ЛЕКЦИЯ X ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНСКИХ ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ. НАЛОГИ; ПОВОЗЫ И ПОЛЮДЬЯ. СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЯ С ТОРГОВЫМ ОБОРОТОМ. ВНЕШНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. ДОГОВОРЫ И ТОРГОВЫЕ СНОШЕНИЯ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ЭТИХ ДОГОВОРОВ И СНОШЕНИИ В ИСТОРИИ РУССКОГО ПРАВА. ВНЕШНИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ И ОПАСНОСТИ РУССКОЙ ТОРГОВЛИ. ОБОРОНА СТЕПНЫХ ГРАНИЦ. РУССКАЯ ЗЕМЛЯ В ПОЛОВИНЕ XI в. НАСЕЛЕНИЕ И ПРЕДЕЛЫ. ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КИЕВСКОГО. КНЯЖЕСКАЯ ДРУЖИНА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ К КУПЕЧЕСТВУ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ. ВАРЯЖСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В СОСТАВЕ ЭТОГО КУПЕЧЕСТВА. РАБОВЛАДЕНИЕ КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОСНОВА СОСЛОВНОГО ДЕЛЕНИЯ. ВАРЯЖСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В СОСТАВЕ ДРУЖИНЫ. РАЗНОВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА РУСЬ. ПРЕВРАЩЕНИЕ В СОСЛОВИЯ. Мы старались рассмотреть факт, скрытый в рассказе Начальной летописи о первых киевских князьях, который можно было бы признать началом Русского государства. Мы нашли, что сущность этого факта такова: приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, в силу которой охрана границ страны и её внешней торговли стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства. Этот факт надобно относить ко второй половине IX в.: точнее я не решаюсь обозначить его время. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей. Читая начальный летописный свод, встречаем ряд полуисторических и полусказочных преданий, в которых историческая правда сквозит чрез прозрачную ткань поэтической саги. Эти предания повествуют о князьях киевских IX и Х вв. - Олеге, Игоре, Святославе, Ярополке, Владимире. Вслушиваясь в эти смутные предания, без особенных критических усилий можно уловить основные побуждения, которые направляли деятельность этих князей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

В то же время первые датированные достоверные сведения о сканд. по происхождению руси (1-я пол.- сер. IX в.) связаны не с севером, а с югом Вост. Европы. Арабо-персид. географы (аль-Истахри, Ибн Хаукаль) прямо говорят о 2 группах руси IX в.: южной, киевской («Куйаба»), и северной, новгородско-словенской («Славийа»), каждая из к-рых имеет собственного правителя (упоминаемая в этих текстах 3-я группа, «Арсанийа/Артанийа», не поддается точной локализации). Т. о., независимые данные подтверждают рассказ древнерус. летописи о 2 очагах варяжской власти в Вост. Европе в IX в. (северном, с центром в Ладоге, затем в Новгороде, и южном, с центром в Киеве), но заставляют отнести появление варяжской руси на юге ко времени много более раннему, чем призвание Рюрика. Поскольку археологически сканд. древности IX в. в Киеве не обнаружены, приходится думать, что 1-я волна пришлых варягов была здесь быстро ассимилирована слав. населением. Большинство письменных свидетельств о руси IX в. относится именно к юж., киевской, руси, история к-рой в отличие от северной может быть в общих чертах обрисована. Территориально летопись связывает Юж. Русь прежде всего с областью племенного княжения полян. Ретроспективные историко-географические сведения, гл. обр. XII в., позволяют считать, что наряду с собственно Полянской землей Юж. Русь включала часть днепровского левобережья с позднейшими городами Черниговом и Переяславлем Русским (совр. Переяслав-Хмельницкий) и неопределенной вост. границей, а также, очевидно, узкую полосу водораздела между бассейнами Припяти, с одной стороны, и Днестра и Юж. Буга - с другой. Еще в XI-XIII вв. очерченная территория носила явно пережиточное название «Русская земля» (для отличия от Русской земли как названия Древнерусского гос-ва в целом ее именуют в науке Русской землей в узком смысле слова). Юж. Русь была достаточно мощным политическим образованием. Она аккумулировала существенный экономический и военный потенциал славян Ср. Поднепровья, организовывала морские походы на земли Византийской империи (кроме похода на К-поль в 860 по крайней мере еще один, более ранний,- на малоазийское побережье Чёрного м.