Архив Пн Преставился ко Господу митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей 16 сентября 2021 г. 02:23 15 сентября 2021 года, на 69-м году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни преставился ко Господу митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей . Высокопреосвященный Варфоломей (в миру — Виктор Владимирович Ващук) родился 1 марта 1953 г. в с. Городно Любомльского р-на Волынской обл. Украины в крестьянской семье. В 1975 г. поступил в Одесскую духовную семинарию, в 1979 г. — в  Московскую духовную академию , которую окончил в 1983 г. со степенью кандидата богословия. Исполнял послушание иподиакона у епископа Подольского Никанора (Юхимюка). 16 октября 1983 г. рукоположен в сан диакона, 18 октября в сан пресвитера, с 25 октября служил настоятелем Преображенского храма в с. Старая Выжевка Волынской обл. С 10 марта 1989 г. — секретарь Волынско-Ровенского епархиального управления, клирик Троицкого кафедрального собора г. Луцка. В 1989 г. возведен в сан протоиерея. С 30 августа 1989 г. — настоятель Троицкого собора г. Луцка. 22 декабря 1989 г. пострижен в монашество. 18 января 1990 г. возведен в сан архимандрита. 24 февраля 1990 г. во Владимирском соборе г. Киева хиротонисан во епископа Волынского и Ровенского. 10 апреля 1990 г. в связи с образованием отдельной  Ровенской епархии  назначен управляющим Волынской епархией. С 16 октября 1990 г. — ректор Волынской духовной семинарии. C 25 августа 1992 г. — управляющий  Николаевской епархией , с 23 июня 1993 г. —  Сумской епархией , с 27 июля 1995 г. —  Ровенской епархией . 23 ноября 1995 г. возведен в сан архиепископа. 28 августа 2014 г. за Литургией в  Киево-Печерской лавре   Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием   возведен  в сан митрополита. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5843347.ht...

385 об.). Завершает ряд композиция погребения преподобных: священник с кадилом в руке совершает перед гробами панихиду, а Варфоломей молится, заказывает поминовение и раздает милостыню (Л. 386 об.). Обширный цикл миниатюр с изображениями К. и М. содержится в лицевых рукописях Жития прп. Сергия Радонежского: в троицком списке 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) и в его копии кон. XVII в., сохранившейся в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). Здесь проиллюстрированы дела благочестия К. и М., чудо возглашения младенца в церкви до его рождения (в неск. клеймах), рождение Варфоломея, воздержание его от молока матери, обучение грамоте, духовные добродетели и др. Подробно рассказано о чудесной встрече отрока со старцем-монахом (в виде ангела) и о его пребывании в доме К. и М., о переселении семьи из Ростова. Святые изображены в мирской одежде (цвета варьируются, М. в белом плате, у К. борода средней величины, более узкая и раздвоенная на конце), нередко с нимбами, над к-рыми написаны имена. Последняя композиция посвящена постригу святых в монашество и погребению: сцены с К. и М. представлены отдельно, на фоне разных храмов (Л. 58). Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей, свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Радонежский. Складень. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей, свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Радонежский. Складень. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Наиболее распространенным иконографическим изводом с образами К. и М., появившимся до их канонизации, является композиция «Прп. Сергий Радонежский у гробов родителей», связанная с их местным почитанием в Хотьковском Покровском мон-ре ( Кирьянова С. А. Прп. Сергий Радонежский у гробов родителей: История и варианты иконографии//Прп. Сергий Радонежский: Тезисы докладов. 2013. С. 41-46). Прп. Сергий, служащий панихиду с кадилом в руке, изображен слева или реже справа перед 2 гробницами, покрытыми в нижней части общим покровом; К. и М. облачены в схиму, обычно руки сложены крестообразно на груди, глаза закрыты.

