Реставрационные работы на территории монастыря на определенных объектах велись в 1930-е, 40-е и послевоенные годы. Но этого было недостаточно. После 1950 года реставрационные работы в Лавре стал вести В.И. Балдин. Результаты этих работ были оценены неоднозначно, в частности, И.В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесенный отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Первый период начинается с основания Троицкой обители в 1337 году, когда братья (это был Стефан и Варфоломей, впоследствии прп. Сергий Радонежский) нашли подходящее место, сделали себе хижину для ночлега с чуланом и устроили над ней крышу, построили келью, огородили место для небольшой церковки и возвели ее. Строительством Троицкого собора в 1422 году начинается второй период. В XV веке в центре небольшой еще Лавры поднялись первые каменные здания: Троицкий собор (1422–1423), Братская трапезная и поварня (1469), Духовская церковь (1476–1477). Третий период характеризуется систематической организацией с 40–50-х годов XVI в. в Троице-Сергиевой Лавре строительных работ, когда по приказу царя Ивана IV обитель была окружена крепостной стеной с башнями. Большие строительные работы развернулись в Лавре в 20–90-х годах XVII в., это четвертый период. Обитель «залечивала раны», полученные в Смутное время. Масштаб работ, умножение числа каменных строений, в том числе больших, сложной конструкции зданий Нарышкинского стиля, потребовали постоянного содержания при Лавре мастеров, а также организации собственного производства строительных материалов. К сожалению, мало сведений имеется о пятом периоде. Не сохранились документальные сведения о том, как организовывались строительные работы в Лавре XVII в. Некоторое представление об этом дают протоколы Духовного Собора 40–50-х годов XVIII в. Лавра еще оставалась собственником обширного вотчинного хозяйства, а потому и организация строительных работ едва ли претерпела существенные изменения сравнительно с XVII и даже XVI столетиями. Большие изменения в организации строительной деятельности произошли в шестой период, после изъятия в 1764 г. у Троице-Сергиевой Лавры, как и у других монастырей, земельных вотчин. Исчезли бесплатные рабочие из вотчинных крестьян, сократились финансовые источники строительства. Значительно сократился объем строительных и ремонтных работ. Седьмой период начинается после установления Советской власти и закрытия в 1919 г. Троице-Сергиевой Лавры.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Единообразно распеты только первые совпадающие слова стихир (начальные формулы), затем в распевах наблюдается различие. Л. также отредактировал текст стихиры, несколько сократив его. Однако за счет введения новых формул (особенно фит) произведение Л. стало более сложным и распевным, чем типовое. Еще более развитым является распев Л. ко 2-й стихире («Во мире святителю»). Мастер сознательно усложнил в своем распеве виды формул, изменил их состав, за исключением завершающего фрагмента. За счет 4 различных фитных разводов распев Л. приобрел более красочный характер. Третья стихира на 4-й глас («Дивным восхожением») в распеве Л. превосходит безымянный типовой по сложности формул. В стихире проведена редакторская правка текста, полностью изменена формульная конструкция. Совпадают лишь начала песнопений, что объясняется содержащейся здесь формулой, открывающей подобен «Яко добля» и связывающей все песнопения на этот подобен. Однако при распевании стихир подобен был творчески переработан настолько, что песнопения стали самогласными (по отношению друг к другу в цикле они также самостоятельные произведения). Ряд произведений, связанных с именем Л., авторские творческие принципы и многообразие приемов их применения требуют дальнейших исследований. Лит.: [Симон (Азарьин)]. Канон прп. отцу нашему Дионисию, архим. Троице-Сергиевы Лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением Жития его. М., 18556; Арсений, иером., Иларий, иером. Описание слав. рукописей б-ки Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 146; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греч. и Рус. Церкви. М., 1885; Морохова Л. Ф. Ремарки об авторстве Лонгина в тетради Варфоломея//Древнерус. певческая культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 62-68; Парфентьев Н. П. Древнерус. певческое искусство в духовной культуре Рос. гос-ва, XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; он же. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного//Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та.

