О любви и ласке к нам Да, любовь нас смиряет… и всегда должны смиряться проявления. Да, надо отсюда (о незаслуженной любви других) брать основание беречься от всего окаянства. Любовь и ласка обязывают к еще большей строгости к себе – только так и честно. А как же? Конечно, получаемая ласка обязывает нас к сугубому окаяванию себя. Восчувствуем это, восчувствуем 1) и то, что мы представляем собою, и 2) что мы должны быть (…) Это законно (ласка), т.е. доброе отношение других производит соответствующее действие, лишь бы это было чисто и просто (…) Нужна внутренняя ласка, она есть одна из сторон благодати… Ласка внешняя пусть и действительна и ценная внутренним добром души… Да, доверие (к нам) обязывает. («А если чувствуешь к себе хорошее расположение, это не значит, что ты хороша»). Да, икаким образом не значит. («За что меня любят?»). Да, не за что тебя любить, тем более будь им благодарна. Да, и как не смущаться (когда просят твоих молитв). Ну что же, осуди себя, и как умеешь, выдохни, по вере их Господь даст силу и твоей молитве… Если тебе сочувствуют и жалеют, надо молиться, чтобы Господь воздал им вечным блаженством… Что это тебя все радушно принимают?! Спаси их, Господи, хороших и доброжелательных! А нам с тобою будет полезнее посидеть дома – и не на людях. («Они относятся ко мне как к маменькиной детке») Ничего. Бог с ними; внутренно это не должно касаться тебя, а любовь трогает душу… (О внимании друзей и знакомых……..…… Поблагодари их пока молитвенным вздохом. Да, надо постараться быть такой же с ними, да, это уже непременно, в этом даже нам не будет заслуги, но это просто ответ души на их доброе отношение. 25/XII 30 Желание любви и ласки к себе – это желание естественное, но вдумываясь, вглядываясь в себя должны видеть и сознавать себя недостойными добрых отношений к нам, и тогда худое принимать как должное, а хорошее с сознанием, что не стоим, незаслуженно получаем. 15/XI 28 Есть нужда в тепле духовном и особенно обязанность ответного тепла. (милы со мной) Какою же ты должна быть… (она почему-то меня очень любит) Слава Богу. Сознавай, что не стоишь. Да, велика ответственность (за любовь к нам). Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

О посте 1)  Мерно, умеренно, посильно надо (поститься) и центр тяжести во внутреннем посте. 2)  Надо смиряться, и если не поститься внешне, то пост внутренний обязателен всегда. А для него само еменьшее – нужно себя стараться по возможности уединить от впечатлений 1) внешних 2) и таких, каких бы могло не быть 3) и таких, какие могли бы рассеять. 3)  Надо иметь великую мудрость, рассуждение, чтобы не расслабеть ни телом, ни духом – и трудиться и поститься в меру (…) по Божьи и в простоте. 4)  Старец оптинский о. Моисей, еще живя в миру, умел так подвижничать, так постничать, что этого никто не замечал (…) 5)  Воздержание – (…) от страстей, грехов и всякой скверны – единственный и постоянный путь восхождения души к лучшему, прекрасному своему достоинству, истинному своему благородству. 6)  Св. Церковь совершенно ясно и решительно предостерегает от одного внешнего поста. Если скверно поступают те, кто не брегут О внешнем посте, то нужно понимать, что потому-то и нужен внешний пост, что это есть одежда внутреннего, преготовление к внутреннему, истинному посту. 7)  Возлюби истинный путь – благоприятный и богоприятный пост, в котором бы постился весь человек – и тело и его душа… 8)  Это чудное действие поста – душа как-то орасправляет крылья, до этого связанные. 9)  Конечно, естественно, что плоть изнемогала, так трудно ее поработить. Да, тело поет, только бы не душа. 10)  Важнее же ударить по унынию и самолюбию, чем исполнить желание покончить с упокаиванием плоти, слабовольным потаканием чревоугодию. 11)  Благослови, Господи, чтобы В.Пост прошел на пользу душе! 12)  (о смущении угощением на 1-й седмице) А энергии-то сколько потеряно, не по-постному, ведь постный (1-й седмицы) ход жизни («режим») устава рассчитан на упразднение от дел обыденных. 