19 . Почему ты не соглашаешься с теми, кто говорит, что Иисус Христос , воскрешающий мертвых, прощающий грехи и творящий многочисленные чудеса и знамения, является соправящим Словом Бога, но называешь его безбожником? Как ты осмеливаешься говорить, что Мухаммед, Христос, Адам и пророки у Бога находятся на одном месте и имеют равное достоинство. Твой Коран говорит устами Бахиры, что Христос является Словом Божиим. Почему же вы говорите, что он сотворен, как Мухаммед? 20 . Далее. Если Христос является Словом Бога, то как же ты называешь Его пророком? Кто еще в твоем Коране имеет два имени? Только Иисус Христос – Бог и человек. Почему вы называете его пророком и посланником? Христос является Словом и соправителем Бога. Как же имя безгрешного и бессмертного Бога может быть подобно имени человека, рожденного во грехе, познавшего грех и во грехе же бесславно умершего? У нас нет доказательств того, что Мухаммед также силен делом и словом, как Христос. Поэтому твой Коран говорит, что Иисуса Христа не распяли и не убили, чтобы его воскресение не показало, что он бессмертен, как Бог . Однако ты заблуждаешься. Ибо, отрицая Его распятие и воскресение, ты не можешь отрицать совершенного им воскрешения мертвых. Тебе было бы достаточно указания на то, что, воскрешая мертвых, сам он никогда не умирал, но является бессмертным, как Бог. Так как же, если он является бессмертным, творцом и воскрешающим мертвых, ты делаешь Мухаммеда равным ему? Разве Мухаммед “взыде в воскликновении”? И ангелы не назвали никого другого, но только Господа нашего Иисуса Христа “рожденным, несотворенным”. И обращаясь ко Христу они воспели “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение” ( Лк 2:14 ). “Ибо сегодня родися Отроча младо, превечный Бог””. 21 . Заблудший! Услышь “Радуйся!” – приветствие архангела Гавриила Пресвятой Деве – “Господь с тобою, и сила Всевышнего осенит тебя ( Лк 1:28, 35 )”. Это написано в 11 главе книги Захарии. И Дева оставалась в храме Господнем, и ангел Господень приносил ей пищу, как и написано в книге Захарии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3. Критиковали учение о предопределении и представления о Боге в исламе. 4. Критиковали мусульманскую эсхатологию.       5. Осуждали нравственные и ритуальные заповеди ислама как богопротивные. 6. Осуждали культ насилия в исламе. А также предлагали и другие аргументы. Эта полемика, хотя и испытывавшая иногда печальные влияния искажений или непонимания тех или иных мусульманских воззрений, в целом довольно высокого уровня и качества. Многие из Отцов лично общались с мусульманами, подолгу жили среди них и хорошо понимали их менталитет. В силу этого, знакомство со святоотеческим взглядом на ислам может помочь и в современном диалоге, и в современной миссионерской работе. Вместе со святоотеческой письменностью об исламе находятся в неразрывном единстве и сочинения византийских полемистов, не прославленных в лике святых, среди которых особенно замечательны сочинения Феодора Абу Курры , Никиты Византийского, Еводия Монаха, Псевдо-Льва, Арефы Кесарийского , Варфоломея Эдесского, Uoahha IV Кантакузина, Мануила II Палеолога и др. До настоящего времени российскому читателю не доступно в совокупном объеме византийское наследие VII–XV вв., посвященное исламу, хотя еще в начале XIX века прп. Макарий Глухарев писал, что в целях успешной миссии среди мусульман необходимо перевести и осмыслить все, что было написано на греческом языке по этому поводу в средние века. Из истории православной христианской миссии среди мусульман Распространенное мнение о безуспешности и малочисленном характере христианской миссии среди мусульманских народов не соответствует действительности. Есть сведения, что уже один из ранних сподвижников самого основателя ислама (Мухаммеда), Убайдаллах ибн Джахиз, переселившийся во время «первой хиджры» в Эфиопию, уверовал там во Христа и принял крещение. Он был первым, но далеко не последним мусульманином, кто обратился к свету истины. Вот два рассказа из эпохи раннего ислама, относящихся ко времени правления четвертого «праведного» халифа, племянника и зятя Мухаммеда, Али: «Один мусульманин принял христианство. Али приказал ему вернуться в ислам, но он отказался. Али убил его и не отдавал тело родным, хотя они предлагали ему много денег. Он сжег тело». «Другой человек из племени Бани-Ижл стал христианином. Его привели к Али, закованным в цепи. Они долго говорили. Мужчина ответил ему: " Я знаю, что Иса – Сын Божий». Тогда он (Али) встал и ногами ступил на него. Когда это увидели другие, они тоже начали топтать мужчину. Тогда Али сказал: «Убейте его». Его убили, и Али приказал сжечь тело».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