http://pravenc.ru/text/1840437.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРФОЛОМЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Варфоломей Радонежский. Фреска (трапезная Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) Преподобные Михей, Варфоломей и Наум, посланные преподобным Сергием с известием в Москву во время осады Троице-Сергиевой лавры. Литографская мастерская Троице-Сергиевой Лавры. 1867 год Иринарх тотчас рассказал обо всём, что слышал от преподобного, а воеводы стали расспрашивать своих и пленных, не видел ли кто-нибудь посланных учеников. Разведчики захватили в плен поляка, который подтвердил, что осаждавшие видели, как из монастыря выехали три монаха, за ними послали погоню, но не догнали. Защитники монастыря воздали благодарение Богу и великому чудотворцу Сергию за то, что он позаботился о своей обители. Один инок, лечившийся в монастырской больнице, усомнился в правдивости известия о том, что преподобный Сергий послал в Москву своих учеников. Он гадал, на каких конях Преподобный мог послать иноков. Задумавшись, он отвернулся к стене и вдруг услышал, что дверь в келью отворилась и раздались шаги входящего. Это был сам преподобный Сергий. Он спросил инока: " Почему ты сомневаешься? Я на самом деле послал учеников своих " . Тот простодушно спросил: " Да на чём же ты послал их, господин мой? " Преподобный ответил: " На тех трёх слепых конях, которых конюх Афанасий Ощерин выгнал за монастырь в огороженное место. И ты расскажи обо этом всем " . После этого преподобный стал невидим. А инок почувствовал себя здоровым и, объятый великим страхом, каялся до самой утрени в своём сомнении. Он своими ногами пришёл в церковь и рассказал всем о словах чудотворца. Когда стали искать слепых коней, то нигде их не обнаружили. Все убедились в истинности слов преподобного Сергия. Использованные материалы Редакция текста от: 11.07.2022 07:35:09 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13681065.h...

2-е явление прп. Сергия И. произошло в ночь с 15 на 16 февр. 1609 г. ( Тюменцев. 2007. С. 38; в «Сказании...» чудо датировано неверно). Согласно «Сказанию...», в эти тяжелые дни «великий чюдотворец Сергий» вновь явился для утешения монашеской братии и защитников обители. Святой сообщил И.: «Рцы братии и всем страждущим во осаде: почто унывают и ропщут на держащего скипетр, аз неотступно молю Христа Бога моего. А о людех не скорбите, людей к вам царь Василий пришлет» (Сказание. 1955. С. 170). После этого из Москвы на помощь осажденным прорвался отряд атамана Сухана Останкова (60 казаков) и Никифора Есипова (20 троицких слуг). Автор «Сказания...» не только неверно датировал явление прп. Сергия И., но и преувеличил число казаков Останкова, к-рые смогли попасть в обитель: в бою с осаждавшими погибли неск. казаков и все троицкие слуги из отряда Есипова. Весной 1609 г. И. явился прп. Никон, к-рый сказал пономарю, чтобы тот сообщил «болящим людем: се падет снег во сию нощь, и хотящеи исцеление получити да трутся тем новопадшим снегом. Рцы же всем людем, яко Никон сказа се» (Сказание. 1955. С. 171). После того как снег выпал, И. рассказал о явлении прп. Никона раненым защитникам Троице-Сергиева мон-ря. Многие из них последовали его совету и вскоре выздоровели. В 3-й раз прп. Сергий явился И. через неск. дней после сильного натиска интервентов 31 июля 1609 г. Согласно «Сказанию...», в этот раз прп. Сергий сообщил И. о том, что он ночью послал в Москву 3 учеников: преподобных Михея, Варфоломея и Наума, «и воры и Литва видяшя их». И. поведал о новом явлении прп. Сергия воеводам (кн. Г. Б. Роще Долгорукому и А. И. Голохвастову) и защитникам обители. Во время боевых действий рус. воины «взяшя языка нарочита шляхтича», подтвердившего во время пыток, что накануне на польско-литов. лагерь из обители напали 3 неведомых им старца, к-рых они не смогли поймать. По словам Авраамия (Палицына), троицких старцев видели «на Москве, пришедших со множеством хлебов печеных на возилех на Троицкое подворие в Богоявленской монастырь; и невидими бышя» (Сказание. 1955. С. 182, 184-186).

http://pravenc.ru/text/673963.html

Утверждение, что Н. был учеником прп. Сергия Радонежского, появилось не ранее кон. XVII - нач. XVIII в. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. 201) и в списках «Книги, глаголемой Описание о российских святых» XVIII-XIX вв. Н. не упоминался. Образ с нимбом запечатлен в росписи братской трапезной Троице-Сергиевой лавры (2012, автор проекта А. Н. Солдатов, иконописец Н. А. Склярова). В составе композиции «Собор Радонежских святых» его изображений не выявлено. По данным на кон. XIX в., на к-рые ссылается архим. Леонид (Кавелин), Н. не был канонизирован. Местная канонизация Н. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 283-284. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель. Жизнеописание прп. Сергия. Путеводитель по Лавре. Серг. П., 2012 (по указ.); Троицкий патерик. Серг. П., 2015. С. 46-48. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/text/2564870.html