13)  Ты казнился в слабоволии, что пил и ел, а то бы надо казниться в самоволии. Ты стеснялся за обедом, – если бы по уставу, и стесняться не надо бы… Смиряйся, можешь и должен (петь) из-за «осла» своего. 14)  Умеренность в еде вырабатывается, но с разумной постепенностью. 15)  Лучше на людях есть или если у себя, то в положенное время. 16)  (помысл «купить ли для сестры сладкого, но хорошо ли поощрять лакомство?») Нужно было, конечно, спросить, а рассуждать не так надо было. И в монастырях «и бывает утешение братии на трапезе»… Это доказательство против резонирования о неполезности. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Об отношении к окружающим 1)  Нам надо любить, п.ч. Он возлюбил нас и прощать п.ч. Он простил нам. )1/VI 31) 2)  Все мы слабы и немощны, и лишь бы только старались и умели друг друга терпеть любовью (26/VIII 32) 3)  Стяжи мирный дух, чтобы и окружающим было радостно. В кротости источник облегчения и освежения (5/VII 31) 4)  О, если бы прониклись все тем, что взаимным добродушием красна жизнь! (11/VI 31) 5)  Надо не быть побеждаемой злом, но побеждать зло добром. Надо быть кроткой и непреклонной (20/VII 31) 6)  (…) скорбящие, я таких всегда буду жалеть и особенно сочувствовать. А психику этих людей (неодующих на тех) трудно переделать и нужно потерпеть их любовью, а линию свою вести твердо, как Бог велит. (1/VI 31) Это скорбящие и озлобленные, милости Божией и помощи требующие, а не того, что к ним являют… (а как бы их можно использовать на служение другим!) Ах, не по-Христову, не по-Христову! Об этом и христос скорбел в свое время. И теперь, вероятно, скорбит… 7)  И надо чувствовать обязанность пред Богом понести им света Божественного. 8)  Да, это драгоценное чувство (любви). Никогда не надо жалеть о времени, в результате которого явлено общение о Христе и совесть свидетельствует особенным успокоительным чувством. (1/VI 31) 9)  Я ее (сострадающую любовь) очень ценю… (3/X 31) 10)  Пусть наше сердце сочтет для себя непременным участие в (…) (5/X 31) 11)  Да, самому понесет удовлетворение – мягкое и бережное обращение с другими. (26/V 31) 12)  В высших проявлениях любви исчезает собственное Я, любить, не ища своего6 горение внутреннего тепла, не зависящее ни от каких обязательств. (4/IX 31) 13)  И пусть (мрачные взгляды) – надо терпеть! Надо побеждать все любовью. Не ненавидящих, а страдающих от собственного окаянства и потому жалких. (27/XII 30) 14)  Все ищут только себе, а посмотреть чисто и ясно по-христиански – оком снисхождения никто не хочет.. не думают: а как по Христу – по Христову-то нужно… (9/XII 30) 15)  Есть нужда в тепле духовном и особенно обязанность ответного тепла… (5/XI 28) 16)  Жизнью это дается (навык как любить) 17)  В этой боязни (просить) есть оч. Добрые черты (не трудно видеть …… м.б. кто восхитится), но мы затушеваны, конечно, большою скверностью. Надо быть хананеянкой и милосердным самарянином… (20/X 27) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Скачать epub pdf «Воздержания наслаждение и мне Слове даруй, якоже Адаму рай иногда» Да, как чудно. 1)  Мирно, умеренно, посильно надо (поститься) и центр тяжести во внутреннем посте. 2)  Надо смиряться, и если не поститься внешне, то пост внутренний обязателен всегда. А для него самое меньшее нужно себя стараться по возможности уединить от впечатлений 1) внешних 2) и таких каких бы могло не быть 3) и таких, какие могли бы рассеять. 3)  Надо иметь великую мудрость, разсуждение, чтобы и не разслабить ни телом, ни духом – и трудиться, и поститься. В меру… По Божии и в простоте. 4)  Старец оптинский о. Моисей ещё живя в миру умел так подвижничать, так постничать, что этого никто не замечал… 5)  Воздержание – наипаче от страстей, грехов и всякой скверны – единственный и постоянный путь восхождения души к лучшему прекрасному своему достоинству, истинному своему благородству. 