Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял делегацию Константинопольского Патриархата 25 мая 2013 г. 18:13 25 мая 2013 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с епископом Авидским Кириллом и игуменом Свято-Троицкого монастыря на острове Крит архимандритом Панаретом (Псаревтисом) ( Константинопольская Православная Церковь ). Во встрече также приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС А.Г. Чуряков. Предстоятель Русской Православной Церкви тепло приветствовал гостей. «Хотел бы сердечно поблагодарить вас за участие в торжествах и прошу передать мою братскую любовь Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею », — сказал он, в частности. «У нас установилась добрая традиция обмениваться делегациями в дни тезоименитства, и мы должны продолжать эту добрую традицию, укреплять отношения между нашими Церквами и странами», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. Его Святейшество передал Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви братское послание и подарок. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2995545.ht...

Сергия в редакции прп. Епифания (ни в одной др. редакции помянника рода прп. Сергия Радонежского имя М. не встречается ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219)). Поминание 1-го духовного наставника троицкого игумена носило исключительно местный характер. По-видимому, напрямую оно не было связано с Троице-Сергиевым мон-рем. В пользу этого свидетельствует факт, что имя М. не попало ни в синодик иером. Троице-Сергиева мон-ря Мартиниана в 1645-1649 гг. (РГБ. Ф. 178. 9255. Л. 19-19 об.), ни в «Месяцеслов» троицкого келаря Симона (Азарьина) в сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201), ни в «Книгу, глаголемую Описание о российских святых» в кон. XVII в., ни в «Книгу, обдержащую в себе собрание всех российских святых чудотворцов…», принадлежавшую П. И. Савваитову , где были списки святых «Града Радонежа и монастыря», в нач. XVIII в. (Описание о российских святых. С. 76-83; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. IV. 8). В 1854 г. в очередной раз была обновлена роспись Троицкой ц. ( Горский. С. 18). До 1874 г. о М. вспомнили при создании надписи за правым столбом в юго-зап. углу этого собора. В ней было отмечено, что Варфоломей пострижен «игуменом Митрофаном в 1337 году, на 23 году от рождения» ( Бурейченко. 1958. С. 5). В 1981 г. имя М. было включено в Собор Радонежских святых по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева ), празднование Собору установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 132, 135-136; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 309-312, 320, 322, 348-349, 383-384. Лит.: Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р. С. 4, 62; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 5; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

29 мая 1986 г. в Д. м. были возвращены частицы мощей (ребро и позвонок) св. кн. Даниила, хранившиеся архиеп. Феодором (Поздеевским), а после него его духовными чадами, впосл. находившиеся в США. Святыню передал митр. всей Америки Феодосий (Лазор) . Ковчег с частицами находится в Троицком соборе, в воскресные дни перед ним читается акафист. Кроме этого ковчега в Д. м. в период его возрождения поступали и небольшие частицы мощей св. кн. Даниила. Одна из них, переданная из Оренбургской епархии через митр. Таллинского Алексия (ныне Патриарх Московский и всея Руси), помещена в икону св. кн. Даниила, написанную в 1984 г. игум. (ныне архимандрит) Зиноном (Теодором). Этот образ - один из самых почитаемых в обители - находится в Покровской ц. Обычно перед ним совершаются монашеские постриги. 