Наоборот, все позднейшие памятники говорят о епископе как единственном лице, полномочном совершать посвящение диакониссы. Древнейшим памятником, в котором содержится чин посвящения диаконисс, являются также Постановления апостольские. Вот этот чин: «О диакониссе же постановляю я, Варфоломей. Ты, епископ, возложи на нее руки в предстоянии пресвитерства, диаконов и диаконисс и скажи: “Боже вечный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, мужи и жены Создателю, исполнивый духа Мариам и Девору, и Анну и Олдаму, и не счевший недостойным Единородному Твоему Сыну родиться от женщины и избравший ( προχειρισμενος) в скинии свидения и в храме оберегательниц святых Твоих врат ( τς φρουρος τν γ ων σοσπυλν), Сам и ныне воззри на рабу Твою избранную на служение ( προχειριζομνην ες διακοναν) и дай ей Духа Святаго и очисти ее от всякой скверны плоти и духа, для достойного совершения порученного ей дела ( γχιρισβν πργμα) во славу Твою и похвалу Христа Твоего, с Которым Тебе слава и поклонение и Святому Духу во веки. Аминь”» 409 . Таким образом, в Постановлениях апостольских чин посвящения диакониссы состоит лишь из возложения рук и одной молитвы. Ввиду того что в молитве главнейшей обязанностью диакониссы считается охрана врат храма, а об этой обязанности упоминают лишь памятники более поздние, чем Дидаскалия, вряд ли можно относить этот чин ко времени ранее IV века. После Апостольских постановлений на протяжении пяти веков до нас не дошло ни одного памятника, в котором бы содержался чин посвящения диакониссы. Но начиная с относящейся к IX веку Барбериновой рукописи, мы имеем несколько полных чинов посвящения диакониссы, изданных отчасти Гоаром 410 , отчасти в недавнее время епископом Порфирием 411 , профессором Дмитриевским 412 и протоиереем Кекелидзе 413 . Приводится этот чин и в Синтагме Властаря 414 . Как свидетельствует сравнивавший эти чины исследователь 415 , все они почти совпадают между собою, и это вполне естественно, так как практика посвящения диаконисс вскоре после IX века прекратилась, так что в более новых рукописях могло повториться только то, что сказано в более древних.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Дома проводил он все время в чтении духовных книг и, отчасти, в домашних занятиях по указанию родителей. Почерпая из книг уроки мудрости духовной, он тотчас же старался прилагать их к жизни своей: «Не так, – замечает святитель Филарет, – как многие долголетние ученые, которых учение цветет в словах, но в делах не созревает». Он скоро понял, что еще в отроческом возрасте страсти уже начинают проявлять свою губительную силу, которую сдержать стоит немалого труда; а кто хотя бы раз поддастся в юности их влечению и попустит им связать себя порочными склонностями, тому и подавно тяжело преодолеть их. И вот благоразумный отрок принимает все меры, чтобы пресечь все пути, которыми они обвыкли находить доступ к сердцу человека. Так, прежде всего он совершенно уклоняется от детских игр, шуток, смеха и пустословия, помня, что со «строптивым» легко можно и самому «развратишися» ( Пс. 17:27 ). Потом, сознавая, что воздерживать себя во всем есть лучшее средство сдерживать страсти, святой отрок налагает на себя строгий пост: по средам и пятницам он не позволяет себе вкушать ничего, а в прочие дни питается только хлебом и водой. О каких-нибудь других питиях, не говоря уже о вине, он не позволял себе и помыслить всю свою жизнь. «И виден был в нем прежде иноческого образа совершенный инок», – говорит блаженный Епифаний; поступь его была полна скромности и целомудрия; никто не видел его смеющимся, а если и появлялась иногда кроткая улыбка на его прекрасном лице, то и она была сдержанна; а чаще лицо его было задумчиво и серьезно; на глазах нередко заметны были слезы, свидетели его сердечного умиления; его уста никогда не оставляли Богодухновенные псалмы Давидовы. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался,, от всех с любовью принимал случайные неприятности. Ходил он в плохой одежде, и если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду. Благоговейное устроение юной души Варфоломея естественно располагало его искать уединения, где бы мог он, наедине с Богом, изливать в слезной молитве перед Ним все святые чувства невинного сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Определили: Письма хранить при делах Совета Академии. IV. Ведомость Преосвященного Ректора Академии о пропущенных наставниками Академии лекциях в ноябре месяце текущего 1914: года, из которой видно, что – а) по болезни: экстраординарный профессор священник В.