32 . Вот проповедь , с которой Мухаммед обращается к тебе, когда ты собираешься помолиться: возьми сосуд с широким горлом, наполненный водой и, левой рукой выливая воду, правой вымой свой зад. И затем этой же рукой вымой свой рот, затем – свое лицо, затем – руки до локтей, затем глаза и уши, а затем – ноги. Если же такое случается в дороге, тебе следует вымыть обувь снаружи, чтобы ты не устал, затем снять ее и снова надеть. Если ты носишь золотое кольцо, сними его и тогда молись. И если ты носишь одежду из шерсти молодой кошки, не молись, прежде чем не снимешь ее. И если мусульманин пьет вино целый день, а затем хочет помолиться, пусть он внимательно осмотрит свою верхнюю одежду, и, если обнаружит на ней следы вина, вымоет с мылом и водой, и тогда молится. А я говорю тебе: горе неразумному, ибо сосуд, полный вина, моется снаружи. Так и ты не оказался запачканным, хотя чрево твое полно вина, но оказался запачканным из-за капель на верхней одежде. И анафема той молитве, которая может быть осквернена золотым кольцом и кошачьей шерстью, и анафема тому раю, который мржет быть осквернён свининой и вином. Наконец, твой Мухаммед предписывает тебе: если ты находишься рядом с мечетью, возьми платок и разверни его перед собой во время молитвы, чтобы лицо твое не испачкалось пылью мечети. Если же ты окажешься вне мечети, и у тебя не будет платка, возьми лицевую часть верхней одежды и разверни перед собой. Молись на ней, и молитва твоя пусть будет такой: “Какой Бог столь велик, как наш?” и “нет Бога кроме тебя, и Мухаммед – посланник Бога. Аминь”. Далее три раза преклонив колени, говори так: “Благодарим тебя, господи и владыка всех, бездна милости, неподкупный судья на предстоящий день и царь. Даруй нам прямые пути, по которым ты дал идти святым твоим, но не те, по которым до сих пор блуждают люди, исполненные злобы. Аминь”. И совершив три земных поклона, встань, говоря: “Какой Бог столь велик, как наш” (трижды). Затем снова сядь и трижды прославь Бога. Далее обращайся с приветствием направо, говоря: “Мир нам”, а затем налево то же, добавляя “и милосердному Богу”. И уходи.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

35 . Ты служишь неразумному богу без разума и души. Видишь ли ты, что мудрость, учение и проповедь твоего Мухаммеда бесполезны? Разве это не темнее хаоса? Из-за этого вы не знаете, что такое освящение души и тела. Горе вам, скверным. Я тебе ясно показал, что такое твоя молитва , да ты и сам это знаешь из своего учения. И я открыл всю твою погибель и снова собираюсь показать тебе разрушение и гибель твоих души и тела. Как же ты не хочешь спастись от грехов, которые совершил? Мухаммед заповедал тебе обязательно мыть все тело с головы до ног водой или землей, причем так, чтобы земляная масса была отмерена подходящим сосудом, чтобы ты не взял слишком много или мало. Смотри, что я скажу тебе: душа не освящается ни водой, ни землей. Если же вы говорите, что душа освящена, то она не имеет необходимости в освящении водой или землей. А я говорю тебе, что душа соединяется с телом. И как же ты говоришь, что душа освящена Богом, а тело, будучи грязным, должно каждый деть омываться водой? Если ты говоришь, что его необходимо вымыть водой, ибо оно осквернено (грехами или нечистотами), а только потом молиться, то я возражу тебе, что душа и тело – одно целое, и освящение от Бога относится и к душе, и к телу, так же, как и душа, и тело подвержены скверне. И святое никогда не бывает оскверненным, скорее оскверненное освящается. И если святое окажется оскверненным, то не может снова сделаться святым с помощью воды. Видишь, как ты все время заблуждаешься. 