А.П. Шостьина ), 397, 637 и 1037 (Проф. С.И. Соболевского), 1220 (Проф. С.С. Глаголева ), 638 и 1108 (Проф. А.А. Спасского), 1091 (Проф. Μ.Μ. Тареева), 965 (Проф. Π.П. Соколова), 1136 (Проф. И.В. Попова ), 405, 406 и 407 (Проф. С.И. Смирнова ), 790 и 1033 (Проф. Д. И. Введенского ), 350, 352, 353, 354, 356, 357, 784 (Проф. А.П. Орлова), 391, 392, 393, 394, 396, 398, 403, 694, 695, 696, 1023 и 1026 (Проф. свящ. Д. В. Рождественского ), 395, 402 и 635 (Проф. свящ. В. Н. Страхова), 787, 788, 789, 1028, 1171, 1172, 1174, 1175, 1176, 1177, 1178 (доцента Н.В. Лысогорского), 1050 и 1218 (и. д. доцента Н.Л. Туницкого), 631, 632, 692, 693 и 694 (и. д. доц. Ф.Μ. Россейкина), 159, 160, 161, 633 и 634 (и. д. доцента свящ. П.А. Флоренского), 399, 697, 992, 995, 996, 998, 1001 и 1003 (и. д. доцента А.Μ. Туберовского), 647, 648 и 649 (и. д. доцента свящ. И. В. Гумилевского), 1048, 1182, 1183, 1184, 1186 и 1187 (и. д. доц. В.П. Виноградова ), 400,792, 1021, 1029, 1030, 1038 и 1046 (и. д. доц. В.А. Троицкого), 1215 и 1216 (и. д. доц. свящ. И.Μ. Смирнова), 1161, 1162 и 1163 (и. д. доц. иеромонаха Пантелеймона), 722,1027, 1047 и 1121 (и. д. доц. Н.Д. Протасова ), 640, 1022 и 1024 (и. д. доц. иеромонаха Варфоломея), 1034 (лектора А.К. Мишина), 639, 1031 и 1213 (лектора свящ. Н.А. Преображенского), 1039 и 1040 (лектора Г.Я. Томсона) и 964 (Библиотечной Комиссии)“. Определили : Поручить библиотекарю Академии K.Μ. Попову выписать для академической библиотеки означенные в заявлениях гг. профессоров и преподавателей Академии издания и о последующем представить Правлению Академии. XV . Представление Библиотечной Комиссии, от 16 декабря за 1089: —635— „На основании своего постановления от 11 декабря 1912 года Библиотечная Комиссия имеет честь представить в Совет Академии: 1) Представление в Комиссию Библиотекаря Академии К. Попова от 10 декабря 1912 года со списком периодических изданий, получавшихся в академическую библиотеку в 1912 году, и 2) Копию с протокола заседания Библиотечной Комиссии 11 декабря 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—722— науки Академия и взяла на себя почин в неотложно стоящей пред нашей наукой и национальным сознанием задаче издать научно проверенный текст славянской Библии. Приступая к осуществлению указанного издания, Совет Императорской Петроградской Духовной Академии поручил мне пригласить соответствующих делу сотрудников в целях образования Комиссии. Вследствие сего честь имею просить Совет Императорской Московской Духовной Академии оказать содействие указанному выше научному начинанию Петроградской Духовной Академии принятием участия в трудах образуемой ныне Комиссии по научному изданию славянской Библии». Определили: Сообщить Преосвященному Анастасию, Епископу Ямбургскому, Ректору Императорской Петроградской Духовной Академии, что из числа профессоров и преподавателей Императорской Московской Духовной Академии, принимая во внимание избранные ими специальности и область их прежних ученых трудов, могли бы быть приглашены в состав Комиссии и оказать содействие предпринимаемому делу научного издания славянской Библии следующие лица: а) сверхштатный заслуженный ординарный профессор Академии М.Д. Муретов, б) экстраординарный профессор по кафедре истории русской литературы Н.Л. Туницкий, в) экстраординарный профессор по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета священник В.Н. Страхов, г) доцент по 2-ой кафедре Священного Писания Ветхого Завета иеромонах Варфоломей (Ремов) и е) и.д. доцента по кафедре русского и церковно-славянского языков с палеографией священник И.М. Смирнов. XVI. Отношение Правления Императорского Московского Университета, от 23 октября за 5654. «Правление Императорского Московского Университета имеет честь уведомить Совет Императорской Московской Духовной Академии, что, вследствие отношения Совета от 11 октября 1914 г., за 547, по постановление Правления 16 сего октября, разрешено доценту Академии Николаю Дмитриевичу Протасову пользоваться книгами Университетской Библиотеки, с отпуском таковых на дом, под ручательство Совета Академии». —723— Определили: Приняв к сведению, – сообщить о последовавшем разрешении пользоваться университетской библиотекой доценту Академии Н.