Скончался Митрополит Стефан 26 марта 1969 года. 6. Митрополит Василий (в миру Владимир Дорошкевич) принял белый клобук и вторую панагию 1 марта 1970 года. Родился 15 марта 1914 года в деревне Тисы Бельско-Подляшского уезда в крестьянской семье. В 1936 году окончил Виленскую Духовную Семинарию, после чего в течение года работал псаломщиком, так как польские власти не разрешили принимать его на Православный Богословский факультет Варшавского университета в связи с русской национальностью. И только благодаря ходатайству местного епископа ему удалось поступить на Богословский факультет. 6 сентября 1937 года Владимир был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1938 года — в сан священника. Во время обучения он руководил студенческим хором и был председателем гомилетического кружка. Польские власти занесли его имя в список «неблагонадежных» и в начале 1938/39 учебного года вместе с 30 другими студентами исключили из университета. Когда же исключенные студенты поселились в предместье Варшавы, властям это не понравилось и они сочли за лучшее принять их обратно на факультет, где установили за ними особое наблюдение. В 1940 году на оккупированной немцами территории священник Владимир архиепископом Пантелеймоном был назначен помощником настоятеля в Михалово Белостокского района, где и трудился до освобождения Красной Армией. В 1946 году он получил назначение в местечко Городок в качестве настоятеля с поручением построить новый каменный храм, что и было выполнено. После расторжения брака он 19 декабря 1959 года принял в Свято-Онуфриевском монастыре монашество с именем Василия. 1 января 1960 года в той же обители был возведен в сан архимандрита, а 25 марта в Варшавском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Вельского, викария Варшавского. В 1960 году епископ Василий экстерном закончил Московскую Духовную Академию, а в 1961 году за сочинение на тему: «Римско-католическая мариология (Критический обзор литературы первой половины XX в.)» Советом Академии удостоен степени магистра богословия (минуя степень кандидата богословия).

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

55) Протоиерей Бородинского егерского полка о. Михаил Романовский за мужественное исполнение пастырского долга при обороне Севастополя. 56) Священник Севастопольского морского госпиталя о. Василий Ржевский в 1830 г. за подвиги чумной эпидемии 77 . 57) Священник Замосцкого егерского полка о. Андрей Галабутский за подвиг 11 марта 1854 г. при переправе через Дунай, при чем он постоянно находился в цепи с застрельщиками, ободрял их словами утешения и назидания, презирая учащенный огонь от непрятельских выстрелов 78 . 58) Протоиерей Владимирского пехотного полка о. Петр Мацкевич за ревностное исполнение своих обязанностей в кампанию 1853–1856 гг. 79 59) Священник 1-го пехотного полка о. Николай Бакулин за напутствие раненых и умирающих воинов под выстрелами неприятеля при обороне Севастополя 80 . 60) Священник Тобольского пехотного полка о. Василий Кропотов за подвиги в Севастопольскую кампанию 1854 г. 81 61) Священник Колыванского егерского полка о. Иоанн Белин за подвиги при обороне Севастополя 82 . 62) Священник Камчатского егерского полка о. Евгений Федюшин за Севастопольскую кампанию начиная с 8 декабря 1854 г. по 27 августа 1855 г. 83 63) Священник Владимирского пехотного полка о. Константин Дорошкевич за подвиги при обороне Севастополя Всемилостивейше пожалован первоначально орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а потом награжден золотым крестом на Георгиевской ленте и возведен в сан протоиерея 84 . 64) Священник 3-й роты греческих волонтеров о. Гервасий Софронов за подвиги во время осады крепости Силистрии 85 . 65) Священник Суздальского пехотного полка о. Адриан Соловьев за подвиги при осаде Севастополя 86 . 66) Протоиерей Ставропольского пехотного полка о. Иаков Путинцев за подвиги в походах на Кавказе начиная с 11 ноября 1854 г. и кончая 1 июля 1862 г. 67) Священник 76-го пехотного Кубанского полка о. Александр Леонтовский за подвиги с кавказскими войсками при покорении горцев 1861–1863 гг. 87 68) Младший священник того же Кубанского полка о. Иоанн Костянский за отличие в сражениях с дикими горцами в 1862 г. 88

