История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие» ( Лк.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещавай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное, но на Бога живого; – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны (Тим.6:17, 18). Св. муч. Евпла диакона Диакон в городе Катане, носил с собою евангелие и, читая народу, наставлял вере в Господа Иисуса Христа. В гонение Диоклитианово схвачен по поведению градоначальника, и как непоколебимый в своем исповедании предан пыткам, строган железными гребнями и бит железными молотками. Затем судья велел повесить книгу евангелия на шею мученика, отвести в тюрьму и не давать ему ни хлеба, ни воды. Чрез семь дней призвал его и сказал: «хоть теперь поклонись богам!» Но мученик ответил: «кто ж захочет оставить свет и ходить во тьме?» Он был осужден на смерть, перед казнию поучал народ и обезглавлен (304 года). Св. мученицы Сосанны, Гавиния пресвитера, отца ее, Гаия папы и других с ними Сострадали в Риме в 296 году. Папа Гаий (Каий), Гавиний (Габиний) и Сосанна были родственники имп. Диоклитиану, который узнав, что они христиане и распространяют эту веру, велел предать их и обращенных ими двух знатных сановников смерти. Мощи их покоятся в Риме. 80 Варяжские пещеры идут на юг от юго-западного угла Феодосиевой пещеры. См. пр. 83. и август. 28. 84 Ркп. святцы: „преподобномученики Василий иерей и Феодор пострадаша в л. 6610 мес. августа в 11 день“. О годе кончины ошибка в опис. Киев. лавры. стр. 107. и у Вершинского в месяцеслове. Не могло быть и того, чтобы Василий после Феодора жил в варяжской пещере 29 лет, о чем говорит опись лавры. 85 Печ. патерик л. 159. 160. При Кальнофойском (1632 г.) св. страдальцы почивали уже в Антониевой пещере. Землетрясением 1614 г. варяжская пещера сильно была повреждена. И едва ли не вслед за тем св. мощи перенесены были из нее в Антониеву пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Итак, на третий день по прозрении своем, он отошел ко Господу, чтобы зреть Трисиятельное Божество. Честное же тело его с честью положили в пещере с любимым его братом, блаженным Иоанном, близ преподобного Марка, и помазали его из ангельского сосуда, так что вся пещера наполнилась благоуханием, потом же вылили на него и другой сосуд слез, чтобы тот, кто сеял на земле слезами, пожал на небе радостью ( Пс. 125:5 ). И эту радость получил он ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника, чудотворной благодатью Бога всякого утешения ( 2Кор. 1:3 ), Которому, в Троице хвалимому, подобает слава ныне и присно, и во веки веков, аминь. Житие преподобных отцов наших Феодора и Василия 24 (11) августа Они пострадали от князя Мстислава Святополковича, оклеветанные диаволом в похищении сокровища. « Корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим. 6:10 ), – сказал Божественный апостол Павел. Эти слова сбылись на деле в этом достойном хвалы житии, где начальник зла, враг, не иной вещью, как сребролюбием, навел злые душевные и телесные искушения на душу блаженного Феодора, и страдания и смерть не только на него, но и на советника его, блаженного Василия. Повесть эта пишется так. У блаженного Феодора в его мирской жизни было большое богатство. Услышав же евангельские слова Господни: « Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк. 14:33 ), – последовал этому слову. И, оставив все мирское и раздав богатство нищим, он стал черноризцем в Печерском монастыре и ревностно подвизался в добродетелях. По приказанию игумена, он жил в пещере, которая называется Варяжской, и в ней пробыл много лет в строгом воздержании. Этому блаженному Феодору однажды враг принес немалую печаль и тоску об имении, розданном нищим, приводя ему на мысль долгие годы жизни, изнеможение плоти и скудость монастырской пищи. Феодор не понял искушения, не вспомнил слов Господа: « Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф. 6:25–26 ). И начал он от скорби переходить в отчаяние, смущаемый нищетой, и долго омрачал его враг, и эту скорбь он явно открывал своим друзьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Молились преподобные до трех дней. И когда молился преподобный Антоний в первую ночь, явился ему Господь, говоря: " Антоний, ты обрел благодать предо Мной " . Преподобный же Антоний сказал Ему: " Господи, если обрел благодать пред Тобою - да будет по всей земле роса, а на месте, которое Ты благоволишь освятить, пусть будет сухо " . И на другой день нашли то место, где теперь церковь, сухим, а по всей земле вокруг - росу. В другую же ночь, тоже помолясь, преподобный Антоний сказал: " Господи, да будет по всей земле суша, а на месте святом роса! " И когда пришли туда, так и оказалось. В третий же день, став на месте том, они помолились, преподобный Антоний благословил место, и размерили ширину его и длину Христовым золотым поясом, принесенным Симоном из Варяжской земли, по той мере, которую