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Мы привели рассказ Атталиоты, большею частью удерживая собственные его выражения. Нам кажется, что изложенная сейчас история имела важное значение в судьбе византийского варяжского корпуса. Одна часть Варягов, как прямо сказано, отправлена была в ссылку, а что касается той части, которая получила прощение, то и о ней едва ли следует думать, что прощение было для нее полное. Мы думаем, что, если вскоре после варяжского бунта 1079–1080 года Русские перестают быть Варягами, то виною тому была отчасти дурная репутация, оставшаяся за ними после возмущения. Они еще остаются некоторое время в иностранном византийском корпусе, удерживая свое прежнее наименование, хотя уже в самой грамоте Алексея Комнина, на основании которой мы это утверждаем, соединение слов Варяги и Русь не так тесно, как в предыдущих хрисовулах (σων, βαρννων, κουλπννων). Но слухи о немилости, которой подверглись сосланные, могли дойти до Руси, и служба в Константинополе делалась уже менее привлекательною. С другой стороны, утверждение Половецкой орды между Днепром и Дунаем делало более затруднительными сообщения между Русью и Византией. Если с конца X века по конец XI Русские встречаются почти непрерывно в описаниях византийских походов и сражений, то в XII веке они встречаются на страницах византийских историков весьма редко. Анна Комнина ни разу не упоминает о них, исключая ссылки на старые времена, на времена Святослава Игоревича и его соперника Цимисхия. Нужно, кроме того, заметить, что и новая династия, воцарившаяся в 1081 году, отличалась от предыдущих императоров особенною наклонностью и любовью к западу, к западным людям. Крестовые походы надолго связали Комнинов тесными, хотя не всегда приятными и мягкими, узами с рыцарством Франции, Италии и Германии. Целые толпы этих людей нахлынули теперь в город Константина. Все это объясняет нам, почему имя Русских становится столь редким в сочинениях писателей XII века. Уже с конца XI века в варяжском корпусе являются Англичане, сначала с преобладающим значением, а потом с исключительным. Они заменили Русских, сделались вместо них царскими телохранителями и царскою иностранною гвардией. XII. Англичане на византийской службе в виде Варягов

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Как бы то ни было, в неясных известиях Повести о начале Русской земли обозначается первая политическая форма, возникшая на Руси около половины IX века: это – городовая область, т. е. торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным центром для этого округа. Эти древния городовые области Киевская, Черниговская, Смоленская и др. и легли в основание областного деления, установившегося на Руси при первых киевских князьях IX и X века. Это областное деление не совпадало с племенным и, следовательно, от него не зависело. Не было ни одной городовой области, которая бы состояла из одного и притом цельного племени; большинство областей составилось из разных племен или из частей. Так Киевская область составилась из Полян, Древлян и южной части Дреговичей. Напротив, племя Северян распалось на две городовые области, Переяславскую и Черниговскую; в состав последней вошли еще: часть Радимичей и все Вятичи, у которых не было значительных городов и которые потому не образовали особых областей. Иные из этих городовых областей превращались в варяжския княжества. В тех промышленных пунктах, куда с особенной силой приливали вооруженные пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых товарищей или наемных охранителей торговых путей и становились властителями охраняемых ими городов. Тогда вождь компании таких пришельцев делался конингом, по-русски – князем области захваченного города. Как совершались такия превращения, показывает один разсказ начальной летописи. Князь Владимир, одолев брата Ярополка, утвердился в Киеве с помощью присланных из-за моря Варягов в 980 г. Тогда заморские его соратники, почувствовас свою силу, сказали своему князю-наемщику: «князь, ведь город-то наш; мы его взяли; так мы хотим брать с горожан окуп по две гривны с человека». Владимир с трудом сбыл с рук этих назойливых наемников, выпроводив их в Царьград. Таким образом, иные вооруженные города с своими областямт при известных обстоятельствах превращались в варяжския княжества. Так являются во второй половине IX в. на севере княжество Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Труворово в Изборске, Аскольдово в Киеве. В X в. становятся известны два другия княжества такого же происхождения: Рогволодово в Полоцке и Турово в Турове на Припети.