Он не умел наполовину отдаваться делу, на которое был поставлен. Весь жил тем, что ему приносили. Это была душа горящая, а не безразличный слушатель. Он жил вместе с теми душами, которые к нему приходили, сопереживал все, что ему открывали. Обо всем расспрашивал, не жалел времени и сил своих, захватывался тем, что ему приносили. Он не был лицеприятен. Видел скорбь, старался утешить, был добр и ласков, и нежен. Но порок клеймил резко, собственными именами называл вещи. Не стеснялся ни положением, ни возрастом, ни теми условиями, в которых были прегрешения. Особенно он считал важным сам старался не пройти вниманием грехов плотских. Старец говорил об этом всегда своим духовным детям, священникам, увещевал не замалчивать этого ни по скромности, ни по деликатности. «Наше время такое развращенное, что и настоящего греха не считают за грех , и священники ответят за это». Особенно это на исповеди, трудно спрашивать. Но старец понимал так, что не честен будет тот человек, который будет играть в прятки со своими духовными детьми и с самим собой. Особенно батюшка отец Алексий заботился, чтобы или соблюдались в чистоте, или очищались приходящие. Старец был воистину подобен Кроткому и Смиренному, который в другое время скорбел и смотрел со гневом ( Мк. 3:5 ). Какими резкими и сильными словами говорил дорогой наш старец о грехе! При его кротости и незлобии он имел сердце горящее. Он был очень деликатным: ни одной малой услуги человека, который всегда был при нем, не оставлял без благодарности. И как это стройно сочеталось в нем! Почтительный к другим и в то же время резкий в своих суждениях. Но он был тем, кем нужно. Он говорил от сердца кроткого и спокойного, но ревновал о тех, кто приходил: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» ( Пс. 84:11 ). Мне представляется, что секрет, тайна сочетания этих слов в его духовном воспитании. Это плод послушания. Воистину было так, как с преподобным Сергием и его учениками: «мужески в пустыню вселился и чада послушания там плоды смирения возрастил» 5 . Ученики преподобного Сергия – плоды, которые он вырастил. Таким-то чадом послушания в Зосимовой пустыне в отношении к старцу отцу Герману был отец Алексий. Плоды смирения – дела его. Старцество 6 батюшки отца Алексия – плод смирения. Сам он – чадо послушания. Это означает: он нелицемерно считал невозможным не иметь послушания к своему настоятелю и духовнику. Он говорил так: «как же иначе? Относится строго настоятель (в деле исповеди и окормления) – поэтому и я должен… Я должен руководиться взглядами своего настоятеля». Слышите: человек, к которому идут со всей России, он своего мнения не имеет и хочет думать и поступать, как благословлено, по старцу, настоятелю своему. О, чадо послушания, принесшее плоды смирения!

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Рекомендуется внимательность». «Рекомендовалась» и «советовалась» консистории и благочинным обстоятельность, 18 А также возможная скорость и проворность 19 . Временами делая выговоры за неисправность и неверность против закона. Митрополит Филарет строго следил 20 , чтобы дела велись «со всею бдительностью внимания и со всею законною точностию». 21 Также, конечно, и в других отраслях церковной жизни. Одному ректору семинарии Святитель в письме советует: «Все как можно точно надлежит Вам установить по Уставу: тогда ни ветер сверху, ни вода снизу не поколеблют того, что Вы уставите» 22 . В письме к другу, наместнику Лавры, о. Антонию, Филарет объясняет откровенно и прямо, почему «призванным в служение общественное нельзя не пещись о порядке земных вещей» 23 . «Рад бы я не учить вас приказному порядку, но если не буду, то вас и меня будет учить обер-прокурор… будем действовать, когда можно, просто, а когда необходимо, по принятым формам». 24 «Не употреблять с худыми людьми законных формальностей из снисхождения значит подвергать себя затруднению» 25 . К великому Филарету хотят относиться отрицательно за законническую точность, в скорлупу которого заключился великий дух его. Ясно заключился, потому, что вынужден был заключиться, он вынужден был следить, потому что и за ним следили. Но напрасно суровую оболочку, до некоторой (только!) степени характерной для Филарета, которою прикрыт в Николаевское время человек симпатиями своими живший в лучших сторонах дней Благословенного, 26 принимает за сердцевину души Святителя. Филарет, ректор Академии, был строгим и благостным, требовательным и снисходительным, и это по отзыву Фотия, которого трудно было заподозрить в сочувствии Филарету, 27 таким и остался Филарет и во все дни жизни своей. Он хотел быть справедливым и человеколюбным. 