Симон на море слышал с неба. Тогда преподобный Антоний, подняв руки к небу, воззвал громким голосом, как некогда Илия: " Услыши меня, Господи, услыши меня днесь огнем, да познает народ сей, что Ты хочешь сего " (3 Ин. 18, 37). И упал огонь с небес и пожог весь хворост и терние, и истребил росу, и сделал углубление, подобное рву на размеренном месте. Те, кто были со святым, пали от страха, как мертвые. Итак, благодатью Божией было утверждено то Богом избранное место под руководством и при молитвах святого первоначальника Антония. Как и прежде, благодать, сошедшая на место это, продолжала проявляться то пламенем, исходящим на нее от старой церкви как бы дугой, иногда же появлением ангелов с иконой. Это было ответом на моление преподобного строителя Феодосия, как и пишется в житии его. Когда место таким образом определилось, была основана святая чудотворная Богородичная Печерская каменная церковь преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими, в год от создания мира 6581, от Рождества же Христова 1073, при боголюбивом епископе Михаиле, во время пребывания в Греции митрополита Георгия, во дни благоверного князя Святослава Ярославича, который начал своими руками копать ров под основание и дал сто гривен золота в помощь блаженному строителю Феодосию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Молились преподобные до трех ночей. И когда молился преп. Антоний в первую ночь, явился ему Господь, говоря: «Антоний, ты обрел благодать предо Мною». Преподобный же Антоний сказал Ему: «Господи, если обрел благодать пред Тобою да будет по всей земле роса, а на месте, которое Ты благоволишь освятить, пусть будет сухо». И на другой день нашли то место, где теперь церковь сухим, а по всей земле вокруг росу. В другую же ночь, тоже помолясь, преп. Антоний сказал: «Господи, да будет по всей земле суша, а на месте святом роса!» И когда пришли туда, так и оказалось. В третий же день, став на месте том, они помолились, преп. Антоний благословил место, и размерили ширину его и длину Христовым золотым поясом, принесенным Симоном из Варяжской земли, по той мере, которую Симон на море слышал с неба. Тогда преп. Антоний, подняв руки к небу, воззвал громким голосом, как некогда Илия: «Услыши меня, Господи, услыши меня днесь огнем, да познает народ сей, что Ты хочешь сего» ( 3Цар.18:37 ). И упал огонь с небес и пожог весь хворост и терние, и истребил росу и сделал углубление, подобное рву на размеренном месте. Те, кто были со святым, пали от страха, как мертвые. Итак, благодатью Божией было утверждено то Богом избранное место под руководством и при молитвах св. первоначальника Антония. Как и прежде, благодать, сошедшая на место это, продолжала проявляться то пламенем, исходящим на нее от старой церкви как бы дугою, иногда же появлением ангелов с иконою. Это было ответом на моление преп. строителя Феодосия, как и пишется в житии его. Огонь нисходит на место Печерской церкви Когда место таким образом определилось, была основана святая чудотворная Богородичная Печерская каменная церковь преп. отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими , в год от создания мира 6581, от Рождества Христова 1073, при боголюбивом епископе Михаиле, во время пребывания в Греции митрополита Георгия, во дни благоверного князя Святослава Ярославича, который начал своими руками копать ров на основание и дал сто гривен золота в помощь блаженному строителю Феодосию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молитва веры одолела вражью силу, бежали нечестивые. С великим торжеством возвращался благоверный князь в Великий Новгород, воспевая Богу благодарственный псалом: «Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошение уст его не отринул. Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословение навеки, возвеселил его радостью лица Твоего, ибо царь уповает на Господа и по благости Всевышнего не поколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет (всех) ненавидящих Тебя». (Псалом 20-й, благодарственная песнь Богу за дарованную царю Давиду победу.) И прославлено было имя Александра во всех странах до моря Понтийского и до гор Араратских, по обе стороны моря Варяжского и до Рима. С тех пор народное прозвание «Невский» соединилось с именем великого князя. А благодарная церковь запечатлила его этим именем в своих скрижалях. В то время умножился народ литовский, и начали они тревожить область Александрову. Он же стал их избивать. Случилось ему однажды выехать на них, и побил он семь полков ратных за один выезд, множество князей и воевод, одних побил, других забрал в плен. Слуги же его привязали насильников к хвостам коней своих. И стали они бояться имени его. (...) Некогда же пришли послы из Рима от папы и так говорили князю Александру Ярославичу: «Папа наш сказал: «Слышал я, что ты князь славный и храбрый, и что земля твоя велика. Того ради послал я к тебе от двенадцати моих