Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви Период домонгольский (до 1237 г.) Лекция 1 Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-X в. Славяно-варяжские набеги на Византию. " Фотиево крещение " Руси. Образование епархии " Россия " . Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках. Лекция 2 Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. Лекция 3 Учреждение епархий в Русской Церкви. Дальнейшее распространение христианства и проповедь на окраинах Руси. Подвиг свв. князей Бориса и Глеба. Начало княжения Ярослава Мудрого. Митрополит Иоанн I. Расцвет православной культуры на Руси при Ярославе Мудром. Митрополит Иларион. Лекция 4 Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI-XII в.в. Климент Смолятич. Попытка достижения независимости от Константинопольского Патриархата при князе Изяславе Мстиславиче. Отношение русских архиереев к этому вопросу. Церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского. Епархии и епископы Русской Церкви в домонгольский период. Органы епархиального управления. Приходское духовенство. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь и его преподобные. Другие обители домонгольского времени. Лекция 5 Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси.Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237-1458 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/436227/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 33. Слово о святых преподобных отцах Феодоре и Василии Сказано: как мать всему благому есть нестяжание, так корень и мать всему злому — сребролюбие. Лествичник говорит: «Любящий собирать имение готов за иглу до смерти тягаться, а тот, кто не любит богатства, господа возлюбит и заповеди его сохранит». Такой сберечь имения не может, но растрачивает его благопристойно, всем нуждающимся подавая; так и господь сказал в Евангелии: «Если человек не отрешится от всего, что имеет, не может быть моим учеником». Последуя этому слову, Феодор оставил все мирское, богатство роздал нищим и стал иноком и крепко подвизался в добродетели. По повелению игумена стал он жить в пещере, называемой Варяжской, и провел в ней много лет в великом воздержании. И вот, по вражьему наваждению, стал он тужить и сильно печалиться о богатстве, которое роздал нищим: приходило ему на мысль, что если он долго проживет и изнеможет телом, то не сможет довольствоваться монастырской пищей. В такое искушение его враг вводил, он же не поразмыслил, не помянул господа, сказавшего: «Не заботьтесь о завтрашнем дне и не говорите: «Что нам есть?» или «Что пить?», или: «Во что одеться?» Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, и отец ваш небесный питает их». И много раз смущал его враг, желая привести его в отчаяние тем, что обнищал он, раздав богатство свое убогим. И многие дни проводил он в таких мыслях, помраченный врагом из-за своей бедности, и открыто высказывал скорбь свою перед друзьями. И вот однажды некто Василий, один из совершеннейших иноков того же монастыря, сказал ему: «Брат Феодор, молю тебя, не погуби мзды своей. Если ты хочешь богатства, то все, что у меня есть, я отдам тебе, только скажи перед богом: «Пусть все, что я роздал, твоей будет милостыней», и живи тогда без печали, получив снова богатство свое; но берегись: простит ли тебе это господь?» Услышав это, убоялся Феодор страхом великим гнева божия. Услышал он также от этого Василия о том, что сделалось в Константинополе с пожалевшим розданное в милостыню золото: упав посреди церкви, умер он и лишился того и другого — с золотом и жизнь свою погубил. Поразмыслив об этом, Феодор стал оплакивать свое согрешение и брата благодарить, избавившего его от такого недуга. О таких сказал господь: «Если кто извлечет драгоценное из ничтожного, то будет как мои уста». И с тех пор зародилась великая любовь между ними. И преуспевал Феодор в заповедях господних, и творил угодное господу, и это было великим огорчением для дьявола, что он не смог прельстить Феодора богатством, — и вот опять вооружается супостат и иную кознь придумывает ему на погибель.