99 ЕЭ, IV, 859–860. Аммиан Марцеллин называет Бустру «огромным» городом (Римская история, XIV, 8, 13). 105 Эпитет «сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них» довольно часто встречается в раннехристианской литературе II-V вв. н. э., но относится всегда исключительно к Богу Отцу. 110 Евсевий Кесарийский рассказывает в своей «Церковной истории» о переписке Христа с эдесским царем Авгаром и даже приводит копии их писем (I, 13). Декрет папы Геласия называет эту переписку апокрифической (см. Приложение 1–2 57–58]). Евсевий также сообщает, что после вознесения Христа апостол Фома отправил для проповеди евангелия к Авгару одного из семидесяти учеников Христовых – Фаддея. Сохранился, кроме того, сирийский апокриф о царе Авгаре (см.: Мещерская Ε. Η. Легенда об Авгаре – раннесирийский литературный памятник. М., 1984.) 112 Показателен в этом отношении следующий пассаж из «Панегирика святому апостолу Варфоломею» Феодора Студита : «Petrus docet nationes, sed Bartholomaeus consequenter paria investigat. Petri speciosi pedes bona evangelizantis, sed et Bartholomaei aeque gloriosi, sublimia de Deo loquentis. Petrus prodigia magna, sed et Bartholomaeus facit miracula valida. Petrus deorsum capite crucifigitur, sed et Bartholomaeus e diverso poenas sustinens, postquam vivus decoriatus est, capite plectitur» (Цитирую по «Vita et Martyrium...». P. 29.) 113 В древности народы Индостана совершенно не знали верблюда. Он получил распространение там уже во времена мусульманского владычества, а в Бирме оставался неизвестен вплоть до середины XIX в. См.: Риттер К. Географическое распространение верблюда в Старом свете. М. 1854. С. 237. 114 См., например, у Цезаря в «Записках о Галльской войне»: «Вся Галлия на три части разделяется...» Или еще более сходно у римского грамматика IV в. Сервия Мавра в его комментариях к «Энеиде»: «Есть три Аравии – Нижняя, Каменистая и Счастливая». 115 Smith W. India.//The Dictionary of the Bible, v. II. London, 1864. См., также: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

  Список литературы: 1. Архимандрит Георгий (Ю.Л. Шевченко). Высокий дар небес. К вопросу о канонизации Н.И. Пирогова//Праведный и Чудесный доктор Николай Пирогов: врач, ученый, педагог, философ и религиозный мыслитель (материалы к канонизации)/Под ред. Ю.Л. Шевченко (архимандрита Георгия). М.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2020. С. 7-24. 2. Гумилевский А.В., свящ. Житие преподобного Алексия, человека Божия: Изд. в пользу Петерб. Рождеств. братства. СПб.: Тип. В. Головина, 1863. 24 с. 3. Гумилевский А.В., свящ. Летопись предполагаемого братства//Дух христианина. 1862. Июль. Отд. III. С. 468-490. 4. Гумилевский А.В., свящ. Современное обозрение//Дух христианина. 1861. Ноябрь. Отд. III. С. 89-116. 5. Левин С.С. Благотворительность в России//Православная энциклопедия/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2000–. Т. V: Бессонов – Бонвеч. 2002. С. 325-334. 6. Лукашова С.С. Братства Православные//Православная энциклопедия/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2000–. Т. VI: Бондаренко – Варфоломей Эдесский. 2003. С. 201-213. 7. Маслов В., прот. Двадцатилетие Христорождественского братского приюта при Христорождественской на Песках в С.-Петербурге, церкви: Ист. очерк прот. Василия Маслова. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1883. 77 с. 8. Мельков А.С., Шкаровский М.В. Храм Рождества Христова на Песках: страницы истории. Смоленск: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2021. 248 с. 9. Оболенский Д.А. Мои воспоминания о великой княгине Елене Павловне//Русская старина. 1909. 3. С. 504-528. 10. Рункевич С.Г. Приходская благотворительность в Петербурге: Исторические очерки С.Г. Рункевича. СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1900. VIII, 313, с. 11. Скроботов Н.А. Жизнь и деятельность основателя церковных братств на Руси в новейшее время священника Александра Васильевича Гумилевского: Крат. очерк Н. С-ова: С прил. портр. покойного пастыря, речей и слова, посвященных памяти его. СПб.: Тип. Каспари, 1870. 64 с.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/svyawe...