Пожар 26 сентября 1824 года уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской церкви, все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М.М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П.Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 года состоялась закладка храма, 7 октября освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М.М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский художник Н.Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 году для Введенской церкви Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 году пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 году неизвестным благотворителем в Троицкий собор монастыря была передана написанная в Троице-Сергиевой лавре икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского В 1848-1852 годах монастырь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 году над святыми вратами в южной стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский». Варницкий Троицкий Сергиев монастырь. Литография. Нач. XX в. (ГИМ) 25 сентября 1892 года, когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в монастыре совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 монастырей. В том же году при монастыре были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии , училище. Обители принадлежало несколько часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 году в монастыре были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к началу XX века капитал монастыря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Многие благотворители монастыря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской церкви.

http://drevo-info.ru/articles/13678131.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ Архиеп. Варфоломей (Ремов). Фотография. 30-е гг. XX в. (Архив ПСТБИ) Архиеп. Варфоломей (Ремов). Фотография. 30-е гг. XX в. (Архив ПСТБИ) (Ремов Николай Федорович; 3.10.1888, Москва - 26.06.1935, там же), архиеп. Сергиевский, вик. Московской епархии. Род. в семье священника Успенской ц. на М. Дмитровке в Москве. Окончив Заиконоспасское ДУ, поступил в Московскую ДС, в 1908 г.- в МДА, к-рую окончил в 1912 г. со степенью канд. богословия. 10 июня 1911 г. в Зосимовой в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы пуст. был пострижен в мантию ректором академии Волоколамским еп. Феодором (Поздеевским) , 23 июня рукоположен во иеродиакона, 18 февр. следующего года - во иеромонаха. После защиты магист. дис. «Книга пророка Аввакума: Введ. и толкование» (Серг. П., 1913) назначен доцентом кафедры Свящ. Писания ВЗ, в 1916 г.- экстраординарным профессором МДА. Неск. лет был благочинным храмов г. Сергиева (Сергиева Посада), с 1919 г. являлся настоятелем академического Покровского храма в Сергиеве, был возведен в сан архимандрита. 6 сент. 1920 г. арестован по обвинению в том, что в неделю Крестопоклонную (перед вскрытием мощей прп. Сергия Радонежского) произнес проповедь, имевшую «своим результатом крайнее возбуждение темных масс, к-рые устремились к месту производства реставрационных работ в лавре и принудили мастеров, под угрозой избиения, данные работы приостановить», а также в том, что «он являлся активным членом «Союза защиты Троицкой лавры», имевшего своей конечной целью превращение лавры в национальный центр, откуда (по мысли основателей союза) должен раздаться клич о спасении разбитой большевиками «единой, неделимой православной Руси»». Усугубляющим вину обстоятельством обвинение посчитало назначение В. Патриархом св. Тихоном на должность директора Высшего Богословского ин-та. 28 февр. 1921 г. В. был освобожден по постановлению Президиума ВЧК «ввиду тяжкого состояния здоровья».

http://pravenc.ru/text/154407.html

В 70-х гг. XIX в. в сев.-зап. части интерьера храма Христа Спасителя на юж. стене вверху была написана композиция «Построение Троице-Сергиевой лавры», в которую включены мн. троицкие подвижники и предположительно М. (худож. И. М. Прянишников). В «память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия в 1891 г. в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва отпечатали лист с «Собором Радонежских святых» в среднике, с клеймами Жития и чудес основателя лавры и ее видом (ГИМ, РГБ - экземпляр 1894 г.); согласно подписи, его «составил Толгского монастыря иеромонах Антоний». На хромолитографии размещены 55 фигур собеседников, учеников и последователей прп. Сергия (нимбы пронумерованы, внизу перечислены имена); «Макарий Благоговейный» изображен в центре левой группы старцем с длинными густыми волосами и большой седой бородой, в мантии и епитрахили. Лит.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 161; Житие преподобного и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. [Серг. П.,] 2010; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 203-205, 256-257, 290, 338-339. Кат. 205, 208, 280, 337, 444; Преподобный Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 234-235, 264, 338-339, 393, 411. Кат. 30, 53, 58, 59, 129, 161. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2561306.html

