. Местность сия труднодоступна и непроходима. Ныне Верхнюю Галатию римляне называют Галлией 1021 . Смерть настигла Констанция в Британии, именуемой также Альбионом. Там его сын Константин, счастливо избегнув козней Диоклетиана 1022 , застал отца уже занемогшего и вскоре, собственноручно предав тело его земле, наследовал его царство. 6. Филосторгий, как и все прочие, утверждает, что причиной обращения Константина Великого от эллинского суеверия к христианству послужила его победа над Максенцием. Во время оной явлено было знамение креста на Востоке, простершееся весьма далеко, отображенное удивительным светом. Звезды окружали его со всех сторон, подобно радуге, складываясь в виде букв. Буквы же сии на латинском языке составили слова: «Сим побеждай» 1023 . 7. Сообщает также Филосторгий, что еще до Никейского собора Арий Александрийский, прибыв в Никомедию, имел встречу с Осием Кордовским 1024 и бывшими с ним дру-гими епископами, и тогда же подготовил он для собора мнение, согласно которому Сын объявлялся единосущным (émooÀsiov) Отцу, а также и документ об отлучении Ария 1025 . 8. Вскоре после этого был созван Никейский собор, и на нем в числе прочих архиереев Божьих присутствовали Василий, епископ Амасийский, и Мелетий Севастопольский 1026 . 9. Филосторгий также признает, что все епископы согласились с принятым в Никее определением веры, за исключением Секунда, епископа Птолемаидского 1027 , за которым последовал Феона, епископ Мармарикский 1028 . А все остальное сборище арианских предводителей – Евсевий Никомедийский 1029 , которого Филосторгий чрезмерно возвеличивает, и Феогнид Никейский 1030 , и Марий Халкидонский 1031 , и вся прочая их фаланга 1032 – присоединилось к синоду. Однако они прибегли к обману и, по свидетельству самого Филосторгия, «единосущие» (tç émooÀsion) лукаво подменили словом «подобосущие» (tç émoious°on). Постановление же синода не было отвергнуто ими лишь потому, что в этом убедила их сестра императора Константина, Констанция 1033 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Греч. житие В. (BHG, N 239) составил пресв. Иоанн Никомидийский, посещавший мученика в темнице и бывший свидетелем казни, а также получивший сведения о В. от Елпидифора и диаконов. В житии говорится, что В. усечен 28 марта. Мощи обретены в море через 25 дней, т. е. 21 или 22 апр., прибыли в Амасию и погребены через 5 дней, т. е. 26 апр. Монахи афонского Иверского мон-ря, посылая в 1651 г. рус. царю Алексею Михайловичу десницу В., писали: «А мы с тою святою рукою хаживали в миру, освятя воду с нея, и исчезала всякая гадина в полях, семя ядущая саранча, мыши и всякая иная гадина» ( Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 81-82). Сохранилось также похвальное слово В., написанное Астерием, еп. Амасийским (BHG, N 249). Ист.: BHG, N 239-240; ActaSS. Apr. T. 3. Col. XLII-XLVI [житие Иоанна, пресв. Никомидийского], XLVII-L [Похвала Астерия, еп. Амасийского]; Mansi. T. 2. Col. 34, 46; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 409-418; ЖСв. Апр. С. 421-430. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 157; Honigman E. Patristic Studies//ST. 1953. Vol. 173. P. 6-27; Janin R. Basile (38)//DHGE. T. 6. Col. 1103-1104; Νικολπουλος Π. Γ. Βασιλες//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 714; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 76-77. Л. А. Бугаевская Гимнография По Типикону Великой ц. IX-XI вв. в день памяти В. на Пс 50 поются тропарь 1-го гласа: «Το θλοφρου σου τ λεψανον δυσπησεν κα βυθς» (Страстотерпца Твоего мощей устыдилась и пучина), на литургии прокимен 7-го гласа (Пс 149. 5), апостольское чтение 1 Кор 3. 9-17, аллилуиарий со стихом Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 17-16. 2 (общее мученику), причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 274). В Студийском уставе служба на память В. уже не совершается с той торжественностью, к-рая имела место в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 148) есть краткие описания службы В. без тропаря и службы святому на литургии. Студийская Минея XII в. (ГИМ. Син. 165) содержит будничную службу В. ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 59). Краткое изложение службы входит в состав иерусалимских Типиконов вплоть до используемого ныне в РПЦ. Праздничного знака у службы нет (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/150505.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010