28 Строгости ради нее самой проявлять не желал, а признавал ее предохраняющее, воспитывающее значение. Филарету пришлось иметь дело в Московской епархии далеко не с одним благочестием народа и духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Старец смотрел глубоко, относился ко всему не внешне, его старческое дело было не искусственное, не деланное, а шло из самого нутра его, из глубины сердечной и выражало, являло его прекрасную, благородную душу. Его целью и задачей было благодатное возрождение в Господе от Духа Святого. И мы должны к этому обстоятельству отнестись с особым вниманием и благоговением. Думается, что когда мы слышали, что апостол не жалел сил ради своих чад, постоянно уча их ( Деян. 20:31 ) перед нами вставал старец. Он всего себя отдавал приходящим к нему то, чем он был, весь его огонь духа, отдавал, чтобы было тепло приходящим и светло, чтобы загорелось в них Божественное рвение, и усилие, и благоговение, чтобы этот Божественный огонь попалил всяк срамный ум. Таким-то представляется мне приснопамятный батюшка. Кто с ним соприкасался, никогда не забудет, [что] им сказано, сказано сильно. А сильно потому, что было действительно подлинно и искренно его, в силу им полученного от Господа и возращенного, как плод многий. Глагол старца был глагол силою многою. Действительно, подлинное, а не показное было в старце. Настоящая сила и есть то, что передается приходящим с верою. И раз приходил кто с верою, то и получал в ту меру, в какую брал, в какую имел доверие 7 . Молясь сейчас 8 за старца на панихиде, помолимся о себе, чтобы нам его святыми молитвами Господь подал честность на исповедание грехов наших духовным отцам. При этом, возлюбленные, возьмите себе два поучения: 1-е: не ждите от духовных отцов и старцев только приятных речей, ласки и утешения. Будем хорошо помнить и сознавать, знать: в жизни нашей больше такого, что не за что нас утешать. Больше нужен нам сильный голос правды, тяжелой, но правды. Памятуйте возлюбленного старца, который и любил, и обличал. Возлюбленные! Ведь гораздо более сказывается любовь и к вам, дорогие, о Господе чада наши строгое слово и резкое говорится, потому что ваши души не безразличны, а дороги, так и относятся к вам ваши духовные отцы. И если они находят нужным быть добрыми и ласковыми, благодарите, но сознавайте, что это незаслуженно: недостойны мы ничего доброго, слово обличения тоже с благодарностью принимайте как слово, полное любви, исходящее от любящего сердца, не могущего примириться ни с каким душевным недостатком, ни с какою темнотою в душах чад их. Духовным отцам ведь ничего не нужно от духовных детей, как только, чтобы они спасались, ходили в истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Насколько образованными были члены петровских монашеских общин? Многие считают, что монахи - люди малообразованные или совсем необразованные... Сюда входили представители разных социальных групп. Были и раскулаченные крестьяне, бежавшие из разоренных сел вследствие коллективизации, и выходцы из дворянских семей: например, мать и сын Ширинские-Шихматовы. Но это нисколько не мешало им жить в единой духовной семье, потому что их духовные интересы были для них более важными и глубокими, чем интеллектуальные. В целом общины составляли москвичи из семей служащих, интеллигенции, бывших предпринимателей. Сюда приходили многие студенты ведущих вузов. Пожалуй, одна из самых известных представительниц тайных монашеских общин - монахиня Игнатия (Пузик). Она пришла сюда, будучи студенткой, и в дальнейшем стала доктором биологических наук, профессором и виднейшим советским исследователем проблем туберкулеза. Александр Лебедев - студент Казанского ветеринарного института с родителями, 1903-1908 гг. Чем рисковали члены тайных монашеских общин? Любая деятельность такого рода, тем более деятельность, в которой советская власть могла усмотреть признаки организованности, конечно, расценивалась как организованное покушение на советскую власть, политическое преступление. Даже если люди просто пытались жить в соответствии со своими убеждениями и совестью... Разумеется, ничего хорошего тайных монахов не ждало. И репрессии не обошли их стороной: большинство тайных монахов Высоко-Петровского монастыря оказались арестованы и высланы. Духовников преследовали особенно серьезно. В 1935 году был расстрелян епископ Варфоломей (Ремов), обвиненный в шпионаже, а наиболее известный духовник общины отец Игнатий (Лебедев), на протяжении многих лет страдавший паркинсонизмом, несмотря на это был приговорен к пяти годам лагерей, где и скончался. Его ближайшие духовные дети, иеромонах Никола (Ширинский-Шихматов) и иеромонах Косьма (Магда) тоже получили большие сроки и в 1937 году были расстреляны. Среди монахинь были те, кто прошел через лагеря, ссылки, получил так называемые «минусы» - лишение права проживать в крупных городах. И при этом некоторые члены тайных петровских общин дожили до наших дней: последние из них скончались в 2004-2006 годах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Варфоломей (Ремов) , архиеп. – см. также ИУ. 974. Варфоломей (Ремов) , архиеп. Сергиевский. Письма и автобиография/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 353–378. 