До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

http://pravenc.ru/text/154305.html

Архиепископ Варфоломей (Ремов) Скачать epub pdf Образование Заиконоспасское духовное училище Год окончания: 1902 Московская Духовная Семинария Год поступления: 1902 Год окончания: 1908, действительный студент Московская Духовная Академия Год поступления: 1908 Год окончания: 1912, кандидат богословия Окончил МДА со степенью кандидата (магистранта) богословия; избран Советом Академии на вторую кафедру Священного Писания Ветхого Завета; назначен и.д. доцента МДА. Рукоположение монах Варфоломей Дата рукоположения: 1911.06.10 Место: Владимирская губ., Смоленская Зосимовская пустынь Кто рукоположил: епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) иеродиакон Дата рукоположения: 1911.06.23 иеромонах Дата рукоположения: 1912.02.18 Служение, иеромонах Московская о., Сергиев Посад, Московская Духовная Академия Должность: и.д. доцента по второй кафедре Священного Писания Ветхого Завета, с 1916г. экстраординарный профессор Год начала: 1912 Год окончания: 1919 11 ноября 1913г. – удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Книга пророка Аввакума»; назначен доцентом МДА. Рукоположение архимандрит Дата рукоположения: 1919 Служение, архимандрит Московская о., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия Должность: экстраординарный профессор, проректор с 15.05.1920г. Год начала: 1919 Год окончания: 1921.05.15 Московская губ., г.Сергиев Посад, Покровский академический храм архимандрит Должность: настоятель Год начала: 1919 Год окончания: 1920 С 22 мая 1920г. сотрудник художественного подотдела отдела народного образования Московского Совета. Сотрудник церковного отдела по охране памятников искусства и старины МСР и КД, член Союза защиты Лавры Места проживания Москва, 1-я Мещанская ул., Докучаев пер., 17–4 Также проживал в Сергиевом Посаде Аресты Московская губ., г.Сергиев Посад Дата ареста: 1920.09.06 Обвинение при аресте: являлся «активным членом «Союза защиты Троицкой Лавры», «имевшего своей конечной целью превращение Лавры в национальный центр...» Обвинялся также в том, что в Неделю Крестопоклонную (перед вскрытием мощей прп.Сергия Радонежского) произнес проповедь , имевшую «своим результатом крайнее возбуждение темных масс, которые устремились к месту производства реставрационных работ в Лавре и принудили мастеров, под угрозой избиения, данные работы приостановить», а также в том, что являлся «активным членом «Союза защиты Троицкой Лавры», имевшего своей конечной целью превращения Лавры в национальный центр...» Осуждения

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Сергий Радонежский, прп. Описания иконы Сергий Радонежский, прп. - житие Преподобный Сергий Радонежский В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева Лавра. Основатель ее преподобный Сергий (в миру Варфоломей) был сыном Ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого[...] К этому разделу приложены файлы (1). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. К этому разделу приложены файлы (5). Изображения иконы Сергий Радонежский, прп. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. XVI.] Прп. Сергий с житием. Мастерская Феодосия. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. 136 х 97,5. Из Успенского собора г. Дмитрова. С 1965 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва. Файл 9952.jpg:   Размер: 1400x1992, 2.79 MPix, 1238 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (1983) , (132) . Описание: [Россия. 2004.] Прп. Сергий Радонежский. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2004 г.

