Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Дух предков живёт. Беседы с монахом Варфоломеем (Чернышёвым), насельником Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря». Ведущая цикла — журналист Елена Смирнова. Ч. 3. 29.07.2021 22:00 Елена Александровна Смирнова Третья передача цикла бесед с монахом Варфоломеем (в миру Сергеем Николаевичем Чернышевым, доктором геолого-минералогических наук, профессором кафедры инженерной геологии и геоэкологии НИУ МГСУ, академиком РАЕН, внуком А.Д.Самарина, внуком потомственного почетного гражданина Москвы, фабриканта и благотворителя С.И.Чернышёва, правнуком знаменитого С.И.Мамонтова) также посвящена Дивееву и Богородичной Канавке, в восстановлении которых автор, будучи еще в миру, как специалист по инженерной геологии и глубоко верующий церковный человек, принимал непосредственное участие. Об этом он написал обширную монографию: «Святая Богородичная Канавка». В передаче монах Варфоломей (Чернышёв) рассматривает и богословско-эсхатологические моменты значения Богородичной Канавки для России. Также в этой передаче о Варфоломей читает свою стихотворную пьесу «Детство Прохора», посвященную преподобному Серафиму Саровскому и предназначенную для детей. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/07/29/22-0...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Дух предков живёт. Беседы с монахом Варфоломеем (Чернышёвым), насельником Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря». Ведущая цикла — журналист Елена Смирнова. Ч. 1. 15.07.2021 20:00 Елена Александровна Смирнова «Два чувства дивно близки нам —/В них обретает сердце пищу:/Любовь к родному пепелищу,/Любовь к отеческим гробам./Животворящая святыня!... " Поистине дух предков, как животворящая святыня, живет в сердцах тех потомков, которые свято чтут память сродников, равняются на лучших из них и передают этот дух потомкам. Так можно сказать о роде монаха Варфоломея и о нем самом. В миру он — Сергей Николаевич Чернышёв, внук истинного сына России и Церкви А.Д.Самарина, внук потомственного почетного гражданина Москвы, фабриканта и благотворителя С.И.Чернышёва, правнук знаменитого промышленника и мецената С.И.Мамонтова. Отец Варфоломей — доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры инженерной геологии и геоэкологии НИУ МГСУ, академик РАЕН. Выпускник ПСТГУ, он был там преподавателем, а ныне преподает в Костромской духовной семинарии. Господь сулил ему стать и руководителем восстановления Богородичной Канавки в Дивеево. Автор ряда научных монографий, статей, учебников по геологии в строительстве, а также статей и монографии историко-церковного и культурного содержания. В этой вступительной передаче отец Варфоломей рассказывает и о своих древних корнях дворянского Самаринского рода, и о ближайших предках и их окружении и времени, о продолжении существования Мамонтовского кружка в Абрамцево и Поленове после революции и войны. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/07/15/20-0...

– А вы не боитесь носить свои светлые пуговки? Я отвечал, что на улице они у меня прикрыты пальто, а к нему я не считаю возможным явиться иначе как в академическом мундире, напоминающем о моей принадлежности к Академии. Ответ мой, как видно, ему понравился, поэтому всякий раз, как патриарх видел меня – в патриархии ли, куда я приезжал по делам нашего храма, в Троицком ли соборе, когда вместе с другими богомольцами подходил под его благословение, – он всегда меня узнавал, даже если я был в штатском костюме, и тихонько с улыбкой произносил: – А, светлые пуговки... Такое отношение ко мне патриарха предопределило мой визит к нему, предпринятый по просьбе настоятелей нашей приходской церкви, архимандритов Варфоломея и его друга Вассиана. Я сблизился с ними на протяжении 1918 года, когда нас связали дела академического храма, который стал вначале приходским, а затем испытал мытарства переселения, пока окончательно не водворился в помещении Пятницкой церкви возле лаврских стен. Монахи были много старше меня. Один – профессор, другой – профессорский стипендиат. Конечно, это была не та дружба, что с Феодосием и другими студентами, но от них, особенно от отца Вассиана, я мог многому научиться. Оба они советовали мне принять монашество, и вначале я даже колебался, но затем, обдумав все серьезно, понял, что в таких условиях и в такое время подобный шаг для меня невозможен. На руках у меня была старушка-мать, лишившаяся прежней пенсии и еле передвигавшаяся из-за больной ноги. Я был ее единственной опорой в жизни, и надо было думать, как зарабатывать средства к существованию. Став монахом, рано или поздно я окажусь в заключении или в ссылке. Жизнь складывалась так, что подобный конец становился неизбежным для большинства духовных лиц. А что тогда произойдет с моей мамой? Кто будет заботиться о ней и как она переживет подобный удар? Так что, хотя у меня и было достаточно сильное желание уйти от мира, я решил монашество не принимать. Варфоломей был явно огорчен таким решением, но Вассиан, как более практичный человек, вполне согласился с моими соображениями и нашел, что до некоторой степени я поступаю так же, как отрок Варфоломей, ставший позднее преподобным Сергием, который отказался от намерения принять постриг при жизни своих родителей...

