О страсти сребролюбия Иуды свидетельствует евангелист Иоанн в своем повествовании о вечери в Вифании. «За шесть дней до Пасхи, – повествует он, – пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю и Марфа служила, а Лазарь был один из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его, и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не, потому что заботился о нищих но, потому что был вор; он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» ( Ин.12:1–8 ). Об этом денежном ящике, который носил Иуда, евангелист Иоанн упоминает еще раз в Ин.13:29 , откуда видно, что Иуда имел этот ящик с ведома и согласия, как Спасителя, так и всех апостолов; в него Иуда принимал пожертвования, как на нужды апостольской общины и Спасителя, так и для раздачи нищим. Таким образом, Иуда был в апостольской общине, как бы казначеем и пользуясь этим своим положением, часть жертвуемых денег тайком присваивал себе и этим путем питал и развивал в себе страсть сребролюбия. Если бы Мария цену мира, – 300 динариев, – пожертвовала на нищих, то они конечно прошли бы через ящик Иуды, который наверное только в первый раз почувствовал бы в своем ящике такую большую сумму и получил бы возможность присвоить себе из этой суммы значительную часть. Представление об этой пленительной для сребролюбца возможности, бывшей так близко и так «досадно и обидно» ускользнувшей по «неблагоразумию» Марии, так сильно воспламенило в душе Иуды страсть сребролюбия, что он, невзирая на то, что поступок Марии благоволительно принимается Учителем, решается выступить с протестом «негодования» на бесполезную трату денег, мнимой заботой о нищих, возбудив такое же негодование и в прочих учениках ( Мф.26:8 ). В ответ на это Спаситель разъясняет ученикам, что Мария сделала это из великой любви к Нему, в предчувствии близкого конца Его земной жизни: «Возливши миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» ( Мф.26:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Эту направленность своей мысли и настроения Спаситель проявляет в дополнительном замечании, в котором собственно для самого ап. Петра не было надобности. Видимо обративши свой взор от ап. Петра к прочим ученикам, Спаситель замечает: «И вы чисты, но не все». Только один Иуда, нечистый в своей совести, мог вполне понять, если бы захотел, иносказательный смысл этого замечания, что это относится не к телесной чистоте, а к душевной и что этим одним «нечистым» является именно он. Это замечание могло быть сделано нарочито и исключительно для Иуды. И может быть взор Спасителя при слове «но не все» на один момент с особенной скорбью остановился на Иуде, безмолвно призывая его осознать нравственную мерзость его дела предательства. «Беззаконный же Иуда не восхоте разумети». Омыв ноги ученикам, Спаситель снова возлег за трапезу и стал трогательно объяснять ученикам, что означает только что совершенное Им омовение ног: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что и Я делал вам… Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» ( Ин.13:14–17 ). И при обращении ко всем присутствующим «вы», Спасителя снова охватывает скорбь, – скорбь о том, что «блаженство исполнения» этого Его завета будет принадлежать не всем им; один из них уже отошел от пути следования примеру Его жизни, хотя он и возлежит здесь на вечери, как ученик и друг, но в действительности не друг, и ученик, а враг. И этот прилив своей скорби об Иуде Спаситель открывает в словах, которые для прочих учеников являются тревожно-загадочными, а для Иуды определенным намеком, что Спаситель уже прозрел его умысел предательства: «Не о всех вас говорю. Я знаю, которых избрал». Как бы так говорит Спаситель: «Я знаю и пекусь о душе каждого из вас, которых Я избрал быть Моими ближайшими друзьями-учениками, и все-таки один из вас оказался недостойным избрания и поступил так, как сказано в Писании, – «Ядущий со мною хлеб поднял на меня пяту свою» ( Ин.13:18 ). Стих 20-й 13-ой главы Евангелия Иоанна ( Ин.13:20 ) дает понять, зачем Спаситель говорит ученикам о предстоящей им в будущем миссии, – быть Его «посланниками» в мире. И снова Его охватывает горестное сознание, что и эта речь уже не может относиться ко всем возлежащим за вечерей; один из них (Иуда) уже не будет таким Его «посланником». И при этой мысли душу Спасителя охватывает особенно сильный прилив скорби, что евангелист отмечает словами: «Иисус возмутился духом» ( Ин.13:21 ). Скорбь о предателе достигает теперь в душе Спасителя наибольшей силы, которая уже не могла утаиться от учеников и Спаситель уже не находит нужным скрывать от них причину этой чрезвычайной скорби, но открывает им прямо: «Истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст Меня» ( Ин.13:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