36 . Далее, скажи мне, почему ты говоришь, что твой Коран является словом Бога, “пришедшим и несотворенным”? Я знаю Слово Бога как “Свет от Света”. И как соединяется непостижимая и простая природа с твоей книгой, тончайшая природа с таким объемным предметом, который к тому же попирается ногами людей и является творением рук человеческих? Почему же ты называешь эту “пришедшую и несотворенную” книгу Словом Бога? Тело же моего Христа не является творением человеческим и не попирается ногами. Почему же ты не соглашаешься с тем, что я говорю: Слово Бога соединено с плотью и является “рожденным и несотворенным”? Если твоя книга, будучи брошенной в печь, не может помочь себе самой, как же ее называть Словом Бога? И если Господь спасся от иудеев и взошел на небо, чтобы жить там, то как же нам называть Его, если не Богом Словом? И если ты говоришь, что мы не можем постичь, уразуметь и изучить Слово Бога на основе материальной книги, как же ты не согласен с моей точкой зрения, подкрепленной многими свидетелями, что Слово Бога соединилось с плотью и является “рожденным и несотворенным”? Таким же образом и мы нашли в материальной плоти нематериальность и тонкость Бога и узнали славу Его, явную славу Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

43 . Снова я спрашиваю тебя: скажи мне, где и когда родился Мухаммед? Где он жил и где умер? Как зовут его отца и деда? Ты ничего из этого не знаешь, а я знаю очень хорошо. Если же ты не знаешь своих и моих писаний или хотя бы только моих, то услышь от меня и узнай не только о его деде, но и о всех предках вплоть до 10-го поколения. Я чему-то учу своего сына, однако невозможно, чтобы мой сын это делал, ибо он этого не может. Также и вы не можете знать точно о Мухаммеде, как мы, христиане, ибо мы существуем до Мухаммеда и точно знаем все, относящееся к нему. Однако, если вы это знаете, то расскажите нам хотя бы об одном празднике в связи с его рождением, и скажи мне, как вы празднуете его вознесение на небо или его смерть, а также где он похоронен? И какое песнопение подобает его успению? Я прочел все ваши книги и не нашел там ничего, касающегося его восхваления и воспевания. 44 . Гавриил не приветствовал его мать Амину, и сила свыше не осеняла ее, чтобы она стала беременной, и Святой Дух не называл ее святой, как бывшую до рождения сына и после него девой. Но написано, что многие люди покупали ее как рабыню. Как же ты сравниваешь эту рабыню и святую, блаженную и пренепорочную Деву, Мать Бога Слова? Между ними нет никакого равенства, и Мухаммед не равен Христу, ибо он не воскрешал мертвых, не воскресил, как Христос, четверодневного Лазаря, не сделал зрячим слепорожденного и не мог вылечить от любой болезни и недуга. Он не исцелял прокаженных, глухих и немых, не успокаивал силы ветров и бушующих волн, не ходил по воде как по суше и не входил к ученикам через закрытые двери. Он не преображался перед учениками, не был ни безгрешным, ни бессмертным, ни праведным судьей. Как же ты делаешь его равным Христу? Хотя Мухаммед ничего подобного этому не совершал, не придерживался ни истины, ни справедливости, но наоборот, будучи воплощением несправедливости, приказывал убить всякого, кто не признавал его посланником бога, ты, тем не менее, бесстыдно утверждаешь, что Мухаммед есть Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

45 . О жизни Мухаммеда могу сообщить тебе следующее. Упомянутый Абд ал-Мутталиб не был известен среди мусульман. Вы его не знаете и не знакомы с ним. Мы же, христиане, верующие в разумного и живого Бога, будучи Его творением и наследниками земли, знаем Его и знакомы с Ним. Итак, ты должен от меня научиться всему тому, чего ты не знаешь. Мухаммед был сыном Абдаллаха, Абдаллах – сыном Абд ал-Мутталиба, Абд ал-Мутталиб – сыном Хашима, Хашим – сыном Абд Манафа, Абд Манаф – сыном Кушайи, Кушайя – сыном Лувайи, Лувайа – сыном Мудрика, Мудрик – сыном Каунана, Каунан – сыном Эмульдаба, Эмульдаб – сыном Алисия, Алисий – сыном Мефусалима, Мефусалим – сыном Арфальсиаха. Услышь теперь, неразумный, о деде Мухаммеда – Абд ал-Мутталибе, а также обо всем, происшедшем вплоть до смерти Мухаммеда. Все, что я сказал и собираюсь сказать тебе, я говорю и пишу на основании Халдейских писаний. Отец Мухаммеда, Абдаллах, купил свою жену Амину – мать Мухаммеда – на арабском рынке. Она была дочерью Леонса. Через 10 лет после рождения Мухаммеда она умерла, и Мухаммед был воспитан Абдаллахом без матери. Когда ему исполнилось 24 года, он взял себе десять жен и шесть рабынь. 