6)  Св. Церковь совершенно ясно и решительно предостерегает от одного внешнего поста. Если скверно поступают те, кто не брегут о внешнем посте, то нужно понимать, что потому-то и полезен внешний пост, что это есть одежда внутреннего, приготовление к внутреннему, истинному посту. 7)  Возлюбим истинный путь – благоприятный и богоприятный пост, в котором бы постился весь человек – и тело, и его душа… 8)  Это чудное действие поста – душа как-то расправляет крылья, до этого связанные. 9)  Конечно, естественно, что плоть изнемогала, так трудно её поработить. Да, тело ноет, только бы не душа. 10)  Важнее же ударить по унынию и самолюбию, чем исполнить желание покончить с упокаиванием плоти, слабовольным потаканием чревоугодию. 11)  Благослови Господи, чтобы Великий Пост прошёл на пользу души! 12)  (о служении угощением на 1-й седмице). А энергии-то сколько потеряно, не по-постному, – ведь постный (1-й седмицы) ход жизни («режим»), устава расчитан на упразднение от дел обыденных. 13)  Ты казнился в слабоволии, что пил и ел, а то бы надо казниться в самоволии. Ты стеснялся за обедом, – если бы по уставу, и стесняться не надо бы… Смиряйся, можешь и должен (есть) из-за «осла» своего! 14)  Умиротворённость в еде выработается, но с разумной постепенностью. 15)  Лучше на людях есть или у себя, то в положенное время. 16)  (помысл – «купить для сестры сладкого, но хорошо ли поощрять лакомство?») Нужно было, конечно, спросить, а не рассуждать не так надо было. И в монастырях «и бывает утешение братии на трапезе»… Это доказательство против резонирования о неполезности. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Скачать epub pdf О любви и ласке к нам. Да, любовь нас смиряет… И всегда должны смирять её проявления. Да, надо отсюда (о незаслуженной любви других) брать основание беречься от всего окаянства. Любовь и ласка обязывают к ещё большей строгости к себе – только так и честно. А как же? Конечно, получаемая ласка обязывает нас к сугубому окаяванию себя. Восчувствуем это, восчувствуем – 1) и то, что мы представляем собою и 2) что мы должны быть… Это законно (ласка), т.е. доброе отношение других производит соответствующее действие, лишь бы это было чисто и просто… Нужна внутренняя ласка, она есть одна из сторон благодати… Ласка внешняя пусть и действительна и ценная внутренним добром души… Да, доверие (к нам) обязывает. («а если чувствуешь к себе хорошее расположение, это не значит, что ты хороша») Да никоим образом не значит. («за что меня любят?») Да, не за что тебя любить, тем более будь им благодарна. Да, и как не смущаться (когда просят твоих молитв). Ну что ж осуди себя и как умеешь воздохни, по вере их Господь даст силу и твоей молитве… если тебе сочувствуют и жалеют, надо молиться, чтобы Господь воздал им вечным блаженством… Что это тебя все радушно принимают? Спаси их, Господи, хороших и доброжелательных! А нам с тобою будет полезнее посидеть дома – и не на людях. («Они относятся ко мне как к маленькой детке») Ничего. Бог с ними; внутренно это не должно касаться тебя, а любовь трогает душу… (о внимании друзей и знакомых во время болезни) Поблагодари их пока молитвенным вздохом. Да, надо постараться быть такой же с ними, да это уж непременно, в этом даже нет, не будет заслуги, но это просто ответ души на их доброе отношение. (25/XII 30) Желание любви и ласки к себе – это желание естественное, но вдумываясь, вглядываясь в себя должны видеть и сознавать себя недостойными добрых отношений к нам, и тогда худое принимать как должное, а хорошее с сознанием, что не стоим, незаслуженно получаем. (15/XI 28) Есть нужда в тепле духовном и особенно обязанность ответного тепла. (милы со мной) Какою же ты должна быть… (она почему-то меня очень любит) Слава Богу. Сознавай, что не стоишь. Да, велика ответственность (за любовь к нам)   «Какой же нужно быть чистой и светлой, чтобы быть достойной любви». Это ощущение правильное, за любовь нужно платить только настоящей ценою и это будет только честно. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