- Виноградов имел тесную дружбу с кулаком Лебедевым. Я сам лично хорошо видел, как кулак Лебедев систематически посещал священника Виноградова на квартире... Кроме этого, священник Виноградов группировал вокруг себя людей из кулацкой родни и лиц, подозрительных по социальному происхождению. - Священник Виноградов производил неразрешенные обходы крестьян с религиозными обрядами? - Да, производил. Без разрешения Виноградов начал обход крестьян в 1935 году, за что был оштрафован на 200 рублей, кроме этого, он делал обход без разрешения в 1936 году, я сам лично, обнаружив это, предложил ему прекратить обход. Почти перед каждым праздником Виноградов приходит в сельсовет и требует разрешения на обход. При требовании разрешения на обход, Виноградов старался сослаться на конституцию, он говорил, что конституция разрешает делать обходы, а вы не разрешаете, то есть Виноградов в своих разговорах истолковывал в обратном смысле в своих интересах сталинскую конституцию, что делал и среди колхозников, и других лиц, окружавших его. - Что вам еще известно об антисоветских разговорах священника Виноградова? - При уплате самообложения и подоходного налога в конце этого года Виноградов, будучи в сельсовете, в присутствии колхозников, выражал свои антисоветские настроения. Он говорил, что советская власть неправильно насчитывает на него подоходный налог и самообложение, что сумму дохода государство выдумало и требует платить незаконно, таких доходов у него нет. Кроме этого, как я указывал выше, Виноградов выражал недовольство сталинской конституцией, проводил антисоветскую агитацию среди окружающих его женщин о том, что якобы сельсовет виноват, что не разрешает делать подворные обходы, посылал их ко мне, и они, приходя ко мне, устраивали скандал, требуя разрешения . В тот же день следователь допросил председателя местного колхоза, который отвечал на вопросы сдержанно, не присочинял от себя того, что хотел бы услышать следователь. - С кем из лиц, антисоветски настроенных, и бывших кулаков Виноградов имел тесную связь? - спросил следователь.

http://drevo-info.ru/articles/8304.html

Непреложная ценность. Памяти Игоря Виноградова То, что делал И.И. Виноградов – настоящая контрреволюция 30 мая, 2015 То, что делал И.И. Виноградов – настоящая контрреволюция 28 мая на 85-м году жизни умер литературный критик, литературовед, главный редактор журнала «Континент» Игорь Виноградов. Сегодня о нем вспоминает искусствовед, доктор филологических наук Александр Викторович Марков. Многие помнят Игоря Ивановича Виноградова как историка мысли, литературного критика, остроумного собеседника, задумчивого и при этом точного в раздаваемых характеристиках. Азарт бойца в нем был всегда, он никогда не сосредотачивал атаку на одном направлении, но стремился пройтись по всему кругу заблуждений, меткими словами поражая инертную мысль. При этом спокойствие, странная неспешность литературного критика мешала часто увидеть рыцарство «журналиста» в старинном смысле этого слова: издателя журнала «Континент», литературного, политического и богословского. Но сейчас, с кончиной И.И.Виноградова, пришло время сказать, кем он был: он был выдающимся этическим мыслителем советской, антисоветской и постсоветской России. То, что делал И.И. Виноградов – настоящая контрреволюция по отношению к той эстетической революции, которая дала себя увлечь слишком многим нашим соотечественникам. Русская мысль любила, быстро миновав станцию «этика», находить себя на эстетических просторах. Константину Леонтьеву, Василию Розанову, и еще многим, без конца и без краю, эстетика и казалась настоящей мыслью. Этика требует сразу поступка, а эстетика якобы оставляет место для стремительной мысли и всеобъемлющего чувства. Но И.И. Виноградов видел в этом шаг назад, уступку ожиданиям публики, не способной воспринять остроту этического поступка. Еще в советские годы, разбирая споры об эстетике среди большевиков, И.И. Виноградов становился на сторону деловитого Плеханова, а не трубадура ценностей земной жизни Луначарского. Плеханов считал, что развитие искусства есть развитие проблем, и каждый новый этап – это новая отвага и решительность, тогда как Луначарский воспевал античный культ тела, считая, что ничего людям не надо, кроме как единожды признать земной коммунистический рай. Отсюда рукой подать до «выбивания признаний» на допросах.

http://pravmir.ru/neprelozhnaya-tsennost...