Д. Протасову .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Того ж числа принято Старокадомского монастыря по розвытку Андриановы пустыни за два человека на прошлый 200 год восемь рублев. Деньги платил Сидорка Гордеев. Сентября в 29 день продана новая шуба рыбашному старцу Феодосию; взято двадцать шесть алтын четыре деньги. Сентября в 30 день продан шубной новый кафтан стрельцу Гурке Родионову; взято двадцать алтын. Месяц Октябрь В 3 день принято у гробового старца Ироклимана свечных денег девятнадцать алтын четыре деньги. В 4 день продано с Фаворского скотного двора двадцать баранов села Вознесенского бобылю Пашке Корнильеву; взято два рубли восемь алтын две деньги. В 15 день принято дер. Ивановской с крестьян оброку за пустошь Обрамкова на прошлый 200 год четыре рубли, за пустошь Елолликово тридцать алтын. Платили той же деревни Ивановской крестьяне Сергушка Иванов с товарищи. Октября в 22 день принято села Троицкого, деревни Санникова, у крестьянина у Ивашки Глебездилы за пустошь Медведково оброку на прошлый 200 год двадцать три алтына две деньги. В 25 день принято Рычковской мельницы у старца Ионы помольных сборных денег рубль двадцать один алтын четыре деньги. В 31 день принято с Воскресенской мельницы у старца Климента помольных сборных денег рубль двадцать три алтына две деньги. Месяц Ноябрь В первый день продано с монастырских скотных дворов двенадцать быков больших и малых; взято тринадцать рублев тридцать один алтын четыре деньги. В 13 день принято мостовых сборных денег с реки Истры четыре алтына. Принято по Благоверной Великой Государыни Царевны и Великой Княжны Схимонахини Анфисы Михайловны на свечи, на ладан и на вино церковное четыре рубли тринадцать алтын две деньги. В 14 день продана головщику старцу Варлааму ряса сермянная; взято двадцать алтын. В двадцатый день принято за свечи и ладан в поминовение по Княгине Анне Мещерской четыре рубли одиннадцать алтын четыре деньги. В 21 день принято с Воскресенской мельницы у старца Климанта помольных сборных денег девятнадцать алтын. Принято у сушиленного старца Варфоломея за масло с крестьян сборных денег остаточных двадцать шесть алтын четыре деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

267 Один из паломников-воспитанников. Петербургские паломники в гор. Чернигове//Колокол. 1909. 980 (11 июня). С.З. 268 Экскурсант. Паломничество воспитанников спб. духовной семинарии//Колокол. 1909. 988 (24 июня). С.З. 269 Варфоломеев Н., воспитанник-экскурсант. С– Петербургские семинаристы-паломники во Владимире и в Москве//Колокол. 1909. 992 (28 июня). С.З. 271 Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века. Справочник. СПб., 1996. С.220. 275 Дата рождения: Центральный Государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф.277.0п.1. Д.323. Л.141–142. Дата кончины – по надгробию в нижнем храме Троицкого кафедрального собора Пскова. 278 Служение владыки-митрополита Антония//Ведомости СПБ градоначальства. 1908. 225 (16 октября). С.З. 279 Столетний юбилей С.-Петербургской духовной семинарии//Церковный вестник. 1909. 40. С. 1247. 280 Юбилей С.-Петербургской духовной семинарии//ПбЛ. 1909. 263 (25 сентября). С.2; 264 (26 сентября). С.З; 265 (27 сентября). С.5; иллюстрированное приложение, 39. С.324–325. 282 Епархиальная хроника. Столетие С.-Петербургской Духовной Семинарии. Юбилейное торжество СПБ Духовной Семинарии. Адрес СПБ Семинарии от Епархиального СПБ съезда//Известия по С.-Петербургской епархии. 1909. 20. С.16–22. 284 Столетний юбилей духовной академии//ПбЛ. 1909. 345 (16 декабря). С.З; 346 (17 декабря). С.5 290 Паевский Ф. В Александро-Невском духовном училище//Ведомости СПБ градоначальства. 1908. 242 (7 ноября). С.2. 291 Паевский Ф. Отпевание и погребение протоиерея Д.Т. Мегорского//Ведомости СПБ градоначальства. 1909. 24 (30 января). С.2. 