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Открытым голосованием о. Инспекторы Академии архимандрит Илларион избран был в звание экстраординарного профессора Академии единогласно, а священник И.В. Гумилевский – большинством двенадцати голосов членов Совета против одного (экстраординарного профессора П.П. Соколова). Справка: 1) По прим. к § 66-му устава духовных академий «экстраординарными профессорами могут быть и лица, имеющие степень магистра богословия». – 2) По § 109 лит. в п. 2 того же устава «избрание кандидатов на должность доцентов и профессоров» значится в числе дел Совета Академии, представляемых через местного Епархиального Архиерея на утверждение Святейшего Синода. Определили: Просить ходатайства Его Высокопре­освященства перед Святейшим Синодом об утвержде- —550— нии Инспектора Академии, доцента по первой кафедре Священного Писания Нового Завета архимандрита Иллариона (Троицкого) и доцента по кафедре литургики священника И.В. Гумилевского в звании экстраординарных профессоров Академии с 5-го ноября 1913 года – для избрания их в это звание Советом Академии. XII. Отзывы о сочинении и. д. доцента Императорской Московской Духовной Академии по второй кафедре Священного Писания Ветхого Завета, кандидата богословия, иеромонаха Варфоломея (Ремова) под заглавием: «Книга пророка Аввакума. Введение и толкование». Сергиев Посад, 1913 г., представленном на соискание степени магистра богословия. а) Экстраординарного профессора Академии по первой кафедре Священного Писания Ветхого Завета священника Д. В. Рождественского : «Магистерское сочинение о. Варфоломея представляет пере­работку его кандидатского сочинения, каковому труду автор посвятил истекший 1912–1913 учебный год. По прочтении работы в печатном виде, рецензент пришел к тому убеждению, что отмеченные в отзыве о кандидатском сочинении достоинства в значительной мере повысились, а указанные там же недочеты почти всюду устранены (см. Журналы Совета за 1912 год, стр. 360–366). В рецензируемом сочинении, в настоящем его виде, после краткого предисловия (стр. 1–3) и очень обширного перечня источников и пособий (стр. 5–12), рассмотрены следующие вопросы исагогического характера: 1) о личности священ­ного писателя. Здесь заслуживает внимания выяснение этимологического значения имени пророка, направленное против мнения Фридриха Делича и его последователей об ассирийском происхождении имени «Аввакум»; каковое производство, по взгляду критиков – отрицателей, служит лишним основанием для утверждения «идейной зависимости Библии от Вавилона» (стр. 16). Автор доказывает, вопреки этому взгляду, полную возможность и основательность производства пророческого имени от чисто еврейского корня и отвергает мнение Делича, признав его словопроизводство искусственным и тенденциозным

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как бы ни судить о последствиях этого собора, но нельзя не признать, что Иван Грозный сравнительно милостивее отнесся к религиозным вольнодумцам, чем дед и отец его, и в то время, когда при Франциске I, этом «оплоте гуманизма и свободомыслия, еретиков сожигали, предварительно задушив их, а потом придумали способ сожигания в несколько приемов 2084 , и когда в Англии при Генрихе VIII было повешено до 72000 разбойников, воров и бродяг, а в последние годы царств. Елисаветы, редкий из них проходил без казни 300–400 преступников (англичане считались тогда самым свирепым народом в Европе), причем тела еретиков после казни предавались сожжению для удовлетворения страсти народа к резне; казни же еретиков были обычным явлением! 2085 Не говоря уже о Варфоломеевской ночи, успеху которой так радовался Филипп II. Иван Грозный, не признавал религиозных отступлений равносильными политическим возмущениям. Поэтому, получив в 1573 г. от импер. Максимилиана II сообщение о Варфоломеевской резне, стоившей будто бы до 100000 жертв 2086 , и предложение союза против замыслов Франции, он ему отвечал, «Ты, брат наш дражайший, скорбишь о кровопролитии, что у французского короля в его королевстве несколько тысяч перебито вместе с грудными младенцами: христианским государям пригоже скорбеть, что такое бесчеловечие французский король над стольким народом учинил и столько крови без ума пролил» 2087 . Но Артемий имел и многих почитателей, о чем свидетельствуют его послания во время судебных процессов и заключения, писанные, в