Будь к добросердечным благосклонен И оставь кривой избравших путь С теми, кто свершает беззаконье. 125-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 125-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Если жизнь твоя Сионом охраняема, не собьёт тебя с дороги ничего. Как громады гор вокруг Ерушалаима, так Господь вокруг народа Своего. Не позволит Он творящим злодеяния в жизни праведных унизить благодать, чтобы те своим несчастьям воздаяния на дорогах зла не стали бы искать. Кто ж упорствует в пути своём неправильном, со злодеями останутся всегда. Дай добра, о Боже, тем, кто сердцем праведен! Мир Израилю на долгие года! В. Горт. ПСАЛОМ 125 В. Горт ПСАЛОМ 125 Песнь храмовых ступеней (6-ая) Кто к Богу прислонён — тот прочен и, словно холм Цион, — бессрочен. Свой город Бог объял горами, Свой праведный кагал — крылами. Аркан греха и кнут бесчестья — благим не нанесут увечья. Но крадущихся вброд — в безвестьи, всех Божьих троп в обход, вспять меткам Божьим — ждёт возмездье. Их обворует сброд до нитки и в пекло поведёт на пытки. Уж совести ростки сквозь рёбра, как клинки, их тщатся изнутри изранить! На землю посмотри, Творец! — Тебе с руки!: добром заволоки Израиль! ПСАЛОМ 125 Канонический русский перевод Песнь восхождения. 1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: 2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: " великое сотворил Господь над ними! " 3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались. 4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. 5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. 6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои. В. Бенедиктов ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 125 В. Бенедиктов ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 125 Израиль, жди: глас Божий грянет — Исчезнет рабства долгий сон, И к жизни радостно воспрянет Освободившийся Сион. И славу Горняго Владыки По всей вселенной возвестят Твои торжественные клики И вольных песен звучный склад. И взыдет глас меж племенами: «Се, Богом полная страна!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

В сильном возбуждении, римский начальник велел отвести узника в крепость, «приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него». Солдаты крепко связали ему обе руки вместе, обнажили спину, нагнули немного вперед и поставили в положение, удобное для этого ужасного и нередко рокового допроса посредством пытки, которому невдалеке от этого места подвергался Господь Иисус Христос. Три раза прежде этого случая перенес св. Павел на своей страдальческой спине удары розог римских ликторов, пять раз испытал наказание еврейскими клещами: это была еще новая форма страданий – кнут, который римляне употребляли для того, чтобы пыткой добиться до истины. Но апостол, при своем постоянном самообладании, задал вопрос, который не мог не обратить внимания воинов и их начальников, потому что предложен был среди опасности с таким спокойным духом. «Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда?» – спросил их страдалец. Вопрос этот обращен был к центуриону, который стоял тут, чтобы пытка производилась законным образом, и был поражен таким воззванием. Само собой разумеется, что это не было простым хвастовством: никто не станет выдумывать для себя привилегий для избежания наказания или опасности. Немногие решились бы при каких-нибудь обстоятельствах прибегать к присвоению себе звания римского гражданина, говоря: Civis Romanus sum (я римский гражданин); потому что наказанием за такую ложь была смертная казнь, а притом центурион видел, каков был узник, и был уверен, что от такого человека ожидать лжи для избежания пыток невозможно. Он приказал воинам остановиться, пошел к главному начальнику и сказал с некоторой свойственной римлянам грубостью: «Смотри что ты хочешь делать? Этот человек – римский гражданин». Заявление было важно. Если узник действительно римлянин, то хилиарх (тысяченачальник) дважды нарушил закон, который должен был охранять: потому что связал его и, в явное нарушение особого Августова декрета, дал приказание начать допрос пыткой. Поспешив к узнику, он спросил его: «Скажи мне, ты римский гражданин?» «Да», – ответствовал св. Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В человеке уже нет и тени мужества, и когда Свет и Бог заволакиваются тьмою, человек бессилен противоборствовать ей, так как нет у него в душе прочной опоры, и поэтому «соблазны» тьмы одерживают легкую победу и господствуют. " Все вы соблазнитесь о Мне« в эту ночь предательства Бога, ночь тьмы, обмана и господства призраков. И исполняется пророческое слово: «Поражу пастыря, и рассеются овцы». Поражается в душе Пастырь и Вождь – Бог, и овца-душа заблудится и погибнет на распутьях жизни. «Владыко, десным овцам мя сопричти, презрев прегрешений моих множество» (Великий Вторник, 9-я песнь канона на утрени). Петр сказал Ему (Христу): если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, ...трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили ( Мк.14:29–31 ). Ученики любят Господа. А Петр пламенеет к Нему любовью. Сколько раз он являл свою любовь? Разве все они не были искренни, когда говорили о смерти за Него и с Ним? И разве в действительности большинство их не отдало за Него своей жизни? Однако в ответ на заявление Петра и учеников Господь предрекает отречение Петра! Так обнажается человеческая самонадеянность. Так в христианском пути жизни силу и устойчивость подвига гарантирует не человеческое желание, как бы оно ни было захватывающе велико и искренне, а Божия Сила, которой живет и действует подвижник и которая совершает его спасение. Вооруженные Божией Силой, Петр и другие избранные и запечатлели свой подвиг смертью за Господа. «Благословен Грядый спасти крестом всяческая» (Неделя ваий, 9-я песнь канона на повечерии). И говорит ему (Петру) Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня ( Мк.14:30 ). Сочетание цифр – дважды и трижды, троекратное отречение при двукратном пении петуха – образец малодушия души, уходящей от Христа. Когда она совершила первую измену, когда она стала на путь отречения, она уже не остановится на скользком пути уклона жизни. Уже без всяких понуждений извне душа, как бы подгоняемая собственным банкротством, торопится засвидетельствовать свою верность злу и уж забегает вперед на пути предательства и совершает измены, опережая кнут погонщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Еще один момент: оздоровление источника в Иерихоне – благословение, наказание вефильских подростков – проклятие. Мы знаем, что в Ветхом Завете благословение и проклятие используются как взаимодополняющие воспитательные средства Божии (вспомним характерные фрагменты Лев. 26 и Втор. 28 ). Пророк Елисей в самом начале своего служения как истинный человек Божий использует оба эти инструмента действия Бога в мире: и благословение, и проклятие (можно вспомнить современное устойчивое выражение с аналогичным смыслом – «кнут и пряник»). Господь через пророка Елисея напоминает маловерному и легкомысленному народу, что Он, в полном соответствии с обещаниями при заключении Завета, и ныне готов благословлять смиренных и наказывать нечестивых. И вот еще дополнительный смысл сопоставления Иерихона и Вефиля в контексте 4Цар. 2:19–24 : Иерихон в середине IX века до Р. Х. считался проклятым городом (вспомним, что он был проклят Иисусом Навином, см. Нав. 6:25 ; 3Цар. 16:24 ), тогда как Вефиль претендовал на статус «святого места»: здесь было центральное святилище Израиля, само название города означало «дом Бога». Однако в поведении жителей городов в очередной раз проявились две истины: будут последние первыми, и первые последними ( Мф. 20:16 ) и «не место красит человека, а человек – место». Подростки, жившие в «доме Бога», стали беззаконниками; люди, проживавшие в проклятом Иерихоне, удостоились благословения. Стал реальностью закон жизни, который ясно выражен в словах пророка Иезекииля: Когда праведник отступил от праведности своей и начал делать беззаконие, то он умрет за то. И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. ( Иез. 33:18–19 ). Наконец, еще один аспект, который выявляется при рассмотрении происшествия в Вефиле в контексте содержания всей книги Царей: именно этот случай позволяет говорить о буквальном осуществлении пророчества: кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей ( 3Цар. 19:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