17 марта 1995 г. в Д. м. была передана еще одна частица мощей св. кн. Даниила, сохраненная проф. И. Е. Аничковым, акад. Д. С. Лихачёвым и прот. И. Мейендорфом . В наст. время находится в храме св. Отцов семи Вселенских Соборов, под сев. аркой в раке с резной деревянной сенью. В Д. м. до его закрытия хранились частицы мощей мн. святых. Так, на внутренней стороне откидной верхней крышки раки с мощами св. кн. Даниила был прикреплен медальон в виде звезды, в центре к-рой помещался «честный зуб» св. кн. Александра Невского ( Дионисий (Виноградов) , архим. 1898. С. 47). В 1732 г. кн. М. А. Барятинский пожертвовал обители «два ковчега с частицами мощей разных угодников Божиих» (Там же. С. 115). Судьба этих святынь после 1930 г. неизвестна. Возрождение Д. м. сопровождалось многочисленными вкладами, среди к-рых были и св. мощи. С 25 марта 1985 г. в алтаре храма св. Отцов семи Вселенских Соборов хранились мощи прп. Саввы Сторожевского , 22 авг. 1998 г. святыню перенесли в Саввин Сторожевский мон-рь, в Д. м. оставлен ковчег с частицей мощей прп. Саввы. В Д. м. хранится неск. мощевиков, в т. ч. с 20 частицами мощей Киево-Печерских святых, переданных Д. м. схиархим. Серафимом (Томиным) (в алтаре Покровской ц.); серебряный мощевик в виде книги с частицами древа Креста Господня, гроба Пресв. Богородицы, мощей свт. Григория Богослова, Афонских преподобномучеников Евфимия и Игнатия, мч. Маманта; ковчег с частицами древа Креста Господня, мощей апостолов Матфея, Марка, Луки, Варфоломея, Филиппа, Фомы, Иакова Зеведеева, Иакова, брата Господня, Андрея Первозванного, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, архидиак. Стефана и др. святых; доска-мощевик (1859) из ризницы Благовещенского собора Московского Кремля; крест-мощевик (благословение Патриарха св. Тихона мон. Евпраксии) с частицей древа Креста Господня и 37 частицами святых.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Гробница прп. Пахомия Нерехтского в Пахомиевском приделе Троицкого собора. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверев Гробница прп. Пахомия Нерехтского в Пахомиевском приделе Троицкого собора. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверев В 1764 г. мон-рь был упразднен и обращен в приходскую церковь, последнего настоятеля игум. Антония и мон. Варфоломея перевели в костромской Богоявленский мон-рь, а мон. Иону - в Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь . Сыпанова слобода после упразднения обители получила статус села и стала именоваться с. Сыпанова Слобода. В XVIII - нач. XX в. в состав прихода помимо Сыпановой Слободы входили еще 5-6 селений. В 1778 г. в связи с образованием Нерехтского у. в кельях бывш. мон-ря были размещены уездные присутственные места (оставались здесь в течение 12 лет, их перевели в Нерехту в 1790/91). После 1791 г. келейные здания ок. 30 лет стояли заброшенными и разрушались. В 1821-1824 гг. кельи разобрали, а полученный кирпич пошел на ремонт ограды. В эти же годы юго-зап. башня ограды была перестроена в 8-гранную часовню в стиле классицизма, завершенную сферическим куполом с луковичной главкой, которая украшена фигурой парящего ангела с крестом в руках. Возможно, часовня сооружена в 80-90-х гг. XVIII в. по проекту С. А. Воротилова ( Демидов, Кудряшов. 1996. С. 80). В 1832-1865 гг. настоятелем Троицкой ц. служил церковный историк Костромского края прот. Михаил Диев. Он написал ряд крупных трудов (неопубл.), к-рые высоко ценили его современники: А. Н. Муравьёв , митр. Евгений (Болховитинов) , министр народного просвещения С. С. Уваров , историки М. П. Погодин и И. М. Снегирёв . При проезде через Нерехту цесаревича Александра Николаевича (впосл. имп. Александр II ) 13 мая 1837 г. прот. Михаил был представлен ему и награжден золотыми часами. Прот. М. Диев занимался изучением богатого монастырского архива XVII-XVIII вв. и стал 1-м историком обители. К нач. XIX в. из-за увеличивавшегося количества прихожан и паломников Покровский и Пахомиевский приделы стали тесными.

