Мы назвали козар степным народом, потому что хотя у них и были города, как например Итиль, при устье Волги, но большинство народонаселения жило в кибитках, немногие богатые имели глиняные мазанки, и только у кагана были высокие кирпичные хоромы. Летом город пустел: жители забирали имение и откочевывали в степь. Но в то время как азиатцы, жившие на Дону и Волге, брали дань с племен славянских, живших преимущественно на восток от Днепра, племена, жившие от него к северу, платили дань варягам. Кто же были эти варяги? Здесь, прежде нежели приступим к разбору летописных свидетельств о варягах, считаем за нужное сказать несколько слов о географических понятиях летописца, во сколько они разнятся от наших. Разница состоит в том, что Балтийское, или Варяжское, море, по летописцу, находится не на северо-западе, но прямо на севере; это видно из описания речных течений: " Днепр бо потече из Оковьского леса и потечеть на полдне, а Двина из того же леса потечеть, а идеть на полунощье, и впадеть в море Варяжское; из того же леса потече Волга на Восток " . Вследствие такого взгляда становится понятным, как варяги, приседя к морю Варяжскому, могут в то же время соприкасаться с востоком, пределом Симовым; Скандинавский полуостров мы должны положить поперек, Балтийское (Варяжское) море будет находиться прямо на север от русских владений, составлять одно с Немецким, это будет огромный рукав Атлантического океана, совершенно в виде Средиземного моря, причем северный скандинавский берег Варяжского моря будет соответствовать европейскому берегу Средиземного, южный берег Варяжского - африканскому берегу Средиземного; следовательно, Скандинавский перешеек, подобно Суецкому, должен находиться на востоке, около Уральских гор, соприкасаться с частию Симовою. Кончив перечисление народов по византийцу Амартолу - симитов, хамитов и яфетитов, - русский летописец прибавляет от себя перечисление северных народов, которых не нашел у грека; также в Яфетовой части, говорит он, сидят: русь - здесь под этим именем летописец разумеет все славянские племена, находящиеся под властью русских князей, потом перечисляет чужие народы племени финского и латышского, которые в его время давали дань руси: чудь, меря, мурома, весь, мордва, заволоцкая чудь, пермь, печора, ямь, угра, литва, зимегола, корсь, сетгола, ливь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

„ . Но владение, основанное варяжскими выходцами в Киеве, не могло иметь надлежащей прочности, ибо основано было сбродною шайкою искателей приключений, которые могли храбро драться с соседями, могли сделать набег на берега Империи, но не могли по своим средствам, да и не имели ввиду основать какой-нибудь прочный порядок вещей среди племен, живших по великому водному пути. Это могли сделать только северные князья, имевшие для того достаточную материальную силу и привязанные к стране правительственными отношениями к племенам, их призвавшим. В 869 году, по счету летописца, умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, которого отдал на руки родственнику своему Олегу. Последний как старший в роде, а не как опекун малолетнего князя, получил всю власть Рюрика и удерживал ее до конца жизни своей. Если Рюрик уже сделал шаг вперед на юг по восточному пути, перейдя из Ладоги в Новгород, то преемник его двинулся гораздо далее и дошел до конца пути. Движение это было, однако, довольно медленно: три года, по счету летописца, пробыл Олег в Новгороде до выступления в поход на юг; потом он двинулся по водному восточному пути, собравши войско из варягов и из всех подвластных ему племен - чуди, славян (ильменских), мери, веси, кривичей. Это обстоятельство есть самое важное в нашей начальной истории. Мы видели, что варягам давно был известен великий водный путь из Балтийского моря в Черное, давно ходили они по нем, но ходили малыми дружинами, не имели ни желания, ни средств утвердиться на этом пути, смотрели на него, как на путь только, имея ввиду другую цель. Но вот на северном конце этого пути из нескольких племен составляется владение, скрепленное единством власти; повинуясь общему историческому закону, новорожденное владение вследствие сосредоточения своих сил чрез единство власти стремится употребить в дело эти силы, подчинить своему влиянию другие общества, другие племена, менее сильные. Князь северного владения выступает в поход, но это не вождь одной варяжской шайки, дружины - в его руках силы всех северных племен; он идет по обычному варяжскому пути, но идет не с целию одного грабежа, не для того только, чтобы пробраться в Византию; пользуясь своею силою, он подчиняет себе все встречающиеся ему на пути племена, закрепляет себе