Павле; его уместно приложить к нашему пророку. В Иеремии мы видим великую нравственную и религиозную личность, великого человека, но все-таки только человека, человека великих душевных борений, тяжких внутренних страданий. Достаточно внимательно вчитаться в книгу Иеремии, чтобы заметить, что пророк не был твердой, крепкой, стальной натурой. Иеремия не был и женственной натурой, сентиментальным человеком, каким хочется представить его 6 , но ведь вся книга нашего пророка по тону и содержанию – и в целом и в мельчайших подробностях – свидетельство мягкости его характера. Книга Иеремии, при обилии в ней исторического материала, дает право назвать ее богодухновенного автора священным лириком, тем более, что ему принадлежит также и чистая элегия – книга Плач Иеремии. В Иеремии поразительна ярко выраженная индивидуальность его натуры восприимчивой, мягкой и вместе очень глубокой 7 . Для него весьма чувствительны были его постоянные страдания внешние и внутренние, общественные бедствия и личные скорби. Прав один современный исследователь «учения пророков», назвав жизнь Иеремии сплошным мученичеством 8 , подобно тому как повесть об его многострадальной жизни в наших «Четиях-Минеях» названа просто и точно: «Житие и страдания Святого Пророка Божия Иеремии». Мало того, что Иеремия грустит и плачет, – его скорбные думы граничат временами с воплями отчаяния. Он горячо любит родную страну, но должен возвещать ей бедствия ( Иер.14:10,18, 15:7 ), хотя хотел бы ходатайствовать за нее ( Иер.14,10, 15:1 ). Вопреки характеру своему, он, кроткий, как агнец, должен со всеми препираться, всех обличать, осуждать, всем угрожать, он, ко всем доверчивый, никому не должен доверять, даже братьям своим ( Иер.18:20 ). Тем тяжелее ему было переносить за это неприязнь соотечественников. «Горе мне, мать моя, печалуется пророк, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! Никому ни давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня» ( Иер.15:10 ). Под бременем внешних и внутренних страданий пророк проклинает, подобно Иову, день своего рождения и самое рождение свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

См. особенно: Игнатия (Петровская), монахиня . Слово о старчестве//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 168-170 и сл. Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885. С. 94, прим. Летопись Серафимо-Дивеевскаго монастыря Нижегородской губ Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд А. С. Мельгуновой. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов) . СПб., 1903. С. 380; ср. Там же. С. 335; Варфоломей (Ремов), архиепископ . в 4-ю годовщину по кончине старца схи-игумена Германа. С. 131; Игнатий (Лебедев), схиархимандрит . Письма из заключения// Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. С. 239 и сл. Отметим, что духовное руководство осмыслялось как духовное материнство еще в Новом Завете (см. Ин 3:3-7; Гал 4:19: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» и др.). Ср. «завет» с духовными дочерьми преподобного Зосимы (Верховского): «Аще не от всего с[е]рдца и д[у]ши моея о Б[о]зе к вам усердствую дотолико, что даже и в не хощу без васъ внити, то да лишенъ буду онаго во веки. Сице равно и мы твои духовныя дщери, во нашего связаннаго духовнаго съ тобою, и между собою, тако г[лаго]лемъ предъ самимъ Б[о]гомъ. Аще которая изъ насъ таковыхъ усерднолюбител ныхъ чувствъ, дотолико к тебе духовному нашему о[т]цу, или к сестрамъ не имеетъ, что даже ниже желати наследити единой без другихъ. Или которая из насъ, аще неоткровенна во всемъ будетъ тебе, или не восхощетъ всегда в быти у тебе тогда таковая яко неистинствующая, и отпадшая, и поправшая сей заветъ нашъ пред Богомъ соделанной, да будетъ изглаждена из него, и лишена нашего съ нею соуза. И прочее да не числится между нами в нашемъ единодушномъ, вечномъ неразторжномъ о Хр[и]сте содружестве». - Беглов А . «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818-1825 гг.//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 210-212; Женская Зосимова пустынь. Исторический очерк/Сост. монахиня Зосима (Верховская) . М., 2008. С. 66-69.