http://pravenc.ru/text/2579826.html

По храмозданной грамоте от 31 июня 1768 года от Преосвященного Варфоломея, в селе Макарье закладывается каменный храм. Для финансирования работ на первоначальном этапе были использованы 400 рублей из казны Троицкой церкви села Волковское. Заготовкой материалов и денежными вопросами руководил староста церкви отставной вахмистр Василий Трушков. К маю 1772 года два престола в трапезной вновь построенной церкви были готовы к освящению. Южный, в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " , освящён 25 июля 1772 года; северный, во имя прп. Макария Желтоводского и Унженского освящён 1 ноября 1772 года. Главный престол во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы освящён позже - 25 июля 1775 года. Одновременно или вскоре после возведения храма была сооружена и ограда с великолепными трёхчастными воротами. 18 октября 1924 года отдел по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР составил список памятников церковного зодчества Вятской губернии для постановки на учёт и охрану. Троицкая церковь в этот список не попала. Но поскольку она была занята обновленческим духовенством, поддерживаевым советской властью, здание храма не было разрушено: в нём был размещён сельский клуб. Листки страховой оценки 1910 года сохранили ценное для нас описание Троицкой церкви того времени. Это была каменная церковь, выбеленная снаружи, покрытая железом, покрашенная зелёной масляной краской, кресты и главки были позолочены. Внутри стены местами украшены живописью, пол из белого камня. Иконостас Троицкого придела почти 13 метров высотой. Иконостасы боковых приделов - около 3 метров. Перед перепрофилированием под культурное заведение иконостасы были демонтированы, следы которых вскоре затерялись. Иконостас в открывающийся храм после многих лет забвения привезли из Великорецкого. Он не подходил по размеру, поэтому его разложили на прихрамовой территории, где и " подгоняли " до нужных габаритов. В 1988 году по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа Троицкая церковь вновь была освящена. Ежегодно сюда приходят паломники всероссийского Великорецкого крестного хода, отсюда жители Вятки провожают чудотворный список Великорецкой иконы Святителя Николая на берега реки Великой.

http://sobory.ru/article/?object=05185

Преподобный Елеазар, находясь на Анзере, провидел приближение последнего часа земной жизни преподобного Иринарха, и спешил переправиться на Большой Соловецкий остров. В это время преподобный Иринарх, видя очами сердца своего друга и сподвижника, сказал, что духовный брат его Елеазар плывет сейчас морем, но он не успеет проститься с ним. Преподобный Елеазар прибыл на остров уже после кончины преподобного Иринарха. До наших дней сохранилась часовня во имя преподобного Иринарха. Она находится в подклете Свято – Троицкого собора. Соловецкий патерик повествует о том, что инокам обители являлся преподобный Иринарх. Так, в 1636 году, при игумене Варфоломее, Маркелл, впоследствии игумен Соловецкий и архиепископ Вологодский, находясь вне монастыря на послушании, увидел во сне, будто он стоит в Спасо–Преображенском соборе обители у западной стены, а перед ним у царских врат поднимается лестница, достигающая большой главы. Преподобный Иринарх, сойдя по этой лестнице, направился к игумену Варфоломею, взял посох из рук его и, сказав: «довольно, брат, не твое это дело», велел Маркеллу подойти и взять посох. Многие из жителей Двинской страны, Варзуги, Сумского острога получали помощь от преподобного Иринарха, избавлявшего их от опасностей зимнего моря и непогоды.         Преподобный Елеазар, основатель Троицко–Анзерскаго скита Происхождение. – Монашество. – Отшельничество на Анзерском острове. – Искушения. – Схима. – Начало скита. – Подвижничество. – Замечательные случаи. – Построение деревянного храма. – Строительство Елеазара. – Дружество с прп. Иринархом – Известность Царю. – Царская грамота 1633 года. – Ученики Елеазара. – Забота об устройстве каменного храма. – Попечение патриарха Никона о ските. – Опыты духовной жизни Елеазара. – Кончина. – Явления и чудеса. – Наставления инокам о пострижении, келейном правиле, причащении св. Таин, погребении. – Поучение в св. Четыредесятницу. – Состояние скита по смерти Елеазара. – Строители Никодим и Роман. – Причисление к Соловецкому монастырю. – Строитель Спиридон. – Обретение мощей прп. Елеазара. – Игумен