Заволжье в утешительном тоне, которые он просит прочесть и другим «христовым рабам» 2088 . Впрочем, вскоре уже он освободился от своих уз (вероятно в 1555–56), бежав из Соловок в Литву (в Витебск и Слуцк), где много потрудился на общем поприще с кн. Курбским, о чем свидетельствуют как этот последний в своих сочувственных отзывах 2089 , так и его послания, направленные против «люторов» и других еретических сект, действовавших в Западной России 2090 . Он скончался около 1575 г. Поэтому недавняя попытка возвести его в наставники Димитрия Самозванца, притом в качестве арианского учителя, лишена всякого основания, как в хронологическом отношении, так и по не имеющим ничего общего с ними мнениям Артемия, с которыми, как видно, автор вовсе не знаком 2091 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Можно сказать, что из всех членов академической корпорации на крестный путь защиты Церкви Христовой от поругания большевиками первым вступил именно архимандрит Варфоломей, когда он с кафедры академического храма весной 1919 г. призвал отстоять мощи Преподобного Сергия от вскрытия. В связи с этим в конце 1919 года вышло постановление " органов» об аресте Варфоломея (также И.В.Попова и др.). В обвинении, составленном Уполномоченным СОВЧК Шпицбергом, сыгравшим свою гнусную роль и в судьбе Н.Д.Кузнецова , говорилось, что " Ремов является видным и активным членом воинствующего черносотенного духовенства, им была в воскресенье на Крестопоклонной неделе перед вскрытием мощей произнесена явно погромная проповедь , имевшая своим результатом крайнее возбуждение темных масс, которые устремились к месту производства реставрационных работ в Лавре и принудили мастеров под угрозой избиения данные работы приостановить. Он являлся активным членом " Союза защиты Троицкой Лавры», имевшего своей конечной целью превращение Лавры в национальный центр, откуда (по мысли основателей) должен раздаться клич о спасении разбитой большевиками " единой, неделимой, православной Руси..» 16 Варфоломей был брошен в тюрьму, из которой был освобожден 21 февраля 1921 года (по ходатайству через Председателя Президиума ВЦИК Авеля Енукидзе).«Ввиду тяжкого состояния его здоровья», архимандрит был вынесен из тюрьмы на носилках. Второй раз он был арестован в 1928 году, но судя по некоторым документам и по тому, что его вскоре выпустили, в последнее время некоторые исследователи прокатолического направления, в частности, стали утверждать, что это произошло только потому, что попав в лапы ОГПУ, он был вынужден стать, видимо, его осведомителем в русских католических кругах. В 1932 г. он, якобы, по предложению Апостольского администратора в Москве, епископа Нёве, даже перешел в " тайное католичество», а в 1933 г. Рим учредил для него,»уже облаченного епископским саном восточного обряда», титулярную Сергиевскую кафедру под его юрисдикцией – как якобы он признавался на допросе после последнего ареста в 1935 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

С сер. 1919/20 уч. г. академия перешла на предметную систему занятий, т. е. лекции по определенным предметам читали слушателям всех курсов. Однако наборы на новые академические курсы продолжались. В этих условиях в МДА были зачислены: осенью 1919 г.- 50 чел. (46 студентов и 4 вольнослушателя), 1920 г.- 30 чел. (25 студентов и 5 вольнослушателей), 1921 г.- 65 студентов и 13 вольнослушателей (выпускникам присваивали кандидатские степени). О существовании академии после 1922 г. сохранились лишь отдельные сведения, чаще всего содержащиеся в мемуарах или др. источниках. 8 апр. 1922 г. ректор Орлов был арестован в ходе кампании по изъятию церковных ценностей и приговорен к смертной казни, замененной 5 годами лишения свободы; затем освобожден, последний раз был арестован в апр. 1931 г. и 21 дек. 1937 г. расстрелян. Нек-рые преподаватели в светском звании устроились на различные должности в гос. культурные и образовательные учреждения. Тем не менее отдельные профессора, жившие как в Москве, так и в Сергиеве (ныне Сергиев Посад), продолжали проводить занятия в частном порядке, студенты готовили к защите курсовые сочинения, по крайней мере до 1924 г. Имеются сведения об избрании ректором МДА «не позднее 1924 г.» профессора-прот. В. Н. Страхова. Так, 8 сент. 1924 г. профессор академии свящ. П. Флоренский в письме патриарху Тихону просил об отставке и о выдаче ему документов из-за конфликта с «ректором протоиереем В. Н. Страховым». Правда, Флоренский уже называет академию «бывшей». Сохранились сведения о рецензировании Флоренским кандидатских работ студентов МДА в 1924 и 1926 гг. ( Андроник (Трубачёв). 