975. Варфоломей (Ремов) , архиеп. Сергиевский. Из духовного наследия/Публ., предисл, примеч.: А. Л. Беглов//АиО. 1998. 4(18). С. 119–133. 976. Васильева О. Ю. Дело архиеп. Варфоломея [Ремова], или «человек-загадка» против Русской Православной Церкви//АиО. 2000. 4(26). С. 192–205. Вениамин (Казанский), сщмч. – см. ИУ. 977. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР [Котляров]: к 70-летию со дня рождения//ХЧ. 1999. 18. С. 11–22. Владимир (Богоявленский) , митр. Киевский, сщмч. – см. 1247. Григорий (Лебедев), еп. – см. ИУ. 978. Энден М. Кончина митр. Григория (Чукова) нояб. 1955 г.]: [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 292–294. 979. Хроника: [Назначение архим. ГУРИЯ (Егорова) епископом Ташкентским и Среднеазиатским]//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 22. Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский, сщмч. – см. ИУ. 980. Журавский А. В. Епископ Чистопольский ИОАСАФ (Удалов) как последователь митрополита Казанского Кирилла [Смирнова]//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 356–363. 981. Макарий (Веретенников) , архим. Иосиф [Чернов], митр. Алма-Атинский и Казахстанский (f 1975)//АиО. 1998. 4(18). С. 134–146. 982. Кончина преосвященного ИУСТИНА (Мальцева), еп. Казанского и Чистопольского (4 апр. 1950 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1950. 4. С. 28. 983. Тимаков В. А., прот. Высокопреосвященный КИРИЛЛ [Поспелов], архиеп. Пензенский и Саранский//АиО. 2000. С. 298–316; С. 245–263; 2001. 1(27). С. 285–306. Кирилл (Смирнов), сщмч.; ЛУКА (Войно-Ясенецкий) , исп.– см. ИУ. Макарий (Невский) , свт. – см. 1254. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. – см. также ИУ. 984. Памяти пастыря, ученого, богослова: [Архиеп. Михаил (Мудьюгин) ]//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 137–139. Никодим (Ротов), митр. – см. также ИУ. 985. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб. 20 «Богословских трудов», посвящ. митр. Никодиму (Ротову)]//БТ. 1979. Сб. 20. С. 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будущий архиепископ Варфоломей родился в Москве в 1888 г. В возрасте 20 лет Николай Ремов стал студентом Московской Духовной академии, на 3-м курсе он был пострижен в монашество в Зосимовой пустыни настоятелем обители и его духовником преподобным Германом Зосимовским (Гомзиным) с именем апостола Варфоломея. Вскоре он был рукоположен во иеродиакона, а через год – во иеромонаха к Покровскому академическому храму при Троице-Сергиевой лавре. В 25 лет отец Варфоломей становится доцентом МДА, через три года – экстраординарным профессором, позже – инспектором и проректором Академии. Вся его последующая жизнь неразрывно связана с Академией, в том числе с трудами по ее деятельности в нелегальных условиях после ее закрытия в Лавре. Впервые архимандрит Варфоломей был арестован 6 сентября 1920 г. Поводом для ареста стала его проповедь , сказанная еще в 1919 г. накануне вскрытия мощей преподобного Сергия. На заключение по его «делу» наложена резолюция: «Заключить в концентрац. лагерь на десять лет» 1 . Отец Варфоломей показал на следствии: «...Христова истина, как я ее понимаю и воспринимаю, для меня дороже жизни» 2 . Говорит он и о перенесении в Москву. Академии: «Епархиальной властью... мне была поручена организация – перенос в Москву пастырско-богословских курсов» 3 ; «В Сергиевом Посаде я прекратил свою работу частично уже в декабре из-за поездок в Москву в Академию, а затем и совсем оставил посад из-за Академии переехав в Москву» 4 . В этом же «деле» есть документ 5 – удостоверение, выданное архимандриту Варфоломею и подписанное ректором Академии протоиереем Анатолием Орловым, штамп которого свидетельствует, что в 1920 году Московская Духовная академия работала в Москве. Состояние здоровья отца Варфоломея после нескольких месяцев тюрьмы было критическим. Сильное истощение, малокровие, болезни сердца и другие стали основанием для его освобождения из-под стражи через шесть месяцев заключения и замены срока на условное наказание. Однако, вследствие того, что будущий владыка считался «опасным врагом трудящихся», поскольку его деятельность «обратила на себя внимание патриарха Тихона и последним Варфоломей назначается директором Высшего Богословского Института и предназначается к “рукоположению” во епископа» 6 , в постановлении Президиума ВЧК обозначено требование: «Отобрать от РЕМОВА подписку о прекращении им в дальнейшем разлагающей к[онтр]-р[еволюционной] агитации под религиозным флагом» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