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Он должен был выйти в тыл молодому царю, в то время как Сиргианн с наемниками-турками и вифинцами ударит мятежникам в лоб. Первую часть поручения Константин выполнил: он захватил Марию и отправил в Константинополь, где она была посажена в царском дворце под усиленный караул варяжской стражи. Со вторым пунктом задания вышла заминка – Константин собрал войско, но жители Христополя, лежавшего на пути его армии, не пожелали пропустить деспота. Эта затяжка времени не имела бы никаких последствий, если бы на месте Андроника III был кто-то другой. Но молодой человек решил использовать выпавший ему шанс, а потому, оставив часть своей армии для нейтрализации Сиргианна, с остальным войском спешно направился на Запад, приказав распространить среди солдат деспота Константина множество копий своих указов о даровании наград, денег и чинов лицам, перешедшим к нему на службу. Вслед за этим агенты «молодого» царя пустили слух, будто бы взбунтовавшиеся константинопольцы убили Андроника II Старшего. Так прошла зима, наступила весна. Войско деспота Константина пребывало в нерешительности, сам он не знал, что ему делать – идти вперед или благоразумно стоять на месте. Но тут прибыл корабль из столицы с приказом Андроника II, до которого дошли слухи о волнениях среди фессалоникийцев, арестовать зачинщиков и доставить их в Константинополь. Об этом стало известно рядовым жителям, и вспыхнул бунт. Чтобы избежать смерти, деспот Константин помчался в храм, где спешно принял монашеский постриг, и там его схватили мятежники. Деспота привели к племяннику-царю, который, однако, защитил его от толпы, но на следующий день обласканный им бывший деспот был отправлен в темницу крепости Дидимотих, где долгое время пребывал в совершенно жутких условиях содержания. Только по просьбе духовных лиц режим содержания был смягчен 545 . После этого Андронику II Старшему стало ясно, что участь его предрешена. Он тайно от Сиргианна отправил посольство к внуку с предложением мира; тот, получив послание, немедленно двинулся к столице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пётр Таковы причины торжества. Каковы же были последствия? Распространение России, развитие сил вещественных, уничтожение областных прав, угнетение быта общинного, покорение всякой личности мысли государства, сосредоточение мысли государства в лице государя, – добро и зло до-Петровской России. С Петром начинается новая эпоха. Россия сходится с Западом, который до того времени был совершенно чужд ей. Она из Москвы выдвигается на границу, на морской берег, чтобы быть доступнее влияние других земель, торговых и просвещённых. Но это движение не было действием воли народной; Петербург был и будет единственно городом правительственным и, может быть, для здорового и разумного развитая России не осталось и не останется бесполезным такое разъединение в самом центре государства. Жизнь власти государственной и жизнь духа народного разделились даже местом их сосредоточения. Одна из Петербурга движет всеми видимыми силами России, всеми её изменениями формальными, всею внешнею её деятельностью; другая незаметно воспитывает характер будущего времени, мысли и чувства, которым суждено ещё облечься в образ и перейти из инстинктов в полную, разумную, проявленную деятельность. Таким образом, вещественная личность государства получает решительную и определённую деятельность, свободную от всякого внутреннего волнения, и в тоже время бесстрастное и спокойное сознание души народной, сохраняя свои вечные права, развивается более и более в удалении от всякого временного интереса и от пагубного влияния сухой практической внешности. Мы видели, что первый период истории Русской представляет федерацию областей независимых, охваченных одною цепью охранной стражи. Эгоизм городов нисколько не был изменён случайностью Варяжского войска и Варяжских военачальников, которых мы называем князьями, не представляя себе ясного смысла в этом слове. Единство языка было бесплодно, как и везде: этому нас учит древний мир Эллады. Единство веры не связывало людей, потому что она пришла к нам из земли, от которой вера сама отступилась, почувствовав невозможность её пересоздать. Когда же гроза Монгольская и властолюбие органически созданного княжества Московского разрушили границы племён, когда Русь срослась в одно целое, – жизнь частей исчезла; но люди, отступившись от своей мятежной и ограниченной деятельности в уделах и областях, не могли ещё перенести к новосозданному целому тёплого чувства любви, с которым они стремились к знамёнам родного города при криках: «за Новгород и святую Софию», или: «за Владимир и Боголюбскую Богородицу». России ещё никто не любил в самой России: ибо, понимая необходимость государства, никто не понимал его святости. Таким образом, даже в 1612 году, которым может несколько похвалиться наша история, желание иметь веру свободную сильнее действовало, чем патриотизм, а подвиги ограничились победою всей России над какою-то горстью Поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