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

В ответе на письмо с просьбой сообщить дату и обстоятельства его смерти и выдать урну с прахом, отправленное коменданту Варшавской правосл. Митрополией 15 дек., сообщалось, что Г. был умерщвлен 6 дек. 1942 г. в 16.45 в Освенциме, на ул. Кошарова. Мощи мученика так и не были найдены. 19 сент. 1995 г. Архиерейский Собор ГПЦ причислил Г. к лику святых. Канонизацию признала ПАПЦ, вписав имя Г. в диптихи. Имя Г. выгравировано на памятной доске в честь погибших во время войны профессоров, помещенной у входа в Варшавский ун-т, а также на доске с именами павших прихожан правосл. церкви на стене храма прп. Иоанна Лествичника на варшавской Воли. В 1996 г. режиссеры груз. Т. Г. Дуларидзе и польск. Е. Любах с группой молодых кинематографистов создали документальный фильм о Г. «В поисках белого ангела». В 1998 г. в Варшаве было образовано Братство им. Г., к-рое возглавил свящ. Генрик Папроцкий, много лет занимающийся наследием и житием святого и составивший ему службу. Г. были посвящены организованные в дек. 2002 г. Отд-ние исследований Вост. Европы и ежегодные Международные кавказоведческие чтения Варшавского ун-та, действующее на территории Грузии Об-во врачей польск. происхождения. При Варшавском ун-те создан комитет по изданию научных трудов Г., написанных на польск. языке. В наст. время в Грузии опубликованы почти все работы Г. (см.: Саундже (Сокровище). Тбилиси, 1983. 4. С. 303-310; 1985. 5. С. 309-314; Сагвтисметквело кребули (Богословский сб.). Тбилиси, 1985. 1. С. 149-152; Религия. Тбилиси, 1992. 6. С. 90-96; Артануджи. Тбилиси, 2003. 11. С. 27-32, 57-78, 87-96; Лмобиеребис гзазе (По дороге милосердия). Тбилиси, 2004. С. 13-50; все - на груз. языке). Учениками Г. были прот. Николай Ленчевский, протопр. Виталий Боровой, митр. Варшавский и всей Польши Василий (Дорошкевич), историк А. Гейштор и др. Икона Г. хранится в церкви Тбилисского ГУ. Лит.: Ленчевски М. Архимандрит Григол Перадзе//Джвари Вазиса. Тбилиси, 1983. 2 (на груз. яз.); Мелия И. К 40-летию трагической смерти отца Григола Перадзе//Гушаги.

http://pravenc.ru/text/166569.html

Пшемысль, и протесты со стороны враждебно настроенных духовенством жителей деревни. Конфликт углублялся, насельники нового монастыря оказались в изоляции и стали налаживать тесные отношения с правосл. священнослужителями Перемышльско-Новосондецкой епархии ПАПЦ, особенно с ее предстоятелем архиеп. Адамом (Дубецом) . В 1994 г. созрело решение о присоединении к ПАПЦ, подкрепленное соответствующим прошением, адресованным митр. Варшавскому и всей Польши Василию (Дорошкевичу) . В мон-рь была направлена комиссия Собора епископов во главе с архиеп. Белостокско-Гданьским Саввой (Грыцуняком) и архиеп. Адамом (Дубецом), которая подписала с монахами документ о присоединении обители и ее насельников к ПАПЦ и определила условия, к-рые мон-рь должен был выполнить. 29 июня 1994 г. в Троицком соборе г. Санока основатели монастыря были официально присоединены к Православию. Первый послушник, впосл. мантийный иером. Антоний (Вятр), поступил в монастырь в 1989 г., в кон. 2013 г. число братии составляло 13 чел. Будучи первым правосл. мон-рем в епархии, а также благодаря получению от митр. Варшавского Василия (Дорошкевича) чудотворного списка Ватопедской иконы Божией Матери, он стал местом паломничества верующих. На территории монастыря находятся 2 храма: во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия и в честь Ватопедской иконы Божией Матери. В февр. 2015 г. в обители с разрешения насельников в богослужении приняли участие представители Украинской Православной Церкви Киевского патриархата. Синод Польской автокефальной Православной Церкви расценил это сослужение как неканоническое и 17 марта 2015 г. принял решение о закрытии монастыря. Лит.: Kury owicz A. Prawosawne orodki zakonne na ziemiach polskich w okresie powojennym/Red. A. Mironowicz e. a. Biaystok, 2001. S. 268-270. Свящ. Петр Никольский Рубрики: Ключевые слова: ДОЙЛИДЫ р-н г. Белостока (Польша), где находится жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Белостокско-Гданьской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ)