Н. Страхов опустил 10 лекций, экстраординарный профессор священник И.В. Гумилевский – 6 лекций, экстраординарный —742— профессор П.П. Соколов и и.д. доцента А.М. Туберовский – по 5 лекций, ординарный профессор С.И. Соболевский – 4 лекции, и.д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин и доцент иеромонах Варфоломей (Ремов) – по 3 лекции, ординарный профессор М.М. Тареев и доцент В.П. Виноградов – по 2 лекции; б) по семейным и домашним обстоятельствам: лектор А.К. Мишин – 4 лекции, ординарные профессоры А.И. Алмазов и М. М. Богословский и экстраординарный профессор С.И. Смирнов – по 3 лекции и экстраординарный профессор Д.И. Введенский – 2 лекции; в) по нахождению в отпуске: ординарный профессор А.А. Спасский – 14 лекций». Определили: Ведомость внести в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. V. Отчет по командировке заграницу доцента Академии по кафедре церковной археологии, в связи с историей христианского искусства, Н.Д. Протасова: «Долг имею представить Совету Академии краткий отчет по командировке меня заграницу в истекшем 1913/1914 г. Целью своей командировки я поставил ознакомление, в возможно широком объеме, с памятниками христианского изобразительного искусства современной Италии, в пределах I–XII вв. Первую, бльшую (декабрь 1913 г. – апрель 1914 г.), часть бывшего в моем распоряжении времени я употребил па изучение памятников античного изобразительного искусства, главным образом, императорской эпохи, имея в виду генезис христианского художественного творчества первых трех веков. Местами занятий, в данном случае, были: форумы Рима, Помпеи, амфитеатры в разных местах, музейные собрания античных древностей в Риме, Неаполе и пр. Особенное внимание было обращено на данные раскопок в пределах античных Помпеи, Геркуланума, дворца Флавиев на Палатине в Риме. Помимо непосредственного анализа памятников, я, благодаря любезности Главного Управления национальными памятниками Италии и заведующего Ватиканскими музеями монсиньора Мишиателли, имел возможность зафотографировать до 300 монументов, нужных мне для истории нимба и жертвенника вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сие самое воинское ее положение послужило виною и средством мятежа. Стрельцы и казаки, посланные для защиты острова, занесли туда плевелы раскола, и соединясь с некоторыми из монашествующих и ссыльных, преодолели благонадежную часть братии: долго таилась искра, доколе, наконец, вспыхнула. Еще с 1556 года, присланные в лавру богослужебные книги были оставлены, и служение продолжалось по старым: вскоре после собора Московского обнаружился раскол, непокорностью келаря и казначея с братиею, против архимандрита Варфоломея. Они написали челобитную к Царю, исполненную суетных мудрований, которая и доныне в великом уважении у заблуждающихся, и не приняли к себе нового архимандрита Иосифа. Однакоже мятежный келарь Савватий был выведен из лавры вместе со ссыльным князем Львовым, который будучи начальником печатного двора, благоприятствовал порче служебных книг и заразил собою обитель; но увещательные грамоты Царя остались тщетными: слабым показался и отряд воинский против 1600 мятежников, засевших в лавре с пушками, припасами и казною: а между тем лжеучители их расходились по всему окрестному поморью, распространяя ересь и безначалие в пределах Олонецких, где устроились многочисленные скиты так называемых Поморян. Не ранее, как чрез десять лет, воевода царский Мещеринов, с дружиною Стрельцова, после долгой осады, взял приступом лавру и возвратил ее православию, когда зло уже пустило глубокие корни в окрестностях, и даже в дальней Сибири. Не более успешны были и гражданские обстоятельства сей второй эпохи царствования Алексия Михайловича. Подаяния монастырей, подобных Троицкому и Соловецкому, не могли покрывать чрезвычайных расходов разорительной войны Польской: произошла перемена в монете и медные деньги возбудили сперва ропот народный, а потом мятеж, напомнивший первые бунты стрелецкие. Война Шведская, столь бесполезная для России, окончилась уступкою обратно всех областей, завоеванных оружием нашим в течение шести лет; но Польская продолжалась с обоюдными успехами и неудачами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялся Всероссийский молодёжный музыкальный фестиваль «Лестница на небеса» 01.07.2010 В минувшие выходные в