—245— б) Отзывы профессоров и преподавателей Академии о кандидатских сочинениях 19-ти студентов IV-ro (LXIV) курса: 1) Бывшего Преосвященного Ректора Академии Епископа Евдокима о сочинении студента Виноградова Василия на тему: «Уставные Чтения»: «За одиннадцать лет пребывания в Академии мною прочитано свыше пятидесяти кандидатских сочинений. Среди прочитанных сочинений было не мало талантливых работ. Но такого выдающегося сочинения как с внешней, так и с внутренней стороны, как сочинение г. Виноградова, я не встречал до сих пор. С внешней стороны сочинение г. Виноградова представляет собою нечто положительно феноменальное. Достаточно в данном случае хотя бы сказать только о том, что оно заключает в себе ни более, ни менее, как 915 страниц в лист весьма убористого письма. Переводя эти страницы на четвертинки, мы получим 1830 страниц. Если принять во внимание, что большая часть кандидатских работ не превышает собою 400 страниц, то мы получим в одном кандидатском сочинении г. Виноградова более четырех больших кандидатских сочинений. Иначе говоря, сочинения г. Виноградова хватило бы более, чем на четырех кандидатов. Замечательно это сочинение и с внутренней стороны. Конечно, я не могу в немногих словах обнять все содержание сочинения, имеющего 915 страниц убористого письма в лист. Для этого пришлось бы очень многое писать. Вкратце содержание обширного сочинения г. Виноградова можно передать так. Изучая историю „Уставных Чтений“, автор восходит к самой седой старине, к первым дням самого начала учреждения „Уставных Чтений“. Затем, через ряд новых источников, 188 переходит к истории „Уставных Чтений“ на родной уже нам русской почве Здесь, следя за судьбами „Уставных Чтений“, под- —246— вергавшихся различным влияниям, напластованиям, переживших различные осложнения и расширения, доводит эту историю до того момента, когда творческий процесс развития „Уставных Чтений“ прекратился и они отлились в неподвижно-мертвую материю, как бы на веки окаменели. Различными путями можно было идти к той сложной и серьезной задаче, которую поставил пред собою наш автор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь он служил в храме села Селезениха Лихославльского района Калининской области. Ничуть не уступил он безбожию - так же проповедовал, так же ходил по домам прихожан с молебнами. Он служил и жил так, словно не было никаких гонений. В 1937 году был составлен приказ наркома внутренних дел СССР 00447 , об арестах и расстрелах церковно-священнослужителей и православных мирян. Для того чтобы получить начальные сведения, которые могли послужить основанием для ареста, НКВД требовал от председателей сельсоветов пофамильные характеристики на жителей категорий, планировавшихся для ареста. Председатель Селезениховского сельсовета написал соответствующую характеристику и на о. Василия: " Прибыл Виноградов В. А. в село Селезениха в 1934 году из Новокарельского района. Виноградов В. А., проживая и служа при церкви в селе Селезениха, окружал себя подозрительными, без определенных занятий лицами, якшался с бывшими кулаками, как например, с Лебедевым Василием Ивановичем, каковой арестован органами НКВД за контрреволюционную агитацию. Виноградов, проживая на территории Селезениховского сельсовета, не подчинялся сельсовету, без разрешения сельсовета производил подворные обходы крестьянских дворов, за что был оштрафован в 1935 году на 200 рублей, но, не обращая внимания на штраф, он продолжал это делать. Мало этого, он подговаривал женщин, которые толпой приходили в сельсовет и нарушали общественный порядок. Проводил агитацию среди верующих женщин и вообще населения, извращая сталинскую конституцию в своих религиозных целях, указывая, что сталинская конституция разрешает подворные обходы... Среди верующих проводит антисоветскую агитацию за соблюдение религиозных праздников, а этим самым срывает полевые работы... " В ночь с 21 на 22 декабря священник был арестован. Следствие проводилось стремительно. 23 декабря следователь допросил председателя сельсовета на предмет того, чтобы тот подтвердил в своих показаниях данную им характеристику. - Расскажите, с кем в селе священник Виноградов имел тесную связь из бывших кулаков и лиц антисоветски настроенных, - спросил следователь.