http://pravenc.ru/text/1840473.html

В 1930-х гг. на кладбище появилось значительное число могил русских эмигрантов. Сохранились захоронения литераторов М. Арцыбашева и Д. Философова, географа, директора Русской гимназии И.Голубовского, богослова о. Г. Клингера , радиотехника Д.Сокольцова, инженеров В.Орловского и Н.Жибуртовича, прима-балерины А.Забойкиной, арх. К. и Н.Кокосовых и др. С художественной стороны особенно выделяется большая часовня – усыпальница кн. Мещерских, возведенная в 1930-е гг. в неорусском стиле (ныне в ней иногда отправляют панихиды). К востоку от церкви похоронены видные представители духовенства Польской Церкви, в их числе митрополиты Варшавские Дионисий (1876–1960), Тимофей (Шрёттер, 1901–1962), проявивший себя первоначально как «полонизатор» и в таком качестве хиротонисанный в 1938 г. во епископа Люблинского; и Василий (Дорошкевич, 1914–1998). Это изначально и доныне единственный православный некрополь Варшавы (если не считать военного кладбища, устроенного в 1912 г. и с 1915 г. ставшего общевоинским, от которого остались две русские могилы) . До перенесения в США в 1971 г. на Вольском кладбище находилась могила А.И. Лотоцкого (1870-1939) – выпускника Киевской Духовной академии, служащего Департамента кредитного контроля в Санкт-Петербурге, министра исповеданий Украинской народной республики, после эмиграции из Праги в Варшаву, с 1929 г. – профессора Варшавского университета, организатора и директора Украинского научного института в Варшаве (1930 г.), основателя перекладу Св. Письма та книг богословських» на украинский язык (1932 г.), активного сторонника автокефалии Польской Церкви, чему он посвятил свой двухтомный труд Варшава, 1935, 1938) . В настоящее время среди прихожан Вольского храма лишь несколько семей являются потомками эмигрантов «первой волны». Столь же немногочисленны, по словам многолетнего настоятеля прихода протопресвитера Анатолия Шидловского, родственники тех, кто приезжает из Франции, США и др. стран проведывать могилы своих родных и близких (потомки иркутского купеческого рода Истоминых, Мухановых, один из братьев которых был видным чиновником в министерстве народного просвещения, а другой директором одной из двух Варшавских русских гимназий).

http://bogoslov.ru/article/4861337

7 января 1990 года, в праздник Рождества Христова, в храме была отслужена первая божественная литургия, а 18 февраля того же года митрополитом Минским и Гродненским, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом, епископами Брестским и Кобринским Константином, Люблинским и Холмским Авелем был освящен престол в честь святителя Николая Чудотворца. В сентябре 1993 года наш храм посетил Блаженнейший Василий (Дорошкевич +1998), митрополит Варшавский и всея Польши, а в 2002 году посетил нынешний глава Польской Православной Церкви - Блаженнейший Савва (Грыцуняк), митрополит Варшавский и всея Польши. В 1994 году окончательно завершились реставрационные работы, храм приобрел достойный вид. Летом 1995 года восстановленную церковь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который высоко оценил старания протоиерея Михаила Сацюка и наградил его правом ношения митры. В 1998 году в Свято-Николаевском храме произошло чудо: икона святителя Николая Чудотворца стала излучать тепло. Многие верующие этот факт связывают с убийством настоятеля о. Михаила (+12.10.1998). 15 октября 1998 года вместо убиенного протоиерея Михаила настоятелем храма был назначен протоиерей Петр Романович, который является настоятелем и поныне. Под его духовным руководством церковь продолжает указывать людям истинный путь к Богу. Стараниями о. Петра было построено здание Воскресной школы, открыта церковная библиотека. В богослужениях принимают участие три хора: Профессиональный или Большой хор, является лауреатом ряда международных конкурсов хоровой музыки. Малый клирос и детско-юношеский хор воспитанников Воскресной школы. 3 июня 2001 года церковь вновь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и отслужил Всенощное бдение. С 2002 г. при приходе активно действует сестричество милосердия, помогая онкологическим больным, больным Брестской районной больницы, а также малоимущим людям. 28 мая 2005 года по случаю 100-летия Цусимского сражения у Свято-Николаевского Братского храма был открыт и освящен епископом Иоанном памятный знак в честь моряков.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_Нико...