И отрывочек из Евангелия от Матфея, который мы сегодня читали, нас учит, как важно для того, чтобы сохранить благодать Божию, не презирать ни одного из малых сих. Если мы превозносимся над своим собратом, пусть даже он и не очень разумный, и не очень ученый, и, может быть, в нем действительно есть что-то смешное, – но если мы относимся к нему с презрением, мы согрешаем, ибо, говорит Господь, «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». У каждого человека, праведник он или грешник, есть ангел. И если мы относимся с презрением, высокомерием к любому человеку, то этим оскорбляем и ангела его. Потому что ангел любит этого человека, он приставлен к нему, он о нем заботится; когда человек живет праведно, ангел радуется, когда грешит, ангел печалится, но все равно старается его защитить, как-то сохранить и на путь истинный вывести. Поэтому своим презрением к тому человеку, которого ангел любит, мы оскорбляем это высшее нас, чистейшее существо и тем самым вносим диссонанс и в ангельский мир, вносим разлад в Царствие Небесное. И если мы хотим войти туда, в Царствие Небесное, в Царство любви и гармонии, то мы не должны нарушать покой, тишину и мир, которые там пребывают. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» Ведь пойдет? Пойдет. Так же и Господь каждого любит и не презирает никого. Вот и мы, если мы хотим достичь мира в душе, достичь Святаго Духа, Царствия Небесного, достичь христианской жизни, должны поступать точно так же. Потому что «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». Богу не угодно, чтобы погиб хоть один человек. За каждого человека идет борьба, и на чью сторону сам этот человек встанет, тот и победит: встанет человек на сторону Божию – победит в его сердце Господь; встанет на сторону дьявола – победит в его сердце дьявол . Потому что Господь не может волю человека насиловать. Господь может только призывать, потому что Он – любящий. Поэтому Он идет перед стадом и зовет за Собой. Кто пойдет – пожалуйста, вот дорога в Царствие Небесное. Господь мог бы сзади идти и кнутом туда гнать, но раз есть кнут, тогда нет любви. Поэтому Он этого и не делает, а идет впереди и зовет всех: хотите – пойдемте, не хотите – оставайтесь. Господь делает все для каждого человека, каждого человека спасает, каждого вразумляет, каждому посылает какое-то испытание, чтобы его вразумить, мозги его направить к Царствию Небесному – о каждом Господь печется.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

И только благодаря защите римских воинов, святой Павел не был растерзан толпой. Его быстро увели в крепость. Но чтобы узнать, какая его вина, тысяченачальник приказал его пытать. Солдаты тотчас же раздели Апостола донага, связали ему руки и согнули его в положение той страшной, и часто роковой пытки, которой недалеко от этого самого места, некогда подвергся и Спаситель. Три раза перед тем на своей спине святой Павел чувствовал розги римских ликторов, пять раз он подвергался иудейскому бичеванию, по 40 ударов без одного. Теперь предстоял новый вид муки – кнут, который римляне употребляли для принуждения к сознанию в истине. Но на этот раз святой Павел возразил против этого наказания. Разве вам, – сказал он сотнику,– позволено бичевать римского гражданина, да и без суда? ( Деян. 22:25 ). Ложное присвоение себе римского гражданства наказывалось смертью, поэтому сотник поверил его заявлению, быстро доложил об этом начальнику крепости. «Смотри,– сказал он, – что ты хочешь делать? Этот человек – римский гражданин» ( Деян. 22:26 ). Начальник, видимо, испугался ответственности за нарушение прав римского гражданина. Но сам приобретший римское гражданство за большие деньги, взглянул на святого Павла и усомнился было в его словах. Как он мог получить римское гражданство? Святой Павел сказал ему, что он и родился в нем. Святой Павел тотчас же был освобожден от оков. А на следующий день, может быть, опасаясь за свои незаконные действия со святым Павлом, начальник велел собраться синедриону, чтобы судить его. Собрался синедрион под председательством первосвященного Анании, 96 облеченного в белые одежды. Святой Павел, устремив взор на синедрион, начал свою защитительную речь словами: «Мужи, братия! Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» ( Деян. 23:1 ). В этих словах что-то особенно оскорбило первосвященника. Может быть то, что подсудимый назвал членов высшего судилища «братиями» своими, а может быть и то, что в словах святого Павла «я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня», послышался ему укор, что он-то жил с худою совестью, как худший из первосвященников, и за это он велел слугам бить святого Павла по устам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Не утешайтесь, читатель, " заботою " : дело идет об " искоренении " , и барин жалеет только, что так поздно берет кнут. В. Р-в. ______________________ При изыскании мер к устранению незаконности чего-либо - первою и важнейшею мерою является: ясное, точное определение самого закона, который нарушается. Необходимо, чтобы все, кого закон касается, кто должен исполнять его, - все твердо помнили его и ясно сознавали его. Ведь и самый закон Божий -заповеди - дан именно как таковая мера: " Что убо закон? Преступлений ради приложися. Для чего же закон? Он дан после, по причине преступлений " , - говорит Само Слово (Послание ап. Павла к Галат., 3-я гл., 19-я ст.). " Закон положен не для праведника, но для развратных... для блудников... И мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его " (Тимоф. I поел., I гл., 8-я и 9-я ст.). ______________________ Ну, послушайте, нельзя же Богом называть апостола. Это не только безграмотно, но и богохульно. В. Р-в Вот, автор наименовывает " овец " : " Quos ego! " Еще на той странице было: " девицы и юноши, достигшие зрелости " , о которых надо бы позаботиться. Но через 1/4 часа, пока автор исписал страничку, они превратились в " блудных, развратных и беззаконных " . В. Р-в. ______________________ Не в этом ли сущность вопроса? Не от того ли, что у большинства современных людей нет ясного сознания этого самого важного в порядке земной жизни человечества закона, - происходит пренебрежение к нему, нарушение его и искажение? До чего это так, видно из следующего: при обследовании прошений, поданных в одно благотворительное общество, о приеме в приют детей, множество просительниц оказалось в таком положении: " Муж: меня бросил, у меня пять (или 3, или 2) детей, я не могу их пропитывать! " - " А давно замужем? " - " Я девица " . А между тем все, знающие подобных сожителей, называют их не иначе, как муж и жена, - и жильцы того дома, и дворники (прописывающие и паспорта сих сожителей), и хозяева: какая путаница понятий и какое отсутствие сознания истинного закона!

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Некогда Государь Александр III наставлял воспитателей своих детей: «Подерутся – пожалуйста, но доносчику первый кнут». Видишь, ябеда страшнее ссоры и даже драки. Почему ябеда – грех языка? Почему ябедник грешит? Потому что это свойство человека лживого и подлого, трусливого и тщеславного. Честный и прямодушный человек не способен на доносы и клевету. Народная мудрость Бог любит праведника, а бес – ябедника.  Бойся клеветника, как злого еретика.  Клеветники на том свете раскаленные сковороды лижут. Злоречие Само слово говорит за себя: злоречие – злая речь. Ни в каком виде зла христианину не должно участвовать. Блажен, кто не повредил языка своего злословием, кто языком не осквернил сердца, говорит преподобный Ефрем Сирин . И продолжает: кто не оскверняет уст своих злословием, у того уста благоухают плодами Святого Духа. Оказывается, что злые слова, которые срываются с языка, на самом деле исходят из сердца. Значит, в сердце человека, который злословит, есть зло. А если сердце занято злом, как там поселится добро, любовь? И вот получается, что злоречивый согрешает против главной заповеди Божией: возлюби Господа Бога и ближнего своего. Хорошо, что этот грех легко обнаруживается. Прислушайся к тому, что ты говоришь. Нет ли зла в твоих словах? Кто злословит другого, тот сам себя осуждает; а кто всегда имеет в себе страх Божий, и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других, говорит преподобный Ефрем Сирин . Поэтому постоянно проси Господа: сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс. 50 ). Народная мудрость Долг языка – говорить добро.  Сердитый сам себе мстит. Зло на языке – заноза в сердце. Осуждение Об этом грехе языка сказано в Священном Писании так: Не судите, и не будете судимы; неосуждайте, и не будете осуждены ( Лк. 6,37 ). Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить ( Мф. 1,2 ). Может быть, по этому слову Божию, а может, по каким другим путям Господним, но очень часто то самое, за что ты осуждаешь человека, прилепляется и к тебе. Не замечал ли ты этого?! Поэтому каждому Бог определил заниматься искоренением своих грехов, а не осуждать других. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Вынь прежде бревно из твоего глаза ( Мф. 7, 3-5 ).