http://sedmitza.ru/lib/text/438119/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 37. Вопрос благоверного князя Изяслава о латинянах Пришел однажды благоверный великий князь Изяслав, сын Ярослава, внук Владимира, к святому отцу нашему Феодосию, игумену Печерскому, и сказал ему: «Разъясни мне, отче, какова суть веры варяжской?» Преподобный же отец наш Феодосий сказал: «Послушай, благочестивый князь, про то, о чем хочет узнать твое благородство, от нашего смирения». Вера их вредная и уставления ее неправедны: в Савелиеву веру и в другие многие ереси впали они и всю землю тем осквернили. Ты же, благоверный самодержец, остерегайся их. Ереси же их таковы: во-первых — икон не целуют; во-вторых — мощи святых не целуют; в-третьих — крест, на земле изобразив, целуют, а встав, попирают ногами; в-четвертых — в пост мясо едят; в-пятых — служат с опресноками; в-шестых — попы их крестят одним погружением в воду, а мы — тремя, мы мажем елеем окрещаемого и маслом, а они сыплют соль в уста, во имя же святых не нарекают, но как назовут родители детей, таким именем и крестят. Поэтому латинской веры следует остерегаться, обычаев их не держаться, причастия у них не принимать, и не слушать сказанного ими, потому что заблуждаются они в вере и нечисто живут. Едят с собаками и кошками, пьют свою собственную мочу, — зло это и проклятию подлежит, — едят черепах, и диких коней, и ослов, и удавленину, и мясо медвежье и бобровое. В первую же неделю Великого поста во вторник разрешают есть мясо, и монахи едят сало, в субботу же постятся. Христианам же своих дочерей нельзя выдавать замуж за них, ни их дочерей брать себе в жены, нельзя с ними брататься, ни кумиться, ни целоваться с ними, и нельзя есть с ними и пить из одной посуды. Если же они попросят у вас, то дайте им, бога ради, поесть, но в их посуде, если же не будет у них посуды, то можно дать в своей и потом, вымывши посуду, молитву сотворите.

http://sedmitza.ru/lib/text/438131/

IX. Выдубицкий монастырь Ниже могилы Оскольдовой по течению реки посетил я на красных берегах ее и древнюю обитель Выдубицкую, которую основал еще первый Святитель Киевский Михаил на том месте, где в последний раз низринут в волны Перун. Слепая толпа язычников, бежавшая вслед за плывущим кумиром с дикими воплями: «выдыбай наш боже», здесь убедилась в суете свой веры, когда увидела конечное потопление истукана. – Внук св. Владимира, Всеволод, полюбивший место сие, соорудил новую каменную церковь во имя Архангела в 1071 году, и монастырь долго носил название Всеволожа; ибо по его соседству на высокой горе нынешнего зверинца поставил Великий Князь красный дворец свой, где собирались сеймы княжеские при Великом Мономахе. – Князь инок Рюрик, допустивший разорение Киева в свое слабое княжение, обновил церковь и обнес ее каменною оградою, чтобы защитить от набегов Половецких, но не на долго: – нашествие Монголов обратило ее в пустыню. Когда же лавра Печерская начала восставать из своих развалин, оживился под ее сенью и соседний монастырь Выдубицкий, временно отторгнутый униатами и возвращенный православию ревнителем его Петром Могилою . Настоятели лавры обновили церковь, обрушенную отчасти подмывшим ее Днепром; другой же великолепный храм во имя Великомученика Георгия сооружен в исходе минувшего столетия Стародубовским полковником Миклашевским: живописное место сие избрано также для погребения некоторых почетных семейств Киевских. В тихий благовонный вечер, какими часто дышит влажное небо Киева, спустился я верхом с одним из давних моих знакомцев мимо зверинца в глубокое ущелье Выдубицкое. Роскошная зелень садов, широко разросшихся по всей долине, обвеяла нас своими ароматами: на самом дне юдоли живописно раскинулась белая обитель, мирный приют, который устроили люди в этом отрадном Эдеме, насажденном рукою природы; у врат ее, казалось, кончался мир. – Мы взошли в ограду на зеленый луг монастырский; беспечно паслось малое стадо промеж поросших травою гробниц; нам отворили подле церкви Архангельской беседку на краю утеса: у наших ног зашумел синий поглотитель Перуна, плеском волн своих заглушивший здесь дикие вопли: «выдыбай, выдыбай наш боже!» – Жадно смотрел я на это Русское море, полное жизнью предков: везде, где только встречался я с Днепром, что-то невыразимо близкое сердцу влекло меня к нему; ибо каждая из долин Киевских, спускающаяся в его хладные объятия, запечатлена при своем устье каким-либо воспоминанием. Везде встречается он, наш славный Тибр, как некий давний друг, или пестун первых дней юности: то в образе мирного гостя Варяжского, тихо двигающего суда Греческим путем своим; то в виде бурного воителя, стремящего Славянские ладии к Царьграду; то весь, одеянный голубою ризой, как восприемник целого народа Русского из освященных вод своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