293 Отчет о деятельности высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви за 1905 год (существования Общества двадцать пятый) с приложением списка членов и устава Общества. СПб., 1906. С. 136. 296 Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви в С.-Петербурге. Отчет о деятельности Общества за 1906 и 1907 г.г. (существования Общества двадцать шестой и седьмой) с приложением списков членов и устава Общества. СПб., 1908. С.93.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Александр (Фёдоров): К основным заслугам Н.В.Баранова отношу следующие. Сохранение в ансамблевой целостности города на Неве. Создание нового генерального плана Ленинграда с развитием города не на юг, как в 30-е гг., а вдоль Невы к Финскому заливу - по этому генплану город развивался до конца ХХ века! Организация реконструкций исторических градостроительных узлов Петербурга - Сенной площади (с сохранением храма), Обуховской площади, площади Искусств, Кленовой аллеи, Троицкой площади. Создание ансамбля площади пред Финляндским вокзалом и Арсенальной набережной (частично искажён в недавнее время, в том числе, необоснованным снесением здания школы на Арсенальной набережной). Застройка района Старой и Новой Деревень. Создание стадиона на Петровском острове (проект реализован не полностью) как часть большого замысла выхода города к заливу по Малой Неве, с организацией Центрального городского парка, состоящего из перетекающих друг в друга зелёных массивов (идея была загублена впоследствии застройкой участка от Биржевого до Тучкова мостов). Руководство весьма успешным проектом планировки и застройки западной части Васильевского острова (всё было почти завершёно, но новый намыв брега в начале XXI века также почти уничтожил значительную часть этой работы). При нём создавались два Парка Победы. Как частность - более поздний проект Спортивно-концертного комплекса за Московским Парком победы. Защита города в Блокаду, в том числе созданием оригинальных по замыслу маскировочных сооружений. Спасение в Блокаду зелёных насаждений города. Очень быстрое восстановление города во время и после войны. К 50-му году Николай Варфоломеевич оставил город почти в идеальном состоянии (а ведь прошло лишь пять лет после окончания войны). Руководство работами по воссозданию пригородов, в том числе, дворцово-парковых ансамблей (особенно Павловска). Забота о городе на Неве из Москвы в 60-е - 80-е гг. со своего положения в Госстрое и Госгражданстрое как фактически ведущего градостроителя страны. Остальное касается профессии в целом, роли его в стране. Из конкретных проектов - работы в Ярославле, Баку, реконструкция Пскова, реконструкция центра Софии (Болгария) и много других. Общее руководство градостроительством в стране, написание ряда научных работ (наиболее интересна его книга «Главный архитектор города»), редактура «Всеобщей истории архитектуры» в 12-ти тт. и т. д. А ведь это только сухой список без комментариев...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Указывают на пребывание в Москве «главного любекского книгопечатника Варфоломея Готана» (1493–1495), который положил начало книгопечатанию в Москве, по хронике Реймара Кока (С.В.Арсеньев в Чт. Общ. ист. 1909, IV, 17–20). В.Е.Румянцев, Сборник памятников, относящ. до книгопечатания в России, М. 1872. Е.Е.Голубинский , отводя первенствующую роль в этом деле Петру Тим. Мстиславцу (Мстиславль принадлежал Польше, а у поляков славился уже своими типографиями Краков), признает влияние последних (К вопросу о нач. книгопечат. в России, Богослов. Вести, 1895, 2). К Мстиславцу примкнул сначала в качестве товарища Ив. Федоров, но потом он стал настоящим энтузиастом в книжном деле. Барберини указывает на греческое влияние (Аделунг, I, 152). Первая греч. книга напеч. в Венеции в 1486 г. (Чт. в Общ. ист. 1896, I, 20), ср. еще Владимиров, Нач. славян. книгопеч. в XV и XVI в. (Чт. в Общ. Нестора лет-ца, кн. VIII); И.И.Малышевский , О новонайден. данных для биографии Ивана Федорова (ib., кн. VII). В пользу высказанного предположения может говорить и то, что М.