Они написаны с нимбами; в надписях, как правило, именуются преподобными. Композиция отчасти восходит к миниатюре из Лицевого летописного свода, но там святой представлен юношей в мирской одежде, а здесь - седобородым старцем в мантии и епитрахили. В клейме гравированной житийной иконы мастера И. Т. Шелковникова, напечатанной в 1808 г. (РГБ), сцена под названием «Панихида по родителям прп. Сергия» воспроизведена так же, как на миниатюрах из рукописей, но с большим числом персонажей. Создание первых икон скорее всего относится к 90-м гг. XVIII в. и связано с 400-летним юбилеем преставления прп. Сергия. В это время в лавре писали большое количество образов разной иконографии, посвященных ее основателю. В Покровском соборе Хотьковского мон-ря в сер. XIX в. хранилась икона Божией Матери «Знамение» «во весь рост старинного письма», на к-рой внизу была изображена гробница К. и М. и по сторонам от нее их дети - Варфоломей и Петр и Стефан с женами ( Смирнов С. К., прот. Покровский Хотьков девичий мон-рь. М., 18856. С. 29). Одним из ранних образцов является прорись с иконы XVIII - 1-й пол. XIX в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 478-479, 634; Т. 2. С. 146) с подписью имен: «Кирилъ» и «Mapia» (изображены с нимбами); в облачном сегменте над монастырскими храмами - образ Св. Троицы. Распространению этой иконографии способствовали молебны прп. Сергию и панихиды по его родителям, к-рые служились в Хотьковском мон-ре во время эпидемии холеры в 40-х гг. XIX в. ( М. А. Описание крестного хождения из Троицко-Сергиевой лавры с иконой прп. Сергия, изображенной на гробовой его доске, в Хотьков. мон-рь, в с. Радонеж и др. окрестные места, по случаю эпидемической болезни. М., 1849). Чудотворную ростовую икону прп. Сергия, написанную на гробовой доске, ставили напротив мощей К. и М. так, будто, по словам современника, сам преподобный служил панихиду (Церк. летопись Хотьковско-Покровского мон-ря - РГАДА. Ф. 1449. Оп. 1. Ед. 458. Л. 44-44 об.). Прп. Сергий перед гробами родителей.

http://pravenc.ru/text/1840437.html

Вадим Иванович – см. Филиппов Вадим Иванович. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348), византийский ересиарх. Учил о тварности Божественных энергий. – 85. Варсонуфий Великий (? – 563), преподобный, подвижник монастыря аввы Серида. – 141. Варфоломей (Поповский) (? – 24.12.1862), игумен. С 1837 настоятель Югской Дорофеевой пустыни, где ввел устав Белобережской пустыни. В 1853 приезжал в Санкт-Петербург для объяснения перед Св. Синодом по поводу своего отказа от настоятельства Соловецким монастырем. – 198, 199, 203, 204. Василий Великий (ок. 330–379), святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, богослов, великий отец и учитель Церкви. – 83, 85, 86. О. Вассиан (? – 28.05.1859), монах Оптиной Пустыни. Пострижен в мантию в 1819 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В Оптиной пустыни подвизался с 1853 г. – 150, 162. Вера (Верховская) (04.12.1801 – 20.11.1859), первая игумения Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, племянница прп. Зосимы (Верховского) . Написала пространное житие прп. Зосимы с прибавлением его духовных высказываний. Духовная дочь прп. Антония (Путилова) Оптинского. – 197. Викторин (Любимов) (17.04.1821 – 21.08.1882), епископ, духовный писатель. 14.04.1857 возведен в сан архимандрита. С 15.09.1857 г. – бакалавр С.– Петербургской академии. С 29.10.1858 ректор Костромской семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. В 1858 г. редакцией журнала «Христианское чтение» была издана книга архимандрита Викторина «Истинный друг духовного юноши: практические наставления воспитанникам духовных училищ». В 03.11.1868 хиротонисан во епископа Чебоксарского. – 131. Виталий (Гречулевич) (01.01.1822 – 14.05.1885), епископ, духовный писатель, деятель церковного просвещения, экзегет, проповедник. В 1857 издал книгу Авдия Востокова «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду». 13.05.1879 хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 06.10.1882 – епископ Могилевский и Мстиславский. – 187. Гавриил (Спасский) (1817 – 02.01.1871), иеросхимонах Оптиной пустыни, художник, помогал прп. Макарию в написании писем. Написал несколько натурных портретов оптинских старцев – прп. Макария, прп. Антония, прп. Моисея. – 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010