Абу Бакр вместе с Мухаммедом отправился против арабов и с этого момента начал побеждать. Много людей собралось посмотреть на победившего Мухаммеда, который снова выступил против них. Придя в Мекку, он оттеснил арабов, укрепился, захватил город и окрестности и издал закон: “Всякий, не признающий Мухаммеда пророком и посланником Божиим, должен умереть”. Из страха смерти многие присоединились к нему и уверовали в него, и он захватил города и земли арабов. 58 . Придя к колодцу Замзам, т.е. “глубокая бездна”, он захватил находящийся рядом город Сусаита, т.е. “черный камень”. Там его люди схватили старуху и семь ее детей и сказали ей: “Уверуй со своими детьми в Мухаммеда и его бога, что он пророк и посланник бога”. Она ответила: “Дайте мне увидеть его и поговорить с ним”. Они отвели ее к нему, и она спросила: “Почему ты называешь себя пророком и посланником, и кто твой бог? Для меня бог – это Афродита, утренняя звезда. Кого же ты называешь Богом?” Он говорит ей: “Есть другой бог. Его рабы – Михаил и Гавриил. Я же – посланник этого бога”. Старуха спросила: “А где живет твой бог, о котором ты говоришь?” Он ответил, что на небе, и показал рукой вверх. Старуха поинтересовалась: “Только ты один знаешь его или твой народ тоже? И голос его такой же, как у нас, земных людей, или отличается?” Мухаммед сказал: “Ни я, ни стоящие вокруг не знаем бога”. Старуха удивилась: “Ты утверждаешь, что поднялся к богу одним шагом в твоих сандалиях, а сейчас говоришь, что не знаешь его. Как же ты называешь себя пророком и посланником?” Мухаммед ответил: “Архангел Бога Гавриил приходит ко мне каждый день и возвещает то, о чем я говорю”. Старуха сказала: “Когда архангел говорит с тобой, ты один слышишь это, или твой народ тоже? Если это слышат все, то все они – посланники архангела, и нет у тебя благодати. Если же ты один, то архангел является посланником, а ты – никем. Итак, не называй себя посланником”. Мухаммед говорит: “Измени свое мнение, чтобы не погибнуть тебе и детям твоим от меча”. Старуха отвечала: “Побойся бога, которого ты знаешь. Прикажи, чтобы сначала убили моих детей, а затем меня, чтобы они, как безрассудные и глупые, оставшись без меня, не поверили бы твоему лживому учению, и чтобы мы не отреклись от нашего бога”.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Евангелиста Иоанна, Божественным елеем умягчающего происходящее в нас от грехов сожаление и уныние и драгоценным дарованием Богословия, дарующего нам никогда не ослабевающую веру; пятое – сардоникс, камень, имеющий цвет блестящего человеческого ногтя, означает Иакова, прежде других претерпевшего за Христа телесное умерщвление; шестое – сардий – оранжевый по цвету и блестящий камень этот, целебный при опухолях и язвах от железа, обозначает красоту добродетелей блаженного Филиппа, просвещаемую огнем Божественного Духа и врачующую душевные язвы прельщенных; седьмое – хризолиф – блестящий подобно золоту, обозначает, быть может, Варфоломея, блистающего многоценными добродетелями и Божественною проповедью; осьмое – вирилл – имеющий цвет моря и воздуха, обозначает Фому, совершившего дальнее путешествие для спасения индийцев; девятое – топазий – черный камень, источающий, как говорят, млекообразный сок, целебный для страждущих глазными болезнями, обозначает блаженного Матфея, который врачует Евангелием слепых сердцем и напояет млеком новорожденных в вере; десятое – хрисопрас – превосходящий по блеску самое золото, обозначает блаженного Фаддея, который Авгарю, царю эдесскому, благовестил означаемое золотом Царство Христово и мертвость в нем, знаменуемую прасом; первоенадесять – иакинф – лазоревый или небовидный гиацинт, правдоподобно обозначает Симона, как ревнителя Христовых дарований, имеющего небесное мудрование; второенадесять – амефист – багряный по цвету камень, обозначает Матфия, удостоившегося Божественного огня при разделении языков и за пламенное влечение благоугождать Избравшему заменивший место отпадшего (ст. 15-20).Двенадцать ворот города были устроены из 12 цельных жемчужин. " Двенадцать ворот " , говорит св. Андрей, очевидно суть 12 учеников Христовых, через которых мы узнали дверь и путь жизни. Они же и 12 бисеров, как получившие просвещение и блеск от единственного многоценного бисера – Христа. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Все эти подробности выражают одну и ту же мысль, что в небесной Церкви Божией все свято, чисто, прекрасно и устойчиво, все величественно, духовно и драгоценно (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