Грек лично был знаком с знаменитым итальянским типографом Альдом Мануцием, издания которого он привез с собой в Москву, успел заинтересовать ими любознательных лиц и давал им объяснения знаков альдинских изданий 2030 . Князю Курбскому он рассказывал, как венецианцы, по завоевании Константинополя турками, воспользовавшись книжными сокровищами Византии, озаботились переводом на латинский язык восточных отцов церкви и печатают их в большом количестве, а затем рассылают не только по Италии, но и во все западные страны. «Поведал мне то Максим и я слышал сие от превозлюбленного учителя моего из самых его преподобных уст» 2031 . Сказанное выше подтверждается и первоначальной типографской терминологией, и словами Ивана Грозного, ссылающегося на образцы печатания у греков (печатавших тогда в Венеции) в Венеции и Фригии (фряги – итальянцы 2032 ), и сказанием о начале печатания в Москве, излагающим состояние книжного дела в России словами М.Грека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Скажу, кстати, о составе служащих с владыкой Феодором в академическом храме. Всегда сослужили ему: ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Герман Ряшенцев 23 , инспектор архимандрит Иларион 24 , пом. инспектора Академии иеромонах Николай (ныне, кажется, Могилевский) 25 , иеромонах Варфоломей Ремов 26 , профессора Академии в иерейском сане и студенты в том же сане. Часто были ставленники в иерейский сан с миссионерских пастырских курсов – «Восторговских». К этим ставленникам владыка Феодор относился недоброжелательно, но рукополагать было надо, и рукополагал. Все сослужащие с владыкой Феодором шли после литургии в его покои. Здесь предлагался скромный чай с вареньем, с конфетами, с печеньем, с булками. Разговоры за этим чаем были самые разнообразные, начиная с обсуждения текущих новостей церковных и кончая научными богословскими вопросами. В этих разговорах или вернее душой этих разговоров был архимандрит Иларион – словоохотливый, всегда находчивый и сведущий. Ректор Семинарии архимандрит Герман Ряшенцев никогда в диспуты не вступал, но время от времени делал свои или саркастически едкие, или насмешливые замечания. Он был грубоват в обращении с нами, студентами, и угловат в суждении. Это был несимпатичный человек – монах, считавший себя очень умным. Тем не менее он был близкий человек к епископу Феодору. Такое впечатление от Германа было не у меня одного, а у многих студентов. Его недолюбливали все. 2. Инспекторы архимандрит Анатолий (Грицюк) и архимандрит Иларион (Троицкий) Архимандрит Иларион, инспектор... Но в первый год моего студенчества в Академии инспектором был архимандрит Анатолий Грицюк. По впечатлению на студентов он был прямой противоположностью Герману. Архимандрит Анатолий был симпатичнейший человек, смирнейший монах, вместе с тем весь погруженный в науку. По простоте и ласковости в обращении в то довольно-таки официальное время я никого не встречал (равного ему) из ученых монахов. Ни от кого я не слыхал какого-либо нерасположения к нему, тем более какой-либо критики. В нем было что-то детское – наивное и вместе с тем умное – твердое – взрослое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Считая желательным, чтобы церковная власть организовала одну духовную академию с особым уставом, определяющим её управление и быть на строго церковных началах, не находим, однако, никакой возможности согласиться с принятой съездом резолюцией. Особая академия в резолюции предлагается «в ограждение чистоты православно-богословской науки от той опасности, которая угрожает ей при реформе Академий на началах автономности». В этих словах резолюции выражено осуждение существующих академий, совершенно ими незаслуженное, потому что считать профессоров академий врагами православной веры нет каких-либо достаточных оснований. История академической науки вообще заставляет с большой осторожностью бросать профессорам академий обвинение в неправославии, так как общеизвестны факты, когда положения учёных работ, поспешно объявленные вредными для православия, скоро