пригороде Перми состоялся первый Всероссийский молодёжный музыкальный фестиваль «Лестница на небеса», сообщает сайт " Православная Пермь " . Мероприятие было организовано общественной организацией «Православная молодежь Прикамья» по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Соликамского. Фестиваль проходил в течение двух дней на базе подворья Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря в селе Красная Слудка Добрянского района. В нем приняли участие музыкальные группы различных направлений из Москвы, Екатеринбурга, Перми, Краснокамска. Организаторы фестиваля ставили целью привлечение светской молодежи к христианской культуре, традициям, ценностям посредством неформатной музыки (рок, фолк, блюз, джаз, авторская песня). В фестивале приняли участие более ста человек. Открывая фестиваль «Лестница на небеса», руководитель «Православной молодёжи Прикамья» игумен Варфоломей сказал: «Как сопоставимы Православие и рок? Эта музыка дает нам возможность понять, чем мы живем, каково наше место в мире. Господь ведь через очень разные пути ведет к Себе людей, в том числе и через наше творчество. Когда человек ищет, когда человек старается как-то изменить мир через свою поэзию, музыку, через песню своей души - это и есть творчество. Этот фестиваль должен показать нам в первую очередь творчество молодёжи. Проводя его, мы хотим показать, что мы все неравнодушны, что наши сердца поют и поют о Боге, о любви, о жизни, своими делами, своим творчеством мы хотим изменить окружающий мир. И, конечно же, мы все в ответе за то, что мы творим в этой жизни. Это самое главное - наша ответственность за то, что мы несем людям. Это особенно важно для тех, кто выступает со сцены и несет множеству людей какие-то идеи. Каждый из нас строит свою лестницу - лестницу на небеса. Какая она будет - зависит от нас».

http://drevo-info.ru/news/8695.html

Мы имеем яд в изобилии и спешим собрать его отовсюду, но не имеем противоядия. А между тем, мы стоим перед громадным переворотом в духовной жизни народа, который будет вызван введением всеобщего обучения, и в свою очередь вызовет усиленную потребность в народной литературе. Вот почему мы утверждаем, что вопрос о борьбе с худой литературой имеет у нас более грозное значение, чем в Германии, и настаиваем на этом. Наше единственное преимущество в том, что мы имеем возможность научиться у своих соседей не только дурному, но и хорошему и мы должны воспользоваться этою возможностью в возможно широкой степени, в частности и в деле книжного народного издательства. Мы коснемся лишь католического издательства в Германии в самых общих чертах и притом главным образом народного, а потом перейдем к издательству «Народного Союза». Долгое время издательство написанных в религиозном духе книг в Германии было делом частной инициативы, делом отдельных лиц, причем не было недостатка в лицах, широко понимавших свою задачу и смотревших на нее, как на религиозное служение. В этом отношении особенно поучительна история основателя самого крупного католического издательства в Германии – фирмы Гердера. Основатель фирмы – Варфоломей Гердер (1774–1839 гг.) воспитывался в Бенедиктинском аббатстве St. Blasien в Бадене и готовился сделаться священником, но потом решил, что он может принести более пользы церкви, если сделается ученым издателем и посредством своих изданий будет влиять на духовенство и школу. В 1801 г. он подал об этом записку епископу и получил его благословение. Глубоко религиозная натура, он видел в издательстве книг положительно религиозного направления свое призвание и ни разу не отступил по своекорыстным соображениям от намеченной программы, хотя военные неурядицы начала минувшего века не раз заставляли его менять места своей деятельности, пока он окончательно не обосновался в Фрейбурге. В том же духе продолжали дело его сын и дальнейшие преемники. В 1909 году фирма имела отделения во многих городах Германии, в Вене, в С. Америке, имела 660 служащих, печатала книги на 30 языках и ежегодно выпускала до 300 новых, большею частью солидных изданий. Ею издан лучший католический громадный «Церковный Лексикон» (Ветцера в Вельта), выдержавший два издания, Реальная энциклопедия христианских древностей Крауса, Богословская, Аскетическая и Педагогическая библиотеки, Acta Conciliorum recentiorum, всемирно известные труды католических ученых Геттингера, Гефеле, Янсена и др., журналы «Stimmen aus Maria Laach», «Die kath. Missionen» и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

