Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Дорошкевич Владимир Алексеевич; 15.03.1914, дер. Тисы Гродненской губ.- 11.02.1998, Варшава), Митрополит Варшавский и всей Польши (с 1 марта 1970) Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) с титулом «Блаженнейший». Род. в белорус. правосл. крестьянской семье. В 1937 г. окончил Виленскую ДС. Тогда же подал документы на поступление в Варшавский ун-т на отд-ние правосл. теологии, но не был зачислен, по мнению самого владыки, из-за того, что написал в графе национальность «белорус». В условиях гонений на национальные меньшинства в межвоенной Польше и особенно в связи с проводившейся в то время политикой полонизации жизни правосл. Церкви подобное самоопределение воспринималось со стороны властей негативно. В Польше тогда официально не признавалось существование белорус. национальности. Заступничество церковных иерархов помогло перед самым началом второй мировой войны добиться возможности университетского обучения. Однако закончить высшее духовное образование удалось лишь в 1960 г. в МДА. В 1961 г. за дис. «Римско-католическая мариология: Крит. обзор лит-ры 1-й пол. XX в.» В. Дорошкевичу была присвоена степень магистра богословия. Василий (Дорошкевич), Митрополит Варшавский и всей Польши Василий (Дорошкевич), Митрополит Варшавский и всей Польши С 1937 г. служил псаломщиком и регентом в приходах Зап. Белоруссии. 6 сент. 1937 г. рукоположен во диакона, 17 апр. 1938 г.- во иерея. Пастырская деятельность свящ. Владимира проходила в тяжелейших условиях военного и послевоенного времени, когда он подвергался преследованиям как со стороны атеистической советской власти (1939-1941), так и нем. (1941-1944), чудом остался жив после доноса на него в гестапо и широкой волны террора по отношению к правосл. меньшинству Польши во 2-й пол. 40-х гг., осуществлявшегося подпольными группировками. В 50-х гг. о. Владимир благодаря выдающимся пастырским и организационным способностям стал весьма заметной фигурой в ПАПЦ.

http://pravenc.ru/text/150707.html

7 января 1990 года, в праздник Рождества Христова, в храме была отслужена первая божественная литургия, а 18 февраля того же года митрополитом Минским и Гродненским, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом, епископами Брестским и Кобринским Константином, Люблинским и Холмским Авелем был освящен престол в честь святителя Николая Чудотворца. В сентябре 1993 года наш храм посетил Блаженнейший Василий (Дорошкевич +1998), митрополит Варшавский и всея Польши, а в 2002 году посетил нынешний глава Польской Православной Церкви - Блаженнейший Савва (Грыцуняк), митрополит Варшавский и всея Польши. В 1994 году окончательно завершились реставрационные работы, храм приобрел достойный вид. Летом 1995 года восстановленную церковь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который высоко оценил старания протоиерея Михаила Сацюка и наградил его правом ношения митры. В 1998 году в Свято-Николаевском храме произошло чудо: икона святителя Николая Чудотворца стала излучать тепло. Многие верующие этот факт связывают с убийством настоятеля о. Михаила (+12.10.1998). 15 октября 1998 года вместо убиенного протоиерея Михаила настоятелем храма был назначен протоиерей Петр Романович, который является настоятелем и поныне. Под его духовным руководством церковь продолжает указывать людям истинный путь к Богу. Стараниями о. Петра было построено здание Воскресной школы, открыта церковная библиотека. В богослужениях принимают участие три хора: Профессиональный или Большой хор, является лауреатом ряда международных конкурсов хоровой музыки. Малый клирос и детско-юношеский хор воспитанников Воскресной школы. 3 июня 2001 года церковь вновь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и отслужил Всенощное бдение. С 2002 г. при приходе активно действует сестричество милосердия, помогая онкологическим больным, больным Брестской районной больницы, а также малоимущим людям. 28 мая 2005 года по случаю 100-летия Цусимского сражения у Свято-Николаевского Братского храма был открыт и освящен епископом Иоанном памятный знак в честь моряков.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_Нико...