http://pravenc.ru/text/2110644.html

Евгения (Болховитинова) , бывш. строитель Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря игум. Варфоломей (1818-1823), игум. Варлаам (1826-1841; в 1840 началось обновление иконостаса и икон Успенской ц.), игум. Анатолий (1846-1861; впоследствии архимандрит). Период упадка П. О. м. закончился только во 2-й пол. XIX в., когда настоятелем в 1861-1877 гг. служил игум. Иоасаф (Толстошеев; 1802-1884; впосл. схиигум. Серафим), выходец из тамбовского купечества, автор неоднократно переиздававшегося «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пуст., с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафии Симеоновны Мельгуновой» (1-е изд.: СПб., 1849). 27 лет он был послушником Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , затем проживал в различных обителях, 3 марта 1861 г. получил назначение на настоятельство в П. О. м., 3 мая был возведен в сан игумена. Получив от предшественника 22 к. наличного капитала и обветшавшие здания, о. Иоасаф благоустроил монастырь, потратив на строительство и проч. нужды более 200 тыс. р. Почти все эти средства были получены от жертвователей - местных и костромских купцов. 14 мая 1867 г. за ревностную службу по устроению П. О. м. и управлению им он был награжден золотым наперсным крестом. При нем Н. В. Елагиным был составлен акафист прп. Павлу. Ризница пополнилась, в частности, 12 новыми Евангелиями и 7 литургическими приборами, многочисленными облачениями. С 1862 г. в П. О. м. были разобраны древние своды Успенской ц. и центральный столп, замененный 4 каменными столбами, устроен деревянный потолок. Тогда же были растесаны древние щелевидные окна. Восточную и центральную трети здания занимала церковь, западную - настоятельские кельи. Настоятельский корпус был надстроен 3-м этажом с балконом и лучковыми оконными проемами, завершен треугольным фронтоном по центральным осям. В 1866 г. был отремонтирован Троицкий собор: устроен новый, вызолоченный, 4-ярусный иконостас в рус.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лаврентий Черниговский, прп. - житие Преподобный Лаврентий Черниговский 9/22 августа 1993 года Освященным Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский (Проскура Лука Евсеевич, 1868 -1950)был причислен к лику святых в чине преподобного. Церковь прославила давно уже всенародно чтимого святого, праведность которого Господь еще при жизни запечатлел благодатными дарами исцелений телесных и душевных недугов по молитвенному предстательству, предвидения, смирения и любви. Чудотворные и цельбоносные мощи угодника Божия Лаврентия пребывают ныне в Троицком соборе города Чернигова. Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 году в селе Карыльское Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Отец и мать были глубоко религиозные люди и детей воспитывали в вере в Бога. Лука учился в начальной земской школе, был очень способным. В 13 лет он окончил школу и был оставлен помощником учителя. С детских лет Лука регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. Однажды быв в Коропе, он познакомился с удивительным человеком - бывшим регентом императорского хора, уроженцем этих мест, который сразу оценил способности юноши и стал обучать его регентскому искусству. Здесь же он освоил игру на скрипке. Около года провел Лука в Коропе. По возвращении домой он становится регентом своего сельского хора. Семья жила бедно. Лука обучается шитью и своим трудом начинает зарабатывать, чтобы помогать семье. К 17 годам он стал прекрасным портным, так что заказчиков у него было всегда много. В это время умерла мать, и Лука решил уйти в монастырь. Но старший брат Варфоломей настоял, чтобы он не покидал семью. Тяжело было Луке отклонить свое твердое намерение, но он смирился. Со своим другом юности Симеоном Лука ходил пешком в Киев к о. Ионе, чтобы он благословил получить духовное образование. Но о. Иона сказал им: " Ваша семинария при вас " - и не благословил. Вместе же с Симеоном Лука ездил на Афон. После настойчивых просьб Симеон был принят в число братии Афонского монастыря. А Луке один из афонских старцев сказал : " Езжай в Россию, ты там нужен будешь " . Так он и поступил, вернулся домой.