I. «...Зде спасение, зде Бог». Жизнь и поучения псково-печерского подвижника благочестия архимандрита Серафима (Розенберга) «Молись, смиряйся, терпи…» Жизнеописание архимандрита Серафима Архимандрит Серафим Розенберг родился в Санкт-Петербурге 6/19 июня 1909 года. В сохранявшейся им копии «Свидетельства о Крещении» указана дата совершения над ним этого Таинства –13/26 июня 1909 года. Отец архимандрита Серафима – Иоганн Альфред Рихард Розенберг (08.12.1878–18.09.1956), обыкновенно звавшийся в быту попросту, «на российский манер», Иваном Ивановичем. Его родители были выходцами из Латвии. Иван Иванович происходил из семьи обедневших немецких остзейских дворян, но родился в России. По вероисповеданию он был лютеранином. Впрочем, следует отметить, что (как мы узнаем из писем сестры отца Серафима – Тамары Ивановны) к концу жизни Иван Иванович все более и более склонялся к Православию. Мать отца Серафима – София Васильевна, урожденная Кононова (28.08.1885–28.10.1961), была русской, глубоко верующей православной женщиной. Новорожденного младенца крестили в лютеранской церкви Христа Спасителя в Санкт-Петербурге (родном городе его матери) и нарекли – на немецкий лад – двойным именем: Артур Адальберт. Крестил его (как следует из упомянутой копии Свидетельства о Крещении) пастор Сандерс, а восприемниками стали Иоганн Ренстинь, Бурхард Стеллинг, Паулина Наталия Розенберг и Анна Кононова. Иван Иванович Розенберг был землевладельцем и торговцем в селе («пригороде») Изборск (в котором он и родился), расположенном по дороге из Пскова в Печоры. Изборск – место, известное своей богатой и древней историей. Первые поселения на его территории относятся еще к VII–VIII столетиям. По летописному преданию, Изборск стал еще в IX веке одной из древнейших столиц зарождавшейся Руси – уделом варяжского князя Трувора. И сегодня над Изборском возвышается знаменитое «Труворово городище» и царит на Жеравьей горе величественная крепость XIV века, украшенная белоснежным Никольским собором того же времени. Начальное образование маленький Артур Адальберт Розенберг получил дома и в изборской начальной школе. Все эти годы его мать София Васильевна, глубоко благочестивая женщина, стремилась воспитать мальчика в православной вере, выпестовать в его сердце любовь ко Христу, что и привело к довольно скорому переходу отрока в истинную христианскую веру. Присоединение его к Православию, когда он получил новое имя – Аркадий, произошло в 1919 году. Впрочем, сам отец Серафим свидетельствует о том, что позднее, уже в юношеские годы, его живой интерес к религии оказался на некоторое время утрачен.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Архимандриты 36. Преподобный Поликарп архимандрит, преставися в лето 6690 месяца июлия в 24 день Преподобный Поликарп постриженник и с 1164 года архимандрит Киево-Печерский. Из летописи известно, что великий князь Михаил-Ростислав, любивший преподобного Поликарпа, открывал ему свое желание удалиться от дел мирских в монастырь, но Поликарп сказал ему: «князь, Господь требует от тебя других подвигов: твори правду и блюди землю Русскую». Поликарп ум. 24 июля 1182 года. Память в день преставления. Мощи в Антониевой пещере. Некоторые смешивают его с Поликарпом черноризцем, которому Симон Владимирский писал послание, и тем поставляют себе затруднение по значительному расстоянию лет. Уже одно то, что черноризец Поликарп в 1231 году (См. Филарет, Обзор Р. Дух. литер., стр. 63) писал послание к архимандриту Акиндину, достаточно доказывает, что он не мог быть архимандритом Печерским в 1182 году. 37. Преподобный Акиндин архимандрит Упоминается в 1231 году (Собрание Летоп. I, 194). По соображениям преосв. Филарета Черниговского (Р. Св., август, стр. 117), настоятельствовал в Киево-Печерской Лавре с 1219 года. Год кончины не известен. Мощи почивают в Феодосиевой пещере. Память общая 27 августа. К преподобному Акиндину было писано известное послание черноризца Поликарпа (См. выше, 36). 38. Преподобный Игнатий архимандрит С 1435 года архимандрит Печерской Лавры. Чудотворец. Время кончины не известно. Память его 20 декабря и общая 28 августа. Мощи в Феодосиевой пещере. 