д. В периодических изданиях того времени попадались и откровенно недружелюбные публикации, авторы которых пытались оскорбить художника и его творение. Так, в «Петербургском листке» 67, 10 марта 1894 года за подписью «Реалист» было опубликовано обращённое к Левитану четверостишие следующего содержания: «Намазал ты много… Себя не прославив./Пастели, полотна — достойны улыбки./„Над вечным покоем“ случайно поставил/Ты скалы на небе, мой друг, по ошибке». В качестве ещё одного примера можно привести опубликованный в «Петербургской газете» фельетон журналиста Власа Дорошевича (Дорошкевича) «Передвижные гении. Недоразумение в I действии», который был построен в форме диалога между Исааком Левитаном и критиком Владимиром Стасовым. В результате их «обсуждения» картина Левитана «признаётся пригодной лишь для того, чтобы из её холста сшить Стасову шаровары» 5 . Тем не менее встречались и положительные отзывы о полотне «Над вечным покоем». В частности, в обзорной статье о 22-й передвижной выставке, опубликованной в газете «Русские ведомости» 110, 23 апреля 1894 года), художественный критик Владимир Сизов назвал картину Левитана «хорошо продуманной и сильно прочувственной», отличающейся «несомненными художественными достоинствами» 6 . В статье, вышедшей в 1894 году в журнале «Артист», писатель и публицист Василий Михеев «чутко уловил глубокую психологичность полотна и назвал его подлинным пейзажем-картиной, замечательной своим содержанием и „настроением“» 7 . 1 Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966.С.184. 2 Там же, с.185. 3 Чуйко В. В. На выставке у передвижников//Всемирная иллюстрация. — 1894. — Т. 51, 1314.С.230. 4 Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. С.376. 5 Там же, с.376. 6 Сизов В. И. XXII Передвижная выставка Товарищества передвижных художественных выставок//Русские ведомости. — 1894. — 110 (23 апреля). С. 3—4 7 Михеев В. М. XXII передвижная выставка Товарищества передвижных художественных выставок//Артист. — 1894. — 37 (кн. 5).  С. 121 Рекомендуемая литература Петров В. А . Исаак Левитан. — М. : Белый город, 2000. Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 11  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/nad-vechnym-pokoem/

В связи с возникновением большого количества новых приходов 30 апр. 1958 г. были созданы Зелёногурское и Кошалинское благочиния. В 1964-1966 гг. в 4 благочиниях В.-Щ. е. насчитывалось 47 приходов. Первыми тружениками, послужившими делу становления и развития Православия на зап. землях Польши, были священники Стефан Бегун, Л. Бычук, Димитрий Хыляк, И. Игнатович, Михаил Калин, Евгений Ляхотский, Иоанн Левяж, Виктор Масик, Михаил Попель, Николай Пронинский, Евгений Протасевич, Николай Полищук, Иоанн Решетко, Николай Соколовский, Ярослав Тычино, П. Веремчук и А. Зноско. 17 правосл. приходов, возникших после 1947 г., впосл. были закрыты, но в то же время возникали новые, такие как во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла во Вроцлаве (1970, первый правосл. приход с богослужением на польск. языке), Всех святых в Глогуве (1982), арх. Михаила в Соколовско (1998), свт. Петра (Могилы) во Вроцлаве и равноапостольных Константина и Елены в Згожельце (2002). В наст. время в епархии насчитывается 42 прихода в составе 5 благочиний, где служат 30 священников и 3 диакона. Действуют Православный дом опеки во имя первомч. и архидиак. Стефана в Цеплице и Православный дом милосердия во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы в Соколовско. Кафедральным храмом епархии является собор Рождества Пресв. Богородицы во Вроцлаве. Это готический храм XV в., восстановленный из руин благодаря трудам еп. Василия (Дорошкевича) , украшенный фресками и иконостасом работы совр. польск. худож. Г. Новосельского. Архиереи: еп. Михаил (Кедров; 7 сент.- 6 нояб. 1951); временно управлявший митр. Варшавский Макарий (Оксиюк; 5 дек. 1951 - 22 марта 1953); еп. Стефан (Рудык; 22 марта 1953 - 5 мая 1961); еп. Василий (Дорошкевич; 5 мая 1961 - 24 янв. 1970); архиеп. Алексий (Ярошук; 26 янв. 1970 - 24 сент. 1982); еп. Иеремия (Анхимюк; с 9 сент. 1983; с 1997 архиеп.). Лит.: Dulczewski Z. , Kwilecki A. Z ycia osadników na Ziemiach Zachodnich. Pozna, 1964; Cebulski E. Pocztki prawosawia na ziemiach zachodnich//Chrzecijanin a Wspóczesno. Wrocaw, 1985. 6; Adamczyk L. , Mironowicz A. Koció Prawosawny w Polsce dawniej i dzi. Warsz., 1993; Urban K. Koció Prawosawny w Polsce, 1945-1970. Kraków, 1996; Katedra Narodzenia Przenajwitszej Bogarodzicy we Wrocawiu: Zb. Wrocaw, 1996; Urban K. Z dziejów Kocioa Prawosawnego na Dolnym lsku, 1946-1956. Biaystok, 1998; Dudra S. emkowie: Deportacja i osadnictwo ludnoci emkowskiej na rodkowym Nadodrzu w latach 1947-1960. Gogów, 1999.