А 12 апреля 1159 г., на Пасху, состоялся уже торжественный въезд императора в Антиохию. Василевс ехал на коне в окружении своей варяжской гвардии, а пеший Рено вел под уздцы царского коня. Это было поистине величественное зрелище, которое наблюдали послы практически всех восточных правителей. Они видели, как Антиохийский князь давал ленную клятву, обязуясь принять в город греческого, поставленного в Константинополе, а не латинского патриарха, и обещая выставить вспомогательный военный отряд по первому требованию василевса. Как вообще все восточные люди, турки поняли и оценили внешние формы подчинения. Авторитет Византийского императора в их глазах вырос неимоверно 611 . Здесь же произошла встреча Мануила Комнина с Балдуином III, и император был очарован рыцарскими манерами и образом мыслей молодого короля. Восемь дней продолжали торжества, а затем оба монарха в сопровождении своих армий направились в Сирию, чтобы вступить в схватку с войсками Нур ад-Дина. Однако вскоре выяснилось, что Мануил I Комнин имеет свои, отличные от Балдуина III, интересы. Когда христианское воинство подошло к границам Алеппо, их встретил посол атабега, предложивший от имени своего правителя заключить мирный договор и освободить 10 тыс. крестоносцев, главным образом участников 2-го Крестового похода, попавших в плен к туркам. Среди них значились такие видные персоны, как магистр тамплиеров Бертран де Бланшфор (1156–1169) и сын графа Тулузского Бертран, умерший, правда, вскоре после освобождения. К вящему неудовольствию Иерусалимского короля, император сразу же согласился. Конечно же, здесь сыграли свою роль не только благородные мотивы, в которых императору никак нельзя отказать, но и сугубо практические. Сирия находилась далеко от границ Византии и уже не входила в сферу ее жизненных интересов. А тратить своих солдат на ненужной войне в то время, когда рядом находился настоящий враг – Иконийский султанат, василевс справедливо посчитал неразумным. Вступив в альянс с Нур ад-Дином, Комнин не только даровал свободу тысячам западных воинов, томящимся в турецком плену, но и приобрел могучего союзника, для которого анатолийские турки являлись «записными врагами» 612 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

47 Арабская передача греческой фразы «побережье Херсонеса Таврического». Херсонес Таврический – известный крупный порт в Крыму, переживший время Великого переселения народов, когда большинство античных городов Северного Причерноморья погибло. В IX–X вв. это был процветающий торговый, политический и культурный центр, форпост Византии в Крыму, оплот христианства. Ал-Баттани, однако, отмечает «побережье Херсонеса Таврического» только как географическое понятие, известное по античным авторам, а вероятнее всего, вслед за Птолемеем. 48 Арабская передача греческого этнонима «языги-переселенцы»; реминисценция данных Птолемея о южной границе Европейской Сарматии. 50 В этом фрагменте видно влияние информации ал-Бируни (см.: I.8.2.2). Другие авторы не проводят аналогию между Варяжским морем и Меотидой, хотя расположение Меотиды на севере ойкумены отмечено, например, у ал-Мас‘уди (см.: I.8.1.13). 51 Следует отметить, что в публикации Н. А. Гараевой большая часть примечаний к тексту Ибн Хордадбеха (примеч. 4, 6–10, 12–15, 17–38 и далее) была использо¬вана без согласия автора, Т. М. Калининой (подробнее см.: Мельникова, Столярова 2007). 56 Каган (араб, хакан) – титул верховных правителей тюркских каганатов, а затем более мелких объединений, например, властителей уйгур, аваров, хазар; этим титулом называли себя в ряде случаев правители Древней Руси (Новосельцев 2000г. С. 367–379; Коновалова 2001б). 57 Кназ – конъектура издателя, с которой согласно большинство исследователей; в рукописях – к.нан и к.бад. 59 Здесь: либо бургунды – население обширной области на юге и юго-востоке совр. Франции и Швейцарии, либо придунайские болгары. 60 Области ас-сакалиба и ал-абар, т. е. славян и аваров. Авары – тюрко- или монголоязычные выходцы из Центральной Азии, известные в китайских источниках как жуань-жуани. Начиная с IV в. передвигались то вместе с кочевыми тюрками, то отдельно, к западу; в VI в., по данным византийских источников, находились на Северном Кавказе и направляли посольства в Византию, которая была вынуждена заключить с ними союз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ближайшим функциональным аналогом славянского Перу­на в германской мифологии является Тор, бог грома (Donner) и молнии, бог грозового неба. Вполне возможно, что когда князь Владимир, до своего обращения, насаждал в Киеве культ Перу­на, его почитанию сообщались дополнительные черты божества его варяжских