39. Преподобный отец Антоний первоначальник, преставися в лето 6578 месяца маия в 7 день В мире Антипа, первоначальник иночества в России, уроженец города Любеча. Пострижен на Афоне, в монастыре Есфигменском. Пришел в Киев около 1028 года и поселился в пещере Варяжской. Мало-помалу собрались к нему любители пустынной жизни. Когда число братии умножилось до 15-ти и в пещере была устроена церковь с трапезою, Антоний, в расстоянии 100 саж. от прежней пещеры, выкопал другую, которая и доныне называется Антониевою, или Ближнею, а братству своему назначил игуменом Варлаама, выпросил у князя Изяслава гору над пещерою и указал место для построения Великой Печерской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Блаженная княгиня Ольга прославила Бога всеми делами своими добрыми, и Бог прославил ее 24 июля. ПРАВМИР. Святая равноапостольная Ольга была супругой великого князя Киевского Игоря. Борьба христианства с язычеством при Игоре и Ольге, княживших после Олега († 912), вступает в новый период. Церковь Христова в последние годы княжения Игоря († 945) становится значительной духовной и государственной силой в Русском государстве. Об этом свидетельствует сохранившийся текст договора Игоря с греками 944 года, который включен летописцем в «Повесть временных лет», в статью, описывающую события 6453 (945) года. Мирный договор с Константинополем должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: «Русь крещеная», то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии; «Русь некрещеная», язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. Тот факт, что христиане поставлены в документе на первом месте, говорит об их преимущественном духовном значении в жизни Киевской Руси. Очевидно, в момент, когда договор 944 года составлялся в Царьграде, у власти в Киеве стояли люди, сочувствовавшие христианству, сознававшие историческую необходимость приобщения Руси к животворной христианской культуре. К этому направлению принадлежал, возможно, и сам князь Игорь, официальное положение которого не позволяло ему лично перейти в новую веру, не решив вопроса о Крещении всей страны и установлении в ней православной церковной иерархии. Поэтому договор был составлен в осторожных выражениях, которые не помешали бы князю утвердить его и в форме языческой клятвы, и в форме присяги христианской. Но пока византийские послы прибыли в Киев, обстановка на Днепре существенно изменилась. Четко определилась языческая оппозиция, во главе которой стояли варяжские воеводы Свенельд и его сын Мстислав (Мстиша), которым Игорь дал в держание Древлянскую землю. Сильно было в Киеве и влияние хазарских иудеев, которым не могла прийтись по нраву мысль о торжестве Православия в Русской земле.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Блаженный Прокопий был сначала язычником и происходил из богатого варяжского рода. Он занимался торговлей и ездил с товарами по равным городам Руси. Приехав однажды в Новгород, он случайно посетил православный христианский храм. Богослужение, совершаемое в нем, так умилило его, что он с тех пор стал часто посещать храм Божий и всем сердцем полюбил христианскую веру. Прокопию желательно было ближе познакомиться с учением Христа, и он всеми силами старался найти такого Богодуховного мужа, который бы мог разъяснить ему св. Евангелие. Вскоре он услышал об одном человеке, именем Варлааме, который жил в Хутынском монастыре. От него то он и получил наставление в христианской вере. Приняв св. крещение, Прокопий, прежде всего, продал свое имущество и роздал одну часть денег нищим, а другую пожертвовал в Хутынскую обитель. Сам же сделался Христа ради юродивым. Один человек, знавший прежде Прокопия и видя его праведную жизнь, рассказал всем о его подвигах и сделался сам блаженным, роздан также все свое имущество. Блаженному Прокопию очень горько было знать, что люди, слыша о нем, так чтут его за его святую жизнь. После этого он ушел ив обители, и решил вести еще более строгую жизнь; дошел до города Великого Устюга, где и поселился. Жизнь в Устюге он проводил так: днем ходил по городу, и жители, глядя на него, смеялись над ним и ругали его; дети же, подражая его юродству, делали то же самое, что и он. Часто Прокопию приходилось терпеть и побои от граждан, но он всегда с большим терпением переносил их. Ночью же он приходил к тому или другому храму, становился на колени и горячо молился Богу, чтобы Он простил грехи жителям города, а также и те обиды; которые они ему причиняют. Когда необходимость заставляла его отдохнуть от денных и ночных трудов и предаться сну, то он большею частию ложился на сырых гнойных местах и не боялся холоду. Зимой терпеливо переносил сильные морозы, постоянно ходил в худой одежде и босой; летом с одинаковым терпением переносил жару и солнечный зной. Пищу он употреблял самую суровую, и то в очень малом количестве, принимал ее он от людей бедных, а от богатых или делающих какое либо зло или что-либо худое, не