... Во всяком благочестии и чистоте... Я ничтожный и скверный человек; прости меня за все, что я тебе худого приношу, хотя бы неумением руководить тобою и другими. Я ничего не умею делать. Н не сумел воспитать тебя. Есть хорошее у тебя от прежнего, а я ничего тебе доброго не привил: Мои лучи не действуют далеко. Горе мне! Я никуда не гожусь, и дать ни раньше, ни теперь ничего не могу, разве по доверию приходящего, по вере его. Если же Христос, за неверие их, за недостаток веры, не мог сотворить чудес многих, то здесь худший случай, чем Христос, здесь хуже чем нуль. Поэтому, если есть добрая возможность, при моем ничтожестве, то не от меня, а от Господа по твоему доверию. По вере твоей да будет тебе, и через тебя я да буду лучше. Я, по своему окаянству, все лежу и думаю, что я болен, Ты, конечно, больнее меня, и что моя простуда и горловая боль с инфлюэнцией, в сравнении с твоими болезнями, усталостью и страданиями! В моем изнеможении только моя вина: не умею превозмочь. А что до элементов ваших, вообще, добавлений к моему изнеможению, то тоже виноват я, не сумел вас возрастить и воспитать терпеливыми и незлобивыми ко всему. « Не знаете, какого вы духа», – Ах, мать, все это человеческое; но не думай, что я тебе не сочувствую в твоих переживаниях. Я ведь еще хуже, слабее, мельче, ничтожнее тебя, я виноват во всем. Я не являю собою примера «послушателя» истинного исполнения Евангелия Аристова, не приближаюсь к безграничной абсолютности Христа и Евангелия. Горе мне, мать, горе! Раз сам не умею, куда же других поучать! Впрочем, я это сознаю. Да что в том толку? Горе мне, горе! Прости меня и покрой своею любовью, ради Господа! Я не умею управлять и о. З... – все мы такие собрались; потерпим вместе. Будь хоть ты истинной послушательницей Евангелия Христова, если другие, особенно я, так плохи. Ах, мать, мать! Мне стыдно пред тобою за мое более, чем никудашество. Я в своих действиях не хочу никому угождать и внутренно совершенно независим, мне совсем неважно,что и как обо мне говорят (знаю даже, что худого стою), и оно спасительно для меня, но не для говорящего: знаю, что стою осуждения, но не хочу подавать повода к нему, ни судить сам. Вообще в суждениях обо мне и в похвалах я не заинтересован, лишь бы все спаслись. За меня же: предоставим, чтобы ответил Бог и жизнь. Я поступаю не рассуждая, как говорил бат... и ничего особенного не изменил.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Возмогай силою Возлюбившего нас Надо благодарить Бога за то, что дает толчок к глубокому сосредоточению и к очищению души твоей ведет. Господь в помощь тебе в работе над собою! Бог поможет войти в твою истинную устроенность. Но нужна постепенность вхождения. Господь поможет потихонечку и ровненько. Ты сама себя не знаешь. Ты не переоцениваешь себя, но неправильно определяешь, что тебе нужно. Не бери на себя рассуждения о себе. А я не от себя, а от Бога знаю и хорошее и худое в тебе. В отношении тебя более, чем в отношении кого-либо знаю, что делаю (и всегда представляю себе); это не потому, что я что-нибудь значу, а потому что ты хорошая и по доверию ко мне, грешному. Я жалею тебя и это основной тон наших отношений. Я уважаю и ценю тебя за нежелание облегчения в трудах. Ты просишь гнуть твою выю, но и поглаживать. Благослови. Только когда я поглаживаю – ты ничего, а когда гну – ты брыкаешься. А ведь по любви ругаю. Погладить я согласен, но, если ты требуешь согласия с тем, что я признаю неправильным, то я не могу согласиться, да это и не на пользу тебе. Твое предложение говорить с тобой как с девочкой, не всегда осуществимо по твоему именно настроению, более взрослому. Я потому-то и оказываю тебе мало особого, внешнего, нарочитого внимания, что считаю, что ты из этого выросла, тебя надо утверждать, управлять. Ты виновата и крепко – внутренно – в деле своего спасения. С моей стороны – не выпады, а твердое (без выхождения из себя) поставление тебе барьера и напоминание тебе о твоих обязанностях (не пред кем либо, а перед самой собой о Господе). И это по моей великой любви к тебе и непременному желанию твоего опасения, в котором я непреклонен и непримирим. Прости. Прошу тебя сладься со мною, а не с собою меня, я ведь не из-за себя. Я могу каждый день говорить тебе разное, и это не колеблет, а утверждает основание послушания. Разве не так? Ты опытнее меня и знаешь, что это так... Ах, мать, мать! Ты честный человек, но ты еще в муках второго рождения. Прости. Неудовлетворенное тяжелое чувство и тревога – это все мирское. Стряхни христанским чувством... После будет мирный плод праведности. Хочу, чтобы все в тебе переработалось в Божье из человеческого. Я воюю с твоим противником в тебе, а не с тобою. Я тебя и люблю, и хочу, чтобы легче тебе стало и не по мирски.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Очень рад не только твоему доброму настроению, но и тому, что Господь помогает тебе сверх твоего ума и силы послужить святой обители своей. По вере твоей и впредь да подает Он тебе благовременную помощь! Не оскудевай и не ослабевай в рвении. Буду, как всегда, молиться о тебе и воспоминать о том, как приходится тебе трудноватое послушание нести. Но неси его спокойно по возможности – и без превозношения и без ропота да с усердием… Прости! Спаси, помоги, сохрани тебя Бог. Тане Ф. – благословение от Господа любви и всякого утешения… Записка 5 Завари мне более стакана//горького питья. Записка 6 Блюди себя и возмогай Записка 7. Январь 1925 г. Христос с тобою, моя бедная деточка! Я жалею, что ты все хвораешь, но и по указанной в прошлом письме причине радуюсь – вижу доброе действие на тебя болезни – твоя душа становится светлее, чище, становишься ты к Богу ближе. Что молитва достигается с усилием, это так и должно быть. Тогда только и будет прочно… Чисти только и сама себя неослабным вниманием, испытанием себя, укорением себя. На поездку в Москву для лечения я согласен, если матушка тебя на это благословляет. Я, значит, за одно с матерью твоего действительного, а не по плоти родного семейства…// Время твоей смерти предоставь в руки Божии. Сама знай только одну мысль и одну заботу – спастись! Остальное дело не наше с тобой! Прости! Прошу твоих Св. Молитв! Мир и благословение Валентине! Да стоит крепко в иночестве! Спаси и сохрани тебя Христос! Записка 8 Я ужасаюсь твоей нечуткости: на твое желание попасть (заметь всех отказался принять, а тебе позволил одной подойти) я ответил, что – если буду в состоянии и сказал, что раз и у тебя болит сердце (а у меня и грудь), ты можешь меня понять: смогу приму, не смогу – не по лености не приму… А ты вместо жалости уверяешь, что тебе нужно и не жалеешь меня… Где твое обещанное постоянство? Ах… Мне это больно. А остальное – удары твои мне болезненны, но, если у тебя хватило совести их наносить, пусть они будут на твоей совести. Прости. Я уж лучше помолчу… Записка 9

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Скачать epub pdf Алфавитный указатель имен (к стр. 5–310) Я скопировал его но не исправлял. Так сноски в печатни и электронном вариантах различаются. Сокращения: архм. – архимандрит, архп. – архиепископ, ИПЦ – Истинно Правосл. Церковь , и-м. -иеромонах, ИМУ – Имп. Моск. Ун-т, МДА – Моск. Дух. Академия, свщ. – священник, Алексий (ст-ц Зосимовой пуст.) – 29 50 60 64 95 96 98 112 144 145 182 215 289 294 Алексий I, Патриарх – 123 124 130 142 143 154 248 257 269 272 Алексий, архп. Таллин. – 270 Аллилуева Светл. – 184 185 188– 190 Ангелина (Афанасьева), иг. – 99 Анна Григор. Клыгина – 171 236 Антоний (Абашидзе), архп – 95 98 166 171 Антоний (Кротевич), архп. – 216 Антоний (Храповицкий) , архп. – 25 Аристарх (Елисеев), и-м. – 102 151 Афанасий (Сахаров) , архп. – 102 Багрецов Мих., свщ. – 62 111 Барановы – 295 308 Безобразова Р.