1986). Проживавшие в Сергиеве профессора во главе с Глаголевым организовали Ин-т народного образования, к-рый существовал недолго. Возможно, деятельность академии продолжалась вплоть до 1928 г. ( Сорокин В., прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в РПЦ при Свят. Патр. Московском и всея России Тихоне (1917-1925)//ХЧ. 1990. 2. С. 36-59; 1991. 3. С. 41-63; 1992. 7. С. 19-49; 1993. 8. С. 7-27). Лекции в школе для желающих получить высшее богословское образование читались в Московском епархиальном управлении и в Высокопетровском мон-ре, настоятель которого еп. Сергиевский Варфоломей (Ремов) полулегально возглавил школу. В преподавательскую корпорацию входили архиеп. Иларион (Троицкий) и прот. В. Виноградов. На содержание школы собирались пожертвования в московских храмах.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

б) Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собрания Совета Академии 27 сентября, 17: «18 окт. 1913. Исполнить». Определили: Принять к сведению. X. Ведомости Преосвященного Ректора Академии о пропущенных наставниками Академии лекциях за сентябрь и октябрь месяцы текущего 1913 года, из которых видно, что: 1) В сентябре месяце – а) по болезни: экстраординарный профессор И.П. Соколов опустил 5 лекций, и. д. доцента иеромонах Варфоломей 3 лекции и ординарный профессор А.А. Спасский – 2 лекции; б) но нахождению в отпуске; и. д. ординарного заслуженный профессор А.П. Шостьин – 12 лекций, и. д. доцента А.М. Туберовский и В.П. Виноградов – по 10 лекций: в) по нахождению в командировке: и. д. доцента иеромонах Пантелеимон – 6 лекций. 2) В октябре, месяце – а) по болезни: и. д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин опустил 8 лекций, экстраординарный профессор С.И. Смирнов – 5 лекций, и. д. доцента Н.Л. Туницкий и свящ. И.М. Смирнов – по 4 лекции, ординарный профессор А.А. Спасский и экстраодинарный профессор П.П. Соколов – по 3 лекции. б) по нахождении в отпуске и. д. доцента А.М. Туберовский 14 лекций и и. д. доцента В.П. Виноградов – 2 лекции: в) по нахождению в командировке: и. д. доцента иеромонах Пантелеимон (Успенский) 15 лекций: г) по случаю научной экскурсии студентов Академии в Музей Изящных Искусств Имени Императора Александра III при Московском Университете: ординарные профессоры С.С. Глаголев и М. М. Богословский , экстраординарные профессоры Д.И. Введенский и А.П. Орлов – по 2 лекции. —549— Определили: Ведомости внести в протоколы настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. XI. Предложение Преосвященного Ректора Академии: «В настоящее время в Академии остаются незамещенными две вакансии экстраординарного профессора. – Руководствуясь указаниями примечания к § 65 академического устава, по которому «в священном сане должно состоять не менее 0,5 всех членов Совета» и, принимая во внимание, что в настоящем составе Совета из 17-ти членов только 5 лиц носят священный сан, предлагаю Совету Академии избрать на вышеупомянутые две вакансии и установленным порядком ходатайствовать перед Святейшим Синодом об утверждении в звании экстраординарных профессоров Академии следующих, вполне достойных сего звания и правоспособных лиц: 1) о. Инспектора Академии и доцента по первой кафедре Священного Писания Нового Завета, магистра богословия, архимандрита Иллариона (Троицкого), состоящего на духовно-учебной службе при Академии с 16 августа 1910 года, и 2) доцента по кафедре литургики, магистра богословия. священника Илию Гумилевского, состоящего на духовно-учебной службе с 7 ноября 1907 года, а на службе при Академии с 16 августа 1912 года».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О впечатлении, какое очередная затея еп. Феодора, обанкротившегося на высоком посту ректора академии, произвела на общество, можно судить по следующему отзыву в Вс.Ц.О.