брал. Из всего этого видно, что Прокопий был мучеником по своей собственной воле. Вся жизнь его была исполнена терпения Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своем полном виде Повесть состоит из двух частей, содержание которых вкратце таково. В первой части излагается история перенесения Николина образа из Корсуня в Рязанскую землю. Святой Николай явился «в привидении» служителю своему Евстафию и внушил ему взять чудотворный образ, супругу свою Феодосию и сына Евстафия и идти из Корсуня «на восток», в Рязанскую землю: «Тамо хощу быти и чюдеса творити, и место прославити». По предписанию святого, Евстафий идет в устье Днепра, садится в корабль и добирается до «моря Варяжского», далее сразу попадает «в Немецкия области» город Кесь, находящийся на самом деле далеко от побережья (но, обратим внимание – цитадель магистра Ливонского ордена). «Мало пребыв» в нем, Евстафий уже «сухим путем» отправляется в Новгород Великий. Сотворив в Новгороде «великие чудеса», икона ведет далее Евстафия в Рязанскую землю. Видением является Чудотворец во сне князю Федору Юрьевичу Рязанскому, веля ему идти «во сретение» корсунского образа и обещая «венец царствия небесного» ему самому, его жене и сыну. Находясь в сильном недоумении (поскольку он тогда еще не состоял в браке), князь Федор тем не менее поспешил навстречу образу и увидел издалека блистание «неизреченного света». Припав к чудотворному Николину образу «любезно сокрушеным сердцем и испущая слезы от очию», Федор Юрьевич переносит икону в некую «область свою». Узнав о приходе чудотворного образа, «область» сына посещает сам великий князь Юрий Ингоревич Рязанский с епископом Евфросином и, «наполнився радости о преславных чюдесех», строит храм во имя Николы Корсунского. Перенесение иконы датировано 1225 г. «Не по мнозех летех» князь Федор Юрьевич вступает в брак, взяв супругу «от царьска роду» именем Евпраксию, и у них рождается сын. Далее повествуется о том, как сбылось пророчество святого Николы. В 1237 году был убит благоверный князь Федор Юрьевич от безбожного царя Батыя, и услышав эту страшную весть, царевна Евпраксия бросилась из «превысокого храма своего» с сыном Иваном и «заразися до смерти». К «великому чюдотворцу Николе Корсунскому» приносят тело князя Федора, хоронят с женой и сыном, а над их могилами ставят «кресты каменны». «И от сея вины», – говорится в заключение, великий чудотворец Никола зовется Заразский, потому что благоверная княгиня Евпраксия с сыном князем Иваном «сама себе зарази».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимир Русак Скачать epub pdf Список важнейших событий Русской истории 862 Легендарное призвание варяжских князей (Рюрикас братьями) новгородцами. Начало Русского государства. Поход Аскольда и Дира на Царьград Захват Киева Олегом и основание великого княжестваКиевского. Перенесение столицы в Киев. Поход Олега на Царьград. Договор Олега с греками. Второй договор Олега с греками. Поход на греков. Поход на греков. Договор Игоря с греками. Великая княгиня Ольга посещает Константинопольи принимает там крещение. Отнятие Великим князем Владимиром от ляхов Прикарпатскихгородов и земель. Поход князя Владимира на Корсунь. Крещение князяВладимира. Женитьба его на греческой царевне. Крещениекиевского народа. Приход митрополита с епископами и крещение всегонарода. Заложение Десятинной церкви. Учреждение православных епархий Новгородской, Черниговской,Владимиро-Волынской, Полоцкой, Туровской, Белгородской,Ростовской, Тмутараканской. Освящение Десятинной церкви и дарование ей (и митрополиту)десятины. Кончина Равноапостольного Великого князя Владимира.Убийство Святополком князей Бориса и Глеба. Учреждение Киевской Митрополии. Открытие в Новгородеучилища под управлением епископа Иоакима. Епископ Иоаким открывает в Новгороде училище. Учреждение Юрьевской епархии. Нашествие печенегов на Киев. Освящение Софийского собора, построенного ЯpocлaboмI в Новгороде. Построение Георгиевского и Ирининскогомонастырей в Киеве. Учреждение Переяславской епархии. Начало создания первой русской Летописи. Основание святым Антонием Киево-Печерского монастыря.Поставление митроп. Илариона своими русскими епископамибез сношения с греками. Окончательное отделение Восточной и Западной Церкви.Разделение Руси между сыновьями Ярослава Мудрого.Утверждение удельной государственной системы. Перемещение Печерского монастыря из пещеры на поверхность. Открытие дочерью великого князя Всеволода ЯрославичаАнной при женском монастыре в Киеве училища для детей. Установление праздника в память перенесения мощейсвятителя Николая в Бари (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010