становились общепризнанными истинами. Не грозит какой-либо особой опасностью для православной богословской науки и вводимая в жизнь академическая автономия, потому что деятели академические остаются те же и автономия не сделает их врагами Церкви, какими они не были раньше. Если нельзя в автономной академии ожидать установления строго церковного быта, то едва ли можно уверенно предсказывать и то, что в ней научная работа непременно примет противоцерковное направление. Кроме того, академическая автономия установлена высшей церковной властью, которая, нужно думать, не желала создать тем самым какой-либо особой опасности для православно-богословской науки. Признавая не бесполезным устройство особой церковной академии, не можем, однако желать, чтобы эта академия была сделана органом проявления деятельности монашеского братства. За последнее время церковная власть препятствовала образованию учёного монашества в тесном смысле этого слова, направляя академических монахов обыкновенно по пути церковно-практической деятельности и не давая монахам возможности надолго оставаться на академических профессорских кафедрах. Поэтому нельзя не признать того факта, что учёное монашество в настоящее время в общем не близко к богословской науке, а часто, к сожалению, относится к ней без должного уважения. Та программа деятельности, которая предлагается для образуемого монашеского братства, носит характер по преимуществу практический. А потому этого братства мы и не можем считать достаточно авторитетными в глазах широкого церковного общества для того, чтобы иметь своими органом, между многими другими, и высшую богословскую школу. Мы очень опасаемся, как бы братство, на первых же порах своего существования, взявшись за непосильное дело, не доставило радости своим недоброжелателям».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Скачать epub pdf «Он долго горел – не сгорая И много сердец просветил... Отверзлись пред ним двери рая За то, что он много любил...» Наша русская земля издавна славится великими подвижниками, начиная с Антония и Феодосия Печерских и прочих и кончая Серафимом Саровским , великим подвижником благочестия последних времен прошлого столетия. Вот и в наш XX век, век великих успехов науки и техники (но, к сожалению, не веры и благочестия), явился старец отец Лаврентий, всеми любимый и почитаемый. Схиархимандрит Лаврентий, в мире Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в с. Карильском близ Коропа Черниговской области. Родители его Евсевий и Христина были простые крестьяне. В семье было 7 детей (5 мальчиков). Лука был одним из младших. Детство было тяжелым, нужно было с ранних лет приучаться ко всякой домашней работе. А тут еще не повезло со здоровьем. Будучи еще малышом, шутливо надел на голову решето и бегал по двору, зацепился и, отступая детскими ножками назад, упал на поросенка так сильно, что получил увечье на всю жизнь (был хромой). Мать часто болела, не поднималась с постели. Отец умер, и мальчику приходилось исполнять и мужскую и женскую работу. Он пас лошадей, ухаживал за коровой, топил печь, пек хлеб, убирал в избе, белил, мазал и даже стирал, выучился портняжничать. В общем, был очень способный мальчик, трудолюбивый, послушный. Особенное было призвание к музыке и пению. Рано научился играть на скрипке. И, бывало, утром приведет лошадей с ночного и до завтрака проиграет в клуне свои любимые мелодии, в которых он изливал свою детскую душу. Имена братьев: старший – Варфоломей – оставался жить на старом дворище, где и сейчас живет его дочь Зоя и невестка с дочерью. Младший брат Демьян, которому батюшка отдал свою часть наследства и который помогал батюшке, посещая его в монастыре, был убит на фронте. Другие два брата выехали «на переселение» (т. е. были сосланы), и о них ничего не известно. Учился Лука в сельской школе хорошо, превосходил успехами своих сверстников. Учитель поручал ему обучать младших товарищей по школе. И он охотно исполнял это поручение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lavrentij_Cher...