дружинников, но у почитания Перуна была прежде всего своя славянская история. Схожесть славянского и балтского наименования имен божества – Перун и Перкунас – объясня­ется, вероятно, не заимствованием, но общим происхождением славян и балтов, причем, ввиду большей архаичности балтской фонетики в сравнении со славянской, можно согласиться с тем, что на этапе протославянской общности балтов и славян имя это­го бога звучало ближе к его балтскому варианту. У Прокопия Кесарийского именно Перун, очевидно, име­ется в виду, когда он пишет о том, что славяне «считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды» 1231 . Прокопий, наверно, преувеличивает монотеистиче­скую ноту в верованиях древних славян, но он ее определенно фиксирует. По крайней мере в пантеоне славян присутствовал иерархический элемент, возможно, по преимуществу в созна­нии и религиозной политике князей и жрецов, а не в народных верованиях, не систематизированных и даже не упорядоченных, как это обыкновенно бывает по природе вещей. Раннему изжи­ванию и забвению Перуна славянами способствовало то обстоя­тельство, что народная религиозность после крещения славянских народов перенесла некоторые из его атрибутов на пророка Илию. Культ Сварога, бога огня, существовал бесспорно у антов и венедов, он засвидетельствован и у западных славян, проис­хождение которых связано со словенами, но не у балканских. Отсутствие упоминаний о нем однако не должно давать основа­ний утверждать, что оказавшиеся на Балканах славяне утратили этот культ, забыли о нем, хотя и такая возможность не исключа­ется. Происхождение имени Сварог восходит к «индоевропейско­му и праславянскому корню “свар”, означающему нечто жгучее, сияющее» 1232 . В культе Сварога обнаруживаются черты греческого Гефеста – он не только своего рода персонификация огня, но еще и покровитель кузнечного дела, в славянской мифологии он име­нуется «Божественным Ковалем», а еще от него вели свое проис­хождение династии вождей и князей разных славянских племен. По верованиям славян, сын Сварога Сварожич, или, по-другому, Дажьбог (эквивалент римскому deus dator (бог дающий)) явля­ется божественной персонификацией солнца. Хотя, как уже ска­зано, у южных славян не засвидетельствован культ Сварога, но известный в традиции сербского язычества Дабог, почитавший­ся как владыка земли, в отличие от владыки неба, тождествен русскому Дажьбогу и тем самым также венедскому Сварожичу. А еще он приобрел в змееборческом мифе черты бога-змееборца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Драгоценные мысли отцов Православной Церкви представлявшие прочную основу для устроения истин христианской жизни, перешли к нам в Россию «вместе с первым благовестом христианского колокола». Учение Евангелия нашло тут для себя благоприятную почву. Какого бы мы ни держались мнения о появлении на Руси варягов – примем ли его, как добровольное призвание их всей землею, или одной только партией, – несомненным для нас остается одно, что государство русское началось не насилием, не завоеванием. В пользу этой истины убедительным аргументом служит факт вполне легкого удаления большой части варяжских пришлецов через полтораста лет после их появления: на основании этого факта мы можем полагать, что наши государственные и общественные отношения складывались без всяких насильственных нововведений. Весьма естественно, из начало общинного быта, складывались и маши нравственные понятия, так что коренившееся в нашем быту единодушие, с проникновением к нам христианства, было проявлено и в отношении к новому учению. Христианские начала оставили заметный след на понятиях народа уже в самое первое время распространения у нас христианства. Насколько так сказать сродным оказалось новое учение духу народа, об этом может говорить первое, еще необдуманное желание св. Владимира простить всем преступникам». Одухотворенный христианской истиной русский быт успешно стал реформироваться по идеям нового учения и если мы всмотримся в черты древней Руси, то найдет там начало осуществления христианской общественности. «Обширная русская земля, даже за время разделения на мелкие княжества, составила себя, как одно живое тело», находя средоточие для себя не столько в языке, сколько в единстве церковного верования. Все необозримое пространство древней Руси было покрыто множеством монастырей, которые стояли каждый уединенно, но внутренняя невидимая связь объединяла их. Отдельные племена и княжества заимствовали духовный свет из этих обителей и это было залогом единения не только государственного, но и всякого другого, умственного, нравственного и прочего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010