http://pravicon.com/icon-2868

изображена в красном плаще возлежащей на ложе. Образы К. и М. представлены также в 3-м клейме верхнего ряда «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей». Композиция безупречно выстроена на фоне здания с полуциркульным сводом: К. и М., показанные средовеками, обращены в полупоклоне навстречу пришедшему. К. изображен в зеленой одежде с округлой, не очень длинной русой бородой, руки протянуты к старцу; за ним - М. в такой же красной одежде, как и в клейме «Рождество Варфоломея». Эти клейма достаточно точно воспроизводятся на др. житийных иконах прп. Сергия, написанных в Москве на основе Жития авторства Пахомия Логофета: кон. XV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК), 1-й трети XVI в. из ц. Благовещения Пресв. Богородицы Чудова мон-ря (ГММК), ок. 1510 г. (работа сына Дионисия Феодосия) из Успенского собора Дмитрова (ЦМиАР; всего 17 клейм, нет изображения посещения старцем дома родителей), нач. XVI в. из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ (СПГИАХМЗ; всего 18 клейм), 1-й пол. XVI в. с поновлениями XVIII-XIX вв. из собора Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове (ГТГ), сер. XVI в. из старообрядческой молельни в Токмаковом пер. в Москве (ГТГ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 75, 341-342. Кат. 93), посл. четв. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ТСЛ (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат./Сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 12), 1586 г. из Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (вклад Д. И. Годунова; ЦИАМ Костромской епархии; см.: Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 475. Кат. 20. Ил. 28). По основному составу клейм к этой группе относятся и 2 иконы работы мон. Евстафия (Головкина) - 1591 г. и кон. XVI в. (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; всего 20 клейм). Одеяния святых, их позы и жесты немного варьируются: напр., на иконе письма Феодосия на голове М. белый плат. Здесь и в 1-м клейме образа прп. Сергия с 12 клеймами жития 1-й трети XVI в. (Собрание рус. икон при поддержке Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного; см.: Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 42, 199. Кат. 17) она изображена с нимбом. Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве) Чудо прп. Сергия Радонежского до его рождения. Икона. Кон. XVIII в. (Старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве)

http://pravenc.ru/text/1840437.html

Рождество, крещение, воздержание (отказ от молока матери) святого, приведение его к еп. Ростовскому Прохору и встреча старца-монаха с родителями были представлены в росписи домовой ц. во имя прп. Сергия Радонежского в новгородском Детинце (между 1459 и 1463; см.: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 517). На иконах 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского Борисоглебского на Устье мон-ря (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 20062. С. 204-209. Кат. 57) и 2-й четв.- сер. XVII в. (в окладе XVII в.; из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР) сцены «Рождество Варфоломея» и «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей» решены традиционно. На иконе с 12 клеймами XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; см.: Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010. С. 96-97. Ил. 50. Кат. 114) имеется только композиция рождества (М. в темном сине-зеленом плаще), а на иконе с 16 клеймами 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора Варницкого мон-ря под Ростовом (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. С. 304-307. Кат. 86) - композиции рождества и крещения. Имена родителей прп. Сергия в клеймах подписывались редко. В XVII в., после распространения новой редакции Жития прп. Сергия, составленной Симоном (Азарьиным), появились иконы с расширенным количеством сюжетов. К ним можно отнести, напр., поволжскую икону с 30 клеймами кон. XVII в. (ЦМиАР). К. и М. изображены в 4 клеймах верхнего ряда: «Рождество Варфоломея» (М. на одре, К. восседает в арочном проеме), «Крещение Варфоломея», «Приведение старца-монаха в дом родителей» и «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж». В изображении крещения пресв. Михаил с младенцем на руках предрекает его великое будущее родителям, стоящим по др. сторону купели. К. в боярской одежде, он держит в руках белый плат для принятия младенца после совершения таинства. М. в красном плаще и белом головном уборе. В клейме со старцем-монахом родители выходят ему навстречу в таких же одеждах, причем изображены дважды - и стоящими, и коленопреклоненными, что характерно для иконописи этого времени. В композиции «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж» К. и М. с 3 сыновьями и со слугами направляются к воротам города.