навсегда все находящиеся на нем места, города, его поход представляет распространение одного владения на счет других, владения сильного на счет слабейших. Сила северного князя основывается на его правительственных отношениях к северным племенам, соединившимся и призвавшим власть, - отсюда видна вся важность призвания, вся важность тех отношений, которые утвердились на севере между варяжскими князьями и призвавшими племенами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И взмывала вослед ей непогожая туча с большим дождем, непроносная. Камнем шибается к звездам птица Могуль , и счастье-перо, кипя смолою, падает счастливому. Стой! Не приунять, не укротить безповинного сердца, бьет через край. Там волк, зачуяв смерть свою, завыл. И смыкается небо с землею. Марун Заморилась ильинская муха, заросла путь-дорога. Озимое поле вспахали, счастливо засеяли. Не оттянуться осенней поре. Падает желтый осенний лист. Вихорь, прогнав полевые ветры, стал на полете. И мглистое утро окуталось тихим дождем. Мглисто и тихо. Боже, как тихо! Или уж с моря вышли белоснежные ветровы сестры — Буря, Вьюга, Метель, и идут к нам сестры быстрой рекою, через озера, через гремучий ключ, по белому камню, по черным корням, по мхам и болотам, несут стужу с ненастьем и по пути подымают погоду и раздувают желтые листья. — А где, Алалей, живут сестры? — На море, где-то там, у Студеного моря. А давай у оленя спросим! Олень — вихорь-Олень стоял у сосны: увядала сосна, разломанная молнией в щепы. — Оленюшка, — попросила Лейла, — расскажи нам о ветровых сестрах, о Буре, Вьюге, Метели! Знал Олень про сестер, и рассказал по-оленьи о сестрином море, и как зовут остров, и о царе Маруне. Далеко на море — не на Студеном, на Варяжском — есть острова Оланда — скалистый остров Бурь-бурун. Четыре рыбы держат остров: две одноглазые Флюндры и две крылатые Симпы. Царь Бурь-буруна, властитель Оланда — Марун. Трон его крепкий из алого мха, царский венец из лунного ягеля, меч и щит из гранита. Сидит царь Марун на острой скале высоко над морем, слушает волны. А вокруг него — змеи, над ним — альбатросы, и по морю мимо проплывают печальные белые бриги и шкуны. А он неподвижен на своем алом троне, лунный, как мох-ягель, пасть раскрыта — он слушает волны. Никто не взойдет на скалы, никто не ступит на берег, никто не обойдет весь остров, и только бесстрашный, вызывающий смерть, викинг Сталло , закованный в сталь, бросает бесстрашно якорь. А царь Бурь-буруна, властитель Оланда — Марун не видит ни печального белого брига, ни альбатросов, ни змей, ни викинга Сталло, слепой, он слушает волны. Далеко на море — не на Студеном, на Варяжском — есть острова Оланда — скалистый остров Бурь-бурун. Там и проводят летние дни белоснежные ветровы сестры Буря, Вьюга, Метель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Таковы были условия, при содействии которых возникло великое княжество Киевское. Оно явилось сперва одним из местных варяжских княжеств: Аскольд с братом уселись в Киеве как простые варяжские конинги, охранявшие внешнюю безопасность и торговые интересы захваченного ими владения. Олег шёл по их следам и продолжал их дела. Но военно-промышленное положение Киева сообщило всем им более широкое значение. Киевская земля прикрывала собою с юга всю страну по греко-варяжскому пути; её торговые интересы разделяла вся страна, ею прикрываемая. Потому под властью киевского князя волей или неволей соединились другие варяжские княжества и городовые области Руси, и тогда Киевское княжество получило значение Русского государства. Это подчинение было вынуждено политической и экономической зависимостью от Киева, в какую эти княжества и области стали с падением хозарского владычества в степи. Поэтому появление Рюрика в Новгороде, кажется мне, неудобно считать началом Русского государства: тогда в Новгороде возникло местное и притом кратковременное варяжское княжество. Русское государство основалось деятельностью Аскольда и потом Олега в Киеве: из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства; Киевское варяжское княжество этих витязей стало зерном того союза славянских и соседних с ними финских племён, который можно признать первоначальной формой Русского государства. ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Государство становится возможно, когда среди населения, разбитого на бессвязные части с разобщёнными или даже враждебными стремлениями, является либо вооружённая сила, способная принудительно сплотить эти бессвязные части, либо общий интерес, достаточно сильный, чтобы добровольно подчинить себе эти разобщённые или враждебные стремления. В образовании Русского государства принимали участие оба укачанных фактора, общий интерес и вооружённая сила. Общий интерес состоял в том, что все торговые города Руси с появлением наводнивших степь печенегов почувствовали потребность в вооружённой силе, способной оградить пределы страны и её степные торговые дороги от внешних нападений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Понятно, что часто повторяемые походы на Византию содействовали сближению русских народов, участвовавших в этих походах, но до государственности было еще далеко. В период от прибытия Рюрика до Владимира напрасно искать зачатков государства. Правда, в истории мы нередко встречаем примеры, когда завоевательный дух полагал основу государственному принципу, – но когда? Когда, завоеватели, так или иначе, стремились занять края побеждённых народов, осесться в них прочно и установить какой-нибудь порядок. У варяжских князей и их дружинников, как внутри русского материка, так и в войнах с византийской империей, не было другой цели, кроме добычи. Поход Святослава на Болгарию предпринят был в таком же наездническом духе, какой руководил его предшественниками в делах с славяно-русскими народцами. Легкость, с какой Святослав променивал русский Киев на болгарский Переяславец, наглядно указывает, что варяжские князья за целое столетие власти над русскими славянами не выработали для себя на русской почве государственных взглядов и понятий. Это наездническое направление власти в ранний период нашей истории было причиною того, что эта пришлая власть не изменила древних народных обычаев и быта, не приносила с собою ничего существенно нового, и народы при благоприятных условиях, могли впоследствии развиваться на собственных началах. Земли оставались с своим самоуправлением; наездники довольствовались грабежом, где только представлялся случай; около них толпились молодцы, готовые вместе с ними поживляться насчёт кого бы то ни было. Таким образом, князья расправлялись с русскими при помощи не только варягов, но и русских: с полянами ходили на древлян, с северянами на радимичей, с кривичами на уличей или тиверцев и т. д., и со всеми ими ходили они грабить греков. Варяжские князья, владея славянскими народами, не требовали от них существенных изменений быта. Долгое время подчинённые народы, платя дань наездникам, имели своих князей. По крайней мере посланные от Игоря заключать договор с греками, были «от великаго князя русскаго и от всякое княжья и от всех людей русские земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

52 L. Bréhier. Charlemagne et la Palestine. — Revue historique, vol. CLVII, 1928, pp. 38—39. 53 G. Schlumberger. L " Épopée byzantine ä la fin du dixieme siècle, vol. II. Paris, 1900, p. 442. 54 M. Canard. Les Expéditions des arabes contre le Constantinople dans l " histoire et dans la légende. — Journal Asiatique, vol. CCVIII, 1926, p. 94. 55 Здесь нельзя не отметить известной нелогичности организации материала. Объяснение А. А. Васильева о причинах употребления Л. Брейе термина «византийский протекторат» были бы более к месту абзацем выше, непосредственно после первого упоминания о взглядах французского историка. Примечание научного редактора. 56 В. Р. Розен. Император Василий Болгаробойца. СПб., 1883, с. 47 (арабский текст), с. 49 (русский перевод). Yahiya Ibn Saïd Antiochensis. Annales, ed. L. Cheikho. Beyrouth — Paris, 1909, p. 201. 57 В. Р. Розен. Там же, с. 356. 58 Л. Брейе цитирует Йахйю по сочинению: G. Schlumberger. L " Épopée byzantine... t. 2, p. 448. Шлюмберже, в свою очередь, цитирует Йахйю по сочинению В. Р. Розена, давая гипотезе Розена правильную оценку. 59 См.: E. Freeman. The History of the Norman Conquest of England, vol. I. Oxford, 1870, p. 473; vol. II. Oxford, 1870, p. 187; J. Ebersolt. Orient et Occident, vol. I, p. 79; L. Bréhier. Charlemagne et la Palestine. — Revue historique, vol. CLVII, 1928, p. 45. 60 См: В. Г. Васильевский. Варяжско-русское и варяжско-английское войско (дружина) в Константинополе в XI и XII веках. — Труды, т. 1, СПб., 1908, с. 265—266; К. Gjerset. History of the Norwegian People. New York, t. I, 1915, p. 278. 61 Miracula S. Wulframni — Acta Sanctorum ordina S. Benedicti in saeculorum classes disfributa. Saeculum XI. Collegit D. Lucas d " Achery ac cum eo edidit D. T. Mabillon. Paris, 1668—1701, pp. 381—382; J. Ebersolt. Orient et Occident, p. 74. 62 Житие и хождение Даниила, игумена земли русской. — Православный Палестинский Сборник, вып. 3, СПб., 1887, с. 15—16. Французский перевод: Vie et pèlerinage de Daniel, hégoumène russe. — Itinéraires russes en Orient, traduction par B. Khitrovo. Genève, 1889, t. I, p. 12 ff. (Есть новое издание — Хождение игумена Даниила. Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова. В кн.: Памятники литературы Древней Руси. XII век. Вступительная статья Д. С. Лихачева, составление и общая редакция Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М., 1980, с. 1—115; с. 627—645-комментарии. — Науч. ред.). См. также: H. Vincent, F. M. Abel. Jérusalem. Recherches de topographie, d " archeologie et d " histoire, vol. II. Paris, 1914, p. 258.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Особенного внимания заслуживает Прусская улица в Загородном конце, простиравшаяся от прусских ворот Детинца до прусских ворот во внешнем вале. Эта улица была местом жительства бояр, стояла как-то особняком в истории города и нередко на нее обращалась вражда черни изо всего города. Название Прусы, которое давалось постоянно обитателям этой улицы, само собою указываете на их первоначальное происхождение. Там-то вероятно поселились первые пришельцы прусско-варяжского племени, явившиеся вместе с князьями и к ним-то должны относиться слова летописца о Новгородцах из рода варяжского, принесших в Новгород название Руси (от Варяг бо прозвашася Русью). Их потомки, осланявшись, продолжали, однако же, долго сознавать свое особое происхождение, носить племенное название своих предков, составлять в известной степени самобытную корпорацию в отношении других частей города, и, по предковской памяти, проявлять аристократические наклонности, вызывавшие естественно столкновения с массою прочего населения. Федеративный дух, слагавший русские земли на правах самобытности каждой из земель в связи с другими, отпечатлелся резкими чертами на составе Великого Новгорода. Каждый конец в Новгороде, как каждая земля в удельно-вечевой федерации, составлял сам по себе целое; жители назывались кончане: один другого считал ближе, чем жителя соседнего конца; в общественных делах, касавшихся всего Новгорода, каждый конец выражал себя своей корпорацией; во время переговоров с чужеземцами, посылал от себя депутатов; следовательно, в делах касавшихся всего Новгорода, изъявлял свое участие как часть, сознающая свое отдельное существование; внутри имел свое управление, свое делопроизводство, свои собрания. Не только конец, но и улица, составляя часть конца, имела значение самобытной корпорации, так как в русских землях – волости, на которые делились земли. Жители улицы носили название уличане, имели свое управление, выбирали своих улицких старост и являлись в общественных делах как члены сознательно признаваемого общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Так много неразгаданного и пререкаемого таят в себе новгородская София, древние новгородские монастыри и храмы, и эти загадки относятся не только к памятникам древнерусского и византийского искусств, но и западного-романского и даже, быть может, варяжского. Один из входов (западный) Софийского Новгородского собора имеет бронзовые двустворчатые врата, именуемые ситтунскими или шведскими, но когда эти врата были сделаны и как они попали на свое настоящее место в Новгородском Софийском храме – это покрыто мраком неизвестности. Рядом с этими вратами не менее любопытны в одном из боковых приделов собора и врата корсунские. Весьма мало помогает в научном решении археологических вопросов и красивая поэтическая легенда о путешествии св. пр. Антония римлянина из Рима в Новгород на камне с бочкой, наполненной сокровищами. В частности, трудно с ней связать появление в его монастыре 6 икон, украшенных лазоревой, желтой, кирпичного и синего цветов эмалью (лиможская эмаль), с латинскими на них надписями: «Wos redux» и «Iesus hominum salvator, Christus patronus sanctissimus». И пресловутый реликварий из меди, вызолоченный, послуживший предметом оживленных пререканий среди участников XV археологического съезда и возводимый Н. В. Покровским в предмет высокой важности и помещаемый им в Софийской ризнице по древности на первое место, а Владыкою Архиепископом новгородским Арсением оставленный на прежнем своем последнем месте до того счастливого времени, пока ученые не выскажут о нем своих положительных заключений, быть может, в конце концов будет отнесен также к памятникам искусства, если не варяжского, то, по крайней мере, западного... Если обратимся к памятникам новгородской иконописи, то и они таят в себе немало неведомого и любопытного для истории христианской иконописи, начиная с мозаического изображения Господа Вседержителя в куполе Новгородского Софийского собора, и кончая вновь открытыми фресками церквей кладбищенской Покровской и Преображенская собора. Богатейшие собрания рукописей и старопечатных книг Софийской библиотеки, халдейская пещь или новгородский Софийский амвон, многие предметы