В декабре 1991 года иерархами «Православной церкви Португалии» был рукоположен епископ Сельвийский и Портимайский Иоанн (Рибеиро), в 1993 году возведённый в достоинство архиепископа. После того, как 18 февраля 1997 года умер духовный руководитель православных христиан Португалии митрополит Гавриил (Роша) местоблюстителем митрополичьего престола «Православной церкви Португалии» стал старейший по хиротонии иерарх архиепископ Коимбрский и Авеирский Тиаго. На Поместном соборе «Православной церкви Португалии», состоявшемся 8 июня 1997 года, новым Первоиерархом был избран возведённый в сан митрополита архиепископ Сельвийский Иоанн (Рибеиро). Торжественная интронизация нового Предстоятеля состоялась 15 июня 1997 года при непосредственном участии митрополита Варшавского и всея Польши Василия (Дорошкевича) 626 . По состоянию на 2000 год «Православную Церковь Португалии» представляли следующие иерархи 627 : 1 . Иоанн, архиепископ Лиссабонский, митрополит всея Португалии, Испании и Бразилии; 2 . Тиаго (Джеймс, Иаков), архиепископ Коимбры и Авеиро (Португалия); 3 . Хризостом, архиепископ Рио-де-Жанейро и Олианда-Рецифе; 4 . Теодоро, епископ Евройский и Сетубальский; 5 . Бенто, епископ Порто и Виго, викарий Лиссабонской епархии; 6 . Амвросий, епископ Меиндо; 7 . Иосиф, епископ Аквитанийский, викарий Лиссабонской епархии; 8 . Дамаскино, епископ Оссонобский. Несмотря на то, что «Православная церковь Португалии» обрела своё каноническое существование в лоне Автокефальной Польской Православной Церкви, её дальнейшая история снова привела к уклонению в раскол. В результате разделения, произошедшего в 2001 году, большинство иерархов и рядовых священнослужителей, за исключением бразильских епископов и некоторых европейских приходов, вышли из юрисдикции Польской Церкви и снова вернулись к «независимому бытию» в состоянии отчуждённости от Единой Церкви Христовой. После своего отделения данная юрисдикция стала именоваться «Католическая православная церковь Португалии» («Igreja Catolica Ortodoxa de Portugal»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно встал вопрос о главе Церкви. Временно с 1948 до 1951 г. Церковь возглавлял архиепископ Белостоцкий и Бельский Тимофей (Шретер). После покаянного письма митрополита Дионисия Патриарху Московскому Алексию было восстановлено с ним каноническое общение и оставлен титул митрополита. Но, поскольку РПЦ не считала канонически правильным и возможным вмешиваться во внутренние дела Польской Церкви, в том числе и относительно избрания ее главы, митрополит Дионисий не был избран предстоятелем Церкви. Этот вопрос решился только в 1951 г., когда Архиерейский собор Польской Церкви обратился к Московскому Патриархату с просьбой позволить одному из русских архиереев, имеющему соответствующий духовный опыт и богословскую подготовку, возглавить Польскую Церковь. Таким архипастырем стал архиепископ Львовский Макарий (Оксиюк, 1951–1961). Его преемниками были митрополит Тимофей (Шретер, 1961–1962), временно управляющий Церковью архиепископ Георгий (Корянистов, 1962–1965), митрополит Стефан (Рудык, 1965–1969), митрополит Василий (Дорошкевич, 1970–1998). В 1949 г. были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцко-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и запад Польши был осуществлен новый раздел епархий. К 1952 г. в Польской Православной Церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 г. была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 г. — Люблинско-Холмская. После Второй мировой войны в Польской народной республике церковно-государственные отношения строились по модели, принятой в Советском Союзе, но, во-первых, в более мягкой форме, а, во-вторых, в решении спорных вопросов предпочтение отдавалось Католической Церкви. В последние годы польское государство старается не только декларировать, но и претворять в жизнь положение о свободе вероисповедания. Современное отношение государства и Церкви определяется «Уставом об отношении государства к автокефальной Польской Православной Церкви», подписанным 4 июля 1991 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