http://bogoslov.ru/article/445195

Смирение состоит в том, чтобы во всем отсечь свою волю и не иметь ни о чем попечения. (Др. ст. Иоанн). Для того, кто хочет видеть Христа, чье сердце было побеждено раз навсегда Божественным ликом, кто не может Его забыть и кто всюду Его ищет, для того вся жизнь представляет собой ясное и чудотворное отражение этого Лика. Христос тут, над нами и в нас. Он постоянно над нами веет, постоянно перед нами проходит, постоянно нас задевает. И вся цель жизни в том, чтобы это присутствие Его постоянно ловить, ощущать. Этот проход Его перед нами, так сказать, задерживать, и от этого ощущения близости расти, возвышаться, светлеть. Всюду, всегда призывать Христа ввести Его в свою жизнь, просыпаться с мыслью о Нем, приниматься за работу, прося у Него благословения. Ради Него весело нести тяжесть труда, идти на отдых, благословляя Его за те силы, которые Он подал в работе, и за сладость этого отдыха. Принимать пищу как бы из рук Его Самого, благословлять Его за всякую минуту отрады, славить Его за всякую скорбь. Бодрствовать, мыслить о Нем, нести тяжесть жизни, ликовать при мысли смерти и о конечном соединении с Ним, радоваться святым людям, окружающим Его престол, и через них входить в общение с Ним Самим. Привязать свое существование к Нему неразрывными связями и тончайшими нитями мыслей и чувств – вот в чем жизнь, и вне этого одна только смерть. А мы слишком оплотянели, чтобы чувствовать Христа всегда с нами. Господь сказал: аще кто не возненавидит отца и мать, жену, чада, аще же и душу свою не может мой быти ученик. А возненавидеть душу – значит пребывать в подвижничестве и вместе с тем отсекать и свои хотения, и таковый уже не обращает внимания ни на слова человеческие, ни на человекоугодие, а на богоугодные вопрошения и на ответы, исходящие из уст Святых. Тот же, кто вопрошает, должен веровать, что Бог по сердцу его влагает (слово) в уста вопрошаемого, ибо сказано: «даст ти Господь по сердцу твоему» ( Пс.19:5 ). 1. Некоторый брат вопросил блаженного Нифонта: скажи, отец мой, слово на пользу, как мне спастись?

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

R. Driver. Einleitung in die Litteratur des Alten Testaments, übersetzt... von J. W. Rothstein. Berlin. 1896. S. R. Driver. The minor Prophets, vol. H. (В серии The Century Bible). Edinburgh. 1906. Duhm B. Die Theologie der Propheten, als Grundlage für die innere Entwicklungsgeschichte der israelitischen Religion. Bonn. 1875. Duhm B. Das Buck Habakuk. Text, Übersetzung und Erklärung. Tubingen. 1906. Duhm B. Die zwlf Propheten. Tübingen. 1910. F. W. Farrar. The Minor Prophets. (Ряд маленьких популярных этюдов в Expositor, 1902, 4). W. Gesenius’ Hebräische Grammatik völlig umgearbeitet von E. Kautzsch. 28-te Auflage. Leipzig. 1909. W. Gesenius’ Hebräische und Aramäisches Handwörterbuch über das Alte Testament in Verbindung Prof. Dr. H. Zimmern, Prof. W. Max Müller u. Dr. O. Weber, bearbeitet von Dr. Fr. Buhl. 15-te Auflage. Leipzig. 1905 (=Gesenius15). Girdlestone R. B. Synonyms of the Old Testament. London. 1897. Guthe H. Geschichte des Volkes Israel. Zweite Auflage. Tübingen. 1904. H. A. Hamaker. Commentatio in libellum de vita et morte prophetarum, qui graece circumferlur... Amstelodami. MDCCCXXXII. Dr. Otto Happel. Das Buch des Propheten Habackuk. Würzburg. 1900. J. Hastings. A Dictionary of the Bible. Edinburgh and New-York. 18981902. E. Hatch and H. Redpath. A concordance to the Septuagint and the other greek Versions of the old Testament. Oxford. MDCCCXCVII. R. Helbing. Grammatik der Septuaginta. Laut-und Wortlehre. Göttingen. 