В то же время известно, что, по сути, в том же 1919 г. занятия Академии переносятся в Москву. Для организации учебных занятий в Москве Совет избрал Исполнительную комиссию во главе с ректором протоиереем Анатолием Орловым. «В Москве, – вспоминал переехавший туда в 1920 г. будущий епископ Вениамин (Милов) , – я возобновил и своё обучение в Духовной академии, которая… ютилась в разных местах города: в Епархиальном доме, в церкви Иоанна Воина, в церкви Петровского монастыря и в храме Живоначальной Троицы в Листах у Сухаревки. Профессура в Академии оставалась ещё с. 88–89]. Учебный год 1921/1922 начался 2 (15) августа в помещениях Высоко-Петровского монастыря в Москве. Ректор Академии протоиерей Анатолий Орлов в марте 1922 г. был арестован и сослан в Нарымский край. Его преемником стал протоиерей Владимир Страхов, с апреля 1922 г. исполнявший обязанности ректора. 6 марта 1923 г. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) во главе с Е. Ярославским рассмотрела вопрос «о закрытии духовных академий» и приняла решение: «Духовные академии ликвидировать, как Тихоновские в Москве, так и евангельские в Питере» С этого момента Академия переходит на нелегальное положение. В документе этого периода – дипломе священномученика Василия Надеждина, датированном 5/18 октября 1927 г., – мы видим фамилии профессоров и перечень предметов, которые изучал отец Василий. Диплом напечатан на старом бланке Московской Духовной академии, на нём стоит печать МДА и подписи профессоров, среди которых – подпись епископа Варфоломея (Ремова) с. 57]. 30 декабря 1930 г. протоиерей Владимир Страхов был арестован и сослан в Архангельск. С этого времени фактическое руководство тайной Академией возглавил епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) , к тому времени проректор Академии. Будущий владыка родился 3 октября 1888 г. В Московскую Духовную академию он поступил в 1908 г. и, будучи ещё студентом 4 курса, начал преподавать. По окончании обучения он был назначен исполняющим должность доцента по второй кафедре Священного Писания Ветхого Завета. Позже отец Варфоломей стал экстраординарным профессором, а с мая 1920 г. – проректором Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Лекции для желающих получить высшее богословское образование читались в Московском епархиальном управлении и до 1928 г. в Высоко-петровском монастыре, настоятель которого епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) и возглавил полулегально существовавшую школу. В преподавательскую корпорацию также входили епископы Иларион (Троицкий) , пока он был на свободе, и протоиерей Василий Виноградов . На содержание школы собирались пожертвования в московских храмах. Варфоломей (Ремов) , уже в сане архиепископа, был расстрелян в 1936 г., репрессиям подверглись и другие лица, преподававшие и учившиеся в этой богословской школе. В Петрограде для спасения академии ее руководство обратилось в совет Петроградского университета с просьбой о включении академической корпорации и студентов в состав университета в качестве богословского факультета. Университетский совет готов был пойти навстречу, но Наркомат просвещения во главе с Луначарским воспрепятствовал осуществлению этого плана. 23 июня 1918 г. скончался последний ректор Петроградской Духовной Академии епископ Ямбургский Анастасий (Александров) . Этот год стал последним в существовании старой Петербургской Академии, занятия профессоров со студентами продолжались только в частном порядке. Перед угрозой прекращения существования Казанской Академии ее совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля 1918 г. профессор К. В. Харлампович писал Н. Н. Глубоковскому , что «Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно». Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской Академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем. О состоянии, в котором она оказалась к началу 1919 г., пишет ее последний ректор епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) все тому же профессору Н. Н. Глубоковскому : «Библиотека в наших руках и взята под свою защиту Архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии» 872 . Казань в ходе гражданской войны переходила из рук в руки, поэтому репрессии со стороны властей оказались особенно кровавыми. Коснулись они и академической корпорации: был расстрелян эконом академии священник Филарет Великанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