46 . Его первой женой была Хадиджа, дочь Хуваилида, второй – Ум-Хабиба, дочь Суфайана, третьей –Хафша, дочь Омара, четвертой – Айша, дочь Абу Бакра, правящего после Мухаммеда. Затем он женился на Сафие, следующей его женой была египтянка Мария, потом – Сауда, Зулха и т.д. Теперь я расскажу тебе о том, как и откуда он их взял. Хадиджа черпала воду и поила верблюдиц. Мухаммед проходил мимо, попросил воды и предложил ей стать его женой. Хадиджа ответила: “Я вижу твое лицо и не смею приблизиться к тебе. Не пророк ли ты из рода курайшитов?” Он ей ответил: “Да”. И попросил ее в жены у отца ее. Ум-Хабиба была рабыней в его доме, и он соблазнил ее. Хафша же, увидев идущего Мухаммеда, бросила ему под ноги свой платок, и он прошел по нему. Мухаммед сказал ей: “Благодарю тебя, вера твоя велика”. И он отправил гонцов к ее отцу с просьбой: “Отдай мне твою дочь в жены”. Услышав это, отец очень обрадовался и отослал ее к Мухаммеду, дав с собой кислого молока, чтобы он пил его и благословлял их. Взяв молоко, он выпил его, а девушку соблазнил.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

50 . Прожив три года в пустынях Мекки, они обзавелись новыми животными, людьми и вещами, а также изучили местность. После этого они начали заниматься торговлей. У арабов был такой обычай: каждый покупал на свои средства рабынь и отдавал их молодым людям и евреям, которые вступали с ними в связь. У рабынь рождались красивые дети, которых можно было продать за большую цену. Однажды Абдаллах, отец Мухаммеда, сказал своему отцу: “Отец, мне нужна жена”. Тот ему отвечал: “Ты будешь проклят, сын, ты и твоя жена, и твои дети, ибо у нас нет родины и мы должны будем умереть на чужбине”. Спустя некоторое время он снова приступил к отцу, говоря: “Пойдем со мной на рынок, чтобы купить рабыню, которую господь пошлет мне в жены”. Обойдя весь рынок, Абдаллах нашел рабыню и купил ее. И рабовладелец – портной – сказал: “Клянусь богом, эта рабыня продавалась уже более 12 раз”. Они взяли ее и привели, радуясь, в свой дом. Через некоторое время они отправили ее, по обычаю арабов, пасти верблюдов. Свою еду она носила на плече в корзине. Вечером она наполняла ее верблюжьим навозом и приносила в дом своего господина. И когда она там работала, как я только что рассказал, Абдаллах сошелся с ней, и она забеременела, то ли от него, то ли от кого-то из пастухов, пасущих вместе с ней верблюдов на горе. Пришло время ей родить. Когда она по обыкновению пошла на гору пасти верблюдов, то родила там Мухаммеда. Вечером, как обычно, она положила в корзину верблюжий навоз, а сверху – Мухаммеда и пришла в дом своего господина. Дед Мухаммеда увидел его и сказал: “Анафема отцу и матери, ибо по вине отца мы были изгнаны из нашей земли и от наших женщин”. Она же как обычно ходила на гору пасти верблюдов и носила с собой Мухаммеда, чтобы кормить его. 51 . По прошествии трех лет отец Мухаммеда отправился на охоту и поймал дикую овцу. Когда он спешился, чтобы ее зарезать, его ужалила оказавшаяся там змея, и он умер на месте от укуса. Еще через пять лет умер и дед Мухаммеда. Тогда рабыня, взяв осиротевшего ребенка (Мухаммеда), пришла к своему деверю Абу Талибу и рассказала ему обо всем, случившемся с ней. Абу Талиб сказал ей: “Я воспитаю своего племянника Мухаммеда, а ты будешь работать на меня в моем доме”.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