http://pravenc.ru/text/1840437.html

В XIII веке Русь подверглась нашествию монголов. Общее бедствие отразилось и на жизни Церкви, в 1240 году вместе с Киевом пострадала Печерская Лавра. «Монастырская жизнь замирает. Ее возрождение принадлежит следующим векам» 638 . Возрождение монашеского подвига в XIV веке. Преподобный Сергий Радонежский С середины XIV века на Руси наблюдается явление, которое принято называть монастырской колонизацией. Прежде монастыри устраивали вблизи городов, теперь они стали появляться большей частью в безлюдных местах. Ищущий высоких подвигов отшельник удалялся от людей в непроходимую лесную глушь, которая на древнерусском языке называлась пустыней. Некоторое время он подвизался один, потом к келии безмолвника в лесной пустыне один за другим собирались его будущие сподвижники. Они вырубали вокруг лес, насевали поля, возводили келии и храм. Так возникал новый монастырь. Потом вокруг него селились крестьяне, строили дома и дороги, и вокруг монастыря появлялось село, посад или даже город. «Это движение вызвано было величайшим подвижником Русской земли, отцом последующего монашества, пр п . Сергием Радонежским (1314–1392), который, по выражению его жизнеописателя, был «игумен множайшей братии и отец многим монастырем», а по летописцу: «начальник и учитель всем монастырем, иже на Руси» 639 ; Равный по высоте древним подвижникам, внутренне родственный им, он прошел классический путь аскезы чрез внешние подвиги к высшим духовным состояниям, стал вдохновителем и насадителем на Руси созерцательного подвига. Троицкая обитель дала 50 обителей, от которых, в свою очередь, появилось еще 40 других. Известно до 100 имен преподобных, происшедших от монастыря прп. Сергия. Это была духовная школа, заложившая основания для расцвета созерцательного подвига во всей северо-восточной части Руси 640 . Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, был вторым сыном ростовских бояр Кирилла и Марии. Похоронив родителей, Варфоломей и овдовевший брат его Стефан ушли жить в непроходимые леса, построили там жилище и бревенчатую церковь , которая по благословению митрополита Феогноста была освящена во имя Живоначальной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