кардиналов двух искуснейших, Агалдада и Гемонта, да послушаем ученья их о Законе Божьем». Князь ж е Александр подумал с мудрецами своими и так ему ответил: «От Адама до потопа и до разделений народов и до Авраама, от Авраама до прохода Израиля через море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царства Соломона до Августа и до Рождества Христова, до распятия и воскрешения, от воскрешения и восшествия на небо до Константина-царя, от первого собора до седьмого обо всем этом я хорошо знаю». И добавил: «Учения Вашего мы не примем». Они же возвратились восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. летописным рассказом и другими параллельными) и признает, что Иларион разделял эту легенду; сопоставляет с нею рассказы Нестора и Иакова мниха и признает литературное влияние м. Илариона на повествование обоих об обращении крестителя Руси. Из того предполагаемого г. Успенским обстоятельства, что Иларион разделял мысль о корсунском крещении русского князя, делается вывод, что он был по происхождению и по образованию Корсунянин, – «в его представлениях (о крещении Владимира) несомненно сказывалось его происхождение» (стр. 40). Убедившись в этом, автор подыскивает и другие основания: будто в Корсуни было варяжское поселение и летописный Анастас Корсунянин одно лицо с варяжанином Изберном (Ждьберном), будто первоначальное духовенство на Руси было варяжское – Корсунское (Иоаким Корсунянин), будто даже и митрополиты Киевские домонгольского периода были не греки, а скорее корсунские варяги. Автор обладает смелостью, которая, по пословице, города берет, – бесстрашно громоздит одну гипотезу на другую, не чувствуя всей шаткости своих построений: выскажет мысль сначала с оговоркой, потом отметит, что он не сомневается в её истине, наконец начинает считать свое предположение несомненным; из него делаются выводы, которые переживают такую же эволюцию… Поэтому достаточно легкого прикосновения критики, чтобы сооружение г. Успенского всё рухнуло. Прежде всего, разумеется, вовсе не нужно быть Корсунцем, чтобы только разделять мысль о кор- —129— сунском крещении Владимира. Следовательно, никаких прочных выводов отсюда для биографии Илариона нельзя сделать. Да и самая мысль о том, что Иларион разделял корсунскую легенду, весьма спорна и слабо доказывается автором. Далее, если Иларион Корсунец и варяг (т. е. норманн, по мнению автора), то где же признаки его норманнизма? Как видно из Слова о законе и благодати, Иларион превосходно владел славянским языком, – где же он его выучил, живя в Корсуни? Значит там должно было существовать не только варяжское, но и славянское поселение? Этих естественных вопросов автор даже и не подозревает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Варежка ? — Варежка , конечно! Варежка — это варяжская рукавица, «варяжское что-то» называется варежкой, так же, как какой-нибудь электрический поезд — электричка и так далее. — В принципе, в varingr суффикс «тяжелый» и он, в принципе, тоже мог быть ударным… — Как идея для объяснения второго ударения это неплохо. Но первоначальное русское ударение бесспорно было именно таким. Варяжская улица (сейчас она называется Варяжская) в Новгороде уже в младшем изводе Новгородской первой летописи пишется как Вареска , так что естественно считать, что ударение было на первый слог. Вот такое первое свидетельство слова варгъ : первый Варгъ , который появился в чистом виде (хотя он и не варяг, а всего лишь по прозвищу таков) в этой грамоте XIII века. И если это прозвище, то Осипе Вареге — одно лицо, Осип по прозвищу Варяг, и тогда здесь семь персонажей, а не девять, так что очень может быть, что мы не случайно имеем дело с цифрой 7: она обозначает семь каких-то лиц, которые иначе себя повели, чем предыдущие. Две самые простые версии: или они не рассчитались, или, наоборот, они уже полностью рассчитались. А кроме того, получает хорошее объяснение то, откуда окончание – а в идущем перед списком имен «… ила ». — Это двойственное число? — Как же двое, когда семеро? Дело в том, что семь — это существительное женского рода. Это то, что сейчас «семерка». «А вот такая семь» или не заплатила, или, наоборот, заплатила — и потом список этих семерых. Вот такой любопытный момент, вытекающий из грамоты, от которой, вообще говоря, мало чего осталось, но и этого хватает, чтобы нас порадовать. Кстати, конечное – е в этих именах неодинаковое: оно, конечно же, новгородское окончание И. ед. твердого склонения в Нестере , оно новгородское в Вареге , Онисиме , Осипе , но Василе   и Михале — это имена Василь и Михаль , скорее всего, с записью ь как е в силу бытовой системы. Что грамота написана по бытовой системе, видно, например, из Оретеме < Орьтемь > . Мена эта была совершенно регулярной, и с ней связана та иллюзия, что перед нами сплошной ряд новгородских окончаний: это, конечно, преувеличено, но пять имен с этим классическим окончанием налицо.