– Долго ходили братья по окрестным лесам; наконец им полюбилось одно место, удаленное не только от жилищ, но и от путей человеческих. Это место было Самим Богом предназначено к устроению обители: над ним и прежде видали достойные люди – одни свет, другие огонь, а иные ощущали благоухание. Оно находилось верстах в десяти от Хотькова и представляло небольшую площадь, которая возвышалась над соседней местностью в виде маковки, почему и названа Маковицей. Глубокая дебрь с трех сторон окружала Маковицу: густой лес, до которого еще никогда не касалась рука человеческая, одевал ее со всех сторон сплошной чащей, высоко поднимая к небу свои тихо шумящие вершины... В окружающих эту возвышенность дебрях можно было найти немного и воды, хотя ходить за ней было и не близко. Любуясь первобытной красотой местности, говорит святитель Платон, Варфоломей представлял себе в мыслях земной рай, в котором жили праотцы рода человеческого в невинном состоянии, до грехопадения. Мы не можем представить себе того восторга, который наполнял тогда душу и сердце молодого отшельника. Наконец-то сбываются его заветные желания, его задушевные мечты: вот она – давно желанная пустыня, вот он – дремучий лес! Мир со всей его суетой, с его житейскими треволнениями остался там, где-то далеко позади Варфоломея; отшельник более не вернется туда, – здесь он найдет свой покой, здесь поселится навсегда, будет беседовать с единым Богом, разделяя труды со своим родным не по плоти только, но и по духу братом!.. Горячо помолились братья на избранном месте пустынного жития; предавая самих себя в руки Божии, они призывали Божие благословение и на самое место своих будущих подвигов. Потом стали рубить лес; с великим трудом переносили они тяжелые бревна на своих, хотя и привычных к труду, но все же боярских плечах; мало-помалу редела чаща лесная, открывая место, на котором впоследствии суждено было Богом процвести славной Лавре Сергиевой. Отшельники устроили себе сначала шалаш из древесных ветвей, а потом убогую келлийку; наконец подле келлии поставили и малую церковицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Да помолятся о добрых душах, верующих молитве, и делающих и нам добро тем, что дают утешение видеть веру их и побуждают к молитве. Не надобно ли, чтобы строитель написал к благотворителю? Октября 29-го 1856. 1125 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю за иконы. Возвращаю письмо и. Арефы. Не хотите ли показать его о. ректору Академии, и не захочет ли он отмеченную выписку внести в свое издание? Вы обещали мне доставить удостоверение наследниц покойной Хотьковской игумении, что они удовлетворены. Исполните сие, чтобы кончить дело. Ноября 1-го 1856. 1126 Примите, отец наместник, со вниманием г. Бегика, который доставит вам сие. Правительство оказывает ому особенное внимание. Если нужно, употребите переводчика, чтобы объяснить ему все достопримечательное в Лавре. Ноября 5-го 1856. 1127 Отцу наместнику и братии да будет душеполезен наступивший святой пост. Поздравляю и с нынешним праздником. А я праздную, не яко служащий олтарю, а яко исполняющий место невежды 127 . Левая сторона головы, всегда у меня слабая, очень ослабела от простуды. Варфоломея и Мануила к рукоположению в иеродиакона представьте. Послана к вам с казначеем тысяча рублей в скит. Неизлишне, чтобы я уведомлен был о получении. Медленность по некоторым делам простите. Не умею управиться. Ноября 17-го 1856. 1128 Отцу наместнику и братии мир. Теперь увидел я, что я виноват, умедлив разрешением о дровяном лесе. Сейчас дал разрешение, и велел послать. Надеюсь, что время не совсем еще упущено. По случаю пересылки к вам денег и неполучения уведомления вы пишете, что подали мне причину оскорбляться. Не оскорбился я ни мало. Могло быть, что вы не уведомили, почитая дело несомнительным. Но я мнителен, когда мне поручена чужая собственность, и потому спросил. Хорошо, что камни на потире Государыни Императрицы оказались истинные. Поддельные не хороши, не потому что малоценны, но потому, что в них есть ложь. Монах Мануил возвращается иеродиаконом. Ноября 26-го 1856. 1129 Отцу наместнику и братии Божие благословение мир свышний усердно призываю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вот эта черта в характере владыки Феодора – собирание сведений о жизни студентов и неумелое пользование ими – роняла его авторитет среди студенчества. Так иногда вредила ему его же природная прямота, прямолинейность. Мне было еще неприятнее сожительство Матфея, но сделать в этом году уже ничего было нельзя. А ему хоть бы что! Только сделался еще темнее своим лицом, и студенты его избегали. После этого события и ректор Феодор избегал наедине гулять с Матфеем. 