61 . И далее: после убийства старухи с детьми и Абу Талиба Мухаммед со своим войском отправился в Медину, воздвиг там большое здание и обратился к народу: “Архангел господа пришел ко мне и сказал: “Отправляйся в страну Марада, на родину твоего деда, чтобы вернуть на путь истины заблудший народ”. Теперь же я оставляю вместо себя Абу Бакра, чтобы слова, обращенные к вам, вразумляли и наставляли вас. Не переживайте, что я скоро уйду; пусть с вами останется Абу Бакр”. Он переходил с места на место, из страны в страну. И по промыслу живого и разумного Бога он пришел туда, где его дед вел войну с Курайшем. Его спросили: “Ты кто?” Он ответил: “Я из племени курайшитов”. Тогда все пожелали узнать его имя и спросили: “Какое свидетельство есть у тебя о той страны, где жил твой дед?” Он им сказал, почему страна называется Марада: “Между двумя братьями произошла война. Мой дед вынужден был тогда бежать со своей родины”. По этим словам они узнали его и спросили: “А тебя-то как зовут?”. Он ответил: “Меня зовут Мухаммед, и я – пророк и посланник бога”. Они сказали ему: “Мы слышали, что пророк восстал из Медины. Это не ты?” Он говорит им: “Это я. Узнайте же страшную тайну: бог так возлюбил меня, что я был вознесен к богу и сидел перед ним лицом к лицу в сандалиях. Бог говорил со мной неизреченными словами. Я узнал его, а он – меня. Он назвал меня пророком и сказал: “Если бы не было твоей любви, я не создал бы ни неба, ни земли. И твое имя написано вокруг моего престола”. Люди, слушавшие все это, до слез смеялись над ним и сказали: “Если ты говоришь правду, покажи нам, где ты поднялся на небо?” Он отвечал им: “Одной ногой я был в Иерусалиме, а другой взошел на небо”. Они говорят ему: “Слава милостивому и милосердному богу, ибо смертный человек одним шагом взошел на небо. Мы благодарны могущественной утренней звезде, милостивой и милосердной, помиловавшей род наш и выбравшей из племени курайшитов такого человека, как ты”. 62 . Он оставался у них 12 дней, и они в беседе сказали ему: “Мухаммед, избранник божий, некогда у нашего деда была удивительная кобыла, другой такой не было в Аравии. Твой отец Абдаллах пришел к ним с миром, чтобы усыпить их бдительность, а ночью зарезал ее. Из-за этого началась война. Теперь же мы просим тебя (ибо ты – избранник божий и знаешь его, а он во всем прислушивается к тебе): воскреси кобылу, которую убил твой отец. Большего чуда мы от тебя не просим. Мы говорим это не только от тоски по кобыле, но и для того, чтобы арабы увидели чудо и поверили, что ты действительно пророк и посланник божий”.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А Мухаммед, каждый день приходя к отшельнику и учась у него, говорил с народом, передавая ему услышанное. Однажды вечером его дядя Абу Талиб говорит ему: “Мухаммед, я тебя воспитал. Так скажи мне, что ты на самом деле увидел, когда, скрежеща зубами с пеной у рта, упал на землю?” Мухаммед ответил: “Это – начало моего пророчества. Отныне, господин, я буду поститься 30 дней и ночей, чтобы стать легким, как ангел. И когда ангел придет, я встречусь с ним”. И он каждый день бывал у Бахиры, и монах воспитывал его, чтобы крестить. 54 . Вечером он приходил домой сытым и не ел. И Абу Талиб, его дядя, сказал ему: “Я хочу, чтобы ты мне все о себе рассказал. Ибо я вижу, что ты совсем ничего не ешь, но каждый день ходишь в горы, а вечером возвращаешься разбитым от усталости. Скажи же нам, чем ты занимаешься”. Мухаммед говорит ему: “Если ты хочешь, чтобы я обо всем рассказал, сначала собери народ Мекки, и я завтра, придя в горы, скажу тебе все в их присутствии”. Они же не заметили, что он учился и воспитывался у почтенного старца. Да и сам монах не осмеливался сказать кому-либо из арабов, что Мухаммед проводит с ним время, чтобы креститься и научиться от него, и чтобы отразить от арабов грозящую им опасность. Абу Талиб же собрал в Мекке народ и обратился к предводителям арабов: “Один из нас, человек по имени Мухаммед, оказался пророком. Он постился 30 дней. Пойдемте посмотреть не него”. Они же, услышав, что земной человек постился 30 дней и не умер, восславили