34 Св. Григорий Палама . Гомилия 37, на Успение (PG 151, 472). Ср. у него же: «Но кто больше возлюбил Бога, чем нами прославляемая Дева? Кто со стороны Бога был возлюблен больше Ее?» (Гомилия 53, на Введение во храм. κδ. Οκονμου, с. 177). 37 См., например, в его книге «Пут Богопознаньа». Београд, 1987, с. 82 и сл. См. также: Лосский Вл. Мистическое богословие Восточной Церкви//Богословские труды, М., 1972, с. 75. 38 Διλογος στηλιτευτικς κατ’ εκονοκλαστν(PG 96, 1356). Ср. у св. Василия Селевкийского : «совершилась тайна, которая до сегодня пребывает тайной и никогда не перестанет быть тайной» (Слово на Благовещение; PG 85, 445). 39 Ср. у св. Прокла Константинопольского , который на вопрос иудеев: «Что ты мне предлагаешь, что смогла Женщина родить Бога?» – отвечает: «Не говорю тебе, что смогла женщина родить бога, но что Бог мог, воплотившись, родиться от жены: ибо Ему все возможно» (Слово II на вочеловечение Господа. PG 65, 697). 41 Ср. Догматик воскресный 7 гласа, творение Дамаскина: «Мати убо позналася еси, паче естества Богородице; пребыла же еси Дева паче слова и разума, и чудеса рождества Твоего сказати язык не может. Преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения: идеже бо хощет Бог , побеждается естества чин». 42 Митрополит Московский Филарет (Дроздов) писал, что у Креста «бездна Ее страданий не обуревала и не потопляла Ее, непрестанно упадая в столь же неизмеримую бездну Ее терпения, смирения, веры, надежды, безусловной преданности судьбам Божиим» (Слова и речи. 1844, т. 1, с. 442). 43 См., напр., Октоих, глас I, в четверток вечера, крестобогородичен: «Дева нескверная иногда на древе видящи, Егоже из безсеменна роди чрева, не терпящи утробы уязвления, власы терзающи глаголаше: иже мановением содержай тварь всю, како на крест воздвиглся еси, яко осужден, всяко хотя спасти человечество». 46 См. статью «Мария» проф. И. Калогиру (. Καλογρου) в " Θρησκευτικ κα θικ γκυκλοπαιδεα«, т. 8, 676–6, 1965; также: Еп. Василий (Дорошкевич). Римо-католическая мариология. Загорск, 1961, с. 86–136, 148–156.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

1922 г. Подготовка к автокефалии, введение григорианского календаря в богослужение и другие события 1922-1923 гг. волновали паству и духовенство Виленской епархии. 20 окт. 1922 г. был уволен с должности ректора Литовской ДС противник автокефалии В. В. Богданович , тогда же был закрыт ж. «Литовские ЕВ», редактором к-рого был Богданович. В 1923 г. за критику действий митр. Георгия (Ярошевского) из Польши выслали преподавателя Виленской ДС В. К. Недельского, соратника Богдановича. Незадолго до этого, 3 янв. 1923 г., митр. Георгий написал в Мин-во вероисповеданий и просвещения Польши письмо, где жаловался, что Богданович и сенатор Н. С. Серебренников ездят с антипольск. агитацией не только по Виленскому воеводству, но и по Волынскому и что в финансовом плане они «зависимы от большевиков» (ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2791. Л. 5). Православное население перестало посещать храмы в те дни, когда совершались праздничные богослужения по новому стилю. В связи с этим польск. Мин-во исповеданий и народного просвещения 30 мая 1924 г. издало указ об обязательности принятия правосл. населением «нового счисления времени»; над клириками, отказавшимися служить по новому стилю, было установлено наблюдение. Во избежание народных волнений на заседании польск. Синода в Почаеве 16 авг. 1924 г. было решено разрешить богослужение как по старому, так и по новому стилю. В Польше стремились устранить любые напоминания о литов. прошлом Виленского края. Восстановленный со временем Литовский епархиальный совет был переименован в Виленский. Возобновившая свою деятельность в Вильно Литовская ДС (размещалась в одном из корпусов упраздненного виленского Свято-Троицкого мон-ря) была переименована в Виленскую. Ректорами Виленской ДС являлись: архим. Филипп (Морозов; 1922-1924), еп. Антоний (Марценко ; 1924-1925), прот. Николай Тучемский (1926-1939). В 1926 г. в Виленской ДС обучались 163 студента, из них 118 были из Виленской епархии. Виленскую ДС в межвоенный период окончили митр. Василий (Дорошкевич) , митр. Леонтий (Бондарь) , архиеп. Вениамин (Новицкий) , архиеп. Викторин (Беляев) , архиеп. Константин (Хомич) , сщмч. Серафим (Шахмуть) , прот. Николай Демьянович, протопр. Виталий Боровой , проф. МДА Д. П. Огицкий. В Вильно имелось жен. ДУ, впосл. преобразованное в жен. гимназию. Православие в Литовской Республике в 1923-1939 гг.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010