357 Мощи преподобных Сергия и Никона Радонежских пребывают в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – Примечание. 358 Варфоломей (Ремов Николай Федорович; 1888–1935), архиепископ, профессор Московской духовной академии. В 1912 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия, и. д. доцента Академии по 2-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета. С 1913 г. благочинный академического храма. В 1914 г. удостоен степени магистра богословия, доцент Академии. С 1916 г. экстраординарный профессор. С 1919 г. архимандрит, настоятель академического храма. В 1920 г. арестован за призыв спасти мощи прп. Сергия, в 1921 г. освобожден из тюрьмы. В 1921 г. хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. В 1923–1929 гг. настоятель Высоко-Петровского монастыря, где организовал богословские курсы по ряду академических предметов. В 1929–1933 гг. служил в церкви прп. Сергия на Дмитровке. С 1934 г. настоятель церкви Рождества Богородицы на Путинках. С 1934 г. архиепископ Сергиевский. В 1935 г. арестован и расстрелян. – Примечание. 359 Страхов Владимир Николаевич (1883–1938), протоиерей, профессор. В 1907 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия. В 1909 г. рукоположен во иерея. В 1909–1911 гг. законоучитель Московской 2-й мужской гимназии. С 1911 г. и. д. доцента Московской духовной академии по кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1911 г. удостоен степени магистра богословия, доцент. С 1912 г. экстраординарный профессор. В 1917–1930 гг. священник московской Троицкой церкви на Листах, настоятель. В 1920-х гг. преподаватель и ректор (с мая 1922 г.) Московской духовной академии в ее московский период. С 1930 г. в ссылке в Архангельске. В 1935–1938 гг. в ссылке в Ульяновске. Расстрелян. – Примечание. 360 Протасов Николай Дмитриевич (1886–1940), профессор. В 1911 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия. С 1912 г. и. д. доцента Академии по кафедре Церковной археологии. В 1913 г. удостоен степени магистра богословия, доцент Академии. С 1917 г. экстраординарный профессор. С 1918 г. преподаватель церковной археологии и иконографии в Московской народной православной академии, затем работал в Российском Историческом музее и Государственной библиотеке им. Ленина. С 1918 г. работал также в Институте археологии и естествознания. Похоронен на Пяницком кладбище. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Сергей Кравец упомянул о том, что далеко не все историки готовы отмечать юбилей преподобного Сергия в 2014 г. Первый же доклад на конференции был посвящен именно этой теме – в вопрос о времени рождения прп. Сергия Радонежского внес ясность известный историк Борис Клосс (ИРИ РАН). По его словам, ни дня, ни года рождения преподобного в источниках не обозначено. Известна лишь дата кончины – 6900 г. от Сотворения мира (что может соответствовать 1392 или 1391 г. от Рождества Христова, в зависимости от «мартовского» или «сентябрьского» года). Более того, источники по-разному свидетельствуют о возрасте преподобного – от 70 (житие, написанное Епифанием Премудрым, непосредственным учеником прп. Сергия) до 78 лет (более позднее житие Пахомия Серба (Логофета) прожил он. Изучив около 400 списков жития и выяснив их соотношения друг с другом, Б. Клосс решил положиться на мнение игумена и братии Троицкого монастыря, а также священноначалия Русской Церкви, которые еще в XV веке одобрили житие преподобного в редакции Пахомия Серба, где речь идет о 1314 годе рождения будущего святого. Что же касается дня рождения, то ученый связал его с принятой русской практикой крещения младенца на 8-й день, усомнившись в сведениях Епифания Премудрого о крещении на 40-й день, согласно византийской традиции. Итак, ученый утверждает, что в семье ростовских бояр Кирилла и Марии 3 июня родился младенец, которого окрестили 11 июня и нарекли в честь апостола Варфоломея. Следующий же доклад продемонстрировал «разнобой» (по выражению Б. Клосса) в отношении даты рождения прп. Сергия. Археолог Сергей Чернов в докладе «Ростовские переселенцы в Радонеже: новые свидетельства о социальном статусе в контексте исторической географии землевладения» упомянул, что Варфоломей родился в 1322 г. Археолог проанализировал земельные владения ростовских бояр Тормосовых (выходцем из этого рода и был будущий святой), которые после «московского насилия» (изъятия их собственности московским князем) обеднели и  переселились в Радонеж, поменяв свой статус (стали княжескими служилыми людьми). С. Чернов полагает, что это оказало большое влияние на формирование мироощущения будущего святого.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

К нач. XIX в. в Г. м. были построены игуменская и братские кельи, колокольня, а также перенесен из упраздненного в 1786 г. козелецкого Троицкого мон-ря храм во имя арх. Михаила. На пожертвование (9 тыс. р.) бывш. козелецкого головы полковника П. С. Катеринича в 1809-1810 гг., вероятно на месте деревянной трапезной Константино-Еленинской ц., был построен кирпичный настоятельский корпус, на 2-м этаже к-рого 8 окт. 1811 г. еп. Михаил (Десницкий) освятил ц. во имя Св. Троицы. Ок. 1811 г. на средства бывш. купца иером. Венедикта (Дзюбы) была построена каменная ограда с 4-ярусной колокольней, в 30-х гг. XIX в.- келейный корпус. При архим. Феодосии (Альтернацком; 1879) в Г. м. был устроен пчельник, конюшенный и скотный дворы, ледники, кирпичный завод, маслобойня, разбит фруктовый сад. Близ Г. м., на о-ве Липовом, был основан скит во имя вмч. Пантелеимона, именовавшийся также Варфоломеевым по имени подвизавшегося там мон. Варфоломея. К XX в. в Г. м. была открыта школа грамоты. Мон-рь владел 40 дес. пахотной земли, 50 дес. леса. Часовня во имя свт. Петра (Могилы), вмч. Пантелеимона целителя, прп. Пелагеи Антиохийской. Фотография. 2005 г. Часовня во имя свт. Петра (Могилы), вмч. Пантелеимона целителя, прп. Пелагеи Антиохийской. Фотография. 2005 г. В 20-х гг. XX в. большая часть братии Г. м. была сослана в ИТЛ, по местному преданию, игум. Валентин расстрелян в своей келье. Во 2-й пол. 20-х - нач. 30-х гг. в Г. м. проживали в основном сестры из разоренных черниговских мон-рей. По воспоминаниям родственников проживавшей в Г. м. мон. Серафимы (Даневич; 1879-1950), настоятельницей обители была игум. Клеопатра. К нач. 30-х гг. мон-рь стал смешанным, в нем проживали насельники закрытых властями соседних обителей: иеромонахи Рувим (Коваль), Никодим (Коваль), Феодосий, иеродиак. Вонифатий, мон. Димитрий (Бузин), игум. Смарагда, мон. Антония (Курская) и др. В 1934 г. Г. м. был закрыт, братия арестована, сестры разогнаны. С 1937 г. в корпусах проживали ссыльные узбек. семьи, в том же году на территории мон-ря организовали дом престарелых и инвалидов. В Георгиевском соборе располагался склад топлива, Троицкая ц. была отдана под клуб, между собором и корпусами установили памятник В. И. Ленину. В 1942-1943 гг. в Г. м. находился участок Козелецкой полиции фашистских оккупантов, с 1942 г. Троицкая ц. была открыта, богослужения совершали в 1943 г. иером. Тихон (Даневич), в 1944-1948 гг. прот. Г. Малуха ( 1953), к-рый с кон. 40-х гг. служил в кладбищенской Успенской ц. с. Даневка, куда перенес из монастырской Троицкой ц. иконостас и утварь. В 50-90-х гг. в Г. м. находился интернат для инвалидов.