Евтихиане и после того, как осуждены были вселенским, халкидонским Собором, не переставали волновать Церковь Христову. Они убили Протерия, православного архиепископа александрийского, заступившего место нисверженного Диоскора, и на кафедру александрийскую возвели своего единомышленника Тимофея Элюра. Спустя 30 лет после халкидонского Собора, император Зенон издал так называемую формулу соединения – енотик, в которой подтверждались догматы четырех вселенских Соборов; но о двух естествах в Иисусе Христе не было ни слова. Этою формулою он думал примирить православных с монофизитами. Но эта полумера не имела желанного действия. Споры продолжались. Монофизиты делились на многие секты и враждовали с православными и между собою. Они и теперь существуют и известны под именем коптов, абиссинцев и яковитов 1 . Копты живут исключительно в Египте под управлением своего патриарха. Предки их православную веру изменили на евтихианскую вскоре после халкидонского Собора, и, пользуясь покровительством сарацинских калифов, присвоили себе в Египте большую часть православных церквей и монастырей; но с VIII века должны были платитьбольшую подать и вообще много потерпели от магометан, так что многие их церкви были обращены в мечети, другие разрушены до основания, и некоторые из коптов приняли ислам . Абиссинцы или эфиопы живут преимущественно в Эфиопии под управлением митрополита. Предки их обращены были в христианство ап. Варфоломеем, а потом Фрументием; но в VI веке абиссинцы приняли евтихианство, и, подобно коптам, много потерпели от магометан. Яковиты живут преимущественно в Сирии, по р. Евфрату, под властью патриарха. Имя свое они получили отИакова Барадея или Занзала еп. эдесского (541–578 г.), – это был евтихианский епископ, который поддержал еретиков, преследуемых гражданской властью. Пелагиане. Пелагий (в V в.), британский монах, и товарищ его Целестий, учили: а) так как Адам через своё грехопадение не повредил своей природы, а потому потомки его – без всякой естественной порчи и без прародительского греха; то они могут одними естественными силами достигать нравственного совершенства и не нуждаются в сверхъестественной, благодатной помощи; б) смерть есть закон природы, а не наказание за грех , потому что Адам сотворен смертным, так что он должен был умереть, хотябы и не согрешил, потому что природа его была смертная. Это лжеучение осуждено было на многих соборах (более 20) и подробно рассмотрено и опровергнуто блаженным Августином .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Ж. л. появилась с распространением в Армении христианства, к-рое в 301 г. было провозглашено гос. религией. IV век был периодом внедрения христ. лит-ры на греч. и сир. языках в арм. церковную среду. Ж. л. переживала бурный расцвет после создания письменности в нач. V в. В этот период армяне приобщились почти ко всем видам христ. лит-ры, в т. ч. и к житийной. Из переводов с греч. на арм. язык был составлен сб. «Жития святых отцов»; с сирийского были переведены Житие равноап. Феклы, «Послание царя Авгаря Эдесского», Деяния Персидских мучеников («Мученики Востока») еп. Маруты Майферкатского, с греческого - риторические пособия, послания, речи, похвальные слова святителей Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, оказавшие заметное влияние на арм. Ж. л. Одновременно зарождается арм. оригинальная Ж. л., в к-рой представлены как панегирические произведения, так и простые повествовательные. В V в. были составлены армянские версии Сказаний об апостолах Фаддее и Варфоломее, Житие свт. Григория Просветителя, Мученичество Рипсимянских дев (см. подробнее в ст. Рипсимия, Гаиания и 35 св. дев ), вошедшие как составные части в «Историю Армении» Агафангела , а также Мученичество св. Шушаник. Ранние памятники проникнуты легендарно-эпическим духом, полны рассказов о чудесах; в них созданы монументальные и цельные образы героев. Драматизмом отличаются Мученичества Рипсимянских дев и св. Шушаник. К жанру Ж. л. обращались арм. историографы V в. Фавстос Бузандаци, Агафангел, Мовсес Хоренаци, Елише. В их произведениях искусно сплетены исторический, эпический и агиографический стили. Самое значительное произведение арм. Ж. л. V в.- Житие Маштоца. Будучи похвальным житием, оно сочетает характерные черты исторической прозы и античной биографии. Со 2-й пол. V в. арм. Ж. л. приобретает новую особенность: христианство становится важным фактором борьбы за независимость. Яркий пример этого - исторический труд Елише «О Вардане и войне армянской». Эта черта армянских мученичеств прослеживается в дальнейшем вплоть до позднего средневековья.