1907. M. Hirsch. Die zwölf Propheten, übersetzt und erläutert... Frankfurt a. M. 1900. Hitzig. F. Die zwölf kleinen Propheten. Leipzig. 1881. (4te Auflage). Священник А. А. Глаголев . Книга пророка Аввакума – в «Толковой Библии » (изд. журн. «Странник»), том седьмой. Петербург. 1910. Проф. Н. Н. Глубоковский . Хронология Ветхого и Нового Завета (по Кэртису и Тэрнеру) – в «Трудах Киевской Духовной Академии», 1910, 6. М. Г. (проф. Голубев). Книга пророка Аввакума. «Христианское Чтение». 1867 года, часть 2. Этот труд не окончен. Анализ книги, которым он заключается, оставлен на второй главе, книги пророка Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

W. W. Graf Baudissin. Einleitung in die Bucher des Alten Testaments. Leipzig. 1901. Walter R. Betteridge. The interpretation of the Prophecy of Habakuk. – The American Journal of theology. 1903, (v. 7), 4, October. Bickel G. Carmina VeterisTestamenti metrice. Oeniponte, 1882. Dr. Bhmer. Habakuk’s Schrift im Feuer der neueren Kritik. Статья в Neue kirchliche Zeitschrift, 1899 (x), 9. Prof. K. Budde. Die Bücher Habakuk und Sephania. (Статья в Theologische Studien und Kritiken, 1893, 2 Heft.). Он же. Problems of the prophetic literature, 11 – Habakuk (статья в Expositor, 1895, 1). D. Joh. Gotti. Carpzovius. Introductio ad libros propheticos Bibliorum Veteris Testamenti. Lipsiae. MDCCXXXI. Cornelius C. a Lapide. Commentaria in duodecim prophetas minores. Antverpiae, MDCC. Cornely R. Introductio specialis in didacticos et propheticos Veteris Testamenti libros. (Historica et critica introductio in V. T. libros sacros, volumen II, 2). Parisiis. 1887. С. H. Cornill. Einleitung in das Alte Testament. Freiburg i. B. 1892 – 2-te Auflage и его 6-te, neubearbeitete Auflage под названием – Einleitung in die kanonischen Bücher des Alten Testaments. Tübingen. 1908. В шестом издании по нашему вопросу суждения Cornill’я видоизменяются несколько, соответственно появившимся исследованиям отрицательно-критического направления. Т. К. Cheyne. Critica Biblica or critical notes on the text of the Old Testament writings. London. 1904. Cheyne T. K. The decline and fall of the Kingdom of Judah. London. 1908. A. Condamin. La forme chorale du ch. III d’Habacuc. (Статья в Revue Biblique, 1899, 1). Franciscus Delitzsch. De Habacuci prophetae vita atque aetate. Lipsiae. 1842. Franz Delitzsch. Der Prophet Habakuk. Leipzig. 1843. W. M. L. De-Wette. Lehrbuch der historisch-kritischen Einleitung in die kanonischen und apokryphischen Bücher des Alten Testaments sowie in die Bibelsammlung überhaupt. Achte Ausgabe. Berlin. 1869. J. Dller. Rhytmus, Metrik und Strophik in der biblisch-hebrischen Poesie. Paderborn. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

В народе замечалось возбуждение религиозное, но больше не здоровое – с уклоном в сторону суеверия, раскола и сектантства, усердно работавших. «А навстречу им из среды монашества и духовенства, в особенности сельського, выступали не менее серьезные недуги, хотя и иного характера, как-то: грубость, нетрезвость, нерадение, небрежение по службе, вымогательства, взяточничество. Нужен был врач, и Филарет был таким «врачом опытным и добросовестным»). 29 В редких весьма случаях Филарет предпочитает строгость: это тогда, когда иное решение дела подало бы повод к соблазну. «Неблагообразную рану» Филарет не находил правильным «закрывать блестящим покровом». 