http://pravmir.ru/zaliznyak/

Титмар пишет о последнем: «(Король Руссов Владимир) имел трёх сыновей и одному из них привёл в супружество дочь Польского короля и нашего (т. е. Немцам) врага Болеслава, с которой послан был Поляками Рейнберн, настоятель Колобрежский (presul Salsae Cholbergensis). Родившись в селении, называемом Гассегун (Hassegun) и будучи воспитан в свободных науках мудрыми наставниками, он (Рейнберн) взошёл на степень епископскую, как надеюсь, будучи её достоин. Сколько же он трудился в деле ему вверенном (in cura sibi commissa, изобразить это) не достанет моей способности и красноречия. Он разрушил и сжёг капища идольские и, бросив в озеро, бывшее чтилищем демонов, четыре камня, помазанные святым миром, и очистив (его) святой водой, извёл (израстил) всемогущему Господу новую ветвь на неплодном дереве. Т. е. в народе крайне грубом насаждение святого благовествования». (Chronic, lib. VII cap. 52). В этих словах Титмара иные хотят видеть указание на католическую пропаганду у нас Рейнберна. Но, во-первых, если бы это было так, то в деятельности Рейнберна было бы весьма мало смысла: Он обращал бы язычников в католичество (собственно, так как ещё не было разделения церквей, в христианство по римскому обряду) и передавал бы их священникам православным (греческого обряда), ибо священников католических он не имел, а из самих новообращённых ставить их не мог, поскольку для этого требовалось знание богослужебного латинского языка. Во-вторых, Титмар совершенно ясно даёт знать, что он говорит о деятельности Рейнберна не у нас в России, а на своей епископии Колобрежской (in cura sibi commissa), которая, как мы сказали выше, была в области языческой. Кирик в своём Вопрошании сообщает, что в его время, т. е. в половине XII века, в Новгороде некоторые женщины носили детей на молитву вместо православных священников к Варяжским 1582 , т. е. подразумевается – находившимся при бывших в Новгороде латинских церквах (о которых немного ниже). Это, конечно, должно понимать не так, что Варяжские священники вели между женщинами пропаганду, а так, что последние в своей простоте не видели различия между одними и другими священниками и предпочитали ходить к чужим по каким-нибудь случайным причинам, например, может быть потому, что Варяжские священники не брали или менее брали денег за молитву).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Множество разных земель славенского племени есть неложное доказательство величества и древности. Одна Россия, главнейшее оного поколение, довольна, к сравнению с каждым иным европейским народом. Но представив с нею Польшу, Богемию, вендов, Моравию, сверх сих Болгарию, Сербию, Далмацию, Македонию и другие, около Дуная славянами обитаемые земли, потом к южным берегам Варяжского моря склоняющиеся области, то есть курландцев, жмудь, литву, остатки старых пруссов и мекленбургских вендов, которые все славенского племени, хотя много отмен в языках имеют, наконец, распростершиеся далече на восток, славено-российским народом покоренные царства и владетельства рассуждая, не токмо по большей половине Европы, но и по знатной части Азии распространенных славян видим. Таковое множество и могущество славенского народа уже во дни первых князей российских известно из Нестора и из других наших и иностранных писателей. 3 Ибо в России славяне новогородские, поляне на Днепре, по горам Киевским, древляне в Червонной России, между Днепром и Припятью, полочане на Двине, северяне по Десне, по Семи и по Суле, дулебы и бужане по Бугу; кривичи около Смоленска, волынцы в Волыни, дреговичи 4 меж Припятью и Двиною, радимичи на Соже, вятичи на Оке и другие поколения, по разным местам обитая и соединяясь с варягами-россами, пресильные войны подымали против греков. Вне России ляхи по Висле, чехи по вершинам Албы, болгары, сербы и моравляне около Дуная имели своих королей и владетелей, храбрыми делами знатных. По южным берегам Варяжского моря живших славян частые и кровавые войны с северными, а особливо с датскими королями, весьма славны. 5 Множество и величество городов хотя тогда не таково было, как ныне, однако же весьма знатно. В российских пределах великий Новград, Ладога, Смоленск, Киев, Полотск паче прочих процветали силою и купечеством, которое из Днепра по Черному морю, из Южной Двины и из Невы по Варяжскому в дальные государства простиралось и состояло в товарах. разного рода и цены великой. Меж другими славенскими селениями оставил по себе с развалинами великую славу пребогатый купеческий город и пристань Виннета при устьях реки Одры; разорен около помянутых времен от датчан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010