http://pravenc.ru/text/182317.html

И мы, христиане, наследники царствия небесного, посланники истинной веры и последователи истинных пророков, обличаем достойного проклятия и нечистивого Мухаммеда и называем его пустым лжецом. 65 . Когда мусульмане приходят в Медину помолиться и просят местных жителей показать им могилу Мухаммеда, чтобы почтить ее, те отвечают: “Кто же осмелится взглянуть на его могилу? Ибо увидевший ее ослепнет”. Это такой ложный предлог обмануть народ, чтобы он, узнав правду, не перестал быть приверженцем этой отвратительной и достойной осмеяния религии. Затем они поразмыслили и воздвигли внутри Медины неприступную круглую стену, распространив в народе слух, что могила Мухаммеда находится внутри и что никто не должен видеть ее, чтобы не ослепнуть. И это заблуждение до сих пор бытует мусульман. Абу Бакр же ждал возвращения Мухаммеда. Когда все поняли, что он не вернулся, то вспомнили о нем и сказали народу: “Принесите записи, которые Мухаммед дал вам, чтобы все объединить в одну книгу”. Абу Бакр стал халифом вместо Мухаммеда. Осман же был очень хорошим писателем, и Абу Бакр поручил ему собрать все записи Мухаммеда в одну книгу, называемую Коран. Тот так и сделал. Первый экземпляр, вышедший из под руки Османа, находится под куполом церкви Иоанна Предтечи в Дамаске, в Тземеене, т.е. месте собрания. 66 . И где ни откроешь твой Коран, везде содержатся чепуха и необоснованные утверждения: что Авраам разрушил идолов, что Моисей разделил море и прошел там со своим народом, а фараон утонул, что Ной построил ковчег, кит проглотил Иону, Христос воскресил мертвых, Иосиф получил в удел Египет, Давид сочинил Псалтырь, Соломон знал язык зверей и птиц, а Мухаммед взошел на небо и встретился там со Христом и говорил с ним. И Мухаммед, когда взошел на небо, обнаружил, что на престоле бога написано: “Нет бога, кроме бога, а Мухаммед – посланник бога”. В другом месте твоего Корана бог говорит: “Мухаммед, я приветствую тебя, твой дом и твой народ”. В другом месте твой Коран говорит: “Мария съела финик и забеременела”.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Из южно-итальянских монахов, кроме Нила Россанского, о котором речь была выше, глубокой эрудицией отличался его ученик Варфоломей; он в совершенстве изучил нравственную философию и богословие; основательно знал и светские науки; 1870 написанное им житие Нила отличается прекрасным греческим языком. Николай, третий игумен (1153–1190) монастыря Николая Казолы близ Отранто, имел разносторонние способности. Философ и политик, библиофил и ученый, полемист и государственный деятель, он принимал очень деятельное участие в спорах между латинянами и греками, усердно заботился о внешнем и внутреннем благоустройстве своего монастыря, собирал в его библиотеку ценные манускрипты и не пренебрегал собственноручно копировать лучшие из них в пример всей братии; после него остались устав (1174), написанный для монастыря, в котором он игуменствовал, и завещание. 1871 Монах Нил, современник Филарета Калабрийского († 1070), составил биографию этого последнего, отличающуюся чистым и правильным греческим языком, а монах Лука, седьмой игумен Криптоферратского монастыря, написал житие игумена Варфоломея. Лука Арментский († 993) не только основательно был знаком со Св. Писанием и творениями св. отцов, но и с произведениями выдающихся светских писателей и философов. Он проник во все тайны классической и христианской философии и прекрасно объяснял своим ученикам основы той и другой. 1872 Наконец, Нил Доксипатр, первенствующий синкелл и архимандрит, написал в 1143 г., по просьбе короля Роджера, сочинение De majorum patriarcharum sedibus и, по воле Иоанна Комнина, Номоканон, замечательный по сходству со славянской Кормчей. В восточных патриархатах из монахов-писателей и ученых известен Варфоломей, инок эдесский, живший в конце IX в., человек великого ума и обширной эрудиции; он был основательно знаком с литературой и нравами мухаммедан и арабов и в своем сочинении, направленном против вероучения Мухаммеда (Elenchus et confutatio agareni), остроумно опровергает догматы Корана, сообщая при этом интересные данные о происхождении, жизни, обычаях и обрядах Мухаммеда и его последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010