5. Помощники инспектора иеромонах Николай, иеромонах Иоасаф, Н Ив Сомов Матфей и четвертый курс жил в этой комнате, но я постарался от него уйти. Я и о. Павлин Крошечкин 30 поместились в квартире 2-го помощника инспектора Сомова Н. Ив. 31 Последний был женат, жил в Посаде, в доме своей жены. В Академии пользовался одной своей маленькой комнатой, а две другие сдавал Ремезову 32 , доценту по кафедре сектантства. По мобилизации ли, добровольно ли Ремезов пошел на войну в 1915 году, и мы с о. Павлином заняли каждый по комнате в квартире Сомова. Разрешение занять эти комнаты просил у владыки Феодора о. Павлин. Сначала он меня посылал с этой миссией к Феодору, но я решительно и наотрез отказался. Разрешение было дано, и я мог вздохнуть свободно, устроившись в отдельной, удобной комнате по соседству с о. Павлином, с человеком безусловно хорошим, ласковым и добродушным. В этой комнате я писал кандидатское сочинение. Я рассказал о ректоре Академии и о двух инспекторах. Скажу несколько слов о помощниках инспектора. Помощниками инспектора были в мое время: иеромонах Николай 33 , иеромонах Иоасаф 34 и Н Ив Сомов. Иеромонах Николай с виду казался суровым и строгим, но в разговоре он делался приветливым. При мне он был год, затем получил куда-то назначение. Помню, как в прощальной речи Варфоломей Ремов сравнил его с часовым, верно стоящим на своем посту. Иеромонах Иоасаф – высокий, здоровый, румяный, рыжеватый человек, был веселого нрава. Была война с Германией. Через больницу он доставал спирт и очень был озабочен тем, чтобы он при разбавке водой не мутнел. Любил барышень, которые иногда посещали его квартиру. В этом отношении нужно отметить двух сестер одной благочестивой беженки из Вильны, постоянных посетительниц академического храма, необыкновенно хороших чистых девушек, только что вышедших из состояния подростков. 6. Два направления мысли среди профессоров: церковное и протестантское. Позиция Илариона (Троицкого). Споры о действительности таинств, о гефсиманском подвиге Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Более писать не имею времени. Октября 31-го 1844 г. 450 Господне благословение и мир вам, о. наместник, и братии. Игумен Михаил месяц провел в занятии, немного принесшем плода и в обещаниях бесплодных. Наконец, он подал прошение о увольнении от должности по болезни. Постарайтесь не умедлить исполнением прилагаемого при сем определения и поскорее доставить мне нового эконома, что крайне нужно для дома. Передача должности Вифанского казначея, кажется, немного должна потребовать времени. Челышев, как говорит Вифанский казначей, объявляет себя готовым внести назначенную последним решением сумму, и получить билет, и тем кончить с нами дело, по которому, между тем, он объявил апелляцию, так как и Бубновы. Кажется, можно решиться на сию развязку, если по делу нет от суда требования, чтобы билет не был выдаваем до решения дела. Подумайте о сем с собором. Если иеромонах Варфоломей желает в скит, – кажется, можно исполнить его желание. О Аввакуме не знаю, что сказать, потому что мало его знаю. Справедливо то, что умножение старых не совсем удобно в небольшом обществе. Выписка из иностранного журнала так писана, что я не все разобрал. Журналист протестант и потому не имеет понятия о святости храма, какое есть в православной церкви и в церковных правилах. Благодарю журналиста, что называет меня стариком и напоминает о смерти. Поступок кокуевского священника огорчает меня. И что молчит благочинный? – Может случиться, что, подумав, с обоими поссорюсь. Помолитесь, да научусь с правдою соединять терпение к чужим грехам, имея их и сам много. Нояб. 2-го 1844. 451 Нояб. 6. О сем я думал и хорошо, что не я один. – Бог благословит. Иеромонаху Варфоломею быть в ските Бог благословит, как я и прежде сказал, и Аввакуму. Примечание. Надпись сия сделана на представлении наместника лавры, которое следующего содержания: „преподайте, батюшка, благословение на отпуске в ските поминать преподобного Дионисия, а в 5 мая, в день представления его, править молебен по канону, приложенному к житию его. Кажется, для скита это полезно». 452

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010