http://drevo-info.ru/articles/8304.html

Переходя к схеме четырех моментов в истории отношений государства и церкви при Македонской династии, нужно признать эту схему приемлемой. Наметив ее, г. Виноградов совершенно правильно поспешил оговориться, что всякие деления и общие характеристики в истории бывают лишь приблизительны (25). Но мы должны усилить эту оговорку и признать, что даже в смягченном виде предложенная схема нуждается в дальнейших поправках. Достаточно обратить внимание на отделы, где излагается история Василия Льва Мудрого и Романа Лекацена. По автору, Василий не проявил деспотизма в своих отношениях к церкви и, если удалил Фотия, то сделал это – г. Виноградов всецело разделяет взгляд Константина —236— Порфирородного – прежде всего по чувству справедливости, вернее думать, что в критическую минуту дворцового переворота 23 сент. 867 г. Василий думал не о справедливости, а о своих интересах, и в его поступке с Фотием гораздо более насилия из политического расчета, чем высоких моральных мотивов. Наоборот, Лев VI меньше деспот, чем думает г. Виноградов. Главное обвинение, предъявляемое Льву в этом смысле, имеет в виду его четвертый брак и обусловленную им борьбу с Николаем Мистиком . Однако существуют правовые идеи, с точки зрения которых Лев, издавший закон против четвертого брака и сам вступивший в него, может, быть в известной мере оправдан. „Можно поддерживать в силе общее правило и в тоже время допустить исключение из него, или, наоборот, можно допустить в данном случае отступление от общей нормы, не колебля самой нормы“ (проф. Суворов). Если так, то значительную долю вины с Льва придется снять, и цезаропапистическая черта его правления еще более смягчится. Что касается Романа, то в его истории известен – о чем г. Виноградов не вполне кстати сожалеет (139) – лишь один (факт „цезаропапистического) характера“, – возведение на патриаршую кафедру его сына Феофилакта. Так как известно благочестие Романа и его уважение к монахам, то одного факта недостаточно, чтобы усмотреть в Романе идейного представителя системы цезаропапизма (ер. 139 и 145). – Здесь же уместно отметить, что четвертый момент правление Керулария, по недостатку времени, лишь бегло очерчен автором по книге Суворова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В нашем привычном понимании феномен юродства появляется только к шестому веку в Сирии, где подвизается знаменитый Симеон Юродивый. «Сирия вообще была своеобразным регионом с точки зрения аскетической традиции, которая там сложилась. Христианство там воспринималось очень горячо, и поэтому возникали такие “экстремальные” виды подвижничества, как, например, столпничество (это тоже порождение Сирии), и юродство», — замечает Андрей Виноградов. Юродивые. Язык дела «В каждой конкретной ситуации юродивый подбирает для “ругания миру”, обличения свои образы и способы, но самый важный элемент этого языка — это момент переворота», — считает Андрей Виноградов. Юродивый делает то, что нормальный христианин делать не должен: ест мясо в пост, кидается камнями в иконы, как Василий Блаженный. Он атакует норму поведения — но этими действиями выявляет отклонение современного ему общества от тех норм, которые он «атакует». Повинуясь идее сокрытия своих добродетелей, юродивый не просто дает кому-то духовный совет, как это делают другие святые, он провоцирует человека на действия, способные вскрыть его тайные пороки. Так, Василий Блаженный, опрокинув лоток с калачами на рынке, сперва подвергся избиению рассерженными торговцами, и только через некоторое время торговец, чьи калачи были рассыпаны, признался, что подмешивал в муку мел, на что и пытался указать святой, опрокидывая прилавок. «Обличение словами — это язык мира, который со временем притупляется, — объясняет А.Виноградов — Юродивый обличает делом, он, демонстрируя обществу общественные пороки, как бы сам принимает за эти пороки страдание, подвергается поношению и этим переворачивает ситуацию. Подвергая атаке устоявшиеся формы общественного поведения или благочестия, юродивый обращает внимание на внутреннюю сущность, актуализирует забытое внутреннее содержание этих форм». Читайте также — Русская святость – какая она? Сложный диагноз В жизни отличить юродивого от сумасшедшего бывает очень сложно. «Нам просто в древнем юродивом увидеть его святость, потому что мы смотрим на него через призму агиографии, церковного осмысления его подвига», — говорит Андрей Виноградов.