30 Неукоснительное внимание и строгость к виновным имели целью «должное предостережение», 31 Чтобы «не продолжались соблазны вредные и посрамительные для духовенства». 32 «То правда, пишет Святитель, что ныне ищут обыкновенно больших очков, чтобы разглядеть сучец в оке служащаго церкви и обратить его в бревно. И это так известно, что пора учиться осторожности». 33 Эти заботы о предохранении от соблазнов и о порядочности и воспитанности подчиненных делали из Филарета строгого и требовательного начальника. В личных отношениях сюда примешивалась еще и вспыльчивость его, которой многие более боялись, чем следует, даже слишком, чем еще сильнее приводили в гнев Митрополита, не терпевшего трусости и низкопоклонства. 34 Но там, где не было поводов для проявления вспыльчивости, Филарет был благодушен и даже обаятелен. Письма и резолюции его производят умиряющее впечатление спокойной ровностью тона и скромной благожелательностью, склонной снисходить, прощать, доверять. «Вспыльчивый нередко, как знавал и я его и испытывал на себе, пишет профессор П.С. Казанский , он в деле всегда был мягче слов» 35 . Святитель находил, что «Начальнику надобно иметь твердый характер», …но с благодушием, и «не хорошо быть жестоким». 36 Таким был сам Митрополит. «Муж меры…он всегда действовал умеренно», 37 не вдаваясь в крайности чрезмерной строгости и послабления.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

В ответ на сие Старец сказал ему: Сын мой! Если ты хочешь жить посреди людей, то должен исполнять следующее: отнюдь никого не порицать, не осуждать, не гневаться, никого не уничижать; также не помышлять о себе, что сделал когда-либо доброе дело, и остерегаться говорить: такой-то живет хорошо, а такой-то невоздержно, ибо сие-то и значит: «не судите» ( Мф.7:1 ). Но на всех смотри одинаковыми глазами, с одинаковым сердечным расположением, с одинаковым помыслом в простоте сердца и принимай всех, как Самого Христа. Не приклоняй уха твоего к человеку, который клевещет (на ближнего) и не услаждайся (беседой) такового, но содержи уста твои во многом молчании, будучи медлен на беседу и скор на молитву. И не укоряй никогда клеветника или другого кого, делающего беззаконие, но всегда смотри на свои недостатки, укоряй и уничижай себя ежедневно. 2. Брат сказал: Это, отец мой, возможно лишь совершенным подвижникам. Блаженный отвечал: Сын мой, юность, если имеет смирение, сего ей достаточно, ибо Бог ничего более не требует от юного, как только чистоты и смирения. Ты же, сын мой, будь кроток и смирен, сострадателен и милостив, считай себя хуже всех людей и будешь поистине жить с Богом. Подвизайся и о том, чтобы не мечтать о себе: я достиг в меру такого-то Святого, но говори себе всегда так: знаешь ли, душа моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго дела никогда не сделали Бога ради, и горе нам, о унизившаяся, что мы сделали в день? Во все течение жизни твоей, сын мой, молись, как грешник, говоря на всякое время: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! И: Боже, очисти мя, грешного! Повторяй всегда и эти слова: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» ( Пс.18:13, 14 ). Знай же и то, что не должно удовлетворяться добрыми своими делами, и не уповай на них, потому что не знаем, угодны ли они или не угодны Богу. А посему уповай более на Бога и на силу Его, считай себя за бесполезный прах. Отсюду и (последует) исправление. 3. Брат опять сказал: «Отец мой! Каким образом человек может побеждать всякое искушение, находящее на него от врага?»