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

но враг это делает со злорадным хохотом, а друг — от сердечной благорасположенности. Не из ненависти Господь обращается к человеку с упреками, — Он мог бы всех людей ведь и смести с лица земли за их грехи, — но Он за нас даже страдал. Педагог, именно потому, что Он благ, весьма искусно предлагает увещание в форме упрека; человека ленивого Он побуждает поношением как бы бичом. Иногда старается Он подействовать на известного человека и сменой формы увещевания. На кого похвала не действует, того понуждает Он порицанием; а кого порицание не приводит на путь спасения, те как бы трупы какие бывают пробуждаемы для истины поношением. Потому что наказание же и учение мудрости приличие всякому времени (Сир. 22:6–7). Поучающий глупого то же, что склеивающий черенки иди пробуждающий спящего от глубокого сна. (Сир. 22:6–7); почему и прибавлено ясно: пробуждающий спящего от глубокого сна, потому что спящий больше всего на мертвого похож. Господь и сам, беря за пример землю, разные виды представляющую и при уходе за ней разные выгоды доставляющую, иносказательно, но очень ясно говорит о самом Себе: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь (Иоан. 15:1). И потом далее Он прибавляет: Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Иоан. 15:2). Виноградная лоза, если ее не подрезать, разрастается в ветви (уходя в них всей своей силой): так и человек. Логос, являясь как бы каким садовым ножом, отсекает размножающиеся на человеке наросты, принуждая его своими чувствами не в страсти вдаваться, а плод приносить. Но упреки, обращенные к грешникам, имеют ту же самую спасительную цель; потому что Логос сообразуется в них с особенностями каждого человека; то кнут употребляет он при этом, то узду. Весьма ясно потому сказано устами Моисея: Не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили (Исх. 20:20). Прекрасно оттого и слово Платона, говорящего из опыта так: «Всем наказываемым поистине оказывается через то великое благодеяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Причина тому ясно изложена в Книге пророка Исаии: «Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают!» (31:1). Гористая местность Палестины не способствовала верховой езде, поэтому кони были чужды еврейской культуре. Устройство же египетских боевых колесниц было очень простым. По нескольким хорошо сохранившимся экземплярам видно, что они делались из металла и твёрдого дерева, которое обтягивали кожей или обивали тонкими металлическими листами. Кузов лежал неподвижно на оси, к которой было приделано дышло. Колёса были с четырьмя или шестью спицами и прикреплялись к оси чеками. Упряжь, обыкновенно для двух лошадей, состояла из ярма, которое накладывалось животным на плечи и пристёгивалось грудным ремнём, а к дышлу тоже прикреплялось ремнём либо металлическим штифтом. Эти колесницы были очень лёгкими и могли вместить в себя не более двух человек: воина и возницу. Возница в правой руке держал одно- или двухвостный бич или кнут с распущенным кнутовищем с.90]. Таким образом, конь и колесница стали символом военной мощи Египта. По этой причине царь Седекия возлагал большие надежды на союз с фараоном Априем (589–570) и на поставку для своего войска лошадей из Египта ( 3Цар.10:28–29 ). В Иерусалиме прекрасно понимали, что борьба за независимость может быть долгой и нелёгкой. К тому же у Седекии после переселения военачальников и «всех храбрых, ходящих на войну» ( 4Цар.24:16 ) в Вавилон (597 г.), было слишком мало воинов. Поэтому Иудейское царство вынуждено было прочно сплотиться вокруг Египта. Сознавая опасность своего положения и желая несколько смягчить внутренние противоречия, Седекия и его подданные заключили завет: строго соблюдать «Второзаконие» – отпустить на волю долговых рабов и впредь не порабощать их. Это явилось своеобразным актом благочестия и не было связано ни с субботним, ни с юбилейным годом ( Иер.34:8–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010