http://pravmir.ru/svyatye-duraki/

- Расскажите, каково отношение Виноградова к проводимым мероприятиям партии и советской власти. - Отношение его к мероприятиям партии и советской власти отрицательное. Помню, в моем присутствии и в присутствии председателя сельсовета и колхозников Виноградов, регистрируя квитанцию об уплате, говорил, что советская власть берет с него самообложение неверно и неправильно, что дохода у него такого нет. Неправильно насчитывают и заставляют платить за выдуманную сумму дохода. Этот разговор Виноградова был в канцелярии сельсовета 29 сентября 1937 года. - Кто приезжал к Виноградову и куда выезжал он? - Кто приезжал к Виноградову, я не знаю, в части же его выезда, это мне известно. Примерно в октябре месяце он выезжал в Рамешковский район якобы по причинам перевода его туда, но вернулся обратно через день и уже никуда не выезжал . Все эти люди были допрошены в течение двух дней после ареста священника - 22 и 23 декабря. Тогда же, 23 декабря, следователь допросил о. Василия. - Вы, Виноградов, обвиняетесь в том, что систематически среди окружающего населения проводили активную антисоветскую агитацию против существующего строя. Признаете ли вы себя виновным и в чем именно? - спросил он. - Я, Виноградов, в антисоветской агитации среди окружающего населения виновным себя не признаю и отдельных разговоров антисоветского характера не проводил. - Расскажите, с какого года вы стали служителем культа? - С 1907 года и по 1919 год я был насельником Соловецкого монастыря, с 1923 года я был псаломщиком, а затем дьяконом, а потом священником. - Сколько раз вы были судимы и за что? - Судим я был два раза, первый раз был судим в 1929 году... присужден был к шести месяцам принудительных работ. Второй раз был судим по статье 58 пункт 10 УК к трем годам лишения свободы, срок наказания отбыл . Редакция текста от: 22.08.2013 18:22:12 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8304.html

протопресвитер Василий Виноградов (23.03.1885–24.10.1968) Гомилетика История Древней Церкви История Русской Православной Церкви Литургика Пастырское богословие Слова протопресвитер Василий Виноградов Священнослужитель Русской Православной Церкви за границей, богослов, публицист. Биография Родился в Можайске в семье священника городской Вознесенской церкви. В 1899 году закончил Звенигородское духовное училище, в 1905 году - Вифанскую духовную семинарию, а в 1909 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1909 по 1910 годы – профессорский стипендиат Московской академии. С 1910 по 1928 год преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие как доцент, экстраординарный профессор, а с 1923 года - профессор. В 1914 году получил степень магистра богословия. В академии был известен своими прогрессивными взглядами и симпатией к студентам, за что ректором епископом Феодором (Поздеевским) был переведён в 1916 году в Московскую духовную семинарию, а в 1917 году по решению Совета академии вместе с другими прогрессивно настроенными её членами был восстановлен в её рядах. Сотрудник журнала " Христианин " , с 1914 года - его ответственный редактор. Член епархиального совета Москвы с 1918 по 1922 год. В 1921 - 1922 годах был арестован и находился в заключении в концлагере, в Архангельской губернии. 3 февраля 1922 года был рукоположен в сан священника святителем патриархом Тихоном в Москве. Занимал ряд ответственных должностей при патриархе, а с 1922 года был председателем Московского епархиального совета. В мае 1922 года был арестован одновременно со святителем Тихоном, о последнем периоде жизни которого написал впоследствии воспоминания. Был заключен во Владимирскую тюрьму, а затем освобождён в декабре того же года. С 1923 года вернулся к служению. Продолжил преподавать в академии вплоть до её закрытия и во время её тайного существования. С 1923 по 1928 год служил настоятелем Московской Тихвинской церкви в Сущеве, а с 1928 по 1930 - одним из священников там же. Также, с 1923 по 1924 год вновь состоял председателем Московского епархиального совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010