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

К словам псалма и антифона, которые ты вспомнила, еще другие прибавь: Надеющиися на Господа врагом страшни и всем дивни, горé бо зрят. Прости! Христос с тобою! Подрясник висит… Именины свои старайся провести в молитве, разве с благословения Матушки кого угостить и то если другие подскажут…// Писать откровения – очистить себя 9 . Что пишешь, в этом твое великое благо… Всегда будет хорошо и легко, раз будешь открываться. Нервность твоя должна излечиваться не только внешними лекарствами, но духовно – подвигом внутреннего воздержания. Поменьше разговаривай в церкви. Когда сердятся, это всем тяжело. А представь, если никто не позаботится, да претерпишь, это счастье дает и пользу душе. А сама-то ты всем служи, да; всем служи. Помысл против духовного отца – это верно, поддаваться бесу. Господь простит ти и помилует тя! Записка 20 Записка начинается после оторванных и зачеркнутых откровений. Простите! 10 Да, сильны козни вражии на нас – ведь хочется ему погибели нашей, следи за собой. Зачеркнутые откровения. Вздохните и помогите мне Христа ради. Простите! Молиться не хочется. Простите Спаситель мой! 11 Явное искушение – принудь себя. И всегда на всякое. Б. пр. Блр.! Записка 21. 13 января 1926 г. Спаси тебя Христос! Отношением к делу твоему ты меня утешаешь – к долгу твоему. Слава Богу, что тебе так дорога пустынь и с ней ты счастлива. Это – для меня утешение и награда радостью за труды над тобою (впрочем, я мало что тебе дал хорошего, – от меня нечего и получить-то!). А скорби и скорбишки везде есть… и они допускаются Богом не напрасно, а для нашей пользы – во спасение//нам. М. М. терпи: это тебе образец только что сказанного; здесь надлежит тебе утешаться, что претерпевый до конца спасен будет, а она-то добрая и любит тебя, и ты должна стараться, учиться – из всего извлекать пользу душе… /Паремии, значит, читали – и ты и я (Рождественские): Любовь о Христе тебя научит, что сказать Валентине. Прости! Христос с тобою! Молитву старайся неослабно усвоить всячески… Записка 22 Очень тронут твоим милым письмом. Смиряйся, родная! У тебя очень хорошее – доброе сердечко! Желаю тебе укрепляться в ревности к молитве. Храни тебя Христос! Тане Ф. мир и благословение. Хорошо, что читаешь письма старца о. Анатолия. – А умереть когда нам? – Божье это.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Мне тоже больно, но я стараюсь учиться, понимаю, что мне надо смиряться... Родная, мы дошли с тобой до необходимости смирения. Ведь разве ты не видишь, не чувствуешь, что тут и нападение диавола, и опытная школа жизни. Нужно отбросить и победить гордость, и это очень трудно, и тебе именно трудно, потому что ты – parfaite. Но правильны и отрадны будут ощущения; когда мы смиримся. Зачем у тебя желание обязательно поставить на своем и перекрыть – сказать последнее слово? Но я надеюсь, что ты добьешься доброго – одолеешь себя и спасешься. Слава Богу, что начинаешь сознавать свою самость; это большое приобретение, раньше этого не было. В ходе жизни своей ты будешь еще проникновеннее судить себя, и в этом будет показатель твоего духовного роста. Крепись – я верю – достигнешь, переборешь. Держись, уж очень иногда внешнее и мелкое тебя взвинчивает. Ты утешаешь меня тем, что побеждаешь себя. Ты на верном пути именно теперь (ты и знаменательно! – спокойнее стала). Я даже наблюдал, что ты стала глубже и спокойнее и, главное, светлее – одолела! А что ветхий твой человек пищит и вопиет, это так ему и полагается, равно как дух должен победить. Ведь духом и доходим. Господь укрепит светлую и серьёзную душу твою. Возвеселись исполнением долга, а все твое человеческое рассуждение ни к чему. Светла будь и смирна, и смиренна, тогда ничто не возмутит твоей тишины. Тебе нужно успокоитьая и нудить себя на полное смирение – (от души все терпеть). Скрепись, молись, ни в каком