http://pravicon.com/info-2760

Учащихся приучали в то время петь в церкви. И тут маленький Лука чувствовал себя в своей стихии. Он быстро все усвоил – как пение, так и весь строй церковного богослужения, прекрасно разбирался в уставе службы, и в 12 лет с помощью священника разучивал песнопения со своим маленьким ученическим хором, где были как мальчики, так и девочки. А в 14 лет уже стал самостоятельным регентом. Еще с ранней юности батюшка почувствовал влечение к монашеской богоугодной жизни. Это чувствовали его товарищи и следовали его примеру. Почти все девочки потом ушли в монастырь (м. Ардалеона, м. Евгения), а мальчики (юноши) даже достигли Афона. Сам батюшка часто навещал близ находящийся мужской монастырь Рыхлы, который влек его своим пустынным образом жизни. Находился он в 19 км от с. Карильское (сейчас весь в запустении). Но должен был уступить материнской любви. А когда в глубокой старости умерла мать, батюшка долго не оставался дома, а через полгода, отказавшись от своей части наследства, попросил старшего брата Варфоломея отвезти его в монастырь Рыхлы, и лет 23-х был зачислен в монастырь на послушание регента монастырского хора и уставщика. Весть о способном регенте распространилась далеко за пределы монастыря. Узнали о нем и в Черниговском мужском Троицком монастыре. И года через три владыка Антоний дает письменный запрос о немедленном переведении батюшки в Черниговский Троицкий мужской монастырь в качестве главного регента. Владыка Антоний был подвижник высокой духовной жизни. Говорят, что он соблюдал строго иноческий обет нестяжания. Например, имел только две одежды. Одну, которую носил, и другую праздничную (ряса). А если ему пошьют к дню Ангела (прп. Антония) новую, то он обязательно старую кому-то отдаст. Владыка Антоний прозрел в лице инока Луки великого в будущем молитвенника. Когда он делал на него запрос в монастырь Рыхлы и Лука долго не приезжал, то их братия и настоятель заревновали и говорят: «все Луку да Луку, будто и людей больше нет...» А владыка Антоний возразил им словами: «Э, то такой Лука, что все будут спрашивать у него». Что, конечно, и сбылось в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lavrentij_Cher...

В.В. Кипшидзе принял участие в очередном собрании епархиальных ответственных по монастырям в Троице-Сергиевой лавре 15 декабря 2016 Москва, 15 декабря . Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе принял участие в очередном собрании епархиальных ответственных по монастырям, состоявшемся 14 декабря 2016 года в актовом зале Московской духовной академии. Перед началом собрания в Троицком соборе обители у мощей прп. Сергия Радонежского председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност отслужил молебен, за которым молились все участники собрания. Открывая собрание, архиепископ Феогност передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ознакомил собравшихся с повесткой дня, а также предложил делиться положительным опытом в решении актуальных задач монастырской жизни. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе сообщил участникам собрания, что к настоящему моменту Церковью принят целый ряд решений, касающихся формирования и развития информационного пространства. Однако основная дискуссия разворачивается в настоящее время в социальных сетях, где люди проводят до восьми часов времени ежедневно, и то, каким будет информационное пространство сегодня, во многом зависит от наших усилий. По мнению В.В. Кипшидзе, у монастырей есть много возможностей для того, чтобы наполнять виртуальную реальность интересной и позитивной информацией о жизни Церкви. По его словам, современный человек, особенно молодой, остро нуждается именно в духовном общении и, возможно, ищет именно его в виртуальном пространстве. После выступления собравшиеся приняли участие в дискуссии о необходимости присутствия монастырей в социальных сетях. Подводя итоги собрания, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за предоставленную возможность обсуждать актуальные вопросы монастырской жизни и предложил  в дальнейшем регулярно проводить подобные встречи. В собрании приняли участие 119 представителей из 100 епархий Русской Православной Церкви, а также наместники и игумении ставропигиальных монастырей. В президиуме присутствовали: архиепископ Феогност, благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман, член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря игумен Варфоломей (Петров), председатель Межведомственной комиссии по образованию монашествующих, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев). По материалам Синодального отдела по монастырям и монашеству © 2012 Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви

http://old.sinfo-mp.ru/15122016.html

В 1988-1989 гг. участвовал в перенесении ковчега с мощами свт. Тихона Задонского. Приложил много усилий к подготовке и проведению церковных торжеств по случаю 200-летия основания Орловской епархии. В нояб. 1989 г. овдовел. В 1992 г. перешел в Краснодарскую епархию и стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Краснодаре. Решением Синода РПЦ от 27-28 дек. 1993 г. назначен епископом восстановленной Петропавловской и Камчатской епархии. 2 янв. 1994 г. принял монашеский постриг с именем в честь сщмч. Нестора, епископа Магиддийского, и был возведен в сан архимандрита. Хиротонию 6 марта 1994 г. в кафедральном Богоявленском соборе в Москве возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) . В Петропавловской епархии Н. удалось увеличить количество приходов и наладить сотрудничество с местными административными, военными и общественными структурами. Летом 1997 г. по состоянию здоровья был уволен на покой по собственным прошениям. Служил в Свято-Успенском храме в г. Лабинске Краснодарского края. Совершил паломничества в Сербию и на Св. землю. В 1998 г. принял участие в Иннокентиевских чтениях. В 2000 г. участвовал в Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ и освящении храма Христа Спасителя. Н. составил цикл проповедей в соответствии с богослужебным кругом и провел исследование, посвященное чинопоследованию отпевания и особенностям заупокойных служб Православной Церкви. Н. был награжден наперсным крестом (1966), медалью Троице-Сергиевой лавры (1966), митрой (1974), правом ношения 2 крестов (1987), орденами св. кн. Владимира 1, 2 и 3-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й (2001) и 3-й степени, св. блгв. кн. Даниила Московского, святых Кирилла и Мефодия (Элладская Церковь) и серебряной медалью св. ап. Андрея Первозванного (Элладская Церковь). Н. скончался 5 нояб. 2004 г., похоронен за алтарем храма Успения Пресв. Богородицы в г. Лабинске. Соч.: Собрание клира Орловской епархии//ЖМП. 1984. 9. С. 57; Архиеп. Орловский и Брянский Варфоломей: Некр.//Там же. 1988. 10. С. 31 Лит.: Реквием: Кн. пам. жертв полит. репрессий на Орловщине. Орёл, 1996. Т. 3. С. 61; Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии РПЦ. М., 1997. С. 399; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 419; Сапсай Г., диак. Еп. Нестор (Сапсай)//ЖМП. 2005. 2. С. 48-52.

http://pravenc.ru/text/2565138.html

вместе с Никодимом Сийским способствовал перенесению в Сийский мон-рь в 1677 г. мощей преподобных Исаии и Никанора Ручьёвских ( Никанор. 1895. С. 4; Рыжова. 2019. С. 38). По ходатайству П. была учреждена архимандрития в обители: в июле 1692 г. он лично привез в мон-рь благословенную грамоту патриарха Адриана. 31 июля 1692 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий поставил во архимандрита иером. Никодима Сийского (АОКМ. Инн. КП. 3601; Перовский. 1897. С. 537-539; Кириллов. 1902. С. 25). В Летописце Антониева Сийского монастыря указывается 1 авг. 1692 г. как начало архимандритии («И того же 200 году августа в 1 день посвящен на иво Варфоломеево игуменское место во архимандрита Сийского же монастыря постриженик... иеромонах Никодим. И с такова числа почалось в Сийскомъ монастыре архимандричество» (БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 103 об.)). П. подарил архим. Никодиму привезенную из Москвы «архимандричью шапку», украшенную миниатюрными иконами, драгоценными камнями и жемчугом ( Перовский. 1897. С. 539-540; Кириллов. 1902. С. 25), архиеп. Афанасию - серебряный позолоченный кубок, вишневую камку, атлас, тафту ( Кириллов. 1902. С. 25), а на гроб св. Антония Сийского он пожертвовал «верхний покров тафты зеленой» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 86). Отпевание П. совершил патриарх Адриан в московском Богоявленском мон-ре. Затем тело старца, согласно его завещанию и грамоте патриарха от 8 дек. 1695 г., перевезли в Сийский мон-рь. 13 янв. 1696 г. в присутствии архиеп. Афанасия П. был погребен в Троицком соборе обители, справа от раки прп. Антония Сийского , вблизи гробницы святых Исаии и Никанора Ручьёвских. Преставление П. увековечила надпись, вырезанная на камне в стене: «Лета 7203 декемврия 17 числа волею Божиею преставися раб Божий дому святейшаго Адриана патриарха казначей Паисий Сийский. Над телом его надгробное пение сам святейший совершал с архиереи в Богоявленском монастыре и по его святейшаго патриарха указу привезен погребсти на обещание в Сийский монастырь января в 7 число.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Муляр Александр Петрович; род. 4 нояб. 1976 г., г. Луцк Волынской обл., Украинской ССР), еп. Саянский и Нижнеудинский. Из семьи священника. С детства прислуживал в храме, помогая отцу. Нес послушание иподиакона у архиеп. Волынского Варлаама (Ильющенко) и у еп. Волынского Варфоломея (Ващука) . В 1994 г. окончил среднюю школу в г. Луцке. В 1994-1998 гг. обучался в Московской ДС. В 1998 г. ректором МДАиС еп. Верейским Евгением (Решетниковым) поставлен во чтеца. В 1998 г. поступил на очное отделение Киевской ДА, которую окончил в 2002 г., защитив дипломную работу «Распространение христианства в Европе, Африке и Азии в I-III вв.». В 2002-2004 гг. нес певческое и иподиаконское послушание в Киеве. В 2004 г. поступил в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь г. Костромы, где нес послушание казначея. 2 апр. 2005 г. по благословению архиеп. Костромского и Галичского Александра (Могилева) наместником Ипатьевского монастыря архим. Иоанном (Павлихиным) пострижен в малую схиму с именем Алексий в честь свт. Алексия, митр. Московского. 10 апр. 2005 г. архиеп. Александром рукоположен в сан диакона, 12 апр. 2005 г. — во иерея. В 2010 г. по представлению архиеп. Александра возведен в сан игумена. 19 окт. 2011 г. перешел в клир Магаданской епархии. 6 нояб. Того же года назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора г. Магадана и казначеем епархии. Решением Свящ. Синода от 2 окт. 2013 г. избран епископом Саянским и Нижнеудинским. 6 окт. 2013 г. еп. Магаданским и Синегорским Иоанном (Павлихиным) возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 1 нояб. 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 2 дек. за Божественной литургией в храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . Награжден орденом Украинской Православной Церкви прп. Феодосия Черниговского (2013). Лит.: Наречение и хиротония архим. Алексия (Муряра) во епископа Саянского и Нижнеудинского//ЖМП. 2014. 2. С. 60-62. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/1973042.html