С. – 308 Беляев А. Д. – 68 69 Беневоленские – 60 97 Бируков Иг.Ник. • 150 Богданов Б.Д. – 78 Боголюбский Н.И., проф. – 68 Богословский М. , проф. – 28 63 87 Богоявленские К. И., свщ. и Варвара – 60 280 и др. Богоявленский Н.И. – 39 62 Богоявленский С. (сын К.И.) – 87 Богуцкий – 68 Боскин Серг. Мих. – 96 97 Брусилов, ген. – 84 Брянских – 165 (см. Парфений) Варвара (Трофимова), иг. Варфоломей (Ремов) , архим. – 69 93 Васнецов В.М. – 252 Вассиан (Пятницкий), иг. – 68 Введенский Ал-др Петр. свщ. (+4.4.1973)-23 41 Введенский Дм. Ив., проф. – 68 Ведерниковы – 179 188 Вениамин (Новицкий), еп. – 130 Вениамин (Федченков) , митр. –151 Верховцева Н. – 69 92 300 309 Веселовский СБ., проф. – 76 Вишневский Сергий, прот. – 188 Воронцов (Вениамин), свщ. – 97 98 147–151 159–161 171, см. Елев-ферий Всехсвятские – 293 Вышеславцева ОН. – 174 Габрияники – 78 82 88 98 171 196 Гайдукевич Леонид, прот. – 78 Галкин (Горев), Мих., б.свщ. – 92 Глаголев С. С, проф. – 43 Глаголев Матв.Дм, свщ – 60 Голубев Ив. Вас. (Костр.) – 11 Голубинский Е.Е., проф. – 12 20 Голубцов Петр Анат. – 292 Голубцовы (генеалогия) – 10 11 60 Мария – 62 64 93 107 114 167 274 Сергей – 64 66 90 95 289 291 300

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Официально монастырь был закрыт властями ещё в 1918 г. и действовал только как приходской храм. Владыка Варфоломей пригласил сюда братию Зосимовой пустыни, закрытой в 1923 г. Монастырь в те годы не мог существовать открыто, тем более в центре Москвы, но владыка не жалел для сохранения монашеской общины ни сил, ни здоровья, ни даже своего честного имени (формально в 1928 г. при очередном аресте он дал подписку ОГПУ о сотрудничестве, которое на деле никак не осуществлял, что и было вменено ему в вину при аресте в 1935 г.). По-видимому, церковная власть делала попытку сохранить Академию с новым названием. Документ, подтверждающий это, находим в «деле» отца Варфоломея 1921 г. Это удостоверение, выданное 29 января 1920 г. «проживающему в г. Москве Варфоломею Фёдоровичу Ремову в том, что он состоит профессором Православной Народной Академии». На документе подпись: Помощник Ректора проф. В. Виноградов и круглая печать «Православная Народная Akaдeмiя». Судя по штампу, «…Akaдeмiя, организованная союзом духовенства и мipяh», располагалась в Епархиальном доме в Лиховом переулке 6 . Обеспечение существования Московской Духовной академии в нелегальных условиях было одной из главных задач епископа (с 1934 г. архиепископа) Варфоломея. Протоиерей Владислав Цыпин , автор книги «История Русской церкви. 1917–1997», пишет: «Лекции для желающих получить высшее богословское образование читались в Московском епархиальном управлении и …в Высоко-Петровском монастыре, настоятель которого епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) и возглавил полулегально существовавшую школу. На содержание школы собирались пожертвования в московских храмах. Варфоломей (Ремов) , уже в сане архиепископа, был расстрелян в 1936 г. 7 , репрессиям подверглись и другие лица, преподававшие и учившиеся в этой богословской школе» с. 615–616]. Учебный план подпольной академии был унаследован от дореволюционной МДА, хотя и подвергся некоторой коррекции. Среди профессоров тайно существовавшей академии были священномученики Иларион (Троицкий , до ареста в 1922 г.) и Иоанн Смирнов , священник Павел Флоренский (до 1924, возможно – 1927 г.), протоиерей Василий Виноградов (арестован в 1930 г.) и другие с. 55–58]. Лекции читались обычно в подсобных помещениях храмов. Епископ Варфоломей читал лекции для небольшой аудитории в 15–20 человек, вмещавшейся на паперти Сергиевского храма с. 107]. По воспоминаниям прихожан Высоко-Петровского монастыря, для студентов академии устраивались экскурсии в Третьяковскую галерею, куда они ходили маленькими группами по 2–3 человека. Это могли быть занятия по богословию иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010