бога. Это стало известно во всей арабской земле. Они собрались и пришли вместе с Абу Талибом, который сказал им: “Сядьте здесь, ибо он придет вечером”. Когда Мухаммед пришел, все вышли встретить его. И Абу Талиб, воспитавший его, воскликнул: “Как хорошо, что ты пришел, светоч Арабской земли, постившийся 30 дней и ночей”. Люди, услышав это, содрогнулись и устрашились. Мухаммед говорит: “Слушайте же, дядя Абу Талиб, воспитавший меня, и народ. Когда я последний раз пришел в Дамаск и потерял верблюжонка, ты меня высек и прогнал из своего дома. Я в горе пришел к царскому источнику и, упав там, уснул. Во сне я увидел, будто бы солнце поклоняется мне. Утром я в страхе проснулся и решил никому об этом не рассказывать. Я отправился в горы, где прежде пас верблюдов и, сев в тени скалы, начал обдумывать увиденное. Вдруг голос с неба сказал мне: “Мухаммед, не думай о том, что ты увидел. Спустись вниз, постись 30 дней, а затем возвращайся сюда, чтобы я поговорил с тобой”. Услышав это, я постился 30 дней и ночей и каждый день приходил к камню. И вот появляется человек по имени Гавриил, его лицо сияет как солнце, а одежды его подобны радуге на небе. Он был очень красив и говорил со мной неизреченными словами. Теперь, если хотите, выслушайте меня и выполняйте волю пославшего меня. И если я вам что-то говорю, записывайте это”.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А твой пророк учил, что водой очищается и смывается всякая болезнь души и тела. Только что мы видели, как вода не могла освятить поврежденную ногу, видимую и материальную. Так как же она сможет освятить и омыть невидимую душу? Если же ты говоришь, что молитва является освящением души, то почему же и не тела? Теперь же я говорю тебе: “Лучше сначала вылечить ногу, затем выстирать и снова сделать белой одежду, т.е. сначала освятить и осветить душу, а затем само тело вымыть водой и мылом. Горе тебе, жалкий! В день суда святую душу позовут в рай или скажут: Иди, моющий тело, в рай?” 40 . Когда человек умирает и его хоронят, разве через три дня он не становится пищей червей, не начинает смердеть и разлагаться, так что, если его тело не было бы закопано в землю и скрыто могильной плитой, то всякий, приблизившийся к нему, от зловония умер бы? Так какая же польза человеку от мытья тела на протяжении всей жизни? Ведь пророк Давид говорит: “Сердце чисто созижди во мне, Боже” ( Пс 50:12 ). И хотя Моисей постился 40 дней, у него плохо пахло изо рта. И он, взяв листья дерева, вытер свои губы. А Бог , разгневавшись, сказал ему: “Почему ты вытер губы листьями? Иди и постись еще 40 дней”. И я теперь ищу освящения души и тела. И если у тебя плохо пахнет изо рта, то что мне до того? Ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт 3:19 ). Теперь скажи мне, Агарянин! Если Бог принял скверно пахнущий рот пророка и не сказал ему: “Вымой его водой” или “Вытри”, как же ты говоришь, что водой освящаются душа и тело? Ты заблуждаешься. И всякий раз, когда ты совершаешь грех , не только тело приобщается греху, но и душа. Сейчас ты водой смыл с тела грязь. Какой же водой ты собираешься очистить от греха невидимую душу? Так как же можно пять раз в день мыть тело, а душу оставить в небрежении? Разве душа не больше тела? Ведь ты не смог вылечить ноги водой, как ты очистил одежду, но только с помощью врачей и лучших лекарств. Сейчас хочу сказать тебе: У тебя есть могила, снаружи – удивительная усыпальница из золота и жемчуга, а внутри – полная зловония и червей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Далее. Если все мусульмане, насколько я знаю, так говорят и думают, то как же ты утверждаешь, что 72 рода – наказания, а один – рая? Скажи мне, если знаешь, как обстоит дело. Если же не знаешь, я сам тебе скажу. Мухаммед потому сказал, что 72 рода – наказания, а один – рая, что эти 72 рода, говорит он, открыто признают, что Мухаммед говорит правду, а негласно считают, что народ Мухаммеда блуждает вместе с ним и вводится в заблуждение. Я назову тебе их имена: Хашимиты, Шуфриты, Исмаилиты, Мутасимы и прочие. Но чтобы нам долго не говорить, в то время как ваши 72 рода отрицают Мухаммеда, столькие же наши благочестиво почитают одну веру – во Христа. Итак, если 72 ваших рода отрицают Мухаммеда, то кто же говорит правду? В конце концов, или большинство, или один ваш род лжет. Итак, вы считаете себя верными и избранными, но я вас опровергну и сокрушу. 