Если попытаться посмотреть на определения Халкидонского собора в контексте реалий V века, а не в контексте экклезиологической эквилибристики Фанара XXI века, то станет очевидно, что 9-е, 17-е и 28-е правила, говорящие о епископе «нового Рима», утверждают его значение и власть не в качестве «всесвященной и страшной сверхграничной ответственности», как об этом пишет патриарх Варфоломей, а в границах конкретных областей. Предстоятель столичного града получает привилегию поставлять «митрополитов областей, понтийской, асийской и фракийской, и такожде епископов у иноплеменников вышереченных областей». При взгляде на карту видно, что юрисдикционные полномочия, которыми наделялся предстоятель Константинополя в качестве преимуществ, распространялись лишь на прилегающие к столице три области, что вполне соответствует аналогичным полномочиям, имевшимся у предстоятелей старейших и почетнейших кафедр — Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Что касается хиротоний «епископов у иноплеменников вышереченных областей» τος ν τος βαρβαρικος πισκπους τν προειρημνων διοικσεων, то, согласно аргументированному мнению архиеп. Петра (Л’Юилье) 19 , речь идет о районах, расположенных на границах гражданских диоцезов Фракии и Понта, поскольку трудно предположить наличие варваров в Асии, находящейся «внутри» империи и окруженной другими диоцезами. Так же понимает эту фразу и прп. Никодим Святогорец 20 . Появившаяся в начале XX века и излагаемая в некоторых публикациях идея о том, что территория, граничащая с Фракией и Понтом (см. вышеприведенную карту) , включает в себя буквально весь мир, что отцы IV Вселенского Собора, говоря об иноплеменниках, живших поблизости с этими областями, профетически указывали на Австралию, Китай и Америку, подробно разобрана в актуальной до сих пор статье профессора С.В. Троицкого 21 . Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что современная трактовка прав и преимуществ епископа «нового Рима» адептами сверхполномочий Константинополя, мягко выражаясь, не совсем соответствует тому, что провозглашалось участниками Халкидона.

http://patriarchia.ru/db/text/5410760.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010