Сначала у статьи был заголовок: «Особые дети». Но потом подумала: неверно. Потому что — дети как дети. Просто им требуется чуть больше внимания и заботы. А особые — это все те, кому приходится это объяснять. Понять это мне помогла прихожанка саратовского Свято-Троицкого собора Татьяна Варфоломеева. Она одна воспитывает двоих сыновей, помогает ей только ее мама. «Зачем вам больной ребенок?» Обычные дети. Чуть-чуть не такие, как все Слово «даун» в нашей стране — ругательное. Из-за этого Татьяне пришлось поменять со старшим сыном Сашей несколько школ. Знала, что будет повышенный интерес к мальчику из-за младшего сына Жени. А значит, будут больше требовать «замечательные» педагоги. Унижать и дразнить «добрые» одноклассники. Синдром Дауна — как клеймо на семье. Поэтому и учила Сашу с раннего детства быть «мобильным» — в смысле готовым ко всему. Слово «мобильный» Татьяна повторяет часто. Это качество характера ее всегда выручало. Рядовая поездка в автобусе для нее и сыновей может стать настоящим испытанием. Никогда не угадаешь, когда из внешне нормального человека вдруг полезет моральный урод. Один, увидев «дауна», брезгливо отворачивается, другой начинает корчить рожи, третий — обзывается и даже может пустить в ход кулаки. К сожалению, в нашем обществе людям, «не таким, как все», жить опасно. Поэтому Татьяне надо быть постоянно мобильной, как на войне. Когда мы впервые разговорились с ней в Свято-Троицком храме, я еще не знала Женю. На протяжении 20 минут мы обсуждали общие «материнские» темы: когда лучше приводить детей в храм, как научить их не баловаться, с какого возраста приобщать к ночным богослужениям. Татьяна дала мне несколько ценных советов, и только в самом конце возникло слово «даун». Немного опешив, я стала долго подбирать слова, чтобы продолжить разговор. Татьяна помогла мне сама: — Да называй как есть, не бойся. Я на это спокойно реагирую. Потом Татьяна рассказала мне, как лежала в роддоме, и врачи долго отговаривали ее «не губить свою жизнь». Говорили: «Зачем вам больной ребенок? У вас уже есть старший, здоровый мальчик. Намучаетесь только!». Советовали отдать ребенка-инвалида в специализированный детский дом. К слову, почти 90 процентов родителей «даунят» так и поступают, и нет статистики, подсчитывающей, сколько мам «отказываются» от детей уже на стадии УЗИ. Сейчас наличие дополнительной хромосомы, делающей этих деток такими непохожими на остальную часть людей, диагностируется довольно рано, и женщинам в таких случаях выдается направление на аборт.

http://pravoslavie.ru/37357.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010