http://pravenc.ru/text/155450.html

Пшемысль, и протесты со стороны враждебно настроенных духовенством жителей деревни. Конфликт углублялся, насельники нового монастыря оказались в изоляции и стали налаживать тесные отношения с правосл. священнослужителями Перемышльско-Новосондецкой епархии ПАПЦ, особенно с ее предстоятелем архиеп. Адамом (Дубецом) . В 1994 г. созрело решение о присоединении к ПАПЦ, подкрепленное соответствующим прошением, адресованным митр. Варшавскому и всей Польши Василию (Дорошкевичу) . В мон-рь была направлена комиссия Собора епископов во главе с архиеп. Белостокско-Гданьским Саввой (Грыцуняком) и архиеп. Адамом (Дубецом), которая подписала с монахами документ о присоединении обители и ее насельников к ПАПЦ и определила условия, к-рые мон-рь должен был выполнить. 29 июня 1994 г. в Троицком соборе г. Санока основатели монастыря были официально присоединены к Православию. Первый послушник, впосл. мантийный иером. Антоний (Вятр), поступил в монастырь в 1989 г., в кон. 2013 г. число братии составляло 13 чел. Будучи первым правосл. мон-рем в епархии, а также благодаря получению от митр. Варшавского Василия (Дорошкевича) чудотворного списка Ватопедской иконы Божией Матери, он стал местом паломничества верующих. На территории монастыря находятся 2 храма: во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия и в честь Ватопедской иконы Божией Матери. В февр. 2015 г. в обители с разрешения насельников в богослужении приняли участие представители Украинской Православной Церкви Киевского патриархата. Синод Польской автокефальной Православной Церкви расценил это сослужение как неканоническое и 17 марта 2015 г. принял решение о закрытии монастыря. Лит.: Kury owicz A. Prawosawne orodki zakonne na ziemiach polskich w okresie powojennym/Red. A. Mironowicz e. a. Biaystok, 2001. S. 268-270. Свящ. Петр Никольский Рубрики: Ключевые слова: ДОЙЛИДЫ р-н г. Белостока (Польша), где находится жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Белостокско-Гданьской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ)