30 . Скажи мне, Агарянин, почему ты клевещешь на Бога, говоря, что он написал вокруг своего престола “нет другой более истинной веры, чем вера избранных мусульман”. И это я нашел в твоем Коране, заблудший. Никто никогда не видел ни Бога, ни Его престола. Откуда же ты знаешь, что это написано на престоле Бога? Если ты говоришь, что узнал это из своего Корана, то твой Коран снова лжет. Ибо где был мусульманин, когда был престол Бога и сидящий на нем, скрывающий в воде свои верхние владения и охватывающий все? 31 . Скажи мне теперь, как ты называешь себя среди всех родов? Действительно, отправной точкой спасения для верующих людей и прямой дорогой, ведущей в жизнь вечную, а также путем спасения души и тела и чистой молитвы к Богу является познание Бога. Ты же знаешь бога неразумного и неживого и служишь ему, как я уже раньше показал тебе. И еще, у тебя нет ни пророка, ни посланника. Так как же ты называешь себя избранным, покажи мне. Ты не признаешь священства, не имеешь ни благодати, ни храма, ни исцеления души и тела, ни псалмопения, ни молитв. Покажи мне, если я лгу. И зная это, как ты можешь войти в царствие небесное и Божией благодати? Ты далек от всего этого.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Еще спрошу тебя: тело младенца, рождающегося на свет и не могущего еще сотворить молитвы, омывается водой для подтверждения того, что молитвой его душа освящается вплоть до смерти? Я показал тебе, что вода не освящает ни души, ни тела. 41 . Если ты говоришь, что человек освящается обрезанием, я отвечаю тебе, что обрезание не освящает ни души, ни тела, но для израильтян оно является свидетельством их принадлежности к собственному роду, отличающим их от язычников. И снова я говорю тебе, что исповедующий неразумного и простого бога лишен благочестия и знания, как я и показал с самого начала. 42 . Далее ты нам говоришь 24 тысячах пророков. Так вот я прошу тебя назвать их имена и рассказать, что каждый из них напророчествовал или какое чудо совершил и в чье царствование жил? Как мы знаем, весь мир состоит из 72 родов, и если бы ты смог назвать по числу родов столько же пророков, мы бы поверили тебе. Сейчас ты не смог бы назвать имен хотя бы 100 пророков. Услышь же от меня, жителя Эдессы: “Однажды пришел некий отшельник к одному из эмиров за милостыней и говорит ему: “Если ты любишь Бога и пророков, то дай мне по одной монете за каждого пророка”. И тот распорядился дать ему, как он просил. И, положив перед ним монеты, эмир попросил его называть имя пророка и брать за каждое по одной монете. Тот же с трудом начал перечислять имена и, вспомнив несколько, уже не мог вспомнить более. Так Нураддин, испытав его, обличил и осмеял. Если бы там оказались христиане, разве и они тоже не осмеяли бы вас? Как же вы, не зная имен пророков, говорите, что у вас их так много? И ты осмелился требовать столько монет за ваших пророков, имен которых ты не знаешь? Далее ты говоришь, что Адам – первый пророк, а Мухаммед – последний. Неразумный и далекий от истины! Я уличил тебя в том, что во многих местах ты говоришь, что Мухаммед существовал до сотворения мира. На мой вопрос о том, где он жил, ты отвечаешь, что он был спрятан в иле и воде. И так, как же он был после Адама, если существовал до сотворения мира? Ты это утверждаешь и ты же это опровергаешь. Как же ты не краснеешь, неразумный?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010