Мельхиседек. – Настоящее состояние скита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Мы поставили самовар, и, напившись чаю, я пошел в монастырь. И тайны этой никто не знал. + + + В главном Свято-Троицком Соборе монастыря изображено над южным выходом дивное видение: явление Божией Матери о. Ионе 1 марта 1861 г. Посередине Богоматерь в обычном хитоне, покрывающем главу и плечи. В правой руке у Пречистой жезл – символ игуменства. Божия Матерь окружена огненным сиянием в виде огненной купины. По обеим сторонам предстоят лики святых, направо: прп. Афанасий Афонский , Антоний и Феодосии Печерские , святитель Михаил, митрополит Киевский, прп. Петр Афонский, Феодор Студит , Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Сысой Великий, Савва Освященный, Авва Дорофей , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Варсанофий, Пимен Великий , Макарий Великий , Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Египетский , Пафнутий, Павел Препростый, Иоасаф Царевич Индийский, Иоанн Колов, Виталий, Варлаам, Иоанн Лествичник , Иосиф Песнописец; налево: Свв. Апостолы Петр, Марк. Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей и Лука; Симеон, Павел, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей. Равноапостольные цари Константин и Елена, равноапостольные князи Владимир и Ольга, благоверный князь Александр Невский, князья-мученики Борис и Глеб, царевич Димитрий, царица Александра мученица, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученик Пантелеймон Исцелитель, Меркурий, царица Феодора, мученик Феодор Тирон, Иоанн Воин и Феодор Стратилат. Явление Божией Матери 9 марта 1862 года После этого происшествия я опять занялся своим делом в Выдубецком монастыре по назначению отца архимандрита Вениамина. Старался позабыть о происшедшем и быть спокоен. 9 марта мне нужно было зачем-то сходить в сад, что-то сказать отцу Иоанну и брату Гавриилу. Я встал, умылся и пошел на гору через форточку (калитку), которая всегда была открыта. Поднявшись вверх, я увидел сильный пожар. Я хотел подойти поближе, но страх так овладел мною, что я остался на месте и не мог двинуться, думая, что они там сгорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святейший Владыка посетил Иоанновский женский монастырь на Карповке, где удостоил Патриарших наград ряд священнослужителей, несущих послушание в этой обители. Затем Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Вечером в Синем зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры состоялся торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 30 мая. В неделю Всех святых Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. После богослужения Предстоятели двух Поместных Церквей посетили историческое здание Святейшего Правительствующего Синода. Вечером Святейший Патриарх Кирилл дал прием в честь Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви в Екатерининском дворце Царского Села. 31 мая. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил очередное заседание Священного Синода. По завершении заседания Синода Святейший Патриарх Кирилл вылетел в Москву. ИЮНЬ 1 июня. В день памяти святого благоверного великого князя Димитрия Донского Святейший Патриарх Кирилл совершил визит в Тульскую епархию. Святейший Владыка совершил Божественную литургию в новоосвященном храме прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле. 2 июня. Начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Петрозаводскую и Карельскую епархию. 3 июня. В праздник Владимирской иконы Божией Матери и Собора Карельских святых Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе г. Петрозаводска, а затем освятил памятник святому Александру Невскому на площади у собора. В этот же день в здании Музыкального театра Республики Карелия состоялась встреча Его Святейшества с общественностью региона. Вечером Святейший Патриарх Кирилл посетил Крестовоздвиженский собор и дом общины Спасо-Кижского Патриаршего подворья в Петрозаводске.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