http://pravenc.ru/text/1840473.html

Силой этой любви был возведен Свято-Петропавловский храм, всегда остававшийся в Православии. Силой этой любви, по молитвам святой праведной Софии, многие храмы в ее Слуцком уделе никогда не уклонялись в унию. Именно силой этой любви была упразднена уния и, по наступлению времен, началось восстановление церковной жизни во всей ее полноте». Участников конференции приветствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко. Почетным гостем форума стал старший научный сотрудник АН Узбекистана, правнук протоиерея Павла Афонского, настоятеля Петропавловского собора в 1904-1917 годах, Н.П. Гомолицкий. В ходе конференции с докладами выступили: кандидат богословия священник Александр Шкляревский; кандидат богословия, благочинный Слуцкого округа Минской епархии протоиерей Михаил Вейго; доцент Белорусского государственного университета, профессор Минских духовных школ В. Теплова; кандидат богословия, преподаватель Киевской духовной академии протоиерей Сергий Вейго; бакалавр богословия священник Алексий Хотеев; кандидат филологических наук Л. Левшун; профессор Белостокского университета архимандрит Варсонофий (Дорошкевич); заведующий кафедрой славистики БГУ И. Чарота; заведующий кафедрой истории Центральной и Восточной Европы Белостокского университета профессор А. Миронович; член Союза писателей Беларуси И. Масленицына; ведущий научный сотрудник Национального исторического музея Республики Беларусь Л. Линская; настоятель Свято-Николаевского храма в г. Вильнюсе протоиерей Василий Новинский; член Союза художников Беларуси В. Колесинский; кандидат богословия протоиерей Феодор Кривонос; археолог П. Русов; заведующая отделом редкой книги БГУ культуры и искусств Т. Самойлюк и др. Доцент Минских духовных школ Г. Щеглов провел презентацию юбилейного издания «Святая праведная София, княгиня Слуцкая. Житийное повествование», подготовленного им в соавторстве с кандидатом богословия священником Иоанном Горбуновым, клириком Пинской епархии . Подводя итоги работы форума, епископ Борисовский Вениамин выразил благодарность ведущему конференции И. Чароте, а также ее непосредственным организаторам — координатору Белорусского представительства Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Г. Шейкину и сотруднице издательского отдела Петропавловского собора Л. Кулаженко.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В ответе на письмо с просьбой сообщить дату и обстоятельства его смерти и выдать урну с прахом, отправленное коменданту Варшавской правосл. Митрополией 15 дек., сообщалось, что Г. был умерщвлен 6 дек. 1942 г. в 16.45 в Освенциме, на ул. Кошарова. Мощи мученика так и не были найдены. 19 сент. 1995 г. Архиерейский Собор ГПЦ причислил Г. к лику святых. Канонизацию признала ПАПЦ, вписав имя Г. в диптихи. Имя Г. выгравировано на памятной доске в честь погибших во время войны профессоров, помещенной у входа в Варшавский ун-т, а также на доске с именами павших прихожан правосл. церкви на стене храма прп. Иоанна Лествичника на варшавской Воли. В 1996 г. режиссеры груз. Т. Г. Дуларидзе и польск. Е. Любах с группой молодых кинематографистов создали документальный фильм о Г. «В поисках белого ангела». В 1998 г. в Варшаве было образовано Братство им. Г., к-рое возглавил свящ. Генрик Папроцкий, много лет занимающийся наследием и житием святого и составивший ему службу. Г. были посвящены организованные в дек. 2002 г. Отд-ние исследований Вост. Европы и ежегодные Международные кавказоведческие чтения Варшавского ун-та, действующее на территории Грузии Об-во врачей польск. происхождения. При Варшавском ун-те создан комитет по изданию научных трудов Г., написанных на польск. языке. В наст. время в Грузии опубликованы почти все работы Г. (см.: Саундже (Сокровище). Тбилиси, 1983. 4. С. 303-310; 1985. 5. С. 309-314; Сагвтисметквело кребули (Богословский сб.). Тбилиси, 1985. 1. С. 149-152; Религия. Тбилиси, 1992. 6. С. 90-96; Артануджи. Тбилиси, 2003. 11. С. 27-32, 57-78, 87-96; Лмобиеребис гзазе (По дороге милосердия). Тбилиси, 2004. С. 13-50; все - на груз. языке). Учениками Г. были прот. Николай Ленчевский, протопр. Виталий Боровой, митр. Варшавский и всей Польши Василий (Дорошкевич), историк А. Гейштор и др. Икона Г. хранится в церкви Тбилисского ГУ. Лит.: Ленчевски М. Архимандрит Григол Перадзе//Джвари Вазиса. Тбилиси, 1983. 2 (на груз. яз.); Мелия И. К 40-летию трагической смерти отца Григола Перадзе//Гушаги.

http://pravenc.ru/text/166569.html

55) Протоиерей Бородинского егерского полка о. Михаил Романовский за мужественное исполнение пастырского долга при обороне Севастополя. 56) Священник Севастопольского морского госпиталя о. Василий Ржевский в 1830 г. за подвиги чумной эпидемии 77 . 57) Священник Замосцкого егерского полка о. Андрей Галабутский за подвиг 11 марта 1854 г. при переправе через Дунай, при чем он постоянно находился в цепи с застрельщиками, ободрял их словами утешения и назидания, презирая учащенный огонь от непрятельских выстрелов 78 . 58) Протоиерей Владимирского пехотного полка о. Петр Мацкевич за ревностное исполнение своих обязанностей в кампанию 1853–1856 гг. 79 59) Священник 1-го пехотного полка о. Николай Бакулин за напутствие раненых и умирающих воинов под выстрелами неприятеля при обороне Севастополя 80 . 60) Священник Тобольского пехотного полка о. Василий Кропотов за подвиги в Севастопольскую кампанию 1854 г. 81 61) Священник Колыванского егерского полка о. Иоанн Белин за подвиги при обороне Севастополя 82 . 62) Священник Камчатского егерского полка о. Евгений Федюшин за Севастопольскую кампанию начиная с 8 декабря 1854 г. по 27 августа 1855 г. 83 63) Священник Владимирского пехотного полка о. Константин Дорошкевич за подвиги при обороне Севастополя Всемилостивейше пожалован первоначально орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а потом награжден золотым крестом на Георгиевской ленте и возведен в сан протоиерея 84 . 64) Священник 3-й роты греческих волонтеров о. Гервасий Софронов за подвиги во время осады крепости Силистрии 85 . 65) Священник Суздальского пехотного полка о. Адриан Соловьев за подвиги при осаде Севастополя 86 . 66) Протоиерей Ставропольского пехотного полка о. Иаков Путинцев за подвиги в походах на Кавказе начиная с 11 ноября 1854 г. и кончая 1 июля 1862 г. 67) Священник 76-го пехотного Кубанского полка о. Александр Леонтовский за подвиги с кавказскими войсками при покорении горцев 1861–1863 гг. 87 68) Младший священник того же Кубанского полка о. Иоанн Костянский за отличие в сражениях с дикими горцами в 1862 г. 88