древней новгородской богослужебной утвари давно уже сделались достоянием столичных музеев и библиотек. Памятники новгородской иконографии, как известно, обогатили все не только столичные, но и провинциальные музеи и частные собрания. И доселе Новгород и Псков и их монастыри и храмы продолжают привлекать к себе внимание и интерес не только специалистов-археологов и любителей родной старины, но и маклаков-коллекционеров, нередко скупающих здесь за бесценок иконы древних новгородских иконописцев и потом сбывающих их за большие деньги раскольникам и любителям старины, коллекционерам и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Последующая история Приднепровья и соседних краев еще очевиднее свидетельствует, что первые Приднепровские города, занятые Варяжскими Князьями, не были завоеваны; ибо Смоленск, Чернигов, Киев и Переяславль, видимо покорные Князьям при начале, удерживают свою самостоятельность и политическое значение до позднейшего времени, и нередко являются строптивыми и самовластными вечниками против Князей. Чисто же завоеванные или покоренные силою племена: Древляне, Радимичи, Вятичи и другие, показавшие сильное сопротивление при начале, почти вслед за покорением теряют всякое политическое значение, делаются безмолвными данниками Князей и более уже не показываются на поприще исторической деятельности. Итак, отношение Варяжских Князей к главным Приднепровским городам не было отношением победителей к побежденным; даже после завоеванные города и покоренные силою племена не были завоеванием одних Варяжских Князей и их дружины; в нем уже сильно участвовали города, принявшие Князей по взаимному согласию; сии, будучи одинакового общинного свойства с городами; покоряемыми вновь, препятствовали в этих новых завоеваниях развиваться чужеземному элементу, принесенному Князьями и их пришлою дружиною. И это-то первоначальное отношение главных городов Приднепровья к пришедшим туда Варяжским Князьям, и сильное участие их в княжеских завоеваниях и походах дало всей Русской истории особый характер, резко отличающий ее от истории других государств Европы, которые почти все основаны завоевателями, и где первоначальные отношения между владетелями и народами состояли из отношений победителей к побежденным. Чтобы яснее и в больших подробностях видеть отношение Князей к Приднепровским городам, а также, чтобы проследить, как оно постепенно развивалось или ослабевало с продолжением времени, я здесь пересмотрю все факты (замеченные в наших летописях), более или менее объясняющие этот предмет, и продолжу пересмотр до завоевания Киева войсками Андрея Боголюбского. Первые факты, хотя сколько-нибудь объясняющие отношение Приднепровских городов к Князьям встречаются в первых, дошедших до нас, официальных документах нашей истории именно в договорах Олега и Игоря с Греками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

В 1930 году Михайлов ушёл из церкви и поступил в оперную труппу Радиоцентра. Он участвовал в оперных спектаклях, по радио звучали русские песни и романсы в его исполнении. В конце 1932 года певец был приглашён в труппу Большого театра. Сразу завоевав любовь московских любителей оперы, он спел здесь почти все ведущие басовые партии – Варяжского гостя в «Садко», Мельника в «Русалке» Даргомыжского, Пимена в «Борисе Годунове», Кончака в «Князе Игоре» и др. Высшим же достижением Михайлова на оперной сцене стал Иван Сусанин. Он был первым исполнителем этой партии на советской сцене в 1939 году. Позже ему выпала честь петь в спектакле «Иван Сусанин» в исторический день 9 мая 1945 года. Умер Михайлов в 1971 году. Есть сведения, что он был отпет и похоронен церковью в диаконском чине. Опера Глинки «Жизнь за царя» была написана в 1836 году, когда трагическая тема становится ведущей в русском искусстве, когда зритель чувствовал потребность в героических образах. Либретто было написано бароном Г. Розеном, личным секретарём наследника. Первое представление состоялось 9 декабря 1836 года в Мариинском театре в Петербурге. После революции опера сначала была «забыта», затем подверглась «переосмыслению». Была полностью изгнана монархическая идея, центром сюжета стал личный подвиг Сусанина. Текст был исправлен С. Городецким. Под новым названием «Иван Сусанин» опера была поставлена в Большом театре 21 февраля 1939 года. Максим Михайлов: Песня Варяжского Гостя. Скачать 580 кб Бурлацкая. Скачать. 580 кб Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 сентября, 2014 10 мая, 2014 24 декабря, 2021 10 мая, 2021 10 мая, 2018 14 февраля, 2016 16 декабря, 2015 8 ноября, 2015

http://pravmir.ru/maksim-dormidontovich-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010