неподвижных праздника: 17 марта, 17 окт. и 4 мая. В т. ч. они содержатся в слав. переводе стишного Пролога ( Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния Пролог. Пловдив, 2009. Т. 2. С. 50-51; 2012. Т. 7. С. 53; 2013. Т. 9. С. 16) и в ВМЧ (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 1061, 1106; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 30, 146-147 (2-я паг.)). Уставные чтения на перенесение мощей Л. 17 окт. появляются в русских рукописях (в южнославянских неизв.) в XVII в. Так, в Четьих Минеях свящ. Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 798, ок. 1647-1648) к этой дате приурочен перевод собрания афонских легенд «Patria» («Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския» - см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 500. Примеч. 17), где Л. фигурирует в начальной и заключительной частях. В Четьих Минеях свт. Димитрия Ростовского остался лишь один праздник, связанный с Л.,- 17 окт. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 129 об.), который впосл. вошел в совр. календарь РПЦ. Частицы мощей Л. неоднократно привозили в Москву в XVI-XVII вв. из разных мест православного Востока: в 1585 г.- афонским старцем Нифонтом от К-польского патриарха (часть главы), в 1630 г.- архим. Максимом Никольским из мон-ря в Ставруполе, в 1645 г.- архим. Варфоломеем от Александрийского патриарха ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 155; 1860. Ч. 2. С. 103, 274). В музеях Московского Кремля хранятся реликвии, включающие небольшие фрагменты мощей Л.: воздвизальный крест 2-й пол. XII - 1-й четв. XIII в., панагия Иоанна Грозного XVI в., крест-мощевик 2-й пол. XVII в. (Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 30, 42, 136). В наст. время частицы мощей Л. находятся в Кийском кресте патриарха Никона в ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве и в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Посвящение церквей и мон-рей во имя Л. не получило сколь-либо широкого распространения у правосл. балканских славян. На Руси мон-ри во имя Л. сравнительно немногочисленны, но известны с домонг.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

История Свято-Троицкого Варницкого монастыря 31 июля 2005 г. 11:10 Название Троицкого монастырь, основанный в 1427 году святителем Ефремом, архиепископом Ростовским, получил от воздвигнутого изначально при нем храма в честь Живоначальной Троицы. Причину же построения храма именно в честь Живоначальной Троицы местное предание тесно связывает с тем обстоятельством, что место, ныне занимаемое монастырем, в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии — благочестивых родителей преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, и что на этом самом месте явился ангел Господень отроку Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия). Вероятно с целью увековечить в памяти грядущих поколений место родины великого подвижника земли русской в Варницах Ростовских воздвигли храм и в подражание основанной преп. Сергием обители Троицкой (ныне Троице-Сергиева Лавра), также назвали его Троицкой. Что же касается названия Варницкий, то оно присвоено монастырю потому, что рядом с ним с древних времен до конца XVII столетия находились соляные варницы. В полном собрании исторических сведений о монастыре упоминается жалованная грамота, данная Варницкому монастырю царем Михаилом Федоровичем в 1624 году, в которой обитель эта значится, как существовавшая и при царе Иоанне и при отце его Великом князе Василии Иоанновиче. Во время нашествия поляков на Ростов монастырь не избежал общей участи: был сожжен и разграблен. В 1725 году по распоряжению Георгия, Архиепископа Ростовского и Ярославского, монастырь был обращен в женский. В обитель были переведены несколько монахинь из Ростовского Рождественского Девичьего монастыря. В том же 1725 году игуменья и сестры обратились к преосвященному Георгию с прошением перевести их обратно в Рождественский монастырь, так как в Варницком, находившемся в некотором удалении от города, ощущался недостаток во всем, начиная с воды и кончая дровами. Монахини пробыли в монастыре до 1731 года, после чего он снова был обращен в мужской. В 1770 г. епископ Ростовский Афанасий построил в монастыре на собственные средства соборную церковь во имя св. Троицы. В храме имелось два придела во имя прп. Сергия Радонежского и свв. Кирилла и Афанасия Иерусалимских. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена в 1828 г. После 1917 г. Троицкий собор, колокольня, кладбище и стены монастыря были разрушены, а Введенская церковь перестроена. В 1995 г. монастырь возвращен Церкви. По материалам сайта Троице-Варницкого монастыря Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30499.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010