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Одновременно встал вопрос о главе Церкви. Временно с 1948 до 1951 г. Церковь возглавлял архиепископ Белостоцкий и Бельский Тимофей (Шретер). После покаянного письма митрополита Дионисия Патриарху Московскому Алексию было восстановлено с ним каноническое общение и оставлен титул митрополита. Но, поскольку РПЦ не считала канонически правильным и возможным вмешиваться во внутренние дела Польской Церкви, в том числе и относительно избрания ее главы, митрополит Дионисий не был избран предстоятелем Церкви. Этот вопрос решился только в 1951 г., когда Архиерейский собор Польской Церкви обратился к Московскому Патриархату с просьбой позволить одному из русских архиереев, имеющему соответствующий духовный опыт и богословскую подготовку, возглавить Польскую Церковь . Таким архипастырем стал архиепископ Львовский Макарий (Оксиюк, 1951–1961). Его преемниками были митрополит Тимофей (Шретер, 1961–1962), временно управляющий Церковью архиепископ Георгий (Корянистов, 1962–1965), митрополит Стефан (Рудык, 1965–1969), митрополит Василий (Дорошкевич, 1970–1998). В 1949 г. были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцко-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и запад Польши был осуществлен новый раздел епархий. К 1952 г. в Польской Православной Церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 г. была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 г. – Люблинско-Холмская. После Второй мировой войны в Польской народной республике церковно-государственные отношения строились по модели, принятой в Советском Союзе, но, во-первых, в более мягкой форме, а, во-вторых, в решении спорных вопросов предпочтение отдавалось Католической Церкви. В последние годы польское государство старается не только декларировать, но и претворять в жизнь положение о свободе вероисповедания. Современное отношение государства и Церкви определяется «Уставом об отношении государства к автокефальной Польской Православной Церкви», подписанным 4 июля 1991 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священник Московского пехотного полка о. Михаил Соколов , за отличное мужество и неустрашимое исполнение своих пастырских обязанностей 8 сентября и 24 октября в Крыму. Священник Лейб-егерского Бородинского полка о. Иоанн Путиловский, за подвиги при осаде Севастополя. Протоиерей Бородинского егерского полка о. Михаил Романовский, за мужественное исполнение пастырского долга при обороне Севастополя. Священник Севастопольского Морского госпиталя о. Василий Ржевский, в 1830 г., за подвиги в чумной эпидемии. Священник Замосцкого егерского полка о. Андрей Галабутский, за подвиг 11 марта 1854 г. при переправе через Дунай, причем он постоянно находился в цепи с застрельщиками, ободрял их словами утешения и назидания, презирая учащенный огонь от неприятельских выстрелов. Протоиерей Владимирского пехотного полка о. Петр Мацкевич, за ревностное исполнение своих обязанностей в кампанию 18531856 годов. Священник I-ro пехотного полка о. Николай Бакулин, за напутствие раненых и умирающих воинов под выстрелами неприятеля при обороне Севастополя. Тобольского пехотного полка священник о. Василий Кропотов, за подвиги в Севастопольскую кампанию 1854 г. Священник Колыванского егерского полка о. Иоанн Белин, за подвиги при обороне Севастополя. Священник Камчатского егерского полка о. Евгений Федющин, за Севастопольскую кампанию, начиная с 8 декабря 1854 г. по 27 августа 1855 г. Священник Владимирского пехотного полка о. Константин Дорошкевич, за подвиги при обороне Севастополя, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован первоначально орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а потом награжден золотым крестом на Георгиевской ленте и возведен в сан протоиерея. Священник 3-й роты Греческих волонтеров о. Гервасий Софронов, за подвиги во время осады крепости Силистрии. Священник Суздальского пехотного полка о. Адриан Соловьев, за подвиги при осаде Севастополя. Протоиерей Ставропольского пехотного полка о. Иаков Путинцев, за подвиги в походах на Кавказ, начиная с 11 ноября 1854 г. и кончая 1 июля 1862 г. Священник 76-го пехотного Кубанского полка о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010