http://pravenc.ru/text/164483.html

В 1832 году Виленская губерния отошла от Минской к новоучрежденной епархии Полоцкой, а в 1840 году, после второго воссоединения униатов, Минская епархия вошла в границы Минской губернии. По сообщению Дурново " ... Минские архиепископы до сентября 1840 г. имели большей частью пребывание в Слуцком Свято-Троицком монастыре... " . С 1922 года Минская кафедра является митрополичьей. Во второй половине советского периода занимала территорию всей Белорусской ССР. 6 июля 1989 года из Минской епархии были выделены Могилевская, Пинская и Полоцкая епархии, после чего в ведении Минской кафедры остались Минская и Гродненская области. 18 февраля 1992 года были также выделены Гродненская и Новогрудская епархии, после чего границы Минской епархии совпали с границами Минской области. Епархия в 1990-х годах разделялась на 12 благочиннических округов: Минский городской, Минский районный, Вилейский, Мядельский, Воложинский, Борисовский, Слуцкий, Клецкий, Столбцовский, Молодечненский, Солигорский, Логойский. К концу 2000-х число благочиний достигло 25. Настоящее время [ править править код ] 23 октября 2014 года из состава Минской епархии были выделены самостоятельные Борисовская, Молодечненская и Слуцкая епархии, вследствие чего в ведении Минской кафедры остались город Минск и Минский район. Одновременно Минская епархия вошла в состав новообразованной Минской митрополии. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Иконы с частицами мощей святых Божиих угодников: свт. Николая, прп. Серафима Саровского, прп. Евфросинии Полоцкой, мч. Гавриила Белостокского, св. прав. Симеона Верхотурского (храм в честь святителя Николая) Иконы с частицами мощей святых Божиих угодников вв. прмцц. Елисаветы и Варвары, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Екатерины, свт. Тихона Задонского, свт. Луки Крымского, прпп. старцев Оптинских, прп. Иова Почаевского и других святых (храм в честь прмц. Елисаветы) Иконы с частицами мощей святых Божиих угодников св. Пророка, св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, св. апп. Петра и Павла, св. ап. Андрея Первозванного, св. Евангелиста Марка, св. ап. Варфоломея, свт. Иоанна Златоуста и многих других святых (храм в честь иконы Божией Матери " Державная " ) Монастыри [ править править код ] Минский Свято-Елисаветинский женский монастырь [ править править код ] Минский Свято-Елисаветинский женский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Минск

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010