В. 73. «Только что закончился съезд „учёных монахов“. Товарищем председателя de jure, а de facto – председателем Съезда был епископ Феодор, превративший в „волоколамскую вотчину“ Московскую духовную академию. И вот здесь-то решено было окончательно уничтожить это наследие Горских и Голубинских. На съезде постановили ходатайствовать об обращении названной академии в чисто монашескую и исключительно для монашествующих, а также для лиц подобного духа, направления и настроения. У каждого барона своя фантазия – почему бы не иметь и такой академии? История здесь лишний раз выступила бы в роли учительницы весьма и весьма многому, начиная хотя бы с поучения на тему относительно степени устойчивости, тем более у нас и сейчас, идеи самостоятельных духовных академий. Быть может, имело бы своё основание, подсказываемое опытом, а также историей, и стремление Троицкой Лавры, как таковой, освободиться от пребывания в её стенах академии. Но, при подобных обстоятельствах, и самый вопрос должен бы был поднят Лаврой, и, для решения его, наиболее подходящим местом оказывался бы Всероссийский съезд представителей монастырей. Монастыри же и обязаны были бы на собственный, а не общецерковный счёт, и своими силами создать в освободившихся зданиях что-либо грандиозное для просвещения народа. Однако, между последней мыслью, если бы даже она исходила из недр Академии, и идеей метаморфозы Академии Горских и Голубинских в „монашескую“ – дистанция огромного размера, а потому соответствующее посягательство должно быть самым решительным образом отстранено. Наилучший принцип, по коему всё это надлежит проделать, в известных словах: actio est reactio. Поэтому поднимись, как один человек, духовное наследие Горских и Голубинских и грудью отстаивай каждую пядь самой земли, по которой ходили эти, выражаясь словами Митрополита Антония, подвижники науки. Пусть в чистых, особенно от крови, руках их наследия останутся даже стены, где витал дух и раздавался голос этих богатырей мысли и вдохновенных пророков».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Сознали свою немощь и бессилие, это превосходно и спасительно. Того Господь и ожидает, тогда и придет помощь Божия и сила спасительная, и восставит падшего. Исаак Сирин говорит: «как только смирится сердцем человек, тогда его обымет милость Божия». Да и к службе Божией, особенно к литургии, ходить очень полезно и освятительно для души. Все с рассуждением по силам. В холод при слабом здоровье себя неволить не надо. Во всем хороша умеренность, во всяких трудах и занятиях через силу не надобно. А пища и питие по устроению, по силам и потребности телосложения, во всем умеренность и рассуждение, а воздержание по силам. Монастырская пища всякая благословенна, с благодарением вкушаемая на пользу. Чай и плоды лучше другого чего полезны и облегчительны для монашествующих, они придают живность и бодрость. Чаек на здоровье сколько угодно, можно и лишний разок, только бы не унывать да лишку не спать. По слову св. отцов, умеренному деланию (во всем) цены нет. (Из писем Ив. Троицкого) Я люблю эти сумерки синие, Да, апрельских ветров холодок. В них так хочется душу всю выплакать, Тем, кто в мире, как ты одинок. Где твой светлый Жених? Где любимые? Ты средь шумного света, одна, Не горюй, не грусти, моя милая. В мае будет с сиренью весна. Много нас кто с улыбкой девической, Встретит вечности будущий день, На земле им как след иронический, Будет петь нашей грустью, апрель. Архим. Антоний (нам. Св. Троицк. Серг. Лавры). Смирение и осторожность – красота добродетели (Преп. Серафим). О митр. Филарете Моск. Как нередко встречается в особенных натурах, в митр. Филарете совмещались, по-видимому, несовместимые свойства. При глубоком критическом уме он от детства до могилы сохранил детскую веру; при строгости и малодоступности к подчиненным, при величавости в официальных отношениях был прост в домашней жизни и искренно смирен в мнении о себе; при сухости и холодности внешнего обращения он имел любящее, доверчивое сердце. Тонкий политик в делах, он мало знал практическую жизнь и жил в своего рода идеальном мире. В заветной черте, которою он оградил себя от подчиненных, была тропа, которой можно было дойти прямо до его сердца, он был монах. В своей частной нравственно-религиозной жизни он охотно становился в ряды последних послушников, с благоговением внимал словам лиц, которых считал высокими в духовной жизни счастьем, считал их молитвенную память о нем, юродивые, блаженные находили у него свободный доступ. Образы древнего иночества постоянно носились перед его духовным взором, и сердце его стремилось к общению с миром патериков и древних житий.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010