случае не дай себе взорваться. Ты потверже многих, но сердце не каменное. Может быть через тебя работает враг. Но зачем ты его слушаешь? Да еще в союз с ним приглашаешь свою самость, твою любовь не признавать (или нелюбовь признавать) обвинений (не говорю самой признаваться в ошибках – это в тебе еще есть). В тебе сильно видна твоя никак не отъемлемая самость. Уж очень махровая она у тебя. Если вглядишься, увидишь совсем ненужное построение, чтобы тебе оправдаться; впрочем, охотно верю и допускаю, что это непроизвольно и несознательно; говоря так, похваляю обычную тебе тщательность в откровении. Это неотъемлемое – вплюс, но лигатура, досадная в тебе, более, чем неполезная. Желаю препобедить ее. Нам с тобою нужно зачеркнуть себя; этого тебе очень нехватает. Побеждай себя, дорогая; когда ты чувствуешь себя в прахе перед Господом, тебе лучше. Рвись! Солнца надо – Христа! Как умеешь, родная, – молись. Тебе очень нужно стараться держать себя в равновесии. Ты – сильная, и твои искушения – искушения сильной. С Богом все можешь. Бог тебя и вразумит, а потому – к Нему, к Нему в сознании немощи. Смирись и смирится тебе небо и земля. Я почувствовал твое особое душевное состояние и умилился и взывал ко Господу дать тебе умиление непрестанное, а тебе – стяжать его. Это твой дух – краткие молитвы; ведь разные люди, разные умы, разные темпераменты, и многое разное им нужно; но во всем один и тот же Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Может быть, нам с тобой нужно теперь особенное тщание и слежение за собою – настоящая работа над собой; старайся не раздражаться, не выйти из себя, наперед уготовляй себя, душу свою к искушению. Отсечение воли и своего разума исполнения – самое тяжелое для умной, интеллигентной, пожилой, солидной, опытной, энергичной дамы; тебе приходится в старости переживать путь настоящей монашенкой жизни. Но ты ведь отвергаться себя (всего, всего) должна... Мир ти! Старайся и выработаешься, я уверен, но не сразу. Ты знаешь, (по опыту), что твои вспышки не от добра и тебе нужно во всеоружии встречать их. Ради Бога борись с собой. Нужно, чтобы ты не была взнуздана физическим и нервным самовозбуждением, и чтобы было не мирское рассуждение в твоем подвиге; а если чего не понимаешь, после поймешь. Стой на стороже и борись. Крепись, срывы для тебя самой только болезненны (да и мне тоже больно,прости!). Береги свое состояние и выравнивай его. Береги в тишине обретаемую тобой тишину. Внемли себе. Береги то немногое, что таким трудом и болезнями нажито. Ты – честный человек, но ты еще в муках второго рождения. В тебе говорит еще ветхий человек, только наполовину изжитой. Перевернуть всю себя тебе надо, и это трудно, но иди сквозь иглиные уши и второй раз рождайся. Невозможное у человека – возможное у Бога. Помоги тебе Бог одолеть недолжное; преходящее должно прийти и остаться только вечное... Христос Сам да укрепит, просветит, успокоит и осияет тебя! В тебе много жизненности, жизни вообще; это нуждается в сдержанности, в выдержке, а что ты не молоденькая – это затрудняет, в этом тебе большая остановка и возмущение, потому что твоей самости кажутся неправыми серьёзные взгляды серьёзных людей. Прошу тебя – будь строже к своим уловлениям и снисходительнее к другим, ведь немощь – наше общее свойство. Прости. Ой, мать, спасись, ой, ой, одолей все худое, главное, свою самость; твое красноречие – поток, ласковое слово, блестящее уменье говорить, но не во спасение: очень ты не любишь, когда с тобой не соглашаются. Не окрадывайся ради Бога, ради Христа. Ой, мать, победи себя... умоляю тебя. Ты понесла очень много жертв и подвигов великой силы, но ты не победила своей самости и, как следует, внутренно не смирилась. Это, впрочем, иногда ты и утверждаешь сама. А я хочу твоего спасения, тобою же не соблюдено это условие вхождения в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010