10 августа 1921 г. Святейший Патриарх Тихон исповедник совершил хиротонию отца Варфоломея во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. В 1922 г. последовало его назначение в московский Высоко-Петровский монастырь. В 1925 г. по состоянию здоровья владыка уходит на покой, но продолжает до самого ареста в феврале 1935 г. руководить вверенной его попечению монашеской общиной. Став настоятелем храмов тогда уже бывшего Высоко-Петровского монастыря, владыка Варфоломей вскоре пригласил сюда братию Зосимовой пустыни, закрытой в 1923 г., ввел Устав Зосимовой пустыни. Монахиня Игнатия, прихожанка и тайная постриженица монастыря в те годы, писала о нем: «Владыка Варфоломей... был, несомненно, выдающейся личностью и кончил свою жизнь как исповедник и новомученик Русской Церкви в тяжелые для нее годы. ... Это был человек, внутри которого как бы никогда не угасали огонь любви к Богу, ревность по Богу, радование, горение о Нем... хотя прирожденный жар его души и связывался постоянно со смирением. ...Так и стоит образ владыки... перед внутренним взором всех нас, воспитанных им во Христе и Церкви Христовой его апостольским, огненным служением и подвигом». 8 Особенно глубокое впечатление оказывал на души прихожан сам строй богослужений в Высоко-Петровском монастыре, «уставной, строгий и вместе с тем воспитывающий и утишающий душу» 9 , – как писала матушка Игнатия. Сам же владыка в начале 30-х годов писал о богослужении так: «При всей пользе поучений-проповедей само богослужение проповедует, поучает, несет пластырь недугам души, утешает в скорбях, дает живительную бодрость и вообще назидает, то есть устрояет, благоустрояет христианина... И как не благодарить Бога, как не сказать, что это драгоценнейшие дары Церкви душе моей. Для меня нет ничего дороже живого слова Отцов и Богослужения» 10 . В это время, то есть после 1929 года, Петровская община продолжала свое существование уже вне стен родного монастыря. Вот что пишет об этом монахиня Анна, чьи воспоминания показывают, что владыка Варфоломей был очень внимательным духовником и ответственным руководителем большой духовной семьи: «Где бы ни находились служители этого храма, весь дух “Петровского монастыря” оставался тем же.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Отец Варфоломей искренне любил всё, что связано с православным богослужением, любил духовный труд и молитву. Известный философ А.Ф. Лосев , который изучал под его руководством семитическую филологию, вспоминал: «Я наблюдал его на богослужении в Зосимовой пустыни. С 11 вечера до 7 утра в церкви: полунощница, утреня, литургия. У него были противники, которые говорили о нем разное. Но я видел его в пустом храме, и я видел, как он стоит на амвоне и отвешивает поклоны – 300 поклонов, трехсотницу, или пятисотницу» с. 143–144]. 6 сентября 1920 г. архимандрит Варфоломей был арестован за проповедь , произнесенную им еще в 1919 г. по поводу предстоявшего вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского. На заключение по его «делу» наложена резолюция: «Заключить в концентрац[ионный] лагерь на десять лет» 2 . В показаниях на допросе 9 сентября 1920г. архимандрит Варфоломей сообщает (записано следователем, орфография сохранена): «Епархиальной властью, в частности особым указом епархиального совета… мне была поручена организация – перенос в Москву пастырско-богословских курсов. Моя деятельность в Сергиевском посаде сводилась к профессорству в неликвидированной и по сию пору Советской Властью в качестве ученого центра в Московской дух академии и к церковной работе в академической церкви 3 . В Сергиевом Посаде я прекратил свою работу частично уже в декабре из-за поездок в Москву в Академию, а затем и совсем оставил посад, из-за Академии переехав в Москву» 4 . Его освободили 28 февраля 1921 г. «ввиду тяжкого состояния здоровья», потребовав «подписку о прекращении им в дальнейшем разлагающей к[онтр]р[еволюционной] агитации под религиозным флагом» 5 . Крайне истощенного физически и тяжело больного отца Варфоломея вынесли из тюрьмы на носилках. Однако уже 10 августа 1921 г., в день празднования Смоленской иконы Божьей Матери, Святейший Патриарх Тихон исповедник совершил хиротонию о. Варфоломея в епископа Сергиевского, викария Московской епархии. Вскоре по состоянию здоровья владыка уходит на покой, а уже в 1922 г. Последовало его назначение в Высоко-Петровский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010